Краткое содержание:

Оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) продолжается уже в течение 5 лет, но до сих пор из-за особенностей ее проведения между жильцами МКД, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями возникают непонимание и споры. Нередко поставщики и исполнители коммунальных услуг пользуются незнанием громоздкой законодательной базы по ЖКХ и обсчитывают граждан в части несения расходов на установку счетчиков и при переходе от начисления оплаты за услуги по нормативам к начислению оплаты по показаниям ОДПУ.

Правовая инструкция сайт расскажет о правилах установки общедомовых счетчиков, особенностях оплаты ЖКУ по ним и спорах, возникающих между жильцами и коммунальщиками.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь - с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении...»).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении...») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

Когда могут установить общедомовые счетчики без согласования с жильцами?

Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) в домах, где счетчики не были установлены на 1 января 2013 года, вправе сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию счетчиков с привлечением ресурсоснабжающих организаций (п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Между РСО и УК заключается агентский договор, по которому УК, действуя в интересах РСО, взыскивает эти расходы с собственников (Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04). Расходы на установку приборов учета включаются в счета по квартплате в размере, который для каждого собственника определяется в зависимости от его доли в праве общей собственности на общее имущество. Состав возможных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов указан в Письме Минстроя от 09.04.2014 N 5792-МС/04:

  • стоимость прибора учета;
  • расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;
  • расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;
  • расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

При недостижении соглашения по взысканию расходов между УК и РСО, РСО вправе подать иск в суд к УК и взыскать с УК эти расходы. Управляющая компания признается надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления домом (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС 15-912 по делу N А 14-13747/2013). Собственники могут и сами решить вопрос установки ОДПУ на общем собрании, решив вопрос о размере расходов на установку и включении этих расходов в плату за содержание жилого помещения (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). С момента принятия такого решения УК должна в течение 3 месяцев обеспечить установку и ввод счетчика в эксплуатацию.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика?

Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется в течение месяца с даты установки. После ввода, с 1-го числа следующего месяца, исполнитель услуг (УК, ТСЖ) обязан рассчитывать размер платы за коммунальную услугу исходя из показаний введенного в эксплуатацию счетчика (п. 81 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Если есть техническая возможность установки коллективного прибора учета тепловой энергии, но он не установлен, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компанией. К потребителям в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

Если общедомовой счетчик установлен, но не все квартиры и нежилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Постановлению N 354, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии (Письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ?

В судебной практике встречаются следующие споры, связанные с установкой общедомовых приборов учета:

  • споры по искам собственников по вопросу правомерности установки ОДПУ (Апелляционное определение Амурского областного суда от 03.05.2017 по делу N 33 АП-2233/2017);
  • споры по искам прокурора о понуждении установить ОДПУ (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу N 33-5802/2015);
  • споры, связанные с возложением на собственника обязанности оплаты установки ОДПУ
  • (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 22.06.2016 N 44 г-0029/2016);
  • споры, связанные с оспариванием исполнителем услуг предписаний контролирующих органов по вопросу правомерности расчетов по показаниям ОДПУ, а не нормативам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф 02-6640/2016 по делу N А 69-196/2016);
  • споры в связи с требованиями собственников делать расчеты по нормативам, а не по показаниям ОДПУ, установленных с нарушением законодательства или неисправных (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 по делу N 33-4590/2017).

Общедомовые приборы учета или сокращенно ОДПУ — это специальное оборудование, которое используется в целях экономии средств и справедливого распределения затраченных ресурсов. Как работает данное оборудование и как происходит процесс его установки — рассмотрим в следующей статье.

Необходимость установки ОДПУ

Для контроля за оплатой коммунальных услуг и подсчетом расходуемых ресурсов управляющей компании приходится установить общие учетные приборы. Однако эта процедура не так проста: законом здесь регламентируется ряд правил:

  1. Устанавливать общий электросчетчик допустимо только по результатам общедомового собрания. То есть, если жильцы примут решение отказаться от установки, то УК не сможет им помешать. Однако к её обязанностям относится обязательное информирование жителей о выгоде использования приборов учета и о возможных санкциях в случае отказа от установки.
  2. Финансовая ответственность за покупку и монтаж ОДПУ в многоквартирном доме ложится на плечи жильцов. То есть было узаконено, что этот процесс оплаты за установку ОДПУ контролируется жителями дома. Им потребуется собрать необходимое количество денежных средств для установки подходящего комплекта приборов учета. Сумму, которую необходимо будет платить за это, назначает компания, ставит общедомовые учетные приборы. Они подбирают подходящие приборы в соответствии с индивидуальными условиями (комплектация, объемы, технические условия и т.д.) и предоставляют необходимые документацию и квитанции заказчикам.

Важно! ОДП устанавливается в подвале или подвальном помещении. Если существуют соответствующие условия, то прибор учета электрической энергии располагают в щитовых помещениях. Обслуживание прибора осуществляется компанией-установщиком, именно наниматель (конкретный дом) обязан оплатить услуги по замене или починке ОДПУ в многоквартирном доме, если это потребуется.

Типы ОДПУ

Общеквартирные ОДП делятся на несколько типов в зависимости от того, расход какого ресурса они подсчитывают:

  • расход водоснабжения (горячей и холодной воды);
  • электрической энергии;
  • тепловой энергии (отопление);
  • газа.

Не обязательно принимать решение об установке приборов всех типов, но это остается лучшим способом для учета индивидуальных расходов на тот или иной ресурс и справедливого подсчета расходов на общедомовые нужды.

Преимущества использования

Общедомовой счетчик позволяет решить сразу несколько серьезных проблем жилых домов:

  1. У жильцов не возникнет необходимости устанавливать специальные приборы учета расхода газа, электроэнергии, холодной воды и горячей и т.д.
  2. Возможность просто и быстро подсчитать расход на общедомовые нужды.
  3. Нет нужды платить повышающий коэффициент, который достигает 60%.
  4. Возможность экономить и справедливо платить за общедомовые нужды.

В 2009 году законодательством было установлено, что установка общедомовых счетчиков обязательна для всех. Однако до сегодняшнего дня находятся дома, которые отказываются выполнять эту обязанность. Именно для таких людей стоимость услуг ЖКХ начисляется в другом виде: она увеличивается практически в 2 раза за счет применения повышающего коэффициента.

Процесс эксплуатации

У жильцов многоквартирных домов часто возникает вопрос, кто должен заниматься снятием показаний и на ком лежит ответственность за содержание оборудования. Рассмотрим эти проблемы далее:

  1. Компания, поставляющая услуги ЖКХ. Условия эксплуатации требуют своевременной проверки и починки приборов. Контроль за этой процедурой и привлечение квалифицированных специалистов для осуществления ремонтных и профилактических работ выполняет УК. К такому решению обязывает Департамент ЖКХ Минстроя Российской Федерации в 2009 году.
  2. УК или ответственное лицо после идентификации поломок, проблем или неисправностей в ОДПУ нужно решить эти вопросы в течение 2 месяцев.
  3. Допуск РСО (ресурсоснабжающей организации) к приборам учета для поверки и ремонтных работ обязуются осуществить собственники ОДПУ. Жители дома — те, кто оплачивает установку общедомовых приборов учета. Закон регламентирует, что в случае предоставления необходимых услуг и отказа от их оплаты, счет будет предъявлен в принудительном порядке всем жильцам, которые отказались от оплаты.
  4. Каждый жилец как собственник имеет право на то, чтобы посмотреть на учетные приборы и осуществить личную проверку. Для этого правила рекомендуют ему обратиться в УК или к ответственному по подъезду, который должен объяснить, где именно находится ПУ и как туда попасть.

Важно! Снимать показания обязуется специально выбранное ответственное лицо. После снятия показаний составляется акт с данными и суммой, подлежащей к оплате. Акт подписывается ответственным лицом и УК, которая представляет интересы жильцов дома. Сегодня существует возможна установка общедомовых приборов учета с функцией автоматического снятия показаний.

Расчет тарифов и начисление платежей

Установить домовой ПУ — это первый шаг к тому, чтобы начать экономить на общедомовых ЖКХ. Обратите внимание, что общая сумма по ОДП в равной степени делится между всеми собственниками жилья, учитывается наличие индивидуальных приборов, если они есть дома. Для правильного расчета необходимо знание цены единицы того или другого ресурса. Расчет производится по одной из следующих формул:

  1. Тепловая энергия. Формула для ситуации, когда индивидуальные устройства учета установлены не в каждую квартиру, а оплата тепла производится только в зимний период. V x S(i)/S(o) x T. В данной формуле V — общие показания по счетчику, S(i) — площадь отдельно взятой квартиры, S(o) — общая площадь всех квартир, T — ставка по тарифу.
  2. Тепловая энергия. Формула для ситуации, когда оплата тепла производится в течение всего календарного года. V x T x S (i).
  3. Плата по электричеству. Высчитывается по формуле (Общие показания — Сумма использования энергии всех квартир — Сумма потребления энергии в нежилых помещениях) Х Площадь интересующей квартиры / Общую площадь дома.
  4. Плата за воду (горячую и холодную). (Показания по общедомовому прибору учета воды - Использование в общедомовых помещениях - Использование ИПУ - Потребление согласно нормативу) * Площадь отдельной квартиры / Площадь всех квартир в доме.

Формулы вычисления сумм, подлежащих оплате по ОДПУ и их подробная расшифровка представлены в Постановлениях Правительства РФ от Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011.

Порядок начисления платежей по ОДПУ

Порядок начисления платежа на отдельно взятую квартиру происходит в три этапа:

  • вычисляется индивидуальная сумма платежа согласно показаниям индивидуального квартирного счетчика;
  • к ней прибавляется часть суммы согласно показаниям общедомового ПУ;
  • полученная сумма и вписывается в квитанцию.

При возникновении вопросов по начисленной сумме ответственное лицо обязано предоставить жильцу отчет о вычислениях и имеющихся показаниях.

Основные правила использования

Для регуляции процесса эксплуатации ОДПУ и пресечения возможных проблем с его использованием существует ряд правил и законов РФ, к числу которых относятся:

  1. В случае, когда на протяжении некоторого периода гражданин, прописанный по указанному адресу, не проживал в квартире или временно отсутствовал, соответственно, не расходовал ресурсов, то он имеет право на перерасчет. Однако для этого ему потребуется предоставить документ, подтверждающий его отсутствие (справка из больницы, с работы о командировке и т.д.). Данный документ предоставляется управляющему или ответственному лицу, после чего делается перерасчет.
  2. В ситуации, когда в квартире проживают незарегистрированные квартиранты, это не освобождает их от оплаты ОДН. Однако сумма начисляется либо на количество прописанных лиц, на количество лиц, являющихся собственниками (если никто не прописан на жилплощади).
  3. При несвоевременной передаче показаний за месяц берутся среднемесячные данные. Если показания не передаются в течение 3 месяцев, то расчет суммы, подлежащей к оплате, происходит согласно нормативам потребления.
  4. Если собственность разделена в неравных долях (1/3 или 1/2 и т.д.), то на начисления это никак не влияет. Сумма все равно вычисляется согласно количеству собственников вне зависимости от долей.
  5. В целях предотвращения дезинформации при передаче данных о показаниях по телефону рекомендуется установить словесный пароль или код для безопасной идентификации.

На сегодняшний день ОДПУ используется практически во всех домах. Комбинирование общедомовых приборов учета с индивидуальными позволяет стабилизировать начисления, сократить потребление избыточных ресурсов и облегчить процедуру подсчетов общедомовых нужд.

Активность жителей России, интересующихся детализацией на душу населения, постоянно увеличивается. Многие себе поставили индивидуальные устройства для учета электроэнергии, газа, воды, тепла. Возникает вопрос о необходимости присутствия в многоквартирных домах ОДПУ.

Расшифровка данной аббревиатуры - "общедомовые приборы учета". Такое устройство представляет собой счётчик, определяющий суммарный объем затраченного ресурса, например, электроэнергии. Часто ОДПУ выполняет функцию распределительной конструкции многоквартирного дома. Под последним, естественно, понимается не отдельный подъезд, а все здание.

Функции ОДПУ

Специалисты придерживаются мнения о том, что индивидуальные счетчики не эффективны без ОПДУ. Расшифровка данного утверждения состоит в следующих пунктах.

  1. Возможность сравнить показания необходима для мониторинга работы коммуникационных систем.
  2. Усовершенствование формул расчетов оплаты коммунальных услуг населением.
  3. Определение утечек, анализ параметров поступления ресурсов (температуры, давления). ОПДУ позволяет определить, кто при нарушениях системы будет нести убытки (управляющая компания или организация-установщик).

Исходя из этих пунктов, становится ясно, что такое ОДПУ в ЖКХ.

Характеристики и виды ОДПУ

В основном ОДПУ устанавливаются в подвалах домов. К таким устройствам относятся общие приборы учета горячей и холодной воды, а также тепловой энергии и электричества.

Компании, занимающиеся предлагают разнообразные варианты по установке ОДПУ. Расшифровка их предложений включает не только комплексные работы по налаживанию функционирования приборов учета, но и вспомогательных материалов.

Например, кроме счетчика тепловой энергии, который называется ультразвуковым расходомером, затрат воды, устраивается узел, учитывающий автоматическое регулирование отопительной системы. Наряду с устанавливается устройство, контролирующее потребление.

В конечном итоге предлагается три основных варианта, заключающихся в установке ОДПУ без дополнительных элементов регулирования и передачи данных, или же с включением в систему вспомогательного оборудования.

Счетчики потребления электроэнергии

Что такое ОДПУ электроэнергии? Их подразделяют, как и индивидуальные на одно-, двух- и многотарифные. Последний сейчас является самым популярным вариантом, так как позволяет снижать стоимость затрат в ночное, позднее вечернее и дневное время. Цена установки такого счетчика существенно выше, но он быстро окупается.

Выделяют три тарифа: ночной - 23-7 часов; полупиковый - 10-17, 21-23; пиковый - 7-10, 17-21 часов.

Каким образом происходит оплата по разным видам счетчиков? По прибору находится различие между его показателем и сумме по всем квартирам. Полученный результат делится на всех жильцов. Если тарифов много, то по всем отдельно.

Оптимальным вариантом проверки и обслуживания счетчиков является периодический приход специалистов, которые занимались его установкой. Однако такие работы могут проводить обученные люди домоуправляющей компании. Иногда для выявления организаций, нечистых на руку и неправильно фиксирующих показания, по жалобе жильцов, выявивших очевидное завышение тарифа, проверяет организация, занимающаяся поставками электроэнергии, или уполномоченное лицо - представитель плательщиков. При этом осуществляется сверка данных с квитанциями. Например, электроэнергия на общие нужды не может подскочить резко, в 2 раза, просто так, в зависимости от сезона. Такая ситуация требует немедленной проверки.

Установка ОДПУ

Еще до июня 2013 года включительно российское правительство обязало всех установить ОДПУ. Расшифровка необходимости данного процесса четко прослеживается в федеральном законе №261.

Она заключается в реализации задач, направленных на энергосбережение. Установка производится после собрания всех жильцов и голосования, по результатам оформляется протокол. В случае невозможности оплатить установку сразу управляющая компания собирает деньги в рассрочку. Организация при отсутствии инициативы жильцов может сама принять решение об установке, а при их сопротивлении сделать это в принудительном порядке через суд. Все расходы, связанные с приобретением и установкой, а также обслуживание ОДПУ оплачивают собственники.

По закону управляющая компания обязана раз в год доносить до жильцов сведения о подходах, направленных на энергосбережение, разрабатывать варианты действий и выносить их на собрание. Кроме вышеуказанных способов, установку ОДПУ могут предложить ресурсники, то есть организации, поставляющие свет, тепло и прочее.

Обслуживание и поверка ОДПУ

ОДПУ является общим имуществом многоквартирного дома и входит в состав инженерных систем. За их содержание ответственна управляющая компания. Поверка ОДПУ может осуществляться любым лицом, которому доверяет данная организация. Обслуживание систем включает осмотр, ремонт по необходимости, проверку соответствия показаний реальным. Бывают ситуации, когда обслуживание ОДПУ осуществляется ресурсосберегающей организацией за счет собственных средств.

Снабжение зданий ОДПУ тепловой энергии

Установка ОДПУ постепенно набирает обороты.
Еще в 2009 году, в связи с растущими расходами на теплоснабжение зданий, вышел закон о необходимости присутствия в них подобных устройств.

Обязывают также установить индивидуальные приборы учета тепла. Промедление с этим вопросом может грозить штрафом. Их приобретение также решается собственниками на общем собрании, при этом им же необходимо выбрать специалиста по данному направлению.

Каким образом формируется плата за коммунальные услуги

Расчет оплаты по коммунальным платежам формируется исходя из совокупностей всех приборов учета. Существует специальная формула ОДП, которая варьируется в зависимости от типа потребляемых ресурсов. Например, размер оплаты за водоснабжение рассчитывается с учетом следующих показателей: потребленное количество ресурса по показателям ОДП делится на сумму трат горячей или холодной воды с индивидуального счетчика и показателей по нормативам, если есть помещения, не оборудованные счетчиком. Полученное число умножается на тариф и повторно - на показатель с индивидуального прибора учета.

Некоторые нюансы оплаты общедомовых нужд

Какие дополнительные факторы могут влиять на показатели ОДПУ? Для начала следует отметить, что при расчете объема потребляемого ресурса счетчики МОП общих элементов конструкции дома (подъезды, площадки) не являются таковыми. Использование таких устройств в качестве общих не предусмотрено законом.

Если в жилом здании расположены коммерческие организации, то либо их затраты не идут через ОДПУ и рассчитываются отдельно, либо вычитается необходимая сумма от общего показателя.

Утверждение, что за злостного неплательщика платят все остальные, не всегда правильно. Например, при расчете общей электроэнергии его показатель все равно вычитается из всей суммы. Если должник не передает сведения по счетчикам, то данные на него составляются по утвержденным тарифам.

Сомнение в реальности суммы квартплаты

Для всех структур и жильцов, наблюдающих за порядком и расходованием ресурсов, полезно наличие в доме такого оборудования. Общедомовые приборы равноценны наведению порядка, ОДП = комфорт. РФ относится к тем странам, где законодатели это понимают и имеют желание создать прозрачные отношения в сфере ЖКХ, понятные для собственников многоквартирного дома. Людям должно быть ясно, за что они платят, каким образом формируются пункты в квитанциях. Для достижения поставленных задач и необходима установка ОДПУ.

При возникновении ситуаций непонимания формирования суммы в квитанции можно потребовать с управляющей компании разъяснение, подав специальное заявление. В нем по пунктам указать необходимость уточнения того, каким образом велся подсчет с формулой и значениями; каковы объемы по общим и индивидуальным счетчикам; есть ли ОДПУ в доме и опломбированы подключения нежилых помещений; по каким тарифам производился расчет.

Если управляющая компания отказывает в данной просьбе, то она нарушает закон. Такую организацию уже можно заподозрить в утаивании важной информации и махинациях. Для уменьшения таких возможностей компании и устанавливаются ОДПУ. Расшифровка их значения заключается в предоставлении дополнительной возможности специальным службам для того, чтобы быстро сверить фиксируемые управляющими компаниями показатели с реальными.

2. «В соответствии с Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.»
Постановление уже отменено. И сначала Жилинспекция цитирует это постановление, а потом указывает, что оно отменено.
Спрашивается, зачем нужно было цитировать? Мое предположение, чтобы придать объему.
Примечание: иногда допускается цитирование отмененных нормативно правовые актов, когда рассматривается проблема, возникшая в период их действия.
Здесь как мы видим, это не так.

3. «При отсутствии ОДПУ тепловой энергии в многоквартирному доме».
Опять «лишняя информация» для объема, т.к. в доме 36 ОДПУ установлен, и об этом я указывал в заявлении!

4. «Согласно представленной информации».
Здесь использована подмена понятий.
Я в заявлении сообщал о том, что ОДПУ тепла установлен, а расчет производится по нормативу.
Соответственно, получив ответ о том, что «запрошена информация», я предполагал, что запрошена именно информация об объемах потребленного тепла.
Здесь, как мы видим, об этом ни слова, а опять не относящиеся к делу фантазии.

5. «В МКД отсутствует индивидуальных тепловой пункт (ИТП)».
Ну да, отсутствует, только к делу это не относится.
Речь-то шла об общедомовом приборе учета тепла!
Примечание: Индивидуальный тепловой пункт устанавливается в дома и используется для получения горячей воды путем нагрева из холодной. Соответственно, в домах с ИТП порядок начислений за тепло совершенно другой.
В нашем доме поставляется и холодная, и горячая вода.

6. «утвержденный решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области».
Вот это проблема, над решением которою «бьются» многие жители нашего поселения и звучит она так:
Какое отношение решение Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области имеет к домам, находящимся на территории ДРУГОГО субъекта Российской Федерации, в г. Москве?
Ну и опять таки, в заявлении не оспаривается объем начисления тепла по нормативу, т.е. это к делу не относится.

7. «расчет платы за отопление произведен исходя из норматива».
Вот эта фраза, вообще, высший пилотаж чиновничьей мысли!
Почему?
Потому что мне сообщают о факте, на который я и подал жалобу!!!
Вопрос был именно в том, что начисляют по нормативу, а должны по показаниям ОДПУ тепла.

8. «собрания… не проводились».
А они и не должны проводится!
Вопрос начисления платы за потребленное тепло регулируется Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354!
И для его решения не нужно проводиться собрания!!!

9. «основания для проведения перерасчета за 2016 истекший год не имеется».
Тоже, «высший пилотаж»!
Я об этом не просил, в заявлении речь идет о другом.
Фраза для «объема» и солидности ответа.

10. «разъяснена необходимость проведения корректировки за 2017 год в 1 квартале 2018 года».
Три раза ха-ха и один вопрос: «А как будут производить корректировку?»
Неужели на основании показаний ОДПУ тепла?
А сразу начислять по фактическому объему потребления что мешает?
Хотя, полагаю, дело в другом: УК выставляя счета за тепло «по нормативу» получает от жителей колоссальные суммы, которые, спустя год, перерасчитывает и «возвращает».
Иными словами, мое предположение: управляющая компания безвозмездно кредитуется за счет жителей, «крутит» эти средства и получает дополнительный доход.

Думаю, что делать дальше.
Пока идеи такие:
1. Подать жалобу в прокуратуру округа на окружную жилинспекцию об ответе не по существу поставленных вопросов.
2. Подать жалобу в городскую жилинспекцию на окружную жилинспекцию об ответе не по существу поставленных вопросов.
3. Ну и, собственно, поскольку окружная жилинспекция мне не ответила по существу, повторно обратиться с тем же заявлением.

Больше информации см. в группе ВК «

Каждый владелец жилплощади сталкивается с необходимостью оплаты коммунальных услуг. Чтобы в квартире были вода, газ, электричество, тепло и другие удобства, ежемесячно приходится раскошелиться на значительную сумму. Многие жильцы стараются максимально снизить выплаты, установив индивидуальные счетчики, фиксирующие потребление воды и газа в конкретной квартире. Но судя по всему, родное государство не планирует облегчать жизнь гражданам.

Доказательство тому – законодательное закрепление обязанности оплатить установку единого счетчика учета тепловой энергии в своем доме. Что это такое, для чего он нужен, можно ли отказаться от его установки и кому он полезен? В статье содержатся ответы на все вопросы.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Почему нас обязывают установить приборы учета тепла

Для многих непонятно, зачем тратить деньги на установку дорогостоящего оборудования фиксации объемов потребления, если практически в каждой квартире есть индивидуальные приборы. По словам коммунальщиков, данная мера выгодна жильцам многоквартирных домов:

  1. Позволяет учитывать расход ресурсов в конкретном доме и равномерно распределять его между всеми жильцами.
    Сразу возникает вопрос, а чем же так плох был индивидуальный счетчик? Один человек расходует пятьдесят кубометров воды, а другой довольствуется пятью. Почему в результате второй должен кроме себя платить еще за кого-то.
  2. В период отключения горячей воды прибор позволяет высчитывать показатели только по затратам холодной, следовательно, плата за горячее водоснабжение в этот период снижается.
  3. Так как фиксируется потребление в конкретном доме, в случае потери части ресурсов на магистралях по вине обеспечивающих компаний, у граждан нет необходимости возмещать убытки из своего кармана.
  4. Счетчик выявит утечки водо- и теплоснабжения.
  5. Позволит контролировать соответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам.

Не стоит забывать и том, что все ресурсные затраты на обслуживание придомовой территории, например, полив газонов, будут также фиксироваться новым оборудованием и включаться в квитанции об оплате.

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла

У людей возникает закономерный вопрос, имеют ли они в сложившейся ситуации право отказаться от нововведения. Закон на этот счет категоричен: установка должна быть произведена. Положения на этот счет содержатся в нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон «Об энергосбережении» . Согласно ч. 5 ст. 13, собственники обязаны за счет собственных средств обеспечить установку специальных средств учета потребления ресурсов. А также нести ответственность за их нормальное функционирование. Так, если будет доказано, что по вине пользователей счетчик вышел из строя, они должны будут оплатить его ремонт либо приобретение нового.
  • Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 158 закрепляет обязанность жильцов компенсировать затраты на обслуживание жилого помещения (квартиры), а также общей территории, то есть всего дома.

Важно, чтобы установка оборудования была произведена с соблюдением всех необходимых процедур:

  1. Жители дома, члены товарищества собственников жилья должны быть приглашены на общее собрание управляющей компанией либо организацией, обеспечивающей подачу ресурсов.
  2. Граждан информируют о необходимости установки счетчика, о его преимуществах и недостатках, разъясняют порядок монтажных работ.
  3. Предлагаются на выбор компании, занимающиеся установкой прибора учета, финансовые условия.

Если после соблюдения всех процедур жители отказываются от установки, организация-инициатор имеет право направить в суд исковое заявление.

В свою очередь, жильцы могут обжаловать самовольную установку счетчика, без согласования с ними.

Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии

В среднем, установка для жильцов 100-квартирного дома обойдется в 60-300 тысяч рублей. Такой разброс связан с тем, что цена складывается не только из стоимости самого оборудования, но и монтажных работ.

Многое зависит от состояния труб. Может понадобиться удаление части коммуникаций для правильной установки. Кроме этого, если холодная и горячая вода имеют отдельные магистрали, ставить придется два аппарата, что существенно увеличит итоговую сумму в квитанциях.


Варианты оплаты установки счетчика

Способы заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией на монтаж прибора и его оплаты зависят от того, кто именно стал инициатором этого процесса:

  1. Иногда сами жильцы выступают с предложением установить оборудование, понимая, что по закону выбора у них нет. Чаще всего так случается в ТСЖ. Председатель собирает членов товарищества и предлагает проголосовать за или против установки. Решение считается принятым по большинству голосов. Если вынесен положительный вердикт, то даже те, кто был против, обязаны участвовать в сборе денежных средств. Если на счету дома есть определенная финансовая база, то средства могут быть взяты оттуда. Если же нет, граждане осуществляют дополнительный сбор необходимой суммы. Заключить договор на установку и обслуживание средства учета могут как сами члены ТСЖ, так и поручить это управляющей компании.
  2. Работники домоуправления оповещают жильцов о необходимости оснастить дом новым оборудованием. Они предоставляют сведения о компании, занимающейся установкой и о предстоящих финансовых затратах. Предлагаются варианты оплаты. Самый распространенный вариант – из фонда на обслуживание и капитальный ремонт. Если этого недостаточно, будет предложено дополнительно оплатить стоимость монтажных работ и самого аппарата.
  3. Организация, занимающаяся ресурсным обеспечением, предлагает приобрести у них прибор учета и заключить договор на его обслуживание. Этот вариант особенно удобен в том случае, когда у жильцов нет возможности сразу оплатить проведение работ в полном объеме. В таком случае им может быть предоставлена рассрочка выплаты на несколько лет.

Почему счетчики такие дорогие

Как уже упоминалось ранее, в стоимость установки включена не только цена прибора, но и монтажные работы. Что касается самого оборудования, то сэкономить можно, самостоятельно поискав организацию, предлагающую его продажу по наиболее выгодной цене.

Касательно монтажных работ, проконтролировать, соответствуют ли произведенные затраты выставленному счету, сложнее.

К сожалению, в Законе не указано, в какую сумму должны уложиться коммунальные службы при установке, поэтому итоговая стоимость может быть неожиданно высокой.

Меры наказания за отсутствие счетчиков

Закрепляя обязанность, законодательство предусматривает и ответственность за невыполнение требований по оснащению домов приборами учета:

  1. Так, если ТСЖ, Управляющая компания не оповестили граждан о необходимости приобретения счетчика, им грозит наказание в виде штрафных санкций (согласно п. 6 ст. 9.16 Кодекса «Об административных правонарушениях» Российской Федерации).
  2. Если ресурсная организация без достаточных на то причин отказала в установке либо обслуживании оборудования, на нее так же будет наложен штраф (п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ).
  3. Жильцы дома после получения информации о требовании закона установить средство учета отказались это сделать. В таком случае вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Наиболее вероятным решением будет применение штрафных санкций, необходимость возмещения судебных издержек истцу и необходимость приобрести счетчик.


Итак, что следует помнить собственникам касательно общедомового прибора учета затраты ресурсов:

  1. Установка оборудования – обязательна, закреплена на законодательном уровне. При невыполнении требований Закона к ответственным лицам будут применены меры наказания.
  2. Решение о приобретении и монтаже принимается коллегиально, все жильцы должны быть проинформированы об этой необходимости.
  3. Управляющая компания не имеет права без ведома жильцов установить счетчик, в этом случае она может быть привлечена к ответственности за самовольные действия.
  4. Договор с ресурсной компанией можно заключить как непосредственно, так и через управляющую компанию либо председателя ТСЖ.
  5. С организацией, занимающейся установкой и обслуживанием оборудования, можно договориться о рассрочке оплаты произведенных работ.
  6. В целях экономии можно самостоятельно найти контору, занимающуюся продажей приборов учета по наиболее выгодным ценам.