Конкурс «Цветочная фантазия» проводился в соответствии с планом работы отдела дошкольного образования Управления образования администрации Краснознаменска.

Цели и задачи конкурса:

  • выявление, поощрение и распространение лучшего опыта оформления территорий муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений;
  • создание условий для трудового, экологического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
  • активизация творческого потенциала педагогов, продвижение инновационных нестандартных решений по созданию единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства территории муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений;
  • вовлечение воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений и родителей в практическую деятельность по благоустройству территорий.

Необходимо отметить, что при подготовке к конкурсу коллективами дошкольных учреждений была проведена большая работа, в результате которой территории детских садов преобразились: появились новые цветники, оригинальные клумбы, альпийские горки, тематические уголки.

В процессе подготовки к конкурсу педагоги детских садов проявили творчество и фантазию, активизировали работу с родителями.

По результатам смотра - конкурса жюри определило победителей:

I место - МБДОУ № 6 «Светлячок»

II место - МБДОУ №4 «Солнышко»

III место - МБДОУ №9 «Дюймовочка»

Представляем результаты работы участников конкурса.

центр развития ребенка - детский №6 «Светлячок»

Педагоги ДОУ №6 «Светлячок» воплотили новые творческие идеи в оформлении территории: оригинально оформлены тематические участки перед центральным входом: Солнечные часы, фигурные клумбы с однолетниками, озеро с водоплавающими птицами и кувшинками, арка с плетущимися розами, уголок «Солнечная система», альпийская горка - все сделано со вкусом и фантазией.

У входа в детский сад «свили» гнездо аисты

Кашпо с цветами «Лебеди»

Альпийская горка у озера

Цветочная клумба «Чашки»

Уголок «Солнечная система»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский №4 «Солнышко»

Детский сад хорошеет с каждым годом: появляются новые клумбы с многолетними растениями: розами, пионами, дельфиниумами, папоротниками. Радуют глаз цветочные клумбы на участках, цветущие с весны до осени.

Тематический уголок «Пасека»

Оригинальная клумба с папоротниками, на которой «живут» ежата

Педагоги ДОУ проявили фантазию и на прогулочных участках появились Смешарики, веселые музыканты, сказочные гномы, клумба с поросятами, Мойдодыр, Маша и медведь.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №9 «Дюймовочка»

Цветочную клумбу «Палитра» и «воздушные картины», на которых были изображены объемные сюжеты из сказки «Дюймовочка», хотелось рассматривать снова и снова…

Родители детского сада приняли активное участие в оформлении прогулочных площадок: посажена трава, сделаны клумбы, альпийская горка, тематические уголки «Домашние животные», «Деревенский заборчик», «Птичий двор».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский №1 «Колокольчик»

Педагоги дошкольного учреждения смогли за короткий срок сделать территорию дошкольного учреждения привлекательной: были посажены клумбы с однолетними и многолетними цветами, фруктовые деревья, декоративные кустарники.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №3 «Белочка»

Педагоги детского сада провели плодотворную работу по подготовке к конкурсу: центральная клумба перед зданием засажена яркими однолетними цветами, разбиты клумбы с пионами, продолжается работа по оформлению озера, преобразились территории прогулочных участков.

Огород детского сада находится в отличном состоянии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №5 «Березка»

Педагогический коллектив дошкольного учреждения уделяет большое внимание работе по благоустройству территории.

На территории благоухают цветники с хостами, ирисами, посажены рабатки с однолетниками.

Дизайн-проект: "Наша новая клумба" старшая группа

Актуальность:

Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий.

В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности. Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки. Проблема: Проводя экскурсию по территории детского сада, мы обратили внимание детей на цветочные клумбы, оставшиеся с прошлого года. Дети вспоминали, какие цветы росли на этих клумбах, и как красиво было всё прошлое лето. В этом году мы не- знаем, как оформить клумбы и какие цветы в них посадить. Предложили детям помочь взрослым, подсказать, как оформить участок, клумбу. Дети высказывали свои идеи, предположения: (можно посадить много цветов, поставить скамейки и приходить сюда отдыхать; можно сделать клумбу в виде какого - нибудь животного; можно разбить клумбу вокруг дерева и т. д.) . Растения будут радовать нас цветением все лето и часть осени. Это будет место, где мы сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их жизни.

Гипотеза: Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней. Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии растений и использовании их человеком в целях украшения. Задачи проекта: - дать детям знания о цветах, как о полезных растениях; - познакомить с профессией дизайнера; - расширить представления о декоративных растениях; - формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем; - вырастить для клумбы растения; - учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения; - вызвать желание общаться с природой, воспитывать бережное отношение к труду людей; - привлечь родителей к посадке растений на клумбе.!

Ожидаемый результат: - расширены представления детей о декоративных растениях; - сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома) ; - сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

Тип проекта: Творческий, краткосрочный (февраль-июнь) ;

Состав участников: - воспитанники старшей группы (5 – 6 лет) - воспитатели; - родители.

Обеспечение проекта: - Центр природы в группе, цветник на участке детского сада. - Методический материал. - Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов б) настольно-печатные игры по экологии; в) дидактические игры по экологии; г) библиотечка юного цветовода. Оснащение природным и бросовым материалом.

Основные направления: Работа над проектом осуществлялась в три этапа.

I. Подготовительный этап - февраль

  1. Анкетирование для родителей воспитанников: «Что мы знаем о цветах»
  2. НОД «Цветы – красота природы» Цель: Уточнить знания детей о садовых цветах. Закрепить представление о строении цветка (стебель, листья, цветы) . Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Учить детей видеть прекрасное в привычном. Воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства.
  3. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Обогащение и расширение представления об окружающем мире; объяснение детям в доступной форме о необходимости охраны природы.
  4. Беседа на тему: «Клумба» Цель: Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых, воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
  5. Рассматривание семян.

Цель: Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений.

6. Выставка рисунков «Наша новая клумба» Цель: Учить передавать в рисунке части растения, закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее, развивать эстетическое восприятие. 7.Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов. Цель: Заинтересовать родителей проектом.

II. Основной этап – март - апрель

  1. Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархоток, петуньи» . Цель: Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать) . Упражнять в использовании обследовательских действий. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к посадке семян.
  2. Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой» Цель: Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
  3. Загадывание загадок, ребусов. Цель: Развивать познавательный интерес детей через игровые задания.
  4. Заучивание и чтение стихотворений о цветах. Цель: Закрепить представления детей о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  5. Чтение художественной, познавательной литературы. Цель: Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
  6. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Цель: Закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.
  7. Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы» , П. И. Чайковский «Цикл времена года» , «Вальс цветов» . Формирование основ музыкальной культуры у детей.

Исследовательская деятельность:

  1. Эксперимент «В какую почву лучше посадить растение?» Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая. Земля в контейнерах.
  2. Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?»

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, о необходимости тепла и света для роста растений и о зависимости их развития от солнечного освещения. Проращивать семена на подоконнике и в темном месте. Наблюдать за движением растений, тянувшихся к свету.

3. «Посадка семян цветов»

Подвести детей к выводу, где лучше всходят семена в открытом грунте или в контейнерах. Проращивать семена в контейнерах и в открытом грунте при обычном поливе.

4. «Человек и растение»

Выявить, насколько растению необходим уход человека. Два контейнера с землей и проросшими ростками цветов (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят, поставили в темное место) - если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; - где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей) . Цель: Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Картотека дидактических игр + ТРИЗ

«Угадай цветок по описанию» , «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации» ; «Собери картинки в ряд» ; «В саду, на поле, в огороде» , «Цветы» . Цель: Уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок, развивать творческое воображение детей.

Подвижные игры: «Мы – цветы» , «Живая клумба» , «Волшебная палочка» , «Найди свое место» , «Любимый цветок» , «Садовник» . Цель: Расширять знания детей о цветах; пополнять словарный запас, развивать умение действовать по сигналу воспитателя, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов.

Цель: Познакомить детей с профессиями цветовода, учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты, закреплять правила поведения в общественных местах.

Совместная творческая работа детей и родителей на тему: «Наша новая клумба» (выставка работ) . Цель: Привлечь родителей к творческому конкурсу, вызвать положительные эмоции.

III. Заключительный этап (май – июнь)

  1. «День добрых дел» . Цель: Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.
  2. Высадка рассады в клумбы, оформление клумб. Цель: Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы, проявление фантазии и творчества.
  3. Уход за цветником. Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
  4. Обмен впечатлениями по итогам работы. Цель: Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной с взрослыми деятельности.

Диагностика

Для определения уровня экологической воспитанности детей старшей группы была проведена диагностика в феврале и в конце марта.

1. Представления ребенком о живом; 2. Знания об охране природы; 3. Отношения к растениям в естественных условиях; 4. Отношения к растениям в специально созданных условиях; 5. Уход за растениями.

Знания и умения детей оценивались по трем уровням: НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ, ВЫСОКИЙ.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

Представления о природных объектах и их существенных признаках поверхностны. Не относят к живым объектам растения. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно. Качество труда низкое. Характерно неустойчивое отношение к растениям без выраженной положительной направленности. Мотивируют необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо» .

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Дети различают большое количество объектов природы. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Но часто их увлекает процесс выполнения трудовых действий. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

У детей сформирован широкий круг представлений о природе. Знают основные признаки живого. Владеют предметными понятиями, устанавливают частные и общие связи. Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нар правил общения с природой. Готовы оказать посильную помощь в случае необходимости. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.

Вывод: Таким образом, работая над проектом: «Наша новая клумба» , мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы) . Дети ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбах участка, и были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного!

жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы. Важным результатом проекта явилось совместное творчество всех родителей.

Используемая литература

  1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» ;
  2. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду» ;
  3. Интернет-ресурсы

Оформить детскую площадку в детском саду можно даже из бросового материала – получится милый и веселый декор территории

Территория для прогулок возле детского сада играет немаловажную роль в умственном и социальном развитии ребенка. Здесь малыши общаются, играют, учатся, фантазируют, изобретают, поэтому все элементы детской площадки должны максимально способствовать этим процессам. Чтобы правильно решить данную задачу, необходимо знать некоторые приемы и особенности.

Зонирование детской площадки в детском саду

Первое, с чего нужно начать оформление детской площадки в детском саду – грамотное деление территории. Как правило, любой участок для комфортного времяпрепровождения детворы должен иметь три основных зоны:

  • игровая или творческая;
  • спортивная;
  • зеленая.

Игровая зона должна быть самой большой и включать в себя всевозможные творческие художественные элементы и техники. Обязательно стоит учитывать возрастные группы малышей – для самых маленьких здесь желательно создать настоящий сказочный мир с разнообразными яркими животными, мультипликационными героями, персонажами сказок. А для детей старших и средних групп необходимо выделить территорию побольше, чтобы они могли развивать свои творческие способности, заниматься оформлением вместе.

Зона для спорта меньше по размеру и включает в себя разнообразные качели, горки, ступеньки, лестницы, карусели. Самое главное – тщательно продумать безопасность детей. К примеру, горку лучше установить в месте, где густо растет трава, не использовать асфальтированное покрытие – лучше насыпать толстый слой песка либо газон, проверить качели на предмет неисправностей, дефектов и острых углов.

Оставшийся небольшой участок выделяется для зеленого уголка. Данную зону можно использовать в качестве разграничения территории. К примеру, разделить площадки для старших и младших детей неширокой полосой зеленых насаждений либо разграничить здание детского сада и территорию для прогулок. Если участок достаточно большой, зеленую зону можно сделать центром композиции, соорудив круглую клумбу посередине площадки. Будет огромным плюсом, если детвора поучаствует в процессе ухаживания за цветочками.

Стоит учитывать, что на площадке должно быть достаточно много свободного пространства для бега, зарядки, рисования, закаливания, поэтому не нужно загромождать участок большим количеством предметов, особенно когда территория маленькая.

Достаточно использовать основные элементы:

  • сооружения для лазания и соревнований;
  • игровой домик, палатка или шалаш;
  • минимум три различные качели;
  • грибок или зонтик от солнца;
  • живые цветы;
  • песочница.

Такой минимальный набор позволит детям полноценно развиваться и сделает прогулку увлекательной. В дополнение обязательно стоит использовать тематические поделки из натуральных материалов, уличные статуи и игрушки.

Оформление летних участков в детском саду

В летнее время малыши проводят большую часть времени на улице, поэтому территория детского сада, оформление которой можно доверить и самим детям, должна способствовать доброму настроению, быть красочной и уютной.

Чтобы создать оформление летних участков в детском саду, для начала необходимо выбрать основную тематику – лучше всего будет поинтересоваться у детей, провести голосование или опрос. Больше всего деткам нравятся:

  • сказочные домики с лавочкой и столиком внутри;
  • герои популярных мультфильмов;
  • разноцветные дорожки и бордюры;
  • маленькие водоемы;
  • красивые клумбы.

Видео об оформлении участка в детском саду своими руками

Для украшения площадки лучше всего использовать натуральные материалы. К примеру, домик можно соорудить из деревянных брусьев или планок, сделав сверху подобие соломенной крыши, и оградить его забором из деревянных колышек. Детей привлекает все яркое, поэтому можно покрасить домик в яркий цвет либо посадить рядом самодельного хозяина – зайчика, мишку, лисичку или всех вместе. Главное, чтобы поделки не выглядели устрашающе и отталкивающе – они должны быть разноцветными, с радостными улыбками и большими добрыми глазами. Родители также могут поучаствовать в этом финансово и подарить детскому саду красивые украшения для площадки.

Большое внимание стоит уделить разнообразным бордюрам и дорожкам, они сделают площадку уютнее, да и детям очень нравятся запутанные таинственные тропинки. В качестве материалов для их создания прекрасно подойдут обычные камушки, спилы деревьев различной ширины и высоты, цветной гравий.

В летнее время детей очень привлекают игры с водой, поэтому по возможности будет хорошо создать небольшой прудик – достаточно вырыть ямку и поставить туда емкость с водой, а вокруг посадить растения, разложить камни и, например, посадить лягушек. Желательно размещать его рядом с песочницей, чтобы дети всегда имели под рукой источник воды.

Для развития моторики пальцев, сенсорного восприятия и творческого мышления не лишним будет собрать различные шишки, камушки, бревнышки, веточки, ракушки и оставить рядом с песочницей – детская фантазия додумает назначение этих вещей.

Оформление участка детского сада из бросового материала

Очень активно для декора детских площадок применяется бросовый материал – так называемые «негодные» предметы, отходы, которые уже использовались. Соединив «мусор» с умелыми руками и фантазией, можно получить удивительные по красоте вещи. Оформление участка в детском саду своими руками очень увлекает и объединяет родителей, воспитателей, бабушек, дедушек, каждый из которых делает свой вклад в творческий процесс. Стоит выделить примеры использования основных отходных материалов:

  • Пластиковые бутылки . Самый популярный материал для создания поделок. Большие бутылки можно использовать в качестве туловища для животных, из небольших сделать цветное ограждение, воткнув в землю вниз горлышком. Разрезав бутылку на части, получатся красивые цветочки, а из крышечек можно сделать разноцветную тропинку.
  • Старые шины . Не менее эксплуатируемый материал, который используется в качестве туловища для животных, основы для клумбы, элемента для спортивных состязаний. При разрезании шины можно создать прекрасного лебедя, попугая, крону пальмы, слоника и множество других животных.
  • Непригодная посуда . Железные миски могут послужить шляпкой мухомора, жестяные ведра – горшочком для цветов. Дырявый чайник можно превратить в настоящий «арт объект», нарисовав ему лицо и посадив внутрь настоящие или искусственные цветы.
  • Старые трубы . Прекрасно подходят в качестве длинных ног у фламинго, цапли или страуса, также длинной шеи у жирафа, зебры, лошадки.

Дополнительно применяют пластиковую посуду, треснувшие тазики, строительные каски, битую плитку, ржавые металлические прутья, проволоку, велосипедные детали – все, что может превратиться в элементы декора. Таким образом, оформление участка детского сада из бросового материала является самым доступным и бюджетным способом, главным плюсом которого является возможность проявить свой творческий потенциал и увлекательно провести время с детьми, задействовав их в этом процессе.

Оформление цветочных клумб в детском саду

Цветочные клумбы могут преобразить детскую площадку до неузнаваемости, придать необходимую сказочную или загадочную атмосферу, послужить объектом, развивающим фантазию и творческие навыки у детей. Чтобы создать самое простое оформление клумб в детском саду, достаточно раскрасить несколько шин в разные цвета, расставить друг на друга или вдоль участка и посадить внутрь яркие невысокие цветы. Такие клумбы из подручных материалов создадут радостное настроение и позволит деткам изучать цвета.

Более сложные варианты цветочных клумб представляют собой создание целых тематических или сказочных сценок. Для такого декора понадобится достаточно большое пространство, например, вдоль здания садика или поблизости забора. Наиболее популярной является сельская тематика. К примеру, можно установить деревянную оградку, а внутрь поместить свинку с поросятами из пластиковых бутылок, посадить «дедушку с бабушкой» на лавочку, «выпустить» уточек. Часто для оформления используются сказочные персонажи, животные, божьи коровки, пчелы, нередко вместе с живыми цветами «сажаются» искусственные.

Создавая дизайн детской площадки, обязательно нужно учитывать пожелания детей, не злоупотреблять деталями и яркими цветами. Все творчество должно быть направлено на развитие детских способностей, создание праздничной и радостной атмосферы, чтобы малыши спешили в детский сад как в удивительную сказочную страну с приятными добрыми жителями.

Видео об оформлении участка детского сада из бросового материала

А у Вас есть идеи, как оформить детскую площадку в детском саду? Может, Вы уже реализовали их? Расскажите об этом в

Цветники, клумбы, альпийские горки - страсть многих дачников. Как устроить их правильно, чтобы радовали глаз и требовали меньше ухода? Какие растения посадить в бордюры, рокарии и миксбордеры? Подробно о размещении цветов в саду.

Цветочное оформление в саду играет особую роль. Когда цветы хаотично разбросаны по всему участку или же высажены «методом тыка» в случайные места, значительная часть их очарования может быть утрачена, скрыта от взора другими растениями или «убита» неудачным сочетанием. Для достижения максимального декоративного эффекта растения в цветнике должны подбираться по цветовым оттенкам, размерам и срокам цветения. Очень важно при устройстве цветника учитывать такие факторы, как освещенность выбранного места, доступность для обзора, сочетаемость с фоном, возможность регулярного полива.

В идеале любой цветник необходимо сначала спроектировать, создать его эскиз на бумаге и лишь затем переносить на местность. В цветниках выделяют, как правило, три части. Задним фоном служат крупномерные растения, цветущие со второй половины лета до осени, на среднем плане — среднерослые экземпляры, большинство из которых радует цветением в начале — середине лета. На переднем плане размещают низкорослые многолетники. Луковичные высаживаются в средней части цветника, что дает возможность прикрыть увядающую листву после отцветания. Необходимо спланировать цветник в динамике — представить смену красок с ранней весны до поздней осени.

Бордюр

Бордюр — низкая узкая и плотная полоса, составленная из одного-двух видов ковровых растений, отличающихся высокой компактностью. Бордюры применяют как окаймление краев клумб, рабаток, проходов. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распространенными являются высота 10-50, ширина 30-60 см.

Цветы в бордюре располагают по высоте: от самых низких, стелющихся — ближе к дорожке — к средним и высоким на заднем плане. Это помогает осуществить плавный переход от горизонтальной поверхности к вертикальной и одновременно показать во всей красе каждое растение.

В бордюрных посадках чаще всего используются растения, отличающиеся не только компактным ростом, но и плотной фактурой куста, умеренной скоростью разрастания, способностью поддерживать форму в течение длительного времени.

Клумба

Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Их размещают в наиболее парадных местах сада.

Выделяют два вида клумб. Первый из них — ковровая клумба — создается из низкорастущих цветочных растений, которые как бы создают «шапку» над поверхностью земли. Второй вид клумбы — цветочная — создается из крупноцветущих ярких растений, обладающих длительным сроком цветения. Для высаживания на клумбах используются как однолетние (петуния, лобелия, бегония, алиссум и др.), так и многолетние растения (незабудка, хоста, пион, мак). Для клумбы важно одновременное непрерывное цветение растений.

Рабатка

Рабатка — цветник прямоугольной формы, в виде узких полос шириной от 1 до 2-2,5 м, как правило, размещаемых вдоль дорожек. Рабатки устраивают в регулярных садах как многорядные посадки одного или нескольких видов растений.

Возле домов, хозяйственных построек, а также дорожек используют односторонние рабатки, у которых более крупный компонент вынесен на задний план. Для оформления дорожек также используют двусторонние рабатки с подъемом вдоль срединной линии.

Партер

Партер — сложный цветник, образованный газонами, клумбами, рабатками, а также фонтанами и скульптурами, составляющими единое целое. Простейшие партеры могут состоять из газона с цветочной рабаткой или бордюром по краям. Важной частью партера, как и бордюра, являются ковровые растения, отличающиеся малым ростом и густотой покрытия.

Солитерные, или одиночные, посадки

Одиночные, как правило, крупные экземпляры растений выполняют роль акцентов в наиболее значимых композиционных местах сада: возле дома, в местах отдыха, на газоне, на повороте дорожки. В качестве солитеров используют растения с красивой формой куста, крупными цветками или оригинальными соцветиями, эффектными или необычно окрашенными листьями.

Группы

Групповые посадки — наиболее распространенный вид ландшафтного цветочного оформления. Они имеют свободное очертание и должны хорошо просматриваться со всех сторон. Группы составляют из растений одного вида (чистые) или нескольких (смешанные).

Миксбордер

Миксбордер — смешанные растительные группировки, включающие в себя не только цветочные растения, но и кустарники, а также хвойники. Миксбордеры характеризуются сортовым разнообразием и многократной сменяемостью цветения растений в течение всего сезона. Растения подбирают по высоте, совместимости экологических факторов, скорости разрастания культур и срокам цветения.

Низкие растения размещают на первом плане, самые высокие — на заднем; переход от низких растений к высоким должен быть плавным, но достаточно динамичным; среднерослые растения занимают более значительное пространство, чем высокие. Горизонтальный фон чаще всего создают с помощью газона.

Цветники в стиле Natur Garden

Natur garden — одно из стилевых направлений дизайна садового ландшафта. Суть цветника в стиле Natur garden — подражание природным растительным сообществам. Главный смысл таких цветников — свести к минимуму уход за ними, чтобы не нарушать их естественность. Такие композиции составляют главным образом из аборигенных (местных) видов или сходных с ними иноземных видов.

Рокарии

Эти декоративные формы популярны среди тех, кто хочет создать у себя участок горного ландшафта. Неотъемлемой чертой этих декоративных форм являются тщательно подобранные камни, на которых как бы ненавязчиво, в естественном беспорядке, размещаются растения.

Рокарии бывают нескольких типов:

  • рокарий на плоскости;
  • альпийская горка;
  • рокарий-терраса;
  • подпорная стенка и сухая каменистая стенка;
  • плитчатая дорожка с трещинами между плитами.

В рокариях зимой холоднее, летом жарче; хороший дренаж способствует быстрому высушиванию почвы, небольшой объем почвы определяет недостаточность питательных веществ. Эти условия определяют принципы подбора ассортимента растений для рокариев. Они должны быть засухоустойчивы, зимостойки и нетребовательны к плодородию почвы.

Наиболее эффектно смотрятся низкорослые декоративнолиственные культуры (гвоздики, гейхера, очитки и т.п.). Быстро отцветающие луковичные (эфемероиды) могут использоваться как весенние акценты.

Древесные растения в рокариях выживают редко, наиболее применимы низкие виды: можжевельник казацкий (Juniperus sabina), кизильник горизонтальный (Cotoneastr horizontalis), спиреи и т.п.

Качество рокария зависит от применяемых технологий при его строительстве и агротехнике выращивания растений. Лучше всего камни выкладывать не на грунт, а на продырявленную пленку или плотный нетканый укрывной материал, которые затем засыпаются инертным материалом (гравий, галька, щебень и т.п.).

Контейнеры

В последние годы все большую популярность приобретает контейнерное озелененение. Оно как нельзя лучше подойдет для оформления небольших дачных пространств, террас, патио и беседок. Контейнерами традиционно называют емкости, куда высаживают растения, они могут быть различной формы, размеров и сделаны из разных материалов: деревянные, бетонные, пластиковые, керамические и даже кирпичные. В последние годы в продаже появились специальные крупные, многоярусные металлические контейнеры. Тип контейнера для цветов выбирают в зависимости от места, которое нуждается в украшении. Они бывают подвесные, настенные, напольные.

Подвесные и настенные контейнеры служат для создания ярких, броских пятен в окрестностях дома (на фонарях, деревьях, креплениях навесов, стенах домов и т.п.). Их использование ограниченно, т.к. субстрат в них быстро пересыхает, перегревается или, наоборот, охлаждается. В них высаживают композиции из засухоустойчивых, ярких однолетников со свисающими побегами: лобелия группы «Каскад», петуния сурфиния, эвкалипт травянистый, пеларгония плющелистная и т.п.

Создание подвесного контейнера — довольно сложная технологическая задача, т.к. важно иметь субстрат, хорошо удерживающий влагу и не перегревающийся. Для условий Подмосковья такая емкость должна иметь на дне дренажный слой, над ним слой сфагнумового мха (или специальных полимеров), способных поглощать и удерживать влагу, слой нетканого материала, слой плотной, влагоемкой, плодородной почвы, в который и высаживают растения. Поверхность почвы обязательно мульчируется для защиты от перегрева и иссушения.

Нижнюю часть фасадов украшают растения, посаженные в напольные контейнеры. Такие емкости могут быть разных размеров. В крупных (глубиной 50-80 см) можно выращивать не только цветы, но и кустарники (можжевельник казацкий, спиреи, дерен, бересклет, некоторые барбарисы). Весеннее цветение обеспечивают мелколуковичные (мускари, крокус, хионодокса) и луковичные культуры (тюльпаны и нарциссы). Позднее их заменяют цветущими однолетниками, в том числе вьющимися (ипомея, настурция, душистый горошек и др.). В напольных контейнерах хорошо перезимовывают вечнозеленые почвопокровные растения, образующие свисающие побеги: будра, тимьян, барвинок, ясколка.

Обсуждение

Комментировать статью "Клумбы и цветники для сада - своими руками. 10 интересных способов"

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и посадила в клумбы около дома (прямоугольные) в центр по 1 гортензии метельчатой(Меджик...

Обсуждение

А нам вот эти ребята делали проект участка, причем недорого, у них и свой питомник есть[ссылка-1] , очень много вариантов предлагают, мы довольны остались)

Как-то видела гортензию с Астильбами в цвет, нужной высоты. Красиво очень.
Можно компактый красивый можжевельник. Но если гортензия вымахает - друзей придется отсадить, так что если совсем без риска - летники. Типа любимой лобелии)

Клумба для начинающих. Как создать клумбу на даче. Цветник из однолетних и многолетних Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и...

Обсуждение

Простите, опять влезу: может там для скамеечки место выделить? Вот пошла посмотреть что еще там в тени мучается и поняла, что виноград декоративный очень бодр. Может с ним поиграть?

Вот статейка про мифы о посадках возле березы [ссылка-1]
Не все у нас зимует, но вполне что то выбрать можно

Ох, думаю под березой не выживет ваша клумба(как и под любым другим деревом, тень, нехватка влаги, микроэлементов) Мы с мужем удалили все деревья на участке при помощи отличных ребят [ссылка-1] Просто свалили деревья, хотя жаль(Но у нас теперь растет все: и овощи, и фрукты, и клумбы!

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев Хочу мульчу на клумбы засыпать, между розами, между кустиками гортензий, лапчатки и т.п. какую...

Обсуждение

Сорняки в цветнике очень животрепещущий вопрос. Давайте совместными усилиями бороться. Девочки не молчите, делитесь СВОИМ опытом!

Я покупаю шелуху от кедровых орехов. 3 года проблем с сорняками не знала, в этом году обновила. С моей точки зрения смотрится эстетичнее, чем кора и опилки.

Посоветуйте многолетники для клумбы. Цветы. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты...

Обсуждение

пионы, хвойники, хризантема, среднерослый дельфиниум, гипсофила, низкорослый люпин, колокольчики всякие, нивяник, тысячелистник, турецкая гвоздика (она будет давать самосев, естественно возобновляться)
Беспроблемные летники вот такие всегда оправдывают себя и не требуют особенного ухода: низкорослый декоративный подсолнух типа медвежонок и бархатцы

23.05.2014 22:59:00, Тяпчик

Клумба. Цветы. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Программа экологического воспитания и обучения в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории.

Кроме того, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

Глава 1. Цветник на участке дошкольного учреждения.

1.1. Организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы они достаточно рано поняли, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
    создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
  • наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Человек в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.

У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.

Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и радуга цветов летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).

1.2 Роль цветника в воспитательно-образовательной работе с детьми

Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, деятельностного, ценностного, нормативного.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

В цветнике в течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь растения со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода существования неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений.

Расширять знания о природе, полученные детьми раннего возраста, закреплять и углублять интерес и любовь к природе начинают в первой младшей группе.

В этом возрасте в цветнике педагог рассматривает с детьми растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и величину: флоксы - высокие, белые, розовые, а бархатцы - низкие, желтые, оранжевые. Для лучшего восприятия детьми младших групп на клумбу следует высаживать растения одного наименования и одного цвета: например, посадить только белые нарциссы или только красные маргаритки.

С двух лет детям прививают бережное отношение к природе. Например: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше».

Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с детьми в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».

Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотреть с детьми форму и окраску цветков, обратить внимание на их красоту.

Нельзя разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.

Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями, учит искать связь между живой и неживой природой: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках - цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их. Нужно показать малышам огород, дорожки, по которым можно ходить, грядки с бороздками, в которые сеют семена.

Малыши знакомятся с весенними цветущими растениями: подснежник, медуница, примула.

В летний период воспитатели поддерживают у детей интерес к цветам, знакомят с новыми растениями, учат беречь их.

Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.

У детей воспитывают интерес к природе, способность любоваться ею в разное время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развивают интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.

Осенью стоит обратить внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотреть цветы, оставшиеся в цветниках.

Дети средней группы уже могут собирать семена в цветнике. Надо научить их делать это осторожно, чтобы не помять стебли. Нужно собирать семена не более двух растений, например настурции и ноготков, чтобы малыши могли сравнить их и складывать в две коробочки. Про каждое растение можно рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.

Летом дети средней группы могут помогать пропалывать сорные растения в цветниках, поливать цветы, удалять отцветшие растения. С воспитателем устанавливают период и продолжительность цветения растений.

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Воспитатель закрепляет и углубляет трудовые навыки и умения детей, приучает старательно, аккуратно выполнять трудовые поручения, развивает желание помочь старшим.

В летний период дети рассматривают, какие растения остались на клумбах и рабатках в цветнике, какие из них цветут. Надо объяснять им, что растения, которые растут и цветут только одно лето, называются однолетними. Другие растения многолетние, корни их зимуют в почве. Детям рассказывают и в процессе работы показывают, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.

На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними. Можно обратить внимание на растения огорода и цветника: утром они свежие, упругие; днем поникшие, а к вечеру опять поднимаются.

После многократных наблюдений за жизнью растений дети вывод, что растения растут на определенных местах, в определенных условиях. Одни любят солнце, другие - тень, одни любят влажную почву, другие - сухую.

На прогулках в подготовительной группе дети под руководством воспитателя продолжают наблюдать за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений воспитатель закрепляет представления детей. Они должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Педагог развивает у детей умение обобщать накопленные представления о природе, формирует понятия о различных явлениях, воспитывает любовь к природе, способность воспринимать красивое, знакомит с природоохранной деятельностью в нашей стране, показывает труд людей на огороде, в поле, в саду, на скотоводческих фермах.

Все посаженные растения называют культурными, а такие, как одуванчик, сурепка, первоцвет, растут сами, их никто не сажал. Эти растения называют дикорастущими.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является настурция. Она имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно).

Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Воспитатель включает наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

Все эти знания и навыки необходимы для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы - наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

1.3. Требования к цветнику

Всегда при планировании и озеленении участка детского учреждения учитывается основное правило: вся растительность здесь отвечает требованиям безопасности для здоровья и жизни детей, а также служить их экологическому воспитанию. На участках создается развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

В детском учреждении нельзя применять химикаты, т. к. дети могут отравиться. Для борьбы с вредителями лучше применять настой чеснока, бархатцев, томатов, табака. Скошенную или обрезанную ботву настаивают в водном растворе и опрыскивают этим настоем растения. Можно применять мыльный раствор.

На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

В разных местах участка могут расти и однолетники, и многолетники, и двулетники. Растения должны быть простыми в уходе, долгоцветущими.

Цветники рекомендуется разбить так, чтобы цветение растений не совпадало по времени. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, с начала лета цветут пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем – флоксы, гладиолусы, георгины. До поздней осени цветут хризантемы, многолетние астры, рудбекии. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков.

Все растения цветника требовательны к почве, которая должна быть рыхлой, питательной, а ее слой довольно глубоким, соответственно корневой системе.

Если почвенный слой неглубок и под ним залегает глина, песок или подзол, его надо заменить плодородным.

1.4. Виды цветников.

При создании цветника используют различные формы цветочных насаждений. Наиболее распространенными из них являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.

Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям - растения средней высоты, по краю - очень низкие бордюрные.

Рабатки - это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Поверхность рабаток всегда ровная, лишь слегка приподнятая к центру, чтобы избежать застоя воды.

Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под газоны подготавливают с осени. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.

Бордюр - часть цветника, форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных или декоративно-лиственных однолетних или многолетних растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, рабаток, газона, аллей. Иногда бордюры называют рамкой или каймой.

Партер – орнаментальный сложный цветник, участок, в котором выращивают декоративные растения. Часто это парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале участка. В садово-парковом искусстве партер представляет собой декоративное устройство на горизонтальной плоскости в строго выдержанном стиле цветочно-декоративного оформления, которое устраивают на площадке перед зданием. Паркер состоит из нескольких элементов (газонов, специально подобранных декоративно-лиственных и цветочных растений, дорожек, малых форм архитектуры), объединенных и организованных цветочной композицией в единое целое. В партерах преобладают газоны с клумбами и рабатками с яркими и долго сохраняющими декоративность растениями.

Цветочные часы – набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определенное время суток (с точностью до 30 мин. – 1 час).

Альпийские горки начинают приобретать все большую известность в озеленении, особенно на небольших участках. Главное условие для растений альпийской горки - это хороший дренаж и освещение. Больше всего подходят южные, юго-восточные и юго-западные стороны. Выбор места для горки - важный момент. Она хорошо смотрится на фоне каменной стены, деревьев, ограды, затененной вьющимися растениями. Вертикальное озеленение - декоративное оформление зеленью и цветущими растениями больших пространств по вертикали - применяют в тех случаях, когда в связи с небольшой площадью участка нет возможности устроить цветник или когда необходимо декорировать фасады зданий, заборы. Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый.

Для оформления цветника можно использовать красиво цветущие кустарники и травянистые декоративные растения. По продолжительности жизни в открытом грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.

При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: для игр, для наблюдений, спорта развлечений.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

1.5. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть и узнать еще больше. Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми - это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности. Эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в «экологических пространствах».

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике) дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, при выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов в цветнике.

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения, самостоятельно заботятся о растениях. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственной инициативе, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности вместе со всеми. В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
Конечная цель – вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Глава 2. Однолетние растения для цветника.

2.1. Подбор однолетних растений

Садовые цветы могут радовать своим цветением с ранней весны до глубокой осени. Все виды цветов подразделяют на однолетние и многолетние.

Многолетние цветы или как их еще называют многолетники – это декоративные растения, растущие на одном месте и сохраняющие свои декоративные качества более двух лет.

Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Основным преимуществом красивоцветущих однолетников является способность всего за один сезон проходить весь цикл вегетации, радуя взгляд быстрым развитием и пышным цветением в течение всего лета.

Однолетники – солнцелюбивые растения. Во всей красе они проявляются только на богатом, достаточно увлажненном участке, хорошо освещаемом солнечными лучами. Планируя создать клумбу полностью из однолетников, нужно учитывать ряд факторов:

  • Период цветения. Все однолетние садовые цветы славятся продолжительным цветением, но все же равно одни из них зацветают раньше, а другие позже. Среди весеннецветущих однолетников можно выделить: пеларгонию, бегонию, петунию. Уже с начала июня зацветут цинния, бархатцы, ноготки и васильки. А до поздней осени украшением клумбы будут выступать: астра, лаватера, львиный зев и календула.
  • Место посадки растения. При обустройстве цветника отлично подойдут невысокие и красочные бархатцы, настурции и васильки. Эффектным украшением забора или стен беседки могут выступить: декоративный душистый горошек, ипомея или вьющаяся фасоль. Для высадки в контейнеры хорошо подходят герань, бегония, петуния.
  • Цветовая палитра. Выбирая красивые однолетние цветы, можно получить прекрасную возможность раскрасить участок в любимые цвета.

При выращивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие - алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.

Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.

Однолетние цветущие растения бывают низкорослые - бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты - левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие - амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин. Обычно их сажают рассадой, но можно и семенами.

2.2. Характеристики некоторых растений

Существует множество видов и сортов однолетних цветов. Рассмотрим некоторые из них, которые используют для посадки на участках детского сада.

Бархатцы (лат. Tagétes) - семейство Астровые или Сложноцветные. Латинское название произошло от имени внука бога Юпитера - Тагеса (Tages), славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Где их можно встретить от Аргентины до южных штатов США. Издревле индейцы использовали их в своих ритуалах, также с их помощью лечили различные болезни. В XVI веке бархатцы начинают быстро распространяться по Европе, Малой Азии и Северной Америке. Бархатцы были первыми среди заморских растений, привезенных в Россию.

Стебли - прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой от 20 до 120 см.

Листья - перисто-рассечённые или перисто-раздельные, редко цельные, зубчатые, от светло - до тёмно-зелёных, расположенные супротивно или в очередном порядке, с просвечивающими желёзками.

Соцветия корзинки, простые или махровые, жёлтые, оранжевые или коричневые. Головки у представителей этого рода средней величины, с цилиндрическим покрывалом, состоящим из одного ряда сросшихся между собой листочков; краевые женские цветки - язычковые; семянки линейные, к основанию суженные. Цветут обильно с июня до заморозков.

Плод - чёрная или чёрно-коричневая сильно сплюснутая семянка. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года. В 1 г от 280 до 700 семян.

Запах растений, напоминающий астровый, специфический, для кого-то может быть неприятен. Бархатцы могут расти в тени и полутени, но будут цвести более пышно на самых солнечных местах.

В декоративном цветоводстве используют обычно многочисленные гибридные сорта некоторых видов. Одним из основных сортовых признаков бархатцев является строение соцветий. Различают гвоздикоцветные (преимущественно из язычковых цветков) и хризантемовидные (в основном из крупных трубчатых цветков); махровые, полумахровые и простые.

В некоторых странах Европы и Латинской Америки высушенные цветы употребляются как приправа, известная в России и на Кавказе под названием имеретинский шафран (листья обладают специфическим пряным душистым ароматом). Так же в Америке они не только украшают садовые клумбы, но и используются в медицине. Листья употребляются в Мексике от перемежающейся лихорадки, худосочия, запоров и как мочегонное и потогонное средство, а в больших дозах - как рвотное.

Календула или Ноготки́ (лат. Caléndula) - род травянистых растений семейства Астровые . Представители рода произрастают в Средиземноморье , Западной Европе и Передней Азии .

Цветки растения желтого или оранжевого окраса собраны в соцветия-корзинки. Плод календулы – семянка, слегка согнутая, не имеющая хохолка. Плод снаружи неровной поверхности с наличием шипов. Цветение растения начинается в июне и заканчивается в сентябре. Плоды созревают в октябре. Растение очень любит свет, но требовательно к влаге и почве.

Это растение довольно долго цветёт, начиная с июня и до самой поздней осени, практически до самого октября. Плодоносит календула в июле, размножается семенами, не требует специальных условий для выращивания и при этом числится неплохим медоносом.

Календула считается культурным растением, выращивают её и с лекарственными, и с декоративными целями, очень редко она дичает. Для лечения используют только соцветия, то есть корзинки, которые собирают в период цветения, когда корзиночка полностью распустилась. Листочки и цветоносы не используют.

В отечественной фармакологии это растение очень ценится. Собирают самую полезную часть растения – яркие цветы. Основное вещество, входящее в состав цветков, – это календен. Кроме него, в цветках содержится несколько органических кислот (прежде всего яблочная и пентадециловая, частично – салициловая), смолы, каротин. Терпкий аромат растения обуславливается наличием эфирного масла. Каротин, содержится в ноготках, влияет на цвет растения, в оранжевых цветках его вдвое больше, чем в белых. Прежде всего, календула используется в качестве лекарственного средства, помогающего при многих заболеваниях.

Ци́нния (лат. Zínnia) - семейство Астровые . Некоторые виды циннии - популярные декоративные красивоцветущие растения.

Растение происходит из Центральной и с юго-запада Северной Америки , несколько видов произрастает в или сидячие. Цветёт с середины июня до заморозков.

Обёртка корзинок многорядная, черепитчатая. Цветоложе конусовидное, при плодах цилиндрическое, усаженное плёнчатыми, сложенными вдоль прицветниками и охватывающие срединные цветки и семянки. Наружные (язычковые) цветки плотно расположенные, разнообразной окраски (от белых, жёлтых и оранжевых до красных и пурпуровых) с закругленным или выемчатым отгибом, внутренние (трубчатые) цветки мелкие, жёлтые до красно-коричневых. , рабатках , клумбах , в срезке.

Заключение

Таким образом, важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая экологическая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Экологическая среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.

Создание цветников на участке детского сада помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности дошкольника. Работа в цветнике способствует повышению уровня дошкольного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На участке детского сада обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.

Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса в цветниках и на участке детского сада.

Список литературы

  1. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  2. Вихрова Л.Г., Корчагина В.А. Озеленение участка детского сада. - М., 1972.
  3. Д-р Д. Г. Хессайон Всё о клумбовых растениях / Пер. с англ. - 2-е издание, исправленное. - М.: Кладезь-Букс, 2008. - 144 с.