Жили-были два водяных царя - один в озере Кушт 1 , а другой - в Онего 2 . Жили они весело, без лиха-горя, потому что достатки у обоих были хорошие, озера полноводные; лежат они между крутыми горами, поросшими лесами. А в озерах рыбы всяческой - видимо-невидимо.

Только вот куштозерский-то царь больно любил в кости играть: ничего бы ему не надо, хоть впроголодь сиди, только дай либо в тавлеи, либо в кости поиграть.

А онежский водяной тоже мастер был в кости поиграть. Познакомились как-то водяные цари, и зазвал Онего Кушта к себе в гости.

Давай, говорит, - в кости перекинемся.

Куштозерсюй царь водяной тому и рад.

Ну, что ж - говорит, - давай, пожалуй!..

Вот и начали они кости метать. Кто их там знает, - счастье ли царю Онего шло, или кости метать он наловчился, а только что ни метнет кость, - все ему прибыль выходит, а куштозерскому царю - все убыток да убыток. И проиграл куштозерский царь онежскому все свои деньги, какие у него были, а тот ему и говорит:

Что ж, будем еще играть?

Да у меня нет ничего!

Как нет ничего? А озеро-то? А вода?.. Ну, да и рыба тоже? Подумал-подумал куштозерский царь и махнул рукой.

Начали они снова играть, и в скорости выиграл у Кушта-царя Онего-царь и всю воду, и всю рыбу куштозерскую, так что Кушту-царю стало впору хоть в батраки идти. А Онего улыбается и говорит:

А что, соседушка, еще не сыграем?

Обомлел куштозерский царь да и говорит:

Все я уж проиграл, что ж мне еще на кон ставить?

А ты себя закабали?..

Махнул рукой царь-Кушт и на это, - метнули кости, и вышло, что Онего опять выиграл.

Ну, сказал Онего-царь, - теперь будет!.. Не царь ты теперь; иди ко мне в батраки, заслуживай свой проигрыш…

Заплакал царь Кушто, однако, делать нечего. Отвел воду из Кушт-озера в Онего, рыбу перегнал туда же, да и сам в Онего перебрался и стал служить царю Онего.

И пересохло озеро Кушт вовсе; ни капли воды в берегах нет; и что диковинно, - рыбы-то нигде не найдешь, а прежде Кушт-озеро славилось всякой рыбой.

С горя да с досады на себя взялся, наконец, царь-Кушт за ум, приналег на работу, и так он царю Онего угодил, так по душе ему пришелся, что в скорости тот за его труды весь его проигрыш зачел, и воду, и рыбу, и деньги ему вернул.

Иди, - говорит, - к себе в Кушт-озеро. Живи помаленьку. И будем мы с тобою в дружбе жить!..

Ну, вот и вернулся царь-Кушт к себе в озеро, - и откуда ни возьмись и вода набралась, и рыба заиграла в воде, и все пошло по-старому да по-хорошему.

Однако, с незапамятных времен один раз в десять лет озеро Кушт диковинным образом пересыхает да так, что на месте озера не остается ни капли воды и ни единой рыбины. Мужики, что в окрестностях живут, знают это и теперь не дивятся.

Видно, - говорят, - опять наш водяной в Онего в кости играть пошел да проигрался. Не замай, отыграется, либо долг свой у царя Онего выслужит и назад вернется.

Так оно и на самом деле сбывается.

Высохнет все озеро словно лужа, а там, смотришь, мало погодя, и опять водой полным-полно!..

1 – В куштозерском приходе (Ол. губ.).
2 – Онежское озеро.

Русские народные сказки. Том 1. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1912

На вопрос Какого представителя нечистой силы финны прозвали «ахти» заданный автором Ольга Александрова лучший ответ это Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича) , но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне) . Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо) .
Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой, и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ. , водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр. , в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Как тут-то в озере вода всколыбалася, Показался Царь Морской...

Былина "Садко"

В мифологическом представлении народа вода рассматривалась как особое царство со своими обитателями и владыкой.

Морской царь - повелитель всех вод, омывающих землю: морей, рек, озер и владыка над всеми подводными обитателями. Живет Морской царь в морских пучинах в хрустальном дворце. В других представлениях - во дворце из стекла, серебра, золота и драгоценных камней. Обиталище Морского царя в глубинах океана изобразил Ломоносов в "Петриаде":

В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных. Там трон жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипедром водам повелевает. Когда Морской царь веселится в своих пышных чертогах, на море разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. В этих случаях корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а иногда — и людей по жребию, как в былине о Садко, чтобы умилостивить Морского царя. Сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленного семейства. Только нет у них с водяной царицею - "всем русалкам русалкой" - сыновей: одни дочери.

МОРСКАЯ ЦАРЕВНА

В море царевич купает коня; Слышит: "Царевич!взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и доле плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?"

Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! постой!" За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет:

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущеной толпой? Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!

М. Ю. Лермонтов

Русские простонародные предания говорят из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления — отголоски древнего обожествления вод земных. Вот что говорится о Морском царе и.его дочерях в былине "Садко".

Был Caдко беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаЖивал на пиры званые, веселил народ. Сидел однаЖ-ды Садко на берегу Ильмень-озера, наигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь Садко "клад из Ильмень-озера - три рыбы-золоты перья". Закинул гусельник в озеро невод, и дался ему в руки обещанный клад. Закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода...

Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посреди моря, словно к воде приросли Стали корабельщики Жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи дерЖат суда на месте? Кого требует бросить в море Морской царь? Выпал Жребий Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани-пошлины. Отпустили корабельщики Садко на доске в море, и попал он во владения Морского царя Стал играть песенник для подводного владыки. От плясок Морского царя поднялась на море буря великая. По подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, Садко порвал струны, и успокоилась морская стихия. Морской царь, Желая оставить у себя чудесного гусельника, предлоЖил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко, опять по совету Николая-угодника, выбирает Чернаву (в другом варианте - Женится на Волхве-реке). После свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.

Поет и на гуслях играет Садко,

Поет про царя водяного:

Как было там жить у него нелегко

И как уж он пляшет здорово;

Поет про поход без утайки про свой,

Какая чему была чередь,

— Качают в сомнении все головой,

Не могут рассказу поверить.

МОРСКОЙ ЦАРЬ (Водяной, Поддонный, Чудо-Юдо) - владыка всех вод на земле; здесь идея всесветного воздушного океана сливается с великими водами, омывающими земную поверхность; Перун дождящий переходит в властителя морей, рек, источников: падая долу, заставляя прибывать воды источников и производя новые ручьи, дождь стал рассматриваться как тот первоначальный элемент, из которого создались все земные водохранилища. По русскому преданию, когда бог сотворил землю и вздумал наполнить ее морями, реками и ключами, тогда он повелел идти сильному дождю; в то же время он собрал всех птиц и приказал им помогать себе в трудах, разнося воду в назначенные ей вместилища. В образе быстролетных птиц миф олицетворяет весенние грозы, и как молнии и ветры приносятся различными птицами, так ими же приносится и вода в дождливую пору первой весны, когда божество творит новый мир на место старого, обветшавшего под холодным дыханием зимы. Морской царь, по народному поверью, властвует над всеми рыбами и животными, какие только водятся в морях. В народных сказках Морского царя называют также Водяным царем или Поддонным; в одном из вариантов сказки он назван Окиан-морем. «Там трон жемчугами усыпанный янтарь, /На нем сидит волнам седым подобный Царь. /В заливы, в океан десницу простирает, /Сапфирным скипетром водам повелевает. / Одежда царская, порфира и виссон, /Что сильные моря несут ему пред трон» (М. Ломоносов. «Петриада»).

О том, кто такой водяной царь, что общего у него с Нептуном, а в чём разница, пойдёт речь в данной статье. Здесь же будут рассмотрены некоторые сказки, в которых присутствует столь интересный персонаж, как водяной.

Сведения из славянской мифологии

Вообще, издревле люди преклонялись перед водной стихией. Она считалась столь же необходимой, сколь и опасной. И это так: водоёмы кормят и поят, но очень часто забирают жизни неосторожных людей. Поэтому и водяным - мифическим существам - придавалось огромное значение в древности. Люди наделяли их двойственными чертами характера, приписывали им поступки, которые также были противоположными.

Чаще хозяина рек и озёр называли просто - водяной. Царь - этот титул присвоили ему уже позже сказочники. Данное утверждение доказывают толковые словари, где рассматривается именно такое наименование, нетитулованное. В народе же водяному присваивались самые разные имена: Водокрут, Водопол, Переплут. Существовали даже специальные праздники в честь него, именины. В такие дни простолюдины задабривали хозяина разных вод подарками, называя его ласково дедушкой.

Водяной и Нептун - это одно и то же?

Кроме славянской мифологии и славянских сказок, водяных нигде не встретишь. Иностранные авторы предпочитали других персонажей, хотя и похожих чем-то на нашего водяного.

Например, Ганс Христиан Андерсен рассказывает в своей знаменитой «Русалочке» о Он также живёт под водой, управляет всеми подводными существами. Но если нашему водяному ещё подвластны и русалки, то персонаж Андерсена является отцом этих мифических существ.

Есть в иностранной литературе произведения, в которых принимают участие или Посейдон. Но и их не стоит отождествлять с нашим водяным - это абсолютно разные персонажи как по внешности, так и по характеру.

«Марья-искусница», фильм для детей

Водяной царь - один из персонажей многих русских сказок. Именно поэтому этот образ часто присутствует в фильмах для детей.

Эта очень интересная сказка про водяного царя была экранизирована в 1960 году режиссёром Сюжет фильма основывается на том, что отставной солдат в лесу встречает царевича Ивана, сына Марьи-искусницы. И от мальчика он узнаёт, что томится его мать у Водокрута Тринадцатого. Водяной царь пленил царицу за то, что она умела уж больно красиво вышивать да шить.

Солдат помог царевичу вызволить мать. Но на пути водяной царь строит спасателям преграды. Помогают солдату разные персонажи: умеющая колдовать Тётушка Непогодушка, выслужившийся из простых лягушек коварный Квак, морские пираты, Сом Карпыч. Удивительное подводное царство показывает зрителю фильм-сказка, где был водяной и царь-сын, солдат и Марья-искусница.

Может быть, ничего и не вышло б у солдата с Иваном, да на помощь пришла им внучка Водокрута Тринадцатого, Алёнушка.

Следует отметить, что водяной царь из сказки «Марья-искусница» - глуповат, нелеп и смешон. Он совсем не похож на властных и сильных мифических персонажей других стран - морских царей и богов водной стихии.

Сказка для детей про водяного

Жили-были в одном селении мать да сын. Тяжело они жили, бедно. Стал сынок подрастать - начал пытаться матери помогать. Каждый день он на реку ходил рыбу ловить.

А однажды вдруг увидел он, что в сетях его запуталась то ли рыбина крупная, то ли зверь невиданный с рыбьим хвостом. Взмолился пленник, стал просить юношу отпустить его в реку. А за то обещает существо странное исполнить любые его желания. Даже не догадался парень, что в сетях его барахтается сам водяной царь. Подумал, что просто несчастное животное случайно запуталось.

Улыбнулся юноша, распутал сети да и отпустил зверя хвостатого в реку. И ничего взамен не попросил. Вернулся домой да рассказал матери историю странную.

Умница ты, сын мой дорогой! Нельзя за добрые дела плату брать, - так сказала его матушка любезная.

Не прошло и двух дней, как явились к беднякам посыльные со стороны заморской. Поклонились они людям бедным да и сказали такое слово:

В далёком царстве-государстве ждёт вас наследство огромное, оставленное родственниками дальними. Сами вы туда поедете или вам богатства великие сюда привезти?

Попросили мать с сыном, чтобы всё, что им причитается, привезли послы заморские сами - не захотели они уезжать от земли родной. А сами поняли: то водяной так за добро им отплатил. А на самом деле это была проверка. Вовсе не попался водяной в сети нечаянно, а специально запутался, чтобы удостовериться, что бедный юноша добр и чист душою.