Для правильного роста и развития растениям требуются определенные условия внешней среды. Основные из них – воздух, вода, свет, тепло и питательные вещества. Все эти условия равнозначны и поэтому ни один из них не может быть заменен другим. При отсутствии одного из условий действие остальных в значительной степени ослабляется или же и вовсе прекращается. Человек способен влиять может на рост и развитие растений, изменяя указанные условия.

Воздух. Растения дышат, поглощая воздух из внешней среды и из почвы. В первом случае воздух поглощается через расположенные на листьях мельчайшие отверстия (устьица). Воздуха состоит из кислорода (21 %), азота (78) и из других газов, таких как аргон, гелий, неон, а также углекислый газ (0,03 %). Повышение концентрации углекислого газа в дневное время в приземном слое воздуха (в теплицах в 10-15 раз) заметно сказывается на повышении урожая, ускоряя рост и плодоношение растений.
Из почвы растения поглощают воздух через корни. Недостаток воздуха в почве задерживает прорастание семян и развитие корней задерживается, что в свою очередь отрицательно сказывается на росте растений. Поэтому для облегчения поступления воздуха в почву необходимо периодически взрыхлять грунт, уничтожая таким образом почвенную корку.
Вода. Содержание воды в овощах составляет от 65 до 97 %. Влага необходима растениям во все периоды роста и развития, поскольку питательные вещества поступают из почвы в растения преимущественно в виде водного раствора. Поэтому при достаточной влажности почвы рост, развитие и плодоношение проходят в благоприятных условиях. Вода растворяет углекислый газ, высвобождая кислород, способствует нормальному протеканию обмена веществ и обеспечивает нужную для растения температуру. Недостаточная увлажненность почвы в значительной степени снижает урожайность овощных культур и картофеля. Однако и избыточная влажность грунта негативно сказывается на росте растений, поскольку вода вытесняет необходимый для дыхания корней воздух. Для образования единицы сухой массы овощной продукции растению требуется от 600 до 900 единиц воды.
Отдельно следует сказать об относительной влажности воздуха. Чем ниже показатели влажности, тем растения активнее испаряют воду, интенсивнее дышат и тем выше их температура. Несколько повысить влажность воздуха можно дождеванием почвы, полезным для ряда растений. Высокая влажность в свою очередь способствует развитию различных грибковых заболеваний. Требования к относительной влажности воздуха у разных растений не одинаковы. К примеру, белокочанная и брюссельская капуста, огурцы, бобы, брюква нуждаются в повышенной влажности воздуха, в то время как для нормального роста и развития томатов, влажность воздуха должна быть невысокой.
Свет. Нужен растениям для образования из углекислого газа воздуха, воды и растворенных в ней минеральных солей – белка, крахмала, сахара, витаминов и других сложных соединений, обеспечивающих рост и развитие растений, а также определяющих уровень урожайности и качество овощей. При посадке растений в тени и при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света и вытягиваются. Лучшему освещению также способствует уничтожение сорняков, затеняющих культурные растения, а также и своевременная прорывка овощных культур. Недостаток света тянет за собой негативные последствия: капусты, к примеру, не завязываются кочаны, у редиса не образуются корнеплоды, листья теряют зеленую окраску.
Существует определенная классификация растений по требованию к свету. С этой точки зрения выделяют растения длинного и короткого дня. Первым для перехода к цветению требуется 14–16-часовой световой день (капуста, лук, морковь, свекла, редька, укроп, салат, шпинат и др.) К растениям короткого дня относятся огурцы, томаты, перец, кабачки, баклажаны, фасоль, подсолнечник, кукуруза, бахчевые и др. Этим культурам для своего развития требуется 8–10-часовой день, но не более 12–14 ч. Однако у огородника есть возможность регулировать продолжительность светового дня, укрывая растения непрозрачными материалами. Таким образом можно менять сроки цветения овощных растений, получая более высокие урожаи хорошего качества. К примеру, лук, редис, салат, шпинат нужно выращивать при коротком дне, закрывая растения с 20 ч вечера до 7–8 ч утра. При этом редис способен дать корнеплод массой 200-300 г вместо 10-20 г в обычных условиях. Шпинат, не выбрасывая цветочной стрелки, может образовать 150-200 листьев, вместо 6-10 листьев, образующихся при длинном дне.
Тепло. Играет решающую роль в росте и развитии растений. Как низкая, так и высокая температура существенно задерживает рост овощных растений или картофеля и может привести к их гибели.
Существует классификация овощных растений по отношению к теплу:
морозо- и зимостойкие (лук-батун, многоярусный лук, хрен, чеснок, щавель, ревень, спаржа, эстрагон);
холодостойкие (лук репчатый, лук-порей, морковь, редька, петрушка, укроп, салат, шпинат, сельдерей, пастернак; капусты – белокочанная, брюссельская, пекинская, савойская, кольраби). Эти растения способны длительное время переносить температуру минус 1-2 °С, и даже минус 4-5 °С при кратковременном похолодании. Семена начинают прорастать при температуре около 5 °С, однако хотя в таких случаях появление всходов задерживается. Оптимальная температура для их быстрого и одновременного прорастания 18-25 °С, а для роста растений этой группы 17-20 °С. Температура выше 30 °С негативно сказывается на их росте и урожайности;
требовательные к теплу (огурцы, томаты, кабачки, баклажаны, перец). Наиболее интенсивный рост наблюдается при 20-30 °С. Теплолюбивые растения, в частности огурцы, требуют повышенных температур и в ночное время: 18-19 °С до начала цветения, и до 20-21 °С в период налива плодов;
жаростойкие (кукуруза, фасоль, тыква, арбуз, дыня). Начинают прорастать при 13-17 °С, а оптимальная температура для роста и развития растений – 25-30 °С.
Картофель занимает промежуточное место отношении требовательности к теплу, но его всходы не выдерживают заморозков даже минус 1-2 °С.
Питательные вещества. Овощные растения предъявляют повышенные требования к различным элементам питания. Основные из них – кислород, углерод, водород – растения получают из воздуха и воды; фосфор, азот, калий, кальций, магний, серу – из почвенного раствора. Указанные элементы усваиваются растениями в больших количествах и называются макроэлементами. Микроэлементы (цинк, бор, марганец, натрий, медь, молибден, кремний, кобальт и некоторые другие) потребляются растениями в незначительных количествах.
В период прорастания семян и до появления листьев растения наибольшую потребность растения испытывают в фосфоре. Позже, после появления листьев и в период усиленного роста корней (до начала цветения), растениям необходим азот и калий. От начала цветения до полного созревания урожая растения потребляют больше азота и калия, а фосфор необходим для ускорения созревания урожая. Поэтому огромное значение имеет подбор удобрений. К примеру, обильное внесение азотных удобрений перед цветением при малом количестве калийных и фосфорных задерживает образование плодов у огурцов, томатов и других культур.
Поглощая из воздуха углекислый газ, зеленые части растений под действием солнечного света, воды и поступающих из корневой системы растворенных питательных веществ образуют органические вещества. Процесс этот называют фотосинтезом. Основная масса органических веществ, выработанных в листьях, используется на построение корней, стеблей, листьев, цветков и плодов.

Что же нужно растению для роста и развития? He каждый садовод cмoжeт правильно ответить на этот вопрос. Многие скaжyт: "земля и вода", и будут правы лишь отчасти, забыв o воздухе и солнцe. Давайте все-таки разберемся, что на самом деле нужно растению.

Для начала заглянем в историю, чтобы проследить путь науки в этом вопросе. Первым задумался об этом Аристотель, но поскольку он заблуждался пологая, что растения полyчaют вещества yжe в органической форме, мы результатами eгo трудов интересоваться не будем. Следующий ученый, исследования которого пролили свет на интересующий нас вопрос, был Жан Баптист Ван Гельмонт (1575 - 1642). Он провел опыт длительностью 5 лет, получил важный для нас результат, но неправильно истолковал его и пришел к неверным выводам. Сам опыт был таков: Bан Гельмонт взял 200 фунтов чистой, прокаленной (чтобы исключить вес воды) земли, насыпал ее в бочку и посадил в нее ветвь ивы весом в 5 фунтов. Покивал он ее только дождевой водой, бочку он накрыл плотной крышкой с отверстиями для полива, чтобы исключить попадание в нее насекомых и пыли. Через 5 лет выросший куст был извлечен из бочки, очищен от земли и взвешен. Вес его оказался 164 фунта. Земля была прокалена и также взвешена, вес ее уменьшился всего на 2 унции. Как я уже упоминал, Ван Гельмонт сделал из этого опыта неверные выводы, решив, что растение взяло все необходимые вещества из воды.

Следующий шаг в решений интересующего наc вопроса сделал профессор медицины Джон Вудворд (1665 - 1828). B 1699 году он выращивал перечную мяту на растворе дождевой воды и воды из Темзы, к которой еще и примешивал некоторое количество земли. Он определял вес растений при посадке, а затем при уборке их из сосудов. Вудворд сделал правильный вывод: "Растения образуются не из воды, а из какого-то почвенного материала".

И наконец, последние ученые, которые нас интересуют: ботаники Ф. Кноп и Ю. Закс, которые в 1856 г. таки выяснили, какие именно химические элементы нужны растениям.

На этом экскурс в историю, пожалуй, окончим и перейдем к делу.
Итак, не задавая больше вопросов, перечислим, что же нужно растению.
Конечно же, вода. Она растворяет находящиеся в земле соли, способствует их перемещению по растению (и не только солей находящихся в земле, а и веществам, образующимся в растении), и, расщепляясь, дает кислород и водород.

Воздух, точнее содержащийся в нем оксид углерода. Поглощаясь листьями, перерабатываясь в процессе фотосинтеза, углерод является главным строительным элементом (наряду с кислородом и водородом) всех органических веществ.

И, наконец, земля. Почему же я поставил ее в конец списка? Да потому, что из земли поглощается самое меньшее количество химических веществ среди всех перечисленных источников веществ. Земля несет в себе 2 функции: является опорой для растений и складом питательных веществ, которых нужно совсем не много.

А теперь проведем мысленный эксперимент. Допустим, мы взяли куст помидора, он уже отплодоносил и нам больше не нужен. Очистим его корни от земли, чтобы не было ничего лишнего. Взвесим его (как это сделал в свое время Bан Гельмонт), результат запишем. Теперь положим его на солнце (или в другое жаркое место), нам необходимо выпарить из него всю воду желательно так, чтобы не разложились органические вещества. И снова взвесим. Потеря веса составит 75-90%. Теперь наш куст состоит из органических веществ (в основном клетчатка), без воды, так называемое "сухое вещество". B среднем сухое вещество состоит из 45% углерода, 42% кислорода, 6.5% водорода, 1.5% азота и примерно 5% золы. Углерод, кислород, водород и азот могут "сгореть", если попытаться сжечь наш куст, что является следующим шагом в нашем мысленном опыте. B этом случае остаются уже упомянутые 5% золы (у водорослей количество золы может достигать 98 %!).

Таким образом, мы исключили все, что получено из воздуха и воды. Осталось только то, что было получено из земли (как мы знаем углерод, кислород и водород растение получает из воздуха и воды), всего 5-10%. Стоит заметить, что зола - смесь оксидов, и на самом деле количество получаемых из земли веществ меньше 5%.

Мы подобрались к самому главному, к тому, что растение получает из земли. Вещества делятся на макроэлементы и микроэлементы.
Макроэлементы: азот (N), фосфор (P), калий (K) и магний (Mg). Иx соотношение должно быть

N: P: K: Mg = 1: 0.5: 2: 0.3

K микроэлементам относятся: литий (Li), медь (Cu), бop (B), алюминий (Al), цинк (Zn), титан (Ti), никeль (Ni), кобальт (Co) и многие другие. Их требуется небольшое количество.
Bсе эти вещества находятся в почве в виде солей.

Макро и микроэлементы.

Начну я, пожалуй, с микроэлементов, потому что о них короче. Их растению требуется совсем немного, но они жизненно необходимы ему, так как без них не будут происходить важные процессы образования веществ. К микроэлементам относятся: литий, медь, бор, алюминий, цинк, титан, никель, кобальт и многие другие.

B следующей главе будут приведены рецепты растворов, среди них и рецепт микроэлементов Хогланда, взглянув на него вы поймете насколько ничтожно потребление растением микроэлементов.

Макроэлементы - главные источники строительного материала растения после углерода, водорода и кислорода. К ним относятся фосфор, азот, калий и магний. Их соотношение должно быть

N : P : K : Mg =1: 0.5: 2: 0.3

Как недостаток, так и избыток микро и макроэлементов могут губительно сказаться на растении. Недостаток макроэлементов служит причиной пожелтения листьев, при этом первыми страдают старые нижние листья. При недостатке же микроэлементов страдают верхние молодые листья.
Недостаток многих элементов можно определить визуально по внешнему виду растения.

* нехватка АЗОТА характеризуется медленным ростом надземных органов и корней, мелкими листьями желтовато-зеленого цвета в начале роста и желтыми и оранжевыми в конце развития. Листья опадают преждевременно. У растений мало боковых побегов, отмирают боковые почки, сокращается количество цветков, резко падает урожай.
* недостаток ФОСФОРА характеризуется примерно аналогичными признаками. Значительно ограничивается рост корней и надземной части. Растения имеют короткие и тонкие побеги, происходит преждевременное опадание листьев. Листья становятся пурпурными или с коричневыми пятнами, на краях листьев появляются бурые ожоги.
* недостаток КАЛЬЦИЯ особенно проявляется на молодых листьях, их кончики загибаются, края закручиваются и имеют неправильную форму. На листьях появляются бурые ожоги или пятна. Часто отмирают точки роста, затрудняется развитие корней, они становятся студенистыми. Иногда отмирают стебли и листья.
* недостаток МАГНИЯ наиболее ярко проявляется на старых листьях. Они становятся хлоротичными, увядают или опадают в не увядшем состоянии. Растение может потерять много листьев.
* недостаток КАЛИЯ характеризуется тусклой синевато-зеленоватой окраской листьев. На старых листьях буреют кончики, появляются ожоги и коричневые пятна, края листьев закручиваются, задерживается рост растений.
* недостаток МАРГАНЦА характеризуется хлорозом. При сильном голодании листья скручиваются, обесцвечиваются и только жилки остаются зелеными.

Питательные вещества в земле находятся в виде солей, реже оксидов. Но не все химические элементы идут на питание растений. Хоть растения могут использовать почти любые органические и неорганические соединения азота, но все же отдают предпочтение NO3- и NH4+, сера поглощается в виде иона SO4-2, фосфор в видe PO4-3, калий в видe K+, a кальций в видe Ca+.

Корни поглощают воду с удобрениями, разносящимися по стеблю растения, словно кровь по венам и артериям.

Жидкость проходит через корни силой всасывания, возникающей, когда она испаряется из листьев. Если испаряется много, корни поглощают больше воды. Когда мало - поглощают меньше.

Условия внешней среды играют решающую роль в жизни растений. Основные из них — тепло, свет, воздух, вода, питание. По требовательности к теплу овощные культуры делятся на морозостойкие (зимостойкие), холодостойкие и теплолюбивые. К морозостойким (зимостойким) относятся многолетние овощные растения: щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, любисток, все виды лука, и др. Эти культуры зимуют в почве под снегом, и их не надо специально укрывать на зиму.

Холодостойкими являются все виды капусты, морковь, свекла, редис, редька, репа, зеленные и бобовые культуры, чеснок яровой. Семена этих культур прорастают при температуре ниже 10°С. Всходы этих культур не погибают при небольших заморозках. Если же всходы подвергаются длительному воздействию пониженных температур (от 0 до 2°С), то многие растения (свекла, сельдерей, редис и др.) преждевременно выбрасывают цветочную стрелку и дают низкий урожай.

К теплолюбивым культурам принадлежат огурец, кабачок, томат, патиссон, тыква, физалис. Семена этих культур прорастают при температуре 13 —14°С. Растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. Теплолюбивые овощные культуры выращивают или в теплице, или в открытом грунте с помощью рассады. Для повышения устойчивости теплолюбивых растений к пониженной температуре и повышения их жизнеспособности нужно проводить закаливание набухших семян и рассады. Набухшие семена выдерживают в течение двух- трех суток при температуре ниже 0°С, а затем высевают.

Закаливание рассады проводят в теплице, при появлении всходов температуру в ней снижают на несколько дней до б —8°С, а затем в дневное время повышают, но на ночь обязательно снижают. Это необходимо для усиления роста корней и предупреждения вытягивания растений.

Отношение к свету. Большинство овощных культур светолюбивы. Особенно требовательны к освещению огурец, патиссон, тыква, кабачок, томат, бобовые культуры. Менее требовательны — капуста, корнеплоды и зеленные овощи. К теневыносливым культурам относятся лук, выращиваемый на перо, лук-порей, щавель, ревень, спаржа.

Овощные культуры неодинаковы и по отношению к продолжительности освещения. Южным растениям (томат, огурец, патиссон, кабачок, тыква) для быстрого цветения и плодоношения требуется длина светового дня менее 12 час. Это растения короткого дня. Северным же растениям (корнеплоды, капуста, лук репчатый, ) для развития требуется световой день более 12 час. Это растения длинного дня.

В условиях Нечерноземной зоны, чтобы получить высокий урожай хорошего качества таких культур, как салат, шпинат, укроп, редис, их нужно выращивать в условиях короткого дня, то есть высевать или как можно раньше весной, или в конце лета. Особенно требовательны к освещению растения при выращивании рассады. При недостатке света и повышенной температуре рассада вытягивается, становится бледной, у нее плохо развивается и корневая система.

Требование к влаге. Овощные культуры требовательны к влаге. Это объясняется высоким содержанием ее в сырых овощах (от 65 до 97%), а также большой испаряющей поверхностью листьев. Наиболее требовательны к влаге скороспелые зеленные культуры, салат, шпинат, редис, огурец, капуста, репа, редька. У них слаборазвитая, поверхностная корневая система и большая облиственность.

Менее требовательны к влаге морковь, петрушка. У этих культур хорошо развита корневая система, и они экономно расходуют влагу на испарение.

У свеклы тоже хорошо развита корневая система, но она более требовательна к влаге, чем морковь и петрушка, так как расходует много влаги на испарение.

Томат имеет мощную корневую систему и значительно меньше, чем капуста, расходует влаги на испарение, поэтому он и менее требователен к ней.

Наиболее устойчивы к недостатку влаги в почве фасоль и арбуз. Потребность овощных растений во влаге в различные периоды роста и развития неодинакова. Особенно высока потребность в воде в периоды прорастания семян, высадки рассады, прорастания листьев у лука, во время налива кочана у капусты и плодов у огурца и томата. Горох, фасоль, бобы нуждаются в воде в первый период роста, а корнеплоды во время налива. При недостатке влаги во время роста корнеплоды растрескиваются, поэтому их нужно поливать в период вегетации регулярно.

Все теплолюбивые растения следует поливать теплой водой, нагретой на солнце B4 —25°С). Полив лучше проводить вечером или утром.

При недостатке влаги для полива применяют так называемый сухой полив — частое рыхление почвы в междурядьях . При рыхлении разрушается почвенная корка и образуются капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние. Избыток влаги в почве так же нежелателен, как и недостаток ее. При избытке влаги все поры в почве заполнены ею, поэтому ухудшается дыхание корней, а растения из-за недостатка кислорода погибают. При повышенной влажности хуже развивается корневая система растений, в результате уменьшается количество поступающих из почвы питательных веществ, снижается урожай. Кроме того, ухудшается развитие в почве полезных микроорганизмов. Чтобы уменьшить избыток влаги, на участках делают отводные канавки, борозды. После отвода воды почву, как только она подсохнет, рыхлят.

Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ , который является источником углеродного питания. В воздухе его содержится очень мало — всего лишь 0,03%. Повышение содержания углекислого газа в приземном слое воздуха происходит за счет разложения органического вещества почвы микроорганизмами. Чем больше в почве содержится органического вещества, тем больше выделяется из нее углекислого газа, тем лучше углеродное питание растений. При увеличении количества углекислого газа, поглощаемого растениями, улучшается их рост и развитие, ускоряется плодоношение, увеличивается урожай. С улучшением углеродного питания у растений повышается устойчивость к болезням и вредителям. Для увеличения содержания углекислого газа в теплице нужно расставить сосуды с раствором коровяка или птичьего помета. В открытом грунте увеличить содержание углекислого газа в приземном слое можно за счет внесения в почву повышенных доз органических удобрений, использования жидких подкормок из разведенного коровяка, навозной жижи, птичьего помета. Применение кулис из высокостебельных растений, защищающих овощные культуры от ветра, способствует сохранению углекислого газа в приземном слое.

Почвенное питание . Для нормального роста и развития овощных растений требуются различные питательные элементы. Основные из них — азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций, железо — растения потребляют в больших количествах. Эти элементы называются макроэлементами. Элементы, необходимые растениям в небольших количествах, называются микроэлементами, к ним относятся: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кобальт, натрий. Макро- и микроэлементы поступают в растения из почвы. Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и является основой всех жизненных процессов. При недостатке азота листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют, растение замедляет рост. При избытке азота листья приобретают темно-зеленую окраску, буйно растут, но цветение и плодоношение задерживаются.

Фосфор входит в состав сложных белков и участвует в построении клеток растения . При его присутствии повышается усвоение и других элементов питания: азота, калия, магния. Фосфор ускоряет образование органов плодоношения, улучшает качество продукции, повышая содержание сахара, витаминов и других сухих веществ. При недостатке фосфора листья сначала приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а с нижней стороны листа вдоль прожилок — в пурпурно-красный. При засыхании листья чернеют. Кроме того, при недостатке этого элемента замедляется рост растений, задерживается созревание плодов. Недостаток фосфора только в течение нескольких дней после появления всходов неблагоприятно сказывается на всем развитии растений и приводит к снижению урожая. Следует учитывать, что в холодную погоду растения слабо усваивают фосфор, в это время необходимо подкормить их фосфорными удобрениями.

Овощные культуры выносят из почвы много калия . Это объясняется тем, что калий легко поглощается почвой и лучше усваивается из нее растениями, что способствует накоплению углеводов, которыми так богаты овощи. Калий повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость. При недостатке калия по краям листьев овощных растений появляется бледно-желтая кайма, которая в последующем становится ярко-желтой. При остром недостатке калия листья вырастают неправильной формы, в середине их появляются бурые пятна, кайма на листьях из ярко-желтой становится буро-коричневой, ткань листа рассыпается. У свеклы и огурцов листья приобретают куполообразную форму, на огурцах образуются в основном мужские цветки, плоды принимают грушевидную форму. Магний играет большую роль во многих жизненных процессах растений. Он участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растении. Характерным признаком недостатка магния является пестрота листьев. Ткань между прожилками листа сначала обесцвечивается, затем желтеет, но не сплошь, а пятнами. У томата на листьях появляются коричневые пятна между зелеными жилками, у огурца буреют края листьев.

Важное значение в питании растений имеют микроэлементы . При недостатке бора у овощных растений часто отмирает точка роста, на корнях бобовых не образуются клубеньки, в которых накапливается азот, цветки не оплодотворяются и опадают, черешки листьев становятся ломкими, у цветной капусты буреют головки, появляются пустоты в кочерыге, у свеклы загнивает сердечко, листья у огурцов принимают вогнутую форму.

Если не хватает марганца, листья у овощных культур становятся ломкими, на них появляются мелкие светло-желтые пятна. При недостатке меди кончики молодых листьев овощных культур белеют и края их становятся желтовато-серыми. Дефицит цинка сказывается в появлении бронзового оттенка в окраске листьев, способствует развитию хлороза. При недостатке любого микроэлемента понижается устойчивость растений к бактериальным и грибным заболеваниям. Нормальный рост и развитие овощных культур зависят от реакции почвенного раствора, то есть кислотности. При рН 3 — 4 почва считается сильнокислой; 4 —5 — кислой, 5 —б — слабокислой, 6 — 7 — нейтральной, 7 —8 — щелочной, 8 —9 — сильнощелочной.
Овощные культуры, такие, как кочанная капуста, лук, столовая свекла, сельдерей, шпинат, перец, пастернак, не выносят повышенной кислотности, им нужна нейтральная или слабощелочная реакция почвенного раствора. Для них оптимальна рН 6,8 — 7. При слабокислой и близкой к нейтральной реакции хорошо растут огурец, дыня, лук-порей, цветная капуста, салат, брюква. С кислой средой мирятся петрушка, морковь, горох, репа, редька, редис, тыква, кабачок.

Повышенную кислотность переносят томат, щавель, картофель, ревень. Кислотность почвы на участке бывает различной, поэтому ее надо ежегодно проверять. Для этого огородники могут приобрести в магазинах прибор Алямовского, правила пользования которым есть в инструкции.

Узнать кислотность можно по сорнякам, растущим на огороде. На кислой почве растут конский щавель, полевой хвощ, мокрица (звездчатка), пикульник, подорожник, иван-да-марья, осока. На слабокислой и нейтральной — вьюнок полевой, мать-и-мачеха, пырей ползучий, ромашка непахучая, бодяк огородный.

Огородники могут определить кислотность и при помощи лакмусовой (индикаторной) бумаги, которую продают в магазинах «Хим-реактивы». Для этого на участке в нескольких местах берут на всю глубину пахотного слоя почвенные пробы. Каждую пробу хорошо перемешивают на пленке, затем от смеси отделяют небольшую часть, увлажняют водой (дистиллированной или дождевой) и прикладывают к ней лакмусовую бумагу. Если она окрасилась в красный цвет, значит, почва сильнокислая, в розовый — среднекислая, в желтый — слабокислая, в зеленовато-голубой — близка к нейтральной и в синий — нейтральная.

Вредную для овощных культур избыточную кислотность устраняют известкованием. Известь обогащает почву кальцием, улучшает свойства почвы, стимулирует развитие полезных микроорганизмов. В результате значительно возрастают урожаи всех овощных культур. При осенней обработке почвы известь вносят при перекопке гряд из расчета 100 — 400 г на 1 м в зависимости от кислотности. Необходимо учитывать, что при известковании почвы подвижность соединений бора, марганца, кобальта понижается, а молибдена повышается. Известь можно заменить мелом, доломитовой мукой, мергелем, золой. Известь вносят только очень мелкого помола, поэтому все известковые удобрения просеивают.

Нина Минченко

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: выявление необходимых условий для роста и развития растений.

1. Опытным путем подтвердить условия необходимые для развития растений;

2. Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе исследования;

3. Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения

Исследование 1.

Как растение «пьёт»

Красивый занимательный эксперимент с окраской живых цветов. Для этого опыта мы приготовили:

цветок с белыми лепестками – хризантему,

вазу с водой,

пищевой краситель

Вначале мы рассмотрели хорошенько прожилки на листочках.

Рассмотрите узор на листочках

Прожилки это маленькие каналы, по которым вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений.

В вазе с водой растворим пищевой краситель. Чем насыщенней раствор, тем ярче будет окраска цветка.

Стебель цветка срезать под углом, поместить в раствор.

Предполагалось, что только к вечеру заметим изменения. Но вернувшись с прогулки, мы были удивлены чудесным превращением цветка. Ребята радовались, удивлялись, трогали лепестки.

Подвели итог: подкрашенная вода, поднимаясь по стеблю цветка, окрасила лепестки.

Как растения пьют воду?







Вот растение чераз сутки. Поддались окраске и другие цветочки, синева коснулась и середок цветков.



Вывод: Растение пьет воду корнями. Вода с питательными веществами поднимается вверх по стеблю к веточкам, листьям и цветкам растений.

(Также можно провести опыт по окрашиванию в 3-4 оттенка цветка. Для этого нужно взять цветок с белыми лепестками, стебель аккуратно снизу расщепить на 3-4 части, поместить каждую часть в подкрашенную воду.)

Исследование 2.

Растению для роста необходим воздух

Материалы: Листочки растения, коктейльная трубочка, вазелин.

На прошлой неделе проводили опыт, как дышит растение. Что мы для этого сделали? Намазали вазелином первый листочек с верхней стороны, а второй листочек с нижней стороны.


Посмотрите на листочки, что произошло? Поменялся ли цвет?


Второй листочек пожелтел.

Какой стороной дышит листочек?

Нижней стороной.

Листочек погиб, потому что мы замазали вазелином отверстия, через которые поступает воздух. Без воздуха растение гибнет.

Исследование 3.

Растению для роста необходима вода и тепло.

Для этого мы решили прорастить семена дыни. Один экземпляр с замоченными семенами поместили под тепличку, другой экземпляр оставили без воды.

Через день семена в тепличке дали ростки, а сухие семена остались без видимых изменений.




Вывод:

Важные условия для роста растений: вода, тепло, свет.

Используемая литература: «Неизведанное рядом», О. В. Дыбина. 2012

Публикации по теме:

Условия успешного речевого развития детей Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенква-детский сад №15 «Солнышко» с. Хороль Хорольского муниципального.

Условия для развития игровой деятельности Условия для развития игровой деятельности детей. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре,.

Независимо от того выращиваете ли вы растения в помещении, на улице или в теплице, существуют несколько основных правил, о которых нужно помнить при выращивании гидропонным методом, чтобы растения были здоровы и хорошо росли. Несомненно, для успешного растениеводства важно знать потребности каждого сорта выращиваемых растений. Подробную информацию о каждом конкретном растении легко найти в книгах и статьях. Но существуют так называемые основные нужды всех растений в целом.

О чём же нужно помнить садоводам-любителям?

Основные потребности растений:

  1. Необходимая атмосфера: воздух, углекислый газ, кислород из воздуха и из земли (питательного раствора).
  2. Оптимальная температура воздуха и земли.
  3. Правильная среда: температура, кислотно-щелочное равновесие, влажность.
  4. Подходящие условия для роста в грунте или в растворе минеральных веществ. А также хороший нетоксичный и пористый наполнитель для гидропонных растений.
  5. Сбалансированное питание минеральными веществами в требуемых количествах и в подходящем для конкретного растения составе.
  6. Необходимое освещение. Для растущих на улице при солнечном свете растений - это не предмет беспокойства.
  7. Достаточное увлажнение: золотая середина между «слишком сыро» и «слишком сухо».

Растения впитывают водород и кислород, используемый ими для роста, непосредственно из воздуха и воды. В состав общей массы растений, помимо воды, входит углерод. Растения получают его из содержащегося в воздухе углекислого газа. Небольшое количество углерода (0,3% всей атмосферы) поглощается порами листьев, когда позволяют температура, влажность и освещённость. Однако углерод не поглощается корнями растений, поэтому он не считается питательным веществом как, например, азот, фосфор, калий и другие минеральные элементы, необходимые для роста растений. Для растений, выращиваемых гидропонно, все минеральные элементы должны быть растворены в воде.

Питание растений.

В обычном садоводстве питательные вещества доставляются растениям с помощью дождевой воды, эрозии пород и разложения органических элементов. - это выращивание растений без почвы, поэтому в гидропонике эти вещества заменяют минеральными солями, растворёнными в воде.

Жидкие растворы более удобны и просты в использовании, чем сухие смеси. Но часто они дороже и произвольной концентрации. Формулы «для роста» используют во время вегетативной фазы роста растений. Формулы «для цветения» - для растений во время их цветения и созревания плодов. Такое разделение происходит потому, что во время этих фаз растениям необходимы разные концентрации минеральных элементов. Такие растения, как томаты и перец считаются длительно плодоносящими. Поэтому и питательная формула должна быть подобрана, как для плодоносящих.

Со временем, растущие растения впитывают и используют все питательные вещества из раствора. Поэтому рекомендуется заменять или пополнять раствор каждые 2-3 недели. Поддон для выращивания, где находятся корни растений, тоже необходимо мыть, чтобы на нём не появлялись токсичные солевые налёты. Когда это случается, на стенках поддона образуются твёрдые беловатые корки. Эти налёты вредны тем, что могут помешать корням растений получать достаточное питание.

Большинство растений, выращиваемых гидропонным путём, хорошо растут при 18-35 градусах и влажности 20-80%. Слишком высокая влажность и недостаточное проветривание могут привести к бактериальным и грибковым болезням.

Кроме того, важнейшими потребностями выращиваемых растений и залогом их здорового роста являются забота и уход. В течение всех стадий развития растений нужно не просто знать их потребности, но и удовлетворять их.