Функциональный спектр оконного проема весьма широк: освещение интерьера; изоляция микроклимата интерьера от неблагоприятных внешних условий; проветривание; возможность визуальных связей интерьера и внешней среды. Функции окон во многом зависят от функционально-ярусной зоны дома, ориентации фасада и места окна в общей композиции фасада. Эти факторы и определяют количественные и качественные характеристики оконных проемов и заполнений.

Окно — основной модульный композиционный элемент, главный инструмент формирования композиции фасадов. Окна различных этажей в эпоху классицизма имели одинаковую ширину и располагались по вертикальным осям не только из эстетических соображений, но и для прочности конструкции стены.

В эпоху зрелого классицизма инструктивные источники предписывали нечетность оконных осей главного фасада (организация дворовых фасадов была прерогативой владельца). В основу принципа нечетности легло традиционное требование акцентировать центральную часть фасада, где устраивался портик, портал, либо фронтон, а при их отсутствии — среднее окно центрической нечетно-осевой композиции.

Когда функционально необходимое число окон на фасаде было несоизмеримо с числом окон, необходимым в интерьерах, устраивались ложные окна, создававшие дополнительные оси и сообщавшие зрительному ряду требуемую номинальную нечетность.

Четное число осей, как правило, обусловлено определенными декоративными или композиционными причинами. Одной из них являются спаренные в средней части фасада окна, которые и представляют собой центр композиции. Объединение центральных окон могло производиться не только сближением их, но главным образом, с помощью декоративных средств.

Еще более распространенный случай четности осей возникает при наличии на фасаде боковых ризалитов и отсутствии при этом центрального.

Во второй половине XIX в. многие ограничения были сняты. В 1857 г. застройщики получили разрешение строить дома с четным или нечетным числом фасадных осей — на свое усмотрение.

Исходя из главной функции окна — освещение интерьеров, рассмотрим лишь два аспекта, влияющих на формирование проемов: соотношение площади окон с пространством интерьеров и соотношение габаритов окна с общим и частными габаритами наружной стены в интерьере.

В связи с тем, что окна формируют масштаб фасадов, в значительных по размерам сооружениях их делают шире, в небольших — уже. В основе выбора габаритов окон лежит принцип уравновешивания двух начал: желание как можно лучше осветить интерьеры, с одной стороны, и при этом не ослабить стены и не сделать помещения холодными в зимний период, с другой стороны. Для жилых комнат, коридоров и кладовых требования к освещенности различны. Решающую роль в степени освещенности комнат, как показал анализ, играет функциональность зоны. Наиболее освещены в доме парадные комнаты. При этом самая освещенная из них — зала (среднее соотношение суммарной площади окон к площади пола около 1:4), по вполне понятным причинам: зала расположена в угловом помещении и освещается окнами, как с главного, так и с бокового фасадов. По этой причине площадь окон может составлять до половины площади пола.

По освещенности гостиная и спальня примерно соответствуют друг другу (в среднем 1:5—1:6). В жилых комнатах уровень естественной освещенности заметно снижается: в жилых комнатах бельэтажа мы уже наблюдаем соотношение 1:7—1:8, а в антресолях и того меньше: 1:9. В антресолях главного дома усадьбы Кусково 1:14— 1:23, что объясняется большой площадью помещений, зависящих от планировки комнат бельэтажа, а также малой площадью окон, продиктованных архитектоникой фасадов.

Пропорциональное построение окна обусловлено рядом факторов. Пропорции окон зависят от парадности этажа. Окно бельэтажа должно составлять около двух квадратов «... или несколько выше или ниже...» (160, ч. I, 44). Таким образом, допускаются вариантные отклонения от чистой пропорции (1:2) и безусловно исключаются циркульные методы абсолютного пропорционирования.

Так называемые полуокошки устраивались в непарадных зонах. Их высота часто или равна ширине, или составляет 2/3 ширины. Пропорции окон зависели также от избранной ордерной системы. Например, в тосканском и дорическом ордерах соотношение ширины и высоты стремились приблизить к 1:2, а в ионическом и коринфском — 1:2,5.

Безусловна зависимость параметров окон от композиции фасадов, соблюдение центричности, нечетности, строгого соответствия осям. Расстояние от наружного карниза до верха парадного окна должно составлять не менее ширины окна. Это также не директива для абсолютного следования ей в практике, а некий художественный идеал, к которому следует стремиться, приближаться максимально. От подоконника до земли должно быть не менее 2-х аршин, если нижележащий этаж перекрыт не сводами, а балочными, плоскими перекрытиями.

Существовали и нормативные ориентиры интерьеров. В жилых домах средней величины высота парадного окна рекомендовалась от 7 до 8 футов (2,1м — 2,4м), ширина 3,5—4 фута (1,1 —1,2 м). В то же время высота окна зависит от высоты помещения; их соотношение определяется как 4:7. Минимальное расстояние от верхнего света до потолка должно составлять не менее 12 вершков (53 см). Композиция или пространственные координаты окон обусловлены функциональными причинами и определяют не только ширину окна, но и высоту подоконника над уровнем пола; эта величина не должна превышать три фута (91 см). Подоконник обычно располагали от пола на высоте 1—1,25 аршина (71—89 см) или 14—18 вершков (62—80 см), ширина его не менее 1,5 аршина (106 см). В церкви, в классной окна могли располагаться выше, чтобы не отвлекать внимание верующих или учащихся; в больницах и некоторых мастерских — во избежание низового сквозняка. В антресольных же комнатах подоконник мог быть всего на 20—40 см выше уровня пола, в непосредственной близости к нему, или даже ниже.

Анализ натурного материала показал, что высота окна находится в прямой зависимости от высоты комнаты: ширина окна также обусловлена функциональными причинами. В окно должны одновременно иметь возможность смотреть два человека. Минимальная ширина окна 1,5 аршина (105 см). Характерная для конца XVIII в. подоконная ниша обусловлена двумя факторами: функциональным и конструктивным. Утонение стены под окном делалось как для более удобного подступа к стеклу, так и для уменьшения нагрузки на перемычку нижележащего окна.

В первой половине XIX в. подоконных ниш, как правило, уже не делали.

Регулярность фасада требует равного расстояния между окнами относительно осей симметрии; простенки должны быть шире окон, а окна разных этажей должны размещаться на одной оси. В больших зданиях простенки могли составлять лишь 3/4 ширины окон. Большого числа окон стремились избегать, т. к. это уменьшало прочность сооружения, а зимой, в условиях нашего климата, такие дома плохо сохраняли тепло. Простенки так называемых венецианских или пятиколодных окон должны быть несколько шире узких боковых полуокон. В деревянных же, где позволял материал, простенок мог быть уже, но ненамного, здесь старались сделать хотя бы равными ширину проема и простенка: открытые ставни не должны нахлестываться друг на друга.

Рассветы в каменных и деревянных домах различны по величине. В каменных домах наблюдается корреляция с датировкой, в деревянных — с шириной проема. Рассветными могут быть не только боковые и притолочные откосы, но и подоконники, поднятые высоко над уровнем пола. Низкие подоконники — горизонтальны, или с небольшим уклоном, они могут служить полкой, на которую ставят различные вещи.

Коробки делают в проемах теплых помещений или помещений, граничащих с неотапливаемой зоной — для уменьшения теплообмена. Коробки в каменных стенах различают закладные и прислонные. Закладные коробки непрактичны по двум причинам: во-первых, они могут быть повреждены во время производства работ и, во-вторых, их трудно заменить при ремонте. Поэтому прислонным коробкам в первой половине XIX в. все больше отдают предпочтение. Коробки вяжутся по углам, остругиваются, зафальцовываются, просмаливаются, а при установке проконопачиваются. Прислонные коробки крепятся к стенам железными заершенными закрепами.

Проем в деревянной стене совмещен с косяком, который входит в состав стены и неотделим от ее конструкции, удерживая и закрепляя гребень сруба. Косяк укладывается на подушку. С наружной стороны он вынесен на величину пробоины с тем, чтобы на него можно было набить обшивку. В ряде случаев косяк может быть вынесен на величину, меньшую толщины прибоины. В косяке выбирается паз, в который вводится гребень сруба и делается рассвет как для лучшего освещения интерьеров, так и для удобства крепления зимних рам, которые, имея также скошенные боковые обвязки, вклиниваются в косяк, не требуя при этом дополнительных крепежных приспособлений. Упором для зимних рам служит четверть с внутренней стороны косяка.

Открывание летних рам в деревянных домах производилось наружу даже в конце XIX в., когда наиболее удобным стали считать внутреннее открывание. При тонкой деревянной стене открытые внутрь рамы выходили за внутреннюю поверхность стены и создавали дополнительные помехи и неудобства. Четверть летних рам выбиралась в наружной поверхности коробки на толщину переплетов. Над косяком оставлялся паз для усадки в 1/10—1/20 высоты проема, который расклинивался. Клинья подбивали по мере усадки, а после окончательной усадки они удалялись, а остаточный паз проконопачивался паклей.

Коробки обычные одинарные в каменных стенах представляют собой брус с двумя четвертями на лицевой поверхности — для летних и зимних переплетов с промежуточной заглушиной между ними. Ширине заглушины уделялось особое внимание, т. к. она служила определяющей в создании воздушной теплоизоляционной прослойки. Ширина заглушины увеличивается с течением времени, причем каменные стены способствуют этому в большей степени, нежели деревянные. В конце XIX в. стремились делать эту величину как можно больше, в некоторых случаях даже устраивали не одну, а две отдельные коробки (двойная коробка), чтобы расстояние между переплетами было максимальным.

В коробках четверти для переплетов, открывающихся в разные стороны, одинаково заглублены относительно заглушины. Четверти у переплетов, открывающихся в одну сторону, имеют ступенчатую поверхность, четверть летней рамы выступает относительно заглушины.

Косяки в стоечных деревянных конструкциях стен соединялись с сопряженным стояком в шпунт с выступами со стороны фасада и интерьера для штукатурки.

Коробки в дощатых стенах (в холодных помещениях) делались только для одной рамы и примерно соответствовали толщине стены.

Внутренний выпуск в косяках, рассчитанный на штукатурку, делали редко. Поначалу окантованные стены сруба оклеивали изнутри обоями, заводя на торцы наличников, а затем, если их штукатурили, штукатурка обычно не выходила за пределы утолщенных наличниковых торцов.

Как в коробках, так и в косяках прислон зимней рамы мог профилироваться приcлонной калевкой.

На протяжении первой половины XIX в. наиболее популярным типом прислонной калевки была выкружка — в ряде случаев с четвертью, реже — без четверти. Изредка прислон профилировали каблуком или четвертным валом. В 1850—1860 гг. отбирали «четвертной вал с выкружкой» на приcлоне зимней рамы. Прислонная калевка отбиралась только на боковых и верхней частях коробки (косяка), подушка и подоконная доска не профилировались.

В XVIII в. было принято профилировать откосы и заглушины нишами с криволинейными профилями, а иногда и фигаррейными филенками. Верхние филенчатые откосы могли соответствовать филенчатым внутренним ставням, которые в открытом состоянии вставлялись в специальные рассветные ниши и создавали впечатление боковых филенчатых рассветов.

В первой половине XIX в. инерция профилирования заглушин изредка встречается на коробках, они предельно упрощены и представляют собой простые неглубокие ниши. Ретроспективные стилистические течения второй половины XIX в. вернули криволинейную профилировку заглушин.

Глубина зимней четверти коробки (косяка) зависит от датировки: от начала к середине она увеличивается.

Наружный подоконник — чрезвычайно важная составная часть окна, осуществляющая отвод влаги от проема. В кирпичных домах подоконники обычно из кирпича или белого камня — монолитные либо составлены из двух блоков, соединенных в четверть. Верхняя плоскость — наклонная, для стока воды, нижняя часть профилирована: выкружкой, каблучком или четвертным валом. Белокаменные подоконники заводились торцами в массив стены. Профиль мог быть простой полочкой, нередко опирающейся на два блока простого профиля.

Деревянные наружные подоконники деревянных домов несут декоративную функцию. Они набивались на нижнюю часть окна, а щель между обшивкой и подоконником закрывалась сливным желе-

зом. Верх деревянного подоконника скошен, а низ — профилирован.

Назначение внутренних подоконников (рис. 79) — отводить воду, стекающую с запотевших или замерзших окон. Материалом внутренних подоконников в деревянных домах является дерево хвойных пород, преимущественно сосна. В каменных домах могли на верхнюю поверхность подокония класть тонкую мраморную плиту.

Подоконная доска укрепляется двумя шпонками, а у края ее снизу мог выбираться желобок для стока воды от конденсата влаги на стеклах.

Хронология развития форм подоконников показана на рис. 79.

Наиболее распространенным типом внутреннего подоконника является простая полочка, которая употребляется практически всю первую половину XIX в. (рис. 79.4). Она применялась как в парадных помещениях, так и в жилых, антресольных, сенях, мансардах.

Весьма популярен был профиль, скругленный в верхней части (четвертной вал), и выкружка в нижней (рис. 79.1, 79.2). В период позднего ампира применяли сочетание полочки с выкружкой. Вместо верхнего скругления могли делать фаску (рис. 79.7). Фаска могла быть и в нижней части подоконника (рис. 79.5, 79.9).


Рис. 79. Хронология развития форм профилировки подоконных досок

Внутренние подоконники раскреповывались, т. е. заходили торцевой частью на внутреннюю поверхность стены. Торец раскреповки мог иметь ту же схему профиля, что и лицевая часть, но не был абсолютно идентичен ему по кривизне. Торцы могли быть и обрезанными, плоскими.

При сопряжении наличника и внутреннего подоконника неукоснительно соблюдалось правило: нижний торец наличника должен упираться в плоскую верхнюю поверхность подоконника, а не в профиль (рис. 80).

Наружные наличники в каменных домах первой половины XIX в. не были популярны. Чаще всего окна не имели обрамлений, а только нишу.

В деревянных домах наличники были в большинстве случаев, хотя в эпоху классицизма встречается и пластическая разработка окон на фасаде нишами. Если деревянный дом снаружи оштукатурен, штукатурка, даже рустованная, примыкала к рейке, набитой на коробку. В большинстве случаев окна деревянных обшитых тесом домов также снаружи обрамлялись наличниками.

Типология наружных наличников ограничена. Один из типов идентичен внутренним мысиковым

наличникам (рис. 81). Другой тип, более распространенный, применявшийся в ампирное время — желобковый (рис. 82); наиболее распространенным можно назвать наличник с накладным мысиком (рис. 83).

Ширина наружного наличника зависит от датировки в значительно большей степени, нежели от ширины проема. Анализ материалов натурных исследований убеждает, что ширина внутреннего наличника зависит не только от ширины проема, но и от датировки: от начала к середине XIX в. ширина наличника увеличивается. Толщина же наличника в этот период, наоборот, уменьшается.


Рис. 80. Сопряжение наличника с подоконной доской

Рис. 81. Наружный наличник мысикового типа



Рис. 82. Разновидности наличника желобкового типа



Рис. 83. Разновидности наличника с накладным мысиком

Хронология развития форм наличников показана на рис. 84. Практически все внутренние наличники подчинены общей схеме формообразования: они плоские у примыкания к рассвету коробки и утолщенные с другой стороны наличниковой доски. Переход утолщенной части наличника к плоской осуществляется в первой половине XIX в. с помощью выкружки, реже — каблучка, еще реже — полувала или четвертного вала (рис. 84.2—84.9).

Существовал желобковый тип наличника, весьма популярный в первой половине XIX в., у которого утолщения были с двух сторон, причем на ребре, сопряженном с откосом косяка, отбирался малый профиль (рис. 84.11, 84.12).




Рис. 84. Хронология развития форм наличников

Малый профиль наличника может служить ориентиром для датировки. Каблук характерен для раннего ампира, хотя местами встречается до третьей четверти XIX в. (рис. 84.5). Четвертной вал стал активно применяться позже, в 1830-х годах XIX в., просуществовав до последней четверти XIX в. (рис. 84.6). В 1840-х годах стали применять фаску как наиболее простой и дешевый профиль (рис. 84.7). И, наконец, малый профиль мог отсутствовать вообще (рис. 84.2—84.4). Нередко наличники этого типа не набивались на косяк, изготовленный отдельно, а отбирались в массиве коробки или наклеивались на нее. Некоторые наличники снабжены отживкой, которая играет исключительно декоративную роль, в отличие от ранних дверных отживок (рис. 84.8, 84.9).

Общепринятое мнение о том, что главная функция наличника — закрывать щели между срубом и косяком, не вполне правомерно, т. к. в окнах наличник не всегда закрывает эту щель, а в дверях — почти никогда.

Хронологически переплеты развиваются по пути разряжения горбыльков, уменьшения их числа — до полного упразднения: горбыльки препятствуют проникновению в интерьер определенной доли света. Площади стекла соответственно укрупняются.

Расстекловочная схема, т.е. рисунок переплета, зависит от пропорций проема и датировки (рис. 85). При одних и тех же пропорциях в разное время могли применять разные расстекловочные схемы. Окно освобождалось от горбыльков, начиная с фрамуги. Сначала, в период позднего ампира, горбылек фрамуги, прежде соответствовавший по ширине вертикальному среднику, уменьшился до 20—30 мм (рис. 85.2). В 1830-е годы фрамуга начинает освобождаться от горбылька, причем фрамуга (чистая фрамуга), поначалу равная по высоте высотам нижележащих ячеек, со временем уменьшается (рис. 85.4—85.6).В 1830-е годы появляется расстекловка с узенькими ячейками в верхней и нижней частях, ориентированными горизонтально, по всей вероятности для того, чтобы композиционно уравновесить форточку (рис. 85.5). И, наконец, наступает момент, когда оконные рамы окончательно лишаются горбыльков. Нижняя хронологическая граница их приходится на 1830-е годы, а в петербургских строениях — на 1820-е (рис. 85.6).




Рис. 85. Хронология развития расстекловочных схем переплетов

Каждый тип существовал на протяжении определенного промежутка времени, каждый имел свои стилевые хронологические характеристики. Однако ни один из них не имеет жестких границ, и при анализе таблицы нетрудно заметить, что в 1840—1860-х годах каждый из типов мог быть применен с той или иной степенью вероятности.

Существовал еще один тип, сходный с классицистическими раннеампирными схемами, который однако, получил распространение

лишь во второй половине XIX в. Он отличается от ампирных непропорционально увеличенной высотой фрамуги.

Пропорциональный анализ обмеренных в натуре окон с регулярной расстекловкой позволяет сделать следующие выводы. При пропорции переплетов, близкой к 2:1 (высота к ширине) пропорции отдельной ячейки от начала к середине XIX в. удлиняются в высоту. Это легко объяснить, если при этом обратить внимание на расстекловку. Раннеампирные переплеты, имеющие восемь стекол, разбиты на ячейки, близкие к квадрату. Когда модной становится шести- и даже пятистекольная схема, пропорции удлиняются по вертикали и составляют примерно 1:1,5 (рис. 86, 87). Восьмистекольные окна с одинаковыми членениями ячеек и фрамуги доживают до середины XIX в. Более поздние восьмистекольные окна могут иметь увеличенную по высоте фрамугу. Разумеется, все окна группы 2:1 — парадные. Они же и служат тонким резонатором смены традиций, появления в архитектуре модных нововведений.

Изнашиваются прежде всего створные рамы, снабженные приборами и открываемые наружу, подверженные интенсивному воздействию погодно-климатических факторов. С течением времени заменить только створные рамы оказывается экономически более целесообразно, нежели все переплеты целиком. Поэтому нередко можно видеть взаимное пропорциональное несоответствие фрамуг и створных рам XIX в.: квадратные ячейки фрамуги и сильно вытянутые в высоту ячейки створных рам. Это результат замены во второй половине XIX в. по новой моде створных рам с оставлением старой, еще пригодной к эксплуатации фрамуги.


Рис. 86. Переплеты с широким фрамужным средником:

Рис. 87. Переплеты с фрамужным горбыльком:
1 — восьмистекольный переплет; 2 — шестистекольный переплет

Рис. 88. Переплет с чистой фрамугой

Рис. 89. Шестистекольпый переплет с фрамужным горбыльком и с пропорциями 1:1,5.

Фрамуга — один из главных инструментов формирования художественного образа переплетов. Фрамуги ампирных окон (рис. 88) не всегда равны по высоте ячейкам, отклонение 1+3% можно отнести к случайным факторам, отклонение 6—8% следует рассматривать как преднамеренное и свидетельствующее о позднем происхождении переплетов (третья четверть XIX в.).

Фрамуги пятистекольных окон в первые годы освобождения их от горбылька по высоте равны ячейке (рис. 88). С середины XIX в. фрамуга начинает уменьшаться по высоте и далее существуют параллельно переплеты с чистой фрамугой, равной по высоте с ячейкой створки, наряду с неравной.

Существует гипотеза об увеличении высоты ячейки снизу вверх в связи с перспективным сокращением. Эта гипотеза в целом не подтверждается при анализе высот ячеек в пределах одного окна. Несмотря на то, что абсолютной метрической идентичности не наблюдается и разница между высотами бывает существенной, стабильной закономерности увеличения ячеек нет.

Окна второстепенных фасадов, задние, антресольные, и, в особенности, окна подсобных помещений (чуланные, чердачные) могли еще долго сохранять черты и признаки предыдущей эпохи. Окна, близкие по пропорциям к 1:1,5, обслуживали, как правило, непарадные комнаты, в том числе антресольные. Здесь наблюдается та же картина, что и у предыдущей группы окон: ячейки раннеампирных шестистекольных окон по пропорциям ближе к квадрату, нежели ячейки более поздних четырехстекольных (рис. 89,90).

Группа квадратных окон освещает, как правило, антресоли, и при четырехчастном делении их ячейки либо близки к квадрату, либо больше в высоту, чем в ширину.

Окна распластанные (в ширину больше, чем в высоту) освещают помещения, обычно стоящие на самой низкой ступени функциональной иерархии: чердаки, ретирады, чуланы, но нередко и рангом повыше: антресоли, мезонины и нижние непарадные этажи (рис. 91).

Фрамужные окна функционально и конструктивно оправданы могут быть лишь начиная с определенной высоты окна. Рекомендации первой половины XIX в. советовали делать фрамугу, если верх окна не выше уровня человеческих глаз

или высота окна не менее 142 см. Анализ натурных подлинников показал, что качественный переход от бесфрамужных окон к фрамужным является пороговым и осуществляется на границе примерно 1,85 м (верхнего света от уровня пола). Этого уровня фрамуга становится целесообразной по следующим причинам: 1. облегчается вес рам, а вместе с ним и нагрузка на петли; 2. уменьшается длина верхнего шпингалета, а следовательно, его стоимость и вес.

В антресольных этажах, где подоконник был близок к полу, фрамугу могли монтировать в нижней части проема (рис. 92).

Ячейки, ориентированные горизонтально в верхней и нижней частях рам — весьма распространенный тип расстекловки, начиная с позднего ампира (рис. 93).

В переплетах второй трети XIX века с Т-образной трехстекольной расстекловкой фрамуга составляет 1/3 всей высоты окна, в парадных окнах раннего ампира встречаются фрамуги, составляющие 1/4 окна (рис. 94).

Криволинейный верх окон в первой половине XIX в. обычно

был полуциркульным (рис. 95). Чаще всего в полуциркульной фрамуге делали два горбылька, которые могли быть как прямыми, так и дуговыми. Во втором случае они формировали во фрамуге элементы стрельчатой формы.

В 1840-х годах завершения окон стали принимать лучковую форму, ретроспективно возвращаясь к лучковым перемычкам эпохи барокко (рис. 96).

Основные расстекловочные схемы полуциркульных окон: первая — центрического типа (рис. 97, 98) и вторая — решетчатая (рис. 99, 100), образована пересечением обвязок под прямым углом, таким образом, что центральная распашная часть имеет регулярную расстекловку, за счет деления вертикального средника на равные части. Боковые рамы — глухие, как в итальянских окнах. Трехчастные окна, как простые, так и сложные, по большей части можно назвать итальянскими, их боковушки примерно вдвое уже центральной части окна (рис. 101 —104). Но встречаются трехчастные рамы, все три заполнения которых — равноценны. Боковые рамы итальянских окон — глухие, средние переплеты — обычные, створные, с поковкой, могут быть с фрамугой. Средние рамы итальянского окна могут быть дверными, верхняя часть которых остеклена, низ — филенчатый.


Рис. 90. Переплеты с пропорциями 1:1,5:
1 — шестистекольный переплет с фрамужным средником; 2 — четырехстекольный переплет

Рис. 91. Распластанные переплеты:
1 — восьмистекольный переплет; 2 — двухстекольный переплет

Рис. 92. Переплет с нижней фрамугой

Рис. 93. Переплеты с ячейками, ориентированными горизонтально

Рис. 94. Трехстекольные переплеты:
1 — переплет с фрамугой в 1/4 окна; 2 — переплет с фрамугой в 1/3 окна



Рис. 95. Переплеты с полуциркульным завершением

Рис. 96. Переплеты с лучковым завершением

Рис. 97. Полуциркульное окно центрического типа, со створными рамами

Рис. 98. Глухое полуциркульное окно центрического типа

Рис. 99. Полуциркульное окно решетчатого типа с двухчастным горизонтальным членением

Рис. 100. Полуциркульное окно решетчатого типа с трехмастным горизонтальным членением

Рис. 101. Итальянское окно с восьмичастиым центральным переплетом

Переплеты могут быть глухими и подвижными. Глухие закреплены в проеме неподвижно (зимние рамы, фрамуги, боковушки итальянских окон). Подвижные подразделяются на створные и подъемные.

Створные — самая распространенная конструкция, крепятся петлями к коробке или косяку.


Рис. 102. Итальянское окно с шестичастным центральным переплетом

Рис. 103. Итальянское окно с трехчастным центральным переплетом

Рис. 104. Итальянское окно с горизонтально ориентированными ячейками

Подъемные рамы делали двух типов: 1) переплет с подъемной кареткой конструктивно состоит из двух частей: фрамуги, устанавливаемой в коробке неподвижно, и каретки отдельно от фрамуги, движущейся в специально выбранном в коробке пазу; 2) единая рама с фрамугой, по которой движется каретка.

Как створные, так и подъемные рамы могли быть цельносоставной конструкции: единая с фрамугой рама, на которую в нижней части на петлях навешены створки или в которой движется по полочкам каретка подъемной рамы.

Переплеты оконные подразделяются на зимние и летние. Летние наружные могут быть створчатыми (створными) или подъемными. Внутренние, зимние рамы чаще всего бывали цельными, на всю площадь оконного проема, либо составными. Переплет состоит из отдельных обвязочных брусков, связанных по углам в шип, на нагелях, чаще всего с промежуточными средниками и горбыльками.

Обвязочный брусок содержит в своем составе обязательную четверть остекления с наружной стороны и калевочный профиль с внутренней. Четверть остекления имеет неравные грани: примерно 8 и12 мм, глубина больше ширины. Чем больше окно, тем толще должны быть переплеты. Толщина оконной столярки 1820—1830 гг. редко превышает 50 мм. Толщина летних рам находится в прямой зависимости от габаритов проема и времени создания. Толщина зимних рам зависит только от времени создания. Средниковый притвор створных рам — обычно двух типов: в четверть (рис. 105.1) и в шпунт (рис. 105.2).

Притворы петлевых обвязок рам, примыкающие к коробке — косые (рис. 106). Створные рамы могут иметь усложненные формы петлевых обвязок — в четверть (рис. 107) или в шпунт (рис. 108). Вертикальные средники зимних рам по ширине меньше летних примерно на 7 мм. Горизонтальный средник зимних рам также меньше, чем у летних. Притвор фрамуги со створными рамами — в четверть. Внутреннее световое ребро обвязки профилируется различными обломами.

Хронология развития форм калевок представлена на рис 108.

В середине XVIII в. был распространен трехчетвертной вал (рис. 108.1). Во второй половине XVIII в. вал стал четвертным и уплощенным (рис. 108.2). Этот профиль просуществовал всю первую половину XIX в. и даже нередко употреблялся в 1850—1860 гг. Без преувеличения можно утверждать, что это наиболее распространенный профиль эпохи классицизма.

Существовали и модификации четвертного вала — с одной четвертью (рис. 108.3) либо вообще без четвертей (рис. 108.4). Четвертной вал в четвертях в XVIII в. — небольших размеров, в начале XIX века он укрупняется, а затем, к 1850-м годам, вновь становится мельче.

В эпоху классицизма широко был распространен и каблук (рис. 108.5). Для первой половины XIX века характерны два главных профиля — четвертной вал и каблук, причем каблук более характерен для раннего ампира (рис. 108.2, 108.5). Габариты каблука находятся в прямой зависимости от габаритов окна.

Фаска (рис. 108.6) могла употребляться либо в помещениях подсобного назначения, либо в окнах, расположенных высоко над уровнем пола. Четверть — редкий профиль (рис. 108.8), в эпоху классицизма она могла быть применена и в остекленных дверях.


Рис. 105. Средниковый притвор створных рам:
1 — притвор в четверть; 2 — притвор в шпунт

Рис. 106. Простой косой притвор петлевой обвязки

Рис. 107. Усложненные формы притвора петлевой обвязки:
1 — притвор петлевой обвязки в четверть; 2 — притвор петлевой обвязки в шпунт



Рис. 108. Хронология развития форм калевок



Рис. 109. Зависимость профилировки горбылька с калевкой каблук от ширины горбылька
Рис. 110. Зависимость профилировки горбылька с фаской от ширины горбылька
Рис. 111. Бескалевочное ребро при разной ширине горбылька
Рис. 112. Зависимость профилировки горбылька с калевкой четвертной вал в четвертях от ширины горбылька
Рис. 113. Зависимость профилировки горбылька с калевкой четвертной вал с одной четвертью от ширины горбылька
Рис. 114. Зависимость профилировки горбылька с калевкой четвертной вал бея четвертей от ширины горбылька

Нередко пользовались следующим приемом: обвязка не профилирована, а горбыльки окалеваны — четвертным валом, либо фаской, главным образом в окнах функционально второстепенных помещений.

В 1850—1870 гг. самым распространенным профилем стал четвертной вал с выкружкой (рис. 108.9). Эту калевку часто ошибочно употребляют при воссоздании окон эпохи классицизма. Многосложные профили (рис. 108.10—108.12) характерны для второй половины XIX — начала XX в., причем в это время стали профилировать и наружную сторону оконной рамы. Профилировка горбылька зависит от его ширины (рис. 109—114), которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от длины горбылька. Встречаются разные формы калевки горбыльков в пределах одной рамы. Причиной этому служила различная ширина горбыльков в одном переплете. Соединение горбыльков обвязочным бруском — в гнездо, либо в шип с расклинкой. Один из типов сопряжения горбыльков показан на рис. 115. Различные сопряжения горбыльков с контурной обвязкой показаны на рис. 116—120. Помимо горбыльков встречаются разделки, примыкающие к стеклу (рис. 95, 102,121).

Нащельники в первой половине XIX в. делались только с наружной стороны летних рам, изнутри нащельников не делали. Роль нащельника — закрывание притворной щели от влаги. Внутренние нащельники стали делать, начиная с середины XIX в. В нижней части рамы наружный нащельник примыкает к отливу. Хронологическое развитие форм нащельников показано на рис. 122. Наиболее популярный нащельник первой половины XIX в. изображен на рисунке 122.2.


Рис. 115. Сопряжение горбыльков

Рис. 116. Соединение горбылыка с контурной обвязкой при калевке каблук

Рис. 117. Соединение горбылъка с контурной обвязкой при калевке четвертной вал

Рис. 118. Соединение горбылька с контурной обвязкой при бескалевочном ребре

Рис. 119. Соединение горбылька с контурной обвязкой. Горбылек окалеван

Рис. 120. Соединение обвязок. Вертикальная обвязка окалевана четвертным валом, горизонтальная не окалевана

Рис. 121. Сопряжение разделки с обвязкой



Рис. 122. Хронология развития форм нащельников



Рис. 123. Хронология развития форм отливов

Ширина нащельника типов 122.1и122.2 зависит от времени изготовления, 122.3 — от площади переплетов.

Отливы служат для закрытия нижерасположенной притворной щели от атмосферной влаги (рис. 123). Желобок в нижней части отлива отбирали не всегда. Отливы, как и нащельники, выбирались в массиве обвязки, приклеивали их в очень редких, исключительных случаях. Самая распространенная форма отлива — каблук (рис. 123.1). Распространены были в первой половине XIX в. и валики (рис. 123.2). В 1840-х годах появляются граненые, прямолинейные в сечении отливы. Во второй половине XIX в. они значительно усложняются (рис. 123.3). Верхний и нижний отливы обычно одинаковы по схеме профиля, но различны по габаритам. Но встречаются случаи применения разных обломов.

На рис. 124 показаны угловые скосы по сторонам отливов. Делались они для того, чтобы отлив не упирался в боковую притолоку проема при наружном открывании. В конце XIX в., когда рамы стали открывать внутрь, бока отливов продолжали скашивать — по технологической инерции и из художественных соображений. Скос отлива фрамуги также декоративен, для соответствия отливу нижней, створной рамы. Отливы двухстворных рам соединялись при закрывании в косой нахлест (в ножовку).

Форточки в первой половине XIX в. делались в окнах не всегда. При наличии форточки ее делали на комнату только в одном окне. Иногда в переплеты вместо форточек вставляли трубки, закрываемые пробками.




Рис. 124. Угловые (боковые) сносы отливов

Анализ показывает, что в большинстве случаев мелкие калевки одного окна сделаны одним отборником (калевка рам, малый профиль наличника, профилировка нащельника). В пределах окон одного дома может быть один тип обвязочной калевки, но может и несколько. Наряду с четвертным валом могла быть применена калевка «каблук». Разные калевки могли быть случайными и иметь на то самые разнообразные причины: работали разные подрядчики, или в одной бригаде разные мастера могли иметь различные отборники. Дом мог закрываться окнами по зонам; сначала жилые комнаты, потом парадные, затем подсобная зона.

Наружные ставни предохраняли дом снаружи, внутренние способствовали сохранению тепла и выполняли роль драпировок: защищали интерьеры от яркого солнечного света и от нескромных взглядов с улицы. Наружные ставни в каменных домах могли быть как железными, так и деревянными, и навешивались в специально для них сделанные ниши на навесные петли.

Внутренние ставни, как правило, филенчатые, навешиваются на накладные петли. В открытом состоянии ставни закладывались в специальные ниши, сделанные в откосах таким образом, что они были составной частью рассвета.

Основной материал для переплетов, коробок, подоконников, ставен, наличников — древесина хвойных пород, главным образом сосна. Однако нередко переплеты в первой половине XIX в. делали из дуба, при этом коробки изготавливались из сосны. Значительное число оконных переплетов в XVIII—XX вв. изготовлено из дуба, хотя дуб имеет серьезные недостатки: он тяжел и хрупок.

В XIX в. серьезно стали относиться к недостаткам деревянных рам: их подверженности сырости, биологическим агентам, пожарам, деформациям при усыхании. Поэтому переплеты могли делать из железа и даже чугуна, которые, как и деревянные, состояли из обвязок и горбыльков, и только сечения их меньше деревянных.

Чугунные переплеты отливались и составляли единый массив, в отличие от железного. Коробки металлических рам также делались из металла.

Сосновые подоконники, переплеты, наличники, коробки красили белой масляной краской после подготовки за два-три раза. Внутренние откосные ниши для ставен могли красить по дереву белым клеевым составом. Поверхность дубовых деталей покрывалась лаком.

Откосы в каменных домах красили белой масляной краской по штукатурке. Если стены покрывали искусственным мрамором, откосы также были мраморными, причем могли делать небольшие мраморные наличники шириной 5—6 см. На рассветах могли делать из искусственного мрамора разноцветные панели. Дубовые рамы покрывали лаком.

Чтобы избавиться от тяжелого, неприятного запаха в интерьерах от масляной окраски, в состав масляной краски примешивали лаванду.

Покрывали масляной краской окна за два—три раза, с пемзовкой каждого слоя. Разбавителем служил скипидар, причем в последний, верхний, слой скипидар добавлялся в больших количествах, чем в предыдущие, чтобы краска не пожелтела. При окраске наружных, уличных поверхностей скипидар не применялся.

При разделке под дуб вместо кисти употреблялось гусиное перо, которым красили по грунту дрожащей рукой.

В темных помещениях, находящихся внутри дома, в кровле и перекрытии устраивались фонари. Скаты кровельного фонаря должны составлять не менее 60°.

Стекольные работы относились к категории малярных. Нарезанные стекла толщиной около 1 мм укладывались на замазку в четвертях, затем закреплялись проволочными шпильками, после чего обмазывались замазкой, которую приготавливали из мела и олифы. Во второй половине XIX в. стекла стали крепить профилированными штапиками.

Работы по установке и демонтажу зимних рам также относились к стекольным. При этом стекла протирали, рамы укрепляли гвоздями к коробкам (если не было задвижек), проконопачивали щели и замазывали замазкой, которую, в отличие от стекольной, приготовляли на сале или коровьем масле с добавкой олифы (стекольная замазка изготавливалась из мела и олифы). Между переплетами насыпали песок, обязательно сухой, которого шло до 0,01 куб. сажени на каждое окно (0,097 м 3 = 9,7 дм 3).

13.03.2012

Архитектор Георгий Ставрианиди.

Тема стекла в частном жилье очень интересна. Стекло как материал по свойствам трудно сравнить с чем-то другим, оно и теплосберегающее, и сверхпрочное, и светопропускающее. Но жить в стекле я бы не хотел. Человеку нужны стены. В нашем климате пропорции окон и стен должны быть точно выверены, эта пропорция очень важна. Кроме пропорций в архитектуре важны так же эстетика и образность. В этом смысле столкновение текстуры камня и стекла не просто интересно. Тяжеловесность и легкость – это яркий образный контраст, - говорит архитектор Георгий Ставрианиди.

В сочетании стен и окон еще раз подчеркну значение пропорций. Панорамное остекление прекрасно, но в жилом частном строении оно должно быть в сочетании. Человеку нужна защита в виде стен. Это вполне могли быть и мелкие модульные фрагменты, которые по конструкции напоминали бы стеклопакеты. Это обеспечило бы легкость монтажа и технологически и практически могло бы быть любопытно. Такой легкий, минимально трудоемкий по монтажу и вариативности и реальный по исполнению конструктор мог бы стать современным решением стен в жилой частной архитектуре. Так, чередуя модули стекла и стены, можно достичь правильного баланса.

Любопытный проект «Активный дом» реализовала в составе других участников компания Velux. Это новый, очень современный и своевременный подход к организации жилья во всех смыслах: и эстетическом - с попыткой переосмыслить образ экстерьера и интерьера, что соотносится с контекстом этого разговора, и функциональном, и экономическом - с предложением по теплосбережению, энергопотреблению… Думаю, именно в этом направлении и будет развиваться частная архитектура. Подробнее о проекте «Активный дом»

Сколько нужно человеку для жизни? Много не нужно. В первую очередь это «сколько» определяется культурой. Культура - это не флаг, это некая абстрактная точка, к которой нужно стремиться. Она может иметь в разные времена разный окрас. Но если ее нет - теряются ориентиры, которые касаются всего, в том числе эстетики, функции, стоимости и качества…

Когда речь идет о пространствах с большой плоскостью остекления, в интерьере она часто используется под зимние сады. Создание таких зон - это дорогие решения, которые не относятся к эконом или среднему классу. Это элементы дорогих домов. Считаю, что такие зоны нужны в условиях нашего климата - они дают максимальное раскрытие на ландшафт и одновременно организуют жилую среду...

Существуют примеры зимних садов как отдельных помещений, но чаще всего они трансформируются из гостиных и «зимними садами» называются условно. Как правило здесь используются большие конструкции из алюминия. В этом сегменте качественных исполнителей не так много. Когда-то, еще в 1995 году мы начинали работать с компанией «Современная механика», потом обращались в 5-6 других компаний и всегда возникали проблемы в рамках «исполнение-качество-цена». Все начинается с поиска недорогих решений. Большой конкуренции в этом сегменте нет, отсюда большая стоимость. Это первое. Кроме того, ошибки на всех этапах. По опыту знаю, что все компании активно работают над этими проблемами и знают их. Первая - замер реального объекта. Здесь требуется скрупулезная точность, правильность и полнота замечаний, которые в дальнейшем должны быть учтены строителями. Вторая - проектирование. У производителей чаще всего существует целая проектная группа, работу которой сегодня существенно облегчают компьютерные программы, они позволяют точнее прорабатывать все необходимые узлы. Проблема в том, что качественно отработанные узлы должны быть отработаны от технологии до проекта. При этом степень ответственности проектировщиков в общем мизерная. И к третьему этапу - монтажу - в итоге вырастает ряд проблем. Ошибка одного неизбежно тянет за собой ошибку другого. И получается, что произведение монтажа чаще всего требует героизма…

Оконные рамы и створки

Оконная рама - это часть оконного элемента, которая жестко соединена с кирпичной кладкой.

Оконные створки - подвижный элемент окна. В зависимости от вида фурнитуры окно может открываться как дверь, откидываться или открываться вращением вокруг вертикальной или горизонтальной оси, а также может открываться в разных направлениях. Стеклопакет закрепляется в створках с помощью штапиков.

На внешней стороне створок окна располагается отлив, который препятствует проникновению воды между створкой и рамой.

В двустворчатых и многостворчатых окнах между створками могут располагаться перекладины (импосты), поддерживающие створки.

О створке со штульпом говорят в случае, когда при закрывании окна его створки благодаря взаимодополняющим профилям входят друг в друга. В этом случае перегородки между створками не нужны.

Окна в современном исполнении запираются оконной ручкой.

Неподвижные (глухие) окна

В определенных случаях может возникнуть необходимость заблокировать одну из створок, чтобы она не открывалась. Такую створку можно изначально сделать неподвижной, т.е. "глухой".

Не только глухие створки окон, но и сама рама может держать стекло. Такие оконные коробки, заменяющие створки, монтируют как изолированный элемент, точно так же, как и остальные рамы и створки.

Оконные перемычки

Для того чтобы облегчить нагрузку на оконную конструкцию со стороны кровли и кирпичной кладки, на определенную ширину над окном встраивают перемычки. При встраивании ролетной коробки они принимают на себя вертикальную нагрузку.

Поворотные и поворотно-откидные окна

Наряду с поворотными окнами, которые открываются только в одном направлении, большое распространение получили поворотно-откидные окна. Они могут как открываться внутрь помещения поворотом, так и откидываться.

Откидные окна

Откидные окна открываются сверху. Они используются на лестничных пролетах, где створчатые окна могут стать источником опасности, в подвалах, а также в помещениях, где открытые створки окна могут мешать. Эти окна должны быть легко доступны для ухода и чистки как изнутри, так и снаружи.

Многостворчатые окна

Двустворчатые окна преимущественно открываются поворотом или откидываются. Обратите внимание на правильные пропорции обеих створок. Рекомендуемое соотношение ширины створок 3:5. Эта пропорция соответствует золотой середине - соотношению величин, свойственному изобразительному искусству, воспринимается большинством людей как наиболее удачное и пропорциональное.

Если ширина оконного проема составляет 2 м и более, то часто используют трехстворчатую конструкцию. Особенно удачно симметричное разделение такого трехстворчатого окна, при котором две боковые створки имеют одинаковые размеры.

Окна, открывающиеся в обе стороны

Окно, открывающееся в обе стороны, вращается вокруг своей оси в горизонтальной и вертикальной плоскости. Этот вид окон особенно подходит для окон больших размеров. Если выбран этот вариант, проследите, чтобы окно можно было фиксировать в различных положениях.

Преимущество такого окна: оно поворачивается таким образом, что можно без проблем помыть внешнюю поверхность окна изнутри.


Требования к окнам

В предыдущем номере мы рассказали все о технических характеристиках одного из самых актуальных продуктов на рынке - окнах из ПВХ. Теперь же настало время познакомиться с тем, что нам сегодня требуется от окна.

Окна относятся к числу светопрозрачных ограждений и должны удовлетворять техническим, акустическим и архитектурно-художественным требованиям. При этом следует иметь в виду, что чрезмерное увеличение размеров окон и площади остекления наряду с тепло-акустическим дискомфортом вызывает и удорожание строительства, потому как 1 м 2 окон в несколько раз дороже 1 м 2 стены.
У окон есть своя классификация. В зависимости от того, каков размер оконных проемов в вашем доме, выбирается тип профиля и те элементы окна, которые можно было бы открывать. Таким образом, современная фурнитура предоставляет возможность устанавливать откидные, поворотные или поворотно-откидные створки (то есть открывающиеся в одной или двух плоскостях).
Двустворчатые окна выполняются как со средней стойкой, так и без стоек.
Широкие окна (от 150 см) из технических соображений следует выполнять только со стойкой. Узкие окна выглядят намного привлекательнее без стойки, но в этом случае желательно применять специальный профиль с уплотнением посередине и максимально узкий в сечении.
Также окна можно классифицировать исходя из материалов их рам. Современные материалы и технологии позволяют надежно защитить помещения от шума и холода, забыть о покраске и ремонте, о запотевших окнах и неоткрывающихся форточках. Окна нового поколения сохранят свою свежесть и привлекательность, не требуя ни ремонта, ни специального ухода, в течение десятков лет.
Особую роль в оконных системах играет рама. Она должна как можно меньше подвергаться деформациям при перепадах температуры и обеспечивать герметичность закрывания створок.
При оценке материала, из которого она изготовлена, необходимо учитывать различные свойства стандартных материалов - таких, как дерево, металл и поливинилхлорид.
Дерево обладает хорошими изоляционными свойствами и прочностью, но требует значительно большего ухода, чем поливинилхлорид (ПВХ) или алюминий.
Алюминий по прочности имеет большие преимущества по сравнению с деревом или ПВХ, причем не требует значительного ухода и ремонта, но обладает высокой теплопроводностью.

Окно с алюминиевой рамой практически не сохраняет тепло.
Поливинилхлорид требует минимум ухода и совсем не требует ремонта, совмещая в себе достоинства пластика и металла. Рамы из ПВХ обладают высокой прочностью и отличными изоляционными качествами.
По сравнению с деревянными, пластиковые окна обладают рядом преимуществ. В процессе эксплуатации они не меняют своих линейных размеров, не коробятся, не рассыхаются, обеспечивают высокую степень шумозащиты и защищают от сквозняков. Затраты на содержание (по исследованиям зарубежных специалистов) окон из твердых пород дерева на 23% больше, чем затраты на содержание пластиковых окон за двадцатилетний срок эксплуатации.
Затраты на содержание алюминиевых окон в течение такого же периода на 57% выше, чем ПВХ-окон.
Установка "теплых" пластиковых окон вместо деревянных низкого качества, применяемых в строительстве, сегодня позволяет снизить расходы энергоресурсов на отопление.
Технические требования к окнам очевидны. Окно должно обладать определенной теплопроводностью, стыки окна обязаны сохранять герметичность, также уделяется внимание прочности углов и шумозащите.
Теплопроводность (К) определяет возможность утечки тепла. Материалы-проводники (металлы) имеют самое высокое значение теплопроводности, что свидетельствует о низкой теплоизоляции.
Чем ниже значение теплопроводности, тем выше теплоизоляция.
Любопытный факт: установлено, что в нашей местности при условиях, когда фасад жилого дома имеет 20-процентное остекление, через светопрозрачные конструкции ограждений проходит 40-50% тепловой энергии.
Отечественные конструкции окон ближайшего будущего определяются в первую очередь растущими пропорционально ценам на энергоносители требованиями повышения сопротивления теплопередаче. Очевидно, что окно должно быть экономным.
В данном ракурсе можно рассматривать и требования к герметичности стыков.

При определении герметичности стыков измеряется количество воздуха, проникающего через стыки при различных перепадах давления за определенное время. По результатам испытаний разные окна могут быть допущены к применению на высоте до 8, 30, 100 метров.
Специалисты также привыкли учитывать и защиту от ливневого дождя. Эта величина показывает защищенность окон от проникновения воды. Нагрузка от ливневого дождя растет вместе с высотой зданий. Она измеряется по группам: А (до 8 м); В (до 20 м); С (до 100 м).
Прочность углов - условие, предъявляемое в первую очередь к окнам из ПВХ. Углы пластмассовых окон проверяются на прочность на специальных испытательных стендах. Способность рам выдерживать высокие нагрузки достигается благодаря многокамерному профилю и утолщенным стенкам.
В стремлении поскорее установить окно в новый особняк люди часто забывают о том, что к окнам существуют и архитектурно-художественные требования. Специалисты в первую очередь уделяют внимание принципам выбора пропорций современных окон.
Следует учитывать, что правильный выбор пропорций окна - это вопрос не только эстетический, но и технический. Так, например, при проектировании должны быть исключены такие пропорции, при которых высота створок значительно меньше их ширины - масса стеклопакета в этом случае крайне негативно влияет на прочность рамы и фурнитуры. При этом не следует забывать, что ширина створки в небольших помещениях выглядит некрасиво не только изнутри, но и с внешней стороны здания. Идеальными считаются окна шириной 80 см и высотой 130 см.
После того, как выбраны основные пропорции, необходимо решить следующую задачу: в целях наиболее гармоничного сочетания с фасадом определить правильное деление рамы. Здесь могут помочь декоративные накладки.
Следует отметить, что если при реставрации памятников архитектуры самым важным является воссоздание исторической достоверности фасада здания, то в новых домах должны быть реализованы индивидуальные желания.
Не забывайте, что тщательное соблюдение масштаба в чертежах окон и фасада помогает избежать многих неприятностей.

Подготовил Антон ИГОНИН

Окна — один из важных элементов дома, способствующий созданию комфортных условий проживания. Они дают необходимое освещение и открытость, позволяют наслаждаться прекрасным видом на окружающую природу. При этом размеры и форма окон имеют решающее значение для создания комфортного ощущения.

Размеры и пропорции окон

Слишком маленькие окна или окна, неправильно расположенные в пространстве, делают комнату темной и неуютной. Слишком большие окна иногда заставляют чувствовать себя как в аквариуме, в стеклянном доме, где теряется чувство защищенности.
Поэтому на начальном этапе важно точно спланировать размеры, вид и расположение окон, а также план освещенности. Не забудьте и о форме оконных рам.

Согласно строительным правилам, минимальное количество света поступает в помещение, если площадь всех стеклянных поверхностей в сумме составляет 10-12,5% общей площади поверхности помещения. Оптимальные условия освещения по физиологическим показателям достигаются при ширине окон, равной 55% ширины жилой комнаты.

Таким показателям отвечают мансардные окна. Их главное достоинство — в обилии естественного света и свежего воздуха. Мансардные окна сегодня особенно актуальны. Они идеально подходят и для современных зданий, и для реконструируемых старых домов. А коттедж или загородный дом просто созданы для того, чтобы устроить в них уютную мансарду.

Разумная пропорция окна — предпосылка благополучного функционирования окна в течение долгих лет. Если размеры окон слишком большие, то в открытом состоянии фурнитура и конструкция рамы будут претерпевать избыточную нагрузку. Если открытые оконные створки простираются вглубь комнаты на значительное расстояние, то это может создать дополнительные проблемы в маленьких помещениях. Часто снаружи внешний вид больших окон оставляет желать лучшего. Идеальная форма — прямоугольник шириной 80 и высотой 130 см.

Варианты открывания окон

Неподвижные (глухие) окна
В определенных случаях может возникнуть необходимость заблокировать одну из створок, чтобы она не открывалась. Такую створку можно изначально сделать неподвижной, т.е. «глухой».

Поворотные и поворотно-откидные окна
Наряду с поворотными окнами, которые открываются только в одном направлении, большое распространение получили поворотно-откидные окна. Они могут как открываться внутрь помещения поворотом, так и откидываться.

Откидные окна
Откидные окна открываются сверху. Эти окна должны быть легко доступны для ухода и чистки как изнутри, так и снаружи.

Многостворчатые окна
Двустворчатые окна преимущественно открываются поворотом или откидываются. Обратите внимание на правильные пропорции обеих створок. Рекомендуемое соотношение ширины створок 3:5. Эта пропорция соответствует золотой середине — соотношению величин, которое воспринимается большинством людей как наиболее удачное и пропорциональное.

Если ширина оконного проема составляет 2 м и более, то часто используют трехстворчатую конструкцию. Особенно удачно симметричное разделение такого трехстворчатого окна, при котором две боковые створки имеют одинаковые размеры.

Окна, открывающиеся в обе стороны
Окно, открывающееся в обе стороны, вращается вокруг своей оси в горизонтальной и вертикальной плоскости. Этот вид окон особенно подходит для окон больших размеров.