Юлия Анатольевна Пережогина
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»

Консультация для педагогов

«»

Посмотрите, сколько красок, совершенства, красоты. Хорошо потрудилась природа . Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы :

- материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т. п.) ;

- материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья) ;

- материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки) .

СОВЕТЫ :

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать их свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе деформироваться , измениться по цвету и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, т. к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень . Где собирать всё необходимое для работы – это широкие возможности природы и человека .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы : листья и цветы, желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные, орехи (грецкие и лесные, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы, бобы, фасоль, горох, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные початки (с зёрнами и без них, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений, кору (сосновую, дубовую, березовую, семена-крылатки (клёна, ясеня, липы, пух тополя, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые природа нам подарила .

5. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и , по мере их освоения, переходить к более сложным работам .

6. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе .

7. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняются отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет вида изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ .

8. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумагу, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку и др.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы , развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

Выполняя такую работу , важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Пусть ребёнок внимательно рассмотрит имеющийся материал , расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение, ведь воображение – самый главный помощник творчества.

Изготовление изделий из природного материала требует от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки , совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования :

Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

Плоскостные композиции лучше закреплять на стенках или оформленные в рамки размещать на стене;

Объёмные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разные уровни высоты;

Все работы , размещённые на выставке, должны представлять собой продуманное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребёнка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Публикации по теме:

Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Я от осени привет Соберу большой букет, Ведь особого он цвета. В нем краски и запах Уходящего Лета, Приобщать детей к миру прекрасному.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Работа с природным материалом из крашеных опилок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Работа с природным материалом

Работа с природным материалом помогает ввести детей в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков

Работая с природным материалом, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по работе, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы. В творческой деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Творческая деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка и темперамент. Занимаясь работой с природным материалом, дети совместно с учителем учатся создавать различные композиции, поделки. Дети учатся аккуратности, усидчивости, правилам работы с клеем, поделочным материалом, специальной литературой.

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат.

Природный материал – является исконно – русским поделочным материалом. Еще со времен Древней Руси он использовался для изготовления домашней утвари(лукошек, туесков, посуды), игрушек (соломенные бычки, деревянные лошадки), одежды(кокошники, лапти), художественных поделок (берестяных икон, шкатулок), как основа для письма(берестяная грамота). Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Преодоление затруднений, достижение желаемых результатов вызывает положительные эмоции; укрепляет веру в себя; усиливает стремление к познавательной деятельности; к активности, самостоятельности; к приобретению новых знаний; формирует трудовые навыки. Изготовление поделок требует помощи со стороны учителя, в процессе систематического труда, рука приобретает большую уверенность, точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для развития мелкой моторики, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку, игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей.

Статья "Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей". (Из опыта работы)...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Разработка была удостоина звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленнос...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...


Разнообразие природного материала, идущего на ручные работы, и лёгкость его обработки дают возможность широко применять этот материал в работах с детьми. Необходимо только своевременно собрать природный материал, использовав для этого пребывание учащихся в лагере и загородные прогулки.

Собирая с детьми природный материал, не следует забывать и об охране природы. Надо рассказать детям о колоссальной работе нашего народа по созданию зелёных массивов и полезащитных полос, об участии в этом пионеров и школьников.

Учащиеся должны знать и помнить, какая большая ответственность ложится на нас по охране лесов. Надломленная ветка, повреждённая кора на дереве - всё это приносит вред лесу, наносит ущерб народному хозяйству. Собирая природный материал, учащиеся не должны забывать об этом. Так, например, нужную для работы бересту дети не должны сдирать с растущего, здорового дерева, - её следует брать с дров и со срубленных для чего-либо берёз.

Сдирание бересты производится так: выбирают подходящую часть коры (на полене или срубленном дереве), делают на нём вдоль и поперёк надрезы ножом, обозначив таким путём размер листа бересты, который предполагают содрать. Затем при помощи тупой стороны ножи сдирают надрезанную кору поперёк ствола (слева направо). Содранную бересту укладывают стопкой, сверху прижимают доской и ещё чем-либо тяжёлым, чтобы при высыхании она не коробилась. Сушить бересту следует в прохладном месте полторы-две недели.

Перед употреблением сухие листы бересты надо размочить в тёплой или горячей воде до придания ей гибкости, эластичности.

Помимо бересты, следует заготовить мох, лишайники, некоторые папоротниковые растения. Особенно ходовым материалом в макетных работах будет плаун - споровое растение, которое надо искать в мшистых хвойных лесах.

Кукушкин лён, сфагнум и другие виды мхов, напоминающие по внешнему виду маленькие деревца, также потребуются в макетных и декоративных работах.

На старых елях в изобилии растёт серый лишайник, так называемый бородач - его тоже следует запасти.

Сухой помятый мох и лишайник перед употреблением нужно обдать горячей водой и дать слегка обсохнуть. От этого мох приобретёт свежий вид, расправится.

Разнообразное применение в работах будут иметь шишки - еловые, сосновые, лиственничные, а также жолуди и семена различных травяных и древесных растений. Различные их формы, окраска позволяют использовать их в отделочных работах и как основной материал. Надо заготовить ещё песок (белый кварцевый, жёлтый, окрашенный солями железа, и других оттенков). Песок следует просушить и хранить в мешочках.

Ракушки всевозможных пресноводных и морских моллюсков. Собранные ракушки следует помыть, удалить с них следы ила, высушить и хранить в ящичке или коробках, так как этот материал хрупок и легко ломается при небрежном хранении.

Солома в работах идёт преимущественно ржаная и пшеничная. Хранить её можно в подвешенном виде, связанной снопиками.

Для плетения корзинок следует заготовить кугу и рогоз. Эти растения надо искать в болотистых и прибрежных местах. Сушить их следует разложенными плашмя на полу или полках.

Перед употреблением солому, кугу и рогоз надо смачивать горячей водой до приобретения ими первоначальной гибкости. Для некоторых резных работ следует заготовить легко обрабатываемую сосновую кору. Брать её следует с пней и комлей спиленных деревьев. На нижней части дерева кора всегда более толстая, а потому и более пригодна для резьбы из неё различных предметов.

В качестве дополнительных материалов в работах потребуются: клей (столярный, конторский и др.), картон (различной толщины и сортов), бумага (писчая, рисовальная, цветная, глянцевая, альбомная и др.) и проволока.

Необходимыми инструментами будут: нож, ножницы, линейка с делениями, тонкое шило. Для некоторых работ потребуются кусачки и плоскогубцы.

Работы из семян и мха

Простейшими работами из природного материала являются работы из семян и мха.

Несложной работой будет составление коллекций семян, мхов, лишайников и т. п. Каждый вид экспоната удобно поместить в маленькие коробочки (например, спичечные), затем объединить все в одну застеклённую коробку, сделав соответствующие этикетки.

Из семян также выкладывают различные узоры и орнаменты.

Техника этих работ весьма несложна: картон, фанеру или вещь, предназначенную для украшения, сплошь смазывают конторским или другим клеем, густо засыпают семенами и кладут под пресс до высыхания, после чего вещь слегка стряхивают, чтобы удалить лишние неприлипшие семена.

В работах используют не только семена дикорастущих растений, но и культурных (фасоль, просо, семена злаков, арбузные и дынные семечки и пр.).

Комбинируя семена по форме, размеру и цвету, можно выкладывать различные рисунки - народные узоры, орнаменты и др.; промежутки засыпают мелкими семенами или песком.

Рис. 79. Изделия, украшенные желудями
Рис. 80. Чайный сервиз из желудей

Узоры из некоторых крупных семян, например из желудей, можно нашивать на картон и плотную ткань, украшать ими некоторые мелкие вещи: картонную подставку под чернильницу, рамку, мешочек для мелочей, сумочку малышу и пр. (рис. 79).

Для нашивания подбирают некрупные жолуди одинаковой величины, прокалывают насквозь тонким шилом, чтобы потом сквозь отверстия продевать иголку с ниткой.


Рис. 81. Игрушки из ореховой скорлупы

Хорошим подарком для малышей может служить «чайный сервиз» с самоваром, сделанный из целых желудей и отдельных желудёвых «чашечек» (плюсок). Для соединения частей употребляют булавки, тонкую проволоку, заострённые кусочки спичек. Самоварный кран, носок чайника и ручки делают из палочек (рис. 80).

Для различных мелких игрушек можно использовать также ореховую скорлупу с применением пластилина (рис. 81).

Изделия из семян можно покрывать бесцветным лаком, что делает их более прочными и даёт возможность удалять с них пыль.

При выполнении некоторых работ применяют древесные опилки; их легко окрашивают анилиновыми красками, продающимися для окраски хлопчатобумажной ткани. Краску разводят горячей водой в какой-либо посуде, погружают в неё опилки, затем воду процеживают, опилки просушивают и употребляют для работы, приклеивая их так же, как семена.

Низкорослый мох, растущий на пнях и напоминающий собой зелёный плющ, идёт в макетных работах на оклейку лужаек. Неплохо выглядят оклеенные таким мхом рамки, коробки и другие вещи.

Оклейку мхом производят так: сначала подбирают куски подходящего мха, обрезают неровности, затем смазывают клеем вещь, предназначенную для оклейки, и на клей укладывают подготовленный мох. Чтобы мох плотнее прилёг и не сдвигался, его до высыхания прикрывают куском картона и прижимают чем-либо тяжёлым.

Работы из шишек

Рис. 82. Игрушки из шишек

Свинка, птица, рыбка и бабочка

Из еловых, сосновых и других шишек легко сделать различные игрушки, например, птиц, зверушек, лесовичков. Надо только подобрать шишки разнообразной формы.

При высыхании шишки раскрываются, и если это случится в изделиях, то форма готовой игрушки нарушится; особенно это заметно будет в изделиях из еловых шишек.

Во избежание этого еловые шишки следует погружать в тёплый жидкий столярный клей. В клеевой «ванне» раскрывшиеся шишки закроются. Тогда их следует вынуть и высушить. Чешуйки шишек, скреплённые клеем, не раскрываются, и форма изделий из них не изменяется.

Игрушки из шишек (рис. 82) могут быть дополнительным игровым материалом для младших детей, а также их можно использовать для украшения новогодних ёлок. Шишки и изделия из них можно окрашивать и покрывать лаком.

Свинка

Для туловища свинки выбирают подходящую по форме шишку. Узкий конец ее будет головой. Для ушей применяют чешуйки, снятые с другой шишки. Для ног в шишке проделывают шилом четыре отверстия, в которые вставляют палочки, смазанные клеем. Завиток хвоста делают из проволоки.

Птицы

Туловище и голову журавля делают из большой и маленькой шишек. Для шеи и ног берут подходящие палочки, а для хвоста - пучок сосновой хвои. Для соединения частей в шишках проделывают шилом отверстия, в которых при помощи клея укрепляют подготовленные части. Глаза можно сделать из каких-либо подходящих семян, приклеивая их столярным клеем. У птички, изображённой на рисунке 82, хвост и крылья вырезаны ножом из пластинки сосновой коры. Крылья можно приклеить из семян клёна (летучки). Ноги птички вклеены в отверстия подставки, сделанной из сосновой коры.

Рыбка и бабочка

Из еловых шишек, обработанных в клеевой ванне, делают рыбок и бабочек. Изготовляя рыбку, в шишке делают прорез для спинного плавника и хвоста, как показано на рисунке, а в шишке, предназначенной для туловища бабочки, - два прореза для вклейки в них крыльев.

Плавники вырезают из бересты (см. рисунок) и на клею вставляют в прорезы. Для крыльев бабочки кусок бересты нужно сложить вдвое и вырезать одновременно два крыла. Вставляют их так же, как и плавники рыбки, на клею. Крылышки бабочки можно украсить кусочками из тонкой бересты другого цвета.

Усики бабочки делают из сосновой хвои; предварительно для этого в шишке проделывают отверстие, а хвою смазывают клеем.

Медвежонок и лесовичок

Для туловища и лап медвежонка подбирают подходящие по форме (одну большую и четыре меньших) еловые шишки и обрабатывают их клеем. Чтобы конечности плотнее прилегали к туловищу, чешуйки на шишках в местах соединения срезаются ножницами, затем просверливаются сквозные отверстия. Подготовленные таким путём части соединяются мягкой проволокой, продетой сквозь отверстия; концы этой проволоки закручивают плоскогубцами.

Точно так же делают и лесовичка, только добавляют ещё маленькую шишку или часть шишки для изготовления головы.

Лесовичку можно приклеить волосы из серого лишайника, шапку из листьев или бересты, ноги нужно прикрепить проволокой к дощечке или приклеить к кусочку сосновой коры.

Рис. 83. Лесовичок и медвежонок
Рис. 84. Работы из чешуек еловых шишек

Работы из чешуек еловых шишек

Чешуйками из еловых шишек можно украсить рамку, коробку и другие предметы, сделанные из картона и фанеры. Но особенно удачно применение чешуек в макетных работах для «черепичных» крыш (рис. 84).

Процесс укрепления чешуек весьма прост: предварительно надо настричь их с раскрывшихся еловых шишек, затем смазать клеем и уложить в шахматном порядке на место. Чешуйки следует укладывать так, чтобы они заходили немного друг на друга, иначе будут образовываться щели, и работа приобретёт неаккуратный вид. Законченную вещь необходимо положить под пресс для просушки.

Вместо чешуек шишек можно употреблять мелкие ракушки. Процесс приклеивания их такой же, как и чешуек.

Работы из бересты

Свежесодранная или распаренная в горячей воде береста легко расслаивается: с неё (при помощи ножа) можно снимать отдельные, тонкие, как бумага, слои и употреблять их для оклейки переплётно-картонажных изделий (стенки календаря, блокнота, рамки, записной книжки и др.).

Оклейка такой берестой производится так же, как и обычной бумагой (см. указания). Оклеенную вещь следует завернуть в газету и положить под пресс до полного высыхания.


Рис. 85. Работы из бересты

Черпачок из бересты, берестянка, корзиночка из бересты. Внизу - способы крепления краёв берестяных полос

В походах и экскурсиях можно использовать бересту для изготовления некоторых поделок (рис. 85).

Легко можно сделать из бересты черпачок для питья воды. Прямоугольный кусок бересты надо очистить, согнуть одну из сторон его вдвое и скрепить расщеплённой палочкой. Выполнение второго варианта черпачка ясно видно на рисунке.

Для сбора ягод, грибов, образцов камней и других материалов нетрудно сделать берестянку. Для её изготовления берут прямоугольный кусок бересты и сгибают в форме коробки. Затем в углах, в местах соединения, прокалывают отверстия, для скрепления продевают в них прутики.

Более сложными изделиями из бересты будут различные корзинки. Простейший вид берестяной корзинки состоит из боковинки, дна и ручки. Для боковинки берут полосу бересты, выравнивают, обрезают по линейке её края и складывают в виде цилиндра.

Если делается маленькая корзиночка, то её сшивают толстыми нитками (при помощи иголки). Для сшивания корзинки большого размера употребляют узкие берестяные полоски, продевая их сквозь предварительно проделанные для этого прорезы.

Дно корзинки выпиливают из фанеры или дощечки и прибивают к нему боковинку деревянными или мелкими железными гвоздями. Дно корзинки можно также приклеивать к боковинке столярным клеем.

К корзинке пришивают ручку, склеенную из двух полос бересты, или же делают её из прутика, вставляя концы его в специально проделанные с боков отверстия.

Боковинку корзиночки можно склеивать столярным клеем. Делается это так: выпиливают из дощечки дно корзинки (круглое, овальное или иной формы), подготовляют полоску бересты, длина которой должна соответствовать окружности дна (с прибавлением на соединение). Места соединения бересты надо счистить ножом, сделать их тоньше, сходящими на нет, чтобы место склейки не было заметно. Затем подготовленной берестяной полосой огибают дно и прибивают её мелкими гвоздями. Концы берестяной полосы смазывают столярным клеем и соединяют.

При склеивании бересты с берестой необходимо для прочности в склеиваемых местах прокладывать бумагу, а в некоторых случаях и тонкий картон, смазанный клеем.

Если понадобится сделать корзинку с крышкой, то её выпиливают из дощечки такой же формы и размера, как дно. В центре крышки просверливают отверстие, в которое вклеивают петельку - ручку из бересты.

На рисунке 85 показан способ скрепления бересты путём надрезов в виде зубцов. Такое скрепление прочнее сшивания и склеивания.

На севере, в лесных местностях, берестяная посуда весьма распространена в домашнем обиходе. Она легка, прочна и из неё не вытекает жидкость. Делают её из двух берестяных цилиндров, вкладывая один в другой.

Плетёная корзиночка

Бересту режут острым ножом по линейке, как картон, а из полос плетут корзинки. Для плетения все полосы должны быть одинаковой ширины и толщины и не иметь трещин.

Для начала можно плести небольшую корзиночку, на выполнение которой потребуется 8 берестяных полос в 1 см ширины и 30 см длины.

Плетение начинают с дна. На столе или доске укладывают четыре полосы и переплетают их с остальными четырьмя полосами. Полосы по углам необходимо закреплять зажимами, чтобы переплетение не расходилось и имело форму квадрата.

Как показано пунктиром на рисунке 86, А , надо на плетёнке расчертить дно будущей корзинки и по этим линиям согнуть вверх берестяные полосы. Теперь можно приступить к плетению углов. Углы дна корзинки образуются в точках а, б, в и г . Дальнейшее переплетение полос производится в том же чередовании, как переплетались дно и углы корзины (рис. 86, Б ).

Полосы следует плотнее притягивать друг к другу, чтобы не было щелей, и для этого же в процессе работы нужно пользоваться зажимами.

Верх корзинки с наружной и внутренней сторон можно обшить полосками бересты (рис. 86, В и Г ).

Можно заделать концы берестяных полос и другим способом: согнуть концы наискось и заделать их в промежутки плетения (рис. 86, Д ). Излишки концов следует обрезать.

Корзинки можно плести и больших размеров, увеличивая количество полос, длину и ширину их.

Для плетения корзин можно употреблять не только берестяные полосы, но и другой природный материал: рогоз, кугу и солому.

Рис. 86. Плетение корзинки из бересты:

А - плетение дна; Б и В - плетение углов и стенок; Г и Д - способы заделки концов бересты

Рис. 87. Узоры из соломы

Плетение косичек из соломы и способ их сшивания

Работы из соломы

В макетных работах соломой можно оклеивать картонные домики, когда требуется изобразить бревенчатый дом. Ею оклеивают различные картонажные изделия. Выполняют эту работу так: солому размачивают, разрезают по длине и разглаживают не особенно горячим утюгом, чтобы образовались ровные соломенные ленты.

Соломой обычно украшают вещи с плоской поверхностью рамки, папки, пеналы и др. Рисунки составляют из прямых и ломаных линий (народные вышивки крестом, орнаменты из геометрических фигур, звёзды и пр.) (рис. 87 а, б, в, г, д ).

Выбрав рисунок, переносят его с помощью переводной бумаги на вещь, предназначенную для отделки соломой.

Согласно рисунку, солому режуг ножницами на части, затем вещь смазывают клеем и по рисунку укладывают подготовленные кусочки соломы. Готовое изделие прижимают отрезком доски и сушат.

Из соломы, сплетённой в косички, сшивают шляпы, сумочки и другие вещи. Делают это так: солому размачивают и из сырой плетут косички в 4 и 5 соломинок (рис. 87, А ). Косичка должна быть длинной, поэтому в процессе работы надо соломинки наставлять путём складывания конца с концом вдвое. Готовую косичку ещё в сыром состоянии расправляют и проглаживают утюгом.

Из лент такой косички можно сделать корзиночку таким же способом, как делают из берестяных лент. Можно сделать и шляпу.


Рис. 88. Поделки из сосновой коры

Её сшивают нитками, начиная с центра дна (рис. 87, В ). Готовую шляпу смачивают и разглаживают - поля на столе, а головку на круглом полене, обёрнутом какой-либо чистой тряпкой.

Работы из сосновой коры

Разнообразное применение в ручных работах имеет сосновая кора. Она легка в обработке, и при помощи ножа из неё делают макеты, игрушки и игры. На рисунке 88 изображены лодочка и шахматная фигура - конь. Для изготовления лодочки берут кусок коры, обрабатывают её наружную часть, затем очерчивают сверху овал, по которому остриём перочинного ножа вырезают углубление. Скамеечку можно сделать из отдельного кусочка коры и приклеить внутрь лодки.

Шахматные фигуры вычерчивают на подготовленной пластинке коры. Затем по рисунку режут кору, сначала придавая ей общую, грубую форму и уж после этого вырезают детали фигуры.

Перечисленными поделками далеко не исчерпываются возможные работы из природного материала, их может быть безграничное количество. Разнообразие материала даёт толчок творческой мысли учащихся.

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Развивать творчество можно различными способами, в том числе используя природный материал. Работа с ним удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка, пробуждает у него чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда – готовую поделку, картину.

Необычное в обычном

(работа с природным материалом)

Раннева Т.Н., воспитатель МБДОУ г. Абакана «ЦРР - д/с «Рябинушка», республика Хакасия.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таиться волшебство. Из семян подсолнуха, еловых шишек, кукурузных початков можно сделать бесчисленное множество самых разных поделок: сказочных ежат, забавного гнома, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их творчески преломить в себе.

Прежде чем приступать к созданию поделок, мы с детьми проводим целевые экскурсии в лес, парк, к реке, в сад. При этом организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать ее красоту, пристально вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее, беречь. В ходе бесед в детях развиваются образное восприятие, фантазия, смекалка, сообразительность.

Необыкновенно интересные поделки создают дети из чешуек шишек ели, сосны, кедра, а также ананаса. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Прекрасным материалом для поделок является пух. Помимо тополиного - основного материала, можно использовать пух чертополоха, одуванчика, ковыля, осота. В такой работе требуются аккуратность, точность, усидчивость. Работы из пуха, как правило. Получаются красивыми, легкими, воздушными.

Очень благородный материал - перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций. Работа с перьями птиц способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.

Много творческой радости доставляют детям аппликации из иголок хвойных деревьев. Коры, листьев клена и березы, а также из семян клена, стручков белой акации. Косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры, из лепестков тюльпана, розы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждает к игре.

Дети с большой охотой выкладывают мозаики из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, обыкновенным речным песком, камушками, бисером. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в разные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.

Увлекательная форма деятельности, позволяющая детям своими руками создавать объемные игрушки, фигурки, - это работы с гипсом. Из гипсовых формочек можно выливать фигурки зверей, овощи и фрукты, создавать красивые композиции совместно с природным материалом. Работа с гипсом интересна и полезна. Она способствует развитию представлений ребят о возможности использования этого материала, формирует навыки коллективного труда, дружеские взаимоотношения.

Для изготовления картин можно использовать крупы и семена. Из них могут получиться замечательные композиции. Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Используем гречневую, перловую, пшеничную, кукурузную крупу, пшено, а также семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинально и красиво получаются панно из кокосовых стружек. Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье и вкус. Способствует развитию пальчиковой моторики.

Природные материалы, используемые для поделок. Настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда - готовую поделку, картину.

Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом эффективно использовать устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Коллективная форма занятий помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

Работа с природными материалами

Аппликации из пуха и перьев.

Работа с соломкой и берестой.

Лепка из глины.

Объемное конструирование из природного материала.

Работа с кожей.

Работа с природными материалами (монотипия).

Аппликации из песка.

Аппликации из природного материала.

Работа с природными материалами.

Выжигание по ткани

Очень интересно выжигание по ткани. Этот вид работы доступен даже детям 4-5 лет. Обязательные условия: работа под присмотром взрослого и помещение должно хорошо проветриваться. Необходимы: выжигательный прибор по дереву (его мощность регулируется опытным путем, иглу прибора взрослым нужно сделать острой: при нагревании сплющить плоскогубцами и подточить надфилем), стекло размером 30х30 см (края не должны быть острыми, их можно подточить или обернуть изолентой), рисунки для вышивания гладью, ришелье и т.п., можно использовать всœевозможные трафареты, шаблоны, фестонные края, выполненные из тонкой жести или толстой фольги, простой мягкий карандаш, синтетические ткани, которые плавятся при высокой температуре, а не горят.

Технология работы состоит в следующем. Под стекло подкладывается рисунок, на стекло - кусок ткани. Далее обводим рисунок тонко подструганным мягким простым карандашом, затем выжигаем или, для младших школьников, которые уже неоднократно работали в данной технике, выжигаем сразу по ткани.

В технике выжигания по ткани можно выполнить всœевозможные салфетки, имитацию кружева, ришелье и многое другое.

Данным способом можно выполнить и аппликации. Элементы для них заготавливаем из синтетической ткани не ножницами, а выжигательным прибором. Далее укладываем всœе элементы в соответствии с рисунком на базе (также синтетическая ткань) и выжигательным прибором по контуру деталей ставим точки на расстоянии 1 мм друг от друга. Ткань деталей и основы плавится под действием высокой температуры и при остывании склеивается. Готовая работа фиксируется на листе картона и вкладывается в рамку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить одно изделие: ниткопись, рисование пухом (ватой), изонить (сложную композицию), работа с тесьмой, шнуром и веревой (на выбор студента).

2. Нарисовать по 5 эскизов изделий каждого вида.

МОДУЛЬ ʼʼРАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИʼʼ

План:

1. Природные материалы и их свойства и виды.

2. Природоохранная заготовка природных материалов.

3. Технология обработки, хранения и подготовки к работе.

4. Материалы и инструменты, используемые в работе.

5. Правила техники безопасности.

Литература:

Куликова, О. П. Поделки из природных материалов [Текст]: издание для досуга / О. П. Куликова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - Библиогр.: с. 93. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0242-1.

Плетение из соломки, бересты и лозы [Текст]: издание для досуга / сост. Л. В. Загребаева. - Мн.: Миринда, 2000. - 272 с. 11000 экз. - ISBN 985-6511-35-6.

Синœеглазова, М. О. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения [Текст]: издание для досуга / М. О. Синœеглазова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0258-8.

Федотов, Г. Я. Из соломы, травы, камыша [Текст] / Г. Я. Федотов // Сделай сам. - 1992. - № 3. - С. 3-52.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит природоохранная заготовка природного материала?

2. Назовите особенности первичной обработки природного материала.

3. Охарактеризуйте условия хранения природного материала.

Термины и понятия:

природоохранная заготовка, природные материалы, капы.

Цели:

познакомить студентов с особенностями природных материалов, их видами, природоохранной заготовкой, обработкой и условиями хранения.

Работа с природными материалами - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Работа с природными материалами" 2017, 2018.