Людмила Овчинникова
Конспект занятия «Что растет на нашей грядке?»

Тема : «Что растет на грядке

Программные задачи : Пополнить знания детей об овощах, об их пользе для человека. Научить детей приемам посева семян и условиях необходимых для успешного развития растений . Активизировать в речи детей слова : корнеплод, глянцевый, кочерыжка. Вызвать у ребят желание самим вырастить растение из семян .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Загадки :

1) Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него и взрослые и дети?

2) Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый.

Завила оборки густо, узнаешь ее?

3) В огороде вырастаю , а когда я созреваю.

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

4) Кто его положит в рот, тотчас губы обожжет.

Слезы побегут из глаз, жгучий жар волной обдаст.

5) Фиолетового цвета он растет на грядках летом .

Он не перец, не банан, что же это?

6) Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

А копать под осень стали, не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

7) Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку, а хрустящую….

8) Рослые ребятки улеглись на грядке .

Все ребята молодцы и зовут их …

9) Над землей – трава, под землей – алая голова?

III. Рассказы детей :

1. В России картофель появился во времена Петра. Распространялся картофель очень медленно. Крестьяне не знали, Что это за овощ и не хотели его сажать. Многие использовали в пищу не клубни, а плоды. Избежать отравлений не удалось. Только со временем люди убедились в питательности картофеля и стали величать его вторым хлебом.

2. Этот овощ называют то томатом, то помидором. Одной из первых стран, где помидоры стали употреблять в пищу, была Россия. Помидоры – растение теплолюбивое , в нашей стране их можно выращивать только рассадным способом. Помидоры содержат большое количество полезных веществ. Томат стал одним из самых распространенных овощей на нашей планете .

3. Этот овощ известен людям с давних времен. Капуста не только вкусна, но и полезна. В капусте содержится много витаминов. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке. Самый распространенный сорт капусты – капуста белокочанная. В народе этот овощ один из самых любимых.

4. Морковь люди стали выращивать давно. Особого ухода – это растение не требует – бросил семечко в землю и жди урожая. Морковь хорошо переносит засуху и небольшие холода. Самая ценная часть морковки – корнеплод. Корнеплоды моркови бывают разной формы : конуса или цилиндра. Цвет у моркови не обязательно оранжевый, есть сорта моркови желтого, белого и даже темно – фиолетового цвета.

5. Перец – растение теплолюбивое , он совсем не переносит заморозков. Перец высаживают рассадой. Плоды перца знакомы каждому. Они бывают разного цвета : красные, желтые, зеленые, оранжевые, различаются и формой. Но как бы не выглядел этот овощ, витаминами и полезными веществами он богат. Блюда из перца не только вкусны, но и полезны.

6. Баклажан – растение теплолюбивое . По форме плод баклажана похож на грушу. Мякоть у этого овоща нежная с мелкими семенами, сверху покрыта плотной глянцевой кожицей фиолетового цвета. В народе баклажаны ласково называют «синенькими» . Плоды баклажанов – настоящая кладовая полезных веществ.

7. Огурцы – выходцы из жарких тропиков. Неудивительно, что любят они теплый и влажный климат. Хороший урожай дают на плодородных, удобренных почвах. Многие люди считают огурец вкусным, но мало полезным. Он в самом деле состоит из воды, зато в нем много минеральных элементов.

8. Свекла – овощ полезный. Она богата минеральными солями, витаминами. Осенью свеклу вытаскивают из земли, обрезают листья, корнеплоды убирают в холодное место, где она моет храниться до нового урожая.

IV. Физкультминутка

Пейте все томатный сок (ходьба на месте)

Кушайте морковку (руки к плечам, вверх)

Все ребята будете (руки на пояс, наклоны)

Крепкими и ловкими (приседания) .

Грипп, ангину, скарлатину (прыжки)

Все прогонят витамины (ходьба на месте) .

V. Презентация о пользе витаминов.

VI. Ребята, как вы думаете можно ли сейчас посеять семена растений в землю ? А почему у нас в группе хорошо растут растения ? А как можно быстрее вырастить растения и уберечь их от холода? Что вырастит из семян , посеянных в теплой комнате? Сегодня мы посеем семена растений и будем ухаживать за ними. И у нас вырастит рассада .

VII. Посев семян огурцов и помидоров.

VIII. Итог занятия .

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как на нашей грядке выросли загадки».Что менее всего похоже на себя и более всего похоже на другое? Ответом своим подаришь жизнь.

Каждый год, ранней весной, мы с детьми организовываем огород на подоконнике. Заранее оформляем окно, готовим семена, емкости и грунт. Наш.

Игра-ситуация «Что растет на грядке» для детей 5–6 лет Игра-ситуация "Что растет на грядке" для детей 5- 6 лет. Цель: Познакомить детей с урожаем овощей; приобщать к двигательной импровизации.

Краткосрочный летний познавательно-творческий проект «Что растет на нашей грядке…»разработала Рожкова Любовь Петровна, воспитатель высшей.

Летняя прогулка «Что растет на грядке» (младшая группа) «Что растет на грядке» Программное содержание: Углубить знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений, об особенностях.

Слайд 2

Как надела сто рубах,Захрустела на зубах.

  • Слайд 3

    Хоть чернил он не видал,Фиолетовым вдруг стал,И лоснится от похвалОчень важный…

    Слайд 4

    Он бывает, дети, разный –Желтый, травяной и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? Это…

    Слайд 5

    В огороде - желтый мяч,Только не бежит он вскачь,Он как полная луна,Вкусные в нем семена.

    Слайд 6

    Сидит дед во сто шуб одет,Кто его раздевает,Тот слезы проливает.

  • Слайд 7

    Щеки розовые, нос белый,В темноте сижу день целый.А рубашка зелена,Вся на солнышке она.

    Слайд 8

    В этих желтых пирамидкахСотни зерен аппетитных.

  • Слайд 9

    Вверху зелено, внизу красно,В землю вросло.

  • Слайд 10

    Голова на ножке, в голове горошки.

  • Слайд 11

    Желтым зонтиком расцвелДруг всех овощей…

  • Слайд 12

    Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,Вкусен и сырой. Кто же я такой?

  • Слайд 14

    Как на нашей грядкеВыросли загадкиСочные да крупные,Вот такие круглые.Летом зеленеют,К осени краснеют.

    Слайд 15

    Красна девицаСидит в темнице,А коса на улице.

  • Слайд 16

    Неказиста, шишковатая,А придет на стол она,Скажут весело ребята:"Ну, рассыпчатая, вкусна!«И зелен, и густ на грядке вырос куст.Покопай немножко: под кустом...

    Слайд 17

    Буду делать я салат,Накрошу в большую мискуОгурцы, порей, шпинат,Помидоры и редиску.Мелко порублю укроп,И заправлю все сметаной.Витаминами я впрокЗапасаться не устану.

    Слайд 18

    Ешьте овощи и фрукты-Это лучшие продукты.Вас спасут от всех болезней.Нет вкусней их и полезней.Подружитесь с овощами,И с салатами и щами.Витаминов в них не счесть.Значит, нужно это есть!

    Овощная считалка: В огороде у Егора Тыква, репа, помидоры. В огороде у Ивана Кабачки и баклажаны. Ты посадишь патиссон, Выходи из круга вон Чудо – огородУдивляется народ:Что за чудо-огород?Здесь редис есть и салат,Лук, петрушка и шпинат.Помидоры, огурцыЗреют дружно - молодцы!И картофель, и капустаРастут на грядках густо-густо.И все дружно говорят:"Мы растём здесь для ребят.За усердие и трудУрожай весь соберут".

    Предложенный материал поможет закрепить с ребёнком знания, которые он получает на занятиях в детском саду по лексической теме "Овощи".

    Взрослые, выполняя задания с ребёнком, помните, что главное в жизни дошкольника - игра, поэтому, постарайтесь превратить ваши занятия в игру. Пусть общение с родителями, в том числе и совместные занятия доставляют ребёнку радость. Не заставляйте его, заинтерес уйте его и тогда выполнение заданий станет интересным занятием.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых «Что растёт на грядке » Технология: дистанционного обучения

    Задачи: Расширить и закрепить представления ребёнка об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму. Ввести в активный словарь ребёнка: Существительные: названия овощей (баклажан, кабачок, редис, патиссон и т. д),урожай, грядка, огород, стручок, кочан, бобы. Глаголы: расти, поливать, выкапывать, вскапывать, заготавливать, п ересаживать, срезать, срывать, солить, мариновать. Прилагательные: сочный, горький, хрустящий, овощной, спелый, п узатая (тыква), пупырчатый.

    Рекомендации родителям: Покажите ребёнку в овощном отделе малознакомые овощи (баклажан, сельдерей, кабачок и т. д. Помогите нарисовать знакомые овощи. О каждом из этих овощей пусть ребёнок придумает загадку-описание. Например: Длинный, зелёный, хрустящий, пупырчатый. Растёт в огороде на грядке.Что это? (Это огурец). Об одном из овощей ребёнок должен составить рассказ-описание. Например: Это помидор. Помидор – это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, томат, положить его в борщ.

    Пальчиковая гимнастика «Капуста» Мы капусту рубим, Ребёнок делает резкие движения прямыми кистями сверху вниз: Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжимает в кулаки, двигает ими к себе и от себя. Мы капусту солим, Имитирует посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивно сжимает и разжимает пальцы. В кадку все утрамбовали, Потирает кулак о кулак. Сверху грузиком прижали. Ставит кулак на кулак.

    Координация речи с движением В огород пойдем (ребёнок марширует на месте) Урожай соберём (разводит руки, показывая большой урожай) Мы морковки натаскаем, (показывает, как «таскает») И картошки накопаем (показывает, как «копает») Срежем мы кочан капусты, (показывает, как «срезает») Круглый, сочный, очень вкусный (загибает пальчики) Щавеля нарвём немножко (показывает, как «рвёт») И вернёмся по дорожке. (марширует на месте)

    08.10.2013 http://aida.ucoz.ru 6 Игры и упражнения Сосчитай овощи Один зелёный огурец, два зелёных огурца…, пять зелёных огурцов. Точно так же ребенок считает другие овощи, с использованием прилагательных Обязательно обращайте внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными. Продолжи предложение В огороде грядки с огурцами, помидорами, морковью… Назови ласково: Огурец – огурчик тыква – …. Лук – … чеснок – …. Морковь – … помидор – …

    08.10.2013 http://aida.ucoz.ru 7 Подбери пару: Огурец большой, а кабачок больше. Репа большая, а … (тыква больше). Бобы маленькие, а …(горох меньше). Петрушка высокая, а …(укроп выше.) Упражнение: «Узнай овощи на вкус, по запаху, на ощупь» Закройте глаза ребенку и предложите попробовать овощ на вкус, потрогать его, узнать и назвать. Расскажи о своём любимом овоще Предложите ребёнку рассказать об овоще, если он затрудняется, предложите ему план рассказа. Я люблю……., он (она)………цвета, …….. формы,…….. на вкус. Из него (из неё) можно приготовить……………………………….. А я люблю есть его (её) ………………..(сырым, в салате, жареным)

    Игра «Хлопушки» Научите ребёнка прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков. Ребёнок прохлопывает слова, голосом выделяя ударный слог. Лук, чес – нок, ре – па, кар – тош – ка, п о – ми – дор, огу - рец, пе – рец, го – рох, к а – ба – чок, ре – дис – ка, тык – ва. Игра «Всё моё» Предложите ребёнку нарисовать в верхнем ряду овощи, про которые можно сказать МОЙ, а в нижнем ряду – овощи, про которые можно сказать МОЯ.

    Предложите ребёнку отгадать загадки и объяснить, что ему помогло их отгадать. ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ

    Любопытный Красный Нос По макушку В землю Врос, Лишь торчат На грядке Зеленые Пятки. МОРКОВЬ?

    Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. ТЫКВА?

    ПЕРЕЦ В огороде перед нами Куст усыпан колпачками, Каждый Пламя прячет. А кто съест, Заплачет. ?

    КАБАЧКИ Наши поросятки Выросли на грядке К солнышку бочком, Хвостики крючком. Что за поросятки Играют с нами в прятки? ?

    08.10.2013 http://aida.ucoz.ru 15 Добивайтесь от ребёнка полного ответа на заданные вопросы. Покажите ребёнку овощи, объясните почему говорят: «огурцы – голыши», «лук в бумажных рубашках», «бобы в шерстяных чулочках». Прочитайте ребёнку рассказ, задайте вопросы, предложите пересказать текст. Кто как одет Дни стали ненастные, ночи холоднее. На огородах стали Овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала Убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится. Вопросы: 1. Когда убирают овощи? 2. Какие овощи убрали с огородов? 3. Что осталось в огороде? 4. У капусты семьдесят одёжек. Почему так говорят?

    Игра «Подскажи словечко» Ход игры: Прочитайте ребёнку стихи, а он пусть договаривает последнее слово. Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Кругла да гладка, Как же быть без хруста, Откусишь - сладка, Если я... (капуста). Сидит на грядке крепко, А зовётся... (репка). Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук). На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков... (горох). И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... (картошка). Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, Сладка на вкус. Узнали вы? Зовусь я... (свёкла).

    Предложите ребёнку найти одинаковые овощи. Обратите внимание ребёнка на то, что, нарисованы они могут быть по – разному. По возможности распечатайте рисунок и дайте ребёнку его раскрасить.

    1. Вспомни 8 – 10 названий овощей. 2. Назови овощи красные, зелёные, жёлтые. 3. Про какие овощи можно сказать длинный…, круглый… 4. Назови сок из моркови – …., из огурца – …, из тыквы…. 5. Подбери нужное слово: Выкапывают (что?) …….. (картошку) выдёргивают ……..……. (морковку, свёклу) срывают…………………… (огурцы, томаты) срезают ……………………..(капусту, кабачок) 6. Выбери лишний предмет в каждом ряду. Контрольные вопросы по теме:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...

    Лексическая тема "Фрукты. Сад" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    Предложенный материал поможет закрепить с ребёнком знания, которые он получает на занятиях в детском саду по лексической теме "Фрукты". В данной презентации вы найдёте игры и упражнения для занятий и...

    Лексическая тема "Ягоды лесные и садовые"Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    В данной презентации подобраны упражнения по лексической теме "Ягоды". При выполнении предложенных упражнений у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной...

    Лексическая тема "Одежда. Обувь. Головные уборы" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    Игры и упражнения помогут в развитии и обогащении словарного запаса детей по данной лексической теме....

    Лексическая тема "Перелётные птицы" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    В данной презентации содержатся игры и упражнения для занятий с детьми дома. Они позволят закрепить знания детей по лексической теме " Перелётные птицы"....

    Лексическая тема "Домашние животные" "О тех, кто живёт рядом с человеком" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    В данной презентации подобраны игры и упражнения для занятий родителей с детьми дома, когда ребёнок болеет или для закрепления лексической темы....

    Лексическая тема" Признаки осени. Деревья и листья осенью". Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

    Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется...


    Ольга Скринник

    Дидактическая игра – загадки

    «Что растёт на грядке

    Цель : Закрепить представление об овощах.

    Задачи : - Образовательные : повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам.

    - Развивающие : совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку, развивать умение отгадывать загадки .

    Описание игры. Игра многофункциональная :

    1 вариант : детям раздаются таблички с картинками овощей. Воспитатель читает текст с загадками , во время чтения загадки дети рассматривают свои карточки, и если среди них найдётся овощ, являющийся отгадкой, то ребёнок должен дать правильный ответ на загадку и поместить эту карточку в ячейку – «посадить овощ на грядку » . Игра продолжается пока дети не посадят все овощи – карточки «на грядку » . Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками.

    2 вариант : Физкультминутка «В нашем огороде» . Все дети выполняют упражнения, а те, у кого в руках находятся карточки с соответствующими овощами, услышав названия, поднимают их вверх, показывая остальным играющим .

    Мы ходили в огород (шагают на месте, собирали все в мешок (приседают, как бы собирая что-то) :

    справа картошка (редиска) (наклон туловища вправо, слева морковь (горох) (наклон туловища влево,

    прямо кабачок (чеснок, помидор) (наклон туловища вперед) - все сложили в мешок.

    На спину забросили (имитируем, закидываем на плечо, радовались подаркам осени! (гладим по животу, улыбаемся) .

    3 вариант : Игра «Назови ласково»

    Цель : Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Ход : Воспитатель ребенку загадывает загадку и предлагает выбрать карточку с изображением правильно угаданного овоща, например, огурца, но ответ должен быть в уменьшительно-ласкательной форме (огурчик) .

    4 вариант : Игра «Собираем урожай»

    Цель : Учить детей отгадывать загадки , запоминать их.

    Воспитатель читает текст с загадками , во время чтения загадки дети рассматривают «грядку с овощами » , и если на ней «растёт овощ » , являющийся отгадкой, то ребёнок должен дать правильный ответ на загадку и показать (вынуть) эту карточку из ячейки. Игра продолжается пока дети не соберут весь урожай.

    Публикации по теме:

    Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка - просто.

    Дидактическая игра "Посади и собери урожай на грядке". Дидактическая игра (разработка) рассчитана на детей 2-5 лет. Цель: развивать познавательную.

    Фотоотчет "На грядке мы сажаем лук" Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о жизни растений, о том, где они.

    Игра «Брейн-ринг» «Загадки художника» (старшие группы) Задачи: 1. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. 2. Закрепить знания об основных и составных цветах, порядке расположения.

    Цель: Формировать у детей знания о крупных предприятиях Пермского края и их значении в жизни людей. Задачи: 1. Расширять знания детей о.

    Игры для мальчиков 4–5 лет «Если в семье растёт сын» Если в семье растет сын (игры для дошкольников 4-5 лет) К сожалению, недостаточно кормить мальчика вкусными блюдами, одевать и обувать.

    Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

    В природе нет больших площадей, занятых одним видом.
    На лугу всегда смесь трав

    , в лесу - не только разные породы деревьев, но и кустарники, травы, мхи.


    Даже на поле, где после вспашки посажена только одна культура, вырастают сорняки.
    Мы тоже можем создать огород, в котором соседствуют растения. Как же это сделать? Ответ простой - применить метод смешанных посадок. Для этого необходимо знать, какие растения являются хорошими соседями, и распланировать территорию так, чтобы обеспечить как можно более близкое соседство разных культур. Они должны расти не большими массивами, а в соседних рядах или лунках.

    В интернете очень много информации по этой теме... поделюсь лишь своим опытом...


    В первую очередь нужно выбрать основную культуру, затем подобрать соседа, который благоприятно воздействует на основное растение. На протяжении долгих лет сажаю вместе томаты и базилик и салат... перец и свеклу... кукурузу и огурцы или фасоль. Высокие растения защитят более низкие от прямых лучей солнца и создадут для них более благоприятный микроклимат. С кукурузой все же нужно быть внимательнее... лучше посадить отдельно на рассаду ее или огурцы... один год я посадила в одно время кукурузу с огурцами, а огурцы не взошли... пришлось досаживать, а кукуруза то уже пошла в рост ... и росла и росла... в итоге - огурцы остались маленькими и недоразвитыми в тени зарослей кукурузы.

    Стоит посадить рядом ароматические травы, которые отпугивают вредителей. Только надо следить, чтобы они не заглушали основную культуру. По всему огороду-саду посадите вразброс бархатцы, календулу, настурцию. В прошлом году у нас было нашествие тли... и лишь один молоденький саженец она обошла стороной. Это была груша, под которой росла календула и другие пряные травы...

    Учитывайте и сроки созревания урожая. Если одну культуру убираете раньше, стоит подыскать ей растение-сменщика. Нельзя оставлять землю голой. Её мульчируют, высаживают сидераты. При выборе культур следует обращать внимание на снижение конкуренции между ними. Растения с глубокой корневой системой лучше уживутся с теми, у кого корни залегают мелко; виды с низкой потребностью в питании не помешают тем, кому нужно много питательных элементов; высокие раскидистые культуры защитят от солнца те, которые любят легкую полутень.

    Только потребности в воде у соседей должны быть схожими.

    Например ранняя капуста просто замечательно будет соседствовать с сельдереем

    Только не спутайте - именно ранние сорта капусты... как только мы уберем капусту с середине июля... сельдерей расположится на всей грядке и будет расти еще ло сентября-октября, в зависимости от климата.

    Самые популярные соседи на грядке

    Томат - базилик... томат - петрушка... томат - салат

    Капуста ранняя - сельдерей... капуста - бархатцы... капуста - настурция

    Морковь - лук... морковь - чеснок

    Картофель - фасоль...

    Однако, не стоит забывать, что совет - это всего лишь совет, а не команда к действию... пользуясь этой таблицей вы сможете подобрать наиболее удобные для себя сочетания.


    Еще совет... возьмите себе за правило вести учет всех действий, производимых на даче. У меня есть заветная тетрадка, куда я записываю все, что делаю... начинаю с семян в наличии, потом... что, когда и куда я посадила (рассада, в парник, на грядку)... что и с чем я совместила, а в конце сезона делаю заметку рядышком - понравилось мне это или нет...

    В этом году я решила вести новую статистику для себя в таблицах Гугл... посмотрю, что из этого получится начала пока с семян...

    А в заветной тетрадке уже пометила для себя, что в этом году посажу вместе:

    Баклажаны + Вигна (китайская фасоль)
    ... Морковь + томаты, + базилик (не изменю своим наблюдениям )
    ... Кукуруза + тыква + огурцы
    ... Брокколи + огурцы + горох
    ... Перец + свекла (это тоже неизменным остается для меня )
    ... Порей + свекла
    ... Лук + свекла +морковь
    ... Ранняя капуста + сельдерей.

    Обязательно в группе покажу вам, что из этого получилось

    Не стесняйтесь - делитесь своим опытом!!! Как вы совмещаете посадки?!... Какие выводы для себя сделали?!... Может у вас наоборот есть неудачный опыт совмещения посадок?!... Напишите о нем обязательно, любой ваш опыт просто необходим каждому из нас