Большой энциклопедический словарь:

САЖЕНЬ - русская мера длины. 1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2, 1336 м. Известны маховая сажень (1, 76 м), косая сажень (2, 48 м).

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

САЖЕНЬ, сажени, мн. сажени, сажен и саженей, саженям, и (реже) сажени, саженей (сажон обл.), саженям, ж. 1. Русская линейная мера, употр. до введения метрической системы мер, равная трем аршинам, или 2, 134 м. Погонная, квадратная, кубическая сажень. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. Пушкин. 2. Самое мерило, мерка для определения этого количества. 3. Количество какого-н. материала, равное сажени, пространство, объем мерою в сажень. Сажень дров. Косая сажень в плечах - см. косой. Морская сажень (спец.) - морская мера длины, равная 1, 83 м.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Сажень
I ж.
см. сажень.
II ж.
1) Русская линейная мера, равная трем аршинам, или 2, 134 м, употреблявшаяся до введения метрической системы мер.
2) Количество чего-л. , равное такой мере погонной, квадратной или кубической.
3) Мерка, соответствующая погонной сажени.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

САЖЕНЬ в сажень ж. (сяжень. сягать) мера в 3 аршина, в 12 четвертей, в 7 англск. или русск. и в 6 францск. футов. Где сажень? мерило, жердь в эту меру. При мере предмета, вещей, сажень разумеется погонная или квадратная (круглая), или кубическая (толстая), смотря по предмету: сто сажень веревок, длиннику; сто сажень земли, круглых, мерою плоскости; сто сажень песку, щебню, кубических. Сажень земли, арх. сколько засевается четвериком ячменя; с чего накашивается кубич. саж. сена. Сажень дров, прибавляют: одно-двух-трех-поленных (считая полено 10-12 вершков), или кубических. Сажень маховая, в размах обоих рук, по концы средних перстов, 2 1/2, аршина; косая сажень, от ножной пятки, до конца поднятой вверх руки противной стороны, поболее печатной, казенной или мерной сажени. Сажень земли, сар. 80 квадр. саж. , т. е. сажень от десятины, в длину; полсажени, 40 квадр. саж. Поутру с сажень, в полдень с пядень, а к вечеру через поле хватает (тень). Ты от жены на пядень, ан уж она от тебя на сажень. Саженка, скромное названье сажени, или маховая сажень. Барыня задает уроки вязее саженками. Саженный, мерою в сажень. Саженник м. влад. поленница, сложенная мерно.

В этой статье я хочу коснуться темы русских саженей - древней системы соизмерения. Если говорить об архитектуре, то эта тема является неизмеримо важной. Можно сказать, что она является краеугольным камнем архитектуры, как сакральной науки в практическом смысле.

Все чаще и чаще в научной литературе отмечается плодотворное влияние на человека конструкций, пропорционированных по золотому сечению . Причём, имеются в виду любые конструкции и предметы, созданные человеком. От примитивной ложки до грандиозного дворца. Становится ясно, что пропорционирование частей зданий и сооружений, соответствующее природным пропорциям и пропорциям человека, его восприятию действительности и ощущениям, является важнейшим фактором здорового функционирования человеческого организма. Но как вычислять "золотые" пропорции и размеры?

Анализ абсолютно всех древних сооружений, начиная с египетских пирамид, показывает присутствие Золотой пропорции , и многовариантность её применения сбивает с толку. А самые «свежие» из уцелевших золотосечённых сооружений – древнерусские церкви и храмы. Издавна и аж до 18-го века на Руси строили согласно золотым пропорциям. Только Пётр I положил конец «беспорядку», приравняв казённую сажень (217,6см) к 7 английским футам (213,360 см). В 1835г. Николай I вообще запретил остальные сажени, а в 1924 г. была введена метрическая система. Чтобы понять утраченные и забытые суть и смысл измерения в древнерусских саженях , придётся немного окунуться в математику и геометрию.

Золотое сечение / золотая пропорция /.

Давно установлено существование загадочного «Золотого числа» или "Золотой пропорции" Ф . Это число тесно связано с системой саженей. Практическое знакомство с Золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в "золотой пропорции" с помощью циркуля и линейки.


Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Точное значение Ф находится математическим путём как корень квадратного уравнения х І -х-1=0 , получаемого при делении отрезка в крайнем и среднем отношениях, то есть в соотношении золотой пропорции:

АЕ/АВ=ВЕ/АЕ=Ф

Решение для числа Ф всего одно:

Ф=(1 + √5)/2 =1,6180339887498948482045868343656…

Правда, у вышеупомянутого квадратного уравнения есть ещё один корень (1- √5)/2 = -1/Ф, но поскольку он отрицательный, это решение отбрасываем.

Ф-число иррациональное бесконечное. Обратная величина

1/Ф=0,6180339887498948482045868343656…

Ф І = 2,6180339887498948482045868343656…

Все знаки после запятой одинаковые… Вот загадочное число, не правда ли? Но это ещё не всё. Известный числовой ряд Фибоначчи , где каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих, имеет вид:

1,2,3,5,8,13,21,34, 55, 89,... 377, 610, 987,1598, 2885,...

Нетрудно заметить, что с увеличением порядковых номеров членов деление последующего члена на предыдущий всё более приближается к золотому числу Ф:

3/2=1,5; 5/3=1,666; 21/13=1,615; 55/34=1,617; ...610/377= 1,618037...

Золотое иррациональное число Ф было известно еще в Древней Греции как основа образования бесконечного ряда величин, обладающего свойствами чисел Фибоначчи, получаемых в результате умножения или деления базисной единицы 1 на золотое число Ф. Ветвь ряда, образуемая последовательным умножением на Ф, называется восходящей: 1; 1,618; 2,618; 4,236; 6,854; 11,090; 17,944; 29,034 ... а другая часть ряда, образуемая последовательным делением на Ф, называется нисходящей: 1; 0,618; 0,382; 0,236; 0,146; 0,090; 0,056; 0,034 ... Само число 1, первые три члена восходящего ряда и семь членов ряда нисходящего составляют греческий ряд чисел, получивших название " золотая пропорция " или " золотое сечение ".

Итак, загадочное число Ф вычислено. Но зачем оно нам понадобилось? Оказывается, всё в природе, включая человека, создано согласно пропорциям золотого сечения. Мы любим красоту. Наше тело интуитивно чувствует золотую пропорцию. Всё, что нам кажется красивым, обладает свойствами золотого сечения. Будь то природный ландшафт, картина художника или тело человека. Почему это так, пока однозначного ответа нет.

За последние десятилетия многочисленными исследователями были установлены повсеместные проявления закона золотых пропорций от Космоса до Микромира. Во Вселенной все известные человечеству галактики существуют в форме спирали, соответствующей формуле золотого сечения. Русский астроном Бутусов в 1978 г. установил, что отношение периодов обращения соседних планет вокруг Солнца равны либо золотой пропорции 1,618, либо ее квадрату 2,618.

Соотношения золотой пропорции исследователи находят в морфологической структуре растений, птиц, животных, человека. Закономерности золотой пропорции обнаруживаются и в организации неорганической природы, например, структура талой воды, практически соответствует треугольнику золотой пропорции. Таким образом, проявление принципа золотых пропорций наблюдается повсеместно в природе от бесконечно больших галактик до бесконечно малых клеток и атомов. Фигура человека, исследованная немецким исследователем проф. Цейзингом в 1855 г. явилась ярким примером золотых пропорций.

Дальше познакомимся с понятием вурфных соотношений .

Для блока, состоящего из трех элементов с длинами а, b, c вурфное отношение W(а, b, с) вычисляется по формуле:

W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с) .

При этом другой блок - с другими размерами и другими соотношениями элементов - а", b", с" будет ему конформно симметричен, если величины их вурфов будут равны, т.е. если:

W(a, b, с)=W(a", b",с").

Путем преобразований такие блоки могут быть совмещены один с другим с полным совпадением всех их точек.

В процессе роста размеры частей тела человека и их соотношения все время меняются. Причём, эти изменения следуют принципам конформно-симметричных преобразований. Например, если взять соотношения стопы, голени и бедра в возрасте 1 года, 10 и 20 лет, то изменения выглядят так:

1:1,27:1,40; 1:1,34:1,55; 1:1,39:1,68.

Рост различных частей тела не протекает равномерно. Голень и бедро увеличиваются значительно больше, нежели стопа, пропорции тела человека все время меняются. Вурфные же соотношения для любого возраста вычисляются с одним и тем же значением:

W(1;1,27;1,40)=1,30; W(1;1,34;1,55)=1,30; W(1;1,39;1,68)=1,30

и оказываются неизменными на протяжении всего времени роста. Постоянная и неизменная величина вурфа свидетельствует о преобразовании форм нашего тела по принципам конформной симметрии. Такая же картина открывается и для других блоков: плеча - предплечья - кисти; фаланг пальцев; туловища, верхней и нижней конечностей тела и т.д. Значения вурфов немного варьируются, составляя в среднем величину W = 1,31. В идеальном случае В.Петухов указывает W = 1,309, что при выражении через величину золотого сечения равно Ф І /2 . Он называет его " золотым вурфом " .

Вурфные пропорции позволяют, следовательно, выявить конформно-симметричные группы, иными словами, группы родственных отношений с единым исходным началом. Обычные двучленные пропорции показывают лишь различия, вурфные - общность некоторого множества трехчленных соотношений.

Если пропорции окружающих нас произведений архитектуры, принадлежат к случайным группам, как в большинстве современных сооружений, то человек оказывается в среде, пропорциональная структура которой по своей симметрии ему не свойственна. Такая Среда, не обладающая ни одной из характеристических групп симметрии человека, чаще всего не воспринимается им, а нередко отвергается.

Значительный прорыв в расшифровке древнерусских саженей произошёл, когда в Новгороде у церкви Параскевы Пятницы был найден обломок мерила новгородского зодчего. В процессе исследований мерила сначала Пилецкому А.А. , а потом Черняеву А.Ф. , удалось не только восстановить его полностью, но и показать, что оно являлось одновременно измерительным и соизмерительным инструментом. На одной грани были нанесены мерки всех саженей, а остальные три грани в комплексе с первой представляли собой своеобразную логарифмическую линейку, позволяющую очень просто подбирать золотые пропорции! Заодно были вычислены недостающие сажени и уточнены размеры известных. Список саженей приведён ниже. Многие названия восстановить не удалось, многие имели по нескольку названий, поэтому придуманы новые или использовано одно из старых названий. Также существовали более мелкие измерительные величины: полсажени (1/2 сажени), локоть (1/4 сажени), пядь (1/8 сажени), пясть (1/16 сажени), вершок (1/32 сажени). На основе саженей и их долей, а также последовательным умножением на 2 всех саженей, составлена матрица, названная « Русский Всемер » или " Русская матрица ":

Оказалось, что все диагонали слева направо снизу вверх представляют собой ряды Фибоначчи и Золотую пропорцию одновременно. Для примера возьмём диагональ Народной сажени:

67,2+108,8=176,0 176/108,8=1,618 108,8/67,2=1,618

По строкам коэффициент везде 2/Ф = 2/1,618 = 1,236.

Если расположить сажени в порядке возрастания длины, то соседние будут относиться друг к другу с одинаковым коэффициентом 1,059… – так же, как частоты соседних полутонов в музыкальном ряду. Матрица может быть продолжена до бесконечности во все стороны - влево и вправо, вверх и вниз.

Но матрицы такой в Древней Руси, очевидно, не знали, и более логично им было выбрать соответствие саженей размерам человека. Если принять народную сажень равной росту зодчего, то каждый мог пропорционально ей вычислить остальные сажени. Делалось это разными очень простыми методами, вообще без применения цифр и вычислений (геометрически). Видимо, со временем для удобства приняли единую саженную систему, ориентированную на рост среднего человека – 176см, ему приравняли сажень народную.

Дата: 2013-09-30

Все мы знаем, что есть такая древнерусская мера длины – сажень, которой измеряли земельные участки и использовали в строительстве. Кроме этого, все слышали и часто применяют фразу «косая сажень в плечах», характеризуя здорового, физически развитого человека. Мне захотелось узнать больше – что же такое эта сажень, почему она косая, и, раз уж бывает косая, то наверняка есть еще какая-нибудь. Итак, перед вами история сажени, которая, как и многие другие на нашем сайте, оказалась весьма неоднозначной.

Древние зодчие не знали метров и сантиметров, им были неизвестны методы вычислений с помощью дробей и корней из чисел. При этом они могли строить абсолютно гармоничные здания и сооружения, в которых человек и сегодня себя чувствует удивительно комфортно.

Прежде всего, оказалось, что сажень – это не совсем мера длины, а скорее - средство измерения пространства. Основой сажени являются параметры человеческого тела, например: простая сажень

  • простая сажень – это расстояние между кончиками пальцев широко расставленных рук;
  • косая сажень – максимальное расстояние между пальцами одной руки и пальцами отведенной противоположной ноги по диагонали (это максимальный размер, который может дать параметры человеческого тела);
  • малая сажень – это расстояние от вытянутой горизонтально руки до пола.

Разновидностей саженей существует несколько десятков, но основными из них являются следующие (сразу приведу их эквивалент в метрах):

  • городовая – 2,848м;

  • сажень без названия (сажень Пилецкого) – 2,055м;
  • египетская - 1,663м;
  • меньшая – 1,345;

  • казенная – 2,176м;
  • народная – 1,760м;
  • малая – 1,424м;

  • греческая – 2,034м;
  • церковная – 1,864м;
  • простая – 1,508м;

  • великая – 2,440м;
  • царская – 1,974м;
  • кладочная – 1,597м;

  • большая – 2,584м;
  • сажень фараона – 2,091.

В зависимости от способа использования, любая сажень может быть одинарной, полуторной, двойной и двухсполовинной. Эти параметры определяют принцип размерности последующего строительства и должны неукоснительно соблюдаться.

На рис.1 схематично представлена простейшая геометрия некоторых саженей, применявшихся древнерусскими зодчими.

Как видно, большинство саженей находятся в прямой зависимости друг от друга, и, зная длину одной из них, можно легко вычислить все остальные. Для этого используется метод «наугольников», суть которого заключается в возможности определения разных саженей построением равнобедренных, прямоугольных или равносторонних треугольников, например, зная длину мерной сажени (а она соотносилась с ростом взрослого человека), можно легко вычислить и другие виды саженей:

На рис.2 видно, как, зная размер мерной сажени (а для этого брался средний рост взрослого человека), можно быстро установить и длины остальных саженей:

  • великая сажень – это линия соединяющая концы двух мерных саженей, расположенных друг к другу под прямым углом;
  • простая сажень – это высота равностороннего треугольника, сторона которого равна мерной сажени;
  • косая сажень– это линия соединяющая концы двух простых саженей, расположенных друг к другу под прямым углом (подобно великой сажени из мерной);
  • сажень без чети образуется стороной равнобедренного треугольника, в котором основанием и высотой является мерная сажень;
  • трубная сажень – это сторона равнобедренного треугольника, в котором основанием является косая сажень, а высотой – простая сажень.

Современных строителей ставит в тупик непостоянный, плавающий размер саженей, которые зависят от человеческих параметров – роста, ширины шага, длины рук и т.д. Здесь важно понять, что все сажени пропорциональны друг другу вне зависимости от их длины. Теоретически, каждый строитель мог использовать собственные сажени, и они будут также соотноситься друг с другом, как и сажени другого человека, даже если он будет выше и ниже ростом. Тем не менее, за тысячелетия применения саженей в проектировании и строительстве произошло относительное усреднение индивидуальных параметров разных людей и такая же относительная стандартизация длин разных саженей. Конкретный механизм этого процесса до сих пор не ясен, потому что общегосударственных эталонов мер до недавнего времени не существовало.

Метр – это стандартная величина, полученная в результате деления длины меридиана, проходящего через Париж на десять миллионов.

Проектирование строений древними зодчими всегда начиналось с наивысшей его точки. Размерность высоты, ширины и длины определялось разными саженями, поэтому абсолютно все здания получаются ассиметричными по всем параметрам. Из-за малой величины этой разницы в размерах, человеческий глаз ее не воспринимает, и выявить ее можно лишь на исполнительном чертеже. Этот принцип гармоничной ассиметрии используется для предотвращения образования стоячей волны от вибраций стен и других элементов с одинаковыми параметрами.

Для того чтобы современные архитекторы не сошли с ума, пытаясь понять систему строительства наших предков, математики долгое время пытались найти определенную закономерность в соотношениях саженей. Результаты их исследований привели к весьма неожиданному результату. Оказалось, что некоторые пары саженей при делении друг на друга дают всегда одинаковое число, а именно – 1,618…(много знаков). Напомню, что 1,618… – это так называемое число Ф или золотая пропорция. Это число вместе с числом пи и числом е является иррациональным, т.е. десятичное представление его является числом бесконечным и непериодичным.

Число Ф называется так по имени великого древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Фидий считается основоположником классического стиля европейского искусства, в свое время он пользовался огромной популярностью и уважением. Самыми известными работами мастера являются статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Промахос. Большинство его произведений не сохранилось, но даже многочисленные описания работ мастера позволяют живо представить грандиозность и величие его скульптур. Признание его таланта всем миром сохраняется и до сих пор: в списки семи чудес света статуя Зевса находится на третьей строчке. Вот полный список:

  • Пирамида Хеопса;
  • Висячие сады Семирамиды;
  • Статуя Зевса в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Мавзолей в Геликарнасе;
  • Колосс Родосский;
  • Александрийский маяк.

Совершенство и великолепие творений Фидия дало повод считать, что мастер владел какой-то тайной своего искусства. Когда же миру открылось золотое сечение, было решено увековечить его имя, используя букву Ф, как название этого числа.

Исходя из этого, можно утверждать, что любая сажень входит в число параметров «золотого сечения». Это раз и навсегда прекратило разговоры о возможном заимствовании русскими строителями различных мер длины из опыта других народов. Теперь же, учитывая тысячелетний возраст сажени, можно смело предполагать, что именно старославянская система саженей была заимствована скандинавами, римлянами, греками и египтянами. Все сооружения Древнего Египта были построены с пропорциями золотого сечения, а сам принцип таких измерений изображен на деревянных панелях из захоронения Хеси-Ра. Хотя логичней всего выглядит версия, в которой древнеегипетская и древнерусская системы основаны на одном источнике, но он ни к Древней Руси, ни к Древнему Египту отношения не имеет.

Принцип деления саженей на части существенно отличается от градации статического метра, который, как известно, имеет единицы деления, кратные десяти. Сажень же делится только пополам. Первое и последующие разделения сажени образуют полусажень (1/2), локоть (1/4), пядь (1/8), пясть (1/16), и вершок (1/32 часть полной сажени). В итого получается, что такой способ деления на две равные части всегда стремиться к нулю, но никогда его не достигает. Именно поэтому сажень является процессом измерения, а не его единицей, как метр.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что сажень – это не четко фиксированная единица длины, а процесс соизмерения параметров строения и строителя. Иррациональность взаимоотношений саженей объясняет живость, эстетическую красоту и гармонию в возводимых с их помощью зданиях и сооружениях. Ведь динамически изменяющаяся длина сажени передает свое движение и готовой конструкции.

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта .

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

  • Великая сажень ≈ 244,0 см
  • Городовая сажень ≈ 284,8 см
  • Греческая сажень ≈ 230,4 см позже приравняли аттический стадий = 6 английских футов 1 дюйм = 185,42 см
  • Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трехаршинной (213,36 см)
  • Кладочная сажень ≈ 159,7 см
  • Косая сажень - расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248 см
  • Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
  • Маховая сажень - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Ивана Великого в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых. = 2,5 аршина = 152-177,8 см
  • Морская сажень = 6 английским футам = 182,88 см
  • Народная сажень ≈ 176,0 см
  • Простая сажень ≈ 150,8 см
  • Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197,2 см
  • Трубная сажень - меряли только длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
  • Царская сажень ≈ 197,4 см
  • Церковная сажень ≈ 186,4 см
  • Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, большая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мерная (казенная), мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

Происхождение многих видов саженей неизвестно. Считается, что одни из них появились на Руси, а другие заимствованы. Так, предполагается, что прародителями царской сажени являются египетские меры, греческой - Греция, церковной - римские пассады, великой - литовские локти.

Некоторые авторы [кто? ] считают, что при строительстве зодчий мог одновременно применять до 10 разных мер плюс их производные . По мнению других авторов, данная гипотеза открывает большие возможности для необоснованных выводов, «фоменковщины» . Исследователи соглашаются, что одни меры могут быть получены из других путём геометрических построений, таких как построение диагонали квадрата (об этом говорят в том числе определения «прямая» и «косая» в наименовании саженей). Относительно косой сажени имеются различные предположения, наиболее правдоподобным из которых является гипотеза академика Б. А. Рыбакова. По его мнению косая сажень есть диагональ квадрата, стороной которого является маховая сажень. Очевидно, она создана мастерами-строителями, которые, прежде чем строить здание, делали чертеж в натуральную величину прямо на строительной площадке, «размерение основания». Полученные диагонали (линии, идущие наискось) и стали называть косыми саженями

История

Многие литературные источники указывают на то, что метрологическая реформа, в результате которой сажень была приравнена к 7 английским футам, была проведена ещё Петром I в начале XVIII века . На основе этого некоторые исследователи делают вывод о том, что в XVIII веке сажень равнялась 2,16 м . Однако соответствующий нормативный акт до сих пор не найден .

См. также

  • Квадратная сажень

Примечания

Литература

  • Романова Галина Яковлевна. Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. - «Наука», 1975. - С. 19-32. - 176 с. - 9800 экз.
  • Пилецкий А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 140.
  • Пилецкий А. Системы величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре // Архитектура СССР. 1980. № 10. С. 53.

Ссылки

  • Строительство и измерение Русскими Саженями. Суть, смысл и практика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сажень" в других словарях:

    В сажень жен. (сяжень. сягать) мера в 3 аршина, в 12 четвертей, в 7 англ. или русс. и в 6 франц. футов. Где сажень? мерило, жердь в эту меру. При мере предмета, вещей, сажень разумеется погонная или квадратная (круглая), или кубическая (толстая) … Толковый словарь Даля

    Толковый словарь Ожегова

    САЖЕНЬ, и, мн. сажени, саженей, саженям и САЖЕНЬ, и, мн. сажени, сажен и саженей, саженям, жен. 1. Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м). Жердь длиною в с. (сажень погонная). Маховая с. (в размах обеих рук). 2. Количество чего н … Толковый словарь Ожегова

    САЖЕНЬ, сажени, мн. сажени, сажен и саженей, саженям, и (редк.) сажени, саженей (сажон обл.), саженям, жен. 1. Русская линейная мера, употр. до введения метрической системы мер, равная трем аршинам, или 2,134 м. Погонная, квадратная, кубическая… … Толковый словарь Ушакова

    Русская мера длины. 1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 м. Известны маховая сажень (1,76 м), косая сажень (2,48 м) … Большой Энциклопедический словарь

    Сажень - – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. 1 сажень = 48… … Словарь строителя

    Сажень - – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. 1… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ТАБЛИЦА САЖЕНЕЙ (в см)

По Черняеву. (Золотые сажени Древней Руси, 2007).

Название сажени

сажень

полсажени

локоть

пядь

пясть

вершок

134,5

142,4

150,8

Кладочная

159,7

Египетская

166,3

Народная

176,0

Церковная

186,4

197,4

Пилецкого

205,5

Фараонова

209,1

Казенная

217,6

Греческая

230,4

244,0

258,4

Городовая

284,8

Соотношение сажени и ее элементов:

Полсажени = ½ сажени

Локоть = ½ полсажени (1 / 4 сажени)

Пядь = ½ локтя (1 / 8 сажени)

Пясть = ½ пяди (1 / 16 сажени)

Вершок = ½ пясти (1 / 32 сажени)

А.Ф. Черняев
Золото Древней Руси, М., 1998

ЛОГИКА ДРЕВНИХ САЖЕНЕЙ

Выше упоминалось, что в Древней Руси имело хождение множество соизмерительных инструментов — саженей . Вот уже почти два столетия ученые пытаются привести это множество к минимальному количеству типоразмеров и пока безуспешно. И эти неудачи не случайны. Во всех работах по системам мер сажени рассматриваются только как измерительные инструменты, имеющие строго определенную длину и единственный способ применения — измерение . По сформулированной за два столетия метром логике измерительный инструмент должен с большой точностью делиться на некоторое количество одинаковых мерных единиц, обычно кратных «круглому числу». Например, метр делится на 10 дециметров, дециметр делится на 10 сантиметров и т.д. Сам по себе метр является стандартной величиной, десятимиллионной долей от одной четверти парижского меридиана, и получение его эталонной длины — достаточно сложная, продолжительная и дорогостоящая операция. А потому раз полученный эталонный отрезок в виде выверенного платинового стержня уже почти 200 лет хранится в футляре при постоянной температуре, давлении и влажности. И даже в этих условиях требуется уточнение его длины.

Возникают вопросы: А какими же методами производилось хранение измерительных инструментов в древности? Имеет ли смысл говорить об их точности? И не является ли требование точного измерения длины саженей логическим отголоском привычного использования стандартной единицы длины — метра? Ведь «хранение» это длилось тысячи лет со времен Древнего Египта, если не ранее . К тому же никаких эталонов не найдено. Требовать от таких инструментов точности при отсутствии даже намеков на эталоны не приходится. И тем не менее...

Сооружения как Древней Руси, так и Древнего Египта своей соразмерностью, пропорциональностью и эстетической красотой, предназначенностью для облагораживающего воздействия на людей намного превосходят типовые и не типовые «коробки» XIX и XX вв. — детища очень точного стандартного метра.

Эта соразмерность и эстетическая красота сооружений — следствие особой, подвижной функции взаимосвязанного комплекса древнерусских саженей, заключающаяся в том, что их основное назначение — соизмерение, а потому они — не статические линейки, а остановленные длиною продолжающиеся динамические процессы .

Переведенные по длине, для облегчения пользования, в привычные для нас сантиметры, сажени, тем не менее, не обладают «настоящими» длинами. Сажени не являются измерительным инструментом и потому сами не имеют длины , хотя и применяются иногда для измерения. Как и тела не имеют размерности, так и сажени не обладают метричностью. Сажени — инструмент соизмерения, инструмент и система пропорционирования , поэтому их метрический модуль является бесконечным иррациональным числом, округленным до 4-го знака. А их диагональ слева направо снизу вверх есть не что иное как ряд золотой пропорции (в данном случае речь идет о русской матрице коэффициентов – прим. мое О.С. ).

В матрице А.А. Пилецкого сажени по этой причине являются абстрактным выражением бесконечного процесса, принявшего форму конечных отрезков. Каждая сажень имеет как бы свою внутреннюю единицу измерения длины, нам неизвестную, отличную от всех остальных длин, и обусловленную собственным процессом молекулярного деления.

Фактически каждая сажень является одним из тех иррациональных отрезков-процессов, которые получаются делением отрезка любой длины в крайнем и среднем отношениях. Складывая или деля сажени, мы складываем или делим не отрезки длины, а процессы, бесконечности, а результаты деления или сложения как бы представляем целыми и неделимыми отрезками. И потому вновь образовавшийся «отрезок» не является частью какого-то процесса, а представляет собой целое как новый самостоятельный процесс. В этом заключается основное качественное отличие саженей от метра . Метр — статическая измерительная единица, эталон, предназначенный для сопоставления с собой всех измеряемых тел. Сажень — соизмерительный процесс, обусловливающий нахождение соразмерности частей тел процессу, а следовательно, и самому телу. Метр фиксирует существующие пропорции, умертвляя их статичностью. Сажень соразмеряет пропорции процессом, оживляя их. Ибо все, что движется, соразмеренно живет.

Именно соразмерность определяет принципы разделения саженей на элементы. Являясь отрезком-процессом бесконечной длины, не отмеряемым ни к одному, ни к другому концу, сажень не может быть измерена никаким мерным инструментом.

Отрезок, имеющий один конец на бесконечности, обладает и другим концом, уходящим в бесконечность. И хотя для нас, для внешней системы, каждый из его концов конечен, и мы его определяем как конечный внешний измерительный инструмент, он остается для себя системой бесконечной, двигаясь в которой (если допустить, что нам в эту систему удалось попасть) от одного конца к другому никогда не дойти.

Разделить такой отрезок на две конечные части или отрезать от него, в его системе, отрезок конечной длины невозможно, ибо для такого отрезка не существует соизмеримого и неизменного эталонного элемента, кратного всему отрезку. Да и две разновеликие половинки — результат осуществленного разделения —сразу же изменят свои внутренние параметры. К тому же, как показывает деление в крайнем и среднем отношения, отрезок иррациональной длины не имеет места, находящегося точно по его центру, и деление его на 2 обусловливает появление двух иррациональных, как бы сопоставимых, но не соизмеримых по мерности отрезков-процессов.

А потому деление древних сажений-процессов возможно только на 2. Раздвоение саженей или их элементов приводит к появлению в качестве остатков только двух «бесконечно-конечных» длин. Растроение сажени, деление ее на 3, 5, 6, и т.д. частей невозможно, ибо создает условия для появления между бесконечными отрезками отрезков конечных, соизмеримых некоторому мерному инструменту, но не соразмерных, а следовательно, не являющихся процессами и не пригодных для соизмерения. Округление иррациональных раздвоенных отрезков в любых измерениях скрывает движение. Иррациональные числа, по С.Громову, — «не завершенные числа, как бы требующие постоянного довычисления» , а потому динамические числа, и свойства их определяются динамической геометрией, представление о которой только начинают складываться в современной науке . Кратко они сводятся к следующему.

В отличие от статической геометрии, в которой точка — геометрический объект, лишенный протяженности, а прямая, имея один ранг с точкой, представляет собой как бы слившиеся в длину точки и потому завершается с каждой стороны конечной точкой, в геометрии динамической точка есть сфера одного ранга, не имеющая центра, т.е имеющая радиус бесконечной длины, а прямая — слившиеся в одну цепочку точки другого, «меньшего» ранга. И завершается такая динамическая прямая пересечением границы предыдущей по рангу сферы-точки и устремлением по радиусу к ее отсутствующему центру, т. е. в бесконечность. Деление динамического отрезка сопровождается изменением в месте деления ранга «концевых» точек и превращением их в точки «большего» ранга, т.е. процессом движения по радиусу новых концов в бесконечность. Сложение вновь полученных, бесконечных отрезков не образует единого сдвоенного, как в статической геометрии, отрезка, а приводит к возникновению как бы составного, через точку другого ранга, отрезка. Так, диаметр любой окружности в динамической геометрии состоит, а не слагается, из двух бесконечных радиусов несоизмеримых с длиной образуемой ими окружности. Несоизмеримость проявляется всегда в виде трансцендентного числа при делении окружности на составной диаметр или на удвоенный радиус. Удвоение и есть составление двух бесконечностей в одну.

Эти процессы удвоения-раздвоения динамической геометрии положены, по-видимому, некоторой цивилизацией в основу системы древних саженей. Они определяют первую особенность изменения мерности соразмерных инструментов — получение отрезков меньшей длины последовательным делением их на 2. В матрице А.А. Пилецкого эта последовательность деления отображена рядом нисходящих под численной величиной каждой сажени чисел, образуемых последовательным делением ее на 2. Количество этих чисел, включая саму сажень, равно 6. Как было показано, они имеют следующие названия: сажень, полсажени, четверть сажени — локоть, восьмая часть сажени — поллоктя — пядь, шестнадцатая часть — полпяди или два вершка, или пясть, и тридцать вторая часть сажени — вершок или полпясти.

На вершке раздвоение заканчивается, хотя могло бы, как предполагал А.А. Пилецкий, и продолжаться бесконечно. Вершок является завершающим элементом, соразмерности. Он приобретает два функциональных назначения: с одной стороны, осуществляя функции соразмерности, а с другой, являясь измерительным инструментом. Он единственный среди элементов сажени может делиться на любое число, образуя измерительное частное, прибавление которого к любому элементу сажени превращает этот элемент из соизмерительного в измерительный, т.е. меняет его статус и качество с динамического на статическое, что делает невозможным участие его частей в процессе соизмерения. Ниже я попробую разобраться, чем обусловлено измерительное качество вершка, а пока отмечу, что существование шести раздвоенных элементов одной сажени является второй особенностью комплекса древних саженей.

Третья особенность заключается в существовании взаимосвязи элементов каждой сажени матрицы Пилецкого с элементами всех остальных саженей. Следствием данных взаимосвязей становится свойство матричной вязи , позволяющее находить посредством четырех действий арифметики, и в первую очередь сложения и вычитания, по элементам двух различных саженей элементы всех остальных саженей. Простейшей из операций матричной вязи является правило сложения и вычитания Фибонначи: сумма двух последовательных чисел по диагонали слева направо снизу вверх равна верхнему числу. Например, возьмем локоть казенный 54,4 см, сложим его с полсаженью народной 88,0 см и получим малую сажень 142,4 см. <...>.

ТАИНСТВО ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер» , он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, отображенную в матрице (т.е. кратную золотому числу).

К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил в одно предложение: «... скрытая пропорция сильнее явной» , а Платон охарактеризовал как: «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга» .

Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но «размывает» его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более «расплывчатыми» (например, их орнаментами, фризами, кокошниками и т.д.). Возможность изменения длины — вторая составляющая наличия многих видов саженей на территории Руси (первая, как показано выше, — восстановление саженей без ориентации на единый эталон).

Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.

Особенно важным становилось для мастеров отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений и в первую очередь церквей, соборов, храмов. Церковь как культовое сооружение является Храмом Божьим, Храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило церкви. Мерило же всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.

Число Христа 7 . Число священное, иными словами — сакральное. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех,
и потаенные, кратные 7. И включала так, что не посвященные в таинство культовых сооружений христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности. Так же, как не замечалось и то, что в разбиении церкви, имеющей высший статус святости, было задействовано не менее 7 саженей различной длины.

Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались (это и обусловило, по-видимому, их потерю), что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церквью Параскевы Пятницы в Новгороде (или их макетами), даже крупные архитекторы не догадываются о двойной мерной структуризации этих шедевров и о саженной сакральности их пропорций священному числу 7. (И здесь отмечается параллель с древнеегипетской сакральностью.)

Следует особо подчеркнуть, что возможность совмещенного (сдвоенного) использования мер обусловливало именно наличие системы взаимосвязанных саженей, один из способов выражения которой удалось установить А.А.Пилецкому в образе табличной матрицы «Всемер» . <...>

ДРЕВНЕРУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ
ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД

Пирамиды Египта, возведенные почти за 3000 лет до н.э., и сегодня остаются загадочными и по технологии своего возведения, и по тем знаниям, которыми владели строители пирамид. Одной из самых больших загадок построения пирамид является загадка размеров мерных инструментов, по которым производилось конструирование и возведение объектов Древнего Египта. Построение строжайше выверенных пирамид (практически точные углы 90°, отклонение всего на 2-3 см сторон основания при длине более 200 м, соблюдение до секунд углов наклона боковых сторон, сведение граней пирамид в одну точку на высоте более 100 м и т.д.) свидетельствует о наличии у строителей точных измерительных инструментов и хорошо отработанной методики пространственного измерения. Но каковы размеры этих инструментов? Какое пропорционирование в них заложено? Какова методика производства измерительных работ? До сих пор науке это неизвестно.

Большинство исследователей считают, что древнеегипетские архитекторы также пользовались единым мерным инструментом, длина которого, как они полагают, почти совпадала с длиной современного стандартного метра. Со временем его размеры будут уточнены. Нахождение этих размеров осложняется тем, что результаты измерения стандартным метром параметров древнейших объектов всегда оказываются дробными. И это при всеобщем убеждении, что древние египтяне не были знакомы с дробями.

Тем не менее, точный размер искомого инструмента еще не определен, и потому однозначных ответов на целый ряд вопросов по пропорционированию древнеегипетских архитектурных элементов зданий и сооружений до сих пор нет. Неясно, например, почему параметры сооружений, и в первую очередь высоты пирамид в Гизе, определялись с точностью до четвертого-пятого знаков? Ведь гораздо проще определять их в целых числах. Например, высота - 143 м, длина стороны — 215 м и т.д. Тогда и размер используемого инструмента обнаружить было бы намного проще.

Надо полагать, что зодчие Древнего Египта это понимали тоже. Тем более, что геометрия объектов и особенно измерительные инструменты, используемые на строительстве пирамид, показали бы, что к моменту начала возведения пирамид жрецы владели гармонией динамической геометрии, к пониманию которой, как уже говорилось, человечество только приближается . А потому создается впечатление, вероятно, правдоподобное, что архитекторы фараона, возводившие пирамиды, преднамеренно скрывали параметры измерительных инструментов. Поскольку достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии использования измерительных инструментов, их породивших, невозможно. Другими словами: пока не будет найдена гармония пропорциональных взаимосвязей древних измерительных инструментов, невозможно даже приблизиться к разгадке тайн пирамид .

Можно отметить, что аналогичная дробность возникает при измерении метром параметров древнерусских сооружений. Но в этом случае известно, что возникающая дробность есть следствие использования в Древней Руси множества диспропорциональных друг другу и метру саженей.

То, что в течение столетий археологи и ученые не могут определить величину древнеегипетского аналога современного метра, скорее всего свидетельствует об отсутствии единого мерного инструмента и о возможном существовании в Египте некоторого подобия древнерусской системы измерительных инструментов. И встает вопрос: а не может ли оказаться так, что и в Древней Руси, и в Древнем Египте использовалась одна и та же метрологическая система?

Выше уже говорилось об одном из возможных подтверждений данной версии, отображенном на панелях Хеси-Ра . Однако изображение на панелях не может служить доказательством применимости древнерусских саженей, например, при строительстве пирамид. Этим доказательством может считаться только непосредственное подтверждение кратности размеров отдельных элементов тех же пирамид древнерусским соизмерительным инструментам и методам их применения, а пока этой соизмеримости не получено, данное предположение будет оставаться гипотетической версией.

Для проверки этой версии еще раз отметим особенности применения системы древнерусских саженей.

Основная особенность применения системы саженей заключается в том, что уменьшение мерности инструмента (получение измерительных стержней меньшего масштаба, чем сажень) производилось последовательным делением соответствующей сажени на 2 (раздвоение).

Вторая особенность: ни одно сооружение на Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При замерах длины здания использовалась одна сажень, ширины — другая, высоты — третья. Внутренняя разбивка производилась четвертой саженью. А если возводился следующий этаж, то его высота определялась в зависимости от окружающего ландшафта еще одной саженью или комбинацией из сажени и ее элементов. Например: две сажени, полторы сажени, сажень с четвертью (с локтем) и т.д.

Третья особенность: все параметры объектов замерялись только целым, как бы квантованным, числом измерительных инструментов — саженей, локтей, вершков и т.д. Например, длина здания равнялась 6 саженям городовым по 284,8 см или 12 саженям малым по 142,4 см, что в измерении метром равно 17,088 м. Ширина равна четырем полуторным простым саженям по 150,8 х 1,5 = 2,262 см, а в измерении метром 9,048 м. Наконец, высота равна двум простым саженям по 150,8 см или 3,016 м.

Таким образом, параметры объектов, отмеренные целым числом саженей, всегда оказываются дробными при измерении стандартным метром. И, как уже отмечалось, эта особенность систематически фиксируется при замерах метром всех древнеегипетских сооружений. А потому можно повториться, что достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии измерительных инструментов, их породивших, невозможно.

Рассмотрим исходя из методов использования системы саженей возможность применения их для определения параметров комплекса пирамид в Гизе и других древнейших объектов. Поскольку названия древнеегипетских измерительных инструментов до нас не дошли, ниже употребляются названия их аналогов, принятых на Руси.

Результаты измерения саженями параметров пирамид в Гизе, отображенные в таблицах 10 — 12 с точностью до ± 5 см на сотни метров, подтверждают предположение о единстве древнерусской и древнеегипетской систем измерительных инструментов и позволяют сделать следующие выводы :

Все параметры пирамид (высота h, боковая сторона а, диагональ основания d, боковое ребро b, апофема с) кратны целому числу различных саженей, оставаясь дробными в измерении метром;

Основной параметр пирамид — высота определяется для всех пирамид целыми десятками различных саженей 90, 60, 30, кратными сакральному числу 3;

Все параметры пирамид измеряются различными саженями;

Один или несколько параметров каждого объекта при приведении модуля числа саженей к одной цифре равен или кратен сакральному числу; вероятно, это значащие числа каждого параметра;

Наибольший наклон сторон имеет пирамида Хафра, как и наибольшее совпадение расчетных параметров с результатами обмера;

В структуре параметров пирамид задействовано десять древнерусских саженей.

Из таблицы 7 следует, что в структуру пирамиды Хафра заложены параметры священного египетского треугольника 3:4:5:

107,8: 35,93 = 3; 143,73: 35,93 = 4; 179,66: 35,93 = 5.

А этот треугольник ассоциируется по древнеегипетской мифологии с тройкой основных богов: малый катет — богиня плодородия Исида, большой катет, или высота пирамиды, — бог Осирис и гипотенуза (апофема) — их сын Гор, и отображает природную гармонию объекта.

Рассмотрим, совпадают ли параметры некоторых других объектов комплекса и их помещений с размерами саженей.

Наиболее сохранившийся храм ансамбля пирамид в Гизе — нижний храм пирамиды Хафра имеет квадратную форму со стороной основания 45 x 45 м и высоту 13 м. По-видимому, эти данные, как и многие другие, округлены и его истинные размеры составляют 45,24 х 45,24 м, или 30 саженей простых, а высота 13,05 м или 7 саженей церковных. Большая галерея пирамиды Хеопса имеет длину 47 м или 33 сажени малых, и высоту 8,5 м, что составляет б тех же саженей, а возможно, 3 сажени городовых, и действительная высота 8,54 м. Погребальная комната имеет размеры по обмеру: длина 10,5 м, ширина 5,2 м и высота 5,8 м. 304,72

Наим.саж.

длина, см

Наим.саж.

длина, см

Таблица 12. Пропорции пирамиды Менкаура

высота
h

бок.стор
a

диаг. осн.
d

бок. реб.
b

апофема
c

Расчет, м

Наим.саж.

длина, см

Отмечу, что комната представляет собой двусмежный квадрат (ДК), в длине которой 6 саженей народных или 10,56 м, в ширине 3 сажени народных или 5,28 см, и в высоте 3 сажени царских или 5,92 м. (Невольно возникает вопрос: а не совпадали ли древнерусские названия саженей с древнеегипетскими?)

И наконец, рядом с дорогой восхождения к пирамиде Хефрена лежит на страже огромный Сфинкс — каменный лев с головой человека. Высеченный из единой скалы, он по обмеру имеет длину 57 м и высоту 20 м. В саженях в длину возможно двойное счисление — 40 саженей малых (56,96 м) или 22 сажени больших, что составляет 56,85 м, и в высоту 7 саженей городовых, а в метрах 19,94 м.

Таким образом, есть все основания полагать, чтовсе помещения и объекты комплекса пирамид в Гизе проектировались и возводились по мерным инструментам, полностью соразмерным древнерусским саженям .

Вернемся теперь к началу строительства пирамид и посмотрим, использовалась ли древнерусская система измерительных инструментов при их сооружении.

Итак, первая из возведенных пирамид — пирамида Джосера . По разным источникам ее высота 60 или 61 м. Стороны основания 115 х 125 м. В 61 м укладывается ровно 25 великих саженей. А по размерам сторон — 72 сажени кладочные или 114,98 м и 71 сажень народная или 124,96 м. Если же возьмем отгороженную стеной площадку, на которой возводился комплекс пирамиды, то она представляет собой прямоугольник 545 х 277 м. Эти параметры могут образовывать 2 комбинации саженей: в длину укладывается 260 саженей фараона или 544,65 м, 276 саженей царских или 544,82 м; в ширину 206 саженей меньших, т.е. 276,99 м или 140 саженей греческих — длина 276,48 м. Уточнить использование конкретных саженей можно только внешним обмером с точностью ± 3 см. Получается, что уже с первой пирамиды египетские строители использовали системный комплекс измерительных инструментов .

Продолжим рассмотрение пирамид. Пирамида Хуни в Медуме: 146 х 146 м, высота 118 м(?). В стороне укладывается 83 сажени народные или 74 сажени казенные, а длина стороны равна 146,08 м. В высоте укладывается 67 саженей народных (117,92 м), а это, видимо, показывает, что высота замерена с ошибкой.

Пирамида Снофру в Дашуре имеет основание 185,5 х 185,5 м и высоту около 100 м. Вероятно, замеры тоже не совсем точны. В стороне укладываются 123 сажени простых, и ее длина 185,48 м, а в высоте — 41 сажень великая, т.е. 100,04 м.

И последняя пирамида Снофру в том же Дашуре. Ее параметры 218,5 х 221,5 м и высота 104,4 м. И в этом случае вероятна неточность в измерении сторон. Высота равна 104,38 м или 56 саженям церковным. И здесь не исключена неточность, поскольку некоторые источники оценивают высоту в 92 м, а это ровно 61 сажень простая.