Простая установка, доступная стоимость и отсутствие разрешительной документации делают электрокотел для гаража самым оптимальным решением. Единственный его минус именно для таких помещений - наличие системы труб, по которым циркулирует теплоноситель. Если трубопровод есть, подобрать электрический котел не сложно. Главное понимать принцип его работы, верно рассчитать мощность и правильно установить.

С чего начать - теплоизоляция и утепление

Проводя аналогию с домом, в гараже важно не просто натопить помещение, но удержать тепло внутри. И первое, с чего надо начинать - с качественной теплоизоляции, иначе вы просто будете отапливать улицу. Когда гараж - отдельно стоящее здание, утеплять его просто. Стены обшивают теплоизоляционным материалом (пенопласт, пенополистирол, минвата и пр.), при необходимости закрывают внешней отделкой. Если снаружи нет возможности утеплить, проводят работы внутри с тем же самым ассортиментом материалов.

Самое главное в таких помещениях - ворота. Это огромный мост холода, через который тепло практически мгновенно покидает помещение. Останавливаться подробно на описании работ не будем, эта информация более чем доступно изложена в статье « ».

Снизить потери тепла поможет отдельная дверь в воротах, но это скорее идеальный, чем реальный вариант.

Конструкция системы отопления

  • генератор тепла;
  • излучатель;
  • система передачи.

Генератор тепла - в нашем случае это отопление гаража электрокотлом. В других может выступать печь, в том числе на отработке, камин и другие автономные источники обогрева.

Самым простым и недорогим способом обогрева гаража будет печка «Буржуйка» или ее более усовершенствованный вариант «Булерьян». Они быстро прогреваются, эффективно отдают тепло, но плохо распределяют тепло по помещению.

Излучатель тепла - элементы, посредством которых подогретый воздух передается в помещение. Это могут быть батареи отопления либо воздушный теплоэлектронагреватель (ТЭН).

Система передачи - трубопровод, по которому циркулирует теплоноситель.

Если гараж электрифицирован и установлены радиаторы для циркуляции теплоносителя, оптимальным решением станет установка недорого электрокотла. Посчитать его мощность котла очень просто - 1кВт/10 кв.м. + 15-20% на запас.

Например, в гараж площадью 20 квадратных метров оптимальный электрический котел для отопления в 3 кВт. Это при условии качественного утепления. Если металлические ворота не изолированы, потребуется уже более 5 кВт, если ворота закрыты хотя бы пенопластом, но в стенах есть щели, достаточно будет и 4-5кВт.

ВИДЕО: Как отопить гараж 1 кВт мощности

Виды электрических отопительных котлов

Электрические котлы для обогрева могут быть разных видов. Принцип работы каждого - нагрев теплоносителя и обеспечение его движения по трубам, установленным в помещении.

Если электрический котел для гаража зимой работает постоянно, в качестве теплоносителя подходит вода. Если периодически свет или котел отключают, рекомендуется использовать антифриз. Он не замерзнет и, соответственно, не разорвет трубы.

Все электрокотлы по способу нагрева теплоносителя разделяются на 3 основных типа:

  • ТЭНовые;
  • электродные;
  • индукционные.

Различают также одноконтурные (только для отопления) и двухконтурные (отопление + горячее водоснабжение), настенные и напольные устройства, варианта, питающиеся от одно- или трехфазной сети.

ТЭНовые

Такие устройства оснащены трубчатым электронагревателем (сокр. ТЭН) - электрический прибор, выполненный в виде трубки и предназначенный для нагрева. Их количество зависит от необходимой мощности для вашего гаража. Ценовая категория средняя - 10-15 тысяч рублей. Пример: Вулкан турбо 18 кВт 12 500р.

Минусом таких устройств является постепенное образование накипи на ТЭНе, что приводит к снижению КПД и увеличению энергопотребления.

Это самые удобные в использовании электрокотлы для отопления гаража, так как работают на переменном электромагнитном поле. Именно под воздействием этого поля нагревается металл, которые является нагревательным элементом, и передает это тепло теплоносителю. Такие аппараты еще не прошли «проверку временем», но их показатели и теоретически возможный срок службы впечатляет. Именно поэтому и цена на них соответственная - примерно от 30 000 рублей, например вихревой индукционный нагреватель 5кВт ВИН стоит 33 250р.

Учитывая высокую стоимость, рациональнее использовать их в одной системе отопления вместе с домом, или когда гараж является еще и местом работы, например мастерской.

Электродные

Очень экономичным вариантом станут электродные электрические котлы для отопления. Они вырабатывают переменный ток электродами. В целом, работа их очень экономична, позволяют экономить до 30-40% электроэнергии. Но, для их работы нужна специальная жидкость со специфическим составом, а она может стоить дорого. Даже в этом случае, такой вариант достаточно экономичный - например нагреватель «Очаг 5 кВт» стоимостью 4 000 руб.

Таким образом, расчет затрат и выбор модели зависит не только от финансовых возможностей, но и от потребностей. То есть, для определения, что именно нужно, учитывают несколько факторов:

  • планируемая частота использования;
  • необходимость автоматизации;
  • необходимость в горячей воде;
  • есть ли в помещении производство или мастерская.

Основываясь на этих факторах, вы без труда определите какой именно электрический котел для гаража оптимально подойдет. Электродные электрокотлы для отопления гаража в плане автоматизации удобнее, они вполне способны на автономную работу.

Для принудительного движения теплоносителя необходимо также использовать циркуляционный насос.

Требования к установке электрокотла

Подключая электрокотел в гараже своими руками, необходимо соблюдать нормы, изложенные ПУЭ от 08.07.2002г. № 204 и технические особенности выбранной модели.

Если устанавливают оборудование мощностью до 8 кВт, это квалифицируется как установка бытового водонагревательного прибора, где не требуется разрешительной документации. Подключение ТЭНовых или индукционных моделей осуществляется через УЗО и автоматику, для электродных таких исключений не предусмотрено.

Для электрокотлов мощностью от 8 кВт требуется подключение к трехфазной электросети (380V). Это может сделать только электрик с группой допуска не ниже IV.

Первым делом крепят сам агрегат на стену или на пол в зависимости от выбранной модели.

Минимальное расстояние от пола до ТЭНового котла - 150 см. Индукционные и электродные устанавливают так, как это удобно при обвязке, но только вертикально.

Самой простой в подключении будет ТЭНовая модель - они уже оснащены циркуляционным насосом и автоматикой. Достаточно просто установить, подключить и сделать обвязку, как на рисунке

Для подключения выходных патрубков к трубопроводу используют шаровые краны. Мембранный бак подключают к обратной магистрали и обязательно ставят фильтр во избежание загрязнения системы.

Что касается индукционных и электродных образцов, необходимо отдельно докупать циркуляционный насос, фильтр, манометр для контроля давления, предохранительный клапан и воздухоотводчик. Схема обвязки стандартная и идентичная для обоих вариантов

Бывает так, что по каким-либо причинам невозможно капитальное оборудование гаража системой отопления и обогрева гаража электрокотлом. В таких случаях вам помогут другие электрические обогреватели, работающие автономно и не требующие монтажа труб и радиаторов. Это могут быть и масляные радиаторы, и электрические конвекторы, и тепловые пушки и электрокамины, а так же инфракрасные обогреватели.

ВИДЕО: Правильный монтаж на примере электрокотла «Невский»

Популярные модели и цены

Электрическое отопление обычно применяют там, где нет магистрального газа. По энергозатратам это остается самой расходной статьей бюджета. Зачастую его используют в качестве резервного источника, также удобно ставить недорогие аппараты в хозяйственных помещениях. Ниже приводим рейтинг электрических котлов для отопления гаража либо иных помещений площадью до 50 кв.м.

Настенный электрический ТЭНовый котел мощностью 4 кВт. Рассчитан в среднем на площадь 40-45 кв.м. при температуре до 23°С. Управление механическое, интуитивно понятное. Одноконтурный. В конструкции предусмотрена защита от перегрева.

Пользователи в отзывах отмечают простой монтаж, устойчивость к перепадам напряжения в сети. Среди минусов - некачественное оформление и бюджетные комплектующие. Магнитный пускатель стреляет громко, что исключает возможность использования оборудования в жилом доме. Тонкие провода и кривые патрубки для подключения к ТЭНу. Цена - 7875 руб.

ВИДЕО: Обзор работы ЭВАН С2 4

Электрокотел для отопления гаража ZOTA 6 Econom

Настенный одноконтурный ТЭНовый котел мощностью 6 кВт с тремя ступенями мощности. Рассчитан на помещения площадью до 60 кв.м. Предусмотрена защита от перегрева, есть функция индикации, можно подключить теплый пол. Нагревает теплоноситель до 90°С, КПД оборудования составляет 99%.

В отзывах в основном встречается положительная оценка, особенно в рамках действительно небольшой стоимости (средняя цена 9000 руб.) и увеличенного гарантийного срока - 5 лет. Не нравится пользователям отсутствие в комплекте панели ПУ ЭВТ-И1, с помощью которой котел должен подключаться к сети, большие размеры при минимуме дополнительных аксессуаров.

ВИДЕО: Сравнение котлов Зота

Настенное оборудование небольшой мощности - 4 кВт, рассчитанное на площадь до 50 кв.м.Можно установить водонагреватель на режим поддержания тепла, при котором расходуется только 2 кВт в час, но теплоноситель нагревается только до 35°С. Одноконтурный, подключение - однофазное. Есть необходимый минимум - индикатор включения, комнатный термостат, защита от перегрева воды.

РусНИТ 204М

Если изучать реальные отзывы людей, то открывается печальная картина. Очень много обращений в сервисные центры, котел ломается неоднократно даже в период гарантии. КПД низкий, на подаче температура теплоносителя не поднимается выше 45°. При этом даже сами мастера отмечают, что вода нагревается очень медленно, особенно, если на улице минусовая температура. Претензии и к плохо организованной проводке - провода напутаны, что осложняет ремонт. Стоимость водонагревателя - 7500-8000 руб.

ВИДЕО: Ремонт РусНИТ 204М

Настенный отопительный агрегат тепловой мощность 1,5-4,5 кВт. Нагревает воду до 85°С, максимально допустимое давление 1,5 бар. Весит всего 10 кг, может монтироваться даже на ненесущие стены.

Электромаш ЭВПМ-4.5

Среди плюсов следует отметить надежность автоматов, возможность переключения мощности от 33% до 100%, экономя тем самым электричество. Температура регулируется плавно, управление механическое, интуитивно понятное. Корпус покрыт полимерной краской, что принципиально для помещений с повышенной влажностью. Цена - 3900 руб.

ВИДЕО: Обзор работы Электромаш ЭВПМ-4.5

Среди всего перечисленного оборудования Protherm - самый надежный и качественный агрегат, но и цена у него намного выше - 35000 руб. Мощность - 9 кВт, КПД - 99%. Электронное управление (простое и понятное), 9 ступеней мощности - его можно использовать и для поддержания тепла, и на полную мощность. Помещение площадью 60 кв.м. нагревает в среднем за 1,5-2 часа в зависимости от организации радиаторов.

Protherm Скат 9 КR 13

В наличии предохранительный клапан, циркуляционный насос 12В, защита от блокировки насоса. Предусмотрена функция самодиагностики - код ошибки высвечивается на дисплее. Есть стандартные функции - защита от перегрева и замерзания. Можно подключать теплый пол. В плюсах - компактные размеры, добротное качество, не реагирует на изменение напряжения в сети - даже при полной нагрузке работает бесперебойно при падении напряжения до 180-160В. В минусах только цена.

ВИДЕО: Обзор работы Protherm Скат 9 КR 13

Многие автомобилисты трепетно относятся к машинам, поэтому готовы вкладывать силы и время в благоустройство своих гаражей. Зачастую помещение выполняет не только свои прямые функции: его используют в качестве мастерской, кладовой и даже места для отдыха в мужской компании.

Если обустроить экономное отопление гаража своими руками, в нем будет комфортно находиться в течение многих часов. Давайте попробуем разобраться, как грамотно обустроить обогрев гаража и на что нужно обратить внимание, чтобы не разориться оплачивая счета.

Система обогрева гаража должна быть дешевой, и это главное требование. Владельцу гаража приходится вкладывать немалые деньги в обслуживание и ремонт автомобиля, обустройство помещения для него. Это затратно, и стоит использовать любую возможность удешевить отопление.

С другой стороны, экономия должна быть разумной: не в ущерб эффективности или безопасности системы.

Галерея изображений

Есть множество разнотипных систем и приборов, которые можно использовать для отопления гаража. Они не идеальны, имеют собственные недостатки. Каждому владельцу приходится решать, какие критерии выбора для него самые важные.

Вариант №1 — классическое водяное отопление

Для подключения отопления к гаражу не обязательно устанавливать отдельный котел, однако на общую систему ложится дополнительная нагрузка. Это нужно учитывать при покупке отопительных приборов и брать их с запасом мощности.

Расход топлива тоже увеличивается, но затраты все же ниже по сравнению с обустройством отдельной отопительной системы для гаража.

Дешевле всего отапливать гараж, который примыкает к дому или находится неподалеку (не далее чем в 15-20 м). Как правило, площадь помещения невелика, и для ее обогрева хватает одного радиатора на 6-20 секций (в зависимости от размеров и планировки постройки)

Второй вариант – обустройство отопительной системы гаража с отдельным котлом. Это хорошее решение, если постройка находится далеко от дома и теплопотери при перемещении нагретой воды по трубопроводам слишком велики.

При обустройстве водяной системы с отдельным котлом стоит использовать антифриз в качестве теплоносителя, чтобы предотвратить возможное размораживание.

В гараже можно установить отдельный котел. Он может быть любым: твердо- или жидкотопливным, газовым или электрическим. Это зависит от того, какой источник энергии предпочитает владелец помещения

Теплоноситель нагревается в котле и по трубопроводу поступает к радиаторам. Остывая, он вновь возвращается к нагревателю. Система может быть одно- или двухтрубной. От этого зависит, будут ли радиаторы подключены к котлу параллельно или последовательно.

Первый тип подключения гарантирует одинаковый прогрев всех радиаторов, однако для него требуется два трубопровода.

Для гаража лучше всего подойдет однотрубная система. Такая схема позволяет обустроить отопление с минимальными затратами на материалы, к тому же упрощается монтаж. Если радиаторов несколько, их подключают последовательно.

Стоит учесть: в каждом последующем приборе снижается температура теплоносителя.

Многие владельцы самостоятельно собирают котлы или печи для своих гаражей, подключают старые радиаторы, а расширительные бачки изготавливают из пластиковых емкостей. Это позволяет добиться идеального температурного режима в помещении с минимальными денежными затратами

Просторные гаражи, коммерческие автомастерские, СТО оборудуют полноценной двухконтурной системой отопления. Приходится тратиться на большее количество материалов и сложный монтаж, зато обогрев помещения будет равномерным и эффективным.

Вариант №2 — обогрев с помощью газа

Газовое отопление – самое дешевое, однако для подключения к магистрали придется оформлять разрешение соответствующих служб. Во многих случаях владельцы гаражей стараются избежать долгой процедуры согласования.

Приборы рационально расходуют топливо и прогревают предметы, а не непосредственно воздух. Плюсы инфракрасных обогревателей: мгновенное создание локальной зоны комфорта, мягкое тепло, высокий КПД

Еще нюанс: за самовольное подключение к магистральному трубопроводу или проведение пусконаладочных работ можно заплатить серьезный штраф.

Поэтому желательно все делать по правилам или использовать баллонные газовые смеси.

Один из главных плюсов конвектора – очень быстрый прогрев воздуха. Это важно, если владелец отапливает гараж не постоянно, а только в течение того времени, которое там проводит

Если подключиться к магистрали, можно обеспечить дешевое и высокоэффективное отопление. Если же приходится пользоваться сжиженным газом, то стоит выбрать прибор, экономично расходующий топливо. Это может быть газовая тепловая пушка, инфракрасный обогреватель или конвектор.

Вариант №3 — электрическое отопление

Электрические приборы считаются самыми безопасными. Они удобны в эксплуатации, компактны, эффективны и способны моментально прогревать помещения. Любой покупатель найдет модель нужной мощности и с необходимыми техническими параметрами.

Конструкция приборов имеет много общего с устройством тепловентиляторов: вентилятор подает холодный воздух к нагревателю, а потом с силой выбрасывает в помещение

Единственный недостаток электричества – высокая стоимость, и это разом перечеркивает все достоинства. Такие электроприборы стоит выбирать только для помещений, где владелец проводит немного времени. Для постоянного отопления гаража электрообогреватели невыгодны.

Рациональное решение – покупка мобильного инфракрасного обогревателя, конвектора, или теплопушки. Их легко переносить, переставлять с места на место. Самые мощные и практичные приборы – .

Современные электроконвекторы – приборы с высоким КПД. Они легкие, удобные, экономичные и занимают минимум места. Их основное достоинство – абсолютная безопасность

Твердотопливная печь дешева, не требует подключения к централизованным коммуникационным сетям, получения разрешения на установку. Однако стоит упомянуть и недостатки: повышенную пожароопасность, необходимость постоянного контроля за горением, запах дыма в помещении, выброс вредных веществ в воздух.

Вариант №5 — жидкотопливные печи и котлы

Популярны отопительные приборы, работающие на солярке, дизтопливе, отработке. Их необязательно покупать в магазине. Вполне можно собрать своими руками жидкотопливный котел, и даже тепловую пушку. Корпуса таких приборов изготавливают из газовых баллонов, старых бочек, листов жаропрочной стали.

КПД такой компактной печки достигает 97%. Она работает на солярке и расходует минимум ресурсов. Для обогрева помещения в течение 1 часа достаточно 0.3 л солярки

Самодельные печки не так экономичны, как модели промышленного производства, но тоже позволяют хорошо сэкономить на отоплении. Расход топлива кустарной чудо-печи или сделанной своими руками составляет примерно 0.5-0.7 л/час в зависимости от мощности.

Какой вид обогрева выгоднее всего?

Все зависит от конкретных условий эксплуатации и предпочтений владельца гаража. Самая дешевая система – однотрубная водяная, работающая от газового котла.

Придется вложить немалые средства в ее обустройство, зато она настолько экономична, что затраты окупятся за 1-2 отопительных сезона. Однако это решение подходит далеко не всем.

Газовые и дизельные приборы, оснащенные термодатчиками и автоматикой, нельзя считать полностью энергонезависимыми. Для их работы требуется электричество, но не больше, чем потребляет лампочка

Экономно отапливать гараж можно с помощью газовых баллонов или твердого топлива. Эти варианты не подходят, если нет возможности контролировать работу приборов, зато для обогрева в течение того времени, пока в гараже находится владелец, они хороши.

Как снизить теплопотери и не разориться?

Ни одна отопительная система не будет выгодной и эффективной, если не позаботиться о снижении теплопотерь. Обогреватели будут впустую расходовать огромное количество энергоресурсов. Это дорого и непрактично, поэтому придется утеплить ворота, стены, пол и кровлю.

Можно использовать керамзит, полистиролбетон, фольгированные утеплители, но самый дешевый и универсальный вариант – пенопласт. Он подходит для утепления всех элементов конструкции.

Его также можно использовать и для теплоизоляции пола при условии, что будет сделана плавающая стяжка: пенопласт плохо переносит механические воздействия, поэтому его заливают цементом.

Для обшивки гаражных ворот идеально подходит пенопласт. Утеплитель крепят на специальную обрешетку, а сверху закрывают наружной облицовкой – плитами МДФ, ДСП или фанерой

Пенопластом обшивают потолок, стены и ворота гаража. Возможны два варианта – внешняя или наружная отделка стен. Оба одинаково эффективны и позволяют добиться отличной теплоизоляции постройки. Выбирать следует, исходя из соображений удобства самого владельца гаража.

Выводы и полезное видео по теме

Предлагаем подборку видеоматериалов, которые помогут лучше разобраться в вопросах отопления и утепления гаража.

Инструкция по сборке суперэкономичной водяной системы отопления:

Мини-обзор экономичной газовой печки, расходующей 0.5 л газа в час:

Советы по самостоятельной сборке масляного обогревателя из б/у чугунного радиатора:

Видеоинструкция по рациональной организации отопления в гараже:

Вопрос отопления гаража решить несложно. Достаточно разобраться с основными преимуществами каждой отопительной системы и с возможными ограничениями в ее использовании. Выбирать следует, ориентируясь на собственные потребности.

Главное, не забывать о правилах пожарной безопасности. Никакая экономия не стоит того, чтобы подвергать риску автомобиль и собственное здоровье.

Возможно у вас есть личный опыт в обустройстве отопления для гаража? Поделитесь, пожалуйста, собственным мнением с нашими читателями, расскажите какую систему отопления предпочитаете вы и почему. Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы в расположенном ниже блоке.

Отопление электричеством не будет стоить слишком дорого, если правильно выбрать систему теплоснабжения и утеплить гараж. Даже самый экономичный электрический котел для отопления гаража будет «греть улицу», если не утеплить стены, ворота и кровлю.

С одной стороны, резкие перепады температур в зимнее время, ускоряют коррозию металла. Но, если организовать хорошую вентиляцию в гараже, то в теплом помещении не требуется прогрев двигателя, и нет губительных для движка холодных пусков.

Если есть возможность организовать , при центральном подводе газа, то другие варианты не нужны – это самый экономичный и удобный вариант, но доступен он, к сожалению не каждому.

По первоначальным затратам устройство водяного отопления от центрального газового котла -дорогостоящее мероприятие. Требуется подземная прокладка и утепление труб, установка радиаторов и устройство разводки труб внутри помещения.

Совет. Металлопластиковые трубы намного выгодней и практичней металлических. Монтаж металлопластика не занимает много времени и стоит дешевле сварочных работ.

Отопление гаража посредством системы теплого пола – экономный и удобный вариант, при центральном водяном газовом отоплении. Радиаторы и трубы занимают много места, быстро пачкаются, дают высокий расход тепла и нет возможности разместить удобные полки для инструментов.

Металлопластиковые трубы с теплоносителем монтируются непосредственно в бетонную стяжку и равномерно обогревают все помещение. Поэтому вся система отопления надежно защищена от механических повреждений и прогревает автомобиль снизу.

Котел на дровах или на солярке

На сегодняшний день стоимость дров, угля и даже отработанной солярки выросла в разы. И утверждать, что экономичней — использовать обогрев на дровах, чем электрический обогрев, во многих регионах уже нельзя.

Для нагрева 1 м3 воды до 50°С на электрике затраты составят примерно 135 руб., на дизельном топливе такой же нагрев будет стоить 170 руб. Поэтому сейчас котлы на дизеле и даже на отработанном топливе становятся невыгодными.

Для всех твердотопливных котлов необходимо устанавливать дымовую трубу, что тоже влечет дополнительные затраты. По правилам пожарной безопасности для отопительного оборудования высота трубы должна быть в два раза больше, чем высота постройки.

Твердотопливные пиролизные котлы длительного горения

Относительно новые виды отопления, требующие загрузки топливных брикетов раз в два дня. Но сам котел стоит дорого и топливо к нему тоже недешево. Если подсчитать окупаемость – то лет за десять этот вариант себя окупит.

Поэтому, для гаража лучше остановиться на электрическом отоплении – чисто, удобно и, благодаря современной автоматике, недорого.

Газовые автономные обогреватели

Использовать газовые баллоны в гараже, в качестве отопительного оборудования, даже при соблюдении всех мер безопасности, не рекомендуется. Если решено выбрать этот вариант отопления, то выбирайте обогреватель, с закрытой камерой сгорания и керамическими элементами. Дополнительная автоматика включения и отключения позволит сэкономить расход топлива.

Электрическое отопление гаража

Подсчитать расход электроэнергии для обогрева гаража несложно. Расход не будет зависеть от мощности электроприбора. Поэтому, при выборе варианта электрообогрева не ориентируемся на мощность и расход, а выбираем самый удобный по монтажу и техническим характеристикам электрический котел или обогреватель.

Почему мощность прибора не влияет на расход киловатт? Если, в среднем, расход — 100 ватт нужно на квадратный метр, поэтому нет разницы, в мощности прибора. Например, ставим обогреватель с потреблением 1кВт/час и он прогревает помещения за два часа. Если поставим прибор мощностью 2 кВт, то он нагреет гараж быстрее – за час, но расход электроэнергии одинаковый – два кВт.

Приблизительный расход электроэнергии на отопление в средней полосе России – 100 ватт на 1 квадратный метр площади.

Какой вариант электрического обогрева гаража выбрать

Какой вариант отопительного электрооборудования выгодней? Рассмотрим достоинства и недостатки предлагаемых систем электрического отопления гаража.

Стационарный электрический котел и водяное отопление

Типы электрокотлов, которые можно установить в гараже:


  • котел на электродах – внутри термоизолированного отопительного бака расположены два электрода, которые моментально прогревают носитель за счет создаваемого электромагнитного поля. Поэтому экономичность и быстрота прогрева будут максимальны. Недостаток – требуется специальный теплоноситель — солевой раствор;
  • индукционные котлы – медный сердечник внутри бака прогревается за счет переменного электромагнитного поля, создаваемого токами Фуко (вихревые электромагнитные потоки). По характеристикам такие котлы не намного экономичней нагревателей на Тэнах, но в два раза дороже.

По цене, хороший Тэновый и индукционный котел стоит примерно 40 – 50 тысяч рублей, самодельный обойдется в три тысячи. Электродные котлы эконом варианта стоят от 10 до 15 тысяч рублей.

Так как 1 кВт электроэнергии отапливает 10 м2, то для гаража в 20 квадратов нужно брать электрический котел в 3 кВт, так как нужен запас мощности.

По отзывам, лучшие котлы на Тэнах – Теплотех, Эван ЭПО, Новэл и Элвин ЭВП. Из индукционных котлов пользуются доверием марки SAV SPEC и SAV PROF. Самые лучшие варианты котлов на электродах – компания Галан (Очаг и Вулкан).

Кроме котла надо еще установить разводку труб по гаражу. Поэтому, специалисты рекомендуют для надежности и экономии тепла устройство теплого пола, а не радиаторов.

Теплый пол в гараже

Монтаж водяного теплого пола – поэтапно:

  • на черновой пол укладываем слой гидроизоляции (полиэтиленовая пленка или рубероид;
  • заливаем стяжку, используя бетонную смесь с теплоизолирующими присадками;
  • на стяжку укладываем фольгированный утеплитель, толщина утеплителя небольшая, 1 см;
  • по утеплителю делаем армированный сеткой слой цементной стяжки;
  • Монтируем водяной контур прямо к армирующей сетке хомутами. Укладывать трубы модно по спирали или змейкой. Максимально длина всего контура – не более 70 метров.

Теперь осталось залить финишный слой пола бетонной смесью с закрепляющими прочность присадками, защищающими пол от перепадов температуры и большого веса автомобиля.

Одноконтурный или двухконтурный электрокотел

Если планируется использовать гараж как мастерскую, то лучше остановиться на более дорогом, но и более надежном варианте электрокотла – двухконтурном. В этом случае, помещение будет постоянно обеспечено горячей водой.

Сравним достоинства и недостатки двух систем:

  • один контур отопления требует меньше затрат электричества (на тридцать процентов меньше потребление, чем у двухконтурного оборудования);
  • если в один контур дополнительно устанавливать бойлер, то это обойдется по расходу электричества дороже, чем двухконтурная система;
  • стоимость оборудования на два контура нагрева на 40 процентов выше;
  • по долговечности 1 контур на семь лет надежней, чем 2 контура, так как сложное оборудование чаще ломается.

Недостатки электрокотла с водяным контуром

Этот вариант системы отопления имеет ряд серьезных недостатков, которые обязательно надо учесть:

  • при сильных морозах и аварийном отключении электрики вода в трубах может замерзнуть, поэтому дополнительно надо ставить дизель-генератор с автоматическим переключением на аварийный режим работы. Стоит это недешево. Как вариант – устройство водяного теплого пола с утеплением, который сохранит теплоноситель от замерзания, но не дольше, чем на 12 часов;
  • придется тратиться на металлопластиковые трубы и комплектующие, насос для принудительной циркуляции воды в системе;
  • ежегодно нужно делать промывку труб и менять теплоноситель.

По сравнению с более простыми и недорогими вариантами электрокотел и водяной контур – не лучшее решение.

Тепловые пушки также расходуют слишком много энергии, как видно из таблицы.

Конвекторы

Отопление гаража конвектором – просто, удобно и экономично. Сейчас в продаже большой выбор оборудования с автоматикой, которую можно установить не только на определенную температуру прогрева помещения, но и по дням недели и по часам работы.

Дорогие модели конвекторов дополнительно оснащены функциями ионизации воздуха и защищены от замерзания в самые лютые морозы.

Есть конвекторы напольного и настенного типа. Приборы, которые монтируются на стену можно переносить, а напольные конвекторы, хоть и прогревают воздух быстрее монтируются стационарно. Источник тепла можно устанавливать в любом месте, по необходимости.

Инфракрасные обогреватели

Самый экономный и простой вариант, который и не дает мотору замерзнуть. Инфракрасные лучи прогревают только ту площадь, на которую они направлены, поэтому обогрева всего помещения добиться не получится.

Но, если разместить ИФК лампу на потолке над капотом, то модели мощностью 50 Вт хватит, чтобы не дать движку замерзнуть, а модель в 100 Вт быстро и направленно прогреет воздух до 20 градусов.

Анализируя все системы отопления от электричества, можно сделать вывод, что самый удобный и выгодный – это конвектор. Не надо тратиться на монтаж коммуникаций и обслуживание водяного контура. Лучше потратиться на хорошую автоматику, которая сократит потребление электроэнергии.

Как известно автомобиль меньше подвержен коррозии, если хранится при температурных условиях, в которых эксплуатируется. С другой стороны, в обогреваемом гараже удобно работать, меньше времени расходуется на прогрев мотора. Отсутствуют губительные для мотора холодные пуски Тем, кто принял решение отапливать гараж призвана помочь эта статья.

Первым этапом является утепление гаража. В настоящее время доступно множество способов утепления, а на рынке строительных материалов есть все необходимое. Для экономии затрат, работы лучше начать с обследования тепловизором. Это позволит найти места, пропускающие тепло и более эффективно провести утепление. Как базовый вариант утепления кирпичного гаража можно принять следующий: оклейка ворот и двери плитами из пенополистирола, утепление стен снаружи минераловатными плитами с последующей облицовкой сайдингом, либо штукатуркой. Важно понимать, что утеплению стен изнутри должен предшествовать расчет толщины утеплителя, в противном случае под утеплителем будет выпадать конденсат.

Если гараж находится рядом с коттеджем, то достаточно в гараже установить радиаторы отопления и подключить их отдельной магистралью к отопительному коллектору коттеджа. В этом случае, возможно, придется менять теплогенератор коттеджа на более мощный. Если гараж построен отдельно, в этом случае для размещения теплогенератора необходимо выделить отдельное помещение - топочную. Существуют различные варианты, устройства системы отопления. Ниже рассмотрены основные из них.

Применение печки «буржуйки». Техническая сторона этого варианта известна всем. Преимущества: низкие затраты на установку, дешевое топливо. Недостатки: необходимость устраивать достаточно высокий дымоход, невозможность работы без истопника, длительное время на растопку, очень низкий КПД.

Применение котла на отработке

Идея использовать в качестве топлива отработанные смазочные материалы может быть достаточно легко реализована при современном уровне развития техники. Для горения используются пары, вырабатываемые при нагревании отработанного масла. Схема теплогенератора на отработанном масле настолько бесхитростна, что любой заинтересовавшийся может заказать изготовление такого теплогенератора сварщику. Эскизы подобных устройств имеются в свободном доступе. Теплотехническая часть проста.

Сложнее обстоит с автоматикой

Поэтому если нужен котел, способный работать без присутствия человека необходимо устройство заводского изготовления. Преимущества: доступность топлива, достаточно низкие затраты на установку. Недостатки: необходимость устраивать достаточно высокий дымоход, необходимость подвода электроэнергии для автоматизации, необходимость часто чистить дымоход, отработанное масло должно быть без примесей воды, такую печь нельзя потушить, поэтому при использовании необходимо точно рассчитывать время горения и количество топлива.

Применение твердотопливного котла

Возможность использования в этих отопительных агрегатах древесины, торфа, угля, соломы, опилок, а порой даже мусора делает их более выгодными, чем электричество или газ. При эксплуатации необходимо помнить, что теплоотдача у различных видов твердого топлива различная, она может существенно отличаться даже у древесины различных пород. Традиционные твердотопливные котлы прямого горения, могут проработать на одной закладке топлива от часа до тех часов. Наиболее востребованными являются электронезависимые твердотопливные котлы длительного горения с дожигом газов или так называемые пиролизные. В пиролизных котлах используется принцип газификации твердого топлива.

В принципе работы твердотопливных пиролизных котлов длительного горения, лежит процесс сухой перегонки твердого топлива на сухой остаток и горючий пиролизный газ. При недостатке первичного воздуха в камере газификации и высокой температуре происходит процесс образования горючего пиролизного газа, который, поднимаясь в камеру дожига, смешивается с подогретым до температуры 200-400° воздухом. Реакция окисления с вторичным воздухом происходит с выделением большого количества тепла. В результате того, что топливо в топке во время процесса газогенерации не горит прямым огнем, а тлеет, происходит экономия топлива. Обслуживание котла сводится загрузке топлива 2-3 раза в день.

Преимущества:

  • Возможность использования доступного топлива,
  • Экономичность.

Недостатки:

  • Для аварийных ситуаций необходим контур водяного охлаждения,
  • Необходима дымовая труба высотой от 7 метров,
  • Высокие первоначальные затраты на оборудование.

Применение природного газа

Теплогенераторы на природном газе получили широкое распространение и недороги. Преимущества: возможность создать систему отопления любой мощности, возможность автоматизации и работы без присутствия человека, быстрый розжиг, достаточно высокий КПД. Недостатки: сложность бюрократических процедур подключения к газопроводу, возможное отсутствие газопровода.

Применение электроэнергии

Электрическая энергия в электронагевателях преобразуется в тепло. Различные электронагреватели широко представлены на рынке отопительного оборудования. Это и тепловые пушки, и ТЭНы, и излучатели. Электронагревательные приборы в гаражах использовать запрещено. Для размещения в топочной перспективным решением является применение электродного котла. Электродный котел представляет собой отопительный котел проточного типа. Процесс нагрева теплоносителя в таком котле происходит за счет его ионизации, т. е. расщепления молекул теплоносителя на положительные и отрицательно заряженные ионы, которые двигаются, соответственно, к отрицательному и положительному электродам.

Электроды меняются полюсами 50 раз в секунду, ионы колеблются, выделяя при этом энергию. Ионизационная камера, где происходит этот процесс, небольшого размера, поэтому следует резкий разогрев теплоносителя и как следствие, повышение его давления (при максимальной мощности прибора — до 2 атмосфер). Таким образом, электродный котел является одновременно нагревательным прибором и циркуляционным насосом. Электродные котлы применяются в системе с теплоносителем. В качестве теплоносителя рекомендуется использовать не воду, а незамерзающую жидкость (антифриз).

Достоинства следующие:

  • Самые широкие возможности по автоматизации,
  • Малые габариты,
  • Низкие первоначальные затраты,
  • Отсутствие необходимости в дымоходе,
  • Отсутствие продуктов сгорания топлива.

Недостатки:

  • Значительные затраты на электроэнергию,
  • Невозможность создать систему отопления значительной мощности,
  • Сложность бюрократических процедур подключения к электросетям,
  • Возможное отсутствие электросетей.

Необходимо помнить, что гаражи являются объектами повышенной пожарной опасности.

Чтобы избежать пожара необходимо соблюдать несложные правила безопасности:

  • Помещение гаража должно постоянно содержаться в чистоте , не загромождаться посторонними предметами и материалами. Пролитые ЛВЖ, масла необходимо убирать, засыпая песком. Вокруг машины, стоящей в гараже, должен быть свободный проход шириной не менее 0,6 метра;
  • Заправка автомобиля топливом производится только на автозаправочных станциях . В исключительных случаях заправка может осуществляться на улице, вне гаража. При этом следует строго выполнять правила пожарной безопасности при обращении с ЛВЖ;
  • Индивидуальный гараж должен быть оборудован огнетушителем . Целессоборазно иметь первичные средства пожаротушения (вода, песок, кошма и другой пожарный инвентарь);
  • Не допускается ставить в гаражах автомобили с открытой горловиной топливного бака , в также при наличии течи горючего или масла. Нельзя хранить в гараже предметы домашнего обихода, бензин (более 20 кг), машинное масло (более 5 кг), тару из-под ЛВЖ и ГЖ;
  • Все токоведущие части электропроводки должны быть изолированы . Для освещения в бетонных или металлических гаражах, отделанных внутри нетокопроводящим материалом, допускается применение стационарно установленных светильников закрытого исполнения, напряжением 220 В. Если высота крепления светильника менее 2,5 метра, то он должен быть защищен от механических повреждений. Переносные лампы надо использовать только заводского изготовления.

Печь длительного горения (бубафоня) для гаража

Печь на отработанном масле (отработке) 10кВт с маслонасосом для отопление гаража

Автономное отопление гаража – единственное решение для создания оптимальных условий хранения автомобиля и удобства работы в мастерской. Теплый гараж – это отсутствие коррозии кузова авто, сухие стены и смотровая яма. Чаще всего конструируют отопление гаража газом из баллонов или строят самодельную печь для гаража – эти варианты дешевы и просты в исполнении. Существуют и другие решения, и весь спектр отопительных агрегатов будет рассмотрен ниже.

Варианты гаражного отопления

Вариант первый – обычная отопительная буржуйка. Конструкция представляет собой металлическую емкость любой формы – от круглой до произвольной – в которой сделана камера горения, дымоход и зольник. Самый дешевый вариант самодельной буржуйки – корпус от металлической бочки объемом 50-200 литров. Колосники делаются из обычной арматуры Ø 16-22 мм, они же отделяют камеру горения от зольника. Дымоходная труба тоже подбирается из стальной трубы любого подходящего диаметра, но не менее 100 мм.

Конструкцию буржуйки можно отнести к ее достоинствам, а что касается недостатков, то их больше:

  1. Маленький КПД (не больше 40%), что означает необходимость постоянной циркуляции теплых воздушных потоков по гаражу. То есть, чтобы отопление было более эффективным, теплый воздух раздувают по гаражу вентилятором;
  2. Необходимость соблюдения строжайших мер пожарной безопасности – открытый огонь и постоянно горячий корпус буржуйки создают идеальные условия для возгорания материалов;
  3. Необходимость дополнительной площади или помещения для хранения дров или угля для отопления гаража.

К тому же, если печь будет работать на угле, то ее стенки должны быть гораздо толще, так как температура горения угля выше, и металл может быстро прогореть.

Печи газовые – следующий вариант гаражного отопления, более сложный из-за некоторых моментов:

  1. При подключении печи к газовой централи понадобятся разрешительные документы, установка счетчика и приглашение специалистов для монтажа оборудования;
  2. При отоплении баллонным газом понадобится отдельное помещение или металлический ящик на улице, оборудованный соответствующим образом, и газопровод в гараж. Кроме того, баллонный газ – это более дорогое удовольствие в перспективе;
  3. Печи газовые – агрегаты, более сложные в изготовлении, поэтому тоже может понадобиться помощь профессионалов, так как отопление гаража газом требует встраивания газовой горелки.

Тепловая пушка на газе – это продолжение варианта с использованием газа. Конструктивно такие отопители для гаража напоминают электрический тепловой вентилятор, только вместо ТЭНа работает газовая горелка. Теплый воздух разгоняется по помещению электровентилятором. То есть, для работы тепловой газовой пушки понадобится не только газ, но и электричество. Чтобы не изобретать велосипед, лучше купить готовый агрегат – продаются газовые пушки разной мощности, поэтому можно подобрать оптимальный вариант. Из недостатков можно отметить шумность работы и дополнительный расход электроэнергии.

Булерьян в гараж подходит идеально из-за высокой скорости нагрева помещения, высокого КПД, высокой мобильности агрегата и низкого расхода дешевого твердого топлива. Топливом может служить, кроме традиционных поленьев, даже торф или солома. Булерьян – конструкция малогабаритная, и подойдет для любого гаража. Недостатки этого отопительного агрегата – довольно высокая стоимость из-за сложной конструкции камеры горения, и выделение конденсата как продукта горения, который нужно утилизировать.

Инфракрасные и масляные радиаторы работают на электричестве. Преимущество таких обогревателей в том, что их не нужно монтировать, они имеют длительные срок службы, экологичны, сравнительно дешевы и компактны. Недостатки – высокий расход электроэнергии, маленькая площадь обогрева, КПД со средними показателями. Инфракрасные нагреватели могут быть электрические или газовые, что несколько расширяет их возможности.

Если пользоваться электрическими обогревательными приборами, такими, как электрокотел или электрические обогреватели любого типа, то отопительный сезон для владельца гаража выйдет очень дорогим. Поэтому чаще всего предпочтение отдают газовым печам или котлам.

Газовые горелки для отопления гаража

Гараж – место непостоянного посещения, и включать там отопления в круглосуточном режиме было бы расточительно. Поэтому наиболее эффективным и экономичным будут газовые нагреватели, газовые горелки или газовый котел – эти агрегаты способны за короткий промежуток времени поднять температуру в гараже до комфортной. Из вариантов газовых конструкций можно предложить мобильный газовый отопитель на сжиженном газе.

Преимущества нагревателей на газе очевидны:

  1. Быстрый нагрев гаража;
  2. Компактные размеры;
  3. Экономия;
  4. Мобильность — переносной нагреватель можно установить в любое место, перенести или перевезти в другое здание или помещение.

Конструктивно газовые нагреватели бывают двух типов:

  1. С открытой камерой сгорания, где специальные клапаны и датчики не позволяют попасть несгоревшему газу в атмосферу;
  2. С камерой сгорания закрытого типа – эти обогреватели считаются самыми надежными и безопасными в газовом оборудовании, так как газ не может попасть в открытую атмосферу.

Важно: При пользовании газовым обогревателем в гараже нельзя, чтобы в нем находился автомобиль на газовом топливе. Кроме того, для газового котла необходимо отдельное помещение – это требования службы газа, и его придется соблюдать.

При невозможности подключиться к газовой централи баллонный газ – лучшее решение. Требуемый для сезонного отопления объем газа в баллонах можно быстро вычислить, опираясь на расчетный режим включения горелки и мощность подключаемых агрегатов. Место хранения газовых баллонов – несгораемый или металлический шкаф, который должен быть установлен выше пола в гараже. Если баллоны будут храниться на улице, то шкаф необходимо утеплить.

Газовые нагреватели подразделяются на несколько разновидностей:

  1. Инфракрасные устройства с керамической горелкой;
  2. Нагреватели конвекторного типа;
  3. Тепловые газовые пушки;
  4. Агрегаты каталитического действия, в которых газ не горит, а окисляется при помощи кислородного потока, за счет чего происходит выделение тепла. Катализатором реакции может быть платина или другие элементы этой группы металлов.

Самодельный обогреватель для гаража

Чтобы сконструировать самодельный газовый гаражный обогреватель, понадобятся такие материалы и инструменты:

  1. Листовая оцинкованная сталь толщиной до 1 мм;
  2. Сетка-рабица и металлическое мелкоячеистое решето (можно сито);
  3. Газовый баллон с минимальной емкостью 0,5 л;
  4. Газовая горелка с клапаном;
  5. Болгарка или ножницы по металлу, алюминиевые заклепки.

Если вы купили сито, то оно имеет определенный диаметр, скорее всего, около 10 см. Если вы решили использовать решето или другую стеку, вырежьте из него круг большего диаметра, чтобы его можно было согнуть в виде полуцилиндра. Теперь заготовку или сито необходимо приложить к листу железа, и обвести по контуру маркером или карандашом.

Дальше вдоль и поперек любой из осей этого круга чертятся два прямоугольника, полностью по длине перекрывающие круг, но один прямоугольник нужно сделать в два раза длиннее. Вырежьте ножницами по металлу или болгаркой эту геометрическую фигуру.

Все элементы будущей газовой горелки скрепляются между собой по-разному. Сама горелка крепится болтами к вырезанному из листа железному кругу. А при помощи прямоугольников, которые заворачиваются в противоположные стороны, необходимо зафиксировать сито или другую конструкцию из металлической сетки.

Теперь крепится сама сетка. Чтобы ее зафиксировать, необходимо из листа вырезать еще один стальной круг, загнуть вырезанные ранее прямоугольники, а в круге сделать несколько мелких отверстий – 10-15 штук, диаметром 1-2 мм. Теперь сетку следует прикрепить к прямоугольникам двух кругов на заклепки, начинать рекомендуется с нижней части. Так вы получите цилиндр из металлической сетки.

Корпус может быть произвольной формы, главное, что вы сделали нагревательный элемент. В корпусе крепится горелка, на которую надевается изготовленный цилиндр, и газовый мобильный нагреватель можно считать готовым. Так как края корпуса не приближены к зоне горения, нагреватель можно покрасить любой огнеупорной краской.

Эта конструкция еще проще – достаточно взять корпус огнетушителя или отрезок трубы Ø 200 мм или больше.

На конце открытой труби крепится вентилятор, посередине – газовая горелка, которая подключается через стальную-трубку-переходник, проходящую в корпусе трубы, к баллону. Сам корпус стоит на ножках, сделанных из стальной проволоки – ее можно просто согнуть нужным образом, или сделать каждую ножку на резьбе. Выходное отверстие пушки закрывается мелкой металлической сеткой для безопасной эксплуатации прибора.

Разжигать такую пушку можно обычной пьезоэлектрической зажигалкой с длинной ручкой. После розжига сразу включается вентилятор – его выключатель можно закрепить рядом с ним, на корпусе. Газовый шланг для подключения пушки – от бытовой газовой печки. Подключается баллон к пушке через редуктор.