Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

Говоря сегодня о том, какие бывают обои, мы вспоминаем роскошные дизайнерские покрытия или бумажные материалы с простым принтом. И совершенно не думаем о том, какими были самые первые обои и кто их придумал. Стоит восполнить пробел в знаниях и немного отмотать назад пленку истории.
Вот пещерные люди - конечно, они не знали обоев, но стремились украшать стены своего жилища, используя шкуру и наскальную живопись. Несколько тысяч лет именно эти «интерьерные идеи» считались самыми лучшими - до тех пор, пока не возникли первые обои.

Как появились обои на тканой основе

За тысячу лет до наступления нашей эры появились первые обои из ткани . Считается, что родина этого материала - Ассирия и Вавилон. Покрытия того времени можно было назвать обоями лишь условно - это были холсты из грубых нитей с примитивными черно-белыми узорами.
И только в 11 веке нашей эры уже придумали декорировать стены цветными полотнами, украшенными вычурными орнаментами и библейскими сценами. Технологии производства обоев развивались крайне медленно - только через два века после появления первых образцов текстильных покрытий решили организовать фабричное производство. И то - обои буквально ткались по определенным художественным полотнам и изготавливались только под заказ.

Текстильные обои в современном интерьере

Например, в начале 16 века во Фландрии ткались обои по полотнам Рафаэля, которые он специально подготовил для украшения Сикстинской капеллы. За «производственный процесс» отвечал нидердандский художники Бернгард Ван Олей. Тканевые настенные декорации были баснословно дороги, и вскоре нашли альтернативный способ производства - художник фламандской школы живописи Ван Эйк предложит не ткать узорное полотно, а расписывать уже готовую материю. Именно это изобретение положило начало процессу выпуска «печатных» обоев.
Вскоре рынок Европы был завоеван, а еще через 100 лет на обои обратил внимание Петр Первый и приказал срочно внедрять «новшество». В 1716 году основали «Российскую шпалерную мануфактуру», куда вначале пригласили мастеров из Франции. Но всего за 6 лет производство обоев в России было полностью налажено, причем курировали его уже местные мастера.

История появления бумажных обоев

История бумажных обоев началась в Китае, в период правления императора Хоти. В это время китайцы изобрели бумагу (ее делали из ниток и коры). Бумажными листами оклеивались стены, а на них рисовали картины и иероглифы. Секрет изготовления бумаги охранялся китайцами на протяжении шести веков - ни купить, ни узнать его хитростью было нельзя.
О том, как делать бумагу, мир узнал только в седьмом веке - несколько военных поражений китайцев вынудили их раскрыть секрет вначале японцам, а потом - арабам. А арабы продали технологию в Андалузию, и на территории Испании заработали первые бумажные мельницы.
Что же касается «оригинальных» китайских обоев, то они были впервые ввезены англичанами. И предприимчивые производители обоев с Туманного Альбиона долго никому не уступали первенства. Но покрытия все еще оставались слишком дорогими - все дело было в том, как делают обои: вначале печатали бумагу, а потом ее раскрашивали вручную по специально изготовленным трафаретам.
А в 17 веке подданный английской короны Цанер придумал новые виды обоев на стены - бумажные, имитирующие ткань. Это был так называемый «фальшивый шелк». Для его получения бумага грунтовалась и поверхность обсыпалась обрезками шелковых нитей. Получалась «благородная материя» - подобные образцы украшали Лувр и замок Ришелье.

Бумажные обои в интерьере французского замка

Также Цанер предложил печатать рисунок на поверхности, используя деревянный штамп, покрытый краской. Впрочем, его личным изобретением это сложно назвать - рисунки на обоях китайцы научились штамповать еще в 10 веке.
Первая гильдия обойщиков появилась во Франции в начале 17 века. Но о массовом выпуске рулонов тогда еще и не думали - материал производился кусками и не приклеивался на стену, а крепился на деревянный каркас. Популярными рисунками в те времена являлись фактуры штукатурки и кирпича, имитация архитектурных элементов. А в 18 веке пальму первенства отвоевали пасторальные мотивы с пастушками и пейзажами. После этого наступила эра флоры и природного камня - самыми востребованными орнаментами стали цветочные, а среди имитаций особой популярностью пользовался малахит, лазурит, мрамор.

Современные технологии, винил и флизелин

Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке - вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики - поучился прообраз современных печатных станков.
А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 - изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила - микропористый.

Флизелиновые обои в современном интерьере

А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии - здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.

История обоев уходит корнями в глубокую древность - во времена китайских императоров и индийских раджей. С тех пор изменились технологии производства, появились новые материалы, но осталась неизменной традиция украшать стены квартир, коттеджей и офисов «разрисованной бумагой» и тканями. Что же сегодня предлагают своим потребителям производители отделочных материалов для стен?

История обоев началась около 200 года до нашей эры в Китае. Именно тогда китайцы изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ее стены жилищ. Китайские мастера хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

Примерно в VIII веке производство бумаги начало распространяться в Европе, а в Х-XI столетиях получило широкое распросторанение в европейских странах, а также в России. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от модных тенденций. Cтаринные расписные обои и сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. И все-таки, широкое применение бумажные обои получили намного позже, в то время как основными материалами для отделки стен служила ткань.

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в те времена можно было купить только сравнительно небольшие куски обоев.

В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, это послужило новой ступенью в развитии обойного производства.

С XVIII века благодаря новейшим методам производства получила широкую известность продукция Лондонских цехов.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века. были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух.

Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича, а также рисунок различных тканей. Рисунки тканых и бумажных обоев обязательно соответствовали моде. В XVIII веке наиболее распространены были пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В Викторианскую эпоху все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что приводит к дальнейшему удешевлению обоев и росту их популярности. Обои приходят практически в каждый дом.

В эпоху модернизма обои на время утратили свою популярность, но длилось это до начала 20 годов XX столетия, после чего наступило новое "возрождение" обоев.

Известно, что основателями такого строительного материала как обои, являются китайцы. Именно они в 200 году до нашей эры оклеивали стены своих жилищ. Ими было налажено производство рисовой бумаги, предназначением которой являлось оклеивание стен помещений. Долгое время они хранили свой секрет, и только в 6 веке тайну узнали японцы, которые быстро сумели наладить производство подобной бумаги. После произошедшего сражения в 751 году при Самарканде китайскими пленниками был выдан секрет производства бумажных листов арабам.

Кстати, рисовые обои, которые были изготовлены в Китае, имели особую ценность. Это происходило даже независимо от направления моды. По сей день стенды лучших музеев мира украшают образцы старинных обоев. Где-то уже в начале 8 века технологические процессы производства нашли свое распространение. До России и до других стран эта технология дошла лишь в 10-11 веках, а применяться они стали несколько позже, с 11 по 15 век обои относились к предметам роскоши и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков». Несколько лет ушло на то, чтобы наладить технологический процесс производства обоев с самым простым рисунком. Изначально полотна обоев выпускались небольших размеров. В 1675 году французским гравером Джоном Папиллоном была выявлена возможность изготовления матриц, с помощью которых осуществлялось печатание непрерывного рисунка на обоях. Это позволило ускорить развитие производства обоев.

В странах Западной Европы в 17-18 веках стали обретать популярность «фальшивые» шелка. Технология изготовления такого шелка заключалась в том, что на обрезки шелковых нитей насыпали на грунтованную поверхность бумажного полотна. Вместе с высыханием грунта шелк приклеивался и полученный эффект создавал иллюзию ткани.

Особая популярность обоев приходится на вторую половину 18 века. Интересным остается тот момент, что бумажные обои наклеивались не на стены или бумажный слой, как делается это в настоящее время, а на холст, который натянут на деревянный подрамник, который, в свою очередь, прикреплен к стене.

Об обойных рисунках можно сказать следующее. В 17 и начале 18 века каждый рисунок подражал фактуре кирпича или штукатурки, некоторые имитировали некоторые детали архитектуры. Уже в конце 18 века было налажено производство обоев с аллегорическими сюжетами, с изображением пастушек и пастушков, пейзажами. И уже чуть позже особую популярность приобрели обои, выполненные с цветочными рисунками, также это были рисунки, которые имитировала мрамор, лазурит, малахит.

Обои – популярное покрытие для отделки стен. Они настолько разнообразны, что подходят для отделки как бюджетных комнат, так и дорогих интерьеров. Но когда дело доходит до выбора подходящего вида, многие просто берут материал наугад, ориентируясь на внешние характеристики. В этой статье мы подробно расскажем о видах обоев, чем они отличаются друг от друга и какие из них лучше выбрать.

  • бумажные;
  • флизелиновые;
  • виниловые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • стекловолокнистые;
  • текстильные;
  • металлические;
  • жидкие.
  • Некоторые из них можно использовать в качестве основы под покраску. Это бумажные, виниловые с флизелиновой основой и стеклообои.

    Любой из видов имеет широкий выбор дизайна, множество рисунков и расцветок. Для усиления эффекта можно попробовать . Поговорим конкретно о каждом из них.

    При выборе обоев покупают рулоны из одной партии: оттенки цветов в разных партиях могут немного отличаться.

    Бумажные

    Наиболее дешевый и распространенный вид обоев, полностью сделанный из бумаги. Бывают как однослойные (симплекс), так и двухслойные (дуплекс). Чаще всего поверхность гладкая, но иногда выпускают и с рельефом.


    Преимущества:

    • низкая цена – от 50-100 руб. за рулон;
    • экологичность – можно использовать в детской и спальне;
    • пропускают воздух, поэтому стены могут «дышать»;
    • самый простой процесс поклейки.

    Недостатки:

    • недолговечность: быстро появляются светлые пятна, максимальный срок использования – 5 лет;
    • боязнь влаги (если появятся загрязнения, мыть их нельзя);
    • рисунки выгорают на солнце;
    • впитывают запахи.

    Качество бумажного рулона зависит от плотности материала. Обои хорошего качества должны весить 110-140 г/кв. м.

    Флезилиновые

    Их основа выполнена из флизелина, нетканого материала с высокой плотностью. По сути это та же самая бумага, только с добавлением тканевых волокон.


    Плюсы флизелиновых обоев:

    • высокая прочность, в отличие от бумажных видов;
    • пропускают воздух;
    • не усаживаются после высыхания;
    • при намокании материал не набухает;
    • скрывают мелкие трещины на поверхности;
    • экологичны, прочны и износоустойчивы;
    • просты в поклейке: клеем покрывают только стену;
    • хорошо подходят для отделки стен и потолков.

    Такие обои используются под покраску, если на флизелиновое основание нанесен вспененный винил.

    Безвредными считаются флизелиновые обои без винилового слоя. Их, как правило, труднее найти, и стоят они дороже. Также безопасные обои должны иметь сертификацию по ГОСТ 6810-2002 «Обои».


    Виниловыми называют разновидности обоев с покрытием из вспененного винила. Материал для основы – бумага или флизелин. Поверхность бывает гладкой и рельефной, а также в стиле шелкографии.


    Плюсы:

    • влагоустойчивы, их можно мыть и чистить (должно быть указано на упаковке, идеально подойдут и прихожей);
    • долго сохраняют цвет, почти не выцветают;
    • рельефные рисунки визуально скрывают мелкие неровности стен;
    • есть виды под покраску, которые можно перекрашивать до десяти раз.

    К минусам относят воздухонепроницаемость, так что лучше не использовать их в детской комнате и спальне.


    Подробнее про читайте в отдельной статье.

    Акриловые обои

    Акриловые обои внешне очень похожи на виниловые. В качестве лицевого слоя здесь используется вспененный акрил.

    Из-за более тонкого слоя акрила они не так долговечны. Напыление наносят точечным способом, поэтому акриловые обои способны пропускать воздух.

    Натуральные обои

    Элитные виды обоев для зала делают из натуральных материалов. В качестве верхнего слоя используют пробку, джут, солому, шпон, бамбук, тростник, водоросли; в качестве основания - чаще всего бумагу. Некоторые из них имеют основу из флизелина.


    В большинстве случаев ширина рулонов из натурального материала составляет 91 см, и длина 5,5 или 10 м.

    Для поклейки этого вида используют обычный клей для обоев, в зависимости от основы. Для бумажной основы его наносят только на полотно, для флизелиновой – на стену, а если полотна тяжелые - и там, и там.

    • Натуральные материалы создают уютный интерьер, очень теплые на ощупь;
    • материал полностью экологичный;
    • для защиты от пыли их покрывают специальными пропитками.


    К минусам натуральных обоев относят:

    • боязнь влаги(краска сделана на водной основе, и при намокании может легко потерять цвет);
    • трудный процесс поклейки;
    • высокая цена (из-за этого их редко клеят на все стены, только для зонирования и выделения акцентов;
    • из-за особенностей натурального материала, между полотнами остаются видны стыки.
    • яркие цвета могут потерять окрас под воздействием солнца буквально за один сезон.

    Стирая пыль с натуральных видов обоев, нельзя пользоваться влажной уборкой. Допустимо использование пылесоса или смахивание пыли щеткой с длинным ворсом.

    Стеклообои

    Обои из стекловолокна оптимальны для использования в новостройке, которая дает усадку. Также их часто применяют в офисах.

    Их производят ткацким методом из стеклонитей, поэтому они имеют повышенную прочность на разрыв и экологичны. В отличие от стекловаты, они не колются при прикосновении. После их поклейки рекомендуется окрашивать стены красками на латексной или водной основе.

    Среди преимуществ стеклообоев:

    • большая долговечность и износостойкость;
    • срок службы около 30 лет, при необходимости можно перекрасить верхний слой до 15 раз;
    • защита стен от трещин;
    • стеклоткань не горит, не боится воды или дыма;
    • материал не создает питательной среды для микроорганизмов, грибков и плесени, поэтому устраняет наиболее частые причины аллергии;

    К недостаткам можно отнести маленький выбор рисунков, наиболее популярные из них: рогожка, елочка, ромб. Стены получаются на вид довольно скучные.

    Текстильные обои

    Лицевая часть сделана из натурально материала: шелк, лен, хлопок, джут, велюр. Основа - из бумаги или флизелина. На производстве их обрабатывают антистатическим и противопожарным раствором. Иногда покрытие делают из синтетических тканей, за таким материалом ухаживать проще, при необходимости его можно будет пропылесосить.


    Преимущества:

    • в первую очередь, тканевая отделка выглядит дорого и эксклюзивно.
    • полностью экологически чистый материал;
    • некоторые виды на основе льна имеют антисептические свойства;
    • устойчивы к воздействию солнца, дополнительно обладают тепло- и звукоизоляцией.
    • есть виды с увеличенной шириной рулона, что позволяет сделать бесшовное покрытие.

    К минусам относят низкую устойчивость к пыли, грязи, запахам, влаги и воздействию домашних животных. Так как это дизайнерский тип отделки, он имеет высокую цену. Для поклейки потребуется опытный специалист.

    Металлические обои


    Металлизированные разновидности обоев отлично подойдут для интерьера в стиле хай-тек. Они отливаются красивыми бликами на солнце, а дополнительная подсветка только приукрасит их и покажет все достоинства. Интерьер наполнится золотыми, серебряными или бронзовыми сияниями.

    • металлические обои привлекательны благодаря красивому внешнем виду;
    • декоративный слой состоит из тонкой алюминиевой фольги, что дает высокую износоустойчивость;
    • не боятся воздействия солнечных лучей и не теряют цвет со временем;
    • легко моются;
    • обладают хорошей звукоизоляцией;


    Конечно, цена за рулон остается высока. А перед поклейкой требуется идеально , иначе тонкая фольга сморщится.

    Жидкие обои

    Один из самых необычных видов - жидкие обои. Они сочетают лучшие качества рулонных покрытий и .

    Не имея опыта, их легко спутать по внешнему виду со структурной штукатуркой. Однако по составу жидкие обои отличаются: при производстве не используют песок, в качестве основного компонента используется целлюлоза – безвредное клеящее вещество. Для придания приятного вида они содержат декоративные волокна, блестки, натуральные красители.


    Жидкие обои продаются в виде сухого порошка, который розводят водой перед применением. Цена на одну упаковку весом 1 кг с простой структурой начинается от 360 руб., её хватает на 4-5 кв. м. при нанесении тонким слоем (1 мм). Обычно цена зависит от количества декоративных частиц в смеси, чем она ярче – тем дороже.

    Мастер-класс по нанесению жидких обоев показан на видео:


    Они серьезно отличаются от обычных обоев и имеют следующий ряд преимуществ:

    • при нанесении нет стыков;
    • создают необычную рельефную структуру;
    • могут выравнивать стены, поэтому время отделки уменьшается;
    • экологически чистый материал;
    • обладают антистатическими свойствами, не притягивают пыль;
    • срок службы 6-8 лет.

    Время высыхания после нанесения смеси составляет до 48 часов. Не рекомендуется использовать жидкие обои во влажных помещениях из-за их высокой гигроскопичности.

    Фотообои

    Отдельно стоит упомянуть и фотообои. Они позволяют получить практически любой рисунок на всю стену: цветы, города, природу, океан. Чаще всего для их нанесения используется самоклеящаяся основа.



    Мы рассмотрели практически все типы обоев для стен. Теперь несложно подобрать оптимальный вариант для своей комнаты, в зависимости от условий, требований и финансовых возможностей.