Виды отделок столярных изделий. Отделку древесины производят с целью придания столярному изделию привлекательного вида и дополнительных защитных свойств. Существуют следующие виды отделок: прозрачная, непрозрачная, имитационная, специальная.

Прозрачную отделку с сохранением или усилением проявления текстурного рисунка древесины получают путем воскования, лакирования масляными, спиртовыми, нитроцеллюлозными, полиэфирными и мочевинноформальдегидными лаками, полированием. Все виды прозрачных покрытий применяют как по естественной, так и по тонированной поверхности древесины.

Непрозрачная отделка, скрывающая текстуру древесины, достигается покрытием поверхности масляными и нитроцеллюлозными красками и эмалями. Для отделки декоративных деревянных изделий применяют также золочение и бронзование.

Имитационная отделка позволяет улучшить декоративные свойства древесины неценных пород для придания ей вида древесины ценных пород или других материалов. Основными способами получения имитационной отделки являются: глубокое крашение, нанесение рисунка текстуры древесины ценной породы, облицовка древесины различными материалами.

При специальной отделке на поверхность древесины наносится отделочный слой металла (металлизация), расплавленной смолы и других материалов, а также выполняются различные декоративные работы непосредственно на поверхности древесины (резьба, тиснение, инкрустация, выжигание).

Отделочные материалы, применяемые для отделки древесины. Для отделки поверхности древесины применяют лакокрасочные материалы (краски, лаки, олифы) и вспомогательные вещества (разбавители, растворители, сиккативы).

Лакокрасочные материалы представляют из себя многокомпонентные составы, способные при нанесении тонким слоем на поверхность изделий высыхать с образованием тонкой пленки. Применяются для получения защитных и декоративных покрытий.

Пленкообразующие вещества являются основными компонентами лакокрасочного материала. Они способны к реакциям поликонденсации или полимеризации. К поликонденсационным пленкообразующим веществам относятся алкидные (глифталевые или пентафталевые) и другие полиэфирные смолы, а также фенолформальдегидные, эпоксидные и полиуретановые смолы.

К полимеризационным пленкообразующим материалам относятся смолы на основе винилхлорида, акрилатов, метакрилатов. В качестве пленкообразующих используются природные смолы (канифоль, асфальта, битумы, пеки), эфиры целлюлозы (нитрат, ацетат) и окисленные масла (льняное, тунговое, талловое), называемые олифами. Олифы на воздухе окисляются и полимеризуются до твердого состояния. Для ускорения полимеризации в олифы добавляют катализаторы - сиккативы.

Лаки представляют из себя растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях.

Краски , грунтовки, шпаклевки являются суспензией пигментов и наполнителей в лаках или олифах. Они могут содержать специальные добавки - пластификаторы, сиккативы, отвердители, стабилизаторы и эмульгаторы.

Краски, изготовленные на лаках, называются эмалями, а изготовленные на основе олифы - масляными.

Для оклейки или горячего прессования на поверхность изделий из древесины используют листовые и рулонные материалы на основе бумаг, тканей, синтетических смол, металлов, композиционных материалов.

Технология и оборудование для отделки древесины. Технологический процесс отделки древесины состоит из следующих этапов:

  • столярная подготовка поверхности древесины к отделке;
  • нанесение лакокрасочного покрытия;
  • облагораживание лакокрасочного покрытия.

Технологический процесс непрозрачной отделки практически не отличается от производства прозрачной отделки. Различие технологических процессов состоит в подготовке поверхности к отделке и в применяемых при отделке материалах.

Для получения непрозрачной отделки шероховатость поверхности изделия должна быть не ниже 10-го класса по ГОСТу 7016-75. Для непрозрачной отделки используются составы более густые, полностью закрывающие текстуру древесины. При прозрачной отделке применяются составы, усиливающие текстуру древесины, из которой изготовлено изделие.

Существуют следующие способы нанесения лакокрасочного покрытия:

  • распыление;
  • окунание;
  • накат;
  • лаконалив.

Распыление лакокрасочных изделий может быть ручным и механизированным. На предприятиях ручной способ распыления производит рабочий, передвигающий распылитель внутри специально оборудованной камеры, предохраняющей отделочные помещения от загрязнения в них воздуха лакокрасочным туманом, образующимся при работе распылителей установки с необходимой скоростью.

Механизированный способ распыления лакокрасочных материалов применяется в автоматических и полуавтоматических линиях отделки с использованием распылительных форсунок, работающих в автоматическом режиме.

Также применяются следующие способы нанесения лакокрасочных составов методом распыления: с безвоздушным распылением и распылением в электростатическом поле.

Метод безвоздушного распыления основан на применении форсунок с соплом диаметром 0,3-0,5 мм, к которым под давлением до 4,5-6 МПа поступает нагретый до 70-100°С лакокрасочный материал.

При выходе из форсунок происходит падение давления, легколетучая часть растворителей, входящих в состав лакокрасочного материала, испаряется. В результате чего он разделяется на мельчайшие частицы, которые оседают на отделываемой поверхности.

Метод распыления лакокрасочных составов в электростатическом поле применяется при отделке решетчатых изделий и изделий других сложных форм.

Метод основан на принципе придания обрабатываемой поверхности положительного электрического заряда, а отделочному составу - отрицательного, что обуславливает притяжение отделочного состава к отделываемой поверхности благодаря противоположно заряженным частицам.

Для получения качественного покрытия данным способом необходимо, чтобы электрическое сопротивление отделочного состава находилось в пределах от 1 до 10 МОм и его компоненты были равномерно электрически заряжены. Поэтому отделочные составы, предназначенные для электростатического распыления, не должны содержать воду и металлы.

Способ окунания применяют для окрашивания деталей из массивной древесины. При окрашивании методом окунания изделия погружают в ванну с раствором красителя, подогретым до 50-70°С на 20-30 с.

При этом скорость извлечения изделий из ванны во избежание образования подтеков небольшая. После этого изделия размещают над сеткой для отекания избыточного раствора с поверхности, а затем протирают ее влажным тампоном.

Способ наката осуществляется механическим путем при помощи вальцовых станков. Например, станок ПКБ ММСК-1 для нанесения красителя вальцами состоит из станины, подающего рольганга, четырех наносящих и четырех дозирующих вальцов, трех растирочных колодок, барабана для очистки окрашенной поверхности, емкости для раствора красителя, четырех коллекторов, прижимных роликов и поддона.

Метод наката также применяется при нанесении лакокрасочных составов в установках с вращающимися барабанами. Данная установка работает следующим образом: металлический барабан, через боковые стенки которого проходит горизонтально расположенный вал, соединенный с приводом, на 3/4 объема загружают отделываемыми деталями. После чего в него заливают необходимое количество лакокрасочного состава (из расчета до 150 г на 1 м 2 отделываемой поверхности). При вращении барабана со скоростью 35-45 об/мин и постоянном перемешивании и перемещении находящихся в нем деталей лак равномерно наносится на них. Вращение барабана продолжается до полного высыхания лака.

Метод лаконалива состоит в создании форсунками (наливочными головками), входящими в состав лаконаливных машин, завесы лака. Отделываемые детали, проходя через нее, покрываются тонким ровным слоем лакокрасочного материала. По ширине захвата лаковая завеса должна быть больше ширины отделываемой детали. Лаконаливные машины по конструкции бывают одно-и двухголовочные.

При сушке готового столярного изделия жидкий слой лакокрасочного материала превращается в твердое покрытие. Скорость отвердевания зависит от вида лакокрасочного материала, толщины слоя, метода сушки, параметров сушильного агента.

Отвердение нанесенных различными методами покрытий в зависимости от применяемого состава может происходить в результате:

  • испарения летучих растворителей из жидких лакокрасочных составов;
  • химических реакций;
  • расплава и охлаждения лакокрасочных составов.

Сушка лакокрасочных покрытий может быть естественной и искусственной. При этом искусственная сушка подразделяется на конвекционную, сушку накопленным теплом и терморадиационную.

При конвекционной сушке происходит сушка изделий нагретым воздухом в камерах периодического действия или проходного типа с температурой воздуха 40-60°С для нитролаковых покрытий и 60-80°С для полиэфирных лаков.

Сушка производится в несколько стадий при следующих температурных режимах:

  • 1) 25-45°С;
  • 2) 45-55°С;
  • 3) 55-65°С.

Скорость циркуляции сушильного агента - 0,5-1 м/с.

Для сушки лакокрасочных покрытий конвекционным способом применяют сушильные установки типа ПКБ ММСК-1. Циркуляция воздуха в данной установке обеспечивается вентилятором, а нагрев - пластинчатыми калориферами.

Сушка накопленным теплом заключается в том, что отделываемые детали предварительно нагреваются, а затем на них наносят лакокрасочный состав. Тепло, содержащееся в древесине, передается лаковому покрытию с нижележащих слоев к верхним и способствует быстрому его высыханию.

Терморадиационная сушка заключается в облучении лакокрасочных покрытий инфракрасными лучами, образуемыми лампами накаливания, панелями и излучателями различного типа. Принцип действия данного метода заключается в том, что инфракрасные лучи длиной 1-4 мкм проникают через жидкий слой лака, разогревая древесину. Разогретая древесина отдает тепло лаковому покрытию со стороны нижних слоев, высушивая его.

Облагораживание лакокрасочных покрытий заключается в устранении неровностей лакокрасочных покрытий и местных дефектов. Данная технологическая операция выполняется методом шлифования.

Шлифование бывает сухое и мокрое, промежуточное (после нанесения слоев лакокрасочного материала), выравнивающее. Шлифуют покрытия на ленточных шлифовальных станках типа ШЛПС и виброшлифовальных типа ШЛВ2.

После выравнивания покрытий шлифованием на отделываемой поверхности могут оставаться абразивные риски глубиной до 3 мкм. Их устранение достигается путем применения полирования на ленточных или барабанных станках с применением пасты № 290 (жидкой или твердой).

Контрольные вопросы

  • 1. Каким образом подразделяются деревообрабатывающие производства?
  • 2. Дайте определение технологического процесса.
  • 3. Что такое операция, входящая в состав технологического процесса?
  • 4. Какие виды цехов деревообрабатывающего предприятия вы знаете?
  • 5. Для чего производится переработка отходов деревообрабатывающего производства?
  • 6. Какие виды современных древесных композиционных материалов вы знаете?
  • 7. Перечислите основные виды столярных соединений.
  • 8. Какие виды сборки столярных изделий существуют?
  • 9. Какие операции включает технология сборки столярных изделий?
  • 10. Какие операции включает производство клееной древесины?
  • 11. Назовите оборудование, применяемое при производстве клееной древесины.
  • 12. Для каких целей применяется гнутье древесины?
  • 13. Какие способы гнутья вы знаете?
  • 14. Перечислите основные виды отделки древесных материалов.
  • 15. Назовите основные материалы, применяемые при отделке древесины.
  • 16. Какое оборудование применяется для отделки древесных материалов?

При изготовлении разнообразных столярных изделий используют разные виды отделки древесины. Их делят на такие группы: прозрачная и непрозрачная, имитационная, специальная. Рассмотрим каждый из применяемых.

Прозрачная отделка

Прозрачную отделку получают, нанося на поверхность древесины чаще всего бесцветные, а также окрашенные прозрачные отделочные материалы. Такое покрытие сохраняет и подчеркивает оригинальную структуру древесины. Чаще всего, это применяется для изделий, сделанных из массивной древесины разных пород, древесноволокнистых и древесностружечных плит, а также продукции, облицованной шпоном разного вида.
Прозрачная отделка получается при покрытии лаком, восковании, полировании или покрытии пленкой.
Если остановиться на лаках, то они имеют в своем составе растворители, пленкообразующие вещества и так далее. То есть, для отделки древесины применяют:
мочевиноформальдегидные лаки, образующие пленку с блестящей поверхностью;
полиэфирные нитроцеллюлозные лаки, быстро сохнущие, дающие плотную, прозрачную, эластичную и стойкую к разным атмосферным воздействиям, пленку.

Намного реже древесину покрывают масляными и спиртовыми лаками. Первые образуют атмосферостойкую, прочную пленку, но не обладающую должной декоративностью, а у вторых пленка непрочная и имеет не яркий блеск.
Лаковые покрытия подразделяют по внешнему виду на четыре класса. Например, покрытия первого класса не должны обладать видимыми дефектами и при этом их, поверхность должны быть ровной и гладкой. Также не должны просматриваться дефекты покраски или побеления в порах. Также лаковые покрытия отличаются по условиям эксплуатации, то есть, от того, насколько стойко покрытие к воде, температуре, атмосферным условиям, они могут принадлежать к одной из восьми групп.

Непрозрачная отделка

Виды отделки древесины включают в себя непрозрачную отделку. Ее получают при нанесении на поверхность древесины непрозрачных материалов, содержащих пигмент. Оно полностью скрывает природную текстуру и натуральный цвет древесины. Обычно такая отделка применяется в производстве мебели, встроенного оборудования, а также для покрытия рам окон и дверей.

Имитационная отделка

Данный вид отделки улучшает внешний облик изделия из дерева, при этом, даже если оно сделано из обычных пород дерева, то становится похоже на более дорогостоящее и ценное. Обычно имитационную отделку используют при изготовлении предметов мебели и так далее.
Имитационной отделки удается добиться при глубоком окрашивании, нанесении рисунка, передающего текстуру древесины определенного сорта, оклеивании бумагой с подходящим орнаментом, облицовывании пластиком под древесину, напрессовывании смоляных пленок.

Специальная отделка древесины

Специальную отделку древесины получают путем нанесения на древесину слоя металла, расплавленного или порошкообразного, что называется металлизацией, а также покрытием расплавленными смолами или другими материалами. Это может быть нанесение резьбы, инкрустация, выжигание, тиснение. Как правило, такая отделка древесины не используется массово, а применяет только в отбельных изделиях, производимых на заказ.

Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие Костенко Евгений Максимович

1. Виды отделки древесины

1. Виды отделки древесины

Столярные изделия отделывают лакокрасочными материалами, предохраняющими их от воздействия окружающей среды. Окрашенные изделия имеют хороший внешний вид, их легче содержать в чистоте, повышается их долговечность.

Виды отделки могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и др.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для отделки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленкообразующие вещества в органических растворителях, растворители и др.

Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфирные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, реже – масляные и спиртовые лаки. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прозрачную, эластичную, прочную и достаточно атмосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойка, но недостаточно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По степени блеска различают покрытия глянцевые, полуглянцевые и матовые.

При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины смеси воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополнительно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской, встроенной и детской мебели, дверей, окон.

Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсионные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количеством – полуглянцевые, а при окраске масляными красками – матовые.

Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изготовленных из древесины, текстура которых не отличается красивым рисунком. Основными методами имитационной отделки являются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с рисунком древесины ценных пород, отделка шпоном, пленками, листовым пластиком.

Отделка поверхности методом аэрографии заключается в нанесении краски аэрографическим пистолетом с созданием рисунка (по трафарету). Посредством аэрографии на поверхности можно нанести рисунки с плоскостным (орнаменты) и объемным изображением.

Ламинирование – один из видов имитационной отделки и состоит в облицовывании древесностружечных или древесноволокнистых плит бумагой, пропитанной синтетическими смолами. При прессовании плит, покрытых бумагой, между металлическими прокладками при давлении 2,5–3 МПа и температуре 140–145 °C на плитах получается гладкая и блестящая поверхность.

Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств: адгезией с древесиной, твердостью, тепло-, свето– и водостойкостью. Эти свойства имеют существенное значение в условиях эксплуатации изделий. Они определяются качеством лакокрасочных материалов, условиями их нанесения, сушки покрытий.

Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, под твердостью – сопротивление лакокрасочного покрытия проникновению в него более твердого тела.

Водостойкость – способность покрытия противостоять воздействию воды на поверхность изделия. Она играет очень существенную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.

Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими источниками теплоты. Кроме того, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Из книги Новая прихожая, гостиная, спальня. Лучшие проекты по отделке и дизайну автора Соколов Илья Ильич

Из книги Как построить сельский дом автора Шепелев Александр Михайлович

Из книги Здоровый дом автора Федоренко Наталья Петровна

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

ДЕТАЛИ ОТДЕЛКИ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ Наличники (рис. 211, а) не только украшают дом снаружи, но и закрывают щель между стеной и оконной коробкой. В дополнение к рисунку на форзаце приведены различные типы наличников, встречающихся в Московской, Тульской, Смоленской,

Из книги Дизайн дачного дома автора Кашкаров Андрей Петрович

Материалы для внутренней отделки Характерный запах ремонта известен многим новоселам. Летучие вещества лаков, красок, клеев, различных растворителей, цементная и древесная пыль, известь и т. д. во время отделочных работ проникают в дыхательные пути, попадают на кожу и

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Способы отделки изделий Для повышения художественной ценности, выразительности, антикоррозийной стойкости и износостойкости изделий, а также для придания им законченного вида применяют целый комплекс различных отделочных операций. Существует три вида отделки:

Из книги Ремонт дачного дома автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Из книги автора

III.8.1. Легкие штукатурки для отделки здания К кладкам из легких строительных материалов относятся основания под штукатурку с объемной (кажущейся) плотностью строительного кирпича менее 1200-1500 кг/м3.К этой группе материалов относятся, как правило, крупноформатные

Из книги автора

IV. Материалы для внутренней отделки помещений IV.1. Декоративные материалы Данные материалы, обладающие целым рядом привлекательных декоративных качеств, используются при отделке внутренних помещений (жилые комнаты, спальни, гостиные, детские комнаты, кухни).

Из книги автора

IV.3. Материалы для художественной отделки помещения Благодаря этим отделочным материалам стены и потолок интерьера дома или офисного помещения могут быть выполнены самым необычным образом: рельефные стены, фактурная отделка, имитация стен под натуральный камень, кирпич

Из книги автора

IV.3.3. Декоративные пластики для отделки интерьеров Пластик производится из полистирола – экологического и износоустойчивого материала, рекомендуемая температура эксплуатации которого от +15 до +60 °С. Изготавливается пластик в листах (980 ? 980, 2600 ? 1000 мм) толщиной 1-1,8 мм.

Из книги автора

IV.6.12. Материалы для отделки интерьеров домов Потолок внутреннего пространства дома – один из важных элементов отделки помещения. Он всегда находится в зоне постоянного визуального внимания человека.Поэтому эта поверхность требует особой тщательности при отделке, а

Из книги автора

Другие виды отделки Мы рассмотрели подробно три самых популярных вида внутренней отделки стен. Но, разумеется, все разнообразие дизайнерских решений ими не исчерпывается. Есть еще много различных отделочных материалов, которые применяют в некоторых случаях, комбинируя

Завершающим этапом в создании резных произведений из дерева является их финишная отделка. Процесс этот довольно трудоемкий, но на него не нужно жалеть ни сил, ни времени. Только хорошо обработанное резное деревянное изделие приобретает декоративную выразительность, и по-настоящему радует глаз. Необходимо иметь в виду, что, в первую очередь, результаты отделки зависят от того, насколько грамотно работы выполнены резцом. Так, к примеру, если двугранная выемка сделана с нарушением правила «грань в грань», то только тем же резцом можно убрать изъян на дне канавки, но размер ее при этом изменится. Напильником и шкуркой не добиться четкой грани. В вогнутых выемках убирать задиры придется мучительно долго, если при их выполнении нарушили правило «стружка в стружку». В труднодоступных местах срезать стружку нужно особенно тщательно, как образно выражаются мастера, «убирать мясо». Можно себе представить, что в итоге получится, если при выделке не срезать мясо со шкуры. Видимо, отсюда берет свое начало это выражение.

Обычно у начинающего резчика возникает желание ликвидировать неровности поверхности шкуркой. Но когда это не удается, он вынужден снова взяться за резец и тупит лезвие инструмента о врезавшиеся в дерево наждачные микрочастицы.

Поэтому, совет: Не беритесь за наждачную шкурку пока не использовали все возможности напильника и резца.

Процесс отделки состоит из следующих стадий: шлифовка древесины, ее полировка, тонирование и, наконец, покрытие.

Машины не ошибаются, поэтому все входные двери Гардиан выполнены с минимальными допусками и зазорами. Полотно и коробка двери в обязательном порядке окрашивается порошковой краской с обеих сторон, и мы делаем это вне зависимости от типа отделки, для того, чтобы дверь служила Вам долго - не ржавела и не выгорала на солнце. Мы делаем дверь один раз, а она служит Вам долгие годы.

Любое изделие из фанеры (шкатулку, полочку, игрушку) можно преобразить, сделать красивым и оригинальным с помощью лобзика (рис. 110).

Рис. 110. Деревянная пластина, украшенная вырезами с помощью лобзика

Перед работой лобзиком нужно правильно и с натяжением закрепить пилку в рамке. Для стягивания рамки лобзика перед креплением пилки применяют специальный зажим (рис. 111). После закрепления пилки винтами зажим снимают. Пилка под действием упругости рамки натягивается.

Рис. 111. Стягивание рамки лобзика: 1 - зажим; 2 - рамка лобзика

Сжимать рамку можно и вручную. Для этого один конец рамки упирают, например в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимным винтом.

Разметку линий выпиливания на деревянной заготовке осуществляют обычно переводом рисунка при помощи копировальной бумаги.

При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака или струбциной к крышке верстака крепят специальный выпиловочный столик (рис. 112).

Рис. 112. Выпиловочный столик

Если выпиливается внутренний контур заготовки, то в вырезаемой части прокалывают шилом или высверливают отверстие. В отверстие заводят снизу верхний, незакрепленный конец пилки, рамку лобзика сжимают и закрепляют конец пилки. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не сломать пилку. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают на столике, не прекращая движений лобзиком. После выпиливания внутреннего контура пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно выпиливают в последнюю очередь, чтобы не сломать его выступы.

Зачищают вырезанные участки шлифовальной шкуркой или надфилем - небольшим напильником с мелкой насечкой. Надфили имеют различные профили в поперечном сечении.

Правила безопасной работы

  1. Перед началом работы лобзиком и шилом проверьте, надежно ли закреплены ручки инструментов.
  2. Надежно крепите выпиловочный столик к верстаку.
  3. Надежно закрепляйте пилку в рамке лобзика.
  4. Не делайте резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняйтесь низко над заготовкой.

Выжигание

Выжигание - это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении шкатулок, сувениров, мебели и различных мелких изделий. Лучший материал для выжигания - фанера, а также заготовки из липы и ольхи.

Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу.

Выжигают рисунок с помощью электпровыжигателя (рис. 113). Рабочей частью выжигателя является закрепленное в пластмассовой ручке перо в виде согнутой проволоки, разогреваемое электрическим током.

Рис. 113. Электровыжигатель: 1 - перо; 2 - ручка; 3 - электрический шнур; 4 - корпус; 5 - регулятор нагрева пера

Ручку с нагреваемым пером берут в правую руку, как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и регулятором устанавливают необходимую степень накала пера. Работать начинают тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. Выжигать можно только на сухой древесине.

Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя передвигают быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо резко отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.

При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна лежать на столе (рис. 114). Через каждые 10-15 минут работы элект-ровыжигатель нужно выключать на 2-3 минуты для остывания. В помещении, где проводятся работы по выжиганию, обязательно должен быть вытяжной шкаф.

Рис. 114. Рабочая поза при выжигании (на заднем плане вытяжной шкаф)

Правила безопасной работы

  1. Работайте только исправным электровыжигателем.
  2. Включайте электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя.
  3. При выжигании обязательно проветривайте помещение.
  4. Не наклоняйтесь низко над местом выжигания.
  5. Не оставляйте включенный электровыжигатель без присмотра.
  6. Оберегайте руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.

Зачистка деревянных поверхностей

Поверхности деревянных деталей для придания им чистоты и гладкости зачищают напильниками (рис. 115, а) или наждачной бумагой.

Рис. 115. Инструменты для зачистки изделий: а - напильник (1 - рукоятка, 2 - стержень, 3 - носок, 4 - насечка); б - шлифовальная колодка (1 - наждачная бумага, 2 - колодка, 3 - прижим, 4 - шуруп)

Для зачистки поверхностей древесины применяют различные напильники. По форме поперечного сечения напильники бывают плоскими, квадратными, трехгранными, круглыми и т. д. Напильниками можно зачищать как наружные, так и внутренние поверхности (отверстия).

Зачищаемые детали надежно закрепляют на верстаке или в тисках. Напильник берут за ручку правой рукой и накладывают на обрабатываемую деталь (рис. 116). Левой рукой слегка нажимают на носок напильника и перемещают его строго по обрабатываемой поверхности вперед и назад. При движении вперед нажимают на напильник. Движение назад выполняют без нажима.

Рис. 116. Положение рук при работе напильником

Чтобы поверхность заготовки или детали сделать ровной, ее обрабатывают перекрестно: несколько движений в одном направлении и несколько - в другом.

Древесина лучше срезается напильником поперек волокон или под углом к ним. Однако при этом на поверхности образуются риски и ворсистость. Поэтому более гладкой получается поверхность при зачистке вдоль волокон.

Окончательную зачистку (шлифование) поверхностей выполняют наждачной бумагой, или шлифовальной шкуркой. Она представляет собой кусок бумаги или ткани с наклеенными на нее мелкими зернами стекла и твердых минералов.

Удобно зачищать изделия деревянной шлифовальной колодкой, обтянутой наждачной бумагой (рис. 115, 6).

Вначале деталь или изделие шлифуют крупнозернистой шкуркой. В конце обработки применяют мелкозернистые шкурки, уменьшая нажим на зачищаемую поверхность.

Правила безопасной работы

  1. Зачищайте изделие только напильником с исправной и надежно закрепленной ручкой.
  2. При работе не захватывайте носок напильника пальцами левой руки, а нажимайте на него сверху.
  3. Не сдувайте шлифовальную пыль - очищайте изделие и стол щеткой, сметая пыль в совок.

Лакирование

Лакирование - это также один из способов отделки готовых изделий. При лакировании остаются видны натуральный цвет и текстура древесины. Лак предохраняет поверхности древесных изделий от проникновения влаги и гниения.

В процессе лакирования лак наносят на деревянную поверхность кистью (рис. 117, а), тампоном (рис. 117, б) или путем погружения изделия в лак. После нанесения лака изделие высушивают холодным или горячим способом в специальных шкафах или сушилках. После высыхания лакированную поверхность иногда дополнительно шлифуют, лакируют еще раз или полируют тампоном с политурой (растворителем лака).

Рис. 117. Лакирование: а - кистью; б -тампоном

Правила безопасной работы

  1. При лакировании обязательно проветривайте помещение.
  2. Не лакируйте поверхности вблизи нагревательных приборов, так как лак очень горюч.
  3. Не нюхайте лак во избежание отравления.
  4. Избегайте попадания лака на открытые участки кожи, в глаза.
  5. После работы с лаком тщательно мойте руки с мылом.

Практическая работа № 32
Выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование изделий из древесины

Порядок выполнения работы

  1. Перенесите на заготовку из фанеры с помощью копировальной бумаги контуры декоративной доски или фигурок животных, листьев и плодов растений.
  2. Рассмотрите разметку, определите места поворота пилки, сделайте проколы шилом во внутренних контурах.
  3. Подготовьте выпиловочный столик и закрепите пилку в лобзике.
  4. Выпилите контуры выбранного изделия,
  5. Зачистите контуры напильником и наждачной бумагой.
  6. С помощью копировальной бумаги перенесите рисунок &пя выжигания на поверхность деревянной детали.
  7. Подготовьте рабочее место, настройте электровыжигатель и выполните рисунок по разметке.
  8. Зачистите изготовленное изделие наждачной бумагой.
  9. Отлакируйте изделие.

Новые понятия

Лобзик, пилка, выпиловочный столик, надфиль, выжигание, электровыжигатель, перо, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, риски, ворсистость, лакирование.

Контрольные вопросы

  1. Как устроен лобзик? Чем он отличается от пилы?
  2. Как вы думаете, какие материалы можно вырезать, применяя вместо пилки раскаленную проволоку?
  3. Для чего нужна зачистка изделия?
  4. Зачем лакируют поверхности изделий из древесины?