February 5th, 2013 , 03:59 pm

Материалы:
1. Д. Благово. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком. Л., Наука, 1989
2. Т.М. Соколова, К.А. Орлова. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., Художник РСФСР. 1982
3. С.Т. Аксаков. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955, т. 1
4. Н.В. Гоголь. Собр. соч. в 4-х т. М., Правда, 1952. т. 3
5. Журнал мануфактур и торговли. СПб. №6, 1829
6. А. Киселев Обои XVIII—XIX веков. — Декоративное искусство СССР, 1979, №4
7. М.Н. Загоскин. Избранное. М., Правда, 1988
8. И.С. Тургенев. ПСС, т. 9. М.—Л., 1965
9. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора СПб., ч.1
10. И.Н. Захарьин-Якунин. Белинский и Лермонтов в Чембаре. (Из моих записок и воспоминаний). — Исторический вестник. 1898, кн. 3
11. Архив музея. Материалы к истории Тархан; оп. 1, ед. хр. 75
12. П.А. Висковатов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., Современник, 1987
13. В. Корнилов. Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова. Гослитмузей, 1948
14. М.Ю. Лермонтов Собр. соч. в 4-х т. М., Художественная литература, 1976, т. 1,

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

Обои – популярное покрытие для отделки стен. Они настолько разнообразны, что подходят для отделки как бюджетных комнат, так и дорогих интерьеров. Но когда дело доходит до выбора подходящего вида, многие просто берут материал наугад, ориентируясь на внешние характеристики. В этой статье мы подробно расскажем о видах обоев, чем они отличаются друг от друга и какие из них лучше выбрать.

  • бумажные;
  • флизелиновые;
  • виниловые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • стекловолокнистые;
  • текстильные;
  • металлические;
  • жидкие.
  • Некоторые из них можно использовать в качестве основы под покраску. Это бумажные, виниловые с флизелиновой основой и стеклообои.

    Любой из видов имеет широкий выбор дизайна, множество рисунков и расцветок. Для усиления эффекта можно попробовать . Поговорим конкретно о каждом из них.

    При выборе обоев покупают рулоны из одной партии: оттенки цветов в разных партиях могут немного отличаться.

    Бумажные

    Наиболее дешевый и распространенный вид обоев, полностью сделанный из бумаги. Бывают как однослойные (симплекс), так и двухслойные (дуплекс). Чаще всего поверхность гладкая, но иногда выпускают и с рельефом.


    Преимущества:

    • низкая цена – от 50-100 руб. за рулон;
    • экологичность – можно использовать в детской и спальне;
    • пропускают воздух, поэтому стены могут «дышать»;
    • самый простой процесс поклейки.

    Недостатки:

    • недолговечность: быстро появляются светлые пятна, максимальный срок использования – 5 лет;
    • боязнь влаги (если появятся загрязнения, мыть их нельзя);
    • рисунки выгорают на солнце;
    • впитывают запахи.

    Качество бумажного рулона зависит от плотности материала. Обои хорошего качества должны весить 110-140 г/кв. м.

    Флезилиновые

    Их основа выполнена из флизелина, нетканого материала с высокой плотностью. По сути это та же самая бумага, только с добавлением тканевых волокон.


    Плюсы флизелиновых обоев:

    • высокая прочность, в отличие от бумажных видов;
    • пропускают воздух;
    • не усаживаются после высыхания;
    • при намокании материал не набухает;
    • скрывают мелкие трещины на поверхности;
    • экологичны, прочны и износоустойчивы;
    • просты в поклейке: клеем покрывают только стену;
    • хорошо подходят для отделки стен и потолков.

    Такие обои используются под покраску, если на флизелиновое основание нанесен вспененный винил.

    Безвредными считаются флизелиновые обои без винилового слоя. Их, как правило, труднее найти, и стоят они дороже. Также безопасные обои должны иметь сертификацию по ГОСТ 6810-2002 «Обои».


    Виниловыми называют разновидности обоев с покрытием из вспененного винила. Материал для основы – бумага или флизелин. Поверхность бывает гладкой и рельефной, а также в стиле шелкографии.


    Плюсы:

    • влагоустойчивы, их можно мыть и чистить (должно быть указано на упаковке, идеально подойдут и прихожей);
    • долго сохраняют цвет, почти не выцветают;
    • рельефные рисунки визуально скрывают мелкие неровности стен;
    • есть виды под покраску, которые можно перекрашивать до десяти раз.

    К минусам относят воздухонепроницаемость, так что лучше не использовать их в детской комнате и спальне.


    Подробнее про читайте в отдельной статье.

    Акриловые обои

    Акриловые обои внешне очень похожи на виниловые. В качестве лицевого слоя здесь используется вспененный акрил.

    Из-за более тонкого слоя акрила они не так долговечны. Напыление наносят точечным способом, поэтому акриловые обои способны пропускать воздух.

    Натуральные обои

    Элитные виды обоев для зала делают из натуральных материалов. В качестве верхнего слоя используют пробку, джут, солому, шпон, бамбук, тростник, водоросли; в качестве основания - чаще всего бумагу. Некоторые из них имеют основу из флизелина.


    В большинстве случаев ширина рулонов из натурального материала составляет 91 см, и длина 5,5 или 10 м.

    Для поклейки этого вида используют обычный клей для обоев, в зависимости от основы. Для бумажной основы его наносят только на полотно, для флизелиновой – на стену, а если полотна тяжелые - и там, и там.

    • Натуральные материалы создают уютный интерьер, очень теплые на ощупь;
    • материал полностью экологичный;
    • для защиты от пыли их покрывают специальными пропитками.


    К минусам натуральных обоев относят:

    • боязнь влаги(краска сделана на водной основе, и при намокании может легко потерять цвет);
    • трудный процесс поклейки;
    • высокая цена (из-за этого их редко клеят на все стены, только для зонирования и выделения акцентов;
    • из-за особенностей натурального материала, между полотнами остаются видны стыки.
    • яркие цвета могут потерять окрас под воздействием солнца буквально за один сезон.

    Стирая пыль с натуральных видов обоев, нельзя пользоваться влажной уборкой. Допустимо использование пылесоса или смахивание пыли щеткой с длинным ворсом.

    Стеклообои

    Обои из стекловолокна оптимальны для использования в новостройке, которая дает усадку. Также их часто применяют в офисах.

    Их производят ткацким методом из стеклонитей, поэтому они имеют повышенную прочность на разрыв и экологичны. В отличие от стекловаты, они не колются при прикосновении. После их поклейки рекомендуется окрашивать стены красками на латексной или водной основе.

    Среди преимуществ стеклообоев:

    • большая долговечность и износостойкость;
    • срок службы около 30 лет, при необходимости можно перекрасить верхний слой до 15 раз;
    • защита стен от трещин;
    • стеклоткань не горит, не боится воды или дыма;
    • материал не создает питательной среды для микроорганизмов, грибков и плесени, поэтому устраняет наиболее частые причины аллергии;

    К недостаткам можно отнести маленький выбор рисунков, наиболее популярные из них: рогожка, елочка, ромб. Стены получаются на вид довольно скучные.

    Текстильные обои

    Лицевая часть сделана из натурально материала: шелк, лен, хлопок, джут, велюр. Основа - из бумаги или флизелина. На производстве их обрабатывают антистатическим и противопожарным раствором. Иногда покрытие делают из синтетических тканей, за таким материалом ухаживать проще, при необходимости его можно будет пропылесосить.


    Преимущества:

    • в первую очередь, тканевая отделка выглядит дорого и эксклюзивно.
    • полностью экологически чистый материал;
    • некоторые виды на основе льна имеют антисептические свойства;
    • устойчивы к воздействию солнца, дополнительно обладают тепло- и звукоизоляцией.
    • есть виды с увеличенной шириной рулона, что позволяет сделать бесшовное покрытие.

    К минусам относят низкую устойчивость к пыли, грязи, запахам, влаги и воздействию домашних животных. Так как это дизайнерский тип отделки, он имеет высокую цену. Для поклейки потребуется опытный специалист.

    Металлические обои


    Металлизированные разновидности обоев отлично подойдут для интерьера в стиле хай-тек. Они отливаются красивыми бликами на солнце, а дополнительная подсветка только приукрасит их и покажет все достоинства. Интерьер наполнится золотыми, серебряными или бронзовыми сияниями.

    • металлические обои привлекательны благодаря красивому внешнем виду;
    • декоративный слой состоит из тонкой алюминиевой фольги, что дает высокую износоустойчивость;
    • не боятся воздействия солнечных лучей и не теряют цвет со временем;
    • легко моются;
    • обладают хорошей звукоизоляцией;


    Конечно, цена за рулон остается высока. А перед поклейкой требуется идеально , иначе тонкая фольга сморщится.

    Жидкие обои

    Один из самых необычных видов - жидкие обои. Они сочетают лучшие качества рулонных покрытий и .

    Не имея опыта, их легко спутать по внешнему виду со структурной штукатуркой. Однако по составу жидкие обои отличаются: при производстве не используют песок, в качестве основного компонента используется целлюлоза – безвредное клеящее вещество. Для придания приятного вида они содержат декоративные волокна, блестки, натуральные красители.


    Жидкие обои продаются в виде сухого порошка, который розводят водой перед применением. Цена на одну упаковку весом 1 кг с простой структурой начинается от 360 руб., её хватает на 4-5 кв. м. при нанесении тонким слоем (1 мм). Обычно цена зависит от количества декоративных частиц в смеси, чем она ярче – тем дороже.

    Мастер-класс по нанесению жидких обоев показан на видео:


    Они серьезно отличаются от обычных обоев и имеют следующий ряд преимуществ:

    • при нанесении нет стыков;
    • создают необычную рельефную структуру;
    • могут выравнивать стены, поэтому время отделки уменьшается;
    • экологически чистый материал;
    • обладают антистатическими свойствами, не притягивают пыль;
    • срок службы 6-8 лет.

    Время высыхания после нанесения смеси составляет до 48 часов. Не рекомендуется использовать жидкие обои во влажных помещениях из-за их высокой гигроскопичности.

    Фотообои

    Отдельно стоит упомянуть и фотообои. Они позволяют получить практически любой рисунок на всю стену: цветы, города, природу, океан. Чаще всего для их нанесения используется самоклеящаяся основа.



    Мы рассмотрели практически все типы обоев для стен. Теперь несложно подобрать оптимальный вариант для своей комнаты, в зависимости от условий, требований и финансовых возможностей.

Оклеить стены обоями — самый очевидный и широко распространенный способ отделки. Но этот отделочный материал имеет разные характеристики и цены. Какие бывают виды обоев, чем они отличаются, где какой лучше применять — обо всем этом поговорим дальше.

Классификация по характеристикам

Чтобы не ошибиться в при выборе обоев, надо иметь представление о том, какие они вообще бывают. Начнем с общей классификации по различным признакам и свойствам.

Первое, с чем стоит определиться — это с тем, насколько отделка должна «дружить» с водой и как часто ее надо будет мыть. По этому признаку они бывают:


Эта характеристика отображается на этикетке каждого рулона в виде графического значка — волнистой линии (смотрите на фото).

Далее стоит определиться со стойкостью к выгоранию. Не секрет, что некоторые материалы и краски на освещенных солнцем поверхностях меняют свой цвет. Для солнечных помещений лучше выбирать обои стойкие к выцветанию. В помещениях, окна которых выходят на запад или север, это не так критично. Для тех, которые без окон (коридоры, ванные, санузлы и т.д.) это вообще неважно. Эта характеристика также отображается на этикетке пиктограммой в виде солнца (на фото ниже).

Стойкость обоев к выгоранию — графическое обозначение

Еще важным может быть подгонка рисунка. Некоторые расцветки совсем не требуют подбора рисунка и смещения (однотонные). Другие — требуют смещения, причем на разную величину. Смещение увеличивает расход отделочного материала. Эта информация также указывается на этикетке при помощи пиктограмм.

Все виды обоев снабжены вкладышем-инструкцией, на которой отображены эти данные. Также там есть изображения, которые отображают способ нанесения клея. Отображен и способ удаления — снимаются они полностью или частично. Далее рассмотрим виды обоев — из чего они изготовлены, какие имеют достоинства, недостатки, область применения.

Бумажные

Бумажные обои — самые распространенные и самые дешевые. Их популярность обусловлена невысокой ценой, широким ассортиментом, хорошими эксплуатационными свойствами. Они экологически безопасны, проницаемы для воздуха, но боятся повышенной влажности, имеют невысокую механическую прочность, быстро выцветают. Средний срок службы — 3-5 лет. Немного, но это и все другие недостатки компенсируются очень привлекательной ценой.

Бывают бумажные обои нескольких видов:


При выборе обращайте внимание на такой показатель как плотность — он сильно оказывает влияние на прочность, но учтите, что плотные бумажные обои клеить на неровные стены тяжелее — они не такие эластичные, как средние. Очень тонкие — тоже плохо, так как они, наоборот, очень сильно тянутся, а в мокром виде могут практически расползаться в руках или «скатываться», идти волнами, при попытке разровнять на стене. В общем, оптимальный вариант — средние. Они и неровности закроют и работать с ними легко. Деление такое: до 110 г/м 2 — легкие, 110-140 г/м 2 — средние, более 140 г/м 2 — тяжелые.

Если вам нужен недорогой «дышащий» материал для отделки стен, бумажные обои, практически, вне конкуренции. При наклеивании используется самый простой клей, которым намазывается и стена и полотно (но не всегда, читайте инструкцию).

Флизелиновые

Флизелин — это нетканое волокно, которое состоит из целлюлозных волокон (иногда используют искусственные волокна). Этот материал обладает высокой паропроницаемостью, хорошо проводит воздух и влагу, бывает разной плотности. Тонкий флизелин довольно эластичный материал, который можно наклеить на неровные стены. Но он слишком тянется, что может стать проблемой. Полотна со средней и высокой плотностью наклеиваются проще, но практически не тянутся, так что поверхность должна быть ровной.

Обратите внимание, что есть обои из 100% флизелина, а есть только на его основе. Сейчас мы говорим о тех, которые полностью из флизелина, так как в противном случае их характеристики зависят от второго слоя. Кстати, при поиске в каталоге пишите «флизелиновые обои с флизелиновым покрытием», иначе большая часть выдачи — виниловые на флизелиновой основе, а они имеют совсем другие свойства.

Флизелиновые обои имеют две форму выпуска — обычные и «под покраску», приклеиваются специальным клеем на основе хорошо очищенного крахмала и/или ПВА. Могут быть гладкими, текстурными, с тисненым или объемным рисунком. Имеют хорошие эксплуатационные свойства:

  • Флизелин при намокании не разбухает от клея или воды, не меняет свою форму после высыхания.
  • Подготовка стен может быть неидеальной — за счет плотности материал скроет некоторые неровности, но большие впадины-выступы недопустимы.
  • Можно использовать в новых домах — он не рвется при образовании новых небольших трещин.
  • Немного снижает теплопроводность и звукопроницаемость стен (для существенного улучшения звукоизоляции его явно недостаточно, а как ее улучшить читайте ).

В продаже в большинстве флизелиновые полотна импортного производства, но есть и немногочисленные Российские (например, Milassa, Loymina). По цене они не отличаются, так что выбирать по этому критерию нет особого смысла. При выборе обращайте внимание на то, что ширина есть 53 см и 105 см, длина в рулоне — от 10 метров до 25 метров. Так что цена за рулон — далеко не показатель. Сравнивать проще, если считать цену за квадратный метр.

Виниловые

Виниловые обои бывают на основе бумаги или флизелина. На основу наносится слой поливинилхлорида (ПВХ, PVC или проще — винила). Эта пленка толщиной менее миллиметра, но она придает отделочному материалу прочность (можно мыть щеткой), водоотталкивающие свойства, высокую стойкость к выцветанию. Именно виниловые полотна можно мыть, причем многие стойкие к истиранию и допускают использование щетки.

Такой набор свойств позволяет использовать этот вид обоев в помещениях с повышенной влажностью, в частности в кухне или в ванной, но не в непосредственной близости от источников воды. Он также отлично проявляет себя там, где требуется высокая прочность отделки (коридор, прихожая) — поцарапать его надо постараться.

Еще один вид обоев с особыми свойствами — виниловые

Основой их недостаток — не пропускают воздух, потому в жилых помещениях стараются их не использовать или компенсировать наличием хорошей системы вентиляции.

Виды и разновидности

Какие виниловые обои лучше — на бумажной основе или на флизелиновой? На флизелиновой легче клеятся, но только на хорошо подготовленное основание. Дело в том, что в качестве основы используют тонкий флизелин, а так как виниловая пленка тоже тонкая, то и общая толщина покрытия небольшая, скрыть неровности они просто не в состоянии — все погрешности видны. Еще один нюанс — если виниловые обои выбраны светлые, то и основание должно быть однотонным светлым, иначе неоднородность окраски может просвечиваться.

Если сравнивать виниловые и другие виды обоев, то по прочности они самые лучшие, легко клеятся на относительно ровную (можно не идеальную) поверхность. Но, при значительных неровностях, могут возникнуть сложности — клеится сухое полотно и оно совсем неэластично.

Расцветки виниловых обоев самые разнообразные. Поверхность может быть гладкой, текстурной. Рисунок может быть просто нанесен или может иметь объем (рельефные обои). Есть еще и под покраску.

Один из видов виниловых обоев — горячего тиснения шелкография)

Отдельно стоит сказать о виниловых обоях, которые производятся методом горячего тиснения с использованием шелковых или искусственных нитей. Их называют шелкографией — за характерный блеск. Выглядят они очень «парадно», потому чаще используются в гостиных. Некоторые виды шелкографии можно увидеть на стенах в прихожей — они своим матовым блеском делают помещение больше.

Продаются виниловые обои в рулонах шириной 53 см, 70 см и 105 см, длина в рулоне — в основном 10 метров (точнее — 10,05 м), клеятся на специальный клей, так как имеют довольно большой вес.

Как правильно клеить обои читайте .

Акриловые обои

Если быть точным, то это бумажные обои с акриловым напылением. Наносится полимер точечно, не закрывая основание полностью, потому бывает только с фактурной поверхностью. На количество расцветок это практически не влияет, а вот на вес — довольно сильно. Акриловые полотна не настолько тяжелые, как виниловые, потому и используется не такой густой клей. Благодаря точечному нанесению полимера (сам по себе он воздухонепроницаемый) этот вид отделки можно отнести к категории дышащих, потому это вид обоев часто используют в жилых помещениях.

Акриловые обои — это бумажная основа (обычно цветная), на которую точечно нанесен акрил

Частичное покрытие бумаги акрилом немного повышает ее стойкость к мытью — они относятся к категории водостойких, стойкость к выцветанию — средняя, как и ценовая категория. Наклеиваются по тому же принципу что и бумажные — намазывается клеем и обойное полотно, и стена; сложность приклеивания — средняя. Могут возникнуть проблемы, если акриловое покрытие слишком мягкое — чуть сильнее прижмешь и оно сдирается. Тогда и в эксплуатации они ведут себя также — напыление можно снять, случайно задев чем-то жестким. Даже ногтем. Это относится не ко всем видам акриловых обоев, но есть и такие экземпляры. В общем, неплохой вариант, но не отличный.

Ширина рулонов акриловых обоев чаще всего 53 см, но есть 70 см, можно найти и метровые. Длина стандартная — 10 метров. По цене тут больший разброс чем тем, которым отличаются другие виды обоев: есть совсем недорогие российского и украинского производства (стоимость от 3-5$ за рулон), есть импортного производства — в 8-15 раз дороже. Стоит отметить, что качество, да и внешний вид, отличается значительно.

Текстильные (тканевые)

Текстильные обои делают на основе бумаги и флизелина. На эту основу наклеивается тканый или плетеный материал из льна, хлопка, вискозы, джута, полиэстера, шелка и т.п. Текстура может быть гладкой, шелковистой, бархатистой. Зависит это от используемого материала и техники плетения. Кроме того, на ткани могут быть вытканы рельефные рисунки.

Текстильные обои — отлично выглядят, но стоят дорого

Тканевые обои — это еще один вид «дышащей» отделки для стен, потому может использоваться в жилых комнатах. Это очень красивый отделочный материал, но дорогой. Даже если сравнивать такие не совсем дешевые виды обоев как шелкография или натуральные. При этом он требователен к условиям эксплуатации — боится повышенной влажности, выцветает, чистить его можно только сухим способом, изредка применяя влажную губку.

Есть две формы выпуска: стандартная — рулоны длиной 10 метров (ширина 70-80 см). Некоторые текстильные обои (более дорогие) продают на погонные метры. Их ширина обычно — 105-120, но есть и более широкие полотна.

Правила комбинирования обоев описаны .

Стеклообои

Обои из стеклоткани — это специальный вид отделочных материалов под покраску. Они хороши тем, что не боятся влаги, могут клеится во влажных помещениях. Надо только правильно подобрать краску. Второй положительный момент — они выдерживают многократное перекрашивание (самые качественные — до 20 раз) и срок их службы — 20-30 лет. Другие виды обоев по этому параметру им сильно уступают.

За счет переплетения волоконстеклообои паро -, воздухо- и водо- проницаемые. Однако стоит помнить, что свойства оклеиваемой поверхности зависят от свойств краски, которой они будут покрываться.

Нужны долговечные обои под покраску — выбирайте из стекловолокна

Недостатком считается не слишком большой ассортимент, несколько «офисный» вид, а также то, что до покраски в воздух попадают мельчайшие частицы стекла. Также при работе стоит использовать защитную одежду. Клеят обои из стекловолокна на специальный клей, который наносится на стену

Очень интересное покрытие, представляющее собой скорее один из подвидов штукатурных смесей. Продается в виде порошка или готового к применению состава. Состоит из вяжущих компонентов (клей), текстильных волокон, целлюлозы, минеральных и декоративных добавок. Как шпаклевка наносится на стены шпателем или чем-то напоминающим этот инструмент.

Важное свойство жидких обоев — нетребовательность к основанию. Все остальные виды обоев требуют ровной поверхности. Какие-то более ровную, какие-то менее. Жидкие обои сами могут выравнивать стену, на которую наносятся. Но, в целях экономии состава, значительные выемки стоит предварительно заделать подходящей шпаклевкой.

Подходят жидкие обои для отапливаемых и неотапливаемых помещений, но требуют нормальной влажности. Еще один плюс этого типа покрытий — высокая ремонтопригодность. Поврежденный участок счищается, образовавшаяся выемка заполняется тем же составом. После высыхания отремонтированное место найти практически невозможно. Потому некоторую часть состава хранят «до востребования».

Другие виды обоев

Выше описаны те отделочные материалы, которые представлены в любом строительном магазине. Но есть виды обоев, которые используются редко, но имеют неплохие эксплуатационные свойства, да и выглядят очень необычно. Возможно поэтому они не так широко распространены.


Теперь вы знаете все виды обоев — и широко распространенные и не очень. Зная их основные характеристики можно подобрать отделочный материал под требования конкретного помещения и ваши желания.

Тематические новости

Самая ранняя известная форма «бумаги» появилась около 4000 лет до н.э., это был египетский папирус.

Но на самом деле история обоев началась в древнем Китае, во-первых, потому что китайцы изобрели бумагу, а во-вторых, потому что они уже в 200 году до н.э. клеили рисовую бумагу, как обои для стен.

В 105 году нашей эры, китайский чиновник Цай Лунь, изобрел получение бумаги из текстильных отходов. Это было рождением бумаги в том понимании, как мы ее знаем теперь.

Некоторое время в 8 -м веке, несколько китайских заключенных, имеющих навыки производства такой бумаги, работали под арабами. Те в свою очередь распространили знания производства бумаги по всему Ближнему Востоку.

К 10-му столетию арабы заменили льняными волокнами целлюлозу и бамбук, тем самым создали более прекрасный листок бумаги. Бумага теперь достигла более высокого качественного уровня. В течение 12-ого столетия бумажное производство распространилось всюду по Европе.

Самые ранние европейские иллюстрированные оттиски с гравюры, известны сегодня как "helgen". Самая старая из известных, явление Богородицы, датируемая 1418 годом, в настоящее время хранится в Королевской библиотеке в Брюсселе. Этот тип способа печати, возможно, также был использован китайцами еще в 5 веке.

Jean Bourdichon нарисовал 50 рулонов настенных обоев с ангелами на синем фоне для французского короля Луи XI в 1481 году. Король Луи заказал портативные обои для стен, посчитав это необходимым, в связи с частыми своими переездами из замка в замок. Другие богатые европейцы поручали художникам раскрашивать бумагу, которая использовалась как обои для стен, но реальные обои, вряд ли можно сказать, существовали до появления печатного станка.

Самый ранний сохранившийся до наших дней фрагмент европейских обоев для стен, был найден в домике колледжа Христа в Кембридже, Англия и датируется 1509 годом. Авторство этих обоев приписывают Hugo Goes, печатнику из Йорка.

Гильдия обойщиков была создана во Франции в 1599 году.

Французский гравер Жан-Мишель Папиллон, который считается изобретателем обоев для стен, начал в 1675 году делать блочные схемы обоев с учетом соответствия рисунка, непрерывным способом, по шаблонам. Обоев, в том виде, какими мы их знаем сегодня.

Самый старый существующий пример флокированных обоев, обоев для стен, покрытых текстильными волокнами, исходит из Вустера и был создан примерно в 1680 году. Так во Франции такие обои для стен стали популярны во времена правления Людовика XIV во Франции.

Значительный вклад в развитие методов производства обоев, внесли англичане в 18 - м веке, чья продукция стала последним писком моды. Сначала в моде были обои для стен с дорогой ручной росписью, имитирующей архитектурные детали или материалы, такие как мрамор, лепнина, но в итоге выиграли обои с использованием их собственных достоинств. Были очень популярны обои для стен под бархат.

Обои прибыли в Америку в 1739, когда Plunket Fleeson начал печатать обои в Филадельфии.

В ранней Америке, колонисты копировали европейскую моду на обои. После Гражданской Войны за независимость, американцы начали создавать свои мастерские по производству обоев. Обои для стен выпускались на любой вкус, от неоклассического стиля, до хаотичных роз. Выпускали американские фирмы и патриотические «Юбилейные» обои.

В 1778, Луи XVI издал указ, который устанавливал, чтобы длина рулона обоев составила приблизительно 34 фута или около 10, 2м.

Обои Жан-Батиста Равейона, 1780г. Китайские обои 1760 г.

В 1785 году Кристоф-Филипп Оберкампф (11 июня 1738 - 6 октября 1815), французский натурализованный немецкий промышленник, изобрел первую машину для печати обоев, и вскоре после этого, Никола-Луи Роберт разработал способ изготовления бесконечных рулонов обоев.

В 1798 году Алоисом Зенефельдером в Solnhofen, Германия была изобретена литография.

В 1839 году на фирме Potters & Ross в Ланкашире, Англия специализирующейся а выпуске печатного ситца Charles Harold Potter, изобрел печатную машину с возможностью нанесения на обои четырех цветов посредством печатных цилиндров и которая позволяла печатать 400 рулонов обоев в день.

К 1850 году была доступна печать 8 цветов, а в 1874 году была изобретена печатная машина, позволяющая печатать 20 цветов на обоях.

В 1879 году, в Австрии Karl Keitsch изобрел способ глубокой печати, также известный как Инталия.

В 1888 году Фердинанд Зихель разработал первый готовый к применению клей для обоев.

В 1890 году в Англии была изобретена флексографическая печать.

Машины для нанесения клея на обои впервые появилась на рубеже 20-го века.

Шелкография, как говорят, возникла в Японии и Китае между 960-1280 г.г. Хотя этот способ был впервые запатентован в Англии Самуэлем Симоном в 1907 году. Первая механическая шелкографичная машина была изобретена в 1920 году.

Викторианская эра (1837-1901) стала Золотым веком обоев, временем, когда обои впервые стали центром внимания. Обои применялись для оформления не только стен, но и потолка. В тот период было продано приблизительно 400 миллионов рулонов обоев.

В 1936 году, состоялся дебют на рынке клея для обоев - Хенкель-Zellkleister Z 5 в качестве пастообразного порошка, растворяемого в холодной воде, производного целлюлозы карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ).

После Второй мировой войны, вся обойная промышленность претерпела революцию с появлением пластиковых смол, благодаря которым обои для стен получили новые свойства - долговечность и прочность, устойчивость к загрязнению, возможность мытья.

В 1974, в Соединенных Штатах была создана Национальная Гильдия Профессиональных Обойщиков.

Эпоха модернизма, с ее осуждением украшательства, привело к тому, что обои для стен впали в немилость в течение большей части двадцатого века.

Последние достижения в области цифровой фотографии и технологии печати позволяют воспроизвести на современном печатном оборудовании исторические документы и другие цифровые носители на различных подложках, в том числе и на обоях.

На сегодня существует большое количество различных видов обоев для стен.

  • Бумажные обои
  • Виниловые обои
  • Текстильные обои
  • Флизелиновые обои
  • Жидкие обои
  • Стеклообои
  • Фотообои
  • Обои под покраску

Конечно, больше нельзя говорить просто об обоях для стен. Теперь это - покрытие стен, поскольку пришедшая технология создала продукты, которые включают чудо соединения, что делает их моющимися, прочными, самоклеющимися, и в то же время имеющие возможность отразить лучшие образцы, исторические стили мирового искусства. Таким образом, компании могут воспроизводить любой стиль любого периода. И в отличие от дорогостоящих картин фресок, гобеленов и расписанных вручную старинных обоев, сегодняшние «покрытия для стен» являются очень доступными.