Природный газ обеспечивает человека теплом и горячей пищей. Однако для реализации этих функций его необходимо подвести к жилищу – обустроить трубопровод, соединенный с центральной сетью, отопительным оборудованием и бытовыми приборами.

На этапе проектирования магистрали, необходимо разобраться, какие разрешительные документы предстоит оформить, как правильно врезаться в газопровод и кому доверить такую ответственную работу. Ответы на эти вопросы подробно изложены в статье.

Кроме того, мы описали разные способы подключения к центральной магистрали, а также обозначили особенности подсоединения к пластиковому и металлическому трубопроводу.

Газопровод – это специализированный трубопровод, предназначение которого заключается в транспортировании и хранении некоторых объемов голубого топлива. Он может иметь разные конструкционные особенности, отличающиеся в зависимости от возложенных на магистраль задач.

Например, сети международного значения доставляют огромные объемы газа на большие расстояния, потому в них постоянное давление поддерживается на высоком уровне. Именно поэтому любые эксперименты с системами подачи газа неуместны и могут быть опасны не только для вас, но и для окружающих.

А значит, оптимальным вариантом для проведения работ с системой станет вызов соответствующих служб, специализирующихся на работе с газовыми коммуникациями, что отвечает требованиям законодательства.

Врезку в газопровод должен осуществлять специалист газовой службы, имеющий необходимый уровень допуска и соблюдающий все меры безопасности

Газопроводы устроены подобно кровеносной системе человеческого организма. Их роль можно сравнить с коронарными сосудами. А уже от центральных отходят трубы регионального значения, распределяющие голубое топливо между потребителями.

Они меньше магистральных, потому и давление в них гораздо ниже. Однако даже в таких газовых сетях возможны его скачки как в сторону снижения, так и в возрастающем направлении.

Подключение к газовым коммуникациям происходит при наличии у организации специального допуска. А разводку внутри своего дома можно попробовать осуществить собственноручно. Для этого достаточно лишь знать четкую последовательность действий и придерживаться необходимых мер безопасности.

Правила расчета пропускной способности

Основным фактором, отвечающим за непрерывную поставку голубого топлива потребителям, является значение пропускной способности газопровода. Расчет этого параметра осуществляется по особому алгоритму. Причем его делают независимо от типа используемых труб.

Максимальную пропускную способность можно высчитать по следующей формуле:

Q макс. =196,386×Д²×P/Z×Т,

  • Р рабочее давление, поддерживаемое в газопроводе, плюс 0,1 МПа или абсолютное давление газа;
  • Д – внутренний диаметр трубы;
  • Т – температура прокачиваемого голубого топлива, измеряемого по шкале Кельвина;
  • Z – коэффициент сжимаемости.

Эта формула устанавливает следующую закономерность: чем выше значение показателя Т, тем большей должна быть пропускная способность сети.

В противном случае произойдёт разгерметизация газотранспортной магистрали, что неминуемо приведёт к взрыву этого опасного вещества.

Сделав выбор типа труб для газопровода, важно правильно определить способ врезки

Есть формула посложнее. Однако алгоритма, приведенного выше, вполне достаточно для совершения необходимых расчетов, предшествующих врезке в газопровод.

Как правильно подсоединиться к газопроводу?

Врезку в магистральную сеть нельзя проводить собственноручно - только при помощи специалистов газовых компаний, имеющих разрешения и допуск на проведение таких работ. Вне зависимости от выбранной фирмы, перед подключением к коммуникациям предстоит масштабный этап подготовки.

Подготовка к проведению врезки

Если вы решили доверить процесс присоединения к газовой сети специалистам соответствующей компании, то необходимо обратиться в разрешительную службу. Здесь кроме подачи заявки установленного образца, потребуется предоставить пакет документов, предусмотренный на законодательном уровне.

Накануне врезки в газотранспортную магистраль необходимо не только сделать верные расчеты, но и получить разрешение газовщиков

Когда речь идет о врезке в газопровод нововозведенного здания, владельцу следует в первую очередь предоставить паспорт, идентификационный код и утвержденный .

Кроме того, следует подготовить набор документов:

  • заявление , заверенное лично главой территориального отделения газового хозяйства;
  • разрешение на подключение к газотранспортной магистрали, выданное отделом планирования архитектурного обустройства;
  • фотографию , сделанную в процессе топографической съемки участка, на котором будет осуществляться врезка;
  • тех.паспорт на частный дом , или же его копия, заверенная нотариусом.

Снимок должен быть заверен уполномоченными работниками газовой службы. На нем будет запечатлена вся инженерная инфраструктура, включающая не только газовые коммуникации, но и водопровод, трубы теплосети, а также канализации.

Если же дом находится в стадии возведения, то следует предоставить соответствующий архитектурный проект, разрешение на его постройку и поэтажный план.

А если его общая площадь превышает 300 м. кв., необходимо подать тепловой расчет строения, ситуационный план участка в масштабе 1:5000, согласие соседей на присоединение к газовой сети, оформленное в письменной форме.

Последний документ понадобится в том случае, когда планируется пустить часть газопровода под землей по принадлежащим им участкам.

Накануне проведения работ по прокладыванию трубы для врезки в газопровод необходимо получить документально оформленное разрешение установленного образца

В большинстве случаев разрешительные документы подобного рода выдаются городским управлением газового хозяйства, поскольку именно они являются полноправными собственниками газотранспортных магистралей.

К тому же потребуется предоставить технические паспорта или иные документы, прилагаемые к газовым приборам, которые планируется установить в здании - разрешение на использование оборудования в месте проживания, сертификаты соответствия, а также договора на обслуживание.

Еще нужен будет акт обследования дымо-вентиляционных каналов и прочие документы, предусмотренные законодательством. Только имея на руках все разрешения и акты, можно приступать к осуществлению работ по врезке, т. е. исключительно на законном основании.

Нужно помнить, что самовольное проведение подключения к магистральному газопроводу, без оформления в установленном законом порядке надлежащих документов и согласования с соответствующими службами, чревато административными мерами. А если при этом ещё произошло повреждение газопровода, то и уголовным наказанием.

Особенности процесса врезки

Процесс врезки в газопровод - это присоединение новой трубы, посредством которой вещество от центральной магистрали будет транспортироваться потребителю. Как правило, подключения такого рода совершают, не перекрывая подачу газа в магистральной сети.

Пример произведения врезки в газопровод под давлением в видеоролике:

Имея общее представление о технических требованиях и порядке проведения работ по присоединению к газовой сети, будет легче ориентироваться во всех нюансах, а также контролировать работу компании, с которой заключен договор на подсоединение, станет проще.

Кроме того, пропадет абсурдное желание самостоятельно врезаться в газопровод, пригласив мастера на все руки в целях экономии.

Поделитесь с читателями вашим опытом согласования документов и подключения к центральному газопроводу. Пожалуйста, оставляйте комментарии к статье и задавайте интересующие вас вопросы. Форма обратной связи расположена ниже.

Врезка в трубу под давлением достаточно сложная операция, которая, зачастую, позволяет сэкономить как ресурсы, так и время.

В процессе холодной врезки в трубопроводе выполняется дополнительное отверстие, без нагрева или деформации трубы. Разумеется для выполнения данной операции необходимо соответствующее оборудование, которое будут использовать подготовленные специалисты. Рассмотрим основные моменты процесса врезки и выделим основные технологические операции.

Процесс врезки в трубопровод

Наилучшей иллюстрацией процесса врезки в трубопровод будет видео от компании ArmProf, которая занимается поставкой комплектующих для выполнения врезки в трубу под давлением. Оборудование для врезки в трубопровод представлено на официальном сайте компании http://www.armprof.ru/catalog/instrument/ .

Представленный ролик демонстрирует насколько врезка в трубу может быть скоротечной и технологичной. Для выполнения операции не потребовалось рыть огромный котлован о отключать потребителей.

Выделим основные этапы технологического процесса:

Установка хомута

Перед установкой следует убедиться, что хомут полностью соответствует диаметру трубы, в которой будет выполняться врезка. Поверхность трубы следует очистить, затем установить хомут и плотно затянут крепежные болты.

Установка задвижки

Задвижка крепится к фланцу хомута. Задвижка должна плотно зарываться, это следует проверить до выполнения сверления.

Установка сверлильного оборудования

Устройство для врезки представляет собой бур с крышкой, которая крепится к задвижке. Герметичность соединения обеспечивают уплотнения. Перед началом монтажа необходимо проверить, что сверло свободно проходит через задвижку, а его длины достаточно для выполнения отверстия.

Выполнение процесса сверления

После установки оборудования для врезки выполняется сверление трубы. При правильно выбранном и установленном оборудовании процесс сверления происходит без значительных утечек жидкости из трубопровода. Появление незначительного количества жидкости возможно лишь при извлечении бура из задвижки.

Врезка отводов в магистральные трубопроводы производиться при помощи устройства, позволяющего производить работы без остановки перекачки при рабочем давлении в трубопроводе до 6,4 МПа.

Комплекс работ по врезке в существующий газопровод под давлением с применением огневых работ выполняет специализированная бригада. Подготовка газопровода к врезке выполняется подразделение предприятия, эксплуатирующего газопровод. На огневые работы под давлением составляется наряд - допуск. Специализированная бригада должна пройти подготовку и аттестацию на выполнение работ по сварке и врезке с применением специального оборудования.

До начала производства работ по врезке необходимо провести обследование участка газопровода, где планируется врезка. Определяется глубина заложения газопровода, расположение продольной оси, отмечается колышками, устанавливаемыми через 50 м, и знаками высотой 1,5-2,0 м с указанием фактической глубины заложения, устанавливаемыми в пределах видимости на прямых участках трассы не более чем через 50 м, в местах пересечения с отводом. Определить положения газопровода вертикальной (глубины заложения) и горизонтальной (в плане) плоскостях.

Работы по врезке под давлением с применением сварки на газопроводах разрешается производить только при известном химическом составе металла трубы в месте врезки. В месте монтажа узла врезки не допускается наличие поверхностных и внутренних дефектов (расслоений, трещин, раковин и др.).

Перед проведением работ по контролю качества металла очистить поверхность трубы, находящейся под давлением, на всю длину участка врезки газопровода в котловане от остатков грунта, изоляции. Очистку производить только вручную, либо пескоструйными установками, скребками, щетками, либо другими инструментами безударного действия. Определить и наметить мелом места врезки и установки узлов врезки.

Производить контроль качества металла трубы в месте монтажа узла врезки ультразвуковым методом.

Замерить толщину стенки трубы на расстоянии порядка 100 мм по обе стороны окружности места приварки.

Сборка и сварка стыков производится согласно требованиям СН 111-42-80 и ВСН 006-89.

Требования к сварным соединениям, выполняемым на газопроводе под давлением:

кольцевые сварные швы при варке накладки, разрезного тройника, муфты и основной трубы выполняется с обязательным положением на тело трубы наплавленного слоя шва.

глубина проплавления стенки основной трубы при положении корневого и наплавленного слоев сварного шва должны быть 2,4 мм, но не более 40% от толщины стенки трубы.

при положении продольных сварных швов приварки половик разрезного тройника (муфты) между собой глубина проплавления должна быть равна толщине стенки тройника (муфты).

Проплавление стенки основной трубы не допускается.

Параметры сварочного процесса устанавливаются в соответствии с основными требованиями по обеспечению безопасности и качества работ:

недопущение прожога стенки трубы;

недопущение растрескивания металла в зоне термического влияния вследствие охлаждения потока и газа и водородного растрескивания.

Приварку узлов врезки на действующем газопроводе под давлением следует вести с обязательным предварительным нагревом свариваемых поверхностей.

Предварительный нагрев производится перед нанесением корневого наплавленного шва, а также каждого из последующих слоев, если температура участка шва, подлежащего к сварке, упала ниже минимального предела.

Контроль температуры предварительного нагрева свариваемых поверхностей производится с использованием контактных термометров и термокарандашей.

Температура предварительного нагрева свариваемых поверхностей для приварки узла врезки к телу газопровода должна быть 100єС, не более 250 єС.

Предварительный нагрев производится с использованием газовой горелки или электроиндукционных нагревателей.

Отклонения от номинальных размеров наружных диаметров и овальность труб не должны превышать пределов, обеспечивающих допустимый зазор при сварке узла врезки с поверхностью газопровода.

При превышении пределов отклонении в предполагаемом месте врезки место врезки сдвигается.

Запрещается на время производства работать на газопроводе врезной под давлением подъем давления на параллельных и пересекающих его нитках газопроводов.

Вскрытие газопровода, находящегося под давлением, и разработку котлована экскаватором следует производить при условии приближения режущих кромок зубьев ковша на расстоянии не ближе чем 0,5 м до образующей трубы газопровода со всех сторон, при этом ходовая часть и опорные элементы экскаватора не должны перемещаться непосредственно над газопроводом.

7.1.1 Назначение

Устройство для холодной врезки УХВ-150, УХВ-300 предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах, через вантуз.

Вырезка отверстий в трубопроводе производится без остановки перекачки, при давлении в трубопроводе не более 2,5 МПа. Одним из приспособлений по вырезке отверстий в трубопроводе является УХВ-150, УХВ-300.

7.1.2 Технические характеристики

Основные технические характеристики устройств УХВ-150, УХВ-300 приведены в таблице 7.1.

Устройство, рассчитанное на давление в трубопроводе до 6,3 МПа, предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах от DN 300 до DN 1200, находящихся под давлением рабочих сред до 2,5 МПа (нефть, вода и др.), через запорную арматуру (вантуз) номинальным диаметром DN 100; DN 150; DN 200; DN 300, установленную на отводной патрубок.

Устройство УХВ-150 предназначено для работы на задвижках DN 100 и DN 150, при этом, для того чтобы установить приспособление на задвижку DN100, необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте.

Устройство УХВ-300 предназначено для работы на задвижках DN 200 и DN 300, при этом, для того чтобы установить приспособление на задвижку DN 200 необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте.

Устройство должно эксплуатироваться при следующих параметрах окружающей среды:

Температура окружающего воздуха - от минус 40 ° С до 40 °С;

Атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа (630 до 800 мм рт. ст.);

Относительная влажность воздуха - от 40 % до 80 %.


Таблица 7.1 – Основные технические характеристики устройств УХВ-150, УХВ-3 00

№п/п Наименование параметра УХВ-150 УХВ-300
Номинальный диаметр DN
Диаметр прорезаемого трубопровода DN минимальный максимальный
Диаметр фрезы, мм
Максимальная толщина стенки прорезаемой трубы, мм
Частота вращения инструмента, об/мин 49,82
Подача инструмента, мм/об 0,062
Ход при вырезке отверстия (Smax), мм
Рабочее вращение шпинделя правое (по часовой стрелке)
Время вырезания отверстия, мин
Максимальное давление в трубопроводе, МПа 6,4
Максимальное давление среды в трубопроводе при врезке, МПа 2,5
Напряжение питания, В
Электродвигатель АИМ920Ь4У2.5 AHM100S4y2.5
Мощность, кВт 2,2 3,0
Число оборотов, об/мин
Масса электродвигателя, кг
Габаритные размеры, мм 1370x740x430 1750x880x530
Масса (без электрооборудования и переходника), кг

7.1.3 Конструкция

Конструкция устройства УХВ-150, УХВ-300 приведено на рисунке 7.1 и состоит из фланца 1, редуктора 2, шпинделя 3, водила 4, электродвигателя и электрооборудования.


1 – фланец

2 - редуктор

3 – шпиндель

4 – водило

5 – втулка

6 – блок «червячное колесо-зубчатое колесо»

7 – шпонка

8 – эксцентрик

9 – блок шестерен

10 – ручка

11 – фреза

12 – сверло

13 – втулка

14 – холодный винт

16 – указатель хода

17 – кран шаровой

18 - пробка

19 – крышка

20 – сальниковое уплотнение


Рисунок 7.1 – Устройство для холодной врезки УХВ-150, УХВ-300

В редуктор 2 входит корпус с крышками, «червячное колесо - зубчатое колесо» 6 с приваренным к нему цилиндром, на который устанавливается водило 4 с зубчатым венцом. В отверстие блока «червячное колесо - зубчатое колесо» со сквозным шпоночным пазом, который продолжается в приваренном цилиндре сквозной прорезью шириной, равной ширине шпоночного паза, устанавливается шпиндель 3 с закрепленной в нем шпонкой 7. В корпусе редуктора установлено также устройство для включения и выключения механической подачи шпинделя 3, представляющее собой эксцентрик 8, закрепленный с одной стороны в кронштейне корпуса редуктора, с другой – в крышке редуктора. На эксцентрик надет блок шестерен 9 и установлена ручка 10.

Шпиндель 3 представляет собой трубу, к нижнему концу которой крепится режущий инструмент 11, 12, а на верхнем конце выполнено резьбовое отверстие в завернутой в трубу втулке 13 для ходового винта 14, соединенного винтами с водилом 4.

В верхней части водила 4 установлена втулка 5, к которой крепится крышка 19.

Ходовой винт имеет сквозное отверстие, внутри которого размещен указатель хода 16, предназначенный для контроля положения шпинделя с инструментом.

Шаровой кран 17 предназначен для заполнения жидкостью полости задвижки и патрубка и сбора остаточного давления. Болт (пробка) 18 служит для выпуска воздуха или жидкости при заполнении жидкостью полости задвижки и патрубка при горизонтальном расположении вантуза.

В комплект устройства входит режущий инструмент: сверло диаметром 32 мм, фрезы диаметрами 80; 120; 175 и 250 мм.

Электрооборудование устройства включает в себя: электродвигатель, кнопочный пульт управления (КПУ) и шкаф управления (ШУ).

Напряжение питания силовой сети - переменное 380 В.

Подключение источника питания, электродвигателя установки и кнопочного поста управления к шкафу управления производится через штепсельные разъемы.

Привод вращения включается кнопкой поста управления. При этом подается напряжение на катушку пускателя. Пускатель включается и своими контактами подает напряжение на двигатель. Идет вращение и перемещение инструмента.

Отключение привода осуществляется второй кнопкой с поста управления. При нажатии отключается цепь питания катушки пускателя, пускатель отключает цепь питания двигателя. Двигатель останавливается. Величина нагрузки и момент окончания обработки контролируется по амперметру, находящемуся в шкафу управления.

7.1.4 Порядок вырезки отверстия в трубопроводе через вантуз

7.1.4.1 Для подготовки устройства к работе необходимо:

Осмотреть и проверить готовность и надежность крепления узлов и деталей устройства, шкафа управления (ШУ), кнопочного пульта управления (КПУ);

Проверить наличие масла в редукторе при помощи указателя масла в вертикальном положении устройства (уровень масла должен находиться между рисками «min» и «max»);

Выбрать соответствующий инструмент в зависимости от диаметра вырезаемого отверстия. Оценить визуально его пригодность к работе, а также переходник (в тех случаях, когда прорезаются отверстия под задвижку DN 100 или DN 200). Инструмент должен быть заточен;

Закрепить режущий инструмент на шпинделе устройства;

Закрепить защитный кожух инструмента (не допускается перемещение, подъем устройства при установленном инструменте без защитного кожуха);

Установить устройство на задвижку и закрепить, предварительно сняв защитный кожух инструмента (при монтаже не допускать удары устройства о задвижку).

Схема установки устройства для холодной врезки на вантуз преведена на рисунке 7.2

1 – патрубок

2 – задвижка

3 – фланец устройства

4 – устройство УХВ

5 – сверло

6 – фреза

7 – шпиндель

8 – клин задвижки

10 – фланец задвижки

Рисунок 7.2 – Схема установки устройства для холодной врезки на вантуз

7.1.4.2 Технологические операции при вырезке отверстия

Перед началом резания необходимо открыть задвижку, перевести (см. рисунок 7.1) ручку 10 в положение «ОТКЛ». При этом выведутся из зацепления зубчатые колеса водила 4 и блока «червячное колесо – зубчатое колесо» 6 с блоком шестерен 9. Вращая ключом 15 водило 4 с ходовым винтом 14 против часовой стрелки, опустить шпиндель 3 до упора режущего инструмента 12 в трубу трубопровода. После чего отвести его от трубы, сделав 0,5 оборота ключом 15 в обратную сторону. Снять ключ 15 с водила 4.

Проверить правильность подключения электродвигателя (направление вращения режущего инструмента) для чего:

Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть». Перед каждым пуском электродвигателя тумблером произвести шунтировку амперметра для предупреждения выхода его из строя. После пуска тумблер «шунтировка амперметра» выключить;

Проверить отключение подачи - рукоятка подачи 10 должна находиться в положении «ОТКЛ»;

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ;

Наблюдать направление вращения шпинделя 3 в окно сальникового уплотнения 20 вращение шпинделя 3 по часовой стрелке (смотреть сверху вниз) соответствует правильному подключению электродвигателя. Через КПУ отключите электродвигатель, нажав на кнопку «ОТКЛ». Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть».

Установить указатель хода 16, закрутив его до упора в нижний конец шпинделя (указатель хода имеет левую резьбу).

По таблице 7.2 в зависимости от диаметра врезки и диаметра прорезаемого трубопровода определить расчетный ход «S», на который должен опуститься указатель хода при окончании вырезки и поставить метку.

Таблица 7.2 – Расчетный рабочий ход инструмента «S»

Затем ручку 10 перевести в положение «ВКЛ», тем самым ввести бок шестерен 9 в зацепление с зубчатыми колесами водила 4 и блока «зубчатое колесо - червячное колесо» 6.

Убедиться в соответствии давления в трубопроводе паспортным характеристикам устройства. Давление в трубопроводе не должно превышать 2,5 МПа.

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ. Вырезка отверстий осуществляется передачей крутящего момента от электродвигателя через муфту, редуктор 2, на водило 4 с ходовым винтом 14 и шпиндель 3 с режущим инструментом 12. Вырезка отверстия произведется в автоматическом режиме. Наблюдать за величиной тока по амперметру, включенному в цепь электродвигателя.

Окончание вырезки отверстия определяется по снижению нагрузки на амперметре (после вырезки отверстия нагрузка на электродвигателе должна уменьшиться) и положению указателя хода 16.

По окончании вырезки отверстия в трубопроводе отключить электродвигатель, нажав кнопку «Откл» на КПУ. Выключить автомат на ШУ. Замерить величину «S» и произвести расчет по определению фактической величины «S,^». Величина «S,^» должна быть больше, чем «S» - расчетное.

Снять указатели хода 16.

После отключения электродвигателя необходимо проконтролировать, что произошла гарантированная вырезка отверстия. Контроль произвести следующим образом:

перевести ручку 10 в положение «Откл» и, вращая ключом 15 водило 4 с винтом против часовой стрелки, еще выдвинуть вниз шпиндель 3 с режущим инструментом (выдвижение происходит без вращения).

Произвести вращение (правое) шпинделя с режущим инструментом, вращая специальным ключом, червяк. Перемещение и вращение шпинделя должно быть свободным.

Вращая по часовой стрелке ключ 15, поднять шпиндель 3 в верхнее положение до упора. Снять ключ 15.

Перекрыть задвижку. Произвести сброс остаточного давления в полости задвижки. Отсоединить и снять устройство с задвижки. При демонтаже не допускать удары устройства о задвижку.

Очистить установку от грязи, нефти/нефтепродукта, протереть ветошью и уложить в футляр. Уложить в ящик ШУ, КПУ, кабель и ЗИП.

7.1.5 Действия при нештатных ситуациях

При заклинивании инструмента срабатывает тепловая защита электродвигателя (электродвигатель отключается). Далее необходимо выполнить следующие операции:

Выключить автомат на ШУ;

Установить ручку подачи 10 в положение «ОТКЛ»;

Отвести инструмент от трубы на 1 - 3 мм, повернув винт 14 ключом 15 по часовой стрелке на 0,5 оборота;

Включить автомат на ШУ.

7.1.6 Транспортирование и хранение

Транспортировать устройство необходимо в специальной таре, надежно закрепив ее во избежание деформации узлов и отдельных элементов.

Хранить устройство необходимо в сухом помещении. Попадание влаги на электрооборудование не допускается.

7.1.7 Меры безопасности при эксплуатации

При работе с устройством для вырезки отверстий могут возникнуть следующие опасные факторы: нефть/нефтепродукт, пары нефти, опасность поражения электрическим током, возможность травмирования при работе с грузоподъемным механизмом, возможность травмирования при работе с неисправным инструментом, опасность обрушения стенок котлована, метеорологические условия.

Все работы по вырезке отверстий должны проводиться с соблюдением требований, указанных в РД-23.040.00-КТН-073-15, ОР-03.100.30-КТН-150-11, РД-13.220.00-КТН-148-15 и Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Вырезка отверстия в трубопроводе через вантуз проводится с оформлением наряда-допуска на газоопасные работы, в котором подробно указываются меры безопасности при подготовке к проведению работ и меры безопасности при проведении работ.

Вырезку отверстия следует проводить при давлении в трубопроводе не выше 2,5 МПа.

Шкаф управления установить на расстоянии не менее 30 м от места проведения работ. Подключить шкаф управления к электросети напряжением 380 В, частотой 50 Гц, подключение должно быть выполнено через устройство защитного отключения. Передвижная дизельная электростанция устанавливается на расстоянии не менее 50 м от места проведения работ.

Демонтаж устройства производить только после отключения от источника питания.

7.1.8 Ограничения применения

Применение устройств ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки.

Приспособления для вырезки отверстий должны быть рассчитанными на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером ОСТ, паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Приспособление должно иметь устройство, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10 – 15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с DN 100; 125 мм для DN150; 170 мм для DN200.

Не допускается работа приспособлением для врезки, если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3° и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки.

Не допускается использовать приспособления для врезки при неисправном режущем инструменте.

7.2 Устройство АКВ-103 «Пиранья»

7.2.1 Назначение

Устройство прорезное АКВ-103 «Пиранья» (далее - устройство «Пиранья») предназначено для механического прорезания отверстий в стенках ^трубопроводов, находящихся под давлением рабочих сред (нефть/нефтепродукт, вода и т.п.) через вантуз. Устройство «Пиранья» может быть использовано при ликвидации аварий и проведении ремонтных и регламентных работ путем врезки отводных трубопроводов в основной трубопровод без его остановки. Вырезанный элемент и стружка не могут нарушить работу арматуры трубопровода, так как конструкция и принцип работы прорезного устройства обеспечивает гарантированное удаление вырезанного элемента, а образовавшаяся стружка имеет малые размеры и не может повлиять на работу элементов трубопровода.

Вырезка отверстий в трубопроводе производится без остановки перекачки, и при давлении в трубопроводе не более 2,0 МПа.

7.2.2 Технические характеристики

Основные технические характеристики АКВ-103 «Пиранья» приведены в таблице 7.3.

Таблица 7.3 – Основные технические характеристики АКВ-103 «Пиранья»

№ п/п Наименование параметра Значение 300
Диаметр прорезаемого трубопровода DN минимальный
максимальный
Толщина стенки прорезаемой трубы, максимальная мм
Максимальное давление среды в трубопроводе, МПа 2,0
Диаметры прорезаемых отверстий, мм 86; 125; 175
Время прорезания одного отверстия в зависимости от его диаметра толщины трубы, мин От 3 до 80
Напряжение питания, В
Потребляемая мощность, кВт 1,1
Габаритные размеры изделия, мм 1365x390x610
Масса устройства, кг
Условия окружающей среды температура,°С от минус 40 до 40
относительная влажность воздуха, % !

7.2.3 Комплектность

В комплект устройства «Пиранья» входят:

Техническое описание, инструкция по эксплуатации, формуляр;

Комплект режущего инструмента: сверло-метчик, фрезы диаметрами 86;125; 175мм;

Комплект специальных ключей в количестве 3 шт.;

Сменные фланцы: DN 100; DN 150; DN 200.

7.2.4 Конструкция

Конструкция устройства «Пиранья» приведена на рисунке 7.3 и состоит из корпуса 1, смонтированного с червячным редуктором. На корпусе 1 размещается электродвигатель, который через муфту может передавать вращение на червяк 4 и червячное колесо 5. На корпусе 1 закреплены резьбовой корпус 6 и винт 7. От повреждений и попадания посторонних предметов винт 7 защищен кожухом 24.


1 – корпус редуктора

2 – электродвигатель

3 – муфта электродвигателя

4 – червяк

5 – червячное колесо

6 – резьбовой корпус

7 – винт основной подачи

8 – шпиндель

9 – переходник

10 – гайка

11 – сверло-метчик

12 – гайка

13 – фреза

14, 15 – кольцо резиновое

16 – манжета

17 – шайба

18 – подшипник

19 – гайка-стойка

20 – маховик

21 – гайка

22 – винт быстрой подачи

23 – маховик

24 – кожух

25 – шпонка

26 – гайка

27 – шаблон

29 – стойка

30,31 – подшипник

32 – гайка

33 - фланец

34 – прокладка


Рисунок 7.3 – Прорезное устройство АКВ-103 «Пиранья»

В центральном отверстии червячного колеса 5 помещен полый шпиндель 8 с закрепленным на его резьбовом конце переходником 9. В переходнике 9 гайкой 10 закреплено сверло-метчик 11, а гайкой 12 - фреза 13. Переходник 9 и хвостовик сверла-метчика 11 уплотнены резиновыми кольцами 14 и 15.

В центральном отверстии резьбового корпуса 6 установлены спаренные манжеть высокого давления 16 с шайбами 17, охватывающие подвижный шпиндель 8 (для герметизации шпинделя).

В шпиндель 8 установлена шпонка 25. При продольном перемещении шпинделя 8 шпонка 25 входит в шпоночный паз ступицы червячного колеса 5. На противоположном конце шпинделя 8 установлены гайка 21, подшипники 18 и гайка 19 с жестко закрепленным на ней маховиком 20.

В центральное отверстие шпинделя 8 через гайку 21 установлен винт 22, с подвижным маховиком 23, который имеет возможность свободно перемещаться вдоль оси винта по шпоночному пазу, выполненному по резьбовой части винта.

Другим концом винт 22 помещен во втулку 24, жестко закрепленную в ограждении 29. Винт 22 свободно вращается во втулке 24, а осевое перемещение винта 22 ограничено буртиком на винте и гайкой 26.

На гайке 19 помещен шаблон 27, на поверхности которого нанесены кольцевые риски, указывающие положение режущего инструмента в процессе резания (сверление, нарезание резьбы, фрезерование). Шаблон 27 имеет возможность осевого перемещения и фиксируется винтом 28.

Для установки устройства «Пиранья» на различные типоразмеры задвижек предусмотрены сменные фланцы 33, устанавливаемые по резьбе на резьбовой корпус 6.

7.2.5 Порядок вырезки отверстия в трубопроводе через вантуз

7.2.5.1 Для подготовки устройства «Пиранья» к работе необходимо:

Перед монтажом устройства «Пиранья» проверить целостность и маркировки устройства «Пиранья»;

Навернуть фланец 33 необходимого размера на корпус прорезного устройства б;

Убедиться в исправности и заточке режущего инструмента;

Установить шпиндель изделия в крайнее верхнее положение.

7.2.5.2 Для проверки готовности вантуза необходимо:

Произвести измерение высоты вантуза (от поверхности трубопровода до верхнего фланца задвижки (высота вантуза - (680±10) мм));

Открыть задвижку;

Перед установкой устройства «Пиранья» на задвижку (при вертикальной врезке) заполнить внутреннюю полость патрубка и задвижки водой до уровня клина задвижки;

Демонтировать электродвигатель с корпуса устройства «Пиранья», открутив четыре болта;

Закрыть задвижку;

Установить устройство «Пиранья» на задвижку и закрепить.

При монтаже следует не допускать удары устройства о задвижку и убедиться, что конец сверла-метчика 5 не касается клина 8 задвижки.

7.2.5.3 Технологические операции при вырезке отверстия

После установки устройства «Пиранья» закрепления на задвижке, довернуть изделие против часовой стрелки с усилием 15 Н-м.

Открыть задвижку.

Установить электродвигатель на корпус устройства «Пиранья».

Подсоединить блок управления 12 изделия к питающей сети.

Вращая маховик 20 и придерживая маховик 23, произвести осевое перемещение шпинделя в зону резания, при этом совмещаются шпонка шпинделя и шпоночньш паз ступицы червячного колеса,

При переходе гайки 19 в резьбу винта 7 маховиком 23 производится совмещение шагов резьбы обоих винтов до выхода винта 22 из зацепления с гайкой 21.

При касании сверла-метчика с телом трубы, установить шаблон 27 на метку начала сверления, для чего, ослабив винт 28, переместить шаблон 27 до совмещения его первой кольцевой риски с краем защитного кожуха 24, после чего шаблон закрепить винтом 28.

Включить электродвигатель (пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки на пульте дистанционного управления), который через червяк и червячное колесо передает вращение шпинделю 8, на котором закреплены сверло-метчик и фреза. Направление вращения фрезы - правое, при обратном вращении переключить электродвигатель.

Вращением маховика 20 осуществить подачу режущего инструмента.

После окончания сверления произойдет снижение нагрузки на сверло. Кольцевая метка «нарезание резьбы» на шаблоне 27 совместится с краем защитного кожуха 24.

Для нарезания резьбы необходимо ускорить подачу сверла-метчика, вращая маховик 20. Метчик нарезает резьбу в просверленном отверстии.

При окончании нарезания резьбы прекратить подачу шпинделя для того, чтобы не произошло врезание фрезы в стенку трубы.

Плавно вращая маховик 20 (см. рисунки 7.3 и 7.4) подачи по часовой стрелке коснуться фрезой стенки трубы.

Со скоростью примерно 0,1 об/мин, выполнить прорезание отверстия.

Во время прорезания следует избегать возникновения вибраций и шума.

При подходе самой верхней кольцевой риски шаблона 27 к краю защитного кожуха 24 подачу необходимо выполнять более медленно.

Вращая маховик 20 подачи шпинделя по часовой стрелке на 2 - 3 оборота, выполнить зачистку прорезанного отверстия.

Нажать кнопку на пульте управления для отключения электродвигателя.

Чтобы вывести шпиндель за клин задвижки вращать маховик 20 против часовой стрелки, ввести в зацепление гайку 21 с винтом 22. Одновременно вращая маховик 20 и маховик 23, осуществляют переход гайки 19 с винта 7 на винт 22, придерживая маховиком 23 винт 22 от проворачивания, вращают маховик 20, выводят режущий инструмент за клин задвижки.

После вывода режущего инструмента необходимо:

Закрыть задвижку;

Сбросить давление, через контрольный вентиль;

Отключить электрический кабель изделия от сети и снять заземление;

Демонстрировать изделие с переходником с задвижки;

Снять вырезанный элемент трубы со сверла-метчика;

Промыть прорезную фрезу и сверло-метчик в керосине или дизельном топливе и смазать тонким слоем консистентной смазки;

Установить на вантузную задвижку ответный фланец с эллиптической заглушкой.

1 – патрубок

2 – задвижка
3 – сменный фланец
4 – устройство
5 – сверло-метчик

6 – фреза
7 – шпиндель
8 – клин задвижки
9 – патрубок для заполнения водой

10 – верхний фланец задвижки

11 – блок управления с пускозащитной аппаратурой

Рисунок 7.4 – Схема установки устройства.

7.2.6 Действия при нештатных ситуациях

При заклинивании инструмента необходимо:

Нажать кнопку на пульте управления для отключения электродвигателя;

Немного вывести фрезу из зоны резания вращая маховик 20 против часовой стрелки;

Включить электродвигатель;

Продолжить прорезание отверстия.

7.2.7 Транспортирование и хранение

Транспортирование устройства «Пиранья» может производиться любым видом транспорта с соблюдением следующих условий:

Технологическая тара с устройством «Пиранья» должна быть закреплена способом исключающим возможность ее перемещения по грузовой площадке транспортного средства;

При погрузке-разгрузке запрещается бросать и кантовать технологическую тару с устройством;

При перевозке технологическая тара с устройством должна быть защищена от попадания атмосферных осадков.

Хранения осуществляется в технологической таре предприятия-изготовителя в складских помещениях, обеспечивающих сохранность упаковки и изделия.

7.2.8 Меры безопасности при эксплуатации

Меры безопасности при работе с устройством «Пиранья» аналогичны мерам безопасности при эксплуатации устройства холодной врезки УХВ-150, указанным выше.

7.2.9 Ограничения применения

Применение устройства «Пиранья» ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки. Величина максимального давление среды в трубопроводе при врезке - 2,0 МПа, а максимальная высота вантуза Н (расстояние от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки) - (680±10) мм.

Устройство «Пиранья» для вырезки отверстий должно быть рассчитанным на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером, паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Устройство «Пиранья» должно иметь приспособление, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10 - 15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с DN 100; 125 мм для DN150; 170 мм для DN 200.

Не допускается работа с устройством «Пиранья», если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3° и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки. Не допускается использовать устройство «Пиранья» при неисправном режущем инструменте.

Если все работы проводятся внутри организации, имеющей соответствующие допуски и разрешение, то требуется проведение лишь технической части работ, а если таковых разрешений нет, например, для подключения частного дома к системе газоснабжения, то в первую очередь нужно обращаться в соответствующие инстанции.

В случаях, если проверяющими органами будет обнаружена незаконная врезка в газопровод, за этим следуют серьезные штрафные санкции. Лицу, ответственному за данное действие, придется оплачивать в полной мере стоимость всего объема израсходованного газа и работы по демонтажу незаконного подключения. В некоторых случаях такая врезка может быть квалифицирована и как уголовное преступление, то есть как кража и причинение имущественного ущерба.

Незаконная врезка и ее последствия

Чаще всего незаконная врезка осуществляется физическими лицами, отключенными от газопровода за неуплату, либо желающими подключить дом, гараж или какую-либо хозяйственную постройку без согласования проекта и оплаты, как самого подключения, так и последующего использования газа. В зависимости от того, насколько сильный был причинен ущерб газопроводу при осуществлении врезки, количества использованного газа, а также согласия либо не согласия виновного лица решить этот вопрос мирным путем и оплатить все положенные штрафы, может быть применена административная или уголовная ответственность.


В случае причинения особо крупного ущерба и нежелании его возмещать, а также при выявлении факта, что подобные врезки осуществляются уже не в первый раз, к виновному лицу могут быть применены статьи УК РФ 158 (Кража при открытом доступе) и 165 (Причинения ущерба путем обмана). Поэтому лучше не рисковать и получить все необходимые разрешения и заключить соответствующий договор.

Незаконная врезка почти всегда проводится с нарушением технологических норм, что может привести к серьезным авариям и пожарам.

Виды газопроводов и способы врезки

Газопровод – это сооружение, прямое предназначение которого – транспортировка газа при помощи трубопровода. В зависимости от назначения газопровода, природный газ может подаваться под разным избыточным давлением. Так, к примеру, магистральные (передающие газ на дальние расстояния) трубопроводы бывают только высокого давления, а распределительные (доставляющие газ к конечному потребителю): низкого, среднего и высокого давления.


Врезка в газопровод под давлением без остановки транспортировки газа по основной магистрали может использоваться как при ремонте трубопровода, так и при подключении отдельных потребителей. Трубопровод при этом работает без перерывов, а давление и объем подачи не снижается. Такой метод называют еще холодной врезкой. Кроме этого, существует и более «традиционный» метод – сварка труб, который считается очень трудоемкий и требует высокой квалификации и специального доступа сварщика.

Современные технологии позволяют осуществлять врезку в газопровод без сброса давления, но сам процесс может отличаться в зависимости от материала труб, которые могут быть пластиковыми или металлическими. Пластиковые газопроводы постепенно набирают популярность из-за высоких эксплуатационных качеств и возможностью прокладки в самых неблагоприятных условиях.

Врезка в пластиковый газопровод под давлением

Для создания отводов и других элементов врезки в готовую систему, желательно использовать фасонные детали, или фитинги, заводского производства соответствующие ГОСТу, чтобы снизить риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. В основном для врезки в пластиковые трубы применяются металлические фитинги путем раструбного соединения, которое после завершения монтажа проклеивается специальными составами.


Клеевой шов должен иметь максимальную плотность и быть полностью герметичным, чтобы через него не просачивалась влага. Сама же стальная вставка должна быть обработана составами, защищающими от ржавчины, так как попадание влаги и коррозийные процессы могут привести к появлению каверн и отслоению винипласта в области соединения.

Непосредственно врезка осуществляется путем создания вставок из стальных сплавов перпендикулярно к газовой трубе. Каждая вставка должна иметь длину от 70 до 100 см и наращиваться пластиковыми трубами путем раструбно-контактного соединения. Такой способ подразумевает, что на разогретую до температуры в районе 60 °С стальную вставку с усилием насаживается пластиковая труба. Применяется данный метод для создания отводов от газопроводов с низким давлением, а для средних перед наращиванием стальной вставки требуется нанести на место будущего соединения порошковый полиэтилен для более плотного сцепления двух видов материала.

Врезка в газопровод из металлических труб

Несмотря на развитие технологий пластиковых трубопроводов, наиболее распространенным вариантом все же остается газопровод из стальных труб.

При монтаже магистральных и распределительных газопроводов сварка является еще одним основным видом соединения. Трубопроводы, давление которых составляет более 70 кПа, свариваются при соблюдении строгих правил, выдвигаемых Госгортехнадзором. К этим работам допускаются только те сварщики, которые прошли соответствующую подготовку и имеют разрешение.


Сварка труб и ее технология также во многом зависит от материала свариваемого сооружения, но все они свариваются в основном встык. Сварные соединение и типы швов строго обозначены ГОСТом и должны выполняться только в соответствии с этими требованиями. Данные стандарты предусматривают не только тип шва, но и его размер и расположение деталей под разных углом.

В соответствии с этим определятся и типы сварных швов:

  • стыковой;
  • тавровый;
  • внахлест;
  • угловой.

Особое внимание уделяется угловой и тавровой (Т-образной) врезке, так как здесь очень важно избежать непровара швов и подрезов.

Перед сваркой газопроводные трубы должны быть подготовлены тщательным образом: очищены от ржавчины и грязи, окислов и масла. Сам вид сварки для газопровода не имеет значение, поэтому используют как дуговую, так и лазерную сварку.

Без сброса давления в магистральной трубе врезку в металлический газопровод можно реализовать через задвижку или с применением специального устройства, которое называется ПГВМ.

Если используется вариант с задвижкой, то в этом случае к магистральной трубе приваривается муфта и патрубок с фланцем, к которому и присоединяется задвижка с камерой. Отверстие в трубе вырезается чашечной фрезой через муфту, после чего вырезанный фрагмент, как и саму штангу с фрезой вынимается через камеру и задвижка закрывается. После этого к фланцу, расположенному на задвижке, можно подсоединять отвод. Из недостатков такого способа можно выделить необходимость установки колодцев, а также неудобное расположение задвижки к основной трубе, что делает эксплуатацию менее удобной.

Второй способ, это использование ПГВМ, специального устройства, которое разработано для осуществления врезки в действующие газопроводы без сброса давления, имеющих диаметр трубы от 186 до 529 мм. Данное устройство осуществляет врезку путем создания отверстий 80 и 140 мм в стенке газовой трубы. Первым делом к газовой трубе приваривается патрубок, который должен иметь диаметр равный диаметру подсоединяемого отвода, внутри которого приваривается втулке к стенке трубы. Во втулку ввинчивается шпилька, шток с фрезой и заливается машинное масло так, чтобы оно превышало уровень трубы на 3 мм.

На фланец соединения устанавливается устройство ПГВМ с приводом для фрезы, которой прорезается отверстие в трубе необходимого размера. После чего вырезанный фрагмент извлекается, снимается привод, шток и фреза, вместо которых устанавливается резьбовая пробка и вся система возвращается на место. Затем открывается газ, пробка заворачивается в патрубок, устройство ПГВМ снимается и резьбовая пробка обваривается по периметру. По завершению работы при помощи мыльной эмульсии проверяется качество сварных швов, а сам газопровод и врезка надежно изолируются.

Врезка в газопровод, как и любые работы, связанные с газовыми магистралями, требует строжайшего соблюдения техники безопасности. Врезка должна производиться только квалифицированными специалистами с допусками к данному виду работ.