Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


.
Берегите природу и здоровье.

Мать и мачеха.

Мать и мачеха (tussikgo fartura L.). Другие русские названия: белокопытник, подбел, водяной лопух, матерник, двоелистник, камчужная трава,околоречная трава, мачеха, ранник.

Мать и мачеха - многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, густо покрытыми буроватыми чешуевидными листьями. Стебли неветвящиеся, заканчиваются цветочной корзинкой, достигают высоты 10-25 см.

Мать-и-мачеха, несмотря на свою нежность, одно из самых неприхотливых растений. Она растет на пустырях, насыпях, в оврагах канавах, в карьерах, у дороги. На землях, покрытых плотным дерном, она не растет. Выбирает незатененные участки, очень солнцелюбива. Основной способ размножения - вегетативный, за счет корневищ, но хорошо размножается и семенами.

Целебные свойства мать-и-мачехи человек открыл давно, она - одно из самых древних лекарственных растений и успело обрасти разными преданиями и легендами. Удивительно само название растения: ее большие прикорневые листья сверху ярко-зеленые, глянцевитые, даже внешне выглядят холодными. И действительно, если этой стороной лист приложить к телу, то сразу ощущается холодок. Именно это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона того же листа, покрытая нежным пушистым бархатом - мягкая и теплая и ее сравнивают с матерью.

Это растение высоко ценится пчеловодами, так как это первый весенний медонос: дает самый ранний взяток нектара и пыльцы. Мать-и-мачеха, имея хорошо разветвленное по площади корневище, хорошо закрепляет землю на обрывах, насыпях и других местах.

Ну и конечно, первые появляющиеся весной цветки мать-и-мачехи, когда кругом все серо и бесцветно, радуют нас и пробуждают в душе чувство любви к вечно живой природе.

Л. Акиншина

Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!

Л. Дунина

На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха.

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale) – всем знакомое многолетнее растение семейства сложноцветных; это одно из самых распространённых в мире растений.
В зависимости от условий роста, одуванчики значительно различаются по высоте (5-50 см) и диаметру соцветия (от 1 см до 5 см и более). Цветут одуванчики очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян.

Лишь только солнце пригреет весной окрестные поля и склоны гор вокруг Гуидонии , у одуванчиков начинают активно отрастать молодые листья. А вскоре из центра прикорневой розетки сочных лопастных листьев быстро выдвигаются трубчатые цветоносы с бутонами.
И вот однажды, в тёплый солнечный день, на фоне сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков, словно многочисленные дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ковром. Пейзаж мгновенно становится праздничным и превращается в завораживающую картину.
Цветок одуванчика уподобляется солнцу в миниатюре: многочисленные язычковые лепестки изящного соцветия расходятся от центра в стороны, будто золотые солнечные лучи.

С древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.


В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!

(одуванчик)

* * *
Одуванчик

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

О. Высоцкая


На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.

(одуванчик)

Одуванчик

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.

Серова

Клевер.

Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Распространенный повсеместно, он значительно обогащает почву азотом, потому что, как и все бобовые имеют на корнях клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие атмосферный азот и переводящие его в усваиваемые растениями соединения. В мае-июне зацветают на лугах клевера и сразу меняется картина разнотравья - яркие красные, бледные розовые и белые соцветия клеверов хорошо заметны на зелени полянки.

Латинское название клевера - трифолиум (Trifolium), в буквальном переводе означает - трилистник. Действительно, почти у всех видов клевера лист обязательно состоит из трех маленьких листочков.

Тройчатый листочек клевера считался в Европе символом Святой Троицы и часто встречается в орнаментах, в вышивке, ювелирном деле и даже архитектуре, особенно готического стиля. Особой удачей считалось найти клевер с четырьмя листиками - он приносит счастье. Изображение листочка клевера дало название одной из мастей в картах - треф - по-французски клевер. Кстати, рисунок названный у нас "пиками", первоначально был листиком липы.

Наиболее известен и заметен клевер красный , он же клевер луговой . У клевера красного хорошо видно, что головка состоит из отдельных цветков. Они распускаются не одновременно, краевые раньше, и иногда на полностью отцветшей головке можно видеть 1-2 цветка, оставшиеся неопыленными и ждущие своего шмеля.

Вы встречали, наверное, и клевер белый . Его еще называют кашкой . Он не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного, покороче и трубочки его цветков. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, часто так мною пчел. Тут им не приходится прогрызать дырочки в цветах - пчелиного хоботка вполне хватает, чтобы и так добраться до сладкого нектара.

Вечером листочки клевера поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, но луг с белым клевером дает меньше сена.

Л. Громова

Клевер в разнотравье
Розовый цветет,
В воздухе мельканье-
Бабочек полет.
В вихре кружит весело
Красок карусель,
Слух ласкает песенкой
Мне жужжащий шмель.

А. Алферова

У дороги клевер
Распушил свой веер.
С ветерком играет,
Песню напевает:
- Бабочки и осы,
Пчёлки и стрекозы
Вместе собирайтесь
И ко мне слетайтесь.
У меня, у молодца,
Очень вкусная пыльца.

Лапчатка

На берегах рек и озер, рядом с канавами, на пустырях, лесных полянах, глинистых склонах, вдоль дорог и даже на городских газонах летом можно увидеть ковер из ярко зеленых перистых листьев, среди которых примостились небольшие желтые цветки. Это лапчатка гусиная, которая цветет с мая до начала осени. Даже в октябре иногда можно увидеть желтые цветки лапчатки. Благодаря длинным стелющимся стеблям она быстро разрастается, занимая большие площади.
Любопытно, что растение «полюбило» городские газоны, так как при периодическом скашивании травы стелющаяся лапчатка практически не страдает, получая заметное преимущество для дальнейшего роста.
Лапчатка гусиная обладает выраженными целебными свойствами, поэтому находит применение в народной медицине и косметологии многих стран. Об интересе к этому растению свидетельствует и значительное количество его народных названий – гусиные лапки, гусиная трава, дубровка гусиная, лапка, лапешник, судорожная трава, мартинова рука, перстач, гарлянка, жабник и т.д.

Подорожник.

Есть множество цветов
Красивых, осторожных.
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
С. БаруздинПодорожник большой в народе еще называют по-разному: семижильник, порезник, попутник, ранник, чирьевая трава.

Родовое название образовано от латинских слов planta - ступня и agere - двигать, так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. В Древней Греции его называли «арноглосса» из-за того, что листья его похожи на овечий язык.

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другая группа названий - «порезник», «рамник», «чирьевая трава» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства. По рассказам эти свойства были открыты так.

Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другая задержалась и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым и исцелила пострадавшую. Этот случай будто бы натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран. Так это было или нет, но применение подорожника в медицине известно не менее 2 тыс. лет. Употребляли его Гиппократ и Гален. Диоскорид называл его многореберным или семиреберным (по количеству жилок). Авиценна считал, что «...он чрезвычайно хорош для язв... Листья его вяжут... Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого». И еще интересная рекомендация: «Когда варят чечевичную похлебку и кладут туда подорожник вместо свеклы, такая похлебка полезна от водянки».

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Такую же массу используют при укусах пчел, ос и даже змей. Она оказывает не только болеутоляющее действие, но и предупреждает появление отека.

К началу лета из середины листовой розетки приподнимаются несколько цветочных стрелок высотой 20-30 см. Они заканчиваются соцветием колос, состоящим из невзрачных буроватых четырехчленных цветков. Плоды - коробочки с большим количеством (5-34) мелких бурых семян. Одно растение способно дать до 60 тыс. семян. Наружный слой оболочки у них слизистый, при попадании воды они сильно ослизняются, становятся клейкими. Прилипая к обуви человека, копытам, лапам животных, переносятся на далекие расстояния.

Полагают, что таким образом подорожник попал в Америку. Прилипнув к обуви первых переселенцев, копытам лошадей, его семена переправились через океан и двинулись в глубь материка. Везде, где поселялись белые люди, вскоре вслед за ними появлялся подорожник. Индейцами он был назван «следом ноги белого человека».

О популярности подорожника в народе говорит поэт И. Тихонов:

Панацея, панацея -
Животворная трава,
О тебе не оскудеет
В селах северных молва...
...Чернолесье, луг
Да пожни,
По тропинке полевой
Стелет листья подорожник,
Давних лет попутчик мой.

Путник часто ранит ноги.
Вот и лекарь у дороги!
Подорожник

Ромашка аптечная.

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички -
Белые реснички.
(Ромашки)

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

«любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет&» так мы пытаем бедную ромашку до тех пор, пока не выйдет любит и поцелует. Интересно, а на что еще пригодна ромашка? В данной статье пойдет описание травянистого растения - ромашка аптечная , а именно ее внешние и лечебные свойства.

Ромашка аптечная это однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Это небольшое растение, высотой в 40 см, имеет сильный ветвистый одиночный стебель. Обладает сильным запахом. Что касается цветков ромашки, то они собраны в корзину, размером где-то в 1,5 см в поперечнике. Цветочная корзина состоит из белых языковидных лепестков и желтых многочисленных желтых трубчатых цветков. К концу цветения язычковые цветки отгибаются вниз. Ромашка цветет долго с конца мая и до середины сентября. Она растет по всей европейской части России как сорняк в сорных местах, около жилищ и на полях, на залежах, по обочинам дорог. Как заготовится на зиму? И как сохранить полезные свойства на долгое время? Для этого нужно высушить собранные цветки ромашки в хорошо прогреваемых солнцем помещениях или же под навесами с хорошей вентиляцией, рассыпав тонким слоем, толщиной в 2-3 см на бумаге или ткани. Проследите за тем, чтобы не было плесени, гнили и других мелких частей. Срок хранения не более 1 года с момента заготовки.

Ромашка наделена намного большими магическими свойствами, чем кажется на первый взгляд. Это цветку находят удивительные применения. Ромашка может вылечить, обворожить, загипнотизировать. Например, с помощью ромашки можно приготовить зелье, которое может усмирить даже самого свирепого зверя.О магических свойствам ромашки люди узнали давно. Ромашка с давних времен используется для защиты жилища от злого колдовства. Ее рассыпают вокруг дома.Ромашку издревле используют в любовной магии. А также для сна и медитации. Эфирное масло ромашки имеет синий или темно-синий цвет, используется для защиты от темной энергетики и очистительных ритуалов.

Божья коровка

Алую половинку горошины, ползающую на шести черных лапках, повсюду величают ласково. У нас, ее зовут божьей коровкой или солнышком, в Западной Европе - божьей овечкой, солнечным теленочком, солнечным жучком. В США кое-кто уверен, что ежели убьешь божью коровку даже ненароком, то будет неприятность.

Осенью коровки улетают совсем, но не на небо, а прячутся на опушке леса или в предгорьях под большими камнями. Бывает, что толпа коровок зимует у всех на виду - на стволе дерева или на обычном столбе. Эту компанию поливает дождь, засыпает снег. Чтобы на морозе не превратиться в льдышку, коровки еще осенью сохнут, теряют воду и заботятся об антифризе - вырабатывают глицерин и сахар. В их тельцах падает активность ферментов: зимой надо экономить на обмене веществ.

Мы привыкли думать, будто божьи коровки - это только жуки, панцирь которых красный или желтый, а спина украшена семью или пятью точками. Ничего подобного - энтомологи по праву считают коровками и тех, на чьих спинах стоят запятые, тире и даже буква "М". Есть коровки, спины которых покрыты затейливым орнаментом. К тому же божьи коровки носят не только красный или желтый костюм, есть среди них и приверженцы черного платья. Однако и оно пестрит пятнами. (Кстати, 28-точечная коровка - вегетарианец и вредитель: ест картошку, клевер и свеклу.)

Зачем же такой яркий наряд? Да затем, чтобы не трогали. Говоря языком энтомологов, у коровок угрожающая или что, то же самое, предупреждающая окраска. И предупреждает она о несъедобности. С этой несъедобностью знаком каждый: если коровка бродит по руке, а ребячий палец ненароком прижмет жучка, тот по канальцам в ланках выпустит оранжевую ядовитую каплю. В ней яд кантаридин, обжигающий горло птицам, схватившим симпатичное насекомое. В другой раз они облетят коровку стороной. Так что алая горошина далеко не беззащитна.

Божьих коровок можно встретить в течение всего лета всюду - и в лесу, и в саду, и в поле, и в парке. Нередко они появляются на улицах больших городов, залетают в квартиры и даже зимуют там. "Пиявочек"-личинок увидеть можно лишь в первой половине лета и только там, где есть тли. О личинках люди знают гораздо меньше, чем о взрослых насекомых, и, к сожалению, относятся к ним далеко не всегда так, как они того заслуживают.

Стихи про Божью коровку.

Я летать умею ловко,
Божья пестрая коровка.
Крылья красненькие в точках,

В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Я – полезная букашка,
Ты меня не обижай!

Я летать умею ловко,
Божья пестрая коровка.
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Я – полезная букашка,
Ты меня не обижай!

* * *

С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это –

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…

Ель обыкновенная.

Вечнозелёное дерево с поверхностной корневой системой . Достигает в высоту 35-50 метров.

Лекарственное сырье ели обыкновенной

Лекарственным сырьем ели является ее хвоя, богатая эфирными маслами, витамином С, дубильными веществами, минеральными солями и фитонцидами; зеленые побеги и молодые шишки, которые нужно собирать весной; молодые верхушки веток с почками; незрелые семенные шишки и живица – смолистый сок, выступающий в местах ранения дерева. В шишках ели содержится смола и дубильные вещества.

Применение в других областях . Древесина ели используется при производстве стройматериалов (древесно-стружечные плиты, штукатурная и кровельная дранка, паркет и др.). Из отборной ели изготавливают музыкальные инструменты. Получают смолу, скипидар, канифоль, деготь, целлюлозу. Употребляется ель для изготовления бумаги. Кора применяется для дубления кож в промышленности. Жирное масло семян используется при производстве лаков. Из хвои ели получают хлорофилло-каротиновую пасту, содержащую хлорофилл, фитонциды и витамины, которая применяется как кормовая добавка в животноводстве.

Ель нуждается во влажном воздухе, любит питательные влажные почвы, но не выносит застоя воды. Всходы ели часто развиваются на упавших стволах и разрушающихся старых пнях, так как это растение способно усваивать сложные азотные соединения. Помогает дереву добывать из почвы питательные вещества и микориза - в данном случае это симбиоз многих съедобных шляпочных грибов с еловыми корнями. Именно поэтому в ельниках много белых грибов.

Стихи и загадки.

* * *

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.

* * *

Елка летом просто елка :
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

И.Токмакова


Аптека под ногами.

Как рассказать детям о лекарственных растениях.

Автор : Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г.Мичуринск.

Описание материала : данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель : знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов
. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.


Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков
)
Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)


Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!


О целебных свойствах многих растений знали еще задолго до появления медицины. С их помощью наши предки лечили всевозможные хвори и недуги, при этом, не забывали копить свои знания и передавать из поколения в поколение рецепты чудодейственных средств, составляя «травники», «цветники», «зельники». Благодаря им появились многие лекарственные препараты, ведь почти половину всех лекарств готовят на травяной основе. И сейчас, не смотря на то, что фарм индустрия развита настолько, что в любой аптеке можно купить средство практически от всех недомоганий, многие семьи занимаются сбором и заготовкой лекарственных растений.

Сейчас, когда цветение трав в самом разгаре, расскажите детям о лекарственных растениях, которые произрастают в вашей местности, а так же об их полезных свойствах. А в ближайший уикенд отправляйтесь всей семьей на сбор целебных трав и цветов. И чтобы вы ничего не забыли и распознали нужное растение, мы подготовили небольшую шпаргалку.

Подорожник

Помните как в детстве, сорвешь у дороги листок подорожника, приложишь к разбитой коленке и не нужно никаких пластырей и бинтов. Еще подорожник прекрасно справляется с укусами ос и пчел. А в народной медицине его применяют при лечении кашля.

Интересен тот факт, что листья подорожника накапливают меньше всего токсинов в сравнении с другими растениями, которые растут у оживленных трасс.

Ромашка

Ромашка, как лекарственное средство, очень популярна у многих народов. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а так же как полоскание полости рта. А если таким отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок.

Шалфей


Шалфей в народе еще называют «чабан-чай». Еще пастухи на лугах заваривали чай из этой травы, чтобы не уснуть, быть бодрыми и внимательно следить за отарой. Так же отвар из шалфея применяют для полоскания ротовой полости при стоматитах или после удаления зуба и для лечения больного горла.

Крапива

Наверное многие знают о жалящей «натуре» крапивы, поэтому аккуратно обходят ее стороной. Но, как оказалось, в этой колючей и неприветливой на первый взгляд траве содержится огромное количество витамина C - в 2,5 раза больше чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках. Поэтому из свежих молодых листьев крапивы варят витаминный суп. А еще ее применяют как кровоостанавливающее средство.

Липа


Теплым летним вечером очень трудно пройти мимо цветущего дерева липы и не услышать его неповторимый аромат. Чаем из липового цвета лечат простуду, ангину и бронхит, а так же он прекрасно успокаивает детскую нервную систему.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Заниматься заготовкой лекарственных растений должны взрослые, дети им могут только помогать.

2. Необходимо хорошо знать лекарственные растения и уметь отличить их от ядовитых.

3. Сбор лучше начинать утром в сухую погоду, после того, как сойдет роса.

4.Нельзя собирать травы вблизи оживленных трасс.

5. Сорванные растения нужно складывать в большую корзину, чтобы не помять их.

7.При сборе нельзя топтать соседние растения, а так же вырывать растения с корнем или все до последнего.

Очень важно самим бережно относиться к растениям, а так же научить этому детей. Ведь все свои сокровища природа отдает человеку и взамен просит только одного: беречь ее!

К сожалению, о многих лекарственных растениях мы мало что знаем и проходим мимо них, хотя они несут огромную ценность для здоровья человеческого организма. Поэтому всегда нужно расширять свои знания и представления о разнообразии растительного мира.

Если Вы занимаетесь заготовкой и сбором лекарственных растений, тогда поделитесь с нами и нашими читателями информацией об этом. Какие виды трав и цветов Вы собираете и как правильно их применять? Пишите нам и присылайте фото на info @ childbrand . com . ua .

Наталья Цейслер
Конспект занятия «Интересные факты о растениях»

Конспект открытого занятия на тему «Интересные факты о растениях».

Возраст детей 8-9 лет. Два академических часа по 45 минут, одна перемена 5 минут.

Педагог дополнительного образования Цейслер Н. Н.

Вид занятия: комбинированный.

Развитие мотивации воспитанников к обучению;

Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о интересных фактах некоторых растений (или создать условия для восприятия и осмысления интересных фактов о растениях).

Обучающие:

Обучить овладению основных приёмов объёмной аппликации;

Научить последовательности этапов выполнения работы;

Научить пользоваться работать с шаблонами;

Ознакомить и изучить особенности растений.

Развивающие:

Развить навыки работы с шаблонами;

Развить воображение, внимание, мышление;

Развить умение обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

Воспитать любовь к природе;

Привить интерес к творческому труду.

УУД (универсальные учебные действия):

Мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

Регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение правильной последовательности действий; проверка результата работы;

Личностные – формирование личных качеств: внимание, трудолюбие, аккуратность;

Развитие мотивации к творчеству и познанию нового.

Образовательные технологии.

Применение ИКТ: видео и фото.

Технология дифференцированного подхода в обучении.

Методы обучения.

Объяснительно - иллюстративный, словесный на этапе объяснения темы и постановки задачи, беседа, диалог;

Наглядный метод – рисунки, иллюстрации, фотографии, демонстрационные материалы;

Частично – поисковый метод – выполнение творческого практического задания.

Материалы и оборудование.

Для педагога: компьютер, наглядные пособия, учебная литература, фото и видео материал по теме занятия, ножницы, графитный карандаш, цветная бумага, электронная презентация «Интересные факты о растениях».

Для обучающихся: цветная бумага, ножницы, графитный карандаш, клей – карандаш, рабочие тетради, ручка.

Ход занятия:

1. Организационная часть (2 минуты).

2. Вводная беседа с проверкой качества усвоения ранее изученного материала (8 минут).

3. Изучение нового материала, постановка задач (18 минут).

4. Физминутка (3 минуты).

5. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике (9 минут).

6. Подготовка к практической работе, инструктаж (5 минут).

7. Перемена (5 минут).

8. Практическая работа (40 минут)

Объяснение, рассказ,

Выполнение практического задания.

9. Подведение итогов, рефлексия (5 минут).

Дети поделены на малые группы (4-5 человек).

Организационная часть. (2 минуты)

Здравствуйте! Очень приятно видеть вас у себя на занятии.

Сегодня у на не обычное занятие, к нам пришли гости. Мы с вами будем работать в группах. А для того, чтобы занятие прошло на должном уровне, мне понадобится ваше внимание и старание.

Вводная беседа. (8 минут)

Педагог читает загадки, а дети отгадывают и находят подходящую иллюстрацию, затем вывешивают ее на доску.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Был он желтеньким цветком -

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик -

Облетает. (одуванчик)

Пьёт бензин, ка молоко,

Может бегать далеко,

Носит обувь из резины,

А зовут её … (машина)

Какая иллюстрация здесь лишняя? (ответы детей)

Знаете ли вы, что такое ботаника? Как с греческого переводится слово «ботане»? (Ответы детей)

«Ботане» в переводе с греческого означает трава, растение. А ботаника – это наука о растениях. Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Что отличает человека от растений? Найдите общие и отличительные признаки. Дети рассматривают карточки: «дышит, растет, питается, двигается».(карточки лежат на столах у каждой группы, при ответах поднимают вверх правильную карточку)

Изучение нового материала. (18 минут)

Сегодня ребята, мы познакомимся с интересными и необычными растениями. А в чем их особенность определять будете вы.

Рассмотрите фотографию. Кто знает как называется это дерево? (ответы детей). В чем необычность этого дерева на ваш взгляд? (ответы детей). Команды поднимают карточку.

Это секвойя.

СЕКВОЙЯ – САМОЕ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО В МИРЕ.

Секвойя – одно из самых больших и самых древних деревьев на Земле. Эти древесные растения семейства Кипарисовые могут вырастать до 76 метров (25-этажное здание, а отдельные экземпляры секвойя достигают высоты более 110 м. Максимальный возраст - более трёх с половиной тысяч лет. Их диаметр на уровне человеческой груди составляет 9 метров. (просмотр презентации)

Средняя высота деревьев составляет около 60 метров, но встречаются и целые рощи высотой более 90 метров. На сегодняшний день известно около полусотни секвой, чья высота превышает 105-метровую отметку.

Древесина этих деревьев несъедобна для лесных вредителей, а очень толстая кора (местами до 30 см) представляет собой тепловой щит и во время пожаров защищает дерево от огня. Этим и объясняется столь долгая жизнь секвои.

Существует туннель через поваленную секвойю в одноимённом калифорнийском национальном парке Секвойя.

По фотографии обычно сложно представить себе реальные масштабы, поэтому несколько снимков, на которых присутствуют люди - чтобы легче было сравнить размеры.

Самое быстро растущее растение - Бамбук.

Это самая высокая трава в мире – бамбук. Об этом растении на Востоке сложены легенды. Оно было спасителем и покровителем во все времена. Из него делалось оружие и мирные орудия труда. Это удивительное растение, достигающее высоты десяти метров и не являющееся деревом.

С виду не очень прочное, но способное выдерживать сильные порывы ветра. Считается самой высокой травой, произрастающей на планете. Вторым достижением бамбука является скорость роста - в самом начале он растет очень быстро, затем немного сбавляет обороты. Бамбук цветет 4 раза в столетие, а иногда и один раз в столетие.

Родственниками бамбука являются кукуруза, пшеница, рожь и другие злаковые растения.

После цветения бамбук дает плода, после чего он отмирает либо полностью, либо частично, а именно, надземная часть. Корень в этом случае остается живой.

Используется бамбук в строительстве, нашел применение в кулинарии.

И, действительно, бамбуковый лес – великолепное зрелище. А если учесть, что растут такие заросли очень быстро – красота буквально восстает стеной перед вами.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

САМОЕ ТОЛСТОЕ ДЕРЕВО - БАОБАБ.

Баобаб - уникальное дерево, оно не только самое толстое дерево на планете, но и самое долго живущее. Ученые постоянно спорят о продолжительности жизни этого дерева, т. к. у него отсутствуют годичные кольца. Путём радиоуглеродного анализа была установлена отметка в 5 500 лет. Баобаб - бесстрашное дерево. Его не напугать ни бурями, ни засухой. В сезон дождей он впитывает воду, словно огромная губка (до 120 тонн, а в жаркое время будто съеживается, порой даже становится меньше. Если со ствола содрали кору – она снова нарастает, а если по каким-то причинам дерево упало, то продолжает расти, пока хоть один корень контактирует с почвой. Еще одной интересной особенностью является то, что цветы баобаба, распускающиеся под вечер, опыляют… летучие мыши!

Жители тех мест, где растёт баобаб, нашли применение практически любой его части: из коры и корней изготовляют ткань и веревки, из золы коры - лекарство, повышающие иммунитет, листья используются в приготовлении различных блюд (салатов и супов, плоды употребляют в сыром или высушенном виде, из семян варят кофе. А ещё в дуплах баобаба можно просто жить. В общем, дерево на все случаи жизни.

Пористая кора и древесина хороши для изготовления бумаги, ткани, бечевки. Настойка из листьев баобаба лечит лихорадку, болезни почек, астму, диарею, укусы насекомых, а паста, содержащая растертые в порошок зерна, помогает при зубной боли. Из листьев варят суп, а первые ростки малыша-баобаба по вкусу напоминают спаржу. Цветочная пыльца годится для изготовления клея, дым от сожженной начинки плода отгоняет назойливых насекомых. По ночам принц вполне мог бы спокойно почивать в пустотелом баобабе.

Мякоть плодов красноватая, мучнистая, приятная на вкус, кисловатая, освежающая. Ее охотно употребляет в пищу и местное население.

Считая столь полезное дерево священным, жители саванн строго придерживаются обычая - каждый должен посеять семена баобаба возле своего жилища.

Кроме Экваториальной Африки, баобаб растет на Мадагаскаре, в Индии и в саваннах Австралии.

Не знающие старости великаны баобабы доживают до 6000 лет, а за это время сменяются многие поколения людей.

В ЮАР внутри баобаба обустроен полноценный бар. Посмотреть на него приезжают более семи тысяч человек в год. При чем дерево это продолжает благополучно расти, несмотря на интенсивно работающее внутри его ствола заведение.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

Магический цветок – пион. Неудивительно, что этот дивный цветок почитался еще в Древней Греции, где его ценили не только за красоту. Как известно древние греки страшно боялись злобных духов и, веря в магическую силу цветов, выбрали себе в защитники величественные пионы. Описание бус из кусочков корней пиона, которые носили на шее с младенчества – наглядный пример того, что этот цветок наделяли чудодейственными свойствами. богов, так и людей.

Именно внешний вид значительно повлиял на значение цветка: пион у древних римлян, например, олицетворял напыщенность, самодовольство и гордость, а в Древней Греции считался символов долголетия.

Пионы символизируют знатность и богатство и их принято преподносить друзьям и даже послам в качестве пожеланий благополучия. Согласно другой версии пион является носителем чистой энергии Ян и символизирует Любовь и Красоту, вследствие чего может свидетельствовать о более нежных чувствах к адресату.

Физминутка. (3 минуты)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – сесть тихо на места.

Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике. (9 минут)

Беседа с детьми. Ответы на вопросы. Педагог поднимает карточку «большое, толстое, быстрорастущее, магическое», а дети находят правильный ответ среди названий растений и поднимают карточку «бамбук, секвойя, баобаб, пион». Ответ обосновывают словами.

Перемена. (5 минут)

Подготовка к практической работе, инструктаж. (5 минут).

Проговариваем безопасное использование ножниц и других подручных материалов.

Дети делятся на малые группы, для выполнения практической работы.

Практическая работа. (40 минут)

Педагог рассказывает, демонстрирует готовый образец цветка.

Как вы думаете этот цветок похож на пион? Из чего он сделан? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете почему мы сегодня делаем этот цветок? Что о нем вы знаете? Какой праздник приближается? (ответы детей)

Педагог объясняет этапы выполнения практической работы.

В процессе выполнения практической работы, педагог подходит к детям и подсказывает порядок выполнения. Обучающиеся работают самостоятельно, руководствуясь представленными на доске этапами выполнения работы, проявляя полученные навыки и закрепляя результат.

Подведение итогов, рефлексия. (5 минут)

Все дети принимают участие в оценивании работ, выбирают лучшие пионы.

С какими словами можно будет подарить этот магический цветок своей маме? (ответы детей)

Сейчас вам необходимо выбрать цветок нужного цвета и подарить его мне. (на столах конверты, в которых цветы трех цветов, необходимо выбрать)

Красный цветок - очень понравилось,

Жёлтый цветок – много узнал нового и очень понравилось,

Синий цветок – не очень понравилось.

Уборка рабочих мест.

Список литературы.

http://eco.m5.by/это-интересно/интересные-факты-о-растениях/Интересные факты о растениях

http://www.ecoterica.com/20-interesnyh-faktov-o-rasteniyah.html

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigslide.ru%2Fimages%2F15%2F14258%2F960%2Fimg22.jpg&text=ботаника%20это&noreask=1&pos=22&lr=50&rpt=simage

http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-derevja-i-kustarniki.html