Аннотация

В данной методической разработке содержатся конкретные материалы по организации и проведению занятия “Лекарственные растения” в форме фитогостиной в объединении “Цветоводство” МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки для детей среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.

Методические материалы могут использовать педагоги дополнительного образования объединений научно-естественной направленности учреждений дополнительного образования и учителя биологии ОО.

Введение

Среди разнообразных форм занятий с учащимися объединения “Цветоводство” особое место занимает фитогостиная, которая проводится как обобщающее занятие по теме “Лекарственные растения”. Логика данной формы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова “фитогостиная”: это комната, напоминаюшая маленький уголок природы, где принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приёма гостей для свободного общения на основе их заинтересованного, заботливого и ответственного отношения к окружающей природе, её разнообразной флоре. Гости рассказывают истории, приводят интересные факты, организуют игры, викторины, и все участники общения стремятся к самовыражению и творчеству.

Гостей иногда угощают, поэтому фитогостиная включает фитобар с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. Летом ребята собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в зимний период обострения различных вирусных заболеваний заваривают травяные чаи и коктейли. “Знатоки-бармены” показывают, как это надо делать и угощают всех гостей заранее приготовленным и настоявшимся ароматным фиточаем.

Основная часть

Цель занятия: развивать интерес и любовь, ответственное и заботливое отношение к окружающей природе.

Задачи:

Обобщить знания по теме “Лекарственные растения”;

Научить учащихся бережному общению с природой;

Познакомить с жизненным кредо достойного человека по отношению к природе;

Стимулировать познавательную активность учащихся;

Развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.

Материалы: мультимедийное оборудование, лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, фиточаи, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся, костюмы для постановки сказки.

Ход занятия

Звучит нежная мелодия.

Педагог. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились в фитогостиной, где поговорим о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. В нашей гостиной вас ждёт много необычного. Организуя её, мы проявили творчество и фантазию, чтобы всем было интересно. Устраивайтесь поудобнее и послушайте вначале вот такую историю.

На экране – слайды-иллюстрации к следующему повествованию, которое учащиеся озвучивают по ролям:

За горами, за лесами, за широкими морями,
Не на небе – на земле жил-был царь в одной стране.
Дочь царя – красну-дивчину извела совсем кручина.
Царь-отец созвал совет: как царевну, белу-свет,
От болезни сей избавить, крепко на ноги поставить?
И был дан ему ответ: съездить в “Царство тыщи лет”,
По – соседству что с горою, омываемой водою, называемой живою.

Тут же дали клич народу: кто отправится в дорогу,
Привезёт живой воды из Курдюмочки-реки,
В жёны тот возьмёт царевну и пол-царства непременно!
Этот клич Иван услышал, пораздумал, поразмыслил
И решил минут за пять своё счастье испытать.
У Ивана был дружок, звавшийся Конь-Горбунок.
- Эй, Конёчек-Горбуночек, собирайся в путь, дружочек!
Мы поедем в град-столицу добывать живу-водицу,
Чтоб царевну излечить и полцарства получить.

Взял он склянку для воды, каравая для еды,
Потеплее приоделся, на коньке своём уселся.
Ехал долго по горам, про долинам и лесам.
Вот конёк по косогору поднимается на гору -
На горе той град стоит с голубыми куполами,
Пятиглавыми церквами. Старца встретил у ворот...
Наш Иван с конька спустился, низко Старцу поклонился
И с вопросом обратился: надобно идти куды, чтоб набрать живой воды?
И тут Старец отвечает: у подножия горы та речушка протекает.
Попрощавшись, как умел, на конька Иван тут сел
И с горы тотчас спустился, у Курдюмки очутился.

Там царило запустенье... Вид унылый был кругом:
Гибли чахлые растения, и ржавел металлолом,
Кучи сора неопрятны попадались им везде,
Подозрительные пятна расплывались по воде.
- Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? -
Говорит ему Конёк. - Сомневаюсь я, дружок,
Впрямь ли раны заживит, долгим веком наградит
Эта мутная водица? Есть ли в ней такой живица?
Но что велено, исполнил, склянку он водой наполнил.
Свистнул, будто витязь знатный, и пустился в путь обратный.

Стало быть, на день восьмой приезжает он домой.
Царь с крыльца к нему бежит, весь волнуется, дрожит.
А Иван с конька слезает и преважно отвечает:
- Вот тебе жива-водица, что излечит царь-девицу.
В руки кубок дочь взяла, к алым губкам поднесла,
Лишь немного пригубила и глаза свои закрыла,
И без чувств тут же упала на шелковы покрывала.
Ах, какой тут шум поднялся, ведь совет не оправдался!
Вмиг Иванушку схватили и в темницу заточили.
Горевать Иван пустился, но тут Старец объявился.

Прямиком прошёл к царю и сказал речь такову:
- Вы Ивана отпустите, а затем его простите.
Не хотел он делать зла, без него беда пришла.
Речку ту всю захламили и водицу отравили.
А Иван не знал о том, так что он тут ни при чём.
Но печалиться не должно, разбудить царевну можно.
Средство есть – трава душица, зверобой и медуница,
Земляника и черника, и календула, брусника,
Чистотел, полынь, калина, Иван-чай, чабрец, крапива.
Травы где найти такие, знают отроки младые.
И о том они для нас поведут сейчас рассказ.

Педагог. Из того, что рассказали ребята, можно составить следующую

Памятку по сбору трав.

Текст выступления учащихся - приложение 2

  • Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете, отличаете их от других, близких видов.
  • Сбор лекарственных растений необходимо производить только в хорошую сухую погоду.
  • Нельзя складывать в одну тару одновременно несколько видов растений.
  • Большинство лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются некоторые биологически активные вещества.
  • Нельзя засорять сборы механическими примесями: землёй, песком и т.д., и нелекарственными частями собираемых растений.
  • Не следует туго набивать корзины или мешки, так как сырьё самосогревается и действующие начала в растении частично разлагаются, по той же причине нельзя оставлять собранные растения на ночь не разложенными, в пучках.

(памятка – раздаточный материал для учащихся)

Выступающие занимают свои места.

Педагог. А сейчас давайте досмотрим нашу историю.

На экране - заключительные слайды.

Тут букет целебных трав наш Иван к лицу поднёс
Девицы. О! Старец прав: щёки стали цвета роз,
Веки дрогнули, вздохнула, стала краше, чем была,
Открыв очи, улыбнулась: “Как же долго я спала!”

Педагог. Вот такой счастливый конец у нашей истории. Да, в самом деле лекарственные растения творят чудеса.

А в нашей фитогостиной - новый гость!

Появляется Доктор Нехворайкин.

Доктор. Всем доброго здоровья!

Доктор. Лес, как сказочное царство: там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить – я могу вас научить.

Спрашивайте, я отвечу на все ваши вопросы.

1 обучающийся. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?

Доктор. Ответить на этот вопрос поможет вот такая загадка.

Он знаменитый, золотой,
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Дети отгадывают, и на экране появляется одуванчик.

Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.

2 обучающийся. Доктор, я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?

Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом?

Дети отгадывают, и на экране появляется лекарственная ромашка.

Совершенно верно, это ромашка. И запомните:

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.

3 обучающийся. А какое растение поможет от болезни желудка?

На экране появляется тысячелистник.

Доктор. Поможет вам тысячелистник.

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
10, 20 или тридцать?..
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть
Дольки снова перечесть?

4 обучающийся. А какое растение поможет при ссадинах и порезах?

Доктор. Конечно же, подорожник!

На экране появляется подорожник.

Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.

А раздражённую кожу успокоит и череда.

На экране – изображение череды.

5 обучающийся. Доктор, если сердце болит, чем тогда его лечить?

На экране появляется ландыш.

Доктор. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...

Я дарю вам эту книжку, из которой вы узнаете ещё много полезного о целебных растениях. Ну, а мне пора. Рад был нашей встрече. (Уходит).

Звучит волшебная музыка. Появляется Лесная Фея.

Лесная Фея.

Я Лесная Фея, а мой лес
Полон радостных чудес.

Но свои тайны, свою красоту и целебную силу открывает он не всем, а самым чутким, добрым, внимательным людям.

А бывает, к сожалению, часто такое, что после компании отдыхающих мы долго в себя придти не можем: консервные банки, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты валяются под вызревающей черникой, вытоптана земляничная поляна, помят зверобой, кучи мусора там, где был свежий лечебный мох сфагнум, заменяющий подчас людям вату, повреждена кора деревьев, сожжен муравейник...

Ребята! Помните!

  • Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года.
  • Консервная банка – 30 лет!
  • Полиэтиленовый пакет – 200 лет!
  • Стекло – 1000 лет!

И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.

Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.

  • Нельзя ломать......... (ветви деревьев и кустарников).
  • Нельзя повреждать........ (кору деревьев).
  • Нельзя без дела рвать.........(цветы на природе).
  • Нельзя топтать......... (целебные травы).
  • Нельзя сбивать......... (грибы).
  • Нельзя разорять.......... (муравейник, птичьи гнёзда).

Педагог. Сегодня, ребята, мы познакомимся с жизненным кредо достойного человека, уважающего природу. Жизненное кредо – это убеждения человека, которым он следует. Вот оно:

Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я...

  • люблю небо, звёзды, землю и море;
  • радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
  • не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
  • умею слышать голоса природы, умею общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле;
  • принимаю дары природы как самые дорогие, ценю их и использую на благо человека;
  • по мере своих сил содействую её приумножению;
  • несу ответственность за состояние природы вместе со всем человечеством.

Пусть отныне это станет и нашим жизненным кредо, ребята! Вы согласны?

Рефлексия (что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).

Педагог. А сейчас приглашаем всех отведать приготовленный нами фиточай.

Гостям предлагаются разные настои и озвучиваются рецепты их приготовления.

Заключение

Советы педагогам:

* Занятие в форме фитогостиной объединения “Цветоводство” можно проводить совместно с объединениями разной направленности, например, “Книголюбы”. “Кулинария”, “Актерское мастерство”.

* Педагогу подготовить заранее слайды о разнообразии лекарственных

растений, сказочных героях, фиточаи по рецептам.

* Важно: развивать способности учащихся к самостоятельному поиску информации, публичному выступлению.

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Татьяна Величко

Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни.

Задачи:

образовательные:

1. Познакомить с лекарственными растениями, растущими у нас на участке (3-4 вида).

2. Учить узнавать и правильно называть одуванчик, подорожник, мяту и ромашку.

3. Расширить знания о пользе растений, их целебных свойствах, о взаимосвязи растительного мира и человека.

4. Познакомить с пчелами – друзьями растений.

развивающие:

1. Развивать внимание, речевую активность, обогащать словарный запас.

2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность.

2. Развивать любознательность.

воспитательные:

1. Вызывать желание участвовать в мероприятии;

3. Воспитывать бережное отношение к растениям, приносящим пользу человеку и животным.

Оборудование:

Краски, карандаши, бумага;

Пластилин;

Картинки - изображения подорожника, ромашки, мяты, одуванчика;

Лейки для полива;

Семена, косточки от ягод.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, объяснение, игра, показ, художественное слово.

Утро.

Игры на развитие мелкой моторики. Конструирование из семян.

Цель: Развивать мелкую моторику, укреплять пальцы рук, развивать зрительно-моторную координацию посредством выкладывания изображения цветка из семян.

Беседа «Необычные травы».

Цель: Рассказать детям о растениях, которые приносят пользу: подорожнике, ромашке, одуванчике и мяте. Познакомить детей с изображением этих растений.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, демонстрация лекарственных растений, растущих у нас на участке.


Дети узнали, что у подорожника – целебные листья: они заживляют ссадины и ранки.

У мяты – полезные листья, стебельки и цветки; настой из них успокаивает.

Одуванчик – кладезь витаминов; используют и листья, и цветки. Из листьев делают салат, а из цветков – даже варят варенье!

Ромашка спасает от простуды.

Дидактическая игра «Кто найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Ход игры: воспитатель называет одно из изображенных на карточках лекарственных растений, например, подорожник. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.


Чтение художественной литературы: (на выбор)

1. Онегов А. С. «Тропинка полевая»

2. Крюкова Т. «Лесная аптека»

3. Анишина Н «Азбука лечебных трав»

Прогулка

Наблюдение за лекарственными растениями на участке.

Рассмотреть внешний вид растений: листья, цветки, стебли; отметить запах. Научить отличать растения друг от друга.

Труд в природе.

Продолжать учить ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю. Формировать желание помогать взрослым в уходе за цветником.

Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к …. (растению) беги»

Цель: упражнять детей в быстром нахождении растения по названию.

Ход игры: Воспитатель называет лекарственное растение и говорит: «Раз, два, три к. беги». Ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Игра «Семечко, бутон, цветок»

Цель: развивать слуховое внимание, двигательную активность.

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что из семечка вырастает растение, появляется бутон, затем – цветок. По сигналу воспитателя дети превращаются в семечко, затем бутон и цветок.

Семечко - дети сидят на корточках, руками прикрыв колени;

Бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;

Цветок – дети расправляют руки в стороны, поднимают голову вверх.

Вторая половина дня

Беседа по ОБЖ «Подорожник – первый помощник»

Цель: Закрепить знания о лекарственном растении, рассказать, как можно оказывать себе элементарную помощь.

Самостоятельная художественная деятельность «Нарисуй цветок».

Цель: Формировать интерес к изодеятельности, создать условия для выражения своих впечатлений при создании рисунка. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета.


Коллективная работа «Пчелки – лучшие друзья растений»

Цель: Формировать интерес к лепке. Учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, объединять получившиеся работы в коллективную композицию. Вызывать радость от получившейся работы.


Театрализованная деятельность. Игра – пантомима «Травки - помощники»

Развивать пантомимические навыки, имитацию движений по тексту.

Подорожник

Вырос подорожник,

Листья как ладошки, (Показываем ладошки)

К ранке осторожно (Движения по тексту)

Приложу на ножке.

Одуванчик

Вырос одуванчик (Встаем на носочки, руки вверх)

Желтый сарафанчик (Показываем сарафанчик)

Цветочки и листья

Вылечат быстро. (Большой палец вверх)

Ромашка

На лужок мы пойдем, (Движения по тексту)

И ромашек соберем.

Заварим в чашке

Цветки ромашки.

Выпьем настой,

Простуда – долой.

Мята

Душистая мята

Пахнет приятно. (Нюхаем растение)

Цветочки, листочки (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)

Полезны, ребята.

Может помочь (Имитируем сон)

Спать спокойно всю ночь.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по валеологическому воспитанию в средней группе «Полезные и вредные продукты» Цель: охрана здоровья детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Полезные витамины» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе "Полезные витамины" Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста "В царстве лекарственных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных растений» Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений» Цель: Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: - Развивать.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т.д.

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

Кто видел в аптеке лекарственные растения?

Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород -

Оттого она и жжет. (крапива)

Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

Крапивные?

Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

(А. Плешаков)

Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - сережки,

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (подорожник)

Найдите это растение в нашей коллекции.

Кто догадался, почему это растение так называется?

Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь.

На себе их все найдешь. (лопух)

Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

Мох, клюква и морошка -

Жильцы лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растет.

Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит - корень одуванчика.

Заболел желудок - тысячелистник.

Простуда - душица.

Рана на руке - подорожник.

Ангина - мать-и-мачеха.

Ожог ноги - зверобой.

Пятна на коже - чистотел.

На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Светлана Ескина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения».

Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; расширять знания о пользе и применении лекарственных трав; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; активизировать речь детей новыми названиями: лаванда, душица, шалфей, зверобой, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края.

Оборудование: Презентация по теме, картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, разрезные картинки по теме «Лекарственные растения», листья одуванчика, щавеля, миска для салата.

Ход занятия:

Ребята, нам с вами пришло очень интересное письмо от лесных животных. Давайте прочитаем и узнаем, что они нам хотят рассказать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Чему хотят нас научить животные? Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какие-то травинки, съев которые они выздоравливали. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса – это целая зеленая аптека. Вот и лесные животные приглашают вас побывать в этой зеленой аптеке и познакомиться с целебными растениями.

Посмотрите на картинки, какие растения вам знакомы? (Одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, подорожник). Какие из этих растений можно назвать первоцветами? (Одуванчик, мать-и-мачеха). Вы знали, что одуванчик и мать-и-мачеха считаются еще и лекарственными растениями!

Одуванчик - очень полезное растение: из одуванчика делают варенье! Настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как вы думаете, почему? Из листьев и корня одуванчика делают полезный салат, в нем много витаминов. А еще одуванчик может предсказывать погоду. Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить, как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.

А это растение мать-и-мачеха. Почему его так называют? (у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха). Правильно, а еще оно помогает при кашле, заваривают травку и пьют, как чай.

Узнали, что это за растение? (Подорожник). Почему его так называют? (Растет вдоль дороги). Послушайте легенду о том, как люди узнали о лечебных свойствах подорожника. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран. Поранили ножку или ручку, помочили листочек и приложили его к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.

Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а также для полоскания полости рта при ангине. А если этим отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от ста болезней: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется? Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Такие растения называют – комнатные. Многие из них тоже имеют целительную силу. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Д/ игра «Собери растение» - дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение.

Физминутка «Говорит цветку цветок».

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка (наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе (руки, через стороны вверх – вдох; руки вниз – выдох).

Ребята, вспомните, с какими лекарственными растениями вас познакомили лесные животные? Есть специальные правила сбора лекарственных трав. Лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Продуктивная деятельность:

Дикие животные, для нас с вами передали листочки одуванчика и щавеля. Давайте сделаем из них витаминный салат. Я уже обдала кипятком листья одуванчика, чтобы сошла вся горечь. Вы сейчас будете рвать листочки щавеля и одуванчика на небольшие кусочки в миску, а потом добавим ложку меда и заправим подсолнечным маслом (Дети делают салат и все угощаются витаминным салатом).