Агитационно-массовая работа лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;

Активная гибкость это способность человека достигать больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав. Например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка».

Амплитудадвижения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, полуприседание).

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся.

Воспитательная работа доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

Врачебный контроль – сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;

Выносливость – способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Гибкость – комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. Термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Например, движения позвоночника часто называют «гибкими». Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах).

Гипотеза – научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.

Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Двигательное умение – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).

Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения.

Знания – один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.

Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.

Инновации педагогические – распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени.

Информативность теста – это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (передвижение ребенка). Если используется тест, не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленности занимающихся (при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 м.).

Информативность теста – это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (например, передвижение ребенка). Если используется тест, не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленности занимающихся (при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 м.).

К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.



Координированность – есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида.

Ловкость – это сложное и комплексное психофизическое качество человека.

Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Метод тренировки – совокупность способов работы тренера и спортсменов, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня спортивной подготовленности: воспитываются необходимые качества, осваиваются умения и навыки, происходит познание закономерностей спортивной подготовки (Суслов).

Методика (понятие) употребляется в теории физической культуры в двух смыслах: в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазанья, плавания и т.д.); в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания – в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).

Методика тренировки – система методов, методических приемов, упражнений, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования.

Методические приемы понимаются способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

Методология – наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

Моделирование (фр. мойек – образец) – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.

Мониторинг (лат. monitor – предостерегающий) – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Наблюдение – исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.

– это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Надежность отражает степень сходства результатов при повторном тестировании одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях. Тест можно считать надежным, если он гарантирует получение близких друг к другу или одинаковых показателей измеряемого свойства в следующих одна за другой нескольких попытках. Игнорирование этого требования сводит на нет объективность числовых показателей и затрудняет оценку динамики физической подготовленности.

Направление движения – это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Новации педагогические – разработка таких прогрессивных образовательных систем, методик, технологий, образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены.

Обучение составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность учеников – учением.

Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Общеподготовительные упражнения – это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

Объект – область социальной реальности, включенную в процесс научного познания.

Объективность теста отражает независимость результатов измерений от личных особенностей специалистов (экспертов, судей и т.п.), проводящих тестирование, или использованной аппаратуры. При этом объективность оценок увеличивается с ростом числа экспертов. Однако она в значительной степени зависит и от точности измерительных средств, способов, в целом - от всей процедуры измерения. Если объективность теста низка, то сопоставление результатов будет сведено к сопоставлению ошибок экспертов, проводивших тестирование.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.

Описание – это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Опытная педагогическая работа – специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.

Организационная работа – комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Оценивание – исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума.

Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счет приложения к движущейся части тела внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнера и т.д. Показатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикладываемой силы (т.е. от степени насильственного растягивания определенных мышц и связок), от порога болевых ощущений у конкретного индивида и его способности терпеть неприятные ощущения.

Прием – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Проблема – конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ.

Пульсометрия – для выяснения реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку;

Развитие – приобретение новых качеств, способ прогрессивного преобразования человека или системы.

Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

Словесная саморегуляиия – методы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности.

Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.

Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения.

Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.

Структура урока – это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается.

Тест (англ. test) – стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.

Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением и амплитудой.

Тренировочный процесс – последовательный ход развития чередующихся циклов тренировки спортсмена, сопровождающийся изменением его состояния, уровня подготовленности.

Учебно-методическая работа – составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

Учебно-тренировочная работа сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Физическая подготовка – вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения.

Физические упражнения двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

Физическое воспитание – вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей (Педагогический процесс).

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений. Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

Физкультурно-оздоровительная работа занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.

Хозяйственная работа – обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

Цель в педагогическом исследовании – образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.

Эксперимент – научно поставленный опыт – исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. [Текст]: Учеб. пособие. – М., 2000.

2. Годик М.А. Спортивная метрология. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ.культ. – М., 1988.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. [Текст]: Учеб. пособие. – М., 2000. 472 с.

4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. [Текст]: Учебник – М., 2000.

5. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. 205 с.

6. Коц Я.М. Физиологические основы выносливости [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1986. 198 с.

7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник. М.: Советский спорт, 2004. 166 с.

8. Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. [Текст]: Учеб. пособие. – М., 1999.

9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.,1998.

10. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]: – М., 1999.

11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. [Текст]: Учебник. – М., 1997.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М., 1991.

13. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. [Текст]: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. – М., 1997.

14. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст]: / Под ред. Л.Б.Кофмана. – М., 1998.

15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера [Текст]: учебник. М.: ООО Издательство Астрель, 2004. 863 с.

16. Определение физической подготовленности школьников [Текст]: /Под ред. Б.В.Сермеева. – М., 1973.

17. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М., 1986.

18. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. [Текст]: Учебник. – М., 2000.

19. Теория и методика спорта. [Текст]: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. – М., 1997

20. Теория и методика физического воспитания. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976.

21. Теория и методики физического воспитания. [Текст]: Учеб. для пед. институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М., 1990.

22. Теория и методика физического воспитания. [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., ФиС, 1976.

23. Тренировка юных спортсменов. [Текст]: Сб. под общ. ред. В. П. Филина. М., ФиС, 1965.

24. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки). [Текст]: Под общ. ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971. Разд. 2.2.

25. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. [Текст]: – М., 1994.

26. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. [Текст]: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 1997.

27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательцентр «Академия», 2002.– 480 с.

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования психология спорта сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок и . Позднее спектр психологии спорта разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности. В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Психология спорта изучает пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и пр. Психология спорта уделяет внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания. Основные следующие: а) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений; б) психология спорта как развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции); в) психология спорта как подготовка к соревнованиям; г) психология спорта как произвольная психическая регуляция; д) психология спорта как формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры. В отдельное направление психология спорта выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие: 1) проблемы формирования команд; 2) отношения межличностные в них; 3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства; 4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом; 5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с «фанатами»; 6) проблемы межкомандных взаимоотношений (-> отношение межгрупповое), и пр.

Добрый день! Прокомментируйте, пожалуйста, результат анализа ребенка - 4 года 2 месяца.
В конце августа этого года ребенок перенес острый обструктивный бронхит - в больнице кололи Цефатоксим (7 дней, 3 раза в день), эуфиллин, димедрол, ношпа, инфузионная терапия NaCL и т.д....После через неделю - ацетонимический синдром. Через месяц сделали прививку АКДП - ревакцинация убитой вакциной. После чего стало наблюдаться почихивание и ребенок все время потирал нос (в феврале того же года наблюдалась аллергия на цитрусовые, как нам сказал дерматолог - эозинофилы по крови были 6!). После того анализ крови сдавали при поступлении в больницу 29.08 - эозинофилы были 0, а через 4 дня - уже 15 и другие показатели при бронхите были не в норме. При выписке - 06.09 - эозинофилы стали 10. Затем анализ крови повторили только 25.10 - эозинофилы 18! При этом наблюдалось почихивание (аллерголог направила на аллергопробы - анализ крови с вены, некоторые виды аллергенов показывали +, некоторые ++, но большинство - -). Пили 2 недели Фенкарол. 20.11 заболела простудой после посещения сада 2 дней - снова кашель на грани бронхита - диагноз педиатра трахеобронхит. Неделю болела, пили Суммамед 3 дня, потом через неделю после выздоровления (при этом легкое покашливание оставалось после болезни) ребенок заболеле опять, кашель длился неделю, потом неделю еще легкое покашливание периодическое. Сдали 20.12 анализ крови в поликлинике - эозинофилы 14, нейтрофилы сегментоядерные - 24, все остальное в норме. Но, анализ был развернутый, поэтому не было тромбоцитов в нем и эритроцитов. 21.12 повторили анализ в Синево - анализ последний такой:
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ, ESR) - 2
Лейкоциты (WBC) 7.27
Эритроциты (RBC) 4.95
Гемоглобин (HGB) 138 г/л
Гематокрит (HCT) 39.6 %
Средний объем эритроцита (MCV) 80
Среднее содержание гемоглобина в
эритроците (МСН) 27.9
Средняя концентрация гемоглобина
в эритроците (МСНС) 34.8
Тромбоциты (PLT) 320
Ширина распределения эритроцитов (RDW-SD) 37
Ширина распределения эритроцитов (RDW-CV) 12.8 %
Ширина распределения тромбоцитов по объемам (PDW) 10.6
Средний объем тромбоцитов (MPV) 9.5
Тромбокрит (PCT) 0.3
Нейтрофилы (на 100 лейкоцитов) 24.1
Нейтрофилы (абс.) 1.76
Лимфоциты (на 100 лейкоцитов) 51.2
Лимфоциты (абс.) 3.72
Моноциты (на 100 лейкоцитов) 11
Моноциты (абс.) 0.8
Эозинофилы (на 100 лейкоцитов) 13.1
Эозинофилы (абс.) 0.95
Базофилы (на 100 лейкоцитов) 0.6
Базофилы (абс.) 0.04
Есть ли повод для беспокойства, что можно сказать по анализу и что делать дальше? Могут сохраняться эозинофилы через такой промежуток времени повышенными? Анализ крови на антитела к лямблиям, аскаридам и токсокарам - отрицательные. Педиатр назаначила после последнего анализа крови попить неделю сироп Эдем и пересдать анализ!

  1. АДАПТАЦИЯ (adaptation) — приспособление организма к нагрузкам.
  2. АНАЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (anaerobic exercise) - тренинг силового направления. «Анаэробный» означает кратковременный интенсивный всплеск энергии.
  3. АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЯ (amplitude of movement) — это величина траектории движения снаряда по отношению к телу спортсмена.
  4. АТЛЕТ (athlete) – это человек располагающий атлетическим телосложением, занимающийся (атлетикой) физической культурой.
  5. АТРОФИЯ (atrophy) – это снижение веса и разрушение мышечных тканей.
  6. АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (aerobic capacity) – это уровень общей выносливости человека.
  7. АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (aerobic exercise)– умеренные и длительные упражнения.
  8. БЕГ (running) – это быстрое передвижение человека на определенные дистанции за определенное время или без него.
  9. БЕДРО (hip) – это часть ноги от таза до коленного сустава.
  10. БЕЛОК-ПРОТЕИН (protein) – это сложные (азотосодержащие вещества), в состав которых входят аминокислоты. Это главный «строительный материал» для тканей и органов организма человека.
  11. ВИС – это положение тела спортсмена на снаряде, где плечи должны находится ниже «точки хвата».
  12. ВИТАМИН(vitamin) — это целая группа (низкомолекулярных) веществ, которые нужны для биохимических реакций.
  13. ВЫНОСЛИВОСТЬ (endurance) – это способность в течение большого промежутка времени выносить нагрузки. Характеры нагрузок: общая, скоростная и силовая.
  14. ГЕЙНЕР (Gainer) – это добавка в состав которой входит большое кол-во углеводов, с небольшим составом белка (и возможны витамины).
  15. ГИБКОСТЬ (flexibility) – это способность суставов спортсмена выполнять определенные движения, амплитуда которых максимальна. Она бывает: пассивная и активная.
  16. ГИПЕРСТЕНИК (hypersthenic) – это человек, имеющий мощный костяк и как правило рыхлую мускулатуру.
  17. ГИПЕРТРОФИЯ (hypertrophy) — это рост мышечных клеток в объеме, путем внешних воздействий на них.
  18. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ – это автоматизированный способ управления движениями.
  19. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ – это управление движениями (неавтоматизированные).
  20. ДЕСИНХРОЗ – это нарушение биоритма человека, приводящие к ухудшению работоспособности и остальных негативных последствий для организма.
  21. ДЕЛЬТЫ- небольшая мышца (плеч) которая делится на три пучка (задний, передний и средний).
  22. ДОПИНГ (dope)– это запрещенные искусственные фармакологические вещества, используются для стимуляции физических нагрузок.
  23. ЖИРЫ (fats) — это липиды, группа масел, разных жировых субстанций.
  24. ЗАКАЛИВАНИЕ — это система тренировки механизма терморегуляции организма, направленное к устойчивости организма человека к перегреванию и переохлаждению.
  25. ЗАМИНКА — это термин, она используется для плавного перехода в спокойное состояние организма, для снижения сердцебиения и дополнительного растяжения мышц или возвращения их в первичную длину, в зависимости от типа тренировки. Т.е. заминка должна замедлять ваш пульс. Всегда делается в конце тренировки.
  26. ЗДОРОВЬЕ (health) — состояние здорового организма прим полном выполнении свои функции и отсутствием всяких заболеваний.
  27. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (Healthy Lifestyle) – это целый комплекс действий (мер) направленных на улучшение и сохранение здоровья. Благодаря правильному питанию, нагрузкам и морального настроя.
  28. КАРДИО тренировка (cardio) — это тренировка на укрепление (аэробная нагрузка) сердечно-сосудистой системы.
  29. КООРДИНАЦИЯ (coordination) – (взаимоупорядочение) процесс согласной работы активности мышц тела.
  30. ЛОВКОСТЬ (agility) – это физическое качество, способность быстро координировать движения.
  31. МИОЗИТ (myositis) – это процесс воспаления мышц.
  32. ОБРАТНЫЙ ХВАТ (нижний) – это когда ладони смотрят на вас.
  33. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (Musculoskeletal system) – это структуры образующие каркас, который дает форму и опору организму, для защиты и передвижения органов.
  34. ОСАНКА — привычная позиция мышечно-скелетного каркаса.
  35. ПОВТОРЕНИЕ (repetition) - повторное выполнение движения упражнения (в одном сете).
  36. ПОДХОД (approach) - непрерывная серия повторений.
  37. ПОДЪЁМ (выход) — переход положения тела из виса (ниже точки хвата) в положение тела в упоре.
  38. ПЕКТОРАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ — это область грудных мышц.
  39. ПРЕДПЛЕЧЬЕ (forearm) - часть руки от локтевого сустава.
  40. ПРЕСС – это мышцы живота в сокращенном названии.
  41. ПРИСЕД (squatting) – это движение тела от прямых до согнутых ногах.
  42. РАВНОВЕСИЕ (balance) – устойчивое положения тела в пространстве.
  43. РАЗГИБАНИЕ – это приводящее движение в суставе за счет мышц, к увеличению угла между конечностями.
  44. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – это грамотное соотношение применения продуктов по калорийности и энергоемкости и содержанию питательных веществ.
  45. РЕЖИМ ДНЯ (mode of the day) – это распределение определенных действий на целый день.
  46. РОСТО- ВЕСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — это соотношение между длинной тела и его массой.
  47. САМОВОСПИТАНИЕ (self-education) — это работа воспитательного характера над самим собой.
  48. САМОКОНТРОЛЬ (Self Control) — это процесс управления действиями и эмоциями человеком.
  49. СИЛА (power) — это способность за счет мышц преодолевать сопротивления и противодействия за счет усилий.
  50. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) – это освоение элементами спортивной дисциплины.
  51. СПОРТ — это упражнения которые ведут к укреплению организма, а также соревновательная система.
  52. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (sports classification) – единая установка по всем видам спорта.
  53. СПОРТИВНАЯ МАГНЕЗИЯ (magnesia) — это порошок, который служит для большего укрепления хвата (вызывает подсушивающий эффект).
  54. СТРЕТЧИНГ(Stretching) – это целая система упражнений которые ведут к растяжению мышц и суставов вашего тела и его гибкости.
  55. ТЕСТОСТЕРОН (testosterone) — является основным мужским половым гормоном.
  56. ТРАВМА (injury) – внешнее воздействие на ткани организма повреждая их.
  57. ТРЕНИРОВКА (training) – это модель активного обучения, направленная на физическое развитие.
  58. УГЛЕВОДЫ (carbohydrates) — это природные органические соединения и главный источник энергии для спортсмена.
  59. УПОР – это положение тела при котором плечи спортсмена находятся выше точки опоры.
  60. УЛИЧНАЯ (ДВОРОВАЯ) ГИМНАСТИКА (Street (yard) Gymnastics) — разновидность гимнастики, ей как правило, занимаются непрофессиональные спортсмены для общей гибкости, ловкости, гибкости суставов и развития или поддержания мышечного тонуса.
  61. УТОМЛЕНИЕ (fatigue) – сопровождается ощущением усталости в следствии длительной деятельности (умственной или физической).
  62. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (physical qualities) – это совокупность качеств таких как: (гибкость, сила, выносливость, быстрота, координация).
  63. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА (exercise stress) – это размер воздейст­вия физических тренировок на организм спортсмена.
  64. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - это механические действия, которые направлены на реализацию физических качеств человека.
  65. ХВАТ – это прием удерживания снаряда в процессе выполнения упражнений.
  66. ШПАГАТ (twine) – это упражнение, при котором расставлены ноги в противоположных направлениях находятся на одной линии.
  67. ШРАГИ (Shrugs) – упражнение для «накачки» трапеций (пожимания плечами).
  68. ЯДРО (core) — снаряд для метания в атлетике (лёгкой).
  69. Z ГРИФ — это специально изогнутый гриф, для тренировки мышц рук.

направление психологии, изучающее закономерности проявления и развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок.

Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности.

В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция), "чувство мяча", "чувство воды" и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.

Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.

Основные задачи психологии спорта следующие:

1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;

2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);

3) подготовка к соревнованиям;

4) произвольная психическая регуляция;

5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.

В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие:

1) проблемы формирования команд;

2) отношения межличностные в них;

3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства;

4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом;

5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с "фанатами";

6) проблемы межкомандных взаимоотношений (-> отношение межгрупповое), и пр.