Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

История обоев неразрывно связана с изобретением бумаги. Первые обои появились в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Это совпало с изобретением там же рисовой бумаги, которой начали оклеивать стены домов. Секрет изготовления бумаги хранился в Китае в течение пяти веков.

Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России. Обои, сделанные из рисовой бумаги, пользовались большим спросом во все времена и не зависели от вкусов и веяний моды. До настоящего времени китайские расписные обои можно встретить в лучших музеях мира.

Однако в те времена стоимость изделий была достаточно высокой, и обои не имели огромной популяризации. В «массы» они поступили намного позже. До этого для отделки стен использовали различные ткани и кожу. Впрочем, необходимо сказать, что любые обои в те времена были роскошью, доступной немногим, и говорили о высоком статусе и достатке хозяев дома.

Однако все это были ненастоящие обои. То, что мы понимаем под этим словом, появилось только после изобретения печатного пресса. Так, в конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделенные на куски небольших размеров.

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал метод изготовления матриц, для того чтобы печатать обои, имеющие непрерывно повторяющийся рисунок. Это дало толчок к развитию массового производства обоев. В XVIII веке очень ценились продукция, выпущенная в Лондонских цехах.

В этом же веке, да собственно и веком ранее, в Европе были очень популярны фальшивые шелка. Они создавались путем наклеивания с помощью грунтовок на бумагу обрезков шелковых нитей. При этом такие обои тяжело было отличить от полностью тканных. Они применялись даже при украшении Лувра и замка кардинала де Ришелье.

История возникновения обоев получает новый виток развития со второй половины XVIII столетия, когда в моду входят бумажные изделия. В России бумажные обои были наиболее популярны в Москве. Это было вызвано модой на недорогие материалы, которые использовались при отделке домов и усадеб.

В те времена, обои наклеивали на специальный холст, который натягивался на раму, прикрепленную к стене. В результате, за обоями образовывалась воздушная прослойка, что позволяло увеличить срок службы обоев - они медленнее выцветали, с трудом сырели и не деформировались. Кроме того, их всегда можно было снять, почистить или заменить.

Вначале на обои наносился рисунок повторяющий фактуру кирпичной стены, штукатурки или отдельных архитектурных деталей. Но со временем на них стали наносить рисунки, повторяющие тканевые, при этом, не забывая о моде. Часто это были пейзажи, жанровые и аллегорические сюжеты, цветочные узоры, а также рисунки, имитирующие структуру мрамора, лазурита или малахита. В Викторианскую эпоху происходит дальнейшее развитие цветной печати, что оказывает влияние на стоимость обоев, и они дешевеют. Растет их популярность. Обои становятся доступными не только богатым, но и средним слоям населения.

Многие женщины усовершенствовали свои обои. Они собственноручно расписывали их, делали аппликации, создавая, таким образом, практически произведения искусства. В эпоху «модернизма» мода на обои проходит до начала XX века, когда их развитие получает второе дыхание.

В настоящее время, обои можно встретить в каждом доме или квартире. Но постепенно появляются новые методики и способы отделки стен.

История обоев уходит корнями в глубокую древность - во времена китайских императоров и индийских раджей. С тех пор изменились технологии производства, появились новые материалы, но осталась неизменной традиция украшать стены квартир, коттеджей и офисов «разрисованной бумагой» и тканями. Что же сегодня предлагают своим потребителям производители отделочных материалов для стен?

История обоев началась около 200 года до нашей эры в Китае. Именно тогда китайцы изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ее стены жилищ. Китайские мастера хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

Примерно в VIII веке производство бумаги начало распространяться в Европе, а в Х-XI столетиях получило широкое распросторанение в европейских странах, а также в России. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от модных тенденций. Cтаринные расписные обои и сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. И все-таки, широкое применение бумажные обои получили намного позже, в то время как основными материалами для отделки стен служила ткань.

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в те времена можно было купить только сравнительно небольшие куски обоев.

В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, это послужило новой ступенью в развитии обойного производства.

С XVIII века благодаря новейшим методам производства получила широкую известность продукция Лондонских цехов.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века. были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух.

Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича, а также рисунок различных тканей. Рисунки тканых и бумажных обоев обязательно соответствовали моде. В XVIII веке наиболее распространены были пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В Викторианскую эпоху все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что приводит к дальнейшему удешевлению обоев и росту их популярности. Обои приходят практически в каждый дом.

В эпоху модернизма обои на время утратили свою популярность, но длилось это до начала 20 годов XX столетия, после чего наступило новое "возрождение" обоев.

Обои – популярное покрытие для отделки стен. Они настолько разнообразны, что подходят для отделки как бюджетных комнат, так и дорогих интерьеров. Но когда дело доходит до выбора подходящего вида, многие просто берут материал наугад, ориентируясь на внешние характеристики. В этой статье мы подробно расскажем о видах обоев, чем они отличаются друг от друга и какие из них лучше выбрать.

  • бумажные;
  • флизелиновые;
  • виниловые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • стекловолокнистые;
  • текстильные;
  • металлические;
  • жидкие.
  • Некоторые из них можно использовать в качестве основы под покраску. Это бумажные, виниловые с флизелиновой основой и стеклообои.

    Любой из видов имеет широкий выбор дизайна, множество рисунков и расцветок. Для усиления эффекта можно попробовать . Поговорим конкретно о каждом из них.

    При выборе обоев покупают рулоны из одной партии: оттенки цветов в разных партиях могут немного отличаться.

    Бумажные

    Наиболее дешевый и распространенный вид обоев, полностью сделанный из бумаги. Бывают как однослойные (симплекс), так и двухслойные (дуплекс). Чаще всего поверхность гладкая, но иногда выпускают и с рельефом.


    Преимущества:

    • низкая цена – от 50-100 руб. за рулон;
    • экологичность – можно использовать в детской и спальне;
    • пропускают воздух, поэтому стены могут «дышать»;
    • самый простой процесс поклейки.

    Недостатки:

    • недолговечность: быстро появляются светлые пятна, максимальный срок использования – 5 лет;
    • боязнь влаги (если появятся загрязнения, мыть их нельзя);
    • рисунки выгорают на солнце;
    • впитывают запахи.

    Качество бумажного рулона зависит от плотности материала. Обои хорошего качества должны весить 110-140 г/кв. м.

    Флезилиновые

    Их основа выполнена из флизелина, нетканого материала с высокой плотностью. По сути это та же самая бумага, только с добавлением тканевых волокон.


    Плюсы флизелиновых обоев:

    • высокая прочность, в отличие от бумажных видов;
    • пропускают воздух;
    • не усаживаются после высыхания;
    • при намокании материал не набухает;
    • скрывают мелкие трещины на поверхности;
    • экологичны, прочны и износоустойчивы;
    • просты в поклейке: клеем покрывают только стену;
    • хорошо подходят для отделки стен и потолков.

    Такие обои используются под покраску, если на флизелиновое основание нанесен вспененный винил.

    Безвредными считаются флизелиновые обои без винилового слоя. Их, как правило, труднее найти, и стоят они дороже. Также безопасные обои должны иметь сертификацию по ГОСТ 6810-2002 «Обои».


    Виниловыми называют разновидности обоев с покрытием из вспененного винила. Материал для основы – бумага или флизелин. Поверхность бывает гладкой и рельефной, а также в стиле шелкографии.


    Плюсы:

    • влагоустойчивы, их можно мыть и чистить (должно быть указано на упаковке, идеально подойдут и прихожей);
    • долго сохраняют цвет, почти не выцветают;
    • рельефные рисунки визуально скрывают мелкие неровности стен;
    • есть виды под покраску, которые можно перекрашивать до десяти раз.

    К минусам относят воздухонепроницаемость, так что лучше не использовать их в детской комнате и спальне.


    Подробнее про читайте в отдельной статье.

    Акриловые обои

    Акриловые обои внешне очень похожи на виниловые. В качестве лицевого слоя здесь используется вспененный акрил.

    Из-за более тонкого слоя акрила они не так долговечны. Напыление наносят точечным способом, поэтому акриловые обои способны пропускать воздух.

    Натуральные обои

    Элитные виды обоев для зала делают из натуральных материалов. В качестве верхнего слоя используют пробку, джут, солому, шпон, бамбук, тростник, водоросли; в качестве основания - чаще всего бумагу. Некоторые из них имеют основу из флизелина.


    В большинстве случаев ширина рулонов из натурального материала составляет 91 см, и длина 5,5 или 10 м.

    Для поклейки этого вида используют обычный клей для обоев, в зависимости от основы. Для бумажной основы его наносят только на полотно, для флизелиновой – на стену, а если полотна тяжелые - и там, и там.

    • Натуральные материалы создают уютный интерьер, очень теплые на ощупь;
    • материал полностью экологичный;
    • для защиты от пыли их покрывают специальными пропитками.


    К минусам натуральных обоев относят:

    • боязнь влаги(краска сделана на водной основе, и при намокании может легко потерять цвет);
    • трудный процесс поклейки;
    • высокая цена (из-за этого их редко клеят на все стены, только для зонирования и выделения акцентов;
    • из-за особенностей натурального материала, между полотнами остаются видны стыки.
    • яркие цвета могут потерять окрас под воздействием солнца буквально за один сезон.

    Стирая пыль с натуральных видов обоев, нельзя пользоваться влажной уборкой. Допустимо использование пылесоса или смахивание пыли щеткой с длинным ворсом.

    Стеклообои

    Обои из стекловолокна оптимальны для использования в новостройке, которая дает усадку. Также их часто применяют в офисах.

    Их производят ткацким методом из стеклонитей, поэтому они имеют повышенную прочность на разрыв и экологичны. В отличие от стекловаты, они не колются при прикосновении. После их поклейки рекомендуется окрашивать стены красками на латексной или водной основе.

    Среди преимуществ стеклообоев:

    • большая долговечность и износостойкость;
    • срок службы около 30 лет, при необходимости можно перекрасить верхний слой до 15 раз;
    • защита стен от трещин;
    • стеклоткань не горит, не боится воды или дыма;
    • материал не создает питательной среды для микроорганизмов, грибков и плесени, поэтому устраняет наиболее частые причины аллергии;

    К недостаткам можно отнести маленький выбор рисунков, наиболее популярные из них: рогожка, елочка, ромб. Стены получаются на вид довольно скучные.

    Текстильные обои

    Лицевая часть сделана из натурально материала: шелк, лен, хлопок, джут, велюр. Основа - из бумаги или флизелина. На производстве их обрабатывают антистатическим и противопожарным раствором. Иногда покрытие делают из синтетических тканей, за таким материалом ухаживать проще, при необходимости его можно будет пропылесосить.


    Преимущества:

    • в первую очередь, тканевая отделка выглядит дорого и эксклюзивно.
    • полностью экологически чистый материал;
    • некоторые виды на основе льна имеют антисептические свойства;
    • устойчивы к воздействию солнца, дополнительно обладают тепло- и звукоизоляцией.
    • есть виды с увеличенной шириной рулона, что позволяет сделать бесшовное покрытие.

    К минусам относят низкую устойчивость к пыли, грязи, запахам, влаги и воздействию домашних животных. Так как это дизайнерский тип отделки, он имеет высокую цену. Для поклейки потребуется опытный специалист.

    Металлические обои


    Металлизированные разновидности обоев отлично подойдут для интерьера в стиле хай-тек. Они отливаются красивыми бликами на солнце, а дополнительная подсветка только приукрасит их и покажет все достоинства. Интерьер наполнится золотыми, серебряными или бронзовыми сияниями.

    • металлические обои привлекательны благодаря красивому внешнем виду;
    • декоративный слой состоит из тонкой алюминиевой фольги, что дает высокую износоустойчивость;
    • не боятся воздействия солнечных лучей и не теряют цвет со временем;
    • легко моются;
    • обладают хорошей звукоизоляцией;


    Конечно, цена за рулон остается высока. А перед поклейкой требуется идеально , иначе тонкая фольга сморщится.

    Жидкие обои

    Один из самых необычных видов - жидкие обои. Они сочетают лучшие качества рулонных покрытий и .

    Не имея опыта, их легко спутать по внешнему виду со структурной штукатуркой. Однако по составу жидкие обои отличаются: при производстве не используют песок, в качестве основного компонента используется целлюлоза – безвредное клеящее вещество. Для придания приятного вида они содержат декоративные волокна, блестки, натуральные красители.


    Жидкие обои продаются в виде сухого порошка, который розводят водой перед применением. Цена на одну упаковку весом 1 кг с простой структурой начинается от 360 руб., её хватает на 4-5 кв. м. при нанесении тонким слоем (1 мм). Обычно цена зависит от количества декоративных частиц в смеси, чем она ярче – тем дороже.

    Мастер-класс по нанесению жидких обоев показан на видео:


    Они серьезно отличаются от обычных обоев и имеют следующий ряд преимуществ:

    • при нанесении нет стыков;
    • создают необычную рельефную структуру;
    • могут выравнивать стены, поэтому время отделки уменьшается;
    • экологически чистый материал;
    • обладают антистатическими свойствами, не притягивают пыль;
    • срок службы 6-8 лет.

    Время высыхания после нанесения смеси составляет до 48 часов. Не рекомендуется использовать жидкие обои во влажных помещениях из-за их высокой гигроскопичности.

    Фотообои

    Отдельно стоит упомянуть и фотообои. Они позволяют получить практически любой рисунок на всю стену: цветы, города, природу, океан. Чаще всего для их нанесения используется самоклеящаяся основа.



    Мы рассмотрели практически все типы обоев для стен. Теперь несложно подобрать оптимальный вариант для своей комнаты, в зависимости от условий, требований и финансовых возможностей.

Когда начинаешь делать ремонт неизбежно встает вопрос о выборе обоев для декора стен. В настоящее время существует большое количество видов и типов обоев . Как разобраться какой тип обоев подойдет именно под ваш стиль, создаст уют и не причинит вред вам и вашим родным и близким? Давайте рассмотрим.

Основоположником и прародителем всех видов обоев являются бумажные обои . Самые популярные и наиболее востребованные. Они делятся на два вида: однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс). Благодаря дополнительному покрытию, двухслойные имеют более длительный срок службы нежели однослойные, которые придаются воздействию внешних факторов: солнце, влага и т. д. Преимущество бумажных обоев - это низкая цена, большой ассортимент и простота в поклейке . Для расчета количества рулонов обоев вы можете воспользоваться калькулятором обоев .

Существуют следующие разновидности обоев:

В отличие от бумажных, флезилиновые обои имеют большую прочность. Они не боятся воды, пропускают воздух, но имеют ограниченный выбор в комбинации узора, чаще всего флезилиновые обои используют под покраску. Они отлично держат форму и скрывают видимые трещины. Основа обоев это собственно та же бумага только с добавлением тканевых волокон. Имеют один недостаток - это высокая цена.

Текстура виниловых обоев может быть гладкой, рельефной или в стиле шелкографии (картинка). Наличие специальных микропор, которые не допускают проникновению влаги, а с обратной стороны не препятствуют ее испарению, в помещении обеспечивается нормальный микроклимат. Такой тип покрытия хорошо подходит для прихожей, кухни или гостиной комнаты.

Акриловые обои . К сожалению, из-за того что на обои наносится тонким точечным слоем акрил, такие обои имеют меньшую долговечность. Зато благодаря точечному методу нанесения акрила, обои могут «дышать». Такие обои можно использовать в детских комнатах, т. к. они могут мыться и защищены от механических повреждений.

Акриловые обои.

Очень красивы, изготовлены только из натуральных материалов: шпон, бамбук, солома, джут, тростник, водоросли. Могут иметь как бумажную, так и флезилиновую основу. Специальное покрытие защищает лицевой слой от пыли. Такие величественные и экологически чистые обои используют для поклейки залов или спален. Они боятся влаги и механических внешних повреждений, например если в доме есть кошка, она легко может привести дорогие обои в негодность.

Сделают утонченной и уникальной каждую комнату. Основа, как и в натуральных может быть флезилиновой или бумажной. Сверху наносится волокна льна, джута, велюра, шелка, вискозы. Они могут быть рельефными и гладкими, в зависимости из чего изготовлен внешний слой.

Уникальность выбора таких обоев есть его рисунок. Картинка может быть выполнена абсолютно на разнообразный мотив. В основном используют самоклеющую основу.

Простыми словами — это вид декоративной штукатурки. В основе производства этих жидких обоев используется целлюлоза. Для придания декоративности в состав добавляют красители, блестки, натуральные волокна. Отсутствие швов и стыков придают внешнему виду интерьера целостность композиции. Кроме всего они обладают высоким уровнем шумоизоляции.

Основа стеклообоев — это стеклонители. Они имеют большую прочность. Производители таких обоев гарантируют износостойкость около 30 лет. Клеят их в основном в офисных помещениях или в новостроях, т. к. не дают усадки. Красят красками на латексной или водной основе. Приятны на ощупь. Экологически чистый материал не создает среды для плесени и прочих вредителей. Но есть незначительный минус - это минимальное количество выбора узора.

Если вы любитель стиля хай тек, то такие обои идеально впишутся в ваш интерьер. Создают красивые блики при солнечном и искусственном освещении. Обладают хорошей звукоизоляцией и легко моются. Основной слой обоев это пористая бумага, а верхний очень тонкий слой занимает алюминиевая фольга. Фольга имеет покрытие токонепроводящей краски. Из-за своих полезных свойств экранировать излучение от находящихся за стенкой электроприборов, они имеют достаточно высокую стоимость.

Огромный ассортимент обоев по комбинации цвета и текстуры дает возможность сделать индивидуальный выбор каждому кто затеял ремонт. А если вы решили использовать обои двух видов, то только выиграете от этого, но необходимо придерживаться определенного алгоритма их сочетания. Бумажные обои можно сочетать с виниловыми, текстильные с фотообоями, т. е. пару найдут схожие по фактуре обои. Существуют большое количество комбинирования обоев :

  • Объемные вставки;
  • Метод обойных вставок;
  • Горизонтальное комбинирование;
  • Вертикальное комбинирование;
  • Оформление ниш;
  • «Лоскутное» комбинирование.

Каждое из этих идей создадут визуальный эффект, украсят интерьер, подчеркнет достоинства всего помещения.