Ты идешь по узкой земляной тропинке и каждой клеткой своего тела ощущаешь пустоту, что ждет тебя в конце пути. С каждым твоим шагом фрукты становятся все более притягательными. Ты с наслаждением вдыхаешь воздух, наполненный невероятно сладкими ароматами. Все это великолепие так и манит подойти и попробовать, но ты уверен, что с деревьев лучше ничего не срывать, и не поддаешься этому наваждению.

Ты идешь дальше по этому прекрасному фруктовому саду и размышляешь, не повернуть ли назад. Кажется, прошло не так уж много времени, но ты уже очень далеко от двери с замками, и это тебя почему-то озадачивает. Ты продолжаешь идти и вдруг с удивлением замечаешь, что твои руки постепенно покрываются морщинистой коркой и становится трудно дышать. Ты решаешь вернуться в начало тропы, и твои руки возвращаются в нормальное состояние.

Ты поворачиваешь назад, а деревья, оставшиеся за твоей спиной, начинают умирать. Сочные ароматные ярко-красные яблоки сереют и засыхают. Из апельсинов вытекает сок, и на ветках остается только сморщенная загнивающая кожура.

Вдруг яблоки резко начинают осыпаться, с глухим стуком ударяясь о землю и растворяясь в ней, не оставляя ни ямок, ни каких-либо других отметин в местах соприкосновения с почвой. Апельсины лопаются, и из них течет густая слизь, источающая ужасное зловоние. Сад постепенно окрашивается в черно-фиолетовые тона, превращаясь в зловещую тень былого великолепия.

Охваченный ужасом, ты ускоряешь шаг и идешь, не оглядываясь на деревья. Да тебе и не нужно оглядываться. Ты слышишь, как жизнь покидает их, как они с грохотом падают на землю и исчезают в ней. Ты чувствуешь, как твое тело начинает меняться: исчезает лишний вес, кожа начинает отпадать, словно отсекаемый неизвестным скульптором мрамор, ты начинаешь дышать глубже и все равно не можешь надышаться. Едва завидев дверь, ты срываешься на бег.

Ты замечаешь, что яблонь уже почти не осталось, и, как только исчезла последняя, под землю начали уходить апельсиновые деревья. Завороженный этим зрелищем, ты остановился и услышал, как деревья прошептали твое имя. Их истошные крики о помощи эхом отозвались в твоей голове. Ты снова побежал, вздрагивая от каждого звука. Голоса исчезали вместе с деревьями, но одновременно с этим с каждой секундой их становилось все больше и больше.

Наконец ты достиг двери. С помощью новоприобретенной нечеловеческой силы ты выламываешь замок, оборачиваешься и видишь огромное насквозь прогнившее бревно, стремительными прыжками приближающееся к тебе. В панике ты пытаешься вскрыть еще один замок, кое-как справившись с более мелкими. Ты слышишь скрип бревна и то, как оно тяжело стучит по земле при каждом приземлении Последний замок поддается как раз в тот момент, когда бревно нависает над тобой громадной тенью и уже вот-вот готово раздавить тебя.

Ты вышел из сада, и в то же самое время бревно рухнуло на землю и рассыпалось в щепки, преграждая тем самым выход или вход в этот истощенный сад смерти. Вдруг ты видишь яркий свет, бежишь туда и … падаешь в огонь, прямо на вилы, поднятые и готовые препроводить тебя в твое последнее вечное пристанище. Маленькие омерзительные существа начинают рвать твое тело на части, пока оно не становится похожим на обтесанное полено. Включите JavaScript, чтобы проголосовать

Казаков Виктор

Наша школа находится в поселке Первомайском Тамбовской области. На улицах и во дворах нашего поселка много зеленых насаждений, которые радуют глаз, но не все содержится в должном порядке. Многие организации своими силами пытаются облагородить прилегающую к ним территорию. Учителя и учащиеся нашей школы тоже не остаются в стороне, и многое делают для благоустройства школьного двора и прилегающей к школе территории. С этой целью бал посажен яблоневый сад и разработан проект «Фруктовый сад», который украсит территорию школы, но самое главное будет получена продукция для школьной столовой - яблоки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(учебный корпус №1)

Социальный проект

«Фруктовый сад»

Работу выполнил:

Казаков Виктор,

Учащийся 8 «А» класса

Руководители:

Казакова Ирина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования;

Казакова Наталья Алексеевна,

учитель технологии.

Первомайский 2014

Описание проекта.

  1. Актуальность проекта.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Целевые группы.
  4. Механизм реализации проекта.
  5. Финансирование проекта.
  6. Бюджет проекта.
  7. Управление проектом.
  1. Актуальность проекта.

Наша школа находится в поселке Первомайском Тамбовской области. На улицах и во дворах нашего поселка много зеленых насаждений, которые радуют глаз, но не все содержится в должном порядке. Многие организации своими силами пытаются облагородить прилегающую к ним территорию. Учителя и учащиеся нашей школы тоже не остаются в стороне, и многое делают для благоустройства школьного двора и прилегающей к школе территории. С этой целью бал посажен яблоневый сад и разработан проект «Фруктовый сад», который украсит территорию школы, но самое главное будет получена продукция для школьной столовой - яблоки.

  1. Цели и задачи проекта.

Целью проекта является заложить сад не только для озеленения школы и пришкольной территории, но и выращивание фруктов для школьной столовой и для реализации их населению, и получение прибыли.

Мы думаем, что во фруктах и овощах - сплошные витамины. И ошибаемся. Многие овощи и фрукты давно перестали быть полезными. Витаминов в них не больше, чем в хот-доге или в пакете чипсов.
80 % фруктово-овощного рынка России - импорт. Но потребители все равно любят отечественное. На прилавках - тамбовская картошка, краснодарские помидоры, подмосковные огурцы. На самом деле это импортные овощи, которые продают под родными для нас именами. И чтобы не было обидно за то, что нет яблок на наших прилавках российского производства, весь коллектив учащихся и учителей решил на территории школы разбить сад и посадить фруктовые деревья. Яблочный сад сделает территорию нашей школы очень красивой, воздух будет чище, да еще будут вкусные плоды, в которых много витаминов, минеральных солей, органических кислот.

Образовательное учреждение ставит перед собой следующие задачи: 1)разработка, апробация, экспериментальное и массовое внедрение научно-методического обеспечения образовательного, воспитательного и учебно-методического процессов;
2) внедрение исследовательских умений в развивающее обучение и воспитание;

3) создать условия свободной, гармонично развитой, физически и нравственно здоровой личности;
4) сохранение и сбережение здоровья;

5) привитие учащимся любви к родной природе и создание экологически здоровая атмосфера вокруг школы и пришкольной территории.

  1. Целевые группы

Реализация данного проекта позволит учащимся школы, работникам, родителям, которые бывают на территории школы, получить удовольствие, ощутить чувство удовлетворённости, оказавшись в зелёном, гармоничном, эстетически оформленном уголке, улучшить экологическую ситуацию на прилегающей к школе территории, максимально озеленить пришкольную территорию, создать парковую зону, приобщить детей к живой природе, сохраняя и оберегая их здоровье. А так же выращивание фруктов для школьной столовой и реализации их населению.

  1. Основные ожидаемые результаты.

Точная сумма доходов зависит от конкретного ассортимента выращиваемой продукции и количества урожая, начала плодоношения и погодных условий. По самым скромным расчетам планируется получить урожай яблок в 2015-2016 годах. Во-первых, мы намерены снизить стоимость обеда в школьной столовой и тем самым оказать помощь родителям при оплате за питание детей. Если будет лишняя продукция реализовать её населению с получением прибыли. Расчетный срок окупаемости бизнес - проекта в таком случае составляет 4 года. Таким образом, школьный фруктовый сад – это одно из направлений предпринимательской деятельности в школе, которое должно принести отдачу и окупить наши расходы. Если же наладить работу с соблюдением всех агротехнических норм и обеспечить должный уход за фруктовым садом, то можно дождаться прибыли раньше. В производстве любой продукции существует определённый риск. Но так как продукция, получаемая на пришкольном участке, будет удовлетворять потребности школьной столовой в получении яблок для школьного питания, и внешние и внутренние риски будут минимизированы.

  1. Механизм реализации проекта.

Данный проект по времени долгосрочный и требует первоначальных капиталовложений, так как нужно время, чтобы саженцы выросли до периода плодоношения. Чтобы сад начал давать хорошие урожаи каждый год, необходимо грамотно и своевременно за ним ухаживать.

Проект «Фруктовый сад» начал реализовываться в 2011 году. Учащимися школы была сначала подготовлена территория для посадки, произведена разметка земли, подготовлены ямки для посадки саженцев. Было закуплено и посажено 25 саженцев яблонь, в 2012 году фруктовый сад был пополнен еще на 15 саженцев яблонь. Приобретен необходимый садовый инвентарь, средства для борьбы с вредителями и побелка садовая. В 2013 году урожай был небольшим, только для школьной столовой. Все остальное время учащиеся школы совместно с учителями ежегодно ухаживают за фруктовыми деревьями. В 2014 году планируется получение урожая, который начнет окупать вложенные затраты.

  1. Перспективы распространения результатов проекта.

Проект «Фруктовый сад» должен полностью окупиться 2015 году. А с 2016 года наша школа будет получать прибыль. В будущем мы планируем расширить наш фруктовый сад и посадить саженцы груши.

  1. Финансирование проекта.

Для осуществления данного проекта нам потребовалось 8870 рублей. Данная сумма была выделены руководством школы из школьного бюджета.

В школе имеется материально-техническая база: кабинет технологии, кабинет химии, кабинет биологии, кабинет истории, кабинет географии, кабинет ОБЖ, компьютер, проектор. Помещение для хранения инвентаря.

Инструменты: секатор садовый, шланг поливочный, распылители пластиковые для воды, лопата штыковая, лопата совковая, грабли, мотыга, метлы, лейка садовая, ведро хозяйственное, перчатки хозяйственные, опрыскиватель.

  1. Бюджет проекта.

п/п

Статьи расходов

Средства, выделенные по проекту, руб.

Привлеченные средства, руб.

Итого, руб.

Приобретение оборудования

2570 руб.

2570 руб.

Командировки и служебные разъезды

Транспортные услуги

Оплата услуг связи

Оплата коммунальных услуг

500 руб.

500 руб.

Прочие текущие расходы

Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования

Другое:

закупка саженцев яблонь;

средства для борьбы с вредителями;

побелка.

5250руб.

250 руб.

300 руб.

5250руб.

250 руб.

300 руб.

Всего

8870 руб.

  1. Управление проектом.

Организатором проекта является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области (учебный корпус №1). Школа имеет статус юридического лица, лицензию на правоведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Здание МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» (учебный корпус №1) функционирует с 1984 года. В школе обучается 550 учащихся, открыты профильные классы: физико-математический, социально-гуманитарный, социально-экономический, университетский на старшей ступени обучения.

На основании приказа №2170 Управления образования и науки Тамбовской области от 06.09.2011 г. «Об открытии опытно-экспериментальных площадок» на базе филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» учебный корпус №1открыта областная опытно-экспериментальная площадка по апробации механизмов развития системы непрерывного агробизнес – образования по направлению «Фруктовый сад».

На территории школы имеется пришкольный участок площадью 0.28 Га.

Образовательное учреждение ведет активную опытно-экспериментальную работу на участке. В 2011 и 2012 году был заложен яблоневый сад. Все годы велась своевременная обработка междурядий, полив саженцев. Осенью проводилась перекопка приствольных кругов, удаление обломанных веток, формирование кроны. В декабре окучивание снегом штамбов яблонь и протаптывание снега для защиты от грызунов.

Фруктовый сад выращивается всем коллективом учащихся и учителей школы под руководством организаторов проекта: Казаковой Н.А., учителя технологии и Казаковой И.Г., педагога дополнительного образования детей.

Обязанности членов коллектива:

классные руководители и учащиеся с 5-10 класс - уход за фруктовым садом в весеннее - летний период и подготовка к зимовке (обрезка, окапывание, прополка, побелка, борьба с вредителями - опрыскивание, окучивание снегом штамбов яблонь и протаптывание снега для защиты от грызунов) и сбор урожая и его переработка для школьной столовой.

Руководители проекта _________ Казакова И.Г

Руководитель организации _________ Габуева М.С.

Директор школы _________ Самохвалов А.Ю.

Каждый знает, что такое сад. Значение этого слова не вызывает сомнений, однако в чем его отличие от парка, какие бывают их виды и когда они возникли - не всякий сможет ответить на эти вопросы. А меж тем традиция организовывать сады сформировалась еще в глубокой древности.

Сад: значение слова

Как только человечество перешло к и начало создавать первые подобия жилищ - возникла идея выращивать возле них растения и фруктовые деревья.

Так появились первые сады. Постепенно садоводство превратилось в настоящее искусство. С эпохи Ренессанса и вплоть до начала XX в. для состоятельных людей сад стал выполнять роль места для отдыха и прогулок, а не источника продуктов питания. А вот для крестьян он всегда был (и остается!) местом для выращивания фруктов и орехов, а также помогал зарабатывать дополнительные деньги.

Сегодня слово «сад» означает отведенную человеком территорию, на которой по определенной схеме высаживаются многолетние фруктовые деревья, а также кусты, иногда растения и цветы. В редких случаях огороды тоже называются садами. Так, в английском языке для слов "сад" и "огород" используется один термин - garden.

В старину неотъемлемой частью сада был пруд, который являлся источником воды, а также выполнял декоративную функцию. Сегодня, благодаря различным системам полива и орошения, необходимость в пруде как источнике влаги отпала.

Еще одним традиционным атрибутом садов является пасека. Пчелы опыляют все цветы в саду, способствуя хорошему урожаю, а также добывают мед.

Виды садов

В первую очереди сады делятся на частные и промышленные.

Частный сад, как правило, устраивается согласно вкусу своего владельца. В то время как промышленный отличается значительными размерами и располагается так, чтобы было удобно ухаживать за растениями с помощью машин. В таких местах растут специально подобранные деревья и кусты, а лица, ухаживающие за ними, не допускают, чтобы смешивались разные сорта.

По виду растений выделяют однородные сады и смешанные.

Также есть следующие виды:

  • Ботанический сад - это территория, на которой выращиваются растения с научной целью. Также они играют роль своеобразного «живого» музея, где каждый желающий может увидеть различные виды флоры (в том числе и редкие или недавно выведенные растения) и даже приобрести себе некоторые из них.
  • Фруктовый (плодовый или плодово-ягодный) сад - это место, где растут только плодовые деревья и кусты. Такой вид считается самым древним.
  • Декоративный сад служит для удовлетворения эстетических нужд своего владельца. Иными словами, растения здесь выращиваются не для пищи, а больше для красоты. Есть три подвида декоративных садов: японский, китайский и зимний. Последний отчасти напоминает оранжерею или теплицу, однако отличается от нее, поскольку является частью дома и используется для сохранения неморозостойких растений.

Чем отличается сад от парка?

Парк и сад - это два довольно близких между собою понятия, ведь они оба - творение рук человеческих.

Однако есть существенное отличие. Растения, посаженные в парке, да и само его оформление, служат для удовлетворения эстетических нужд человека: отдохнуть или прогуляться - но не для выращивания пищи. Иногда в парках садят фруктовые деревья, но это скорее исключение, нежели правило.

Самые известные сады в истории

Традиция выращивания садов довольно древняя, поэтому история знает их немало, а один даже был признан вторым чудом света. Речь идет о Семирамиды, построенных в Вавилоне по приказу царя Более чем через тысячу лет, при императрице Екатерине II, в Российской империи, по аналогии с вавилонским чудом света, был создан Висячий сад Малого Эрмитажа.

В Древнем Риме родоначальником садовой культуры стал полководец Луций Лукулл. Он создал легендарные Сады Лукулла, восстановленные через века семейством Медичи.

Садовая культура Рима, ставшая прародительницей европейской, опиралась на наработки Древнего Египта. Несмотря на неблагоприятное климатическое положение, страна фараонов славилась своими садами. Помимо обычных, у них были дворцовые, храмовые и даже могильные их виды.

Нельзя не вспомнить о садах Версаля, которые растянулись более чем на 900 га. Этот комплекс, находящийся недалеко от Парижа, является живой иллюстрацией того, на что способна человеческая фантазия при достаточном финансировании.

Что касается Великобритании, то здесь разведение садов является национальной традицией, поэтому их там очень много и некоторым более 300 лет.

Другие значения слова «сад»

Это название довольно часто фигурирует и в иных значениях. Так садом именуется одна из букв арабского алфавита. Также один из самых известных философов и извращенцев в истории носил имя - Донасьен Альфонс Франсуа де Сад.

Кроме того, Садом называется одна из польских деревень и два украинских поселка.

Помимо всего прочего, есть масса названий и понятий, аббревиатуры которых формируют слово «САД»: систолическое артериальное давление, строительство автомобильных дорог, сводная авиационная дивизия и т. п.

Сады, как и леса, является легкими планеты и поэтому чем больше их появляется, тем лучше. Хочется надеяться, что в современном мире садоводческая культура не исчезнет, а только усовершенствуется, и на Земле ежегодно будут насаживаться новые и прекрасные сады.

Многие из нас еще помнят времена, когда садовые участки, традиционно именуемые «шестью сотками», были источником «витаминов», а в суровые времена – даже источником пищи. Сейчас такой проблемы уже нет – полки магазинов ломятся от свежих фруктов, да и таких глобальных кризисов неплатежей уже не случается… Тем не менее, многие владельцы дачных участков не ограничиваются отдыхом и украшением территории цветами, а разводят на своих «сотках» фруктовые сады.

Делать это определенно стоит. Во-первых, производители тех фруктов, которые продаются в магазинах вынуждены заботиться о презентабельном внешнем виде и долгом сохранении фруктов – иной раз это делается в ущерб здоровью потребителя, перед садоводом-любителем таких проблем не стоит. Во-вторых, на своем участке можно – если, конечно, климат позволяет – вырастить что-то «экзотическое», мало знакомое массовому потребителю. Наконец, в собственном фруктовом саду при желании можно обойтись без гербицидов, пестицидов и других отнюдь не безопасных химических веществ.

Конечно, хороший фруктовый сад получится не на всяком месте. Идеальный вариант – равнина или пологий склон, а вот в котловине плодовые деревья чувствуют себя хуже. Не подходит для фруктового сада глинистая, песчаная или каменистая почва, нежелательная и близость грунтовых вод. Если почва недостаточно питательна, нужно вносить органические добавки и минеральные удобрения. Не следует забывать, что плодовые деревья плохо растут в тени – солнечного света должно быть много, не на пользу им и сильный ветер (впрочем, последняя проблема частично решается посредством забора).

Как и любое дело, создание фруктового сада начинается с планирования. Удобнее всего, конечно, использовать официальный план участка, но если его нет, измерьте свой участок и начертите план. Не пытайтесь посадить как можно больше фруктовых деревьев – место все же ограничено, больше – значит, теснее, со временем придется рассаживать. Выясните заблаговременно, на какую ширину разрастаются деревьев и кустарники, которые вы намерены сажать – и с учетом этого спланируйте посадку.

Яблони и груши лучше посадить в северо-восточной части участка, в юго-западной – деревья поменьше (сливы, вишни), между ними – кустарники (например, смородину). На затененных участках можно посадить такие растения, которым затенение не страшно – ежевику, малину.

Выбор деревьев и кустарников определяется климатом. Разумеется, в средней полосе России не стоит сажать алычу, черешню или абрикос – эти культуры хорошо растут на юге, а в умеренном поясе хороши будут яблони, сливы, вишни, смородина, малина, крыжовник, ежевика. То же самое следует сказать и о сортах. Чтобы сад плодоносил в течение всего земледельческого сезона, подбирайте разные сорта – например, на десять саженцев должно быть пять представителей раннего сорта и пять – позднего.

Сажать молодые деревья нужно весной или осенью, а место для посадки – тщательно готовить. В яму для посадки добавляют питательную смесь, саженец присыпают землей и поливают.

Формированию кроны нужно уделить самое пристальное внимание. Как правильно обрезать деревья? В первые 5-6 лет – прореживать и укорачивать, ни оголяя нижние части веток, во время плодоношения обрезать так, чтобы внутренняя часть кроны хорошо освещалась. Больные и мертвые ветки обрезаются в любом случае.

Что касается удобрений, то навоз и фосфорно-калийные удобрения вносят осенью, а азотные – весной, при перекопке.

Молодые деревья необходимо поливать особенно часто: два раза в месяц с апреля по июнь, трижды в июле, в августе – снова два, в сентябре – один.

Разумеется, это лишь самые общие рекомендации, но эта та основа, без которой нельзя обойтись. Но разведение плодовых культур – это целое искусство, в котором можно достичь вершин. Так, доводилось встречать даже таких садоводов, которые умудряются выращивать арбузы в Костромской области!

ФРУКТОВЫЙ, фруктовая, фруктовое. 1. прил. к фрукт в 1 знач. Фруктовый запах. || Приносящий фрукты, имеющий фрукты. Фруктовое дерево. Фруктовый сад (с фруктовыми деревьями). || Сделанный из фруктов, с фруктами. Фруктовый квас. Фруктовая пастила.… … Толковый словарь Ушакова

САД, сада, о саде и в саде, мн. сады, муж. 1. Участок земли, засаженный разного рода растениями (деревьями, кустами, цветами), обычно с проложенными дорожками. Развести или разбить сад. Заложить сад (развести; спец. о плодовом саде). «Старый,… … Толковый словарь Ушакова

А; предл. о саде, в саду; мн. сады; м. 1. Участок земли для выращивания садовых растений, садовые растения (цветы, фруктовые деревья и кустарники), произрастающие на таком участке. Выделить землю под сады и огороды. Купить домик с садом. Посадить … Энциклопедический словарь

Сад - Сад во сне можно считать метафорой восприятия вами жизни. Сад многое скажет о вашем восприятии самого себя. Какой он, ваш сад: ухоженный или запущенный, плодоносный или чахнущий? Сон, в котором вы со своей возлюбленной проходите через … Большой универсальный сонник

Мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы Ю. А. Дьяконов, В. А. Гаврилов). Сооружён в 1967 трудящимися Петроградского района на 35 м км Верхне Выборгского шоссе. На этом рубеже советские воины в сентябре 1941 остановили… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- «САД», СССР, Беларусьфильм, 1983, цв., 88 мин. Поэтическая притча. Во Великой Отечественной время войны молодая учительница Ольга работала в немецкой комендатуре и была участницей подполья, которое по вине предателей было разгромлено. Подозрение… … Энциклопедия кино

«Сад мира» - «Сад мира», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы Ю. А. Дьяконов, В. А. Гаврилов). Сооружён в 1967 трудящимися Петроградского района на 35 м км Верхне Выборгского шоссе. На этом рубеже советские воины в сентябре 1941 остановили… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

У этого термина существуют и другие значения, см. Сад (значения). Плодовый сад зимой под снегом Сад территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и … Википедия

сад - а; предл., о са/де, в саду/; мн. сады/; м. см. тж. садик, садочек, садовый, садовский 1) Участок земли для выращивания садовых растений, садовые растения (цветы, фруктовые деревья и кустарники), произрастающие на таком участке … Словарь многих выражений

А, предл. о саде, в саду, мн. сады, м. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами, обычно с проложенными дорожками. Фруктовый сад. Закладка садов. □ При доме был разбит большой сад, вдоль и поперек разделенный дорожками на равные… … Малый академический словарь

Книги

  • Фруктовый сад , Алан Титчмарш. Эта книга известного английского садовода поможет освоить или усовершенствовать навыки выращивания плодовых деревьев…
  • Фруктовый сад , Титчмарш А.. Эта книга известного английского садовода поможет освоить или усовершенствовать навыки выращивания плодовых деревьев…