Имена римских граждан

Мужские имена

В классическое время полное римское мужское имя обычно состояло из трёх компонентов: личного имени, или преномена (praenomen ), родового имени, или номена (nomen ), и индивидуального прозвища или наименования ветви рода, когномена (cognomen ).

Преномен

Личное имя было подобно современному мужскому имени. Римляне употребляли небольшое число личных имен (18 имён из общего количества 72); как правило, они были столь древнего происхождения, что в классическую эпоху значение большинства их оказалось забытым. В надписях личные имена почти всегда писались сокращённо (1-3 буквы).

Распространённые римские личные имена
Преномен Сокращение Примечание
Appius App. Аппий ; по преданию, это имя произошло от сабинского Atta и в Рим было принесено родом Клавдиев
Aulus A. или Avl. Авл ; в просторечии существовала архаизированная форма Olus , так что сокращением этого имени может также служить О.
Decimus D. или Dec. Децим ; архаическое Decumos ; от порядкового числительного «десятый»
Gaius C. Гай G.
Gnaeus Cn. Гней ; архаическая форма Gnaivos ; очень редко сокращается как Gn. ; встречаются формы Naevus , Naeus
Kaeso К. Кезон
Lucius L. Луций ; архаическое Loucios
Mamercus Mam. Мамерк ; имя оскского происхождения, употреблялось только в роду Эмилиев
Manius M`. Маний ; знак в виде запятой в верхнем правом углу есть остаток пятилинейного начертания буквы М
Marcus M. Марк ; существует написание Marqus
Numerius N. Нумерий ; оскского происхождения
Publius P. Публий ; архаическое Poblios , сокращаемое как Po.
Quintus Q. Квинт ; в просторечии Cuntus , встречаются Quinctus , Quintulus ; от порядкового числительного «пятый»
Servius Ser. Сервий
Sextus Sex. Секст ; от порядкового числительного «шестой»
Spurius S. или Sp. Спурий ; может быть также употреблено не как преномен, а в своем исконном значении «внебрачный»
Titus T. Тит
Tiberius Ti. или Tib. Тиберий

Остальные личные имена использовались редко и писались обычно полностью: Agrippa , Ancus , Annius , Aruns , Atta , Cossus , Denter , Eppius , Faustus , Fertor , Herius , Hospolis , Hostus , Lar , Marius , Mesius , Mettus , Minatius , Minius , Nero , Novius , Numa , Opiter , Opiavus , Ovius , Pacvius (Paquius ), Paullus , Pescennius (Percennius ), Petro , Plancus , Plautus , Pompo , Popidius , Postumus , Primus , Proculus , Retus , Salvius , Secundus , Sertor , Statius , Servius , Tertius , Tirrus , Trebius , Tullus , Turus , Volero , Volusus , Vopiscus . Личное имя Pupus (мальчик) употреблялось только по отношению к детям.

Мальчик получал личное имя на восьмой или девятый день после рождения. Существовала традиция давать личное имя только четырём старшим сыновьям, а остальным в качестве личного имени могли служить порядковые числительные: Quintus (пятый, ср. старорус. Пятак), Sextus (шестой, ср. старорус. Шестак), Septimus (седьмой, ср. старорус. Семак), Octavius (восьмой, ср. старорус. Осьмак), и Decimus (десятый). Со временем эти имена стали общеупотребительными (то есть превратились в личные), и как следствие, человек, носящий имя Секст, не обязательно был шестым сыном в семье. В качестве примера можно вспомнить полководца Секста Помпея, второго сына члена первого триумвирата Гнея Помпея Великого, долгое время боровшегося с Юлием Цезарем .

Часто старший сын получал преномен отца. В 230 до н. э. эта традиция была закреплена постановлением сената , так что личное имя отца стало, как правило, переходить к старшему сыну. Например, император Октавиан Август носил, как и его прапрадед, прадед, дед и отец, имя Гай.

В некоторых родах употреблялось ограниченное число личных имён. Например, у Корнелиев Сципионов были только Гней, Луций и Публий, у Клавдиев Неронов - только Тиберий и Децим, у Домициев Агенобарбов - только Гней и Луций.

Личное имя преступника могло быть навсегда исключено из того рода, к которому он принадлежал; по этой причине в патрицианском роду Клавдиев не употреблялось имя Луций, а в патрицианском роду Манлиев - имя Марк. По постановлению сената имя Марк навсегда было исключено из рода Антониев после падения триумвира Марка Антония.

Номен

Происхождение и суффиксы родовых имён
Происхождение Окончание Примеры
римское -ius Tullius, Julius
-is Caecilis
-i Caecili
сабинско-оскское -enus Alfenus, Varenus
умбрское -as Maenas
-anas Mafenas
-enas Asprenas, Maecenas
-inas Carrinas, Fulginas
этрусское -arna Mastarna
-erna Perperna, Calesterna
-enna Sisenna, Tapsenna
-ina Caecina, Prastina
-inna Spurinna

Родовое имя было названием рода и соответствовало, приблизительно, современной фамилии. Указывалось в форме прилагательного мужского рода и оканчивалось в классическую эпоху на -ius : Tullius - Туллий (из рода Туллиев), Julius - Юлий (из рода Юлиев); в республиканское время встречаются также окончания -is, -i . Родовые имена неримского происхождения имели отличные от названных окончания.

В надписях родовые имена, как правило, пишутся полностью; в имперское время сокращению подвергались только имена очень известных родов: Aelius - Ael. , Antonius - Ant. или Anton. , Aurelius - Avr. , Claudius - Cl. или Clavd. , Flavius - Fl. или Fla. , Julius - I. или Ivl. , Pompeius - Pomp. , Valerius - Val. , Ulpius - Vlp.

Общее число родовых имен, по Варрону , доходило до тысячи. Большинство родовых имен имеет столь древнее происхождение, что значение их забыто. Только некоторые имеют определенный смысл: Asinius от asinus (осел), Caelius от caecus (слепой), Caninius от canis (собака), Decius от decem (десять), Fabius от faba (боб), Nonius от nonus (девятый), Octavius от octavus (восьмой), Ovidius от ovis (овца), Porcius от porca (свинья), Septimius от septimus (седьмой), Sextius и Sextilius от sextus (шестой), Suillius от suilla (свинина).

Также рабам давали имена мифических героев: Ахилл , Гектор ; названия растений или камней: Адамант, Сардоник и т. д. Вместо имени раб мог иметь прозвище «Первый», «Второй», «Третий».

Известно, что рабская доля в Риме была очень тяжелой, однако это никак не отразилось на именах рабов, у которых нет издевательских кличек. Напротив, у рабов встречаются имена Felix и Faustus (счастливый). Очевидно, эти прозвища, становившиеся именем, получали только те рабы, жизнь которых сложилась сравнительно удачно. В надписях упоминаются: Фауст, пекарь Тиберия Германика, и Фауст, заведующий парфюмерной лавкой своего хозяина Попилия, Феликс, ведавший украшениями Гая Цезаря, другой Феликс, управитель владениями Тиберия Цезаря, и ещё один Феликс, надсмотрщик в шерстоткацких мастерских Мессалины; дочери одного раба из дома Цезарей звались Фортуната и Фелица.

Неоднократно у рабов встречается имя Ingenus или Ingenuus (свободнорожденный). У рабов, родившихся в рабстве, бывают имена Vitalio и Vitalis (живучий).

Не было никаких твердых правил в отношении имен рабов. Поэтому при покупке раба в официальном документе его имя сопровождалось оговоркой «или каким бы другим именем он ни назывался» (лат. sive is quo alio nomine est ).

В надписях после имени раба указывается имя господина в родительном падеже и характер занятий раба. После имени господина стоит слово servus (раб) всегда сокращенно ser , очень редко s , также оно может стоять между двумя когноменами господина; вообще строгого порядка слов нет. Слово «раб» часто совсем отсутствует; как правило, его нет у рабов, принадлежащих женщинам. Напр., Euticus, Aug(usti) ser(vus), pictor - Эвтик, раб Августа (императорский раб), живописец; Eros, cocus Posidippi, ser(vus) - Эрот, повар Посидиппа, раб; Idaeus, Valeriae Messalin(ae) supra argentum - Идей, казначей Валерии Мессалины.

Проданный раб сохранял родовое имя или когномен своего прежнего господина в измененном виде с суффиксом -an- : Philargyrus librarius Catullianus - Филаргир, писец, купленный у Катулла.

Имена вольноотпущенников

Вольноотпущенник (т. е. раб, получивший свободу) приобретал личное и родовое имена бывшего господина, который становился его патроном, а своё прежнее имя сохранял как когномен. Так, секретарь Цицерона Тирон, освободившись от рабства, назывался: M. Tullius M. libertus Tiro - Марк Тулий отпущенник Марка Тирон. Раб по имени Апелла, отпущенный на свободу Марком Маннеем Примом, стал называться Марк Манней Апелла. Рабыня Басса, отпущенная Луцием Гостилием Памфилом, получила имя Гостилия Басса (преномена женщины не имели). Луций Корнелий Сулла отпустил на волю десять тысяч рабов, принадлежавших лицам, погибшим во время проскрипций ; все они стали Луциями Корнелиями (знаменитая «армия» из десяти тысяч «корнелиев»).

В надписях часто встречаются имена императорских вольноотпущенников: пекарь Гай Юлий Эрот, портной театральных костюмов Тиберий Клавдий Диптер, ведающий триумфальной белой одеждой императора Марк Кокцей Амбросий, ведающий охотничьей одеждой императора Марк Ульпий Эвфросин, ведающий приемом друзей императора Марк Аврелий Сукцесс и др.

В надписях между номеном и когноменом вольноотпущенника сокращенно указывается личное имя господина и стоит l или lib (= libertus ), очень редко указывается триба: Q(uintus) Serto, Q(uinti) l(ibertus), Antiochus, colonus pauper - Квинт Серторий Антиох, вольноотпущенник Квинта, бедный колон . В редких случаях вместо личного имени бывшего господина стоит его когномен: L(ucius) Nerfinius, Potiti l(ibertus), Primus, lardarius - Луций Нерфиний Прим, вольноотпущенник Потита, колбасник. Вольноотпущенники императорского дома в надписях обозначаются сокращенно Avg l (Avg lib ), т. е. Augusti libertus (после родового имени или после когномена): L(ucio) Aurelio, Aug(usti) lib(erto), Pyladi, pantomimo temporis sui primo - Луцию Аврелию Пиладу, императорскому вольноотпущеннику, первому пантомиму своего времени.

Редко встречаются вольноотпущенники с двумя когноменами: P(ublius) Decimius, P(ublii) l(ibertus), Eros Merula, medicus clinicus, chirurgus, ocularius - Публий Децимий Эрот Мерула, вольноотпущенник Публия, врач-терапевт, хирург, окулист.

Вольноотпущенники женщин в надписях обозначаются сокращением Ɔ L (перевернутая буква С представляет собой остаток архаического женского личного имени Gaia ): L(ucius) Crassicius, Ɔ (= mulieris) l(ibertus), Hermia, medicus veterinarius - Луций Крассиций Гермия, вольноотпущенник женщины, ветеринарный врач.

Вольноотпущенники городов в качестве родового имени получали имя Publicius (от publicus - общественный) или имя города: Aulus Publicius Germanus , Lucius Saepinius Oriens et Lucius Saepinius Orestus - отпущенники города Сепина в Италии.

Врачи, служители божества Эскулапа (греч. Асклепия), обычно носили его имя. Например, Гай Кальпурний Асклепиад - врач из Прузы у Олимпа, получивший римское гражданство от императора Траяна. Однако имя Асклепий, или Асклепиад, не всегда принадлежало врачу: в одной надписи встречается Асклепиад, раб Цезаря, мраморщик.

Вольноотпущенники корпораций сохраняли в своем имени их названия: вольноотпущенники корпорации лоскутников и портных (fabri centonarii ) назывались Fabricii и Centonii .

См. также

Литература

  • Kajanto I. The Latin Cognomina. 1985
  • Schulze W. Zur Geschichte lateinischer Eigennamen. 1933

Примечания

Ссылки

Мужские имена

Женские имена

Август

Августин

Амадей

Амадеус

Антон

Ануфрий (Онуфрий)

Бонифаций

Бенедикт

Валерий

Валентин

Венедикт

Вивиан

Викентий

Виктор

Виталий

Герман

Дементий

Доминик

Донат

Игнат (Игнатий)

Иннокентий

Ипатий

Капитон

Касьян (Кассиан)

Клавдий

Клим (Климент)

Конкордий

Константин

Констанций

Корнил

Корнилий

Корней

Лавр

Лаврентий

Леонтий

Лука

Лукиан

Максим

Максимиллиан

Марк

Мартин (Мартын)

Меркурий

Модест

Овидий

Павел

Патрикий

Пров

Роман

Северин

Сергей

Силантий

Сильван

Сильвестр

Терентий

Теодор

Устин

Феликс

Флавиан (Флавий)

Флор

Флорентий

Фортунат

Феликс

Цезарь

Эраст

Эмиль

Ювеналий

Юлиан

Юлий

Юстин

Януарий

Августа

Агния

Агнесса

Акулина

Алевтина

Алина

Альбина

Антонина

Аурелия

Астра

Беатриса

Белла

Бенедикта

Валентина

Валерия

Венера

Веста

Вида

Виктория

Виталина

Виргиния

Виринея

Георгина

Глория

Гортензия

Джемма

Джулия

Диана

Доминика

Домна

Иоланта

Калерия

Карина

Капитолина

Клавдия

Клара

Клариса

Климентина

Конкордия

Констанция

Лаура

Лилиана

Лилия

Лола

Любовь

Люсьена

Люция (Лючия)

Маргарита

Марина

Марселина

Матрона

Наталья (Наталия)

Нонна

Павла

Павлина (Паулина)

Римма

Регина

Рената

Роза

Сабина

Сильва

Стелла

Северина

Ульяна

Устина

Фаустина

Флора

Фелицата

Фелиция

Цецилия

Эмилия

Юлиана

Юлия

Юнона

Юстиния

Значение римских (романо-византийских) имен

Римские мужские имена и их значение

Мужские: Август (священный), Антон (римское родовое имя, в греческом языке – вступающий в бой), Валентин (здоровяк), Валерий (силач), Венедикт (благословенный), Викентий (побеждающий), Виктор (победитель), Виталий (жизненный), Дементий (посвещённый богине Дамии), Донат (подарок), Игнат (незнаемый), Иннокентий (невинный), Ипатий (высокий консул), Капитон (головастик), Клавдий (хромоногий), Климент (снисходительный), Константин (постоянный), Корнил (рогатый), Лавр (дерево), Лаврентий (увенчанный лавровым венком), Леонид (львёнок), Леонтий (львиный), Максим (наибольший), Марк (вялый), Мартын (родившийся в марте), Модест (скромный), Мокей (пересмешник), Павел (палец), Пров (проба), Прокофий (преуспевающий), Роман (римлянин), Сергей (римское родовое имя), Сильвестр (лесной), Феликс (счастливчик), Фрол (цветущий), Цезарь (царственный), Ювеналий (юношеский), Юлий (вертлявый, кудрявый), Януарий (привратник).

Римские женские имена и их значение

Женские: Аглая (блеск), Агнесса (овечка), Акулина (орлица), Алевтина (силачка), Алина (неродная), Альбина (белянка), Беатриса (счастливица), Валентина (сильная, здоровая), Виктория (богиня победы), Виргиния (девственница), Диана (богиня охоты), Калерия (манящая), Капитолина (по названию одного из семи холмов Рима), Клавдия (хромоножка), Клементина (снисходительная), Маргарита (жемчужина), Марина (морская), Наталия (урождённая), Регина (царица), Рената (обновлённая), Руфь (рыжая), Сильва (лесная).

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

В Древнем Риме весьма серьезно относились к именам и их значениям. Римляне считали, что в них кроется судьба человека. Они верили, что если недоброжелатель узнает имя, то сможет с помощью магии отнять у человека жизнь. Вот почему рабам было запрещено произносить имя своего господина.

Рим - это один из древнейших городов в мире, он некогда был столицей прославленной Римской империи. Жителей города того времени условно можно разделить на две группы: свободные и рабы. Между тем, каждая из этих групп состояла из множества других более мелких сообществ. Свободные граждане могли быть как коренными жителями Рима, их называют патрициями, так и приезжими из других областей империи - плебеи. Рабы же получали свой статус исходя из происхождения и места службы. Они могли быть частными, общественными, военнопленными, купленными на специальных рынках или родившимися в хозяйском доме. И что самое интересное, римские имена давались в зависимости от статуса человека, его происхождения и принадлежности к генеалогическому древу.

Структура древних римских имен

История возникновения римских имен была довольно запутанной, ведь она складывалась на протяжении многих веков. Окончательно система имен и их присваиваний, которые надолго закрепились в Древнем Риме, были сформированы примерно во II веке н. э. - в самый пик расцвета могущественной Римской Империи.

В те времена римские имена имели четкую структуру, по которой можно было определить, к какому роду принадлежит человек. Причем римляне удостаивали чести давать полные имена только мужчинам, с женщинами дело обстоит иначе. Для полного понимания этих традиций следует изучить разделение более подробно.

Римские имена, мужские и имена жрецов, состояли из трех частей. Эта система немного напоминает нашу современную: первое имя - преномен (личное имя), второе обозначало принадлежность к определенному роду - номен (что-то вроде фамилии) и, наконец, третье имя - когномен, человек получал его благодаря каким-то признакам в своей внешности. Давайте изучим каждый из них более детально.

Происхождение мужских имен

Всего личных мужских имен было немного: их насчитывается не больше 20. Все дело в том, что у римлян была традиция нарекать своих старших сыновей в честь отца. Получается, что все первенцы одного рода носили одинаковые имена. Преномен - это личное имя, которое мальчики получали на девятый день после рождения. Постановлением Сената - главного органа власти в Древнем Риме, в период 200-х годов до н. э. было решено нарекать всех старших сыновей преноменом отца. Вот почему многие императоры носили имена своих прадедов, дедов и отцов. Их дети также продолжали славную традицию и нарекались в честь своих предков неизменными именами. А вот римские имена (женские) давались дочерям с некоторыми изменениями в окончаниях, чтобы указать, что оно принадлежит женщине.

Родовые имена

Очень интересна история происхождения второго имени. Номен - это родовое имя, которое обозначало принадлежность человека к определенному роду. Общее количество родовых имен превышает одну тысячу, если верить римскому энциклопедисту и писателю Марку Варрону. Номены, в отличие от преноменов, никогда не сокращались на письме, исключение составляли только самые известные родовые имена. Например, номен Antonius мог быть записан как Ant. или Anton.

Пожалуй, самым загадочным элементом являются когномены (третьи римские имена) - мужские, которые считались необязательными. То есть они могли отсутствовать у некоторых мужчин. Суть римского имени в данном случае заключается в том, что римлянин получал прозвище за какие-то личные качества в характере или во внешности. Позднее стали возникать новые ответвления в семейном роде, получавшие свои названия в честь когномена своего прародителя. Самые известные - это роды Probus (в переводе - честный, прозвище, полученное за правдивость и беспорочность человека), Rufus (рыжий, очевидно, что оно получено за внешние качества), Severus (беспощадный) и Lucro (чревоугодник).

Красивые имена: римские и греческие

Неудивительно, что римское население по своему составу было неоднородным, ведь в столицу империи съезжались со всех территорий люди разных сословий. На протяжении веков жители смешивались между собой: римляне вступали в браки с греками, в результате появлялись новые имена, которые со временем прочно закрепились в римском обществе. Греческие и римские имена имеют множество сходств, ведь в основе их культуры лежит общая вера в существование античных богов и похожая мифология. Однако, несмотря на эти факты, греческие имена сильно отличаются от римских. Например, греки нарекали своих детей исключительно хорошими именами, имевшими определенный смысл. Они верили, что тогда ребенок получает и покровительство богов. Проследить историю возникновения каждого из них практически невозможно, поэтому считается, что многие древнегреческие имена могут быть и римского происхождения. Вот самые красивые и известные греко-римские имена: Александрос - защитник родины; Андреас - воинственный, храбрый; Архимед - мыслящий, мудрый; Вазилис - царских кровей; Грегорайос - бдительный; Джорджиос - хозяйственный; Дорасеос - дар богов; Иоаннис - добрый; Константиос - сильный, непоколебимый; Никиас, Никон - победоносный.

Женские римские имена: происхождение и особенности

В принципе, общественный строй римлян можно причислить к патриархальным с элементами некоторых поправок в пользу женщин. Дело в том, что положение жительницы Рима определялось социальным статусом ее отца. Если девушка была из знатного и богатого рода, то окружающие относились к ней с уважением. Такая особа обладала относительной свободой: она могли появляться в обществе, имела право на физическую неприкосновенность, т. е. даже муж не мог принудить ее к любви.

И даже несмотря на это, женщин почему-то обделяли личным именем. Их нарекали только родовыми именами отцов, правда, немного изменяя окончание, чтобы получались другие римские имена (женские формы образовывались с помощью окончания -ia). Например, любимицу из дочерей Гая Юлия Цезаря звали Юлией, а старшая дочь Публия Корнелия Сципиона была названа Корнелией. Вот почему у всех женщин одного рода были одинаковые имена, которые различались лишь преноменами.

По традиции, когда в семье рождались другие дочери, к их родовому имени - номену, добавляли и преномен, который определялся в зависимости от ее возраста. Сёстры назывались личным именем в порядке рождения, например, Major называли старшую, Secunda была второй, Tertila - третьей, а Minor - это преномен самой младшей сестры.

Имена замужних женщин

Когда девушка выходила замуж, то к ее имени добавлялся когномен (прозвище) мужа. Все обращались к замужней женщине, называя ее полное имя. Например, Юлия (номен отца - Юлий), выходившая замуж за Тиберия Семпрония Гракха, получала имя Юлия, дочь Юлия, (жена) Гракха.

На письменности также указывали полное имя женщины. Самая известная надпись "Caeciliae, Q(uinti) Cretici f(iliae), Metellae, Crassi (uxori)" высечена на гробнице жены триумвирата Марка Лициния Красса.

Женщины из очень знатных родов, которые выходили замуж за влиятельного человека, имели право наследовать не только родовое имя, но и когномены своих отцов. Например, полное имя супруги полководца Красса было Цецилия Метелла, полученное от отца, которого звали Луций Цецилий Метелл Далматика. Он был военачальником, одержавшим победу над далматами, за что впоследствии получил от Сената свое четвертое имя - агномен.

Архаическая форма рабских имен

Система имен для рабов сформировалась в результате обширного распространения рабовладения: в официальные документы, которые были неизменными атрибутами политического устройства Древнего Рима, необходимо было вносить все имена рабов.

Обычно у рабов были имена греческого происхождения, например, Антигон, Филоник, Деадумен или Эрот. Рабы считались собственностью, поэтому юридически они являлись не субъектами, а объектами, это объясняет их полное бесправие и зависимость от господ. Многие из них получали римские имена, состоящие из преномена господина, номена или когномена отцов и добавочного слова puer (сынок, мальчик).

В Римской Империи судьба рабов была весьма тяжелой, однако это никак не отразилось на их именах: напротив, многие получали прозвища, которые звучали позитивно, например, Felix - счастливый, радостный.

Современные имена

С течением времени имена изменялись под влиянием смены исторических эпох. Большинство древнегреческих имен сохранилось и до наших дней. Правда, многие из них имеют немного другую форму, которая отличается лишь окончаниями. Корень у современных европейских имен и древнегреческих - одинаковый.

Многие римские имена в преобразованном виде до сих пор используются в некоторых странах Европы. Считается, что латынь - язык, на котором писали римляне, вымер. Однако это не совсем так, потому что практически все европейские языки являются продолжателями латыни. Вот полный список римских имен (мужских и женских), которые актуальны и в наши дни:

  • Александр и Александра;
  • Августин и Августина;
  • Аврелий и Альбина;
  • Бенедикт и Бэлла (Belus);
  • Гектор и Гелла;
  • Гаспер и Гермиона;
  • Гоммер и Гея;
  • Димитрий и Дафна;
  • Ипполит и Ирена;
  • Кастор и Кассандра;
  • Лев и Лаида;
  • Майя, Мелисса и Мелани;
  • Нестор и Ника;
  • Пенелопа;
  • Рея и Селена;
  • Тимофей, Тихон и Тия;
  • Феодор, Филипп, Фрида и Флоренс (Флора).

Эти римские имена почти утратили свое изначальное значение, сейчас люди так нарекают своих детей, руководствуясь в основном эстетическими прихотями. Ведь эти имена звучат очень красиво и имеют интересную историю происхождения.

У римлян обычно было три имени - имя, отчество и фамилия. Первое имя - преномен (praenomen) - было личным, как Петр или Мария. Таких римских имен было мало, их насчитывают всего восемнадцать. На письме их сокращали одной, двумя или тремя буквами. Такие сокращения были весьма распространены, и поэтому надо уметь их раскрыть; вот самые употребительные: Аппий, Гай, Гней, Децим, Луций, Маний, Марк, Публий, Квинт, Сервий, Секст, Тиберий, Тит, Вописк.

Второе имя - номен (nomen) - было названием рода и соответствовало, приблизительно, нашей фамилии.

Третье имя - когномен (cognomen) - было прозвищем, которое присваивали каждому по каким-то признакам: рыжий - Руф, ловкач - Катон, носатый - Назон.

Когноменом отличали семью или отдельную ветвь данного рода. Например, к роду Корнелиев принадлежали семьи Сципионов, Руфинов, Лентулов.

Иногда за какие-либо особые заслуги римлянин получал и четвертое имя или второе прозвище - агномен (agnomen). Публий Корнелий Сципион в честь победы, одержанной им над Ганнибалом в Африке в 202 году до нашей эры, стал именоваться торжественно Африканским (Africanus, ср. прозвания русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова Рымникского, Потемкина Таврического).

Имена женщин

Женщин называли родовым римским именем отца в форме женского рода. Дочь Публия Корнелия Сципиона звали Корнелией, дочь Марка Туллия Цицерона - Туллией, у Гая Юлия Цезаря была дочь Юлия. Когда в семье появлялась другая дочь, к имени обеих добавляли преномен: Старшая (Major) и Младшая (Minor), другие сестры прозывались Третья (Tertia), Пятая (Quintilla). Замужняя женщина сохраняла свое имя, но к нему прибавлялся когномен ее мужа: Корнелия, дочь Корнелия, (жена) Гракха (Cornelia, filia Cornelii, Gracchi).

В позднее республиканское и императорское время женщины не имели личных имен, а именовались родовыми именами. Так как все женщины в одном роду имели единое имя, то в пределах рода они различались по возрасту. Например, Iulia Maior (старшая), Iulia Secunda (вторая), Iulia Tertia (третья) и так до самой младшей (Iulia -Minor).

Знатные женщины могли носить кроме родового имени cognomen своего отца; например, жена Суллы была дочерью Луция Цецилия Метелла Далматика и именовалась Цецилия Метелла, жена императора Августа была дочерью Марка Ливия Друза Клавдиана и именовалась Ливия Друзилла.

В надписях при именах женщин иногда указываются praenomen и cognomen отца, а также cognomen мужа в родительном падеже:

Caeciliae, Q(uinti) Cretici f(iliae), Metellae, Crassi (uxori). «Цецилии Метелле, дочери Квинта Кретика, (жене) Красса».

Из надписи следует, что эта женщина была дочерью Квинта Цецилия Метелла Кретика и супругой Красса. Надпись сделана на большом круглом мавзолее около Рима на Аппиевой дороге, в котором похоронена Цецилия Метелла, дочь консула 69 года до нашей эры, жена Красса, предположительно старшего сына триумвира Марка Лициния Красса.

Имена рабов

Рабов именовали по их происхождению: Сир (уроженец Сирии), Галл (уроженец Галлии), Фрикс (из Фригии); по именам мифических героев: Ахилл, Гектор; по названиям растений или камней: Адамант, Сардоник. Иногда рабам, которых часто окликали «мальчик» (puer), присваивали имя владельца в родительном падеже: Марципор (из Marcipuer), то есть раб Марка.

В древнейшие времена у рабов индивидуальных имен не существовало. Юридически рабы считались детьми господина и были столь же бесправны, как и все члены фамилии. Так образовались архаические рабские имена, составленные из praenomen господина, отца фамилии, и слова puer (мальчик, сын): Gaipor, Lucipor, Marcipor, Publipor,. Quintipor, Naepor (Gnaeus = Naeos + puer), Olipor (Olos — архаическая форма praenomen Aulus).

С ростом рабовладения возникла необходимость в личных именах для рабов.

Чаще всего рабы сохраняли то имя, какое носили, когда еще жили как свободные люди.

Очень часто римские рабы имели имена греческого происхождения: Александр, Антигон, Гиппократ, Диадумен, Музей, Фелодеспот, Филокал, Филоник, Эрот и др. Греческие имена иногда давали рабам-варварам.

Имя раба могло указывать на его происхождение или место рождения: Dacus - дакиец, Corinthus - коринфянин; встречаются в надписях рабы с именем Peregrinus - иноземец.

Вместо имени раб мог иметь прозвище «Первый», «Второй», «Третий».

Известно, что рабская доля в Риме была очень тяжелой, однако это никак не отразилось на именах рабов, у которых нет издевательских кличек. Напротив, у рабов встречаются имена Felix и Faustus (счастливый). Очевидно, эти прозвища, становившиеся именем, получали только те рабы, жизнь которых сложилась сравнительно удачно. В надписях упоминаются: Фауст, пекарь Тиберия Германика, и Фауст, заведующий парфюмерной лавкой своего хозяина Попилия, Феликс, ведавший украшениями Гая Цезаря, другой Феликс, управитель владениями Тиберия Цезаря, и еще один Феликс, надсмотрщик в шерстоткацких мастерских Мессалины; дочери одного раба из дома Цезарей звались Фортуната и Фелица.

Неоднократно у рабов встречается имя Ingenus или Ingenuus (свободнорожденный).

У рабов, родившихся в рабстве, бывают имена Vitalio и Vitalis (живучий).

Не было никаких твердых правил в отношении имен рабов. Поэтому при покупке раба в официальном документе его имя сопровождалось оговоркой «или каким бы другим именем он ни назывался» (sive is quo alio nomine est). Например: «Максим, сын Батона, девочку по имени Пассия, или каким бы другим именем она ни называлась, около шести лет, получив сверх договора, купил…».

В надписях после имени раба указывается имя господина в родительном падеже и характер занятий раба. После имени господина стоит слово servus (раб) всегда сокращенно SER, очень редко S. Слово «раб» часто совсем отсутствует; как правило, его нет у рабов, принадлежащих женщинам. SER может стоять между двумя cognomina господина; вообще строгого порядка слов нет.

Вольноотпущенники (а именно рабы, получившие свободу) приобретали родовое и личное имя бывшего господина, их собственное имя ставилось на третье место как когномен. Так, секретарь Цицерона Тирон, освободившись от рабства, назывался: Марк Тулий отпущенник Марка Тирон - M Tullius M libertus Tiro). Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру.

У римлян обычно было три имени, как у нас - имя, отчество и фамилия.

Первое имя - преномен (praenomen) - было личным, как Петр или Мария. Таких имен было мало, их насчитывают всего восемнадцать. На письме их сокращали одной, двумя или тремя буквами. Такие сокращения были весьма распространены, и поэтому надо уметь их раскрыть; вот самые употребительные: Аппий, Гай, Гней, Децим, Луций, Маний, Марк, Публий, Квинт, Сервий, Секст, Тиберий, Тит, Вописк.

Второе имя - номен (nomen) - было названием рода и соответствовало, приблизительно, нашей фамилии.

Третье имя - когномен (cognomen) - было прозвищем, которое присваивали каждому по каким-то признакам: рыжий - Руф, ловкач - Катон, носатый - Назон. Когноменом отличали семью или отдельную ветвь данного рода. Например, к роду Корнелиев принадлежали семьи Сципионов, Руфинов, Лентулов и т.д.

Иногда за какие-либо особые заслуги римлянин получал и четвертое имя или второе прозвище - агномен (agnomen). Публий Корнелий Сципион в честь победы, одержанной им над Ганнибалом в Африке в 202 г. до н.э., стал именоваться торжественно Африканским (Africanus, ср. прозвания русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова Рымникского, Потемкина Таврического). Женщин называли родовым именем отца в форме женского рода. Дочь Публия Корнелия Сципиона звали Корнелией, дочь Марка Туллия Цицерона - Туллией, у Гая Юлия Цезаря была дочь Юлия. Когда в семье появлялась другая дочь, к имени обеих добавляли преномен: Старшая (Major) и Младшая (Minor), другие сестры прозывались Третья (Tertia), Пятая (Quintilla) и т.д.

Замужняя женщина сохраняла свое имя, но к нему прибавлялся когномен ее мужа: Корнелия, дочь Корнелия, (жена) Гракха (Cornelia, filia Cornelii, Gracchi).

Рабов именовали по их происхождению: Сир (уроженец Сирии), Галл (уроженец Галлии), Фрикс (из Фригии); по именам мифических героев: Ахилл, Гектор; по названиям растений или камней: Адамант, Сардоник и т.д. Иногда рабам, которых часто окликали «мальчик» (puer), присваивали имя владельца в родительном падеже: Марципор (из Marcipuer), то есть раб Марка.

Вольноотпущенники (т.е. рабы, получившие свободу) приобретали родовое и личное имя бывшего господина, их собственное имя ставилось на третье место как когномен. Так, секретарь Цицерона Тирон, освободившись от рабства, назывался: Марк Тулий отпущенник Марка Тирон - M Tullius M libertus Tiro).

ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ПРОЗВИЩЕ РИМЛЯНИНА

Имя - гаданье.

Римская поговорка

Обстоятельные, стремящиеся все и всюду поставить на законную основу, римляне гораздо большее значение, чем греки, придавали «фамилиям» - родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Это было связано прежде всего с существовавшими в Риме изначально социальными и политическими различиями между полноправными патрицианскими родами и родами плебейскими, которые еще должны были добиваться в городе политического полноправия. Первоначально римлянин обходился двумя именами: личным (преномен) и родовым («номен гентиле»). В эпоху республики и позднее его стали называть тремя именами: добавилось семейное прозвище (когномен), а иногда человек получал и другое прозвище - индивидуальное. За примерами далеко ходить не нужно: вспомним хотя бы Марка Туллия Цицерона, Гая Юлия Цезаря, Публия Овидия Назона, Квинта Горация Флакка, Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего.

Личных имен в Риме было немного:

Малочисленность этих имен позволяла в документах, надписях, литературных произведениях обозначать их общепринятыми сокращениями - одной или несколькими первыми буквами имени. Наиболее распространенными именами были Марк, Публий, Луций, Квинт, Гай, Гней, Тит; остальные встречаются реже. Некоторые личные имена образованы просто от числительных: Квинт (пятый), Секст (шестой), Децим (десятый), - что говорит, пожалуй, о небогатой фантазии римлян в этой области, особенно если вспомнить красивые, разнообразные, красноречивые имена греков.

Гай Юлий Цезарь. Марк Туллий Цицерон

Родовых имен было значительно больше: Клавдий, Юлий, Лициний, Туллий, Валерий, Эмилий и многие другие. Каждый род включал в себя несколько больших семей: так, к роду Корнелиев принадлежали семьи Сципионов, Руфинов, Лентулов, Цетегов, а «номен гентиле» Эмилий носили члены семей Павлов и Лепидов.

Некоторые личные имена были исключительным достоянием определенных родов: например, имя Аппий встречается только в роду Клавдиев, а преномен Мамерк монополизировали представители рода Эмилиев. Если кто-либо запятнал свой род каким-нибудь постыдным деянием, то его имя в этом роду больше не употреблялось. Так, в роду Клавдиев мы не найдем имя Луций, а в роду Манлиев с 383 г. до н. э. существовал запрет за имя Марк, после того как патриций Марк Манлий, победитель эквов в 392 г. до н. э. и защитник Капитолия во время нашествия галлов на Рим, решительно выступил за права плебеев, вызвав этим бешеную ненависть римских патрициев, в том числе собственных родственников. Он был признан «предателем своего рода» (Ливий. От основания города, VI, 20), и отныне членам рода Манлиев запрещалось называть детей его именем.

Когда род разрастался и внутри него выделялись отдельные семьи, появлялась необходимость в когноменах. Первые семейные прозвища возникли в среде патрициев и были связаны с главными в то время занятиями римлян - земледелием и скотоводством. Прозвище Пилумн восходит к слову «пилум» - пестик; Пизон - от глагола «пизо» или «пинзо» - толочь, растирать. От названий культурных растений происходят семейные прозвища Цицеронов («цицер» - горох), Лентулов («ленс» - чечевица). В роду Юниев встречается прозвище Бубулк - волопас, так как первые представители этого рода были известны тем, что разводили волов. Другие когномены отражают какую-либо характерную черту человека: Катон - ловкий, хитроумный; Брут - косный, туповатый; Цинциннат - кудрявый.

Уже в эпоху республики некоторые видные граждане имели, как сказано выше, не три, а четыре имени. Четвертым было дополнительное прозвище (агномен), которое присваивали за выдающиеся подвиги или за образцовое и запомнившееся людям исполнение тех или иных должностных обязанностей. Публий Корнелий Сципион, победитель Ганнибала в битве при Заме в 202 г. до н. э., получил почетное прозвище Африканский. Марк Порций Катон, прославившийся своей деятельностью в качестве цензора, остался в истории как Катон Цензор. Подобные прозвища могли даже переходить по наследству к старшему сыну героя, но со временем от этого обычая отказались.

Первоначально при внесении молодого римлянина в списки граждан или в иные официальные документы записывали только его личное имя и полное трехчленное имя его отца в родительном падеже. Впоследствии практика изменилась и стали указывать все три имени нового гражданина вместе с именем его отца. В надписях можно обнаружить также указания на имя деда или даже прадеда: «сын Марка», «внук Публия» и т. п. Цезарь, желая внести больше порядка в административные дела государства, постановил в своем муниципальном законе 49 г. до н. э., чтобы в актах приводились не только все три имени гражданина, но и имя его отца, а кроме того, отмечалось, к какой городской трибе принадлежит человек. (Рим издавна подразделялся на 35 триб.) Следовательно, в официальных документах гражданина именовали так: «Марк Туллий, сын Марка, внук Марка, правнук Марка, из трибы Корнелия, Цицерон» или же «Марк Метилий, сын Гая, из Помптинской трибы, Марцеллин».

Дочерей называли родовым именем отца в женской форме: дочь того же Марка Туллия Цицерона звалась Туллия, дочь Теренция - Теренция и т. п. Иногда добавляли и преномен, происходивший главным образом от числительных: Терция (третья), Квинтилла (пятая). Замужняя женщина сохраняла свое имя - «номен гентиле», но к нему прибавлялось семейное прозвище ее мужа в родительном падеже. В официальных документах это выглядело так: «Теренция, дочь Теренция (жена) Цицерона» или же «Ливия Августа», т. е. супруга Августа. В эпоху империи женщины часто носили двойные имена, например: Эмилия Лепида.

Стать членом чужого рода римлянин мог путем усыновления («адопцио»), при этом он принимал полное трехчленное имя усыновителя, а свое собственное родовое имя сохранял как второй когномен с прибавлением суффикса - ан(ус). Так, Павла Эмилия, после того как он был усыновлен Публием Корнелием Сципионом, стали называть: Публий Корнелий Сципион Эмилиан, а Тит Помпоний Аттик, друг Цицерона, усыновленный своим дядей Квинтом Цецилием, оставил себе и свое семейное прозвище, превратившись в Квинта Цецилия Помпониана Аттика. Иногда не только семейное прозвище, но и родовое имя усыновленного сохранялись без изменений в качестве когноменов: когда Гай Плиний Секунд усыновил своего племянника Публия Цецилия Секунда, того стали именовать Гай Плиний Цецилий Секунд. Случалось и так, что сын получал и прозвище от родового имени матери; это имело целью подчеркнуть тесный союз двух семей: например, Сервий Корнелий Долабелла Петроний носил родовое имя и когномен отца, Корнелия Долабеллы, второе же прозвище он унаследовал от матери, которую звали Петрония. Итак, мы видим, что строго определенного порядка в римской антропонимической номенклатуре не было и, скажем, происхождение второго семейного прозвища было в разных случаях весьма различным.

Христианство, стараясь оторваться от языческой традиции имен, решительно вводило в номенклатуру необычные, искусственно созданные и подчас довольно причудливые конструкции, восходящие к христианским ритуальным формулам, молитвам. Достаточно привести несколько примеров: Адеодата - «богом данная», Деограциас - «благодарение богу» и даже Кводвультдеус - «то, чего хочет бог».

Как и в Греции, в Риме рабы могли сохранять имена, данные им при рождении. Чаще, однако, в домах и поместьях рабов различали по их происхождению, и тогда этникон заменял личное имя: Сир, Галл и т. п. Рабов называли также «пуэр» - мальчик, - соединяя это обозначение с именем господина в родительном падеже. Так, раб Марка (Марци пуэр) становился Марципором, а раб Публия (Публии пуэр) - Публипором.

Раб, отпущенный на волю, вольноотпущенник, принимал родовое, а иногда и личное имя своего господина, даровавшего ему свободу, собственное же имя сохранял как когномен. Андроник, грек из Тарента, один из родоначальников римской литературы (III в. до н. э.), получил от Ливия Салинатора свободу, а вместе с ней и традиционное римское трехчленное имя: Луций Ливий Андроник. Тирон, образованный невольник и секретарь Цицерона, обретя свободу, стал зваться Марком Туллием Тироном. Бывало и иначе. Римлянин, отпускавший на волю своего раба, мог пожаловать ему не собственное родовое имя, а «номен гентиле» другого человека, с которым поддерживал дружеские и родственные связи. Один из рабов Цицерона Дионисий, став вольноотпущенником, получил имя Марк Помпоний Дионисий: Цицерон дал ему свое личное имя, а имя родовое позаимствовал у своего друга Аттика, высоко ценившего образованного Дионисия.

Раб, которого отпускала на волю женщина, принимал личное и родовое имя ее отца, а кроме того, в официальных актах указывалось, кому он был обязан своей свободой: например, Марк Ливий, вольноотпущенник Августы, Исмар.

Добавим, наконец, что немало иностранцев стремились любой ценой выдать себя за римских граждан и, возможно, поэтому охотно принимали римские имена, особенно родовые. Лишь император Клавдий строго запретил людям иноземного происхождения присваивать себе римские родовые имена, а за попытку обманным путем выдать себя за римского гражданина виновный подлежал смертной казни (Светоний. Божественный Клавдий, 25).

автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

7:00. Гардероб римлянина Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на Длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения,

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Поединок римлянина с кампанцем Ганнибал ушел на зимние квартиры в Аиулию, и консул Квинт Фабий Максим поспешил этим воспользоваться, чтобы наказать капуанцев. Он опустошал и разорял Кампанию до тех пор, пока не вынудил капуанцев выйти за городские ворота и разбить

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.3. Внешность Антония и его прозвище «Дионис» Плутарх пишет, что Антоний «обладал красивою и представительной внешностью. Отличной формы борода, широкий лоб, нос с горбинкой сообщали Антонию мужественный вид и некоторое сходство с Гераклом… Существовало даже древнее

Из книги Октавиан Август. Крестный отец Европы автора Холланд Ричард

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ЗА СТОЛОМ У РИМЛЯНИНА Отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, II, 4 Глубокая пропасть между богатством и бедностью стала бросаться в глаза в Риме в последние

автора Смирнов Виктор Григорьевич

Камень Антония Римлянина На правом берегу Волхова в конце Торговой стороны белеют корпуса древней обители. Это Антониев монастырь, основанный в 1106 году преподобным Антонием Римлянином. Согласно легенде, Антоний родился в Риме. После смерти своих богатых родителей он

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Житие Антония Римлянина Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный

Из книги Мазарини автора Губер Пьер

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Золото римлянина Огромное богатство и сомнительные способы обогащения кардинала Мазарини питали ненависть фрондеров и лень историков и рассказчиков анекдотов. Все они не знали или делали вид, будто не знают, что любой министр Старого режима (и всех