Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

  • развитие общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,
учитель-логопед

1. Приветствие.

Пришел к нам волчек. Очень обрадовалась после долгой разлуки. К занятию я повесила плакат с полевыми и садовыми цветами. Она сразу побежала показывать Волку этот плакат и еще до занятия мы познакомились со всеми цветами. После этого прослушали и попели под музыку Железновой "Начнем урок". Эту музыку я первый раз вставила в занятие. Потом мы еще раз поздоровались с Волком, но уже на английском. Тяжеловато Машуле было выговаривать английские слова, но старалась и с интересом. Несколько раз повторила.

Написали кубиками слова Маша, роза, гора, луг, дом. До этого писали карточками, кубиками гораздо интереснее.

Сделали четыре дорожки на А, О, У, Ы в разные стороны, получился крест. Машуля сидела в центре креста. Посмотрела направо, там лужайка. Пальчиками по кубикам пробежали на лужайку при этом называя склады. Налево - лес. Также пробежали пальчиками. Прямо - горы, назад - сад.

2. Карточки «Цветы».

После этого мы пошли путешествовать. Поднялись в горы по доске на диван. И посмотрели какие цветы растут в горах. Рассказала вкратце про то что им нужно с одной стороны тепло от камней, а для корней прохлада камней. Обратили внимание на эдельвейс, то что он занесен в красную книгу.

Потом пошли в лес. Перепрыгивали через болото. Посмотрели какие цветочки там растут. Машу рассмешило название "прострел".

В сад мы попали по мостику. Несколько кругов сделали по обручу.

Тоже посмотрели на цветы. Садовые цветы из 6 карточек 4 назвала сама. Новые для неё оказались Ирис и Гвоздика.

По лугу мы прошлись как коровки. Мычали и кушали цветочки. Я называла какой скушать, а Маша брала их. Полевые цветочки она тоже все узнала без запинки.

После этого еще посмотрели карточки с комнатными цветами. Обратили внимание что в отличие от остальных, они растут в горшочках.

Выбрали четыре карточки ромашка, василек, роза, мак. Поиграли с этими карточками в Ку-ку. Сначала я перевернула, но не перемешивала. Потом перемешала, но Машуля сразу нашла. Она просто визуально запомнила как пишутся названия, а еще обращает внимание с какой буквы начинается слово.

3. Подвижные игры.

Отдохнули, размялись. Машулька все повторяет без проблем.

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),

Поднялись цветочки (медленно встают).

К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),

Солнцу улыбнулись (широко в стороны).

К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),

Повернут цветочки.

Развернут бутоны (руки соединить над головой).

В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

4. Попевка. Таблица.

Спели попевку по говорящему плакату.

Ад-ад-ад- побежали быстро в сад.

Ты-ты-ты- посадили мы цветы.

Лю-лю-лю - все цветочки я люблю.

Гу-гу-гу- я цветочки берегу.

Потом Маша назвала Розу, мы её написали. Несколько раз сама нажимала и говорила. Если ошибалась, то сразу исправлялась. Ну и еще несколько цветочков посадили, но уже я сама называла какие, а Маша нажимала и проговаривала.

5. Игра.

Потом мы поиграли в игры, которые принес Волчек.

Игра "Кому подарю цветочек" Машуля назвала цветы в букете у девочки и подарила их маме, папе, бабушке и дедушке. Провела пальчиком по дорожкам. Суть игры в том чтоб ребенок правильно составлял предложения.

Игра "чем это делают". Та же суть, правильно сформулировать фразу: "Из колодца воду достают ведрОМ", "Сухие листья сгребают граблЯМИ" и т.д.

6. Пальчиковые игры и зарядка для языка.

Сделали пальчиковую гимнастику и дыхательную гимнастику.

У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).

Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).

Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).

Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).

А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

После этого посмотрели части Цветка. Все назвала сама. Наверно надо вводить шипы и пестики.

7. Игра.

Сложили карточки в нужной последовательности и рассказала почему.

Тут уже Машулька устала. Сил хватило только чтоб поиграть в лото. Я называла карточку, Машулька говорила название на русском, а я на английском. Маша запомнила перевод Мака (poppy). И еще сразу вспоминали какой это цветок садовый или полевой.

На физразминку уже совсем не было сил и решили не делать.

По изодеятельности смогли только рассмотреть картины на стене. Рассказала что такое натюрморт. Машульке больше всего понравилась картина Толстого "Букет цветов бабочка и птичка". Она даже гусеницу там рассмотрела, а я сколько делала, ни разу не заметила эту гусеницу. А еще картина с полевыми цветами тоже ей понравилась.


Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,
Потому что он - Георгий, в этом вся причина;
Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.

Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА - Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке;

Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке.

Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша.
Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ.

Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея;
Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ.

А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики...
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!

(Н. Самоний)
Речевой материал для развития речи и координации движения

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки (медленно встают).
К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

Цветы.

Возле дома у калитки,
Там, где ползают улитки –
Идут по кругу, взявшись за руки.

Зацвели у нас цветы
Останавливаются, приседают.

Разноцветной красоты:
Медленно поднимаются – руки вверх.

Розы, астры и дубки,
Хризантемы, ноготки.
Загибают пальцы обеих рук, перечисляя цветы.

Пышный мы букет нарвем,
Обхватить себя скрещенными руками за плечи.

В детский садик отнесем.
Маршируют, высоко поднимая колени.

Одуванчик
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик
(присесть, медленно поднимаясь, показывая, как растет маленький цветок),
Голова, что шар пушистый
(руками показать большой круг).
Если ветер быстрый-быстрый
На полянку налетит
(быстрые повороты в сторону с распростертыми руками),
Все вокруг зашелестит
(потереть ладошки на вытянутых руках),
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(дети кружатся и медленно бегают в одном направлении)
И сольются с небосводом
(остановиться, прямые руки поднять вверх).
Цветы
(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
Раз, два, три, выросли цветы
(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).
К солнцу потянулись —
Высоко:
(тянутся на носочках, смотрят вверх).
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).
Влево качнулись, низко пригнулись
(наклоняются влево, наклоняются вперед).
Вправо качнулись, низко пригнулись
(наклоняются вправо, наклоняются вперед).
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай
(грозят пальцем правой, потом левой руки),
Пусть они цветут, растут,
(хлопают в ладоши),
Детям радость несут
(кивают головой, улыбаются).
Колокольчик
Дон-дон-дон, — колокольчик звенит
(дети покачивают головой из стороны в сторону).
Ля-ля-ля, — что-то он говорит
(исполняют пружинку).
Динь-динь-динь, — наклоняет головку
(покачивают головой вперед).
Бом-бом-бом, — растрепал всю прическу
(легонько хлопают ладонями по волосам).
Дзынь-дзынь-дзынь, — солнцу он улыбнулся
(поднимают руки вверх, хлопают).
Дили-дон — наконец-то он проснулся
(стучат пальцами одной, потом другой руки).
Васильки
Утром солнышко проснулось
(дети трут глазки),
Улыбнулось, потянулось
(улыбаются, потягиваются),
Раскрывают лепестки
(разводят руки в стороны)
Голубые васильки
(складывают ладошки вместе).
Ветер в поле прилетел
(бегают на носочках),
Закружился, засвистел
(кружатся, свистят),
Закачались васильки,
Голубые лепестки
(качаются из стороны в сторону).
Дождь на облаке приплыл
(протягивают руки вверх),
Все вокруг он намочил.
Пьют водичку васильки,
Голубые лепестки
(причмокивают губами).
Вот и вечер пришел,
С неба солнце увел
(машут рукой).
Закрывают лепестки
Голубые васильки
(складывают руки на груди, наклоняют голову в сторону).
Цветочный сок
Пьет из чашечки жучок
(дети изображают чашку, складывая ладоши)
Колокольчиковый сок
(сжимают и разжимают пальчики на двух ладошках),
Пьют веселые букашки
(хлопают в ладоши)
Сок пахучий из ромашки
(раскрывают ладошки).
А нарядный мотылек
(машут руками-«крылышками»)
Земляничный любит сок
(потирают рукой живот).
Сока хватит всем в лесу
(разводят руки в стороны)!
Угощает шмель осу:
— Вот вам два стаканчика —
Сок из одуванчика
(показывают два пальчика на правой руке, потом на левой)!

Пальчиковые гимнастики
У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).
Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).
Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).
Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок-пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть; получается большой, раскрытый «цветок».)
«Оса»
Оса села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — с пальцем левой руки.)
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)
Диалоги, игры и драматизации
Черемуха
— Черемуха, черемуха, ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего, для мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка, что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего, для майского денька.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать.
Пчела
— Где ты была?
— Тут и там.
— Где ты летала?
— По цветам.
— Что домой ты принесла?
— Мед, — ответила пчела.

ЦВЕТЫ ВЕСНЫ
Весна
Из-за гор, из-за морей
Мчится стая журавлей.
Ручейки в лесу поют.
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна —
Это я пришла — весна...
Тюльпаны
Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат.
Гвоздики
Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,
Стройные ножки,
Зеленые сапожки.
Одуванчик
Насмешил всех одуванчик:
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся,
Сарафанчик разлетелся.

Три бабочки
(игра-драматизация по мотивам венгерской сказки)
Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались.
Белая бабочка. Я так боюсь дождя.
Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать.
Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь.
В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки.
Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко.
Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что.
Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну.
В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил.
Красная бабочка. Что же нам делать?
Белая бабочка. Летим к лилии.
В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия.
Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем.
Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что.
Белая бабочка. Как же я брошу подруг?
Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки).
В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле.
Рассказы для чтения
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (По Соколову-Микитову)
В. Нарисуйте, дети, одуванчик. С чем сравнивают одуванчик?
Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. (По Ю.Дмитриеву)
лексическая тема
цветочная азбука с фото и стихами
загадки о цветах и карточки с цветами

Демонстрационный материал
карточки "Цветы" с названиями и заданием найти такой же цветок среди других
карточки Домана
"Цветы и деревья" тематический словарь в картинках с заданиями
карточки "Весенние цветы"
"Цветы" 16 карточек

мультфильм с музыкой Р. Шумана "Цветы" видео "Вальс цветов" Чайковского видео распускающиеся цветы под релаксирующую музыку

Игры - занятия
конспект в подготовительной группе "Ромашки"
конспект занятия "Летние цветы"
конспект занятия "Весенние цветы"

лабиринт "Растение в горшке"
рисуем по клеточкам василёк, ёлка, земляничка

прописи- обводилки-раскраски с загадками
по клеточкам "Василёк"
разрезные карточки- лото 2 для чтения и классификации, с названиями "Мир растений" (+ грибы, цветы и деревья) карточки- лото 1
настольная игра - бродилка "Цветики - цветочки"
развивающее лото "Растения"
лото "Азбука растений"
дид. игра "Необычные цветы"
дид.игра "Что где растёт"
дид. игра "Что лежит в лукошке?"
настольная игра - бродилка "Цветики- цветочки" и "В лесу"
"Соотнеси цветок с букетом"
Подвижные игры
Игра "Я садовником родился"
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:
Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме... тюльпана Названный цветок должен быстро откликнуться: - Ой! - Что с тобой? - Я Влюблен! - В кого? - В розу! Теперь аналогичным образом откликается "роза", и игра продолжается.

Украинская народная игра "Мак"

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга — это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак, Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!—

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,
Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:

Огородник, огородник,
Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» — показывают, какая спелая головка у мака.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

С использованием вырезалки с яблоком и снежинкой
Татарская игра «Продаем цветы» («Чулмак цены»)
Играющие («продавцы») образуют круг, водящий - за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг:
Эй, дружок, продай цветок.
Покупай…
Сколько дать тебе рублей?
«Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, - водящим .

Русская народная игра "Первоцвет"

Путешествие в страну цветов конспект беседы со старшими дошкольниками


Место работы: МБДОУ "Детский сад № 197" комбинированного типа, г.Барнаул
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию "Путешествие в страну цветов". Данный материал может быть использован воспитателями, педагогами дополнительного образования, учителями рисования и начальных классов при знакомстве детей с лексической темой "Цветы", как предварительная беседа перед творческой деятельности детей по теме "Цветы". Для беседы с младшими дошкольниками из конспекты можно удалить загадки.
Цель: закрепление знаний детей о цветах.
Задачи:
- расширять словарный запас детей;
- учить видеть и ценить красоту окружающей природы;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, аудиозаписи.
ХОД БЕСЕДЫ
Здравствуйте, ребята. сегодня мы с вами совершим путешествие в неповторимый мир цветов. (Слайд 1).
Слайд 2 В мире цветов так тепло и прохладно, Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.
В мире цветов я желала б остаться, Стать героиней рассказов и сказок, Чтоб красотой каждый день любоваться, Слиться с гармонией света и красок.
Слайд 3-4 Мир цветов прекрасен и неповторим. Они радуют глаза людей своей необыкновенной красотой и ароматом. Цветы рассыпаются пышным ковром полями, яркими пятнами среди леса. Мы можем встретить их всюду:
Слайд 5 высоко в горах,
Слайд 6 на водной поверхности,
Слайд 7 в снегах
Слайд 8 и в жаркой пустыне,
Слайд 9 в богатых жизнью тропиках
Слайд 10 и на скудных каменистых почвах.
Слайд11 Как же появляется цветок?
Слайд 12 Цветок рождается из семени или луковицы. Из семени (луковицы) прорастает росток, появляются листочки, затем растение выбрасывает стрелу, а на ней образуется бутон. Бутон раскрывается и на свет появляется цветок.
Слайд 13 Теперь давайте вспомним цветы, которые нас окружают. А помогут нам в этом загадки.
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза).
Сколько раз была воспета, Ты, царица всех цветов?!
И у каждого поэта
Для тебя есть море слов.
Я добавлю: ты прекрасна,
Ароматна и нежна;
Время над тобой не властно –
Ты во все века нужна!
Слайд 14
Замечательный цветок, Словно яркий огонек. Пышный, яркий, словно пан, Нежный бархатный (Тюльпан).
На голове цветка – тюрбан
Бутоны раскрывает.
Мне снилось, что один тюльпан,
Дюймовочку скрывает!
И сон закончился когда,
Проверить я хотела…
И в каждый наш цветок тогда,
Внимательно глядела.
Слайд 15 Капли солнца спозаранку Появились на полянке. Это в желтый сарафанчик Нарядился (Одуванчик).
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Слайд 16
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак).
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.
Слайд 17
Каждый, думаю, узнает, Если в поле побывает, Этот синенький цветок, Под названьем (Василек).
Василек цветет все лето
Ярким цветом, синим цветом.
Знает каждый из ребят:
Он - реки и неба брат.
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки.
Слайд 18
Набольших столбах подряд Лампы белые висят (Ландыш). Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень -
Он тихо зазвенит. И этот звон услышит луг,
И птицы,
и цветы... Давай послушаем,
А вдруг
Услышим - я и ты?
Слайд 19 Предлагаю полюбоваться красотой цветов. (включить аудиозапись «Весна» А. Вивальди из цикла «Времена года»).
Слайд 20 - 32

Презентация на тему: Путешествие в страну цветов


В преддверии женского праздника хочу поздравить всех мам, бабушек, а также наших маленьких принцесс с международным женским днем. я предлагала провести накануне Дня Матери, а сегодня я предлагаю организовать для наших деток тематическое занятие, посвященное самому традиционному подарку женщинам на 8 марта, — цветам.

1. Лингвистический тип интеллекта

1) Пальчиковая игра «Цветок».

Кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть - нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна).

2) Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветок из прищепок».

Малыш до 2 лет может снимать лепестки под известное стихотворение — гадание про ромашку. Детки постарше могут сами создавать такой цветок, прикрепляя прищепки — лепестки.

3) Упражнение на развитие координации пальцев «Пристегни лепесток»
Для этой игры вам нужно сделать цветочек из разноцветной плотной ткани, например, фетра.

2. Логико-математический тип интеллекта

1) Игра на цвета. Подбери для каждой ромашки свое поле по цвету.

2) Игра на ориентацию в пространстве.

3. Музыкальный тип интеллекта

1) Выполняем движения по тексту песенки Железновых «Цветок».

2) Играем в музыкальную игру «Лютики, ромашки».

3) Слушаем и смотрим П.И. Чайковского «Вальс Цветов» из балета «Щелкунчик».

4. Естествоведческий тип интеллекта.

2) Смотрим презентацию по ботанике для малышей «Цветы».

3) Смотрим видео «Как распускаются цветы».

5. Творческий тип интеллекта.

1) Лепим цветы из пластилина

2) Делаем аппликацию «Цветок»



6. Телесно-кинетический тип интеллекта

Делаем веселую зарядку с цветами

7. Внутриличностный тип интеллекта

Поговорим о красоте человеческой души.

1) Читаем ребенку сказку «Цветок кактуса», задаем вопросы по сказке.

8. Коммуникативный тип интеллекта

Смотрим обучающий мультфильм «Уроки хороших манер. Как дарить цветы»