Не секрет, что связь между человеком и природой взаимозависима и неразрывна. Мы во многом зависим от климата, состояния атмосферы, количества собранного урожая и чистоты окружающего воздуха. И если мы хотим выжить, мы должны защитить природу.

Природа полностью зависит от нашего к ней отношения. Чем больше промышленных отходов мы сбрасываем в реки и озера, чем сильнее загрязняем атмосферу, тем хуже становится экологическая обстановка на планете.

Человек может защитить себя. Он строит убежища от дождя, придумывает новые методы земледелия, отгораживается от грязного воздуха на улице воздушными фильтрами.

Защищать же природу некому. И она начинает потихоньку мстить своему обидчику - человеку.

В экологически неблагополучных регионах резко сокращается растет количество детей, которые уже рождаются больными.

В атмосфере все чаще возникают явления, несвойственные тем или иным регионам, но угрожающие жизни людей. Помните торнадо в Калужской области?

Земля дает все меньше «чистого», не зависящего от урожая. Вы знаете, как ГМО скажутся на ваших потомках? Может быть, если мы не сумеем защитить природу от самих себя, уже через несколько десятилетий на Земле будут жить существа, только отдаленно напоминающие людей?

Сегодня все больше ученых склоняется к тому, что библейские сказания о людях, которые жили по шестьсот лет - правда. Ведь тогда не было заводов, люди не знали, они питались чистыми, натуральными продуктами и пили живую, а не бутилированную воду. Может быть, если мы сможем защитить природу, наша жизнь снова увеличится до нескольких сотен лет?

Человечество рвется в космос. Уже совсем скоро состоится Люди собираются основать там поселение, потому что возвращение на Землю будет невозможно. Но есть ли гарантия, что построенная колония не нарушит Марса, как люди нарушили покой Земли? Может быть, если мы не сумеем защитить природу своей планеты, не важно, Земля это или Марс, против нас ополчится сам Космос и просто бесследно уничтожит нас?

Давайте защитим природу, чтобы стать по-настоящему величественной космической расой. Чтобы жить долго. Чтобы быть сильными и здоровыми.

Что это значит - защищать природу? Напомним несколько важных тезисов:

  • нужно сделать наше производство и земледелие безвредными. Необходимо прекратить засорять землю и воздух, остановить ядовитые стоки; не устраивать свалки, а перерабатывать мусор;
  • сохранять естественную природу. Создавать национальные парки, строить заказники, обустраивать заповедники;
  • перестать уничтожать рыб, зверей и птиц, особенно их редкие виды; остановить браконьеров;
  • создать безопасные условия для собственного существования. А для этого нужно полностью изменить мировоззрение людей, привить им которая невозможна без культуры общей.

Мы не имеем права уничтожить что, в создании чего не принимали участия. Мы должны защитить природу, чтобы сохранить свою жизнь!

Тема: Охрана окружающей среды.

Цели:

  • установить последствия загрязнения окружающей среды, влияние человека на природу и природы на человека; определить, какую посильную работу по охране окружающей среды дети могут выполнить; формировать экологическую грамотность; изготовить секционные коробочки для цветочной рассады, посеять семена цветочных растений;
  • развивать устную монологическую речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация); мелкую моторику; творческую фантазию;
  • воспитывать экологическую культуру; умение работать в коллективе; самоконтроль.

Оборудование:

  • магнитофон с записью;
  • телевизор, видеокассета “Экологический альманах”;
  • мусорные пакеты, пластиковые бутылки, банки, коробки и т.п.
  • экспонаты выставки;
  • коробки из под сока 200 мл (23 шт.);
  • семена цветочных растений;
  • памятки для учащихся;
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит запись:

Доброе утро, друзья!

Природа! Доброе утро!

Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины!

Здравствуйте, птицы и звери!

Всем, всем, всем! Доброе утро!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили все те животные и растения, которые мы больше никогда не увидим - человек уничтожил их.

  • Демонстрируется фрагмент видеофильма “Экологический альманах” (яркие примеры нарушения человеком экологии).
  • Минута тишины. Пауза.
  • Учащиеся 4 класса (играющие роль туристов) входят в класс и вносят мусорные пакеты с банками, бутылками, коробками и т.п., складывают их у доски.

Постойте, что вы делаете?

Как жаль, что природа не может говорить языком человека, она бессильна перед человеческим натиском.

Что делать, чтоб природа не погибала?

Справка: Одна семья из 4-х человек каждый день выбрасывает 3 кг мусора. А если в городе проживает тысяча людей…

II. Изучение нового материала.

Подумайте, какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока).

Какая главная задача стоит перед нами сегодня?(Задачи:1. Исследовать причины загрязнения окружающей среды;2.Подумать, как мы можем помочь охранять природу)

Что же такое окружающая среда (мир)?

(Окружающий мир-это природа, человек, его труд и результат его труда)

На какие две подгруппы мы можем разделить все объекты природы?

(Живая и неживая природа)

Назовите, какие объекты относятся к живой природе?(растения, животные, грибы, быктерии)

Назовите объекты неживой природы?(воздух, камни, вода, космос)

Последовательно вместе с учащимися выстраивается схема.

  • Только человек способен что-то создавать и пользоваться этим, поэтому все человеческое общество мы будем рассматривать отдельно, хотя человек и является частью природы.

Что произойдет, если хотя бы одно звено нарушится?

Нарушается вся система. Все элементы взаимосвязаны.

III. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 34 (“Мы и окружающий мир”, 1 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков).

Рассмотрите внимательно иллюстрацию, прочитайте текст учебника. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

Какая связь существует между деятельностью человека, неживой и живой природой.

Что производит человек на предприятиях?

Для чего он это делает? Это польза для человека!

А какой вред от работы этих предприятий?

Чем грозит это природе? А самому человеку? Это отразится на здоровье самого человека.

IV. Работа в группах.

На прошлом уроке вы получили задание: исследовать причины загрязнения окружающей среды. Познакомьте нас с результатом исследования.

1 группа: Наша группа исследовала загрязнение воздуха.

Мы выяснили, что одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.

Вы предлагаете закрыть заводы и фабрики?

Нет, нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу.

У кого из ваших родителей есть машина? Так что теперь уничтожить все машины? Что нужно сделать, чтоб сохранить воздух чистым?

Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли. Лиственный лес - 70 т пыли.

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько нужно одному человеку.

Наш город окружен лесами, елочки около школы очищают воздух.

2 группа исследовали, как влияет человек на растения.

Многие вещи сделаны из древесины. Книги, тетради сделаны из бумаги, которую тоже делают из девесины, поэтому вырубают леса.

1 дерево растет более 100 лет.

80 кг макулатуры сохраняют 1 дерево. Наш класс собрал в этом году 240 кг макулатуры, мы сохранили 3 дерева.

Люди выезжают на природу, разжигают костры, бросают мусор. В лесах часто возникают пожары, погибают животные, птицы.

Люди ломают деревья, рвут цветы, грибы рвут с грибницей.

Брошенный мусор загрязняет почву.

Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю: бумага - 15 дней,

консервная банка - 20 лет, стекло - многие годы.

Что нужно делать с мусором?

Страдает лес-страдают животные.

3 группа: Мы исследовали, какое влияние оказывает человек на животных.

Люди охотятся на животных. На Земле много исчезающих видов животных, которые занесены в красную книгу. 3 вида животных исчезают с Земли каждый час.

Птицы погибают от холода, за зиму погибает 9 из 10 птиц.

Мы провели акцию «Помоги птицам»

Изучили какие птицы зимуют у нас, узнали, чем они питаются; сделали кормушки и развесили их во дворе и в лесу, подкармливаем птиц.

4 группа: Влияние человека на состояние водоемов.

Мы узнали, как люди загрязняют водоемы, выбрасывая мусор-банки, стекло. Это очень опасно для рыб и для самого человека.

Некоторые предпрития сбрасывают отходы, вредные вещества в реки.

1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.

5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.

На Земле очень мало пресной воды-беречь воду.

Для того, чтобы подвести итог как помочь охранять природу мы проведем игру: «Выберите правило вежливости» (правила записаны на карточках)

1 группа:

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте. Ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

3. Не вырывай с корнями цветущие растения.

2 группа:

1.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное никому не мешать.

2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3. Не разоряй птичьи гнезда.

3 группа:

1.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Всякие звери важны - всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

3. Не разрушай муравейники.

4 группа:

1.Прогуливаясь по лесу можно поджигать по пути разные палочки и травинки - интересно они горят.

2. Не оставляй костер не потушенным.

3. Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

Из правил, которые вы выбрали мы составили памятку. Давайте ее зачитаем.

ДОРОГОЙ ДРУГ! ПОМНИ!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

-Не ломай ветки деревьев.

- Не вырывай с корнями цветущие растения.

- Не обрывай с растений цветки.

- Нельзя с деревьев сдирать кору, делать на ней порезы ножом.

- Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

- Не выдергивай грибы с грибницей.

- Не разоряй птичьи гнезда.

- Не разрушай муравейники.

- Не оставляй костер непотушенным.

-Не засоряй родники.

- Не шуми в лесу.

2 задание: У каждой группы в конверте есть рисунки-это экологические знаки. Подумайте, что они обозначают?

3 задание: Дома придумать и нарисовать свои знаки - рисунки.

V. Физминутка. Зрительная гимнастика. Релаксация.

VI. Творческая работа.

А что же нам сделать с этими предметами? (Достаются коробки, пластиковые бутылки из пакетов).

Как можно их использовать повторно?

Наверно у каждой семьи есть свои небольшие секреты повторного использования пластиковых бутылок, коробок, пакетов и т.д.

ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК.

А сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся сделать полезную, нужную работу!

1. Из коробочек из-под сока мы сделаем секционный ящичек для рассады.

2. Посадим в них семена декоративных растений.

3. В мае высадим рассаду на пришкольном участке - это будет небольшой вклад в дело украшения окружающего нас мира.

Назовем наш проект «Вырастим подсолнушки, маленькие солнышки»

Ученики сажаю семена, поливают.

Для того, чтобы растение хорошо росло, нужно садить его с любовью, с хорошим настроением.

На каждом ряду коробочки соединяются степлером, а затем скотчем в секционные ящички, прикрепляется табличка с названием цветочной культуры, посаженной в нем, сверху накрываются укрывным материалом для лучшего прорастания семян.

IX. Итог урока

Что же самое главное было на уроке?

С каким настроением мы заканчиваем урок?

Я думаю, что, благодаря тем знаниям, которые вы получили сегодня на уроке, вы сможете сохранить наш мир таким прекрасным.

Берегите Землю!Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба порящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю!Берегите!

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы в условиях ФГТ

Тема: «Природа - наш общий дом»

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.

Задачи составлены в контексте со следующими областями.

«Здоровье». Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.

«Безопасность». Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.

«Социализация». Способствовать развитию экологической культуры детей.

«Познание». Развивать логическое мышление, память, речь;

«Чтение художественной литературы». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, стихи, физкультминутка.

Предварительная работа:

1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о природе.

2 .Рассматривание илюстраций, альбомов на тему: «Природа», составление рассказов по картинкам.

3 .Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний».

4 .Проведение подвижных игр.

5 .Игровые ситуации по правилам обращения с природой.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка.

Релаксация: «Слушаем звуки леса»

Аппаратное обеспечение: ноутбук.

Образовательные ресурсы: Программа « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день дорогие дети! А вы знаете, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями (показать картинку моря...), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить.

Беседа с просмотром презентации.

(Охрана окружающей среды; Животные; Природные явления)

Дальнейшее наша занятие с вами будит проходить на участке нашего детского сада. (собираемся на улицу)

Воспитатель: Давайте с вами встанем в полукруг.

Ребята, скажите, как называется наша планета? (Дети отвечают: Земля) А какую форму она имеет? (шар) Верно форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его нужно много месяцев. Ещё я вам хочу показать модель нашей земли. (воспитатель показывает глобус) Сейчас я вам дам его каждому подержать.

(Звучит тихая музыка, воспитатель, читает стихотворение):

Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.
Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем. Нам предлагают поиграть в телевизионную игру. Вы согласны принять участие в игре?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я буду ведущая. А вы участники игры. Перед началом игры мы разделимся на две команды, и позволим вам придумать название своей команды, связанное с природой, выбрать капитана. И, конечно же, познакомимся с правилами.

  1. Нельзя выкрикивать с места.
  2. Ответы принимаются по очереди. За правильный ответ команда получает смайлик.
  3. В конце игры подсчитываем смайлики. Побеждает тот, у кого будет больше смайликов.

Ну конечно тема игры – «Природа»

Первая команда «Ромашки», вторая «Фиалки».

Все готовы начать нашу игру.

Дети: Да.

Воспитатель: Первое задание

Задание №1

1. Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным и растениям) .

2. Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная) .

3. Назовите домашних птиц умеющих плавать? (гусь, утка)

4. Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым) . А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле) .

5 . Что необходимо для роста и развития растений? (земля, вода, свет, воздух, тепло).

6 . Как нужно беречь воду? (Экономить воду, не загрязнять) .

Задание №2

1 команда

Почему животных называют дикими?

(ответы детей)

Сами добывают корм;

Строят жилище;

Приспосабливаются к окружающей среде

Спасают от врагов.

2 команда

Почему животных называют домашними?

(ответы детей)

О них заботится человек;

Они не заботятся о корме;

Живут в готовых жилищах.

Задание №3

Воспитатель:

Как мы должны заботиться о птицах?

Каждая команда должна отвечать поочередно, ответы должны быть полными, развёрнутыми. (Мы должны вешать кормушки. Нельзя кормушки разорять. Не забывать кормить птиц.)

Задание №4

Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки , чья команда быстрей ответит. Не выкрикиваем, а подымаем руку.

1. Наши младшие братья живущие в лесу (ЗВЕРИ)

2. Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.

У него дрожат реснички, нет ли где-нибудь лисички? (ЗАЯЦ)

3. На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож,

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть (ВОЛК)

4. Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (БЕЛКА)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Хлопать в ладоши, если растения растут в наших краях, а если не растут тогда молчать.

(ЯБЛОНЯ,ГРУША,МАЛИНА,АПЕЛЬСИН,ЕЛЬ,СОСНА,КАШТАН,БЕРЕЗА,ВИШНЯ,КОКОС,СЛИВА,ДУБ,ЛИМОН,КОФЕ)

Задание №5

Изобразить животное в движении

1 команда изобразит нам (медведя и зайца)

2 команда изобразит нам (бабочку и лягушку).

Воспитатель: Молодцы на этом наша телеигра завершается, давайте с вами подсчитаем смайлики.

(Играет музыка, воспитатель вместе с детьми подсчитывает смайлики)

И так ребята какая - же у нас команда победила?

Дети: Дружба

Воспитатель: Конечно же дружба. Ребята вы меня очень порадовали своими ответами, МОЛОДЦЫ, а сейчас музыкальная пауза.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

«У медведя дом большой»

У медведя дом большой - делаем руками крышу

Он глядит в своё окошко - делаем руками окошко

Зайка пополю бежит, в дверь к нему стучит - изображая бег на месте.

Тук-тук! Дверь открой! - стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны

Там в лесу охотник злой! - показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх.

Зайка, зайка, забегай! - приглашаем, рукой машем - ЗАХОДИ!

Лапу мне давай! - даем «лапу»

Воспитатель:

А сейчас я вам повторю правила поведения в лесу:

  • НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ
  • НЕ РАЗОРЯЙ МУРАВЕЙНИКИ
  • НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ
  • НЕ БЕРИ ЖИВОТНЫХ ДОМОЙ
  • НЕ ШУМИ И НЕ ВКЛЮЧАЙ ГРОМКО МУЗЫКУ В ЛЕСУ
  • НЕ МУСОРИ В ЛЕСУ.

Мы думаем, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю - наш огромный общий дом.

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей -

Все, то что зовется Родиной твоей!

Давайте все вмести пройдёмся по нашему участку и повесим плакаты. (Берегите природу).


Сценарий праздника по экологии для младших школьников

Сценарий по охране окружающей среды «ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!»

Сценарий тематического театрализованного представления по охране окружающей среды.



Описание материала: Предлагаю вам сценарий внеклассного мероприятия по охране окружающей среды. Думаю, что данный материал будет полезен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов образовательных учреждений, методистам.
Цель: воспитание у детей любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам.
Задачи:
- познакомить с приемами бережного отношения к окружающей среде;
- воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

Ход представления:

Песня «Вот такое лето»
Лиса: Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете…
Медведь: Лев и журавль, попугай и лисица.
Бабочка: Волк и медведь, стрекоза и куница.
Божья коровка: Розы, ромашки жарки и тюльпаны.
Стрекоза: Кактусы, ландыши и, конечно же, травы.
Волк: Белые лилии, душистый медок.
Медведь: Все доверяют тебе человек.
Бабочка: Ты самый умный, а, значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
На экране демонстрируется мультфильм «Планета – наш общий дом».
Утро. Выходит Котенок. Лучик танцует и играет с Котенком.
Котенок: Какое доброе утро! Ой, кто ты?
Лучик: Я лучик солнца золотой пришел к тебе с небес прекрасных увидеть землю, но постой, а нет ли здесь врагов опасных.
Котенок: О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь. нет на земле врагов ужасных земля нам дарит мир, покой, попутешествуй же со мной. Мы с тобой отправимся в путешествие по зеленой планете, где нас окружают деревья, травы, реки, поля, горы и, конечно же, луга с прекрасными цветами. Все это – ПРИРОДА. Жизнь наша неотъемлема от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Природа вечный источник здоровья, бодрости и красоты. Пойдем, поздороваемся с природой.
Лучик: А разве она живая?
Котенок: Конечно!
Природа не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Лучик: Я рад, что мы с тобой вдвоем большую землю обойдем.
Муз. Номер: песня на мотив «Красной шапочки»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Смотри, какое большое дерево. Здесь кто-то живет. Подойдем поближе и посмотрим.
Угадай, что за птица
Света яркого боится.
Нос крюком,
Глаза пяточком.
Дети: Филин.
Котенок: Правильно, здесь сидит мудрый дядюшка Филин. Он охраняет вход в волшебное лесное царство. Чтобы в это царство попасть, нужно с ними вежливо поздороваться, и он проснется.
Филин: Здравствуйте! Я не сплю,
Лесное царство сторожу!
Зачем ко мне пожаловали?
Котенок: Дядюшка Филин пропусти нас в волшебное царство.
Филин: Я пропущу вас в свое волшебное царство, но сначала проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого мы с вами поиграем в игру. Если мы вам скажем верно, говорите «ДА» в ответ, но, а если вдруг неверно, отвечайте смело «НЕТ»!
Лучик: Ребята, вы нам поможете справиться с этим заданием?
Лиса: Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Медведь: Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Заяц: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Волк: Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Лиса: Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Медведь: Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Заяц: Если мусор уберу, банку накопаю? (да)
Волк: Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Филин: Молодцы, ребята! Еще вы должны запомнить правила поведения, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ.
Котенок: Умных правил не забудем,
Охранять природу будем.
Филин: Тогда можете дальше идти в лес.
Лучик: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Здесь так красиво.
Филин: Пойдемте, я вам покажу всю красоту нашего леса!
Звучит громкая музыка, слышен шум. Выходят туристы.
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо луг рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2 турист: Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки - лес большой он всё вместит.
3 турист: Лес – ведь он ничей! Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают, жги и лей, всё рви и не жалей.
1 турист: Урны нет! Неси в цветы!
Мы с природою на «ты»!
Тревожный крик птиц.
2 турист: Цыц, птица! Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Музыка. Туристы располагаются.
3 турист: Ой, что это мне больно.
Белка: Мне тоже больно.
2 турист: Кто ты какая?
1 турист: И от чего тебе больно?
Белка: Угадайте, кто я:
Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет?
Дети: Белка.
Белка: Нас было много на Земле,
Любили мы резвиться вволю,
Но появился человек,
И стало много нас в неволе.
Мой брат стал «Белкой в колесе»
И шубы носят из сестричек…
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
Птица: Это правда. Что лукавить!
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить,
Но у нас исчезла вера!
2 турист: Подожди, подожди. О какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Птица: Верить, что мы нужны. Без нас плохо на Земле.
2 турист: Ну, вот еще, как бы ни так,
Учить меня тут будет всяк!
Появляются Филин, Котенок, Лучик.
Филин: Что за шум в лесу моем?
Лучик: Что случилось, не поймем.
Котенок: Кто-то все переломал
Разбросал и ободрал.
Филин: Все так изранено смотри, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти ни ромашки, ни сосны.
От этой черствости людской болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я!
Котенок: Что же странные замашки появились у ребят
Ведь цветы с корнями вместе рвут ребята все подряд.
Филин: Посмотрите, что вы натворили, вы же здесь всё загубили.
Лучик: Мне стыдно за тех людей, которые губят природу.
Филин: За такое поведенье – вас судить – мое решенье.
3 турист: Что ты, что ты мы не знали, пожалей.
1 турист: Больше мы природу губить не будем.
2 турист: А только лишь беречь и любить ее будем.
Филин: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
Волк: А также не ломай ветви деревьев и кустарников.
Медведь: Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Лиса: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
Котенок: Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес – есть наша жизнь.
Филин: Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.
Лучик: Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись, пусть будет так,
Как было до тебя.
Волк: Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Лучик: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Котенок: Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Филин: Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Лиса: Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Все: Такая планета нужна нам с вами.
1 турист: Спасибо вам!
Умных правил не забудем,
Охранять природу будем!
2 турист: Друзья, давайте приведем в порядок лесную поляну.
Звучит песня из м/ф «Маша и Медведь» «Солнечные зайчики».
Все прибирают лесную поляну.
Лучик: Как хорошо стало вокруг. Чисто.
Раздается шум, птичий крик, писк. На поляну выбегают звери.
Филин: Тише, тише, не шумите,
Что случилось, объясните!
Лиса: Ой, беда, беда, беда,
Выпал птенчик из гнезда!
Волк: Как мы только ни старались,
Только больше запыхались!
Кто родителям поможет,
Кто птенца в гнездо положит!?
3 турист: Ну да ладно, так и быть!
Рад я птицам услужить!
Где гнездо и где птенец,
Ну, ведите ж, наконец!
Все подходят к дереву с гнездом. Турист сажает птенчика в гнездо.
3 турист: Ну, не бойся же, малыш,
Что же ты, дружок, дрожишь?
Филин: Спасибо, как ты выручил нас
И наше потомство от гибели спас!
Котенок: Поступок твой мы одобряем,
А остальным напоминаем:
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Пение птиц.
1 турист: Да! Поешь ты прекрасно.
2 турист: Душа радуется!
3 турист: И белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше.
Березка: И нас становится все меньше и меньшё. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами.
Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли...
Люди, мы вас любим! Почему вы бываете с нами жестоки? Зачём вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.
Лучик. Пой, Соловей, свои песни о лесе. Радуй нас, Белка, своей красотой. Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой. А я уверен, что люди откликнутся всей душой.
Муз. Номер: песня «Природы красота»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Стой. Посмотри здесь как красиво.
Котенок: Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И желт. И синь, и ал.
Божья коровка: Угадай, кто я:
И жучок я, и коровка,
В черный усиках головка
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные в горошек. Правильно ребята, Божья коровка.
Пчелка: А у меня хорошо идут дела,
Я присела на цветок
И нектара набрала. Конечно же, Пчелка!
Колокольчик: Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. Верно, колокольчик.
Лучик: Как пахнет клевер, ромашки красуются, колокольчики звенят.
Котенок: Вы догадались, ребята, куда мы попали? Правильно, на луг.
Лучик: Здесь, наверное, проблем нет.
Бабочка: Как ты ошибаешься! Мои крылышки потёрлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях. Мы нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы. Не ловите нас. Лучше рисуйте и фотографируйте.
Ромашка: Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я?
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
Все знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Имена давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений. Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?
Лучик: Пчелки, пчелки что грустите?
На луг зеленый не летите?
Ведь цветочный сладкий мед
Каждый к чаю очень ждёт!
Пчелка 1: Ах, друзья, мы сож - ж - ж- алеем!
Нектар собрать мы не сумели.
Пчелка 2: Луж – ж – ж - ок теперь, что автодром.
Цветы помяты все кругом.
Котенок: Не беда, исправим дело!
Пчелки нам доверьтесь смело!
Вот машинам наш привет!
Теперь на луг проезда нет! (Ставит знак «Стоп! »)
Лучик: Эй, ромашка полевая! Ну-ка нам ты улыбнись!
И чудесным сладким соком с пчелкой нашей поделись.
Котенок: Колокольчик луговой
Посмотри-ка мы с тобой.
Больше нет врагов вокруг
Поднимись прекрасный друг.
Колокольчик: Динь-динь, дон-дон!
Каждый слышит этот звон!
Всем спасибо, всем привет
Колокольчик синий цвет!
Звучит красивая музыка
Лучик: Чудесная музыка. Это кузнечик наполняет всё прекрасной музыкой. Ребята давайте беречь бабочек, кузнечиков, эти прекрасные цветы и всё, что нас окружает.
Муз. Заставка
Котенок: Лучик, посмотри!
Лучик: Что это?
Котенок: Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!
Лучик: Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!
Котенок: Не пей, Лучик. Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера.
Лучик: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером птицы!
Котенок: Плачет воздух, речка, поле,
Гибнут звери, птицы, море,
Стонут лес, земля и луг
Всё, что видим мы вокруг.
Лучик: Ветви тянет к нам сосна,
Ищет помощи она.
Ждёт сочувствия подснежник,
Красоты земной наследник.
Нет в природе в нас тепла,
Нет душевного добра.
Бабочка: Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
Ромашка: Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
Филин: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
Лучик: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
На экране демонстрируется мультфильм «Сохраним природу вместе».
Лучик: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Котенок: В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
1 турист. Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Лиса: Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!
Береза: Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Лучик: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Лучик: Молодцы, ребята!
Пчелка 1: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Котенок: В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Филин: Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Филин: Ребята, что нужно запомнить, чтобы сохранить природу?
Ответы детей.
Филин: Вижу, вы ребята молодцы, все запомнили.
Волк: А также запомните, что воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Бабочка: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Лиса: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
1 турист: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
2 турист: Теперь мы постараемся никогда не обижать природу.
Котенок: Вы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Лучик: Давайте сейчас, вместе с вами попросим прощение у природы.
1 турист: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
2 турист: Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
3 турист: Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Филин: Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Котенок: Будем, надеется, что природа нас простит.
Лучик: А мы идём, шагаем по Земле,
И долго нам по ней идти.
Котенок: А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
3 турист: Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше жизнь была.
Волк: И всех друзей с собой мы позовём
Зверей и птиц всех вместе соберём,
Вместе: Природу сохраним.
Муз. Номер: песня «Добрые лучи» Когда вы думаете о многочисленных проблемах окружающей среды, вставших перед современным миром, какие способы их решения приходят вам в голову? Возможно, вы думаете о последних предупреждениях ученых касательно глобального потепления, об вымирающих видах животных и растений, об исчезновении лесов или о загрязнении воздуха и воды. Конечно, список угроз окружающей среде можно продолжать до бесконечности, и ваши дети, без сомнения, уже узнали о многих из них дома или в школе.

Многим взрослым может быть страшно изучать научные данные, подробно описывающие положение дел с охраной окружающей среды. Как же научить своих детей важности заботы об окружающей среде и не вложить в них представление о неизбежном конце света и вселенской катастрофе? Для начала обратите внимание детей на то, что может сделать для охраны природы ваша семья и ваши друзья. Если вы поможете своим детям озаботиться охраной окружающей среды с самого раннего возраста, они смогут увидеть, что их действия на самом деле играют важную роль, а если действовать заодно с другими людьми, можно сыграть важную роль в изменении и улучшении всего мира.

В статье приведены простые, легко выполнимые занятия с детьми, которые вы можете включить в свое ежедневное расписание и которые помогут им ответственно обращаться с окружающей средой.

Берегите воду

Знаете ли вы, что один человек расходует, в среднем, около 200 литров воды в день? Возможно, вы догадываетесь, что в ванной люди используют больше воды, чем в любой другой комнате в доме, или что капающий кран может пролить до 7500 литров воды в год. Но в то время как вы, скорее всего, знаете об этой статистике, ваши дети, вероятно, не имеют представления о том, сколько воды расходуется зря каждый день.

Как же научить детей беречь наши водные ресурсы? Подумайте над следующими предложениями:

    чистя зубы, умываясь или моя руки, выключайте воду, а не лейте ее постоянно;

    возьмите себе за правило сокращать время пребывания под душем (пользуйтесь таймером, если это необходимо);

    если настала очередь детей мыть посуду, не давайте им лить воду постоянно, когда они намыливают или споласкивают посуду;

    если вы просите детей помыть садовые дорожки, давайте им швабру, а не шланг;

    пусть весной и летом ваши дети поливают растения рано утром, чтобы избежать испарения и, соответственно, расходовать меньше воды;

    не выбрасывайте мусор в туалет, потому что при этом каждый раз приходится сливать воду.

Переработка отходов

По всей вероятности, теперь ваши мусорные ведра стали намного легче, чем несколько лет назад. Сегодня баки для вторсырья стоят уже во многих городах, и в большинстве домов тоже есть мусорные бачки с такими отходами, которые увозят специальные машины раз в неделю.

Ваши дети, возможно, тоже принимали участие в школьных программах сбора макулатуры и Всемирного дня охраны окружающей среды (отмечается ежегодно во всём мире 5 июня), которые пропагандируют защиту окружающей среды. Может быть, они даже помогают своей семье собирать и отправлять на переработку алюминиевые банки и пластиковые бутылки и получают за это деньги. Раз переработка мусора так распространилась в последние годы, что же еще можно сделать, чтобы сократить загрязнение окружающей среды?

Сократите количество отходов

Наверное, самое простое, что прежде всего может сделать ваша семья, - это сократить количество производимого вами мусора. Потому что та горстка мусора, которую производит каждый отдельный человек, складывается в огромные горы всеобщего мусора, и снижение количества вашего личного мусора может существенно повлиять на окружающую среду. Вам помогут следующие идеи:

    экономьте бумагу, пишите письма и делайте домашнее задание на двух сторонах листа;

    сделайте стопку бумаги для заметок, которую ваши дети смогут использовать для своих черновых работ, - это помогает использовать бумагу дважды;

    когда готовите обед, используйте многоразовую посуду;

    поощряйте детей использовать многоразовые контейнеры, а не полиэтиленовые пакеты, оберточную бумагу или алюминиевую фольгу;

    складывайте постриженную траву, листья и пищевые отходы в компостную яму у себя в саду, а не выбрасывайте их вместе с мусором, что тоже снизит объем мусора, отвозимого на городские свалки;

    покупайте вещи, сделанные из переработанной бумаги и других переработанных материалов;

    покажите своим детям, как много упаковочного материала пропадает впустую, когда вы покупаете индивидуально упакованные вещи, вместо того чтобы брать большие упаковки и затем раскладывать купленное по порциям в многоразовые контейнеры;

    покупайте перезаряжаемые батарейки и другие устройства, которые в конечном итоге менее вредны для окружающей среды и служат намного дольше обычных батареек;

    если вы находитесь в магазине и покупаете какую-нибудь маленькую вещь, положите ее себе в карман, в сумочку или в другой мешок с покупками, а не просите для нее отдельный пакет;

    берите с собой многоразовый пакет для покупок, который ваша семья может использовать несколько недель подряд, или просто хозяйственную сумку.

Вторичное использование старых вещей

Старая ненужная одежда, игрушки или предметы домашнего обихода могут получить вторую или даже третью жизнь, если начать их использовать не по назначению. Например, старая шина может стать отличной садовой клумбой, а рваная одежда может быть использована как тряпка. Части поло манных игрушек могут обрести новую жизнь в качестве материала для поделок. Вы также можете отдать еще пригодную вещь в благотворительное общество.

Переработка отходов вне дома

Многие люди аккуратно собирают мусор дома и совершенно забывают об этом вне его. Например, что вы делаете с пустыми пластиковыми бутылками и банками от газированной воды? Выбрасываете ли вы их в контейнер для переработки отходов, если таковой есть поблизости? Или просто отправляете в урну?

Напоминайте своим детям, что им надо всего-навсего удостовериться, что банка или бутылка пуста, положить ее к себе в рюкзак и потом, дома, выкинуть в контейнер для переработки отходов. Также вы можете посоветоваться с администрацией садов и парков вашего города, нет ли возможности поставить такие контейнеры в районах интенсивного городского движения. В некоторых садах и парках и на пляжах уже есть особые емкости для пластиковых бутылок и металлических банок.

Снижение загрязнения воздуха, замедление глобального потепления

Если ваши дети учатся в средних или старших классах, возможно, на уроках им уже рассказали о глобальном потеплении. Хотя может казаться, что предпринимать какие-либо меры по снижению количества выбрасываемых в атмосферу газов в состоянии только правительства и крупный бизнес, есть кое-что, что можете сделать и вы с вашей семьей, не говоря уже о том, что это поможет вам одновременно и сэкономить деньги. Например, можно предложить своим детям следующее:

    Если вам надо куда-то добраться, идите пешком, поезжайте на велосипеде или сядьте в автобус, вместо того чтобы ехать на машине. Может быть, вы живете достаточно близко к школе, чтобы ваши дети могли ходить в нее пешком? Можете ли вы договориться с соседями по очереди развозить детей на машине? Могут ли ваши дети пойти в гости к другу пешком или поехать на велосипеде, а не пользоваться машиной?

    Экономьте электричество (выключайте телевизор, свет, радио и другие электроприборы, когда ими не пользуетесь).

    Сажайте деревья и другие растения, чтобы помочь поглощению излишнего углекислого газа (они также обеспечивают тень и защиту от ветра, что помогает лучше сохранять в домах более или менее постоянную температуру и, следовательно, снизить расходы энергии на их отопление или охлаждение).

Меньше усилий - больше результат

Наши маленькие повседневные действия самыми разными способами могут иметь значительный положительный эффект на окружающую среду. Чтобы дети начали постоянно задумываться об окружающей среде, дайте им возможность видеть все, что вы делаете для ее защиты изо дня в день, и объясняйте, почему вы это делаете. Например, дети могут не понимать, почему использование энергосберегающих ламп или механической газонокосилки лучше для окружающей среды, пока вы им это не объясните. Покажите своим детям, что вы не разбрасываете мусор, и объясните, какое влияние загрязнение имеет на окружающую среду. Не выбрасывайте ненужные вещи, а отдавайте их в благотворительные общества. Будьте в курсе проектов по охране окружающей среды в своем районе, и, возможно, вы сможете посадить дерево или убрать мусор в местном парке вместе с детьми.