В галерее «Новое пространство» успешно экспонируется ежегодная выставка кукол. Она посвящена Году литературы, оттого имеет многозначительное название «О чем молчат куклы».

Перед восторженными зрителями предстала вереница художественных произведений, воплотивших литературные образы.

Алиса Якиманская , известнейший мастер, говоря о взаимосвязи кукольного дела и литературы, написала: « Читая книги, слушая музыку, разглядывая картины, находясь в толпе, сидя на берегу озера, мы как бы напиваемся образами, метафорами, чувствами, событиями. Мы учимся сочетать слова, звуки, цвета, мысли – и это отражается на нашей жизни и на том, что мы создаем. Для меня каждая кукла – это собирательный образ. И его надо найти! А делать это надо долго и упорно. Все мои человечки ведут меня за собой, через мир поэзии, музыки, снов… и не отпускают, пока все точки-крючочки, слова и морщинки не окажутся на своих местах. Мои любимые авторы: А.Чехов, У.Эко, А. Линдгрен, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Р. Киплинг, Н. Олейников, Туве Янссон и многие другие».

Ее кукла – марионетка «Пьеро» сделана для спектакля «Актер перед обманчивым зеркалом», по мотивам поэзии Луи Арагона, и не раз принимала участие в театральных спектаклях. Мне запомнилась своим глубоким погружением в музыку кукла «Музыкант» по мотивам новеллы Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк».

Второй год отбор на выставку проводился через социальную сеть «ВКонтакте», с последующим вердиктом компетентного жюри. В экспозицию выставки этого года вошли всего тридцать семь разнообразных кукол, среди которых каркасные, шарнирные и будуарные.

Впервые отдельной секцией представлены куклы, выполненные в жанре декоративно-прикладного искусства (текстильные куклы, медведи Тедди, композиции из шерсти и другие).

Общее впечатление от созданной экспозиции – замечательное! Первая, была пестрее, зрелищнее, потому что мастера для декорирования принесли красочные драпировки, множество аксессуаров. Для второй выставки были изготовлены специальные подставки под кукол. А на третьей, придуманы замечательные «облака» под потолком, «детский городок», остроумная елка из бумажных конусов, и художественно преобразовано все пространство галереи.

Для большинства авторов участие в выставке кукол – добрая новогодняя традиция, возможность показать свой уровень. Такие выставки необходимы, мы зрители реально видим, как уровень работ с каждым годом возрастает. И примечательно, что, каждый год выставки предъявляют новые имена кукольников.

Для меня новым именем стало имя Татьяны Рассказовой . Ее «чудо босоногое» по мотивам стихотворения И. Рудиной «Ходит чудо по квартире…» предстало в виде пухлого малыша, занятого поеданием конфет.

Ходит чудо по квартире,
Нет его любимей в мире.
Как озера блюдца-глазки,
Гномик маленький из сказки.
Говорит он: — Дай конфет!
Отвечает мама: — Нет!
Гномик ласковый пропал,
Вредным плаксой гномик стал!

Вот что пишет она о книжках: «С малых лет, как и многим деткам, родители читали мне сказки, а потом библиотека стала моим лучшим другом. «Золушка», «Русалочка», «Щелкунчик» – мои любимые произведения детства. Став мамой, возвращаешься в детство снова и с радостью читаешь все лучшие сказки, стихи уже дочке и ловишь себя на мысли, что детство никуда не уходит от тебя. Скоро, наверное, уже стану бабушкой и тогда буду читать волшебные сказки своим внукам. Мир Сказок неожиданно подарил мне мое новое увлечение – это создание кукол, образы которых неисчерпаемы в литературе. Одно Волшебство – Литература, подарило мне другое Волшебство – Кукольный Мир! »

В экспозиции представлены произведения мастеров из Тольятти. Татьяна Куркина выставила двух клоунов. «Мой любимый клоун», по мотивам одноименной повести В. Ливанова, и «Клоун с осенью в сердце» по мотивам повести В. Драгунского «Сегодня и ежедневно». Фигурки живые, веселые, задорно играют колокольчиком и платочками.

Ирина Киреева из Тольятти предъявила замечательного Кристофера Робина героя сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», как будто выскользнувшего со страниц книги, а Татьяна Тимонина видимо, переполнена безудержной фантазией настолько, что своих персонажей «Пьеро и Коломбину» по мотивам стихотворения А. Блока «Балаганчик», перегрузила множеством деталей и аксессуаров.

«Доказывать пользу книг смешно. Без литературы нет ни культуры, ни жизни. Открывая книгу, получаешь уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о различных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что, много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие. Во время чтения книги я анализирую поступающую информацию. Мне интересно оценивать характер персонажей и их действия, предсказывать поступки и прогнозировать развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга и очень помогает мне выстроить характер будущей куклы, – пишет Татьяна Тимонина .

Очень достойно предстали кукольники Жигулевска. Светлана Бузницкая выставила трогательную «Еву» по мотивам произведения Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», Наталья Нестерова – «Пуговичнного короля» по мотивам авторской сказки «Золотая пуговица», Светлана Климова создала простодушную «Лизоньку» по мотивам стихотворения Е.Тараховской: «Я снегурочку слепила. В коридор поставила. А она …растаяла!»

Татьяна Малушкина ведущий мастер-кукольник растрогала образом темнокожей девочки Пати по мотивам повести М. Коршунова «Крабий тупик» и композицией из двух миниатюрных шарнирных кукол Кай и Герда по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева. Конечно, Кая и Герду сложно создавать, учитывая известность и изобилие иллюстраций. Главное, не впасть в мимишность, сентиментальность. И это удалось. Образы сложились проникновенные, теплые и совсем современные. Татьяна Малушкина пишет: Я очень люблю волшебные сказки. Я живо представляю героев, их внешность, чувства, голос. Отчасти поэтому мне нравится создавать миниатюрных героев с живыми глазами, говорящими без всяких слов. Куклы, как и книги, – целый объемный мир, который обращается к душе человека.

Наталья Стукалова в этом году открыла для себя удивительного писателя, который захватил все мысли, все восприятие: Милорад Павич. Одно из его высказываний ее совершенно потрясло: «Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, им еющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время… Роман имеет своего отца и свою мать, но может быть и сиротой. Подкидышем. Подобно государству он может иметь свою родословную, а может быть выскочкой. Может быть дешевой проституткой или дорогой женщиной. Романы имеют не только своих предшественников, но и свое потомство, своих сыновей и дочерей, праправнуков. Государство имеет своего основателя, имеет его и роман».

Вдохновляясь рассказом «Обед на польский манер», она создала экспрессивную композицию с изображением погрудных портретов за столом.

Наталья Дементьева работает в широком диапазоне, предпочитая композиции из двух фигур, любит создавать костюмированную куклу, тяготея к описательности: «Литература для меня – величайшее наслаждение, возможность побывать там, где никогда мне не быть, узнать людей, испытать невероятные чувства, поучаствовать в приключениях и найти друзей. В общем, литература – все то, чего мне не хватает в реальности».

Вероятно отсюда такая тяга к литературности. Вот «Скрипичный мастер Николо Амати из романа братьев Вайнеров. Видно, у художника хорошая фотографическая память, и этим интересны ее портретные композиции. Композиция «Никогда не играйте с незнакомцами» по мотивам романа «Мастер и Маргарита» интересна не фигурой кота Бегемота за шахматной доской, а верным воспроизведением облика М. Булгакова. Но особенно меня поразил Александр Кайдановский в роли Сталкера. Он похож тонкими чертами лица, выразительной мимикой, и тем, как сидит, похож до оторопи и, даже немножко пугает.

Татьяна Завальская , создавая большое количество пуховичков и одеялок для шарнирной «Принцессы на горошине» по мотивам сказки Андерсена воспроизводит для нас далекую сказочную эпоху. Она пишет: Люблю читать сказки с четырехлетним сыном и не только сказки… Просто люблю читать… Неслучайно в русском языке существует выражение «люблю книгу», а не «люблю телевизор», подчеркивающее эмоциональную связь человека с этим феноменом культуры

Ежегодные кукольные выставки привлекают зрителей не только удовольствием от созерцания визуального ряда. Каждый год, на протяжении всей работы выставки происходят интересные встречи и мастер-классы. Программа выставки – насыщенная и необыкновенно разнообразная. Перед Новым годом, Татьяна Малушкина учила вышивке японских шаров, Наталья Стукалова – делать декор для дома к Рождеству в технике бумагопластики, Ия Батенева – изготовлению цветов из шелка. Психологи рассказали, зачем люди носят маски, и на днях сыграют моноспектакль по мотивам поэзии Луи Арагона в исполнении Алексея Якиманского .

Мне посчастливилось попасть на встречу с Еленой Кузуб по теме фантазийной куклы. На первой выставке она представляла очаровательную девочку – монстр Джилли, и сразу запомнилась нестандартным подходом к теме: у Джилли открытый ротик и в нем – зубы, как у акулы. На третьей выставке она представила девочку на куриных ножках – Белую ворону по мотивам одноименного произведения А.Бабкиной и будуарную куклу – Мотю-мотылька из «Доктора Айболита» К. Чуковского.

И пришёл к нему печальный мотылёк:

«Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит!»

– Не печалься, мотылёк!

Ты ложися на бочок:

Я пришью тебе другое,

шелковое, голубое,

Засмеялся мотылёк

и помчался на лужок

и летает под берёзами

с бабочками и стрекозами.

А весёлый Айболит из окна ему кричит:

«Ладно, ладно, веселись,

только свечки берегись!

Этот Мотя – забавный персонаж, с лицом как у колобка, с крошечными ручками и ножками на жирной тушке. Сзади на спине пришиты махонькие шелковые крылышки: «Как писатель, творящий своих героев через текст, я создаю своих кукол в доступном для меня материале, и иногда только по имени можно понять, что за персонаж стал прообразом созданной мною куклы. Но в этом я как раз и вижу главную прелесть литературы! Даже самое точное описание героя даёт огромный простор для фантазии, и это невообразимо прекрасно!» Во время встречи автор показала интересный альбом с монстрообразными куклами. И такое в наши дни тоже интересно…

Художник Анна Княгиничева неоднократно выставляется на выставках как интересный керамист. Ее куклы из фарфора, покрытые глазурью, тоже можно отнести к милым монстрикам. Это Капитан Крюк и его Прекрасная Дама в розовой пачке с деревянной ногой.

Бывая на этой выставке, обратила внимание на то, что зрители часто останавливались у композиции из двух кукол – «Мастер и Маргарита». Анна Швецова-Зорина усадила своих героев на афишную тумбу. Замечательна роспись задника в стиле арт-деко. Маргарита наклонила свою головку к плечу Мастера, в этой работе есть предчувствие расставания. У мастера довольно странная шапочка, и из-за этого пара проассоциировалась с персонажами книги «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема.

В центральной части зала выделяются произведения Ксении Мингалевой . Композиция «Я люблю свою лошадку» по мотивам стихотворения А. Барто «Лошадка» сразу вызывает симпатии у детей. А «Мастерская мамы Карло» по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» показывает кухню художника, включая показ эскизов, чертежей кукол и персонажи не одетые, не обутые, незавершенные. Она делится впечатлениями: В детстве любимой была книга «Сказки мира». Наверное, в душе я по-прежнему ребенок, так как создаю и рисую героев сказок и стихов.

Куклы Ольги Гагаркиной «Осень», и Натальи Аказиной «Человек рассеянный» созданы по мотивам одноименных стихотворений. А куклы Катерины Барац «Тетя Мотя» и Марины Казанцевой «Паниковский» вдохновлены прозой. И здесь трудно решить, какой персонаж легче создать, поэтический или прозаический. Все зависит от фантазии мастера.

Отдельный раздел в экспозиции посвящен текстильной – декоративно-прикладной кукле: Мне лично понравилась композиция «Три девицы под окном» по мотивам «Сказки о царе Салтане». Это тряпочные фигурки куколок в передниках, в замысловатых головных уборах.

И еще приглянулась скромная Джен Эйр, созданная Татьяной Семиколеновой . У этого мастера точное чувство колорита в подборе текстиля. Известно, что цвет влияет на эмоциональное восприятие образа.

Мастеров и кукол представлено много, но разные жанры, материалы и техники, мое незнание этого раздела декоративно — прикладного искусства, не позволяют высказаться пространно по творчеству ряда авторов.

Вот и закончился Год литературы. На этой выставке выяснилось, что Все мастера-кукольники входят в категорию людей, постоянно читающих книги. Как раз именно они достойно отметили его, посвятив свои произведения. Художник Марина Казанцева – автор куклы «Паниковский» – лаконично выразилась: «Читаю, читаю, читаю… Литература помогает мне отвлечься от обыденности» .

Валентина Чернова

Фото Полины Бедных

альфия пронина

Добрый день, уважаемые коллеги!

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет злую силу.

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.


Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.

Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой, нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.


Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой. Днём вперёд помещали одного, ночью – другого.


Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.


Кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

На первый взгляд кукла Крестушка (Крестец) совершенно не похожа на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас "Дочки-матери". Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение.


С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку Утешницу , юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.


Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.


Когда хозяйка дома решала, что дом "засорился" негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала "мусор" - негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась. Обычно обряд очищения проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Перед обрядом в доме необходимо было убраться.

После обряда очищения дома - сразу чувствуется разряженная атмосфера, становится легче дышать и отношения между членами семьи становятся гармоничными. Обряд можно проводить каждый месяц - тогда в доме не будет накапливаться негативная энергетика.


Тряпичная Кукла на ложке - это прежде всего игровая кукла. Ее делали для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка. Такие куклы были распространены на севере России, в Архангельской губернии. Но, как и почти любые предметы и занятия наших предков, кукла несла и мистическую, охранную функцию. Тряпичная кукла на ложке – кормилица, хозяйка дома. Об этом и ее головной убор рассказывает. Он состоит из повойника и платка, который повязывают сверху – так традиционно одевались взрослые замужние женщины.


Весьма занимательна история обереговой куклы Северная Берегиня . Изготавливалась она из 7 лоскутов ткани ярких расцветок. Многослойность куклы олицетворяла множественность окружающего мира, а ее форма в виде метелки указывала на способность оберега вымести все плохое из избы и вмести хорошее.

Ставили куклу исключительно в северный угол дома, отсюда и название – Северная Берегиня.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, в связи с этим эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Народная кукла делает прошлое интереснее и понятнее. В каждом селе свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Что-то привлекательное и таинственное кроется в кукле, до конца не раскрытое. Традиционная тряпичная кукла безлика.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Приглашаю вас на свою выставку.

Каждая моя кукла, поверьте живет, слышит, любит. Свои работы комментирую стихотворением Эльзы Поповой.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,

В деревенском житие для семьи - порука.

Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили

Неприменно куклы те дареными были.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины, всяких всячин.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

И уже в двенадцать лет девочка умела

Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.

Замуж рано шли тогда, вместе с коробОчком.

Свекор чинно, для игры, выделял часочек.

Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.

Если дочери в семье плохо - мать узнает.

Как приедет навестить - куколка "судачит":

Коли мята и грязнА - дочь частенько плачет.

Правду матери сказать может побоится,

Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился

Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.

Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.

Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.

Колокольчик - знак вестей старого Валдая,

Три юбчоночки на ней, сверху золотая.

Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

Костромушка - прИманит женщине ребёнка,


Как и обещала, сегодня бизнес- часть итогов выставки. Те читатели, которые рассматривают участие в выставке, как приятное времяпровождение и не ставят целью продавать свои работы, для них "деньги- не важно", Вы можете смело не читать этот пост, так как он не для Вас.

Если Вы приезжаете на выставку с целью заявить о себе, продать работы, завести контакты,
то, думаю, Вам будет интересно. Все факты и фото взяты непосредственно из зала выставки, кто со мной не согласен, буду рада за диалог.

И так, что имеем. Город Москва, выставка "Искусство куклы", декабрь 2013.

1. Название. Безусловно, это Ваше право, как назвать стенд, но...Я попыталась найти одного автора на выставке из Украины, самостоятельно у меня не вышло. Подошла к организаторам выставки, девушка посмотрела по алфавиту все стенды и не нашла того человека, которого я спрашивала. Следовательно, автор обозначил как то свой проект, но по фамилии он не искался...
Для написания названия стенда, на фризе, обычно, организаторы предоставляют определенное количество букв бесплатно, а за дополнительные буквы надо платить. Лучше заплатить и написать полную информацию о себе.
Это грамотно сделала Елена Войнатовская, в сети она известна, как Nkale . Именно это она и подчеркнула, чтобы не потерять покупателей и зрителей. Она это грамотно использует в название стенда и в название своей книги....

2. Оформление стендов. Я говорю именно о стендах, так как не каждый автор может арендовать огромное выставочное пространство и делать проект, как галерея Ирины Мызиной. Примеры http://guzelkostyna.blogspot.com/2013/12/2.html

Стенд ограничен и его пространство надо использовать по максимум. Раз мы говорим о заработке, то это помимо эстетики, должно быть грамотно, с точки зрения маркетинга, оформлено. Стенд Елены красив, на самом деле автор потрудился, продумал оформление.
На строгом коричневом однотонном фоне все её куклы легко различимы, они не теряются, нет ощущения скученности, "аляповатости".... Есть внутри стенда вывеска. Мне очень понравилось.

3. Если вы смотрите издалека, Вы можете рассмотреть картинку в целом, Вам все понятно.
Если Вы подошли близко....каждая куколка отдельно прекрасна.
Вы зритель на выставке, Вы пришли посмотреть все, в руках у Вас фотоаппарат. Может быть даже хороший, в нем, например стоит объектив "полтинник" , Вы прицельно снимаете каждую работу. Как, например, я. И что у меня в кадре со стенда Елены...
Правильно, куклы и больше ничего.


У меня после выставки тысячи фото, какое то время я фотографирую название стендов, авторов и могу все систематизировать, но я не зритель, я знаю, что я делаю. А если Вы зритель, Вы сняли все подряд, что Вам нравилось. Пришли домой, любуетесь фоточками, но Вы даже не вспомните, что за автор, что за работа, где она стоит, как найти потом этого автора, когда Вы созреете купить себе куклу и у Вас будет жгучее женское желание "ХАЧУНИМАГУ", и деньги будут, между прочим так...

Я сама брала визитки авторов, ставила их с работой и фотала, а потом подумала, зачем?
Им не надо, а я, что рыжая? Брать их визитки, ставить с работами, фотографировать и размещать в своем блоге потом, мне оно надо? НЕТ. Авторы- любите себя. "Миллионы до неба" зрителей разнесли бы Ваше имя в интернет - Вы ни копейки не потратите, но Ваш рейтинг повысится.

Пример моей работы на ходу. Взяла визиточку автора, поставила рядом с работой.
Мария Шаховская сшила свою работу из вискозы, которую купила у меня в магазине на Ярмарке мастеров . Безусловно, я пиарю свой магазин, но и Марию - параллельно.

4. Цены и ценники.
По всей видимости, всем авторам все равно, купят ли их работу... Для меня совершенно понятно, что есть предел цены, который я могу или не могу себе позволить. Мне, как покупателю, надо знать, сколько стоит работа. И это не только мое мнение.
Часть людей стесняются спрашивать цены, часть людей боятся вступать в диалог с продавцом, боятся, что продавец к ним "прицепится" и просто молча созерцают. Но у этих созерцателей есть деньги, они могли бы стать Вашими покупателями....

Классные мишки Риммы Сурковой. Жаль, что никто не узнает, что это её мишки и сколько они стоят.....

Да, можно сказать, да так оно и есть, что цены написаны на маленьких бирочках, как в ювелирном магазине, захотите ли Вы разглядывать и спрашивать, вот вопрос....

5. Визитки.....Это тоже больная тема.
Авторы не раздают свои визитки. Они у них есть, лежат красиво стопочкой....
Если надо, спроси - я дам, мне не жалко....
В начале декабря, на выставке Хелло Тедди, в Москве, для нашего нового проекта RUTEDDY.COM мой муж, Сергей Костына , собрал несколько сот визиток авторов мишек Тедди. Большинство визиток красивые, но не информативные, безликие их не различишь в стопке других, перебирая их, неспециалист вообще, не вспомнит имя автора, стенд и его работы...
На бизнес- визитке хорошо бы писать то, чем Вы занимаетесь, что умеете, что предлагаете. Одного имени и координат недостаточно.


Чтобы Вас запомнили на выставке, среди тысяч авторов, на визитке может быть Ваше фото.
Если у Вас узнаваемые работы, то хорошо было бы, если бы они были на визитке.
Например у Ани Волковой такая визитка.
Когда мы летели в самолете, мы познакомились с риэлтором. Разумеется, она дала нам визитки, не одну, заметьте, а 5. На что она надеется? Что мы их выбросим пачкой? Нет, что мы, может быть, воспользуемся сами и дадим кому то....
И еще...на лицевой стороне визиток была информация, а на обратной- поля для письма. Т.е. если бы мы захотели сделать пометки, то мы бы могли что то записать для себя...
И еще один момент, если Вы хотите, чтобы на Ваших визитках писали, делайте их из не ламинированной бумаги, чтобы было удобно писать...

6. Работа с посетителем на выставке, да, да, это именно РАБОТА. Это ТРУД и к нему надо так и относится.
Я была в шоке. Подходишь к стенду, с тобой не здороваются. Да, я привыкла, что со мной в Болгарии везде здороваются и спрашивают, как у меня дела. Сначала, я искренно верила, что человеку на самом деле интересно, как у меня дела и мне хотелось отвечать, потом мне всегда думалось "какая тебе разница, как у меня дела, взвешивай помидоры без вопросов...", потом я просто привыкла, что так должно быть.
Это фразы стандартные, поздороваться, спросить, как дела....
Не надо спрашивать на выставке у посетителей, как дела у них и у их детей, у их кошек и у их родителей...
Но здороваться НАДО!!!

В разных фирмах есть разные стандарты. Но все, кто работает с клиентами, имеют четкие инструкции, как разговаривать с покупателем.

Поздороваться
- представиться
- чтобы как то завязать диалог, задать простые вопросы или сказать простые фразы:
"Вы впервые на такой вставке? - Сегодня здесь много народа....Вы москвич или специально приехали посмотреть на эту красоту?
- оценив настроение клиента, что то ему рассказать о Вашем творчестве, технологии и т.д.
Не надо вываливать кучу информации, но по началу диалога Вы сможете понять, это покупатель или это просто посетитель, который смотрит.
В обоих случаях надо произвести на человека приятное впечатление и дать ему Вашу визитку, календарик, буклетик, что то, чтобы он Вас запомнил....

Для большинства авторов выставка - это не развлечение. Много авторов тратят деньги на аренду выставочного пространства, на проезд- пролет в Москву и обратно, на проживание в гостиницах и хостелах, на проезд по Москве и питание, на взнос на следующую выставку...А если посчитать, зарабатывают ли они?
А все ли они сделали, для того чтобы заработать?
Три года назад мы выпустили курс на DVD "Как заработать на выставке рукоделия" , большинство наших покупателей были из мишкоделов.
Именно авторы мишек, которые купили курс, воплотили все рекомендации из диска и об оформлении своего пространства, работе с покупателем, изготовлением рекламных материалов, работе с другими авторами и т.д. и на медвежьих выставках, на мой взгляд, авторы больше занимаются своим продвижением и маркетинговыми вопросами. Не знаю почему...

Эта кукольная выставка для меня была праздником, я не приехала работать, я приехала развлекаться...., если Вы на выставках хотите не развлекаться, а зарабатывать, то пора задуматься над своим продвижением серьезно...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выставки и ярмарки как один из элементов в системе маркетинговых коммуникаций. Характеристика выставки "Luxury Leisure" в Международном выставочном центре "Крокус Экспо". Оценка эффективности, участия ведущих туристских фирм выставки "Luxury Leisure".

    контрольная работа , добавлен 02.07.2012

    Информация о выставке "Mitt-2010". Оценка работы выставки на тему "Представление стран Прибалтики". Сравнение деятельности двух туристских фирм по прибалтийскому направлению. Предложения по организации работы выставки и конкретной работы экспонентов.

    отчет по практике , добавлен 19.12.2010

    Становление выставочного бизнеса в России, организация выставки как составной части комплекса маркетинговых коммуникаций. Выставочная деятельность фармацевтических организаций. Разработка рекомендаций по планированию выставки на примере "Аптеки-2010".

    дипломная работа , добавлен 29.08.2012

    Изучение понятия, сущности и функций выставки - формы контакта предприятия с целевой аудиторией и потенциальными партнерами, части маркетинговых коммуникаций фирмы. Взаимосвязь выставки и PR. Подготовка, планирование и проведение выставочных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Инфраструктура выставочно-ярмарочной деятельности. Международные выставки и ярмарки: понятие и классификация. Этапы подготовки выставки и оценка ее экономической эффективности на примере туристической фирмы. Особенности выставочно-ярмарочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Цели и назначение выставки, которая является публичным представлением достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Особенности выставок как инструмента PR. Выставка и охват целевой аудитории.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Маркетинговый план подготовки выставки. Оформление выставочного стенда. Анализ работы компании "Ростовский комбинат шампанских вин" во время выставки и после нее. Использование в демонстрации приемов, привлекающих внимание проходящих мимо посетителей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Характеристика выставочных мероприятий. Маркетинговый план подготовки выставки. Работа персонала во время выставки. Оформление выставочного стенда. Анализ выставочной деятельности компании ООО "РКШВ". Значение выставочных мероприятий для предприятия.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2016