Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.

Зима приближается семимильными шагами. Ощущается это не только на улице, но и в наших собственных квартирах: к сожалению, система отопления часто оставляет желать лучшего, и приходится обогревать дом своими силами. Бывает и другая ситуация: порой батареи топят слишком активно, и охладить воздух в помещении просто необходимо. В связи с этим у многих возникает вопрос: можно ли пользоваться кондиционером зимой? Отвечаем – можно. Но с некоторыми условиями.

На рынке представлен широкий ассортимент кондиционеров, имеющих различные технические характеристики, поэтому не очень-то просто. Но кое-что все-таки объединяет сплит-системы, моноблоки и прочие устройства: в зимний период их используют крайне редко. Но почему?

Дело в наших знаменитых русских морозах. Когда температура воздуха меняется, меняется и его влажность – поэтому при работе кондиционера возникают излишки влаги (конденсат). В большинстве кондиционеров установлена дренажная система для удаления влаги: видимая часть этой системы – трубка, которая, как правило, выходит на улицу. Если на улице слишком холодно, трубка дренажной системы замерзает, и в ней образуется ледяная пробка, которая не дает конденсату выйти наружу. Тогда у влаги остается два выхода: либо она просачивается в Ваш дом через внутренний корпус, либо выводит прибор из строя.

От холодов страдает и наружный блок, в частности компрессор – «сердце» кондиционера, сжимающее холодильный агент (особое вещество, необходимое для работы кондиционеров) и поддерживающее его движение по остальным частям прибора. Выполнять свои прямые обязанности ему помогает специальное масло, свойства которого как раз зависят от температуры воздуха. Если она опустится ниже границы, утвержденной производителем, масло загустеет, и детали компрессора будут изнашиваться.

Существует еще одна опасность. В режиме обогрева холодильный агент, несмотря на свое название, должен не охлаждаться, а нагреваться. При чрезмерно низкой температуре этого не происходит. При поступлении охлажденного, т.е. жидкого, хладагента в компрессор происходит гидравлический удар – он-то и может привести прибор в негодность.

Поэтому зимой следует использовать кондиционер с осторожностью и следовать инструкции по эксплуатации.

Правда, есть один вид кондиционеров, который можно приспособить для работы в зимних условиях, – это мобильный моноблочный кондиционер. Это передвижное напольное устройство можно использовать во всех комнатах, брать с собой на дачу или перевезти при переезде: монтажа прибор не требует. Единственный элемент прибора, который не должен находиться в помещении, – это воздуховод для отвода теплого или холодного воздуха. Чтобы устранить риск промерзания воздуховода, стоит вывести его в вентиляционное отверстие.

В целом работа кондиционера строится только на одном принципе, знакомом нам с уроков физики: поглощается тепло при испарении, а выделяется – при конденсации.

Первоначально прибор предназначался для охлаждения, но современные технологии шагнули далеко вперед, так что сейчас обогрев – самая обычная функция для климатической техники. Чтобы понять, как работает кондиционер на обогрев, давайте сначала рассмотрим, как он работает на охлаждение:

  1. Хладагент в газообразном состоянии поступает в компрессор.
  2. В компрессоре хладагент сжимается под давлением и нагревается до очень высокой температуры.
  3. Из компрессора хладагент попадает в конденсатор, где происходит переход хладагента в жидкое состояние.
  4. Далее давление хладагента понижается, и он попадает в испаритель внутреннего блока кондиционера, где снова переходит из жидкого состояния в газ. Происходит вскипание хладагента, он «забирает» тепло из помещения, проходит обратный путь до внешнего блока и «выбрасывает» забранное тепло на улицу.
  5. Хладагент в газообразном состоянии вновь поступает в компрессор, и цикл замыкается.

Пользоваться режимом обогрева позволяет специальный клапан – он разворачивает поток хладагента и как бы меняет местами конденсатор и испаритель. В остальном принцип тот же самый.

Прежде чем пользоваться режимом обогрева, убедитесь, что прибор обладает такой функцией. Это указано в инструкции, а также на самом устройстве – режим обогрева, как правило, обозначен пиктограммой солнца.

Если режим обогрева предусмотрен, смотрите на нижний порог температуры, при которой можно включать обогрев, – обычно это также пишут в инструкции.

Помните: у каждого термометра может быть погрешность. Порой она достигает нескольких градусов. Поэтому лучше не пользоваться кондиционером, если Ваш термометр показывает критическую отметку, заявленную производителем.

До какой температуры кондиционеры работают на обогрев

Как правило, кондиционеры исправно работают в режиме обогрева, когда температура воздуха выше -5°C. При более низких температурах, во-первых, мощность обогрева значительно падает, а во-вторых, возникает риск обледенения конденсатора или дренажной системы устройства. Так что не рекомендуем включать режим обогрева во время сильных морозов, иначе из-за неправильной эксплуатации Вы рискуете потерять своего климатического «друга».

Однако некоторые модели сплит-систем нагревают воздух и при -10°C, и при -15°C. Нижняя граница температур зависит от типа хладагента. Также при -15°C работают инверторные модели – в них есть функция регулировки интенсивности работы компрессора, что позволяет ему быть более гибким в отношении наружных температур. Конечно, цена инверторного кондиционера значительно выше обычного.

Самая простая причина, по которой не работает обогрев, – клиент купил устройство, не разобравшись в его возможностях. Скажем, сплит-системы без режима обогрева очень популярны в широтах с теплым климатом. Поэтому будьте внимательны ко всем мелочам при покупке климатического оборудования.

Любимый прибор не греет в холодное время? Это неудивительно. Мы уже писали про возможные опасности работы кондиционера на морозе: проблема может быть связана и с поломкой компрессора, и с маслом, и с дренажной системой. Мастер поможет детально разобраться в проблеме.

Если обогрева не происходит, не спешите бить тревогу. Особенно когда дисплей показывает, что прибор нормально работает. Возможно, просто долго прогревается внутренний блок – это нормально в холодную погоду. Температура в помещении может начать подниматься в течение 15 минут после запуска устройства.

Еще одна распространенная проблема – утечка холодильного агента. Утечка происходит, например, из-за некачественной спайки межблочных трубок, по которым циркулирует хладагент. В этом случае понадобится заправка хладагентом, которая производится сервисными службами.

Даже если Вы знаете, не стоит забывать, что после установки за ним нужно правильно ухаживать. Если Вы не успели своевременно очистить фильтры, то поломки не избежать.

Точно определить проблему поможет и небольшой экран индикации. В современных моделях он, как правило, выводит код ошибки. Значение каждого кода отображено в инструкции.

Если Вы не можете определить причину поломки или не уверены, что можете починить его самостоятельно, стоит вызвать мастера.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение

Ответ будет таким же, как и ответ на вопрос про обогрев, – можно. Но только если зима теплая.

Как правило, минимальная температура, при которой кондиционер работает нормально в режиме охлаждения, – это -5°C. При более низкой температуре прибор подвержен всем тем опасностям, о которых мы писали в начале статьи. Поэтому внимательно изучите технические характеристики устройства, прежде чем пользоваться режимом охлаждения.

Чтобы не отвлекаться на работу кондиционера, можно установить : с ним прибор будет включаться и отключаться автоматически по расписанию, которое Вы составите.

Тем не менее у Вас всегда есть возможность «усилить» кондиционер, поставив зимний комплект.

Зимний комплект для кондиционера

Порой кондиционер оснащают так называемым зимним комплектом. В комплект входит несколько устройств. Они подогревают дренажную систему, предотвращают загустение масла и переохлаждение хладагента.

Принципы работы зимнего комплекта заключаются в следующем:

  • Благодаря температурному датчику регулируется скорость вращения вентилятора внешнего блока. Когда температура становится ниже, скорость замедляется. Тем самым предотвращается замерзание (и загустение) масла и образование наледи в корпусе.
  • Значительная часть нагрузки компрессора приходится на его запуск. А если компрессор еще и промерзший, кондиционеру точно несдобровать. Поэтому зимний комплект обеспечивает обогрев картера компрессора. Так компрессор всегда готов к запуску.
  • Чтобы не возникало ледяных пробок, а конденсат выводился без проблем, обогревается дренажная система.

Казалось бы, все проблемы решены, а опасности преодолены, если бы не одно но. Действительно, зимний комплект позволяет включать кондиционер при более низких температурах, чем заявлено производителем, но только в режиме охлаждения !

При включении кондиционера с зимним комплектом в режиме обогрева прибор все равно не сможет работать должным образом. Более того, значительно возрастает риск гидроудара.

Любой кондиционер предназначен для того, чтобы охлаждать воздух в помещении. Но в холодное время года у многих пользователей этот прибор работает на обогрев. Однако перед тем, как начать эксплуатацию техники в таком русле, надо понять, как правильно запустить отопление кондиционером. Эта информация поможет не допустить ошибок в эксплуатации недешевой техники.

Принцип работы сплит-системы на обогрев – это понижение (!) температуры воздуха, забранного с улицы. Будет сделан забор воздуха, к примеру, с температурным значением -16, а отдан обратно в еще более холодном состоянии, доходящий до -25. Разница используется для теплоотдачи : полученный теплый воздух попадает внутрь помещения.

Однако хватит ли у прибора сил на полноценное осуществление такой задачи? Важно знать: если температура на улице окажется значительно ниже нулевой, то у компрессора просто не хватит сил подогревать воздух – начнется работа на износ. А если техника работает на максимуме, это уже чревато риском поломки.

Итак, первое условие – это температура за окном . Использование кондиционера в качестве обогревателя уместно для регионов с мягким климатом. А для большей части нашей страны такую технику стоит использовать только в межсезонье, в осенний или весенний период.

Работа кондиционера на обогрев зимой может быть опасной и перемерзанием шланга дренажа . В этом случае конденсат начнет стекать в здание. Сегодня производственники пытаются решить проблему установкой в технике обогревателя на 20 Ватт. Хорошо действует и блокировочная система: техника отключается при резком снижении температуры.

Эффективность подобного процесса

Насколько экономически целесообразно включать кондиционер на обогрев? Это оказывается довольно экономично, ведь работа идет на основе теплового насоса. На это указывают и цифры: с каждого киловатта электричества в выходе будет идти 2,5-4,2 кВт тепла. Это что касается температурного режима в пределах от 0-5˚С. Эффективность системы рассчитана до -15˚С (а для некоторых моделей такая возможность предоставляется и до -30 градусов).

Если сравнивать использование кондиционера с масляным обогревателем, то последний кажется и вовсе не экономичным: он идет в 1 кВт электроэнергии, выдавая при этом всего 0,95 кВт тепла.

Так насколько эффективен обогрев кондиционером? На это влияет стоимость электроэнергии . Там, где дешевле обогревать газом, ставить кондиционер зимой на обогрев экономически нецелесообразно. А вот в регионах (странах) с дорогой электроэнергией, будет рационально оставлять климатическую технику в режиме обогрева (но опять же, с оговоркой на погодные условия).

Преимущества и недостатки работы сплит-системы для обогрева

Отапливать или нет с помощью кондиционера — каждый пользователь решает сам в частном порядке. Но если решение оказалось положительным, то можно быть уверенным – воздух не пересушится, как при использовании отопительных приборов. Есть и другие плюсы:

  • экологичность применения (нет выброса СО2);
  • тепла будет выдаваться в три раза больше, чем расходоваться электричества.

Но кроме улучшения микроклимата есть и свои «подводные камни». О них обязательно следует знать при постоянном использовании.

  1. Износ устройства произойдет в 3-5 раз быстрее. Это произойдет из-за загустевшего масла, которое потеряет свои свойства.
  2. Идет тенденция на замену хладагента – в применении будет ходить более безопасный для озонового слоя R410. Это требует установку более совершенных компрессоров.
  3. Производительность прибора станет в два раза меньше номинальной.
  4. Кондиционер для отопления зимой чаще выходит из строя.

Оптимальный вариант

Хорошим решением станет приобретение устройства с инвертором . Такая техника способна отапливать помещение даже при -25˚С за окном. Подкупает и то, что к конструкции инверторного устройства для отопления реально будет дополнительно присоединить блок гидромодуля. Этот элемент может находиться как снаружи, так и внутри здания.

  1. Если гидроблок наружный , то техника будет работать по знакомому нам типу теплового насоса. В этом случае есть смысл использовать кондиционер только как дополнительный источник тепла (или если предполагается непостоянное проживание в доме). Если посещение дома нерегулярное, то в зимний период необходимо полностью консервировать (отключать и утеплять) всю систему прибора.
  2. Если гидроблок находится внутри , технику получится подключать к традиционным радиаторам или «теплому полу». Подобный принцип работы кондиционера на обогрев потребует начальных затрат на этапе монтажа, однако наградой станет полноценный подогрев. Еще один плюс подобных моделей – хорошая ремонтопригодность.

Как выбрать правильную модель

От правильного подбора модели будет зависеть то, как работает кондиционер с подогревом. Здесь важно обратить внимание на характеристики СОР (отношение мощности нагрева к потребляемой) и EER (отношение охлаждение/потребление):

  • COP в моделях для дома должна равняться 2,8-4;
  • у EER этот показатель может составлять 2,5-3,5 единиц.

Также имеет значение класс энергоэффективности прибора: в случае с наиболее приоритетным и экономичным А оптимальные показатели должны составлять от 3,2 до3,6 у COP и 2,2-2,4 EER.

Вне зависимости от рекомендаций, монтировать подобный вид техники нужно будет индивидуально, с учетом особенностей помещения. При этом актуально будет просчитать возможные теплопотери, которые идут от окон и дверей. Именно в этих местах и резонно будет создать тепловую завесу. Немного об управлении: техника будет переключаться или с пульта, или вручную. Обогрев можно установить автоматически.

Важно знать и такие нюансы: первые несколько минут прибор должен работать в качестве кондиционера, а не обогревателя . Это нужно для того, чтобы согрелся наружный блок и оттаял возможно образовавшийся в дренаже лед. Следующие разы этот момент будут регулировать вентиляционные обороты. Также во многих моделях предусмотрена специальная функция DeIce , которая позволит не перепутать режим правильного включения.

А вот еще несколько советов, которые помогут улучшить работу техники.

  1. Подогрев дренажа позволит воде не замерзнуть и уберет конденсат.
  2. При остановленном компрессоре можно включить подогреватель, который подогреет масло и предотвратит его загустение. В этом случае хладагент не сможет вытечь в картер.
  3. Если в устройстве наружного блока есть контролер вентилятора , то он нагонит актуальную температуру и предотвратит обмерзание внутреннего блока.

Итак, тепло от кондиционера оказывается намного экономически эффективнее, чем от других приборов (при затратах в 1 кВт потребитель получает 4 кВт). Вся энергия идет именно на перемещение теплых воздушных масс. Многие современные приборы гарантируют хорошую работу и при тридцатиградусных морозах. Однако любая сплит-система остается лишь дополнением к основному отоплению и пока не готова взять полную нагрузку по комфортному обеспечению теплой атмосферы в жилье.

Часто при наступлении холодов, становится вопрос: можно ли дома включать зимой кондиционер для обогрева помещения. Специалисты утверждают, что обогрев с помощью сплит-системы значительно экономнее электрического. Однако, для верного использования потенциала прибора, нужно знать несколько важных моментов, и строго придерживаться их, а также рекомендациям производителей оборудования.

При эксплуатации кондиционера происходит перекачивание тепла со среды в среду. При работе в сторону охлаждения оно переходит из помещения наружу. При обогреве же, наоборот. В процессе работы на обогрев используют действие холодильного цикла компрессора. Причем, эффективность кондиционера всегда зависит от температуры за окном.

Любой ли кондиционер можно использовать для обогрева? Попробуем разобраться в том, какой же у них принцип действия. В последние годы основная масса моделей, выпускаемых для европейского рынка, оснащены функцией обогрева. Кроме них, существуют модели и только для охлаждения. Однако они в основном производятся для специальных помещений, или жарких стран.

Кондиционер со сплит-системой, в холодное время разрешается использовать как на охлаждение, так и на обогрев. Для работы при очень больших минусовых температурах существует меньше моделей, однако они существуют.

Для того, чтобы ваш кондиционер использовался правильно, необходимо соблюдать некоторые правила эксплуатации прибора. А именно:

  • Эксплуатацию кондиционера нужно проводить строго в соответствии с инструкцией и рекомендациями изготовителя.
  • При пользовании сплит-системой на обогрев зимой, если температура ниже установленной изготовителем, могут возникать следующие проблемы: довольно сильно снижается эффективность работы системы или может получиться обмерзание конденсатора или поломка вентилятора.
  • В результате увеличения вязкости, свойственной маслу, возможна поломка компрессора при запуске, не стоит этого допускать.

Выход кондиционера из строя по причине нарушения правил эксплуатации не является гарантийным случаем.

При какой температуре можно включать кондиционер для охлаждения

Иногда возникает необходимость даже в морозы использовать кондиционер со сплит-системой для охлаждения. Так поступают, если в помещении присутствуют какие-нибудь мощные генераторы тепла и температура постоянно повышается даже в холодное время.

В таком случает необходимо иметь в виду, что основная часть кондиционеров не предназначены для работы на холод при наружных температурных показателях меньше +15 °C, и основные инверторные системы в пределах ниже минус 15 °C.

При необходимости использования кондиционера за пределами допустимого, необходимо включение дополнительного оборудования.

В него входят:

  • Нагреватель дренажа;
  • Обогреватель картера;
  • Регулятор для оборотов вентилятора;
  • Контроллер температуры конденсации.

Следует обратить внимание на то, что такая доработка нужна только при использовании прибора в режиме охлаждения в условиях наружных температур.

Можно ли пользоваться кондиционером зимой

Если вам необходимо обогреть помещение в период, когда за окном уже холодновато, а центральное отопление вам еще не включили, то для начала нужно убедиться, что вашему кондиционеру свойственна работа зимой на обогрев. Об этом свидетельствует присутствие режима теплового насоса в устройстве. О нем должна говорить также и инструкция, прилагаемая к пульту управления кондиционером, и правила пользования самой сплит-системой. Режим с подогревом воздуха на кнопке обозначается стилизованным знаком солнца.

Убедитесь в возможности пользования сплит-системой при конкретной температуре на улице.

Многие производители выпускают кондиционеры, разработанные специально для условий использования как тепловой насос. Они отличаются высокой продуктивностью и низкой предельной температурой.

К таким системам относятся следующие охлаждающие устройства:

  • Zubadan (Зубадан) от Mitsubishi Electric;
  • Современные модели Hitachi с применением технологий All DC Inverter;
  • Новые кондиционеры Hyper Inverter от ведущей компании MHI;
  • Производственная линия сплит-системы Ururu Sarara от передовой фирмы Daikin.

Все эти системы – это относительно дорогие, однако очень эффективные современные кондиционеры. Независимо от того, какую сплит-систему используете именно вы, важно точно соблюдать все рекомендации фирмы-производителя данного оборудования.

Как работает кондиционер на обогрев и зачем нужна инструкция

В технических характеристиках практически всех сплит-систем имеются такие цифры: диапазон температур, подходящих для гарантированной работы на обогрев, составляет – 6 + 26 градусов. При более низких температурных показателях кондиционер теряет свою теплопроизводимость, которая снижается до нуля. Кроме этого, бытовые кондиционеры вообще не должны работать при минусовой температуре по своему внутреннему смазыванию трущихся и движущихся деталей компрессора именно в необходимом диапазоне температурных показателей.

Некоторые безответственные компании заявляют, что любой кондиционер можно заставить работать при отрицательной температуре так, чтобы обогреваться в квартире, если установить в нем, так называемое, устройство зимнего запуска или низкотемпературный комплект. Все это неправда, нельзя.

Данный низкотемпературный комплект вмещает в себя три устройства-прибора:

  • Подогрев картера компрессора, который позволяет разогреть осевшее масло и предотвратить его загустение;
  • Подогрев дренажа – электрический подогреватель с кабелем, который монтируется внутрь наружного отрезка дренажного трубопровода, и обычно предотвращает образование мерзлой пробки;
  • Замедлитель скорости вращения вентиляторного устройства внешнего блока, который представляет собой устройство – микропроцессорный контроллер, влияющий на работу внешнего вентилятора, дабы предотвратить переохлаждение и обмерзание конденсаторного устройства.

Все эти меры дают возможность расширить диапазон рабочей температуры для того, чтобы можно было использовать кондиционеры в зимнюю пору на холод. На обогрев же, работают лиши инверторные модели Daikin, Mitsubishi Electric и AC Electric.

Ответ эксперта: можно ли включать кондиционер зимой (видео)

Современные кондиционеры могут не только отлично выполнять свою главную задачу – охлаждать воздух в комнатах, но и не плохо греет его в холодную пору. Данные устройства сегодня достигают рекордно высоких цифр энергоэффективности. При потреблении одного киловатта электроэнергии, некоторые кондиционеры могут отдавать более четырех киловатт тепла или холода. На данный момент это минимальное энергопотребление.

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.