Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

Способ первый

Покаяние (тауба)

По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

И подобных аятов очень много.

Способ второй

Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

Способ третий

Праведные дела

Всевышний Аллах сказал:

«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

Способ четвёртый

Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

Способ пятый

Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


Способ шестой

З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

Способ седьмой

Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

Способ восьмой

Испытания в могиле

Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

Способ девятый

Страшные события, которые будут происходить в День Суда

Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

Способ десятый

Милость Аллаха и Его прощение

Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Редакция:

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Проклятие – это отдаление и изгнание от блага. Также сказано, что проклятие: если оно от Аллаха, то это – отдаление и удаление; если от творений, то – оскорбление и мольба против него… Каждый человек, проклятый Аллахом, отдален от Его милости, заслуживает наказания и считается погибшим (Лисану-ль-‘араб. Т. 13. С. 387-388).

Проклятый человек может быть неверующим, и в этом случае он отдален и удален от милости Аллаха и приближен к наказанию Аллаха.

Проклятый человек может быть мусульманином, однако совершившим действие, которое заслуживает проклятия: распитие спиртного, занятие ростовщичеством, поношение родителей или другого из великих грехов. Проклятия постигают человека только в случае совершения больших грехов, и это не означает вечного пребывания в Огне. Потому что, если человек умер, пребывая в исламе и единобожии, но после вошел в Огонь за совершенные грехи, то он не останется в нем вечно. Таково мнение последователей Сунны и согласия в этом вопросе.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Проклятие – это изгнание и отдаление от милости Аллаха. Проклятие постигает (человека) только за совершение больших грехов. Поэтому ученые сказали: „Каждое действие, за совершение которого человека постигает проклятие, относится к большим грехам“ (Дурус уа фатауа-ль-харам аль-мадани. С. 57).

Если же человек совершил деяние, приводящее к неверию, и умер в этом состоянии, не покаявшись, то такой человек проклят. То есть он навечно останется в мучениях, и Аллах не выведет его оттуда.

Если же кто-либо из мусульман совершил деяние, которое гневит Аллаха или вызывает Его проклятие, то совершение подобного деяние само по себе не выводит из ислама, как не выводит его из ислама и проклятие Аллаха. Но такой человек во власти Аллаха: если Он пожелает, то накажет его так, как должно, а если пожелает – простит из Своей щедрости и милости к нему. Но если Аллах накажет его, то на столько, сколько пожелает, но затем выведет из Огня. Мусульманин не будет вечно пребывать в мучениях. Несомненно, распитие спиртных напитков, курение гашиша, прелюбодеяние – большие грехи, которые гневят Аллаха и за совершение которых человек заслуживает наказания. Но если человек, совершивший что-то из этих грехов, принес покаяние, то Аллах примет его покаяние при условии, что его покаяние и сожаление будут искренним, и что он оставит те грехи, которые совершал, и всегда будет просить прощение у Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах:

فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا * إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُولَئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ شَيْئًا

Их сменили потомки, которые перестали совершать молитву и покорились страстям, скоро пожнут [плоды своего] заблуждения, исключая тех, которые раскаялись, уверовали и вершили добрые дела. Эти войдут в рай и не испытают притеснения там (сура Марьям , аят 59-60),

وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا * يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَانًا * إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا * وَمَنْ تَابَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَإِنَّهُ يَتُوبُ إِلَى اللَّهِ مَتَابًا

И те, которые не взывают наряду с Аллахом к другому богу, не убивают человека, которого Аллах запретил [убивать], если только он не заслуживает этого по праву, и не прелюбодействуют. А тот, кто делает так, будет подвергнут каре. В День воскресения наказание ему будет удвоено, и он будет пребывать в таком униженном состоянии вечно, за исключением тех из них, кто раскаялся, уверовал и совершил доброе дело. За это Аллах заменит их злые деяния добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный. Тот, кто раскаялся пред Аллахом и совершил доброе дело, воистину, он раскаялся искренне (сура аль-Фуркан , аяты 68 – 71).

Во-вторых.

Проклятие Всевышнего Аллаха тому из рабов, кто заслуживает этого, отводит его от прямого пути и отклоняет к заблуждению. Или это слова Всевышнего Аллаха о проклятии рабу, который этого заслуживает.

Нет связи между проклятием и каким-либо символическим знаком, который видится на человеке, или который видится ему: например, словно с небес на него из-за проклятия что-то посылается, или видится что-то в определенной форме или образе, или словно он видит нечто, указывающее на это проклятие, или другие подобные воображаемые вещи. Также нет связи между проклятием и сумасшествием или проказой, или другими болезнями. Проклятие имеет силу по Шариату, оно связано с религией человека в этой жизни, и с его уделом у Господа в День Последний. Возможно, жизнь какого-либо человека покажется Вам наилучшей, а его внешность наикрасивейшей, но он проклят Аллахом и отдален от Его милости. И, возможно, положение какого-то человека кажется обычным, жизнь его наибеднейшей, а его внешность безобразной, но у Аллаха он один из преуспевших и тех, над кем Он смилостивился.

В-третьих.

Видения, которые видит Ваш друг и никто, кроме него, голоса, которые кроме него никто не слышит, фраза о прощении Аллаха или, наоборот, о том, что Он его никогда не простит, – всё это козни и обман сатаны. Сатана пытается хитростью и обманом отдалить его от Аллаха. Всё это ложь и истиной не является, и это не влияет на того, кому Аллах помог покаяться, раскаяться и вернуться к Господу.

Что касается голоса Аллаха, то в этом мире его не слышит никто, кроме пророков, а после нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нет другого пророка. Также никто не увидит Господа, пока не умрет. И мы увидим Его в Последней жизни. Просим Его о возможности насладиться взором на Его Благородный Лик.

Вашему другу сейчас необходимо искренне покаяться: оставить те грехи, в которые вверг его проклятый сатана, сожалеть о содеянном, поспешить к покорности Аллаха и совершению праведных дел, надеяться на Аллаха, на Его милость и на то, что у Него. Сказал Всевышний Аллах:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: „О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный“ (сура аз-Зумар , аят 53).

Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Покаявшийся в грехе подобен тому, кто и не совершал его (Ибн Маджа № 4250; аль-Албани в Сахих Ибн Маджа сказал, что это хороший хадис).

Ас-Синди, да помилует его Аллах, сказал:

В словах „покаявшийся в грехе“ слово„грех“ приходит в обобщенной форме, то есть включает в себя все виды грехов. Этот хадис указывает, что покаяние будет принято, несмотря на то, какой это был грех. Очевидный смысл хадиса в том, что, если покаяние будет удовлетворять всем его условиям, оно будет принято (Хашийа ас-синди ‘аля Сунан Ибн Маджа. Т. 2. С. 562).

Шейху-ль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Грехи уменьшают веру. Если раб Аллаха покается, то он станет любим Аллахом, и степень его посредством покаяния повысится. Тот, кому было предопределено покаяться, подобен тому, о ком Са‘ид ибн Джубейр сказал: „Воистину, раб Аллаха совершает благое дело и попадет из-за него в Огонь, и, воистину, раб Аллаха совершает грех и попадет из-за него в Рай. Это происходит тогда, когда человек совершает благое дело, и, посмотрев (на свое деяние), станет восхищаться им, и тогда, когда человек совершает грех, но, посмотрев (на свое деяние), станет просить Аллаха о прощении и каяться в совершенном“.

В достоверном хадисе передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О делах (судят) по их завершению“. Существует десять причин, посредством которых наказание за совершенный грех может быть оттеснено от верующего. Они следующие: если он покается, и Аллах примет его покаяние, так как покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал грех; если верующий попросит Аллаха о прощении, и Он простит его; если он совершит праведные дела, которые сотрут этот грех, ведь праведные дела удаляют грехи; если к Аллаху с просьбой о его прощении до и после его смерти обратятся братья (по вере); или если они отдадут свои награды за праведные дела ему; или за него может заступиться его пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует; или Аллах испытает его такими невзгодами в этой жизни, что сотрутся его грехи; или он будет испытан в барзахе (промежуточном состоянии между смертью и Судным Днем – приме. пер.), и ему простятся грехи; или он будет испытан во время стояния с День Суда и будет поражен ужасами Того Дня, и это сотрет его грехи; или если Аллах, Милосердный из всех милосердных, помилует его. Если же хотя бы одна из этих десяти причин не осуществится в человеке, то пусть он не винит в этом никого, кроме себя» (Маджму‘ аль-фатауа. Т. 10. С. 45 - 46).

Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:

«Мудрость и милостью Аллаха является то, что покаявшийся человек подобен тому, кто совсем не совершал греха. Всевышний Аллах гарантировал заменить плохие деяния хорошими тому человеку, кто покаялся в многобожии, убийстве и прелюбодеянии. Это общее правило, и действует в отношении каждого кающегося в совершении греха. Сказал Всевышний Аллах:

قل يا عبادي الذين أسرفوا على أنفسهم لا تقنطوا من رحمة الله إن الله يغفر الذنوب جميعا إنه هو الغفور الرحيم

„Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: „О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный“ (сура „аль-Фуркан“, аят 53). Ни один грех не является исключением из этого общего правила, однако, это касается только кающихся» (Аль-джауаб аль-кафи. Т. 1. С. 116).

Обрадуйте Вашего друга широтой милости Аллаха, величием Его прощения, радостью Его, когда кто-либо из рабов кается, обращается к Нему и молит о прощении. Так пусть же он поспешит покаяться, вернется к Аллаху, оставит плохое окружение и станет дружить с праведными друзьями.

Для дополнительной информации прочтите ответы на вопросы № , № и № .

А Всевышний Аллах знает лучше.

Хадис сорок второй

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи» . Привел этот хадис Имам Ат-Тирмизи, сказав, что это хороший хадис.

Комментарий к хадису от Имама Такъия-дина Ибн Дакъика аль-Ида , да смилуется над ним Аллах: «В этом хадисе содержится великая и радостная весть и непомерная по величине милость, щедрость и благосклонность. Подобным этому являются так же его, да благословит его Аллах и привеивует, слова: «Воистину радость Аллаха, покаянию Своего раба, больше, чем радость любого из вас, когда он найдет свою пропавшую ношу».

Передается от лежащего на смертном одре, Абу Айюба, да будет доволен им Аллах: «Я раньше не говорил вам того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Если бы вы не грешили и не просили за это прощения, то Аллах сотворил бы творения, которые бы грешили, каялись и Он бы прощал им». Пришло множество хадисов подтверждающих этот хадис.

Слова Аллаха Всевышнего: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня!» Эти слова соответствуют Его Словам: «Я таков, как думает обо Мне Мой раб. Так пусть же он думает что пожелает» .

Пришло так же, что если раб Аллаха совершил грех а затем сожалея об этом сказал: «О Господь мой, я совершил грех, прости же мне, поистине никто не прощает грехов, кроме Тебя». Скажет Аллах Всевышний: «Мой раб, знает, что у него есть Господь, прощающий грехи и отчитывающий его. Я призываю вас в свидетели того, что Я простил его». Затем он (раб Аллаха) делает это второй и третий раз, и Аллах каждый раз повторяет тоже самое. Затем говорит: «Делай что пожелаешь, Я простил тебе» , т.е. за то что согрешил и покаялся.

Знайте, что у покаяния три условия: (1) Отстранения от греха, (2) сожаление о том, что совершил, (3) твердое намерение никогда к этому не возвращаться. Если же в этом было нарушено права человека, то необходимо незамедлительно вернуть это право, либо получить прощение за это. Если же это ослушание было между ним и его Господом, за которое положено искупление (кафарат), то он должен совершить искупление. Это будет являтся четвертым условием покаяния. Таким образом, если человек совершит подобное несколько раз в день и покается со всеми условиями покаяния, то поистине Аллах Всевышний простит его.

Слова Всевышнего Аллаха: «…не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил)». Так же повторение грехов.

Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!» … Все грехи в этом бытие, ничто, по сравнению с Его прощением и милостью.

Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи». Т.е. если ты придешь ко Мне, совершив количество прегрешений заполняющее собой всю землю.

Слова Аллаха: «…но встретишь Меня», т.е. умрешь на Вере, не придавая Мне в сотоварищи.

И нет умиротворения для верующего, без встречи с его Господом.

Аллах Всевышний сказал: « Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». Сура Женщины 116 аят.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не упорствовал \в покаянии\ тот, кто просил прощения, даже если он делал это семьдесят раз за день». Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Хорошо думать о Аллахе, является одним из лучших видов поклонения».

О Аллах, поистине мы ищем приближения к Тебе по средством Тебя и Твоего Величайшего Имени, по средством всех Твоих Имен, которые скрыты от нас или которые ты открыл для кого-то из Своих творений. Мы ищем приближения к Тебе по средством достоинства священного Корана, чтоб Ты сделал благой нашу кончину, и помог нам в совершении того, что Ты любишь из слов и дел. Чтоб Ты сделал лучшим днем для нас, день, когда мы встретим Тебя, а лучшими делами, дела в день нашей смерти, и чтоб Ты помог нам совершать то, что приближает к Тебе и что не устыдит нас \в судный день\ перед Тобой. Чтоб простил Ты нас, наших родителей, наших шейхов и тех, кого мы любим, а так же всех мусульман. Амин. Хвала Аллаху Господу миров».

См. «Шарх арбаин ан-Нававийя фи аль-ахадис ас-сахиха ан-Набавийя». Стр. 248-253. Автор. Имам Ибн Дакъикъ аль-Ид аш-Шафии (умер в 702 г.). Издательство «Дар ат-Тойиба»1425 г. Первое издание. Эр-Рияд.

Вопрос:

Мне очень нужна ваша помощь, как я знаю, что я, без сомнения, попаду в Ад. Я девушка, которой только что исполнилось 14 лет, и я сделала нечто очень-очень плохое. Я не могу перестать плакать. Я никогда не попаду в Рай. Мне действительно страшно. Я совершила богохульство — я оскорбила моего Господа! Я не знаю, зачем я это сделала. Эти слова просто выскочили из моего рта. Я чувствую себя ужасно виноватой. Это были вполне ясные слова. Я не думаю, что Аллах может простить меня. Я не знаю, что делать. Может быть прощено богохульство, если человек действительно раскаивается? Я очень испугалась. Пожалуйста, помогите мне. Я не знаю, что мне делать. Я уже произнесла шахаду и обновила свой иман. Что еще я должна сделать, чтобы успокоиться и избавиться от этого ужаса и страха? Мне очень нужна ваша помощь, я не думаю, что Аллах простит такой грех!

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Ваше раскаяние и страх являются явным признаком вашего имана. Если бы вы были лишены имана, вы бы не страдали так и не волновались. Именно ваш иман побуждает вас к покаянию. Вы совершенно правильно сделали, что попросили прощения у Аллаха и обновили свой иман.

Кроме того, помните, что шайтан – наш явный враг. Он пытается сбить нас с толку различными способами. Первый раз ему удалось поймать вас, заставив вас произнести нечто оскорбительное для Всевышнего. Теперь, после того, как вы раскаялись, он снова нападает на вас, пытаясь вселить в вас отчаяние в милости Аллаха.

Вы смогли преодолеть его нападки в первый раз, покаявшись и обновив свой иман. Не давайте сейчас ему победить вас. Аллах повелевает верующим не отчаиваться в Его милости. Он сказал в Коране:

{قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ} [الزمر: 53]

«Скажи (о, Посланник): «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершая неверие или иные грехи) , не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью (тем, которые обращаются к Нему с покаянием, какими бы эти грехи ни были): ведь поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (39, 53).

Сомнение в милости Аллаха – это также вид неверия. Шайтан сейчас пытается ввести вас из одного вида неверия в другое (из богохульства к отчаянию). Сохраняйте себя от его ловушек. Вы сделали ошибку, но альхамдулиллях, вы сожалеете о ней и раскаиваетесь. Аллах обещает прощение для тех, кто раскаивается. Так доверяйте тому, что говорит Аллаха и не поддавайтесь наущениям шайтана.

Избавьтесь от негативных мыслей с помощью положительных. Радуйтесь тому, что Аллах внушил вам раскаяние – тем самым, поместив вас среди тех, кто удостоился Его милости, ведь кающиеся – это любимцы Аллаха.

إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2, 222).

Будьте уверены в том, что если вы были искренни в вашем раскаянии, вы стали любимцем Аллаха. Он не отвергает вас. Устремляйтесь вперед, чтобы заслужить близость к Аллаху и вместе с ней Рай.

А Аллах знает лучше.

Хафизуррахман Фатихмахомед,

студент Даруль Ифта, Нидерланды,

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст اسْتَغْفِرْ لَهُمْ أَوْ لَا تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً فَلَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَهُمْ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ Транслит A stagh fir Lahum "Aw Lā Tastagh fir Lahum "In Tastagh fir Lahum Sab `ī na Marratan Falan Yagh fir a A l-Lahu Lahum ۚ Dh ālika Bi"ann ahum Kafarū Bil-Lahi Wa Rasūlihi Wa ۗ A ll ā hu Lā Yahdī A l-Qawma A l-Fāsiqī na Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей. Проси (ты, о, Посланник) для них [для лицемеров] (у Аллаха) прощения или не проси для них. Если ты будешь просить для них (даже) семьдесят раз [сколько угодно], и то никогда не простит им Аллах. Это – за то, что они стали неверными в Аллаха и Его посланника: поистине, и Аллах не ведет (прямым путем) непокорных людей! Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей. [[Всевышний сообщил, что бессмысленно просить прощения за лицемеров, ибо Он не простит их, даже если Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, попросит за них прощения семьдесят раз. Это - гипербола, которая совершенно не означает того, что более продолжительные молитвы за них принесут им пользу. Аллах сказал: «Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения - им все равно. Аллах не простит их. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей» (63:6) . Затем Аллах сообщил о причине, которая не позволяет им снискать прощение Господне. Этой причиной является их неверие в Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо молитвы о прощении и прочие деяния не приносят человеку никакой пользы, пока он остается неверующим. Ведь Аллах не ведет прямым путем грешников, неотъемлемым качеством которых стало нечестие. Они не желают совершать ничего, кроме грехов, и не хотят изменять такое положение вещей. Они выслушивают очевидную истину, а затем отвергают ее, и поэтому Всевышний Аллах подвергает их наказанию и больше никогда не наставляет их на прямой путь.]] Ибн Касир

Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей.

Всевышний Аллах сообщает Своему пророку, что эти лицемеры недостойны того, чтобы просить за них прощение. И даже если он попросит за них прощения семьдесят раз, не простится им. Есть мнение, что число семьдесят здесь упомянуто, чтобы закрыть тему прошения прощения для них, и это число употребляется для красноречия, а не для определения количества, меньшего или большего. Есть мнение, что речь идёт о том, что передаёт аль-Ауфи от ибн Аббаса, что когда был ниспослан аят, посланник Аллаха сказал: «Я слышу, что мой Господь позволил мне просить прощения за них, и я попрошу прощения за них семьдесят раз в надежде, что Аллах простит их». И тогда Аллах, указав в какой мере силен его гнев по отношению к лицемерам ниспослал этот аят.

Аш-Ша’би передаёт, что когда усилилась болезнь Абдуллы ибн Убайа (лидера лицемеров) , к посланнику Аллаха пришёл его сын со словами: «Мой отец на смертном одре, желает, чтобы ты присутствовал и помолился за него». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у него: «مَا اسْمُك » «Как твоё имя?», тот ответил: «аль-Хубаб ибн Абдулла». Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) Аллаха сказал: «بَلْ أَنْتَ عَبْدُاللهِ بْنُ عَبْدِاللهِ إِنَّ الْحُبَابَ اسْمَ شَيْطَان » «Нет, твоё имя Абдулла ибн Абдулла, ибо аль-Хубаб это имя шайтана». Он (да благословит его Аллах и приветствует) пошёл, и присутствовал при смерти Абдуллы ибн Убайа, одел на него свою рубаху и совершил над ним погребальную молитву. У него спросили: «Неужели ты станешь молиться за этого лицемера». Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إِنَّ اللهَ قَالَ : ﴿إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً﴾وَلَأسْتَغْفِرَنَّ لَهُمْ سَبْعِينَ وَسَبْعِينَ وَسَبْعِين » «Поистине Аллах сказал: (إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً ) «Если ты попросишь за них прощения семьдесят раз». Я попрошу за него семьдесят и ещё семьдесят и ещё семьдесят». Это же передаёт Марва ибн аз-Зубайр, Муджахид ибн Джубайр и Катада ибн Да’ама, и это передал ибн Джарир со своими иснадами.