Образ жизни - общесоциологическая категория, применяемая для характеристики: 1) совокупности конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни, складывающейся в качественно определённый, упорядоченный способ жизни; 2) совокупности социальных условий и способов реализации потребностей людей. Данное понятие отражает идею детерминации поведения людей особенностями их среды обитания: от её географических – до ментальных характеристик.

Образ жизни можно анализировать с количественной и качественной сторон. Первая сторона описывается понятиями и характеристиками «уклад жизни» и «уровень жизни»; вторая – понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».

Уклад жизни - социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда, быта представителей определенной социальной группы, общества или этногеографической группы. Это понятие фиксирует, прежде всего, производственные характеристики жизнедеятельности. Городской образ жизни в этом плане характеризуется как промышленный.

Уровень жизни – совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни. Анализируя уровень жизни, можно выделить два аспекта: 1) психофизиологический – темп, ритм, интенсивность и т.п., 2) экономический – стандарт жизни, выражающий степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами: размер оплаты труда, доход, объём потребления благ и услуг, уровень потребления товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения и др. Существуют различные показатели уровня жизни и методики их расчёта.



Качество жизни - это мера взаимодействия между средой и ее использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению (содержательность труда, досуга, уровень рекреации, уровень социального комфорта, уровень личностной самореализации и др.). Ряд авторов относят сюда и качество жилищ, качество функционирования социальных институтов, личную физическую безопасность, социальное обеспечение и т.д., и т.п. Перечень огромен, вплоть до эстетики среды. Практически это перечисление всего, что нужно. Понятие используется для сравнительного анализа образов жизни.

Стиль жизни - социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации. Стилевые особенности жизнедеятельности носят локальный и индивидуальный характер.

Сущностные характеристики городского образа жизни:

1)высокий уровень социальной дифференциации: видов деятельности, территории и пространства; 2)социокультурная гетерогенность; 3)высокий уровень социокультурной мобильности; высокий уровень социокультурной динамики; 4)высокий уровень вариативности и альтернативности сознания и поведения; 5)интенсивность социопространственной мобильности - взаимодействие с большим числом различных социальных групп; 6)широкие возможности выбора моделей поведения; 7)высокий уровень инновационной активности; 8)информационная насыщенность городской среды (территорий и пространства); 9)личностная локализация городской жизни, личностный выбор оснований и стратегий поведения.

Первое системное описание городского образа жизни и его влияние на сознание и поведение горожанина предпринял Л. Вирт в работе «Урбанизм как образ жизни» (1938). Ряд его идей в настоящий момент подвергся существенной корректировке, однако его системная методология, широта обзора городских феноменов и сейчас поучительна. Основные его положения можно представить в виде схемы:

Концепция Л. Вирта нашла своё развитие в работах С. Милграма. Он полагал, что характерные черты городской жизни, которые выделял Вирт, а ещё ранее – Зиммель, не могут полностью объяснить поведение горожан. Большая численность, плотность, неоднородность и обилие контактов - не являются непосредственными факторами поведения. Эти количественные характеристики городской жизни преломляются индивидуальным сознанием и опытом. По отношению к индивиду это внешняя информация. Необходима идея, которая связывала бы индивидуальный опыт с характеристиками городской жизни. Один из способов такой связи, по мнению Милграма, дает понятие «перегрузки». Можно сказать, что наблюдаемое поведение горожанина в широком диапазоне ситуаций во многом определяется процессами адаптации к перегрузкам. Данное понятие он разворачивает в виде следующих суждений:

1.Горожане склонны пренебрегать информацией, которая не является первоочередной.

2.При определенных социальных операциях производится перераспределение обязанностей таким образом, чтобы перегруженная система могла переложить часть нагрузки на второго участника взаимодействия.

3.Система информационной защиты горожан блокирует доступ информации уже на самом входе. Между индивидом и поступающей из внешней среды информации ставятся социальные средства защиты и отбора. Создаются специальные организации для приема входящей информации, которая иначе захлестнула бы индивида. Посредничество организаций между индивидом и социальным миром, которое характерно для всего современного общества и особенно ярко выражено в больших городах, имеет и свою отрицательную сторону. Оно лишает индивида ощущения непосредственного контакта и спонтанной интеграции с окружающей его жизнью. Оно одновременно защищает и отчуждает индивида от его социальной среды.

Различия в поведении жителей большого города и маленького городка – это во-первых, различия ролевого порядка: тенденция обитателей мегаполиса вступать друг с другом в строго сегментированные, функциональные отношения.

Во-вторых, эволюция городских норм, рознящихся с традиционным провинциальным укладом: равнодушие, обезличенность, отчужденность жителей мегаполиса.

В-третьих, адаптация познавательных способностей горожанина: его свойство не узнавать людей, с которыми он видится ежедневно; сортировка сенсорных побуждений; пресыщенность, склонность к извращениям и эксцентричности; избирательность в отклике на человеческие запросы.

Ограниченность моральной и социальной вовлеченности индивидов в его жизнь. Ограничение такой вовлеченности принимает самые разнообразные формы, от отказа проявить участие к нуждам другого индивида (даже если этому человеку остро необходима помощь) до нежелания оказать услугу или отказа от проявлений простой вежливости (нежелание уступить место женщине или отсутствие извинений при столкновении прохожих). Предельным случаем адаптации к перегруженной социальной среде является полное пренебрежение к нуждам, интересам и требованиям тех людей, которых человек не считает непосредственно связанными с удовлетворением его личных потребностей.

В-четвертых, дефицит социальной ответственности в условиях большого города. В городе потребность в оказании помощи возникает так часто, что неучастие становится нормой. Более низкий уровень готовности оказать помощь у жителей большого города, по-видимому, в какой-то степени объясняется осознанием опасностей, сопряженных с жизнью.

В больших городах не просто нарушаются традиционные правила учтивости, скорее, в них формируются новые нормы, предписывающие невмешательство, стремление остаться в стороне. Анонимность можно представить в виде континуума, на одном конце которого находится полная анонимность, а на другом конце - близкое знакомство, и вполне возможно, что количественное измерение точных степеней анонимности в больших и малых городах поможет объяснить важные различия между качеством жизни в них. Например, в условиях близкого знакомства появляется чувство защищенности, и формируются приятельские отношения, но эти условия также могут создавать гнетущую атмосферу, поскольку за человеком постоянно наблюдают люди, которые его знают. И наоборот, в условиях полной анонимности человек освобождается от формальных социальных уз, но у него могут также возникать чувства отчуждения и оторванности от людей.

Когда я училась в университете, у меня в группе было несколько человек из сел. Я всегда слышала, что они хотят остаться жить в городе, что в селе нет никаких перспектив. Я с ними согласна, думаю, в основном, вся молодежь старается перебраться в город и воспользоваться всеми возможностями.

Чем отличается сельская жизнь от городской

В село я приезжала только к бабушке летом на каникулы. Конечно, жизнь у них совсем другая. Я с рождения живу в городе, но пока максимум, что меня привлекает, так это приобретение дачного участка. У нас в городе речка, и иметь небольшой домик рядом с ней - вполне себе хорошая затея.


В первую очередь, в селе или деревне в глаза бросается отсутствие крупных промышленных предприятий. Нигде вы не встретите посреди деревни завод. Иногда такие объекты строят за пределами города, но, все равно, поселения недалеко от них считаются хотя бы ПГТ. Конечно же, все сельские жители держат живность. Но не нужно думать, что люди в деревнях и селах живут до сих пор без каких-либо удобств. Все зависит от финансов, в любой деревне можно построить комфортабельный дом.

Одно из самых главных отличий - это люди. Сельское население намного дружнее и общительнее. Я вот, например, даже не всех соседей знаю в своем подъезде, а там люди лично знают друг друга.

Плюсы и минусы жизни в городе

Каждый человек выбирает себе место по душе. Но, как ни крути, жизнь в городе имеет множество преимуществ:

  • развитая инфраструктура;
  • удобная транспортная система;
  • больше вакантных мест и выше заработная плата;
  • множество образовательных учреждений;
  • развитая медицина.

Но далеко не все городские жители довольны своей жизнью, и многие даже всерьез задумываются о переезде в какой-нибудь поселок. Причины кроются в следующем:

  • плохая экология;
  • высокий уровень преступности;
  • большая загруженность;
  • ухудшение физического и психического состояния.

Как правило, желание вести более размеренный образ жизни у городских жителей возникает с возрастом, думаю, это связано с усталостью от слишком быстрого темпа жизни.

«Современный мир» - Политическая карта мира в XХ веке коренным образом менялась несколько раз. Современный мир начала XXI века. Как создать систему коллективной безопасности? Данный элективный курс поможет вам лучше подготовится к урокам географии. Элективный курс для 10 класса «Современный мир». Особенности курса. Наш современный мир многолик и противоречив.

«Современная школа» - Ученики 6-11 классов; Педагоги вне зависимости от возраста и стажа работы; Родители. Конкурс мультимедиа проектов «Наша новая школа». Что мы хотим получить? - Цель проекта. Программа сетевого проекта «Современная школа глазами учеников, родителей и учителей». Чье внимание мы хотим привлечь? -Целевая аудитория.

«Современный мир» - Преодоление отсталости. Экологический кризис. Причины появления глобальных проблем. Демографическая проблема. Политика Демократическая Республика? ? Познакомьтесь с данными приведенными в таблице: Прогноз численности населения в Российской Федерации. Каковы демографические проблемы в странах «третьего мира»?

«Педсовет Современный урок» - Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анализ уроков. Предисловие «А урок остается!» Традиционный урок. План проведения педсовета. Что главное в уроке? говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Решение педсовета: ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя.

«Современные образовательные технологии» - Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом. Во-вторых, включают учащихся в различные виды деятельности (приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности). Четыре основания образования.

«Современный урок» - Ориентируют детей на способы получения знаний, а не на результат. Самоконтроль (определение соответствия учебных действий требованиям учебной задачи). 5.Результат–материальный или духовный продукт. Дети «впитывают» модель поведения взрослого человека. Советы молодому учителю. Из истории «современного» урока.

Понятие образа жизни . Образ жизни - общесоциологическая категория, применяемая для характеристики: 1) совокупности конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни, складывающейся в качественно определённый, упорядоченный способ жизни; 2) совокупности социальных условий и способов реализации потребностей людей.

Выделение городского образа жизни в качестве особого понятия связано со спецификой городской среды обитания и позволяет зафиксировать социальные характеристики взаимодействия среднего теоретического уровня в смысле Р. Мертона. Данное понятие отражает идею детерминации поведения людей особенностями их среды обитания: от её географических – до ментальных характеристик.

Образ жизни можно анализировать с количественной и качественной сторон. Первая сторона описывается понятиями и характеристиками «уклад жизни» и «уровень жизни»; вторая – понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».

Уклад жизни - социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда, быта представителей определенной социальной группы, общества или этногеографической группы. Это понятие фиксирует, прежде всего, производственные характеристики жизнедеятельности. Городской образ жизни в этом плане характеризуется как промышленный.

Уровень жизни – совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни. Анализируя уровень жизни, можно выделить два аспекта: 1) психофизиологический – темп, ритм, интенсивность и т.п., 2) экономический – стандарт жизни, выражающий степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами: размер оплаты труда, доход, объём потребления благ и услуг, уровень потребления товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения и др. Существуют различные показатели уровня жизни и методики их расчёта.

Качество жизни - это мера взаимодействия между средой и ее использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению (содержательность труда, досуга, уровень рекреации, уровень социального комфорта, уровень личностной самореализации и др.). Ряд авторов относят сюда и качество жилищ, качество функционирования социальных институтов, личную физическую безопасность, социальное обеспечение и т.д., и т.п. Перечень огромен, вплоть до эстетики среды. Практически это перечисление всего, что нужно. Понятие используется для сравнительного анализа образов жизни.

Стиль жизни - социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации. Стилевые особенности жизнедеятельности носят локальный и индивидуальный характер.



Сущностные характеристики городского образа жизни:

· высокий уровень социальной дифференциации: видов деятельности, территории и пространства;

· социокультурная гетерогенность;

· высокий уровень социокультурной мобильности;

· высокий уровень социокультурной динамики;

· высокий уровень вариативности и альтернативности сознания и поведения;

· интенсивность социопространственной мобильности - взаимодействие с большим числом различных социальных групп;

· широкие возможности выбора моделей поведения;

· высокий уровень инновационной активности;

· информационная насыщенность городской среды (территорий и пространства);

· личностная локализация городской жизни; личностный выбор оснований и стратегий поведения.

Первое системное описание городского образа жизни и его влияние на сознание и поведение горожанина предпринял Л. Вирт в работе «Урбанизм как образ жизни» (1938). Ряд его идей в настоящий момент подвергся существенной корректировке, однако его системная методология, широта обзора городских феноменов и сейчас поучительна. Основные его положения можно представить в виде схемы:

Концепция Л. Вирта нашла своё развитие в работах С. Милграма . Он полагал, что характерные черты городской жизни, которые выделял Вирт, а ещё ранее – Зиммель, не могут полностью объяснить поведение горожан. Большая численность, плотность, неоднородность и обилие контактов - не являются непосредственными факторами поведения. Эти количественные характеристики городской жизни преломляются индивидуальным сознанием и опытом. По отношению к индивиду это внешняя информация. Необходима идея, которая связывала бы индивидуальный опыт с характеристиками городской жизни. Один из способов такой связи, по мнению Милграма, дает понятие «перегрузки». Можно сказать, что наблюдаемое поведение горожанина в широком диапазоне ситуаций во многом определяется процессами адаптации к перегрузкам. Данное понятие он разворачивает в виде следующих суждений:

· Горожане склонны пренебрегать информацией, которая не является первоочередной.

· При определенных социальных операциях производится перераспределение обязанностей таким образом, чтобы перегруженная система могла переложить часть нагрузки на второго участника взаимодействия.

· Система информационной защиты горожан блокирует доступ информации уже на самом входе. Между индивидом и поступающей из внешней среды информации ставятся социальные средства защиты и отбора. Создаются специальные организации для приема входящей информации, которая иначе захлестнула бы индивида. Посредничество организаций между индивидом и социальным миром, которое характерно для всего современного общества и особенно ярко выражено в больших городах, имеет и свою отрицательную сторону. Оно лишает индивида ощущения непосредственного контакта и спонтанной интеграции с окружающей его жизнью. Оно одновременно защищает и отчуждает индивида от его социальной среды.

Перегрузки обычно деформируют повседневную жизнь на нескольких уровнях, затрагивая исполнение ролей, эволюцию социальных норм, когнитивное функционирование и характер социальной ответственности.

Различия в поведении жителей большого города и маленького городка - это:

· Различия ролевого порядка: тенденция обитателей мегаполиса вступать друг с другом в строго сегментированные, функциональные отношения.

· Эволюция городских норм, рознящихся с традиционным провинциальным укладом: равнодушие, обезличенность, отчужденность жителей мегаполиса.

· Адаптация познавательных способностей горожанина: его свойство не узнавать людей, с которыми он видится ежедневно; сортировка сенсорных побуждений; пресыщенность, склонность к извращениям и эксцентричности; избирательность в отклике на человеческие запросы.

· Ограниченность моральной и социальной вовлеченности индивидов в его жизнь. Ограничение такой вовлеченности принимает самые разнообразные формы, от отказа проявить участие к нуждам другого индивида (даже если этому человеку остро необходима помощь) до нежелания оказать услугу или отказа от проявлений простой вежливости (нежелание уступить место женщине или отсутствие извинений при столкновении прохожих). Предельным случаем адаптации к перегруженной социальной среде является полное пренебрежение к нуждам, интересам и требованиям тех людей, которых человек не считает непосредственно связанными с удовлетворением его личных потребностей.

· Дефицит социальной ответственности в условиях большого города. В городе потребность в оказании помощи возникает так часто, что неучастие становится нормой. Более низкий уровень готовности оказать помощь у жителей большого города, по-видимому, в какой-то степени объясняется осознанием опасностей, сопряженных с жизнью.

В больших городах не просто нарушаются традиционные правила учтивости, скорее, в них формируются новые нормы, предписывающие невмешательство, стремление остаться в стороне. Анонимность можно представить в виде континуума, на одном конце которого находится полная анонимность, а на другом конце - близкое знакомство, и вполне возможно, что количественное измерение точных степеней анонимности в больших и малых городах поможет объяснить важные различия между качеством жизни в них. Например, в условиях близкого знакомства появляется чувство защищенности, и формируются приятельские отношения, но эти условия также могут создавать гнетущую атмосферу, поскольку за человеком постоянно наблюдают люди, которые его знают. И наоборот, в условиях полной анонимности человек освобождается от формальных социальных уз, но у него могут также возникать чувства отчуждения и оторванности от людей.

Окончательный вывод Милграм делает следующий: «Я полагаю, что поведенческие различия обитателей больших и малых городов обусловлены скорее реакцией схожих людей на весьма несхожие условия жизни, а не какими-то специфическими личностными характеристиками жителей мегаполисов или провинциальных городков. Большой город - ситуация, к которой человек вынужден приспосабливаться».

Городские поселения, возникшие первоначально в целях обороны от нападения агрессивных соседей, постепенно трансформировались в центры промышленности, науки и культуры. Создавалась городская инфраструктура, более благоприятными становились условия проживания. Надежность и лучшее качество жизни способствовали переселению людей из сельской местности в города. В то же время рост городов, насыщение их промышленными предприятиями повлекли за собой возникновение ряда экологических проблем, неблагоприятно отражающихся прежде всего на здоровье населения. Из-за нарастающего дискомфорта в природной и социальной сферах в ряде городов наблюдается процесс деурбанизации, выражающийся главным образом в сокращении численности городского населения. Впрочем, деурбанизация может происходить и по причине существенного снижения промышленного потенциала города или изменения структуры производства.

В определенной степени процессы деурбанизации имеют место в ряде регионов Украины, где снижение объемов производства, прежде всего в тяжелой и военной промышленности, привело к значительному сокращению занятости и, как следствие, к оттоку населения в сельскую местность или в другие, более благополучные в экономической отношении, регионы и страны.

Преимущества и привлекательность городской жизни.

Современный город обеспечивает большинству проживающих здесь и в пригороде людей обширные и разнообразные возможности трудоустройства и получения тем самым средств к существованию.

В городе развита система снабжения и торговли необходимыми для населения продуктами питания и товарами. Жители сельской местности доставляют излишки своей продукции в город, где суммарная покупательная способность населения несравненно выше, чем в местах их проживания.

В городе обеспечен необходимый уровень медицинской помощи, и в особенности экстренной, как в условиях поликлинического обслуживания, так и в стационаре.

Город предоставляет довольно разнообразные возможности для получения образования и переквалификации, причем чем больше численность населения города, тем, как правило, большим количеством учебных заведений различного профиля и уровня он располагает.

Жилой фонд города в основной массе отличается высоким уровнем благоустройства. Большинство жилых домов и общественных заведений имеют централизованное тепло-, водо- и газоснабжение. Жителям города самим практически не приходится заботиться об удалении отходов жизнедеятельности.

В городах получила развитие сеть общественного транспорта.

Многофункциональная система бытового обслуживания облегчает горожанам решение многих проблем повседневной жизни.

Система организации и разделения труда, благоустроенный жилой фонд, развитая инфраструктура способствуют высвобождению у горожан определенного резерва свободного времени, которое можно использовать для повышения своего образовательного, профессионального и культурного уровня. Город предоставляет для этого довольно широкие возможности. Здесь сосредоточен большой библиотечный фонд как художественной, так и технической литературы. Сравнительная доступность библиотек способствует повышению интеллектуального развития и профессиональных знаний жителей города.

Театры, клубы, концертные залы и другие зрелищные заведения обеспечивают горожанам досуг высокого культурного уровня. Расположенные в городе музеи являются ценным, а во многих случаях уникальным источником удовлетворения эстетических и познавательных потребностей людей.

В ряде городов сохранились памятники истории, культуры и архитектуры, ведутся раскопки древних поселений, которые привлекают внимание туристов.

Город предоставляет своим жителям хорошие возможности для занятий спортом, творчеством и другими формами самовыражения личности.

Зоны отдыха и рекреационные объекты создают предпосылки для оздоровительного проведения досуга и неформального общения горожан.

Таким образом, широкие возможности для приложения труда, более обеспеченные условия существования, комфортность жилья, наличие свободного времени и возможность использования его не только для отдыха, но и для повышения своего интеллектуального уровня делают жизнь в городе более привлекательной, чем в сельской местности, что и обуславливает продолжающийся рост численности городского населения.