Для ребят это был первый опыт участия в соревнованиях такого уровня.

Дима Бобков и Влад Демьян получают диплом за первое место в «Шорт-треке» на отборочном этапе Робофеста в Рязани

О том, что поедем на финал «Робофеста» в Москву, мы узнали в декабре 2015 года, когда заняли призовые места на . Тогда это событие казалось далеким, но время пролетело, и надо было решаться. С мыслями собрались быстро – конечно, ребятам хотелось попробовать свои силы на таком высоком уровне, да и посмотреть-познакомиться интересно. Решили - едем!

С составом команды тоже определились быстро – четверо победителей рязанских соревнований – шестиклассники Дима Бобков , Влад Демьян , Андрей Ильичев и Клим Салихов .

Дима Бобков, Влад Демьян, Клим Салихов, Андрей Ильичёв на «Робофесте - 2016»

Дима и Влад участвуют в «Шорт-треке», Влад и Клим - в «Чертежнике». Обе эти дисциплины входят в направление «Hello, Robot!» - в нем соревнуются ребята первого года обучения или не принимавшие участие в прошлых сезонах Робофеста.

Чертежник - соревнование на точность изображения контрольной фигуры

Шорт-трек - гонки на время по траектории

К привычным трем часам робототехники в неделю добавились еще четыре, на подготовку. Буквально в обнимку с роботами из Lego Mindstorm провели ребята два месяца, и настало время ехать. Собрав в кулак все знания, силы, а также провода, детали, датчики и бутерброды, четверо смелых приехали в Москву. Вместе с ними – тренера-преподаватели и, конечно, родители.

Первый день Робофест-2016. Тренировочный

Соревнования проводились в Москве и шли в общей сложности 4 дня, но мы приехали только на два последних, четверг и пятницу. Все действие «Робофеста» проводилось в огромном 75-м павильоне ВДНХ.

Оказавшись там, сложнее всего было сохранить концентрацию и не броситься разглядывать роботов на всех соревновательных площадках сразу, забыв про себя. Справившись с искушением, мы прошли с невозмутимыми лицами мимо всех умных механизмов и попали в тренировочную зону. Точнее, попали непосредственно в нее только ребята-участники, так как тренерам и любым сопровождающим вход в нее строго запрещен. А вот так выглядит эта зона.

Тренировочная зона

Четверг, первый наш день, был полностью посвящен тренировкам. В этот день ребята самостоятельно работали около шести часов подряд, с небольшим перерывом на обед. А что такое робототехнические тренировки? Это бесконечная отладка и исправление ошибок конструкции и программы. Кстати, никаких домашних заготовок пронести с собой было нельзя: конструктор в разобранном состоянии и никаких программ на ноутбуке.

Андрей Ильичев отлаживает программу

На тренировочных площадках ребята работали до самого закрытия. Как нашим робототехникам удавалось концентрироваться на деле так долго – загадка. На уроках к третьему часу обычно уже теряют внимание, начинают отвлекаться и баловаться, а здесь они – живое воплощение сосредоточенности! Наверное, очень хотели победить.

Лирическое отступление

Мы с ребятами договорились сразу - призовые места, да и вообще любые места в расчет не берем - участвуем в фестивале впервые, занимаемся недавно, так что едем просто познакомиться. Наша главная цель - качественная работа. Такая работа, которой можно было бы гордиться, после которой можно сказать: «Я сделал все что смог, 100%».

Правила соревнований

Роботу дается определенная траектория, нарисованная черной линией на белом поле. Робот «видит» линию датчиком цвета, который необходимо правильно настроить. Повороты у линии могут быть довольно крутыми, она может пересекать саму себя несколько раз. На нее выпускаются два робота команд-соперников, стартуют они с кругов - внутреннего и внешнего. Задача каждого – проехать путь за максимально короткое время. В местах пересечения линии роботу легко запутаться, к тому же – есть вероятность столкновения с противником. Чтобы этого не произошло, нужна хорошая, рабочая, программа.

По словам Влада и Димы за тренировочный день им пришлось изрядно потрудиться и перепробовать несколько разных вариантов конструкции и программы, потому что по приезду оказалось, что наш робот далеко не самый быстрый.

Пробовали даже поставить колеса большего диаметра. Казалось бы - вот оно, решение проблемы! Но не помогло - робот стал съезжать с линии сразу после старта, а за это полагается дисквалификация. Вернулись к варианту с меньшими колесами.

Чертежник

Робот с закрепленным маркером должен нарисовать заданную судьей фигуру максимально точно. Фигура показывается ребятам всего лишь за 1,5 часа до заезда.

Владеть навыками программирования нужно настолько хорошо, чтобы не вспоминать на соревнованиях алгоритмы и команды, а уверенно и быстро написать программу для любой фигуры. И если с «Шорт-треком» было все более или менее по плану, то в этой дисциплине ребят поджидало несколько трудных моментов.

Чертежника. Первая попытка

Во-первых, покрытие. Дома тренировки проходили на одном покрытии, а на соревнованиях вместо привычного, чуть шершавого полотна организаторы предложили гладкий прозрачный пластик. Естественно, сцепление с покрытием уже не то и «ускользающего» робота нужно было срочно приводить в чувство. Ребята справились.

Итоговое расположение точек было неизвестно до последнего дня. За 1,5 часа до заезда судьи показали поля и контрольную фигуру.

После шести часов отладки, мы думали, что ребята устали и роботов видеть больше не захотят. Ошиблись. В холле гостиницы, в которой остановились мы и еще несколько приезжих команд, поздно вечером развернулось настоящее тренировочное поле!

Команды из разных регионов России готовятся к выступлению в дисциплинах «Сортировщик» и «Траектория-квест»

Последние проверки перед сном

Второй день Робофест-2016. Соревнования

Наступил день соревнований. Тренировочные площадки открылись в 9:00, у ребят - полтора часа на подготовку. Кстати, роботы снова принимались только в разобранном виде, и никаких заготовленных программ на ноутбуках. Выдали задания, и участники «Чертежника» наконец увидели фигуру, которую предстояло изобразить роботу.

В 10:30 роботов нужно было сдать на «карантин». Судья осмотрел его на соответствие требованиям, специальным прозрачным кубом проверил размеры. После сдачи в карантин в робота запрещено вносить любые изменения, нельзя даже поменять батарейки.

Результаты

Скажем прямо - места далеко не призовые. И если в «Шорт-треке» - просто далеко не призовые, в «Чертежнике» - далеко-далеко не призовые. Готовиться нужно лучше минимум в два раза: роботы должны быть в два раза прочнее, быстрее и технологичнее, программы - в два раза интеллектуальнее - именно такой уровень показали команды-победители.

После первой неудачной попытки в «Чертежнике», расстроенные ребята ушли отлаживать программу. И видно было, что они представления не имеют пока, как это сделать. Через полчаса из тренировочной зоны выбегают - радостные, довольные: «Мы придумали, наконец-то мы придумали как нужно сделать!» Их решение оказалось удачным, хотя набрать достаточного количества баллов все равно не получилось, но это было уже не важно.

Ради радости вот таких самостоятельных открытий, сделанных ребятами, нам не жаль проиграть еще хоть десять соревнований подряд!

Еще нам понравилась дисциплина Autonet - соревнования мобильных робототехнических систем транспортировки и мониторинга. Миссия в этом сезоне заключается в подборе груза, доставке этого груза по случайно заданному перед матчем адресу и возврату в стартовую точку, соблюдая все правила дорожного движения.

Возраст участников - от 10 до 30 лет.

Резюме

Всем все очень понравилось: и участникам, и родителям, и тренерам. Организация фестиваля на очень высоком уровне, никаких проблем и неудобств не было, за это спасибо программе «Робототехника» и фонду «Вольное дело».

Отдельное спасибо директору 18-й школы Тамаре Андреевне Бобровой за класс, предоставленный для тренировок, а также родителям участников за оказанную помощь в поездке на фестиваль.

Сейчас впереди у новомосковских роботехников защиты дипломов, свой собственный небольшой чемпионат по конструированию и летние каникулы. Но осенью опять - подготовка к Робофесту.

По этой номинации учащимся необходимо было собрать и запрограммировать робота, который сможет выполнить проезд трассы на время, приехав к зоне старта/финиша быстрее робота - соперника.

В этом первенстве приняла участие команды нашей школы, в которые вошли учащиеся Саенко Ярослав, Фадин Дмитрий, Кисилев Николай. Ребята занимаются в кружке «Робототехника» и поэтому для них участие в соревнованиях было и интересно, и познавательно.

Все наши участники достойно справились с задачей сборки роботов. У каждой команды получилось запрограммировать робота и пройти 1 этап соревнований - квалификационные заезды, когда робот должен пройти трассу от начала и до конца за ограниченное время.


Для команды Саенко Ярослава и Фадина Димы сложным оказался 2 этап - одновременные заезды, где на перекрестке, нужно было пропустить соперника. Кисилев Коля справился и с этой задачей.

В результате - наша команда заняла 2 место. Поздравляем ребят с заслуженной победой.

Панова Г.Е.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ахматовская средняя общеобразовательная школа»

«Первый шаг в науку - 2017»

Секция естественнонаучного направления

РОБОТ, ДВИГАЮЩИЙСЯ ПО ЧЁРНОЙ ЛИНИИ

Федоров Илья Юрьевич, ученик МБОУ «Ахматовская СОШ».

Руководитель проекта: учитель математики и информатики МБОУ «Ахматовская СОШ» Кашкин Александр Валерьевич

с. Ахматово 2017

Введение Обоснование выбора темы

Появление в школе комплектов Робототехники LEGO Mindstorms NXT нас очень заинтересовало. Это не просто детская игра, а целая наука, объединяющая в себя физику, математику, информатику, английский. Мы решили изучить данную науку, чтобы воплощать в роботах свои фантазии. Активно участвовать в муниципальных и республиканских соревнованиях по робототехнике.

Актуальность

Робототехника быстро становится неотъемлемой частью учебного процесса, она легко вписывается в школьную программу обучения по техническим предметам. Ключевые опыты в физике и математике можно наглядно показать с помощью LEGO роботов.

Робототехника поощряет мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет школьников находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.

Различные языки программирования графическими элементами помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают школьникам представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.

Цель проекта:

Создание робота для соревнований «Шорт-трек» на республиканском этапе по робототехнике «РобоФест-2017» в г. Чебоксары для младших школьников (9-11 лет).

Задачи проекта:

    познакомиться с конструктором LEGO NXT

    изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

    сконструировать модель робота

    создать программу для управления роботом

    испытать полученного робота

Предмет исследования:

конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.

Гипотеза:

робототехника позволяет воплощать в роботах свои фантазии.

Ожидаемые результаты

    умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,

    умение конструировать различные модели роботов,

    заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.

Методы реализации проекта:

1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);

2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;

4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);

5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);

6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.

Материальные ресурсы:

    конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,

    АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)

Этапы разработки проекта:

    Организационный этап (октябрь, ноябрь 2016г.)

    знакомство с конструктором LEGO NXT

    изучение основ программирования в среде LEGO MINDSTORMS

    разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.

    составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

    тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.

    Заключительный этап (февраль 2017 г.)

    защита проекта

    демонстрация модели робота

Основная часть Теоретические положения

Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.

Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах-сиделках, роботах-нянечках, роботах-домработницах, роботах - всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в школах предлагаются конструкторы LEGO MINDSTORMS NXT.

LEGO Mindstorms NXT – это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.

Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году.

С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.

Конструирование робота.

Наша задача была создать робота, двигающегося по чёрной линии как можно с большей скоростью. Для этого были использованы балки и соединительные втулки различной величины и формы, два датчика освещённости, один датчик расстояния, два сервермотора, программируемый микрокомпьютер NXT 2.0 и соединительные провода. Для увеличения скорости использовали шестерёнки, по две на каждое колесо. В конструкции робота нужно было правильно подойти: к увеличению скорости, так как датчики освещённости не всегда успевали реагировать на изменение освещённости, к правильному расположению датчиков освещённости над игровым полем и к расстоянию между датчиками (1 см и 8-7 см). Датчик расстояния нужно было установить так, чтобы он мог определить расстояние примерно до такого же по размерам робота.

Программирование робота.

Программирования робота проводилось в среде программирования NXT 2.0, на моноблоке.

Первый способ.

Для разработки программы был применён алгоритм движения по чёрной линии с использованием двух датчиков освещённости: когда два датчика одновременно находятся на белом поле или на чёрном (на перекрёстке) – работают два двигателя, если же правый находится на белым, а левый на чёрном поле, то правый двигатель работает, а левый стоп и наоборот, когда левый находится на белым, а правый на чёрном, то работает левый, а правый стоп. В результате такого программирования мы получили программу:

Второй способ.

Второй способ программирования заключается в том, что мощность работы двигателей зависит от величины показания датчиков освещённости. Показания датчиков обрабатываются с помощью арифметических блоков и подаются на двигатели. В результате мы получили такую программу:

Тестирование робота.

Для тестирования было изготовлено игровое поле. Его размеры и виды линий совпадали с размерами и видами линий, которые используются на соревнованиях по робототехнике.

В результате тестирования программ были сделаны выводы: вторая программа наиболее эффективная, так как в результате её исполнения робот проходил трассу плавне и в результате время на прохождения трассы робот тратил в два раза меньше.

Реализация проекта

На ступени реализации организационного этапа мы изучили:

    основные компоненты конструкторов LEGO;

    конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

    компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

    виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

    виды имеющихся датчиков и принцип их работы;

    основные приемы конструирования роботов;

    конструктивные особенности различных роботов;

    как передавать программы в NXT;

    как использовать созданные программы;

    приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

Заключение

В ходе реализации проекта у нас сформировались умения и навыки:

    самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

    создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;

    создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;

    передавать (загружать) программы в NXT;

    корректировать программы при необходимости;

    демонстрировать технические возможности роботов;

    излагать логически правильно действие своей модели (проекта).

Вывод

В результате реализации проекта «Робот, движущийся по чёрной линии» у нас получилась модель робота, которую можно успешно использовать на соревнованиях по робототехнике. Мы получили первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.

Перспективы развития проекта

    создание новых моделей роботов,

    участие в различных состязаниях робот,

Библиографический список Список литературы для учителя:

    Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.

    Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.

    Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.

    Программное обеспечение MINDSTORMS NXT 2.0 .

Список литературы для школьников:

    Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов/ Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

    Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010,

    Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: рабочая тетрадь/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011

Интернет ресурсы:

    http://lego.rkc-74.ru/

    http://www.lego.com/education/

    http://www.wroboto.org/

    http://www.roboclub.ru/

    http://robosport.ru/

    В прошлую пятницу, 15-го апреля, секция робототехники «Лига роботов - Новомосковск» приняла участие во Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест-2016» .

    ««РобоФест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей <…> Идея его проведения родилась у Олега Дерипаска в 2007 году при посещении Североамериканских всемирных соревнований роботов <…> Первый «РобоФест» состоялся в 2009 году <…>»

    ПОДГОТОВКА

    О том, что мы поедем на финал «Робофеста» в Москву, мы узнали в декабре 2015 года, когда . Тогда это событие казалось далеким, но время пролетело и надо было решаться. С мыслями собрались быстро – конечно, ребятам хочется попробовать свои силы на таком высоком уровне, да и посмотреть-познакомиться интересно. Решили — едем!

    Дима и Влад получают диплом за первое место в «Шорт-треке» на отборочном этапе Робофеста в Рязани

    С составом команды тоже определились быстро – четверо победителей рязанских соревнований, шестиклассники Дима Бобков, Влад Демьян, Андрей Ильичев и Клим Салихов.

    Дима Бобков, Влад Демьян, Клим Салихов, Андрей Ильичёв на «Робофесте - 2016»

    Дима и Влад участвуют в «Шорт-треке», Влад и Клим - в «Чертежнике». Обе эти дисциплины находятся в направлении «Hello, Robot!» - в ней соревнуются ребята первого года обучения или не принимавшие участие в прошлых сезонах Робофеста.

    Чертёжник - соревнование на точность изображения контрольной фигуры

    Шорт-трек - гонки на время по траектории

    К привычным трем часам робототехники в неделю добавились еще четыре, на подготовку. Буквально в обнимку с роботами Lego Mindstorm провели ребята два месяца, и настало время ехать. Собрав в кулак все знания, силы, а также – провода, детали, датчики и бутерброды, четверо смелых приехали в Москву. Вместе с ними – тренера-преподаватели и, конечно, родители.

    ДЕНЬ ПЕРВЫЙ - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ

    Соревнования проводились в Москве и шли в общей сложности 4 дня, но мы приехали только на два последних, четверг и пятницу. Все действие «Робофеста» проводилось в огромном 75-м павильоне ВДНХ.

    75-й павильон

    Расписание и схема фестиваля

    Зайдя туда, сложнее всего оказалось сохранить концентрацию и не броситься разглядывать всех роботов на всех соревновательных площадках сразу, забыв про себя. Справившись с искушением, мы прошли с невозмутимыми лицами мимо всех умных механизмов и попали в тренировочную зону. Точнее, попали непосредственно в нее только ребята-участники, так как тренерам и любым сопровождающим вход в нее строго запрещен. А вот так выглядит эта зона.

    Сюда запрещен вход родителям и тренерам, пройти могут только дети-участники

    Где-то там, сквозь ноутбуки немного видно нашу команду

    Четверг, первый наш день, был полностью посвящен тренировкам. В этот день ребята самостоятельно работали около 6-ти часов подряд, с небольшим перерывом на обед. А что такое робототехнические тренировки? Это бесконечная отладка и исправление ошибок конструкции и программы. Кстати, никаких домашних заготовок пронести с собой было нельзя: конструктор в разобранном состоянии и никаких программ на ноутбуке.

    Андрей отлаживает программу

    На тренировочных площадках ребята работали до самого закрытия. Как нашим робототехникам удавалось концентрироваться на деле так долго – загадка. На уроках к третьему часу обычно уже теряют внимание, начинают отвлекаться и баловаться, а здесь они – живое воплощение сосредоточенности! Наверное, очень хотели победить.

    ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

    Мы с ребятами договорились сразу - призовые места, да и вообще любые места в расчёт не берём - участвуем в фестивале впервые, занимаемся недавно, так что едем просто познакомиться 🙂 Наша главная цель - качественная работа. Такая работа, которой можно было бы гордиться, после которой можно сказать: «Я сделал всё что смог, 100%».

    Дома, в секции, Клим тестирует новую конструкцию

    ПРАВИЛА

    «Шорт-трек»: роботу дается определённая траектория, нарисованная черной линией на белом поле. Робот «видит» линию датчиком цвета, который необходимо правильно настроить. Повороты у линии могут быть довольно крутыми, она может пересекать саму себя несколько раз. На нее выпускаются два робота команд-соперников, стартуют они с кругов - внутреннего и внешнего. Задача каждого – проехать путь за максимально короткое время. В местах пересечения линии роботу легко запутаться, к тому же – есть вероятность столкновения с противником. Чтобы этого не произошло, нужна хорошая, рабочая, программа.

    Влад и Дима засекают время заезда. Время круга: 28:3 сек.

    По словам Влада и Димы за тренировочный день им пришлось изрядно потрудиться и перепробовать несколько разных вариантов конструкции и программы, потому что по приезду оказалось, что наш робот далеко не самый быстрый.

    Пробовали даже поставить колёса большего диаметра. Казалось бы - вот оно, решение проблемы! Но не помогло - робот стал съезжать с линии сразу после старта, а за это полагается дисквалификация. Вернулись к варианту с меньшими колесами.

    «Чертежник»: робот с закрепленным маркером должен нарисовать заданную судьёй фигуру максимально точно. Фигура показывается ребятам всего лишь за 1,5 часа до заезда.

    Владеть навыками программирования нужно настолько хорошо, чтобы не вспоминать на соревнованиях алгоритмы и команды, а уверенно и быстро написать программу для любой фигуры. И если с «Шорт-треком» было все более или менее по плану, то в этой дисциплине ребят поджидало несколько трудных моментов.

    Клим на первой контрольной попытке

    Во-первых, покрытие. Дома тренировки проходили на одном покрытии, а на соревнованиях вместо привычного, чуть шершавого полотна организаторы предложили гладкий прозрачный пластик. Естественно, сцепление с покрытием уже не то и «ускользающего» робота нужно было срочно приводить в чувство. Ребята справились.

    Итоговое расположение точек было неизвестно до последнего дня. За 1,5 часа до заезда судьи показали поля и контрольную фигуру.

    Андрей и Клим показывают судье, что посторонних программ в роботе нет.

    После 6-ми часов отладки, мы думали, что ребята устали и роботов видеть больше не захотят. Ошиблись. В холле гостиницы, в которой остановились мы и еще несколько приезжих команд, поздно вечером развернулось настоящее тренировочное поле!

    Команды из разных регионов России готовятся к выступлению в дисциплинах «Сортировщик» и «Траектория-квест»

    Последние проверки перед сном

    ДЕНЬ ВТОРОЙ - ДЕНЬ СОРЕВНОВАНИЙ

    Наступил день соревнований. Тренировочные площадки открылись в 9:00, у ребят - полтора часа на подготовку. Кстати, роботы снова принимались только в разобранном виде, и никаких заготовленных программ на ноутбуках. Выдали задания, и участники «Чертежника» наконец увидели фигуру, которую предстояло изобразить роботу.

    В 10:30 роботов нужно было сдать на «карантин». Судья осмотрел его на соответствие требованиям, специальным прозрачным кубом проверил размеры. После сдачи в карантин в робота запрещено вносить любые изменения, нельзя даже поменять батарейки.

    Роботы на «карантине»

    Наш заезд в «Шорт-треке»

    Наш заезд в «Чертежнике»

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Скажем прямо - места далеко не призовые. И если в «Шорт-треке» - просто далеко не призовые, в чертёжнике - далеко-далеко не призовые 🙂 Готовиться нужно лучше минимум в два раза: роботы должны быть в два раза прочнее, быстрее и технологичнее, программы - в два раза интеллектуальнее - именно такой уровень показали команды-победители.

    После первой неудачной попытки в «Чертежнике», расстроенные ребята ушли отлаживать программу. И видно было, что они представления не имеют пока, как это сделать. Через полчаса из тренировочной зоны выбегают - радостные, довольные: «Мы придумали, наконец-то мы придумали как нужно сделать!» Их решение оказалось удачным, хотя набрать достаточного количества баллов все равно не получилось, но это было уже не важно.

    Ради радости вот таких самостоятельных открытий, сделанных ребятами, нам не жаль проиграть еще хоть десять соревнований подряд!

    Отдельное спасибо директору 18-й школы Бобровой Тамаре Андреевне за класс, предоставленный для тренировок, а также родителям участников за оказанную помощь в поездке на фестиваль.

    Сейчас впереди у новомосковских роботехников защиты дипломов, свой собственный небольшой чемпионат по конструированию и летние каникулы. Но осенью опять - подготовка к Робофесту 🙂

    Небольшая часть «Лиги Роботов - Новомосковск»


    сертификаты участников фестиваля