Благодаря развитию современных технологий, в непосредственно у себя дома можно сделать практически что угодно, начиная от деревянных поделок и заканчивая химическими опытами. И сегодня мы поговорим о процессе хромирования в домашних условиях. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, что такое хром: ручки автомобилей, панели телефонов, накладки на бампера и т.д. В советские времена детали покрывали на совесть, поэтому произведенный 40 лет назад запорожец с хромированными элементами до сих пор будет хранить свой блеск. С нынешними автомобилями и аксессуарами ситуация совершенно иная. Наносить покрытие при необходимости в специализированных центрах – дорого, и не всегда их можно найти. Поэтому, если есть такая необходимость, можно заняться хромированием различных деталей у себя дома.

Способы хромирования

Есть различные способы нанесения хрома на деталь, например, напыление. Но он требует наличия специализированного оборудования: компрессора, краскораспылителя, а это стоит весьма недёшево. Поэтому такой способ хромирования мы рассматривать не будем, а остановимся на гальванировании.

Конечно, все не так просто, как хотелось бы. Главное — желание, и все получится. Для того, чтобы начать работы в домашних условиях, вам понадобится гальваническая ванна. С её помощью можно наносить хром на детали из стали, меди. Собрать такую ванну не сложно, просто взгляните на рисунок снизу.

И правда, ничего сложного! За одним маленьким исключением, медная пластина нам ни к чему, она заменяется свинцовой. А что касается емкости, лучше всего использовать стеклянную банку, но если в неё детали не входят, можно применять пластиковую ванночку. Ни в коем случае нельзя использовать железный таз либо нечто подобное.

Подготовка деталей к хромированию заключается в их полном обезжиривании. Кроме того, если планируете покрывать стальные элементы, то для начала их придется покрыть слоем меди. Только при таких условиях гарантируется качественное нанесение хрома на поверхность детали.

Приготовление электролита

Для того, чтобы произвести хромирование элементов, нужно приготовить раствор электролита. Различают несколько разновидностей растворов, в зависимости от того, что в итоге мы хотим получить. Если покрываемый элемент не будет подвергаться сильным нагрузкам, будет защищен от внешнего воздействия, то вполне можно использовать состав электролита для мягкого хромирования. В него входит:

  • Хромовый ангидрид, в количестве 400 г. этого будет вполне достаточно;
  • Концентрированная серная кислота – понадобится примерно 4 грамма;
  • Вода дистиллированная, около литра.

В такой ванне химические реакции должны происходить при температуре не ниже 25 градусов, и не выше 65. Плотность тока необходимо поддерживать на уровне 20-50 А/Дм2.

Если же вы планируете хромировать элементы, которые затем будут использоваться в довольно агрессивной окружающей среде, то лучше применить иной способ приготовления электролита. Кстати, если собираетесь хромировать внешние детали кузова автомобиля (молдинги, накладки на пороги, на передний бампер), то только такой вариант вам и сгодится:

  • Всё тот же хромовый ангидрид в количестве 250 грамм;
  • Концентрированная серная кислота – 2,5 грамма;
  • И дистиллированная вода, около одного литра.

Температура воды и плотность тока должны быть такими же, как и в предыдущем варианте изготовления электролита. При таких условиях хромирования, покрытие получается более жесткое, и меньше поддается внешнему воздействию (при правильном нанесении, не должно царапаться ножом).

Готовится электролит примерно так: разогревается вода, чуть более полулитра, до 75 градусов, и в ней растворяется хромовый ангидрит. Затем, доливается остальная вода и серная кислота. После, состав заливается в ванну и через него пропускается электрический ток – это необходимо для насыщения раствора ионами хрома. Катодная плотность тока на этом этапе не должна превышать 5 А/дм2. Узнать, пригоден ли раствор к работе, можно по его цвету. Если раствор в банке тёмно-красный, то еще рано применять раствор, но когда он приобретает темно-коричневый окрас, подготовку можно останавливать. Дайте отстояться ему примерно сутки, затем приступайте к хромированию.

Хромирование деталей

Перед началом процесса, раствор подогревается до 50 градусов, в него опускаются все элементы, и только потом подключается электричество. В течение 1-3 часов происходит процесс нанесения хрома на вашу деталь. Процесс долгий, поэтому наблюдать за ним особого смысла нет. После часа, проведенного деталью в гальванической ванне, можете извлечь её и попробовать покрытие на прочность с помощью ножа. Если оно царапается, то необходимо опустить деталь обратно для дальнейшего хромирования и немного изменить силу тока.

Когда процесс по нанесению покрытия будет окончательно завершен, деталь нужно промыть в воде и высушить. Некоторые специалисты рекомендуют прокипятить деталь на газу, а затем высушить в духовке, при температуре около 120 градусов. Только после этого можно ставить её на своё место. Не пренебрегайте этими советами, помните, что хромовый ангидрид – это сильнейший яд! Потому не используйте больше кастрюлю, в которой будете кипятить детали. Не выливайте раствор на улицу, в реку, туда, где в него могут вступить дети. Будьте осторожны при работе с этими элементами.

Как видите, процесс по нанесению хрома не требует наличия специальных навыков, от вас нужно только четкое соблюдение технологии и мер безопасности. А если вы задумали заняться хромированием в своем гараже, в небольших масштабах, то заранее продумайте, каким способом вы будете утилизировать отходы, потому, как просто выливать их на землю – это преступление, предусмотренное уголовным законом.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

: Хромирование. Вот нравится, когда на машинах-мотоциклах много всяких таких блестючих штук. А можно все это делать в домашних условиях, или обязательно нужны мощности промышленных предприятий?

Электрохимический процесс покрытия деталей в гальванической ванне, заполненной, например, разбавленным сульфатным электролитом. В качестве емкости подойдет стеклянная банка, электролит следующего состава: СrO3 – 150 г/л, H2SO4 – 1,5 г/л. Готовить на дистиллированной воде. Воду нагревать до 70 °С и в 2/3 объема растворяют СrO3. Затем доливают воду и перемешивают. Проводят анализ раствора на содержание в нем ионов SO4, в двуокиси хрома они присутствуют в виде примесей. После добавления необходимого количества H2SO4 электролит нужно проработать при t = 45-50 °С. Катодная плотность тока от 4 до 6 а/дм2. Время 4-6 часов – вполне достаточно для накопления в растворе ионов Сr. Электролит меняет цвет от темно-красного до темно-коричневого. Катод – стальная пластинка. Анод – из свинца. Затем идет процесс отстаивания. К пробному хромированию приступают через сутки. Электролит нагревают до 50 °С и выдерживают при этой температуре 3 часа. Затем завешивают пробную латунную деталь под током. Через час проверяют качество покрытия.

Кристаллики должны быть блестящими, а механические свойства таковы, что инструмент из режущей стали не оставляет следов. Если покрытие мягкое, то нужно провести дополнительную проработку в течение 2-х часов, с пробным хромированием. После хромирования детали подлежат обязательному кипячению в течение 1-1,5 часов в большом объеме воды. Затем 3 часа в сушильном шкафу при t = 130°С. Затем следует шлифование.

Аноды из сплава: Pb = 81-86%, Sn = 10-15%, Sb = 4% или чисто свинцовые. Во избежание окисления, аноды лучше опустить в подогретую воду и хранить до сборки приспособления. Если этого не было сделано, то с поверхности анодов нужно удалить корку, опустив их на 40 минут в электролит следующего состава: 100 г/л сегнетовой соли и 80 г/л NaON. Затем протереть тряпочкой.

Занятия модельной гальванотехникой начните с изготовления ванны. Прежде всего подберите кастрюлю на 10 л и трехлитровую стеклянную банку. Емкости меньшего размера лучше не применять - это может усложнить регулировку параметров процесса, да и при приведенных величинах объема ванны хватает лишь для хромирования 6-8 гильз цилиндров.

Склеив из 1-1,5 мм фанеры корпус, соберите ванну согласно приведенному рисунку и закройте все фанерным кольцом. Работа над ванной заканчивается вытачиванием крышки кастрюли и монтажом на ней ТЭНов и контактного градусника.
Теперь - электрооборудование. Для питания ванны можно использовать любой источник постоянного тока с подключенным на выходе электролитическим конденсатором 80 000 мкф X 25 В. Провода питания должны иметь сечение не меньше 2,5 мм2. Регулятором силы тока, заменяющим регулятор напряжения, может служить секционный реостат. Он включается последовательно с гальванической ванной и состоит из параллельных, включаемых однополюсными рубильниками секций. Каждая последующая имеет сопротивление вдвое больше предыдущей. Число таких секций 7-8.
На передней панели блока питания установите две розетки на 15 А, одну - нормальной полярности, другую - обратной. Это позволит быстро провести анодную обработку детали и перейти на хромирование простым переставлением вилки. Розетки с тремя выходами, чтобы не ошибиться в полярности (подключаются, конечно, только два гнезда).

Для поддержания постоянной температуры электролита ванна снабжается контактным градусником. Напрямую управлять работой ТЭНов он не может из-за больших токов, поэтому потребуется собрать несложное устройство, схема которого приведена на рисунках.

Электролитическая ванна:

1 -внутренний корпус (кастрюля объемом 10 л), 2 - корпус (фанера толщиной 1 - 1,5 мм), 3 - теплоизоляция (стеклоткань), 4 - теплоизолирующий слой (асбестовая крошка, песок, стекловата), 5 - трубчатый электронагреватель ТЭН, 6 - контактный градусник, 7 - трехлитровая стеклянная емкость (банка), 8-крышка (дельта-древесина).

Схема управляющего устройства.

Детали терморегулятора: транзисторы МП13 - МП16, МП39-МП42 (VТ1); 213-217 (VТ2) с любыми буквенными обозначениями; резисторы МЛТ-0,25, диод- Д226, Д202-Д205; реле -ТКЕ 52 ПОДГ или ОКН паспорт РФ4.530.810.
Наладка терморегулятора: если при закорачивании точек 1-2 реле не срабатывает, соединяют эмиттер и коллектор VII. Включение реле указывает на неисправность или малый коэффициент усиления VТ1. В противном случае неисправен транзистор VТ2 или он имеет недостаточный коэффициент усиления.
Собрав и наладив устройство ванны, можно приступать к приготовлению электролита. Для этого необходимо:
- налить в банку чуть больше половины подготовленной дистиллированной воды, подогретой до 50°,
- засыпать хромовый ангидрид и размешать,
- долить воду до расчетного объема,
- влить серную кислоту,
- проработать электролит 3-4 ч из расчета 6-8 А г/л.

Последняя операция нужна для накопления небольшого количества ионов Сr3 (2-4 г/л), присутствие которых благоприятно сказывается на процессе осаждения хрома.

СОСТАВЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ

Хромовый ангидрид - 250 г/л или 150 г/л
Серная кислота - 2,5 г/л или 1,5 г/л

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О РЕЖИМАХ ХРОМИРОВАНИЯ!

Процесс хромирования в сильной степени зависит от температуры электролита и плотности тока. Оба фактора влияют на внешний вид и свойства покрытия, а также на выход хрома по току. Необходимо помнить, что с повышением температуры выход по току снижается; с повышением плотности тока выход по току возрастает; при более низких температурах и постоянной плотности тока получаются серые покрытия, а при повышенных - молочные. Практическим путем найден оптимальный режим хромирования: плотность тока 50-60 А/дм2 при температуре электролита 52° - 55° ±1°.
Чтобы быть уверенным в работоспособности электролита, в приготовленной ванне можно покрыть несколько деталей, подобных по форме и размерам рабочим образцам. Подобрав режим и узнав выход по току простым замером размеров до и после хромирования, можно приступать к покрытию гильз.
По предложенной методике накладывают хром на стальные, бронзовые и латунные детали. Подготовка их заключается в промывке поверхностей, подлежащих хромированию, бензином и затем мылом (с помощью зубной щетки) в горячей воде, зарядке в оправку и размещении в ванне. После погружения в электролит нужно подождать 3-5 с и затем включить рабочий ток. Задержка нужна для того, чтобы деталь прогрелась. Одновременно происходит активирование поверхности деталей из латуни и меди, так как эти металлы хорошо травятся в электролите. Однако больше 5 с ждать не следует - в составе этих металлов есть цинк, присутствие которого в электролите недопустимо.

ХРОМИРУЕМ АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ

На процессах нанесения хрома на алюминиевые сплавы нужно остановиться особо. Выполнение таких покрытий всегда сопряжено с рядом трудностей. Прежде всего это необходимость предварительного нанесения промежуточного слоя.
Сплавы алюминия, содержащие большое количество кремния (до 30%, сплавы марок АК12, АЛ25, АЛ26, САС-1), можно хромировать следующим образом:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХРОМОВОГО АНГИДРИДА
СгОа В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДЕЛЬНОГО ВЕСА РАСТВОРА

Промывка детали в бензине,
- промывка в горячей воде со стиральным порошком или мылом,
- обработка детали в растворе азотной и плавиковой кислот (отношение 5:1) в течение 15-20 с,
- промывка в холодной воде,
- установка детали на оправке и хромирование (загрузка в ванну под
током!).
Другое дело, если необходимо по¬крыть хромом сплав АК4-1. Его удается отхромировать только с помощью промежуточного слоя. К таким методам относятся: цинкатная обработка; по подслою никеля; через соль никеля; через анодную обработку детали в растворе фосфорной кислоты.
Во всех случаях детали подготавливают следующим образом:
- шлифование (и притирка);
- очистка (удаление жировых отложений после шлифовки в бензине
или трихлорэтилене, затем в щелочном растворе),
- промывка в проточной холодной и теплой (50-60°) воде,
- травление (для удаления частиц, оставшихся на поверхности после
шлифовки и притирки, а также для улучшения подготовки поверхности
детали к нанесению хрома).
Для травления используется раст¬вор едкого натра (50 г/л), время обработки 10-30 с при температуре раствора 70-80°.
Для травления сплавов алюминия, содержащих кремний и марганец, лучше использовать такой раствор, в весовых частях:
азотная кислота (плотность 1,4)-3,
плавиковая кислота (50%) - 1.
Время обработки деталей 30-60 с при температуре раствора 25-28°. После травления, если это гильза цилиндра, ее надо немедленно промыть в проточной воде и на 2-3 с опустить в раствор азотной кислоты (50%) с последующей промывкой водой.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Цинкование

Алюминиевые изделия при комнатной температуре опускают на 2 мин в раствор (едкий натр 400 г/л, сернокислый цинк 120 г/л, соль Рошеля 5-10 г/л. Или: едкий натр 500 г/л, окись цинка 120-140 г/л) при постоянном его перемешивании. Покрытие, достаточно равномерное и имеет серый (иногда голубой) цвет.
Если цинковое покрытие легло неравномерно, деталь опускают в стравливающий 50-процентный раствор азотной кислоты на 1-5 с и после промывки повторяют цинкование. Для магнийсодержащих сплавов алюминия двойное цинкование обязательно. Нанеся второй слой цинка, деталь промывают, заряжают в оправку и под током (без подачи напряжения цинк успевает частично раствориться в электролите, загрязняя его) устанавливают в ванне. Предварительно оправка с деталью погружается в стакан с водой, нагретой до температуры 60°. Процесс хромирования обычный.

Никелирование (химическое)
Если цинк не ложится на алюминий (наиболее часто это происходит на сплаве АК4-1), можно попытаться нанести хром через никель. Порядок работы таков:
- притирка поверхности,
- обезжиривание,
- травление 5-10 с в растворе
азотной и плавиковой кислот, смешанных в соотношении 3:1,
- никелирование.
Последняя операция-в растворе следующего состава: сернокислый никель 30 г/л, гипофосфит натрия 10-12 г/л, уксуснокислый натрий 10-12 г/л, гликоколь - 30 г/л. Составляется он сначала без гипофосфита, который вводится перед никелированием (с гипофосфитом раствор долго не хранится). Температура раствора при никелировании 96-98°. Можно использовать раствор и без гликоколя, тогда температура должна быть снижена до 90°. За 30 мин на деталь осаждается слой никеля толщиной от 0,1 до 0,05 мм. Посуда для работ - только стеклянная или фарфоровая, так как никель осаждается на все металлы восьмой группы периодической таблицы. Хорошо поддаются никелированию латунь, бронза и другие медные сплавы.
После осаждения никеля проводится термообработка для улучшения сцепления с основным металлом (200-250°, выдержка 1-1,5 ч). Затем деталь монтируется на оправке для хромирования и опускается на 15- 40 с в раствор 15% серной кислоты, где обрабатывается обратным током из расчета 0,5-1,5 А/дм2. Происходит активирование никеля, удаляется окисная пленка, и покрытие приобретает серый цвет. Кислота должна применяться только химически чистая (в самом крайнем случае аккумуляторная). Иначе никель приобретает черный цвет, и хром на такую поверхность никогда не ляжет.
После этого оправку с деталью загружают в ванну хромирования. Вначале дают ток в два раза больший, затем в течение 10-12 мин его уменьшают до рабочего.
Дефекты химического никелирования:
- никелирование не происходит:т деталь не прогрелась, следует подождать некоторое время,
- пятна на поверхности (характерно для АК4-1): плохая термообработка детали, нужно ее термообработать при 200-250° в течение 1,5-2 ч.
Удаление никеля с алюминиевых сплавов можно производить в растворе азотной кислоты.
Иногда в процессе никелирования происходит саморазряд - выпадение порошкообразного никеля. В этом случае раствор выливают, а посуду обрабатывают раствором азотной кислоты для удаления с ее поверхности никеля, который будет мешать осаждению на детали.
Хотелось бы отметить, что никель-фосфор сам по себе обладает весьма интересными свойствами, не присущими хромовым покрытиям. Это равномерность слоя на поверхности деталей (после осаждения доводки не требуется); высокая твердость после термообработки (режим 400° в течение часа дает твердость покрытия НУ 850-950 и больше); низкий коэффициент трения по сравнению с хромом; очень незначительное расширение; высокий предел прочности при растяжении.
Никель-фосфор без дальнейшего нанесения хрома может использоваться не только как промежуточное покрытие на гильзах, но и как рабочее, снижающее трение и износ, для золотников и поршневых пальцев. После двух лет активной эксплуатации двигателя с деталями подобной отделки на них отсутствовала явная выработка, характерная для стальных каленых поверхностей.

Нанесение хрома через соль никеля
Весь процесс сводится к следующему:
- травление в растворе едкого натра (50 г/л, т=80°, 20 с),
- промывка в проточной воде,
- нанесение 1-го промежуточного слоя (хлористый никель, 1 мин),
- стравливание промежуточного слоя в растворе азотной кислоты (раствор кислоты 50%, 1 мин),
- нанесение 2-го промежуточного слоя (хлористый никель, 1 мин),
- промывка водой,
- травление (азотная кислота 50%, 15 с),
- промывка в проточной воде,
- загрузка в ванну хромирования под током.

Нанесение хрома через анодную обработку
Вместо промежуточных слоев можно выполнять анодную обработку в растворе 300-350 г/л фосфорной кислоты при температуре 26-30°, напряжении на зажимах 5-10 В и плотности тока 1,3 а/дм2. Ванну сле¬дует охлаждать. Для сплавов, содержащих медь и кремний, применяют раствор 1 50-200 г/л фосфорной кислоты. Режим - 35°, время обработки 5-15 мин.
После анодной обработки следует провести кратковременную катодную обработку в щелочной ванне, которая частично снимает оксидный слой. Как показали исследования, в процессе анодной обработки алюминиевых сплавов в фосфорной кислоте на деталях образуется шероховатая поверхность, которая способствует прочному сцеплению наносимого впоследствии покрытия.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОПРАВКИ

Хромирование гильзы

Для выполнения работ с гильзой цилиндра изготавливается оправка. Ее устройство понятно из приведенного рисунка, остановимся лишь на отдельных деталях.
Анод - стальная шпилька; с одного ее конца на длине 50-60 мм наплавляется свинец с сурьмой (7-8%). Свинец протачивается по наружному диаметру до 6 мм (для гильз рабо¬чим 0 15 мм). С другой стороны шпильки нарезается резьба для фиксации провода.
Катодом служит кольцо с внутренним диаметром, на 0,5 мм превышающим внутренний размер гильзы. В него вчеканивается отрезок изолированного провода. Медные и латунные проводники лучше не использовать - электролит растворяет их, и контакт может быть нарушен.Перед монтажом оправки в ванне полезно проверить надежность контактов тестером.

Оправка для хромирования гильзы цилиндра:
1 - крышка (винипласт), 2 - верх¬няя часть оправки (фторопласт), 3 - нижняя часть оправки (фторо¬пласт), 4 - анод (сталь), 5 - катод, 6 - сквозное окно для прохода электролита, 7 - покрываемая гильза, 8 - насадка-изолятор.

Оправка для хромирования вала и поршневого пальца:
1 - анод, 2 - катод, 3 - коленвал, 4 - конусная оправка, 5 - поршневой палец.

Хромирование стальных деталей
(коленвал, палец кривошипа, палец поршня, обоймы подшипников)
Хромирование стальных деталей ведется по следующей технологии:
- удаление жировых пятен с помощью бензина,
- промывка в горячей воде с мылом,
- обработка детали обратным током в течение 2-3 мин,
- переключение в режим хромирования с током, в 2-2,5 раза большим расчетного, и постепенное снижение тока в течение 10-15 мин.
Расчетный ток определяется пе¬ремножением площади хромируемой поверхности на ток процесса. Для стали последняя величина - 50 А/дм 2. При хромировании, например, посадочного места под коренной подшипник на коленвале двигателя КМД-2,5 расчетный ток будет равен 0,03 дм2Х50 А/дм 2= 1,5 А.
Для хромирования пальца кривошипа понадобится новая оправка. Как и при обработке коленвала, все открытые участки поверхности закрываются клеем «АГО». Анод вытачивается из стали с последующей заливкой свинцом и расточкой отверстия под палец. Применение стальной детали объясняется необходимостью обеспечить надежный контакт - в свинце резьбовые соединения ненадежные. Расчеты токов аналогичны. Работа проводится в оправке вала с помощью специальной насадки.
Практически ничем не отличается хромирование подшипников. Единственное - для предохранения внутренней части детали ее заполняют солидолом или другой консистентной смазкой, которая после нанесения покрытия вымывается бензином.

Оправка для хромирования внешней обоймы шарикоподшипника:
1 - корпус оправки подшипника,
2 - шарикоподшипник, 3 - фигурная гайка, 4 - анод (свинец), 5 -
центральная часть оправки для хромирования, 6 - катод (сталь), 7 -
крышка, 8 - сквозное окно для прохода электролита.

ДЕФЕКТЫ ХРОМИРОВАНИЯ И ИХ ПРИЧИНЫ

1. Хром не оседает на изделие:
- плохой контакт у анода или катода,
- мало сечение проводников,
- на поверхности анода образовалась толстая пленка окислов (удаляется в растворе соляной кислоты),
- мала плотность тока,

- мало расстояние между электродами,
- избыток серной кислоты.
2. Покрытие отслаивается:
- плохое обезжиривание поверхности,
- нарушалась подача тока,
- колебание температуры или плотности тока.
3. На поверхности хрома - кратеры, отверстия:
- на поверхности детали задерживается водород - изменить подвеску так, чтобы газ свободно удалялся,
- на поверхности основного металла имеется графит,
- поверхность основного металла окислена, пориста.
4. На выступающих частях утолщенное покрытие:
- повышенная плотность тока.
5. Покрытие жесткое, отслаивается:
- мала плотность тока, повышена температура электролита,
- в процессе хромирования изменялась температура электролита,
- в процессе шлифования изделие перегрелось.
6. Хром не оседает вокруг отверстий детали:
- большое выделение водорода - закрыть отверстия пробками из
эбонита,
- избыток серной кислоты.
7. На покрытии коричневые пятна:
- нехватка серной кислоты,
- избыток трехвалентного хроме
(более 10 г/л) - выдержать ванну под током без деталей, увеличив
поверхность анодов и уменьшив - катодов.
8. Мягкое «молочное» покрытие:
- высока температура электролита,
- мала плотность тока.
9. Покрытие матовое, неровное, трудно притирается:
- нехватка хромового ангидрида,
- велика плотность тока,
- нехватка серной кислоты,
- избыток трехвалентного хрома.
10. Покрытие пятнистое и матовое:
- в процессе хромирования прерывалась подача тока,
- изделие перед загрузкой было холодное.
11. В одних местах покрытие блестящее, в других матовое:
- велика плотность тока,
- низка температура электролита,
- неодинакова плотность тока на выступающих и углубленных частях
детали.

Оправка для хромирования пальца кривошипа:
1 - коленвал (он же катод), 2 - сквозное окно для прохода электролита, 3 - анод, 4 - винт крепления крышки, 5 - детали оправки (фто¬ропласт).

Концентрация хромового ангидрида в электролите контролируется с помощью ареометра. Концентрацию же серной кислоты удается определять лишь, к сожалению, косвенно, по качеству покрытия.
В процессе хромирования идет испарение электролита. В этих случаях доливают воду до нужного уровня. Делается это без установки деталей - возможно изменение температуры электролита.
После хромирования все изделия подвергают термообработке в течение 2-3 ч для удаления водорода, при температуре 150-170°. Все работы ведутся под вытяжным приспо¬соблением, в резиновых перчатках и в очках.

Есть один способ хромирования в домашних условиях , который не требует специальной ванны, очень компактен и позволяет контролировать качество поверхности уже в процессе хромирования. Речь идет о так называемой «гальванической кисти». Для ее изготовления понадобится щетина от обычной художественной или малярной кисти, пучок которой в диаметре будет составлять 2-2,5 см. Щетину плотно обматываем свинцовым проводом (сгодится и луженый медный) оставляя немного места для вставки в корпус. Корпус кисти изготовляется из оргстекла или аналогичного материала. Это пустотелый цилиндр или усеченный конус, с одного торца которого вставляется щетина, а на другом крепится диод Д303-Д305. Кроме того в корпусе есть отверстие, в которое заливается электролит.

Кроме этого нам нужен трансформатор на 12 вольт с током 0,8-1 А – пойдет китайский блок питания для мелких приемников. Плюс с трансформатора идет на анод диода, катод диода соединяется с обмоткой щетины. Минус – на зажим-крокодильчик, который будет крепиться на хромируемую деталь. (Кстати, в случае, если трансформатор заменить аккумулятором, то диод не нужен).

Перед хромированием детали обязательно нужно очистить и обезжирить. От качественности проведенной очистки полностью зависит качество покрытия. Итак, краску снимаем шкуркой, удаляем грязь, жир и ржавчину сначала механически, потом обезжириваем в растворе едкого натра (100-150 г), кальцинированной соды (40-50 г), канцелярского клея («жидкое стекло», силикатный клей – 3-5 г) на 1 литр воды. Обезжиривающий раствор нагревают до 80-100 градусов и, в зависимости от степени загрязненности, держим деталь от четверти часа до одного часа. Чем ровнее и чище поверхность, тем прочнее сцепка с покрытием.

Закрепив крокодильчик на детали, залив в кисть электролит, начинаем равномерно перемещать кисть по поверхности детали. Имейте в виду, что покрытие достаточной толщины получится, если пройтись по одному и тому же месту раз 20-25. Следите при этом за степенью расхода электролита и доливайте по мере расходования.

По окончании работ промойте деталь под проточной водой, отполируйте влажной тряпкой и снова промойте под водой. Просушите.

Вот рецепты электролитов в зависимости от задач (все в граммах!):

Электролит для меднения:
Медный купорос (сернокислая медь) 200
Серная кислота 50
Этиловый спирт или фенол 1-2

Электролит для никелирования:

Сернокислый никель 70
Сернокислый натрий 40
Борная кислота 20
Хлористый натрий 5

Электролит для хромирования:
Хромовый ангидрид 250
Серная кислота (уд. в. 1,84) 2,5

Электролит для цинкования:
Сернокислый цинк 300
Сернокислый натрий 70
Алюминиевые квасцы 30
Борная кислота 20

Электролит для серебрения:
Хлористое серебро свежеосажденное 3-15
Железосинеродистый калий 6-30
Сода кальцинированная 20-25

Электролит для золочения:
Хлорное золото 2,65
Железосинеродистый калий 45-50
Сода кальцинированная 20-25

Приготовляется электролит так: в 200-300 мл дистиллированной воды растворяем первое по рецепту вещество, потом второе, третье… и доливаем раствор до 1 литра (все той же дист. водой). Храните электролиты в хорошо укупоренных бутылках с притертыми пробками. Да, и учтите, что иногда нужен промежуточный слой – например, чтобы никелировать сталь, нужно сначала покрыть ее тонким слоем меди. То же относится к бронзе.

Кому нужно практически

Напомню вам еще информацию про технологии, вот например вспомните про или Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Эффектный экстерьер автомобиля волнует практически каждого автолюбителя. Поэтому многие владельцы авто выполняют разнообразные виды тюнинга для того, чтобы сделать свою машину особенной, выделить из массы других, придать ей индивидуальности. Один из распространённых видов тюнинга - это блестящая или никель, которой покрыты различные детали в конструкции автомобиля. На многих автомобилях мы можем увидеть , хром в салоне и снаружи, блестящую радиаторную решётку и т. п. Поэтому хромирование в домашних условиях и заводским методом пользуется широким спросом в среде автолюбителей.

Технология хромирования деталей автомобля

В связи с широкой популярностью такого тюнинга у автолюбителей часто возникают вопросы о том, и где можно хромировать детали. Сделать хромирование можно, обратившись к специалистам в этой сфере - об этом известно каждому, кто сталкивался с подобной проблемой. Однако не каждый хочет отдавать такую работу в чужие руки. Причинами могут быть финансовые соображения или желание выполнить тюнинг своего авто самостоятельно. Поэтому есть категория водителей, которых интересует хромирование своими руками в домашних условиях.

Немного общей информации

Хромирование - это насыщение хромом методом диффузии либо его осаждение на детали в электролите под воздействием электрического тока.

Это делается в декоративных целях или для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения коррозии, увеличить твёрдость. Хромируют, как правило, металл и пластиковую поверхность - технология это позволяет.


Электролитическая ванная

Хромирование своими руками в домашних условиях - процедура сложная, трудоёмкая, но вполне выполнимая. Множество умельцев освоило хромирование дома. Они с успехом применяют его, тюнингуя детали в конструкции своего авто. Давайте разберём подробнее, как можно выполнить такую работу дома.

Готовим рабочее место и оборудование

Покрытие хромом в домашних условиях предполагает наличие специально оборудованного рабочего места. Перед тем как сделать первую попытку, вы должны полностью оборудовать место и убедиться, что оно соответствует всем требованиям безопасности.

Побочным результатом хромирования в домашних условиях являются испарения, вредные для человеческого организма. Поэтому очень важно позаботиться о наличии качественной вентиляции - она обязательно должна быть.

Хромирование в домашних условиях требует наличия следующих вещей:

  • стеклянной банки на 3 литра;
  • ведра или таза из пластмассы, куда вы сможете поместить банку;
  • утеплённого ящика из дерева с термоизоляцией из минеральной ваты или стеклоткани;
  • теплоэлектронагревателя;
  • термометра, рассчитанного на температуру от 1 С до 100 С;
  • листа дерева или фанеры;
  • катода в форме зажима и анода в виде стержня или пластины;
  • фиксатора, который поможет обеспечить «подвешенное» состояние детали в банке. Это необходимо для того, чтобы захромировать её равномерно на всех участках.

Перед тем как сделать первые шаги к приготовлению электролита, необходимо надеть спецодежду:

  • плотный фартук;
  • резиновые перчатки;
  • защитные очки;
  • респиратор.

Хромирование пластикового бампера

Приготовление электролита

Поговорим о том, как сделать электролит. Для этого будет нужно следовать нижеприведённому алгоритму:

  • наполнить банку водой, нагретой до 60 С;
  • засыпать и тщательно размешивать хромовый ангидрид из расчёта 250 г на 1 л воды;
  • налить и размешать серную кислоту из расчёта 2,5 г на 1 л воды;
  • прогнать раствор через электрическое поле на протяжении 3 ч. Сила тока должна составлять 6,5 А на 1 л. О готовности раствора скажет его бордовый цвет;
  • отстаивать электролит на протяжении 24 часов.

Приготовление электролита

Готовим поверхность

Перед тем как хромировать детали, их следует должным образом подготовить. Для этого каждую деталь подвергнуть следующим операциям:

  • счистить пыль, грязь и ржавчину;
  • тщательно вымыть и высушить;
  • выполнить полное обезжиривание, протирая поверхность бензином.

Подготовка поверхности к хромированию

Процесс хромирования

Хромирование пластика в домашних условиях ничем не отличается от работы с металлическими поверхностями.

Хромирование деталей своими руками происходит по следующему алгоритму:

  • нагреть электролит до 50 - 60 С;
  • поместить в него детали так, чтобы они были «подвешены» и нигде не касались краёв ёмкости;
  • подать напряжение;
  • после того как процесс завершён, готовые изделия вымыть и тщательно высушить.

Результат хромирования элементов кузова

Заключение

Покрывать изделия хромом можно не только на заводе, но и дома. Технология непроста, процесс очень трудоёмкий, однако это возможно. Хромировать пластик в домашних условиях не сложнее, чем металл - об этом знает каждый, кто самостоятельно занимался тюнингом своего автомобиля.

Чтобы работа увенчалась успехом, нужно до мелочей соблюдать технологический процесс и требования безопасности. Если вы допустили ошибку, это скажется на качестве покрытия. Но вы сможете это исправить, проведя работу повторно.

Научившись самостоятельному хромированию, можно не только сделать свой автомобиль или мотоцикл более презентабельным, но и изготовить стильные вещицы - дверные ручки, крепежи для карнизов, подставки, кашпо и бра, которые послужат превосходными элементами для украшения интерьера жилища.

Процесс гальванизации основывается на нанесении на поверхность детали слоя металла с помощью электролита . При этом могут преследоваться сразу две цели - защита и декорирование. Соответственно, хромирование предполагает, что на покрытие с помощью электротока будет осаждаться особый слой хрома.

Данный процесс может осуществляться несколькими способами:

Выбор помещения

Осуществлять хромирование следует в хорошо вентилируемом нежилом помещении . Идеальный вариант - автомобильный гараж. Летом можно работать и прямо на улице под брезентовым навесом. Такие меры носят обязательный характер, иначе здоровью исполнителя может угрожать опасность из-за токсичных и ядовитых испарений вещества.

Для домашнего хромирования с помощью ванны следует подготовить следующие инструменты и материалы:

Средства защиты

Необходимо обзавестись и защитными средствами - плотные резиновые перчатки и качественный респиратор. Одежду можно укрыть фартуком из прорезиненого материала.

Чтобы сделать хромирование в домашних условиях с помощью специальной гальванической кисточки , можно воспользоваться следующей схемой действий:

При использовании любого способа пригодится компрессор или хороший пылесос для удаления пыли.

Приготовление электролита

Для расчета объема ингредиентов электролита следует придерживаться следующих соотношений , измеряемых в граммах, на один литр чистой воды:

  1. Ангидрид хрома - 250 гр;
  2. Серная кислота - 2,5 гр.

Сосуд из стекла наполняют наполовину отстоявшейся и прокипяченной водой, температура которой должна быть примерно 60 градусов. Затем в емкость помещают хромовый ангидрид. Раствор мешают до растворения вещества, после чего аккуратно наливают в него серную кислоту.

Затем состав нужно выдержать под током в течение трех с половиной часов. Если расчеты произведены верно, то электролит станет темно-коричневым. Обесточив состав, его нужно оставить на одни сутки в каком-нибудь прохладном и темном месте.

Подготовка детали

Перед тем как делать хромирование своими руками в домашних условиях, ее нужно подготовить. С поверхностей, которые подлежат обработке, следует предварительно удалить ржавчину, лак, грязь и краску. После завершения зачистки можно приступать к обезжириванию.

Эксперты обращают внимание на то, что бензин и уайт-спирит нежелательно применять для этой цели, потому что эти составы негативно скажутся на обработке. Лучше использовать специальную смесь на основе едкого натра, кальцинированной соды и силикатного клея. Раствор нужно нагреть до 90 градусов Цельсия и опустить в него деталь примерно на полчаса. Если элемент обладает сложной конфигурацией, то можно увеличить время выдержки.

Хромирование - это довольно трудоемкий процесс для самостоятельного выполнения, потому идеальный результат получается не во всех случаях. Для того чтобы предотвратить ошибки перед, тем как хромировать металл в домашних условиях, следует узнать о причинах, которые могут обуславливать дефекты.

К ним относятся:

Недостаточный или чрезмерный нагрев электролита может привести к неравномерному блеску обработанной поверхности. Если же блеска нет вообще, то причина, возможно, в неверно рассчитанной концентрации ангидрида.

Если покрытие получилось недостаточно равномерным, то при работе на заготовку подавался слишком сильный ток. Если покрытие очень мягкое, то электролит нагревался слишком сильно.

На эти факторы нужно обратить внимание, чтобы предотвратить возникновение дефектов при хромировании. Лишь в этом случае хромирование деталей своими руками пройдет без проблем.

Придать автомобилю эффектный внешний вид можно с помощью тюнинга. Но не все автовладельцы решаются выполнить дорогостоящую аэрографию, которая к тому же останется на поверхности кузова надолго, или окрашивать свое транспортное средство в дополнительные цвета.

Поэтому так популярно хромирование – покрытие некоторых деталей кузова (обычно дисков авто) специальной краской или составом для хромирования. Придать зеркальный блеск можно всему кузову авто полностью, это будет притягивать взгляды окружающих. Еще совсем недавно покраска хромом была не очень популярной, да и добиться можно было только одного оттенка.

Сегодня же технология хромирования сильно изменилась и с ее помощью автомобилю можно придать любой оттенок, который только пожелает автовладелец. Хромированный кузов автомобиля хоть и выглядит эффектно, но в повседневной жизни передвигаться на таком транспортном средстве не очень безопасно.

Солнечные блики от поверхности могут ослепить других участников дорожного движения, что в свою очередь может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Поэтому автомобилисты предпочитают хромировать лишь некоторые детали кузова, чтобы автомобиль имел вид элегантной дизайнерской разработки.

Уход за хромированными деталями

Они имеют свойство отражать солнечный свет, но со временем в процессе эксплуатации эта их способность может быть утрачена. Чтобы этого не произошло, за хромированной поверхностью нужно тщательно ухаживать.

Мыть автомобиль рекомендуется только теплой водой с использованием специальных моющих средств для автомобиля, после этого они протираются мягкой безворсовой ветошью. Очень важно при этом не использовать грубый материал и не тереть слишком интенсивно, поскольку на хромированной поверхности могут появиться царапины.

При мойке нужно стараться избегать сильных перепадов температур (это может способствовать растрескиванию хромированной пленки).

Хромированные детали точно также нуждаются в антикоррозийной защите, как и другие части кузова автомобиля. Эксплуатация автомобиля в условиях влияния на кузов агрессивных дорожных реагентов очень нежелательна, поскольку есть опасность появления коррозии.


Защищать хромированные детали нужно специальными составами, если же ржавчина уже появилась – понадобится ремонт поврежденного участка. Нужно будет провести удаление очага ржавчины и зачистить поверхность, но если слой хрома не был повреждён – надо просто отполировать деталь. Сделать это можно даже в домашних условиях.

Покраска хромом

Существует несколько способов хромирования, которые различаются между собой стоимостью и технологией нанесения покрытия на деталь. Технология нанесения хрома:

  1. При помощи пленки.
  2. Каталитическое хромирование.
  3. Электролитическое хромирование.

Покраска хромированных деталей – процесс очень ответственный, поэтому при выполнении работ нужно четко следовать инструкции . Покраска детали из баллончика будет менее трудоёмкой, нежели другие способы, но по степени отражения солнечных лучей от поверхности, окрашенная таким методом деталь будет сильно уступать хромированному материалу. К тому же деталь, покрытая хромом, будет лучше противостоять коррозии и срок ее эксплуатации увеличится.

Можно оклеить кузов авто специальной пленкой, которая придаст поверхности не только цвет хрома, но и другие оттенки – золотистый, перламутровый, синий зеленый или платиновый. Перед покрытием автомобиля краской нужно провести некоторые подготовительные работы и в дальнейшем следовать технологии:

  • Нанести подложку черного цвета на подготовленную поверхность детали.
  • Отполировать ее.
  • Нанести краску с пигментами желаемого цвета.
  • Отполировать подсохшую краску до получения блестящей поверхности.
  • Покрыть деталь защитным слоем лака.

Это бюджетный вариант хромирования и оно может быть выполнено даже новичком. Пленку, придающую детали кузова эффект хрома, можно легко удалить и на поверхности кузова не останется каких-либо видимых следов. Такая пленка будет дополнительно защищать лакокрасочное покрытие автомобиля от негативных факторов окружающей среды и возможных царапин.

Более сложным и дорогостоящим считается метод каталитического и электролитического хромирования. Выполнять работы нужно только в специально оборудованном помещении и при помощи особого оборудования. Помимо этого мастер также должен обладать достаточными практическими навыками, чтобы правильно нанести хром на поверхность кузова или детали.


Каталитическое хромирование позволяет получить блестящую зеркальную поверхность любого оттенка и при этом все материалы, которые используются в работе, абсолютно безопасны для здоровья человека.

Восстановление хромированной детали кузова

Чтобы поверхность дольше сохраняла свой зеркальный блеск, ее необходимо регулярно мыть и полировать. Для полировки хрома можно приобрести средства, которые продаются в специализированных автомобильных магазинах.

Если на поверхности появились следы ржавчины, понадобится снять деталь и провести ее зачистку. В зависимости от степени и глубины повреждения и проводится снятие покрытия. Делать это можно шлифовальной машинкой либо же крупнозернистой наждачной бумагой.

Затем поверхность дополнительно шпаклюется и грунтуется. После полного высыхания слоев материала ее можно отшлифовать и приступать к окрашиванию. Как альтернатива – деталь можно покрыть металлической пленкой или попытаться провести гальваническое хромирование в домашних условиях.

При неглубоких повреждениях хрома можно воспользоваться пастой ГОИ либо специальной полиролью, работать нужно очень осторожно и использовать только мягкие тряпочки.

Гальваническое хромирование детали своими руками

Для работы понадобится щетина от плотной кисти, которую необходимо обмотать свинцовым проводом. Далее необходимо изготовить кисть, для этого можно использовать оргстекло или идентичный материал. Корпус должен быть пустым (чтобы в отверстие можно было залить электролит), а на другом его конце нужно прикрепить щетину.

Дополнительно нужно будет приобрести трансформатор небольшой мощности, можно воспользоваться блоком питания для небольшого приемника. Плюс с трансформатора нужно провести на анод диода, а катод соединить с проводом, которым обмотана щетина.

Минус присоединяется к детали, которую предстоит хромировать. Перед началом всех работ деталь необходимо тщательно подготовить – очистить и обезжирить . От того, насколько качественно это было выполнено и будет зависеть качество покрытия — чем чище будет подготовленная деталь, тем лучше хром сцепится с ее покрытием.

Затем в самодельную кисть заливается электролит, а кисть нужно равномерно перемещать по всей поверхности обрабатываемой детали. Повторить процедуру нужно будет несколько раз, чтобы получить покрытие желаемой толщины. По завершении работ деталь промывается простой водой и тщательно полируется до появления блеска.