К предметам такелажного оборудования относятся приспособления и устройства для крепления такелажа, его присоединения к корпусу или к рангоуту, обтягивания и работы с ним. Предметами такелажного оборудования на судне являются цепи, блоки, гаки, скобы, обуха, рымы, коуши, талрепы.

Для прикрепления коренных концов снастей такелажа к корпусу или к частям рангоута устанавливаются рымы и обуха (рис. 5.4).

Обухом называется кольцо или полукольцо 1, приваренное к какой-либо части корпуса или рангоута для крепления такелажа. Рымом называется металлическое кольцо, которое вставлено в обух и может свободно в нем поворачиваться 2.

Рис. 5.4.
1 – обух; 2 – рым; 3 – канифас-блок; 4 - вертлюг; 5 – стальной трос

Коуши предохраняют трос от перетирания при прикреплении его к скобам и гакам. Изготовляется из чугуна или стали. Для растительных тросов употребляются только стальные круглой или овальной формы. На каждом коуше должно быть выбито клеймо завода - изготовителя, тип и номер, означающий величину допустимой нагрузки. Коуши оцинкованы, поверхности их кипов не должны иметь заусениц, трещин и прочих дефектов.

Гаки . В зависимости от способа закрепления разделяются на обыкновенные и вертлюжные. Обыкновенные состоят из носка, спинки и обушка. Если обух и носок гака располагаются в одной плоскости, такой гак называют повернутым, у которого плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка, называется простым. В грузоподъемных механизмах применяются вертлюжные гаки. Вместо обуха они имеют шейку - хвостовик, которой заделываются в одинарном или в двойном вертлюге (рис. 5.5).

Рис 5.5. Грузовой гак

Каждый гак имеет клеймо, в котором указывается номер, соответствующий грузоподъемности, и буквенное обозначение, для какого механизма он предназначен: Р - ручной привод, М - механический.

Для грузовых устройств применяются гаки со специальным приливом над носком, исключающим возможность при подъеме груза задеть гаком за комингс люка. В некоторых случаях в грузоподъемных механизмах применяются двурогие гаки или гаки, имеющие на спинке прилив с проушиной, для крепления оттяжки предотвращения вращения груза такие гаки называются пентер-гаками.

Из специальных гаков наиболее часто встречаются складные гаки - храпцы и глаголь-гаки. Последние применяются, когда требуется быстро отдать снасть, находящуюся под натяжением. Гаки подбираются по допускаемой нагрузке. При приемке гаков на судно необходимо проверять, чтобы на них не имелось трещин, раковин и других дефектов. Гаки должны быть оцинкованы или окрашены и иметь клеймо завода-изготовителя.

Могут быть открытого и закрытого типов (рис. 5.6). Для прикрепления к ним снастей и других деталей их винты оканчиваются проушинами, гаками или вилками. Каждый талреп имеет номер, соответствующий допускаемой нагрузке, винты должны свободно ввинчиваться и вывинчиваться во втулке. Резьба смазана тавотом.

Рис. 5.6. Талрепы:
1 – открытый; 2 – закрытый; 3 - вертлюжный

Такелажные скобы применяются для соединения отдельных цепей и тросов, для присоединения к частям корпуса или рангоута (рис. 5.7). Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Могут быть прямыми и изогнутыми. Штырь в скобах удерживается либо с помощью нарезки, либо посредством наружного шплинта.

Рис. 5.7 Скоба

Такелажные скобы выпускаются пяти типов: СА, СБ, ПВ, ПГ и ПД. Скобы типа СА (прямые с нарезным штырем) и СБ (прямые с прошплинтованным штырем) применяются для стальных тросов, скобы типа ПВ (прямые с нарезным штырем), ПГ (прямые с прошплинтованным штырем) и ПД (изогнутые с нарезным штырем) - для синтетических тросов. Скобы и их детали не должны иметь трещин, раковин, заусениц и т. п. Головка штыря должна быть без перекосов, плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна иметь сорванных ниток, вмятин, а сам штырь должен ввинчиваться без заеданий. Для предохранения от коррозии скобы необходимо оцинковывать или окрашивать, их трущиеся части смазывать тавотом.

Блок состоит из корпуса, одного или нескольких шкивов и оси, называемой нагелем, на которой вращаются шкивы. В зависимости от материала корпуса бывают деревянными и металлическими. Корпус деревянного блока состоит из наружных и внутренних щек и вкладышей, изготовляемых из дубовых, или ясеневых досок. У металлических блоков корпус состоит из стальных щек, соединенных болтами, или же изготовляется в виде специальной обоймы. Как у металлических, так и у деревянных блоков шкивы изготовляются чаще всего из стали или чугуна. По окружности шкива имеется желобок для троса, называемый кипом. Для присоединения к корпусу судна, рангоуту или такелажу блок имеет подвеску, в виде скобы, проушины или гака.

Подвеску прикрепляют к корпусу блока при помощи оковки, которая представляет металлическую полосу, проходящую снаружи корпуса (внешняя оковка) или изнутри (внутренняя оковка).

Одношкивные блоки, у которых одна из щек (или оковка) делается частично откидной, т. е. канифас-блоки (рис. 5.4), употребляются в случаях, когда требуется завести в блок трос не концом, а его серединой. Канифас-блоки подбираются с таким расчетом, чтобы диаметр шкива блока был больше диаметра троса по крайней мере в 10 раз для синтетических тросов, в 12 - 18 раз - для стальных.

На судно должны приниматься блоки, имеющие клеймо об его испытании и товарный знак завода-изготовителя.

Гордени и тали . Простейшим по конструкции является одношкивный блок. Трос, пропущенный через такой блок, закрепленный неподвижно, называется горденем (рис. 5.8). Гордень позволяет при подъеме и перемещении груза изменять направление тяги, но не дает выигрыша в силе. Одношкивные блоки с пропущен-ными через них фалами служат для подъема флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков.

Рис. 5.8. Гордень

На судах употребляются следующие виды талей: хват-тали - переносные тали, основанные между двумя одношкивными или одношкивными и двухшкивными блоками (рис. 5.9). Оба блока имеют вертлюжные гаки и применяются при палубных работах - для обтягивания снастей, при заводке пластыря, перетягивании груза и т. п. Для получения наибольшего выигрыша в силе тали должны закладываться таким образом, чтобы ходовой лопарь выходил из подвижного блока.

Рис. 5.9. Тали

Гини - многошкивные тали, основанные толстым тросом между большими по размерам блоками, способные выдерживать большие нагрузки. Применяются при вооружении тяжеловесных стрел (грузовые гини), а также в ряде аварийных случаев, например, при снятии судна с мели и т. п. Для расчета талей надо разделить вес груза на число шкивов, через которые он проходит. Но так как на шкивах действует сила трения, то перед началом вычислений учесть, что вес груза увеличивается на 5 - 10 % на каждом шкиве, через который проходят лопари.

Пентер-гак

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Смотреть что такое "пентер-гак" в других словарях:

    Гак особого вида, ввязываемый в строп нижнего блока фиш талей. Он закладывается за лапу якоря при подъеме последнего на рустов. Пентер гак. П. Г. бывают однорогие и двурогие. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь

    Железный крюк особой формы, употребляемый на судах для закладывания блоков или снастей в обухи, роллы и проч. Части гака: обух, носок и спинка. Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат гак, пентер гак и кранный гак. Простой Г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Fish) одна из снастей, с помощью которых убирается якорь на судне. Ф. состоит из фиш шкентеля и талей. Фиш шкентель сплеснем вокруг коуша пентер гака проходит в блок на фиш балке и тянется по палубе талями через канифас блок. Если Ф. имеет… … Морской словарь

    Штерт, взятый за пентер гак. Этот штерт служит для закладывания пентер гака за якорь. Однорогий пентер гак имеет один Ф. Ш., двурогий два. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Предметами и приспособлениями такелажного снаряжения являются цепи, скобы, гаки, обухи, рымы, коуши и другие дельные вещи.

Такелажные цепи в 3 раза прочнее стальных тросов такого же диаметра и более долговечны, однако они почти в 5 раз тяжелее равных им по прочности стальных тросов.

Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовление стопоров, штуртросов, лееров, крепление палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединённых посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.

При приёмке такелажных цепей проверяют, нет ли на звеньях трещин, расслоений и других дефектов. Такелажные цепи, подлежащие хранению, покрывают антикоррозионным смазочным материалом и подвешивают в сухом помещении. Цепи, не испытывающие трения в процессе эксплуатации, окрашивают, а цепи находящиеся в движении, регулярно смазывают.

Цепи не обладают эластичностью, но вследствие притирания звеньев под нагрузкой на растяжение новые цепи удлиняются на 3-4%. При низких температурах цепи плохо выносят ударные нагрузки. Если толщина звеньев уменьшилась на 10% их первоначальной толщины, цепь считается непригодной для дальнейшей эксплуатации.

Такелажные скобы применятся в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом, вставляемым в отверстия в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух, в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.

По форме спинки скобы бывают прямыми (для любых тросов) и закруглёнными (для растительных и синтетических тросов).

Размер скобы определяется диаметром её спинки и хар-ся номером, который соответствует допустимому рабочему усилию на скобу.

К эксплуатации допускаются только исправные скобы, не имеющие трещин, раковин, заусенец и других дефектов. Использование скоб с износом 10% первоначальной толщины не допускается.

Такелажные гаки – стальные кованные крюки. Различают обыкновенные (простые, если плоскость обуха перпендикулярна плоскости спинки и повёрнутые, если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости), вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы.

Обух – приспособление для надёжного крепления тросов к судовым конструкциям. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырём. Обух значительно прочнее скобы со спинкой такого же диаметра.

Рым – металлическое кольцо, вставленное в обух. Служит для пропускания троса и более удобного его крепления. Он намного слабее обуха, поэтому за него нельзя закреплять тросы, испытывающие большое напряжение.

Коуш – металлическое поковочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобом для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. Номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.

Утки – деревянные или металлические двурогие планки, жёстко укреплённые на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных флагов и других снастей.

Нагели – деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.

Раксы – металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов – кливеров и стакселей.

Бугели – металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъёмные. Они применяются для прочности судовых конструкций, а также для закрепления блоков и тросов различного назначения.

Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надёжного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают:

· Простые . Их основывают обычно из простых или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между 2-мя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Используют для обтягивания несильно напряжённых тросов и для крепления небольших грузовых мест.

· Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые и вертлюжные талрепы.

=Морская практика для матроса (стр.26)=

Блоки и тали.

Блоки.

Блоки используют для изменения направления тяги при подъёме и перемещении небольших тяжестей или при обтягивании снасти, а также для основывания талей. Блок состоит из деревянного, металлического или литого пластмассового корпуса, внутри которого на оси, называемой нагелем, насажены свободно 1 или несколько металлических шкивов. Блоки бывают 1-, 2-, 3- и многошкивные. Корпус блока имеет перегородки, которыми 1 шкив отделён от другого. Наружные поверхности крайних перегородок – щёки.

Простейшим по конструкции является одношкивный блок. Трос, пропущенный через одношкивный блок – гордень (рис.1). Он позволяет при подъёме и перемещении груза изменять направление тяги, но не даёт выигрыша в силе, поэтому его используют для подъёма флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков. Деревянные и пластмассовые блоки применяются только при работе с растительными и синтетическими тросами. В большинстве судовых работ используются металлические блоки.

Двухшкивный металлический блок (рис.2,а) состоит из корпуса 3, двух стальных или чугунных шкивов 4, втулки 5 с канавкой для смазки или с подшипником, нагеля 6, оковки 7, крепёжных болтов 1 и подвески 2.

Для оснастки блока трос должен быть пропущен между щеками блока и заложен в кип шкива. Оснастка простого блока неудобна, т.к. надо продевать трос с конца. Поэтому на судах применяют одношкивные блоки с откидной щекой – канифас-блоки (рис.2,б). Откидная щека позволяет заводить в такой блок середину троса.

Блоки надо периодически разбирать, очищать от грязи и ржавчины, смазывать трущиеся части. Блок следует заменить, если замечены трещины, значительный износ нагеля или шкива. Блоки, не находящиеся в эксплуатации, нужно тщательно смазать и хранить в сухом помещении в подвешенном состоянии.

=Учебное пособие для матроса и боцмана (стр.21), Морская практика для матроса (стр.13)=

Тали.

Тали (обыкновенные и механические) – устройства, позволяющие не только изменить направление тяги, но и получить выигрыш в силе при подъёме и перемещении тяжестей, при обтягивании снастей и в других случаях.

Обыкновенные тали состоят из 2-х блоков, через шкивы которых пропущен трос, называется лопарём. Один конец лопаря, закрепляемый за блок, называется коренным, другой, выходящий из блока, к которому прилагается внешнее тяговое усилие, - ходовым. Один блок талей, неподвижный, через подвеску закрепляется на месте. Другой блок называется подвижным, так как при работе он поднимается вместе с грузом или перемещается по направлению обтягивания снастей. По числу шкивов в обоих блоках тали разделяют на двух-, трех-, четырех- и многошкивные.

Простейшими являются двухшкивные тали, основанные лопарем между двумя одношкивными блоками. Такие тали могут быть основаны двояко: ходовой конец лопаря сходит с неподвижного (рис.3,а) или с подвижного (рис.3,б) блока.

На судах применяются обыкновенные тали различных конструкций и грузоподъёмности. Для обтягивания снастей используют 3-хшкивные хват-тали (рис.4,а). На ряду с ними применяют тали, основанные между 2-мя блоками с одинаковым числом шкивов, - гинцы (рис.4,б). В вооружение тяжеловесных стрел входят многошкивные тали, имеющие блоки со шкивами на шарикоподшипниках, - гини (рис.4,б).

Способы основывания талей зависят от числа шкивов в блоках (рис.5). Основывают всегда коренным концом лопаря по часовой стрелке при тросах правого спуска и против часовой стрелки при тросах левого спуска. Основывают тали на палубе, положив один блок напротив другого на некотором расстоянии подвесками наружу. Для основывания двушкивных талей (рис.5,а) за неподвижный блок принимают тот, который имеет приспособление для крепления коренного конца лопаря. Коренной конец проводят через шкив неподвижного блока, затем через шкив подвижного и крепят к неподвижному блоку.

При основывании трехшкивных талей (рис.5,б) за неподвижный блок принимают двухшкивный, а за подвижный – одношкивный. Коренной конец проводят через нижний (ближайший к палубе) шкив двухшкивного блока, через шкив одношкивного, затем через верхний шкив двухшкивного и крепят к одношкивному блоку.

При основывании четырехшкивных талей (рис.5,в), состоящих из двух двухшкивных блоков, коренной конец проводят последовательно сначала через нижние шкивы неподвижного и подвижного блоков, затем через верхние шкивы этих блоков, после чего коренной конец подводят к неподвижному блоку и закрепляют на нем.

Основывание между двумя трехшкивными блоками шестишкивных гиней (рис.5,г) осуществляют коренным концом лопаря по схеме: средний шкив неподвижного блока – нижний шкив подвижного – средний шкив подвижного – верхний шкив неподвижного – верхний шкив подвижного – к месту крепления на неподвижном блоке. Такая схема проводки коренного конца лопаря предупреждает перекос блоков во время подъема груза.

Во всех случаях после проводки коренного конца лопаря через все шкивы обоих блоков его заделывают огоном с коушем, которым он присоединяется к обушку на соответствующем блоке.

Обыкновенные тали, не находящиеся в эксплуатации, хранят в сухом проветриваемом помещении в подвешенном состоянии. Все трущиеся части блоков хорошо смазывают. После окончания работ с переносными талями их аккуратно складывают, не допуская спутывания лопаря. При работе с обыкновенными талями стараются избегать резких рывков, которые могут привести к обрыву лопаря или повреждению блоков. Если при осмотре блоков обнаружится значительный износ нагелей, гаков, скоб или обухов, такие блоки заменяют и основывают тали заново.

Механические тали позволяют получать многократный выигрыш в силе, возможность плавно поднимать груз и держать его автоматически застопорённым в любом положении.

Широкое применение на судах нашли механические дифференциальные тали (рис.6). В подвеске таких талей помещена обойма неподвижного блока, который состоит из 2-х жёстко соединённых шкивов разного диаметра с соотношением диаметра 7:8 или 11:12. Подвеска с блоком прикреплена к неподвижной опоре или к траверсе тележки, передвигаемой по подвешенному рельсу. Нижний 1-шкивный блок также помещён в обойму, имеющую гак для подвешивания груза. Замкнутая рабочая цепь охватывает последовательно малый шкив неподвижного блока, шкив подвижного и большой шкив неподвижного блока, шкив подвижного и большой шкив неподвижного блоков. Подъём груза обеспечивается поворотом большого шкива неподвижного блока путём приложения тягового усилия к ветви рабочей цепи, сбегающей с этого шкива.

Механические тали содержат в чистоте, регулярно смазывают трущиеся части, следят за их исправностью.

=Учебное пособие для матроса и боцмана (стр.24)=

Такелажные гаки.

Такелажные гаки – стальные кованные крюки, употребляемые для подъема груза, крепления снастей и различных деталей такелажа к рангоуту и корпусу судна.

Верхнюю часть гака называют обухом , который имеет проушину , среднюю часть – спинкой и открытую выступающую часть – носком .

Различают следующие гаки:

· По форме обыкновенные гаки бывают простыми (рис.1,а), если плоскость обуха 2 перпендикулярна плоскости спинки 1 и повернутыми (рис.1,б), если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости. Посредством обуха гак заделывают в огон троса или крепят в подвеске конструкции. Разновидностью обыкновенных гаков является пентер-гак (рис.1,в). В нижней части спинки он имеет обушок для крепления оттяжки. Для грузовых шкентелей применяют повернутые гаки особой конструкции. Этот гак, называемый грузовым , или шкентель-гаком (рис.1,г), имеет загнутый внутрь носок, прикрытый сверху специальным приливом. Такое устройство гака исключает его зацепление за выступающие части корпуса судна и грузового люка при подъеме груза.

· Вертлюжный гак (рис.2,а) – имеет вместо обуха шейку, которая обеспечивает закрепление гака и его свободное вращение в оковке блока или другой подвеске. Также применяются двойные вертлюжные гаки (рис.2,б) Их применяют для предотвращения перекручивания тросов (их периодически расхаживают).

· Глаголь-гак (рис.3) состоит из собственно гака с удлинённым откидным носком 1 и обухом 2 в виде проушины, круглого крепёжного звена 3, удлинённого звена 4 и соединительных с ним стопорного 5 и соединительного 6 звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

· Храпцы – складной гак, образованный 2-мя простыми гаками. При складывании гаков образуется как бы кольцо, которое, будучи закаболенным, обеспечивает надежное закрепление стропа или огона троса. Применяется в местах, где требуется быстрая отдача снасти.

Гаки испытывают напряжение в основном на изгиб. Их прочность значительно меньше прочности такелажных скоб. На гаке выбит номер, соответствующий его грузоподъёмности.

Гаки систематически осматривают с целью обнаружения трещин, раковин и других дефектов и смазывают трущиеся поверхности. Гаки со средним износом 10% их первоначальной толщины к эксплуатации не допускаются.

Кроме тросов, на судах применяются такелажные цепи, изготовляемые из круглой стали, диаметр которой является основным параметром — калибром, ха-рактеризующим размеры цепи. Таке-лажные цепи разделяются на калиб-рованные и некалиброванные.

Калиброванная цепь имеет все звенья одного размера с очень незначительными отклонениями, по-этому применяется в грузоподъем-ных механизмах для работы на специальных барабанах-звездочках.


В размерах отдельных некалибро-ванных цепей допускаются значи-тельно большие отклонения. Эти цепи могут использоваться для закрепле-ния и подъема груза, в качестве стоячего и бегучего такелажа и в некоторых других случаях. Рис. 1 Гаки: а — простой, б — повернутый, в — вертлюжный, г — двойной вертлюжный, д — грузовой, е — храпцы, ж — пентер-гак, з — глаголь-гак

Такелажные цепи обладают хорошей прочностью и значительной долговеч-ностью, но они имеют большую массу и очень малую эластичность. Кроме того, во время сильных моро-зов цепи легко рвутся от резких ударов.

Цепи необходимо предохранять от коррозии систематической смазкой, обращая особое внимание на места соприкосновения звеньев. Хранить их следует в подвешенном виде в сухих, проветриваемых помещениях. Цепь, сложенная в бухты, подвергается интенсивной коррозии.

Предметы такелажного оборудова-ния

Основными предметами такелажного оборудования на современном судне являются гаки, скобы, коуши, талрепы, блоки, тали.

Гаками называют стальные крюки, применяемые на судах для различ-ных целей (рис. 1).

В зависимости от назначения, места применения и конструкции различают следующие гаки:

  • Простые, у которых плоскость обу-ха перпендикулярна плоскости носка;
  • Повернутые, у которых обух и носок находятся в одной плоскости;
  • Вертлюжные, имеющие шарнирное соединение с обухом, что обеспе-чивает вращение гака вокруг оси шейки;
  • Двойные вертлюжные, у которых гак может вращаться вокруг оси шейки, а обух качается на оси серь-ги;
  • Грузовые, или шкентель-гаки, имеющие загнутый внутрь носок, прикрытый специальным выступом, поэтому гак при работе не заде-вает за выступающие части;
  • Храпцы, состоящие как бы из двух простых гаков, надетых обухами на общее кольцо (рым); при склады-вании гаков образуется замкнутое, кольцо, чем надежно обеспечивает-ся закрепление снасти или стропа;
  • Пентер-гаки, имеющие в нижней части спинки обушок для крепления оттяжки;
  • Глаголь-гаки — складные гаки, у которых откидной носок удержи-вается специальным звеном, сбив которое, можно легко отдать снасть даже в том случае, когда она натянута в тугую.

Гаки, работающие в основном на изгиб, обладают сравнительно низкой прочностью, в связи с чем при работе с большими тяжестями их следует заменять такелажными скобами.

Скоба (рис. 2) — изогнутый стер-жень с проушинами на концах, в которые продевается штырь наи-более часто штырь закрепляется вин-товой нарезкой, которая имеется на его конце и в одной из проушин. Головка штыря в этом случае имеет небольшой обух, в который при завинчивании и отвинчивании закладывают свайку. В скобах большой грузоподъемности штырь не имеет нарезки и закрепляется шплинтом.

По форме такелажные скобы бы-вают прямые и круглые. Прямые используются для стальных и растительных тросов. В последнем случае при том же диаметре стержня скоба имеет большую ширину. Круглые скобы применяются только для ра-стительных тросов.


Рис. 2 Такелажные скобы а — прямая для стального троса, б — прямая для растительного троса, в — круглая

Для крепления различных частей при помощи гака или скоб к корпусу судна привариваются круглые или продолговатые проушины — обухи. Через обухи часто пропускаются кольца — рымы, чем упрощается закладывание гака или скобы.

Гаки и скобы необходимо систе-матически осматривать и, если обнаружатся трещины, искривления и значительная сработка, заменять новыми. Вертлюжные гаки следует периодически «расхаживать» и смазывать трущиеся части.

(рис. 3) — круглые, треугольные или каплевидные оправы из металла, имеющие на наружной поверхности желобок и служащие для заделки концов троса в тех случаях, когда их крепят к обухам или соединяют между собой скобами и предохраняют тросы от перетирания.


Рис. 3 Коуши: а—сердцевидный, б—круглый

(рис. 4) — приспособле-ния для обтягивания в тугую различ-ных снастей, а также для надеж-ного крепления по-походному раз-личных предметов и грузов. Наиболее распространенным является винтовой талреп, который состоит из муфты, соединяющей два винта: один — с правой резьбой, а второй — с левой. При вращении муфты в ту или иную сторону винты будут одновременно вывинчиваться или ввинчиваться, увеличивая или умень-шая длину талрепа. В зависимости от назначения талрепов винты могут заканчиваться гаками, скобами или обухами.

Рис. 4 Талрепы: а — открытый; б — закрытый; в — вертлюжный; 1 — гак; 2 — скоба; 3 — винты; 4 — муфта; 5 — обух

Винтовые талрепы нуждаются в постоянном уходе. Они должны быть всегда очищены от ржавчины и сма-заны. Во всех возможных случаях, и особенно при ремонте или длитель-ном отстое судна, талрепы следует закрывать прокрашенными паруси-новыми чехлами, предварительно их смазав.

(рис. 5)—приспособле-ния, служащие для подъема тяжес-тей и изменения направления тяги. Блок состоит из корпуса, внутри которого находится один или не-сколько шкивов, вращающихся на оси (нагеле). Шкивы по окружности имеют желобок (кип), препятствую-щий сходу троса со шкива. В зависимости от числа шкивов различа-ются одно, двух, трех и многошкивные блоки.

На судах в основном используют-ся металлические блоки и только при работе с растительными троса-ми — деревянные и пластмассовые. Для оснастки блоков трос должен быть проведен между щек. Однако продевать трос с конца неудобно, а иногда и невозможно, если трос в натянутом состоянии. Поэтому применяют одношкивные блоки, имеющие откидную щеку. Такие бло-ки называют канифас-блоками. Откидная щека позволяет заводить в блок середину троса, не продевая его с конца.


Рис. 5 Блоки: а — металлические, б — канифас-блоки

При работе с блоками необходимо следить, чтобы их размеры соответ-ствовали применяемым тросам. Блоки, имеющие недостаточный диаметр шкивов, вызывают чрезмерный изгиб тросов, что приводит к их прежде-временному износу. Диаметр шкива металлического блока должен быть не менее 10—15 диаметров стального троса. Для растительных тросов диа-метр шкива должен быть в два раза больше длины окружности троса.

Блоки требуют постоянного ухода. Их необходимо периодически раз-бирать, очищать от грязи и ржав-чины и смазывать трущиеся части. При разборке блок тщательно осматривают и, если обнаруживают трещины и значительный износ нагеля или шкива, заменяют новым.

(рис. 6) — простейшие гру-зоподъемные механизмы, состоящие из блоков. Между блоками основан трос, называемый лопарем. Конец лопаря, за который производят тягу, называют ходовым, а закрепленный конец — коренным. Один из блоков, закрепленный на месте, называется неподвижным, а второй, поднимаю-щийся вместе с грузом, — подвижным.


Рис. 6 Тали: а — для подъема груза, б — для обтягивания снастей, 1 — неподвижный блок; 2 — подвижной блок; 3 — ходовой конец лопаря

Тали обычно используют для полу-чения выигрыша в силе при подъеме тяжестей и только в отдельных слу-чаях для изменения направления тя-ги.

При подъеме с помощью талей вес груза распределяется поровну на все ветви лопаря. Поэтому для подъема груза к ходовому концу лопаря достаточно приложить силу, в n раз меньшую веса поднимаемого груза, т.е.

где n — число нагруженных ветвей лопаря.

При этом, если ходовой конец лопаря сходит с неподвижного блока, он не засчитывается в общее число нагруженных ветвей и следователь-но, выигрыш в силе будет равен общему числу шкивов в подвижном и неподвижном блоках. В морской практике, особенно при натягивании снастей, применяют также оснастку, при которой ходовой конец лопаря сходит с подвижного блока. В этом случае ходовой конец необходимо учитывать наравне с другими ветвями лопаря, поэтому выигрыш будет равен общему числу шкивов плюс единица.


Рис. 7 Виды талей: а — гордень, б — хват тали, в — гинцы, г — гини

Таким образом, выигрыш в силе при различных схемах основывания талей равен числу ветвей лопаря, идущих от подвижного блока к не-подвижному, включая и ходовой ко-нец.

Тали бывают различной конструкции и грузоподъемности (рис. 7). Наиболее простым видом талей является гордень — неподвижный одношкивный блок, через который пропущен трос. Применение горденя не дает выигрыша в силе, но позволяет изменить направление тяги. Поэтому гордень используют только для подъема грузов небольшой массы.

Широкое применение на судах находят хватали, которые основы-ваются между двух и одношкивным блоками, причем коренной конец лопаря закреплен на одношкивном блоке. Эти тали используются для подъема небольших тяжестей, уборки трапов и выполнения других судовых работ.

Небольшие тали, основанные меж-ду блоками с одинаковым числом шкивов и заведенные за какую-либо снасть для ее обтягивания, называются гинцами. При числе шкивов более трех в каждом блоке такие тали называются гинями. Гини при-меняют при подъеме тяжелых грузов.

Основывание талей (рис. 8), т.е. заводка троса в систему блоков, производится обычно при уложенных на щеку блоках; гаки или скобы при этом должны быть расположены наружу. Коренной конец лопаря пропускают последовательно через все шкивы, начиная с нижнего шкива того блока, который должен быть верхним.

Пропускать лопарь следует по часовой стрелке, так как при такой основе тали будут меньше крутиться и запутываться. Когда лопарь пройдет через все шкивы, его коренной конец укрепляют за специальную скобу, расположенную на одном из блоков. При основании многошумных талей (гиней) коренной конец пропускают сначала через средний шкив. В этом случае ходовой конец также будет сходить со среднего шкива верхнего блока, чем преду-преждается перекос блоков при тяге.


Рис. 8 Основывание талей: а — гницы; б — тини (схема), 1 — верхний блок; 2 — коренной конец; 3 — нижний блок; 4 — ходовой конец; I — VII — последовательность проводки лопаря

При работе с талями следует избегать резких рывков, которые могут привести к обрыву лопаря или повреждению блоков. Поднимая груз, нельзя допускать, чтобы нижний блок вплотную подтянулся к верхнему.

Все трущиеся части блоков следует хорошо смазывать. После окончания работ тали необходимо аккуратно уложить, не допуская спутывания ло-паря. Чтобы правильно уложить тали, их разносят на палубе и ходовой конец укладывают шлагами или сворачивают в круглую бухту. Затем ло-пари талей в нескольких местах пере-хватывают ворсовой каболкой и тали укладывают в бухту.

Хранить тали следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении в подвешенном виде. Если они хранятся длительное время, то их необходимо периодически выносить для просушки.

Все предметы такелажного снаряжения должны иметь клеймо Регистра или завода-изготовителя.

Такелажное оборудование, применяемое при креплении контейнеров

Надежное закрепление контейнеров, особенно, перевозимых на палубе, потребовало внедрения особых устройств и деталей. Их примеча-тельная особенность — четкая стан-дартизация и типизация, что позволяет использовать эти устройства практически для всех разновидностей контейнеров, перевозимых морскими судами.

На рис. 9 изображены наибо-лее часто встречающиеся детали и узлы контейнерных креплений.


Рис. 9 Такелажное снаряжение, применяемое для крепления контейнеров

Конусные захваты (конлоки) (рис. 9, а) предназначены для соединения контейнеров между собой или с палубой. Замковые захваты (твист- локи) (рис. 9, б, в) снабжены автоматическим или ручным запорным устройством. Винтовые зажимы — фитинги (бриджи) (рис. 9, г) обычно прижимают ряды контейнеров один к другому или к борту судна. На рис. 9, д показаны утопленные фитинги (степсы), в которые входят конусные или замковые захваты.

Опорные плиты под контейнеры указаны на рис. 9, е. Изображенные на рис. 9, ж обухи или утопленные в палубе фитинги предназначены для крепления найто-вов или цепей, стягивающих ряды контейнеров. Крепежные цепи, снабженные глаголь-гаками или быстро-действующим креплением, показаны на рис. 9, з, а тросовые найтовы — на рис. 9, и.


Предметами и приспособлениями такелажного снаряжения являются цепи, скобы, гаки, обухи, рымы, коуши и другие дельные вещи.

Такелажные цепи в 3 раза прочнее стальных тросов такого же диаметра и более долговечны, однако они почти в 5 раз тяжелее равных им по прочности стальных тросов.

Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовление стопоров, штуртросов, лееров, крепление палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединённых посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.

При приёмке такелажных цепей проверяют, нет ли на звеньях трещин, расслоений и других дефектов. Такелажные цепи, подлежащие хранению, покрывают антикоррозионным смазочным материалом и подвешивают в сухом помещении. Цепи, не испытывающие трения в процессе эксплуатации, окрашивают, а цепи находящиеся в движении, регулярно смазывают.

Цепи не обладают эластичностью, но вследствие притирания звеньев под нагрузкой на растяжение новые цепи удлиняются на 3-4%. При низких температурах цепи плохо выносят ударные нагрузки. Если толщина звеньев уменьшилась на 10% их первоначальной толщины, цепь считается непригодной для дальнейшей эксплуатации.

Такелажные скобы применятся в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом, вставляемым в отверстия в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух, в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.

По форме спинки скобы бывают прямыми (для любых тросов) и закруглёнными (для растительных и синтетических тросов).

Размер скобы определяется диаметром её спинки и хар-ся номером, который соответствует допустимому рабочему усилию на скобу.

К эксплуатации допускаются только исправные скобы, не имеющие трещин, раковин, заусенец и других дефектов. Использование скоб с износом 10% первоначальной толщины не допускается.

Такелажные гаки – стальные кованные крюки. Различают обыкновенные (простые, если плоскость обуха перпендикулярна плоскости спинки и повёрнутые, если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости), вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы.

Обух – приспособление для надёжного крепления тросов к судовым конструкциям. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырём. Обух значительно прочнее скобы со спинкой такого же диаметра.

Рым – металлическое кольцо, вставленное в обух. Служит для пропускания троса и более удобного его крепления. Он намного слабее обуха, поэтому за него нельзя закреплять тросы, испытывающие большое напряжение.

Коуш – металлическое поковочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобом для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. Номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.

Утки – деревянные или металлические двурогие планки, жёстко укреплённые на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных флагов и других снастей.

Нагели – деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.

Раксы – металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов – кливеров и стакселей.

Бугели – металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъёмные. Они применяются для прочности судовых конструкций, а также для закрепления блоков и тросов различного назначения.

Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надёжного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают:

· Простые . Их основывают обычно из простых или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между 2-мя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Используют для обтягивания несильно напряжённых тросов и для крепления небольших грузовых мест.

· Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые и вертлюжные талрепы.

=Морская практика для матроса (стр.26)=