Журавлев С.И., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Кременская М.Н., аспирант, юрист.

Статья посвящена анализу нового явления в деятельности военной организации государства - мобилизационному людскому резерву. В статье раскрываются особенности поступления на службу в резерв и заключения контракта с резервистами.

Ключевые слова: поступление на службу, прохождение службы, резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв.

On entering the mobilizable human reserve

S. Zhuravlev, M.N. Kremenskaya

This article is dedicated to the analysis of a new trend in the military activities of the state - the mobilizable human reserve. The article deals with the characteristics of entering military service as a reservist and signing contracts with reservists.

Key words: entering military service, military service, reserves of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilizable human reserve.

В декабре 2012 г. в федеральное законодательство внесены изменения и дополнения по вопросам создания мобилизационного людского резерва <1>.

<1> Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва".

В первую очередь расширены полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, который принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности. Подпунктом 19.1 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определены порядок создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основные изменения по исследуемому вопросу претерпел Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который дополнен разд. VIII.1 "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

При этом законодатель под лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (далее - резервист), понимает гражданина, который пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступил в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.

Таким образом, лица, пребывающие в запасе, после увольнения с военной службы могут выбирать - продолжать им службу в мобилизационном людском резерве (далее - резерв) или пребывать в мобилизационном ресурсе. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Порядок поступления в резерв, прохождения службы в резерве, правовой статус резервиста определяются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.

При поступлении в резерв гражданин обращается в военный комиссариат по месту жительства, который направляет кандидата в резервисты для проведения медицинского и психофизиологического исследований. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при поступлении в резерв осуществляется медицинскими комиссиями, проводящими освидетельствование призывников. Для органов федеральной службы безопасности установлен порядок, регулируемый ведомственными нормативными правовыми актами <2>. Разумеется, данный порядок может быть конкретизирован в дальнейшем, так как резервисты имеют свои специфические особенности при поступлении на службу в резерв.

<2> Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457 "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках"; Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности".

Законодательством Российской Федерации определен перечень мероприятий, проводимых при приеме кандидата на службу в резерв. Частью 2 ст. 57.4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что гражданин, поступающий на службу в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Данные требования включают в себя следующее:

Законодательством и подзаконными актами разрешено устанавливать дополнительные требования к кандидатам в резервисты. Например , ст. ст. 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" выделяются дополнительные требования к сотрудникам органов федеральной службы безопасности. К числу таких требований относятся:

а) наличие деловых и личных качеств, на основании которых сотрудник способен исполнить возложенные на него обязанности;

б) наличие образования по профилю деятельности сотрудника;

в) процедура проведения специальной проверки на предмет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вправе установить дополнительные требования в соответствии со спецификой военной службы в конкретном ведомстве, но не противоречащие федеральному законодательству <3>.

<3> Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ".

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся процедуры аттестации и сдачи квалификационного экзамена, установленные ст. 57.5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. При этом работа аттестационной комиссии должна проводится по правилам, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

По окончании процедуры проверки требований к кандидату в резервисты с ним заключается контракт о пребывании в резерве (далее - контракт). Процедура заключения контракта установлена ст. 57.2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Контракт несущественно отличается от контракта о прохождении военной службы.

К содержанию контракта законодательство относит добровольность поступления гражданина в резерв и срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве. Однако судебная практика <4> показывает, что в случае увольнения с военной службы по нарушению условий контракта со стороны военнослужащего срок военной службы суды относят к условию контракта.

<4> Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2012 год. Официально опубликован не был. <5> Более подробно см.: Журавлев С.И. Теоретические и правовые проблемы кадрового обеспечения пограничных органов федеральной службы безопасности: Монография. М., 2008. С. 61 - 80.

1) стороны контракта . Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части;

2) предмет контракта - подготовка гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (например, на военных сборах);

3) права и обязанности гражданина, пребывающего в резерве. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. Поскольку права и обязанности резервиста в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" указаны не в полном объеме, целесообразно дополнить п. 3 ст. 57.2 Закона указанием о том, что должностные права и обязанности резервиста устанавливаются его должностным регламентом;

4) срок контракта. На основании требований ст. 57.3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда. Также установлен предельный возраст для заключения первого контракта в зависимости от имеющегося воинского звания: для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - до 42 лет; для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта - до 47 лет; для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга - до 52 лет; для полковника, капитана 1 ранга - до 57 лет;

5) условие о возмещении средств федерального бюджета , затраченных на военную или специальную подготовку резервиста и размер указанных средств;

6) форма Контракта - письменная .

Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных ст. 57.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". О вступлении контракта в силу издается приказ по воинской части с указанием должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и его воинского звания, что является основанием для начисления ему денежных выплат, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 286-ФЗ).

Таким образом, рассмотрев вопросы правового регулирования поступления граждан на службу в мобилизационный людской резерв, можно сделать следующие выводы:

  1. Лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (резервистом) является гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступивший в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.
  2. Порядок поступления в мобилизационный людской резерв определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.
  3. К резервисту предъявляются следующие требования:

а) отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства;

б) соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям службы в резерве;

в) требования к состоянию здоровья;

г) уровень профессиональной и физической подготовки;

д) достижение возраста, при котором разрешено заключать контракт;

е) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

ж) допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (где это необходимо).

  1. К условиям контракта мы предлагаем отнести: стороны контракта; предмет контракта; срок контракта; права и обязанности сторон; условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку резервиста.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о призыве россиян, которые пребывают в запасе, на военные сборы в 2018 году и поручил выполнение всех необходимых мероприятий правительству РФ и органам ФСБ.

Военные сборы в России определяются законодательными правилами

Согласно ст. 54 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 российские граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы, которые делятся на учебные и проверочные.

Учебные сборы – это когда идет подготовка непосредственно в войсках, а проверочные сборы представляют собой проверку боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Продолжительность учебных мероприятия определяется ответственным за это государственным органом. При этом, по закону единственное ограничение здесь заключается в том, что общее продолжение сборов не может превышать два календарных месяца.

Также граждане не могут призываться на военные сборы чаще одного раза в три года, но необходимо отметить, что новые звания офицерам запаса присваиваются в основном после прохождения подобных военных мероприятий.

Сборы выполняют задачу подготовки активного военного резерва

Кроме того, на военные сборы могут быть призваны граждане старше 27 лет и лица, которые по определенным причинам не проходили срочную военную службу, хотя на практике это допустимо только теоретически.

Дело в том, что военные сборы выполняют роль подготовки военного резерва для действующей армии, поэтому на них вызываются лица, которые находятся в активном резерве Вооруженных сил РФ. Естественно, это должны быть только реальные военные специалисты, которые могут понадобиться армии в случае развертывания новых подразделений или в случае появления вакансий.

Также не нужно забывать про то, что резервисты делятся на разряды. Например, на сборы призывается только первый разряд, а это рядовые и сержанты до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет, майоры и подполковники до 55 лет, полковники до 60 лет и высшие офицеры, т.е. генеральный состав, до 65 лет, но на практике это носит выборочный характер.

В то же время, не нужно забывать про то, что подобные военные сборы имеют множество ограничений – педагогические работники, учащиеся ВУЗов и лица, имеющие трех детей, на них не вызываются. Да и штраф в размере от 100 до 500 рублей, предусмотренный в КоАП за неявку на военные сборы, говорит о том, что все это, по сути своей, носит добровольный характер.

Характер военных сборов сегодня изменился по сравнению с временами СССР

Соответственно, необходимо сделать однозначный вывод – военные сборы касаются не всех мужчин, которые подпадают под заданные в законе критерии и возрастные характеристики, а только тех российских граждан, которые реально нужны ВС РФ.

Заведующий кафедрой политологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, полковник в отставке Андрей Кошкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что военные сборы выполняют в России роль подготовки активного военного резерва.

«Повальные военные сборы были характерны для советского времени, когда все брали масштабами. Тогда люди призывались очень разношерстными группами, что приводило к тому, что эти сборы были малоэффективны. Фактически, речь шла о том, что в рамках этих сборов отбывалась определенная повинность», - констатирует Кошкин.

Кроме того, не нужно забывать про то, что при СССР мы жили при совершенно другом экономическом укладе, когда был примат государственной собственности на экономику, и не было проблемы призвать людей на военные сборы. Теперь все гораздо сложнее и государству по закону придется возмещать потери работодателя за призыв ценного работника на военные сборы.

И этот момент так же сегодня учитывается, поскольку никто не собирается тратить бюджетные деньги просто так.

Вооруженные силы РФ подобным образом поддерживают свой костяк

«На сегодняшний день вся эта система военных сборов является более продуманной и гибкой. Возможно, и сейчас здесь есть какие-то издержки, но, в целом, призыв на сборы тех лиц, которые находятся в запасе и проведение с ними занятий проходит намного эффективней, что реально позволяет держать порох сухим в пороховницах», - заключает Кошкин.

В этом вопросе нельзя забывать и про тот момент, что у нас сейчас идет переход на контрактную армию. Естественно, призыв никогда не будет отменен, но уже сегодня практически все ударные боевые части переведены на контракт.

Это значит, что там служат профессионалы, и это существенно ограничивает пространство для проведения таких сборов. Ведь они не должны носить формальный характер и быть неэффективными – на них должны готовиться нужные армии военные специалисты. Все это еще раз подтверждает тот факт, что данное решение президента затронет чрезвычайно ограниченный круг российских граждан.

«В первую очередь, в таком призыве из запаса нуждаются офицеры для того, чтобы подтвердить и укрепить свои военные компетенции, поскольку это основной костяк отечественных Вооруженных Сил», - резюмирует Кошкин.

Как считает эксперт, такие сборы должны позволить военным специалистам запаса ознакомиться с теми качественными изменениями, которые за годы их гражданской жизни произошли в Вооруженных силах РФ.

«Безусловно, здесь нельзя забывать и про элемент боевого сплачивания, поскольку после таких сборов люди понимают, что они нужны и продолжают себя ассоциировать с Российской армией, а это важно», - констатирует Кошкин.

Нарастающее геополитическое напряжение в регионе послужило причиной того, что российское руководство впервые за много лет всерьёз заговорило о модернизации армии резервистов, точнее - о создании принципиально нового управленческого института, специализирующегося на изучении и организации мобилизационного потенциала страны. Сейчас ещё сложно говорить о реальных сроках реализации проекта. Да, принят соответствующий закон, опубликован указ Президента. Но маховик системы только-только набирает ход.

Многие эксперты, как, впрочем, и простые граждане, уже сегодня интересуются нюансами данной программы. И главный вопрос, поднимаемый на всех уровнях - это, конечно же, возраст резервистов в Российской армии. По мнению военных аналитиков, спекуляции на эту тему в средствах массовой информации привели к тому, что объективные сведения затерялись на общем фоне подаваемой картины дня. Как следствие, возникла острая необходимость в проведении разъяснительной беседы с акцентированной расстановкой всех точек над «i».

Формирование армии резервистов: потенциальные претенденты

Согласно указу Президента, призыву на военные сборы в обязательном порядке подлежат следующие категории граждан:

  • лица, уволенные в запас ВС РФ;
  • бывшие студенты вузов, которые прошли комплексную подготовку на и получили офицерские звания;
  • мужчины, не прошедшие службу в рядах Российской армии по причине освобождения от призыва;
  • женщины с военно-учётной специальностью;
  • лица, имевшие на момент призыва отсрочку, а также те, кто получил право несения альтернативной ;
  • военнослужащие, уволенные без постановки на учёт.

Кроме того, отдельным положением указа определён максимальный возраст, до которого будут набирать резервистов в России - 60 лет.

Цель реорганизации системы подготовки резервистов

Стартовавшая в прошлом году реформа имеет далеко идущие планы. Первоочередная задача состоит в том, чтобы устранить присущую современной Российской армии бюрократическую неразбериху, а в перспективе - сделать из резервистов этаких универсальных солдат, способных встать в строй в считанные часы без потери функциональности и управляемости подразделений.

Но амбиции руководства Генштаба этим не ограничиваются.

Главная идея заключается в том, чтобы вывести резервные войска на новую ступень эволюции: установить между действующими боевыми соединениями и тыловиками такой уровень взаимопонимания, при котором в случае начала реальных боевых действий не придётся заниматься перепрофилированием личного состава. Проще говоря, на военных сборах будет культивироваться политика воспитания «многовекторного» солдата и офицера-специалиста, в равной степени подготовленного как для решения сугубо боевых задач, так и для выполнения функций, присущих гражданским силовым структурам.

Поскольку «универсализация» человека подразумевает длительный процесс обучения, то уже сейчас в Администрации Президента, в Правительстве и в обеих палатах Парламента ведутся жёсткие дискуссии относительно того, каким через 10-15 лет должен быть средний возраст резервистов в Российской армии: 20-34 года, как в большинстве западных стран, либо 30-45.

Военные сборы: учения или всё же боевой опыт?

Программа военных сборов - это не константа. Даже в течение одного календарного года для одних и тех же видов войск могут быть составлены абсолютно разные тренировочные алгоритмы.

Ситуация в мире постоянно меняется, поэтому выстраивать учения по одной и той же схеме было бы неправильно. Да и возраст резервистов в Российской армии, конечно же, играет свою роль. Люди, поотвыкшие от тягот и лишений срочной службы, далеко не всегда могут с первого раза выполнить норматив, который специальным образом просчитывался под физические возможности здорового двадцатилетнего парня. И это ещё одна причина призадуматься о том, не начать ли омоложение армии резервистов.

Если завтра война

Минобороны работает над проектом создания нескольких резервных армий, которые планируется сформировать в нашей стране в ближайшем будущем, рассказал сегодня «Известиям» зампредседателя комитета по обороне Госдумы Франц Клинцевич. Их личный состав, работая на своих предприятиях, будет периодически участвовать в военных сборах, а также ежемесячно получать доплату за пребывание в резервной армии. Резервисты будут готовы в любой момент прийти на свой сборный пункт, получить оружие и принять участие в заранее определенном сформированном подразделении.

Записаться в резервные армии смогут военнослужащие, закончившие срочную или контрактную службу. За ними будут закреплены места в воинской части. Проходя сборы, резервисты будут лучше готовы к учениям, сборам и реальной войне.

В качестве примера использования активного резерва приводится опыт США: демобилизовавшийся военный сразу или вскоре после увольнения из армии или ВВС заключает с Пентагоном контракт о регулярном участии в военных сборах и раз в неделю посещает занятия по боевой подготовке. Этот контингент составляет национальную гвардию, которая является видом вооруженных сил. Она может быть использована наравне с внутренними войсками в чрезвычайных ситуациях по распоряжению губернатора штата. Ее также используют в зарубежных военных действиях по решению президента США. Так, в Ираке и Афганистане, по подсчетам специалистов, участвовало более 300 тыс национальных гвардейцев.

Впрочем, госдепутат, пожалуй, слишком оптимистичен в прогнозах насчет «армий резервистов». Два года назад в Минобороны говорили только об эксперименте на базе Западного военного округа, планировалось, что численность «армии резервистов», возможно, составит 8600 человек.

Два года спустя

Эффективный резерв – многодесятилетняя мечта Минобороны нашей страны, потому что это тоже показатель боеготовности любой страны.

Резерв и военные сборов были в СССР и чем дальше, тем больше теряли эффективность. Призвать на сборы могли один раз в жизни, а могли и вовсе не призвать. В цене были водители – их вместо сборов задействовали на уборочном фронте в сельском хозяйстве. С толком проходили сборы танкисты. Остальные «партизаны», как называли резервистов, обычно были допнагрузкой для воинских частей. Эффективность отечественного резерва в конце концов свелась к нулю.

О постоянном, контрактном резерве активно заговорили несколько лет назад. В 2008 году Генштаб Вооруженных сил РФ сообщал, что «в ближайшее время» пройдет апробация новой системы подготовки и накопления «мобресурсов» на контрактной основе. Ежемесячные доплаты тогда называли на уровне 7 тыс рублей.

В 2012 году законопроект о мобилизационном резерве обсуждался с апреля по декабрь и под Новый год, 30 декабря, закон был принят. Таким образом, если проект создания «резервных армий» в Минобороне и обсуждается, то это значит, что он приступает к выполнению закона, принятому почти два года назад. В марте 2013 года правительство утвердило Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Резервный конкурс

Резервистов закон делит на две группы. Те, кто заключает контракт – «мобилизационный людской резерв». Остальные – «мобилизационный людской ресурс».

Процедура поступления в резерв подробно прописана: заявление в военно-учетный отдел, характеристика, «добро» медкомиссии, аттестация. Аттестацию надо проходить в воинской части, куда отправляют кандидата в резерв (дорогу оплатят за счет Минобороны). Решение о приеме кандидата или отказе принимает комиссия воинской части после квалификационного экзамена. Могут и отказать. По мнению авторов закона и положения, на резервные должности, звания могут быть и конкурсы. Контракт заключает командир части, которому предписывается «всестороннее изучение резервиста».

Срок контракта . По закону контракт можно заключать не менее чем на три года.

Возрастной порог : для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов – до 42 лет, для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта – до 47 лет, для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга – до 52 лет. Полковникам, капитанам 1 ранга можно заключать контракт до 57 лет.

Деньги : месячный оклад, коэффициент за высокогорье, север и пр., за новый контракт – единовременная выплата. За непрерывное пребывание в резерве, начиная со второго контракта - надбавки от 10 до 50%.

Размер оклада не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

На сборах должны выплачиваться оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклад по воинскому званию, командировочные при доставке к месту сборов, а на работе сохраняется средняя зарплата (стипендия) и, естественно, само место работы (учебы).

Льготы. Можно бесплатно пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повысить квалификацию в военных образовательных учреждениях, но на условиях, которые определяются Министерством обороны.

Возможно, в новом варианте российский резерв приобретет новое качество. Материальная заинтересованность активных резервистов, система сохранения и повышения их квалификации могут хотя бы отчасти осуществить давнюю мечту Минобороны. Отчасти – потому, что система подготовки и призыва на сборы, похоже, не обеспечит массовости «резервных армий», о которых сообщил депутат Госдумы.

Вы случайно не резервист?

Наверняка этот проект встретит скрытое сопротивление работодателей и осложнит их отношения с наемными сотрудниками. Не случайно, некоторые эксперты предлагают вербовать резервистов в первую очередь с предприятий ВПК, работающих в тесном контакте с Минобороны.

Пожалуй, самым слабым местом системы мобрезерва является туманность сроков отсутствия резервистов на основном рабочем месте. В октябре 2013-го в Положение о проведении сборов правительство внесло дополнение «Тренировочные занятия», которые должны проходить «в соответствии с требованиями программ боевой подготовки». Когда и как часто будут проходить тренировки – вопрос открытый.

Сейчас потенциальный гражданский начальник может запросто поинтересоваться у женщины, претендующей на вакантное место, а не собирается ли она в декрет в обозримом будущем, если да, то – до свидания. Такая дискриминация преследуется по закону, но она не афишируется, отказать от места повод найдется. Теперь начальники будут спрашивать у мужчин: не является ли он платным резервистом с гарантией регулярных военных сборов и тренировок.

Максимальный срок пребывания квалифицированного резервиста-контрактника ограничивается только его возрастом и может превышать более 20 лет.

Минобороны при обсуждении закона отмечало, что сборы будут проходить каждый год по две недели (чтобы резервистов не отрывать надолго от работы) плюс тренировки. Однако в положении о мобрезерве общая продолжительность военных сборов, к которым можно привлекать человека за все время пребывания в резерве, лимит сборов сформулирован иначе: он не может превышать 24 месяцев.

Работодатель считает: если исходить из 20 лет и более стажа контрактника, то выйдет среднем по два месяца в год (с сохранением зарплаты и стажа) плюс тренировки (с сохранением зарплаты и стажа). Если бы законодатели указали не 24 месяца сборов за всю карьеру резервиста, а указали годовой предел, стабильности стало бы больше. Кстати, первые желающие попасть на такой вид службы узнавали, что за три года срок «отрыва от производства» не превысит 120 дней. Заявления минобороны, конечно, дорогого стоят, но закон есть закон.

Эксперимент идет к концу

Для сравнения система подготовки резервистов нацгвардии США ясна и понятна: 48 занятий по четыре часа в течение года в учебных центрах, то есть практически каждые выходные – военная подготовка плюс трехнедельные сборы, командно-штабные и войсковые учения, проводимые совместно с войсками регулярной армии.

Минобороны РФ сети учебных центров не имеет, поэтому резервистами по закону должны заниматься командиры воинских частей. Первое экспериментальное подразделение создали в Хакасии. Также было объявлено, что опыт проведут и на базе одного из войсковых формирований в Сибири.

Подходит срок огласить результаты эксперимента с привлечением на контракт резервистов. Не исключено, что в законе, положениях о мобилизационном резерве появится новые поправки.

Справка ЛН. Мобилизационному резерву посвящены, в частности, «Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве», правительственное постановление о тренировочных занятиях резервистов-контрактников «О внесении изменений в Положение о проведении военных сборов» и базовый документ – федеральный закон №288 от 30 декабря 2012 года. Этим законом внесены изменения в законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 утверждено Положение о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве (далее - Положение N 933). В статье рассмотрены порядок зачисления в мобилизационный резерв и порядок исключения из него.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона N 53-ФЗ*(1) для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов создаются:
- запас Вооруженных Сил РФ;
- запас Службы внешней разведки РФ;
- запас Федеральной службы безопасности РФ.
Данные запасы предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.

Примечание. В соответствии с п. 3 Положения N 933 поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 17.07.2015 N 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил РФ" финансирование мероприятий, связанных с формированием резерва, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны.

Организация мероприятий по обеспечению комплектования мобилизационного резерва возложена на военные комиссариаты.
Отметим, что в соответствии с положениями ст. 57.4 Федерального закона N 53-Ф3 контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
- солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
- младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
- майора, капитана 3-го ранга, подполковника, капитана 2-го ранга, - в возрасте до 52 лет;
- полковника, капитана 1-го ранга, - в возрасте до 57 лет.
Кроме того, заключение контракта возможно с лицами, завершившими обучение на военной кафедре в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение 15 лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Для заключения контракта гражданин, изъявивший желание его заключить, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете, или заявление и документы, перечень которых приведен в п. 11 Положения N 933, в воинскую часть.
В течение месяца данное заявление должно быть рассмотрено, принято решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела по отбору граждан, поступающих в резерв (п. 14 Положения N 933).
Далее кандидат, признанный комиссией соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом N 53-Ф3 для зачисления в резерв, получает от начальника отдела соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта (п. 19 Положения N 933). На время следования гражданин обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.
По прибытии в воинскую часть между гражданином РФ и Минобороны в лице командира (начальника) воинской части заключается контракт.
Контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу прикладывается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается гражданину на руки.
Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 57.3 Федерального закона N 53-ФЗ первый контракт о пребывании в резерве заключается на три года.
Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

В соответствии с п. 24 Положения N 933 в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.
Основными ее задачами являются:
- определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;
- подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;
- представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами РФ;
- рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.
Проведением аттестации, а также решением иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) занимается аттестационная комиссия.
Отметим, что в силу п. 33 Положения N 933 для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Примечание. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве (п. 26 Положения N 933).

Примечание. Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с п. 2, 3 Положения N 933 пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.
Занятие воинской должности предполагает выдачу резервистам денежных выплат, которые подразделяются на ежемесячные и единовременные.

К денежным выплатам относятся (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 76-ФЗ*(2)):

Ежемесячные выплаты

Единовременные выплаты

Месячный оклад;
- районный коэффициент и процентная надбавка (за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях);
- ежемесячная процентная надбавка к месячному окладу за непрерывное пребывание в резерве (от 3 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 20%; от 10 до 15 лет - 30%; от 15 до 20 лет - 40%; 20 лет и более - 50%)

При сроке нового контракта три года либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - один месячный оклад;
- при сроке нового контракта пять лет либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - полтора месячных оклада

Кроме перечисленных выше выплат резервисту могут назначаться и другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством РФ и не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию (п. 3 ст. 13.1 Федерального закона N 76-ФЗ).

Кроме денежных выплат в соответствии с законодательством РФ граждане, заключившие контракт на период нахождения в мобилизационном резерве, обеспечиваются:
- питанием по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ);
- вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военных сборов (п. 2 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ).
Кроме того, граждане, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных учебных заведениях высшего и среднего специального образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ). Однако в соответствии с п. 6 ст. 57.2 Федерального закона N 53-ФЗ в случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобилизационном резерве по основаниям, предусмотренным законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы:
- на выдачу денежных выплат гражданам, зачисленным на воинские должности, осуществляются по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- на приобретение и выдачу вещевого имущества - по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Расходы на оплату договоров, предметом которых является организация питания резервистов, производятся по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В случае если организация питания осуществляется в столовых воинских частей, расходы на приобретение продуктов питания отражаются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

В соответствии с п. 36 Положения N 933 гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ. Основаниями, перечисленными в данной статье, являются:
- достижение предельного возраста пребывания в запасе;
- истечение срока контракта о пребывании в резерве;
- признание военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;
- лишение воинского звания;
- вступление в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
- прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства;
- возникновение оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Основаниями досрочного исключения из резерва считаются (п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-Ф3):
- организационно-штатные мероприятия;
- невыполнение условий контракта о пребывании в резерве;
- отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска;
- поступление на службу в СК РФ, органы и учреждения прокуратуры РФ и назначение на должность судьи.
Согласно п. 38 Положения N 933 об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

Примечание. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет также право на досрочное исключение из резерва.

Как уже было отмечено выше, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае досрочного исключения из мобилизационного резерва по следующим основаниям:
- лишение воинского звания (пп. "г" п. 1 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- вступление в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно (пп. "д" п. 1 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- невыполнение условий контракта о пребывании в резерве (пп. "б" п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска (пп. "в" п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ).
Правила исчисления размера средств, затраченных на военную и специальную подготовку граждан РФ в период пребывания в мобилизационном резерве, в случае их досрочного исключения из мобилизационного людского резерва установлены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2015 N 850 (далее - Правила N 850).
В соответствии с п. 2 Правил N 850 размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ, досрочно исключенных из мобилизационного людского резерва по перечисленным основаниям, определяется исходя из расходов, произведенных воинскими частями (организациями) на эти цели.

В состав расходов включаются затраты:

На содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для военной подготовки граждан (далее - основные средства);
- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе (далее - материальные запасы);
- на содержание командного состава (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, на вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), который проводит учебные занятия по военной подготовке (далее - командный состав).

Перечни конкретных видов основных средств и материальных запасов, а также методики расчета расходов, включаемых в состав затрат, приведенных выше, для воинских частей (организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Размер подлежащих возмещению средств определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.
Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств (ФЗ) рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по формуле (п. 7 Правил N 850):

ФЗ = (Р1+Р2+Р3)/ШЧ

Р1 - расходы на износ основных средств, тыс. руб. в год;
Р2
- расходы на приобретение материальных запасов, тыс. руб. в год;
Р3
- расходы на содержание командного состава, тыс. руб. в год;
ШЧ - штатная численность мобилизационного людского резерва воинской части (организации), человек.

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором с гражданином заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта (п. 8 Правил N 850).
Средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку (ТЗ), граждане возмещают в размере, рассчитанном по формуле (п. 9 Правил N 850):

ТЗ = ФЗ x (ПЛР + ПМР / 12) , где:

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. руб. в год;
ПЛР - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. руб. в год;
ПМР - количество полных месяцев пребывания (один месяц - 30 дней) в мобилизационном людском резерве, прошедших со дня истечения полного года пребывания в мобилизационном людском резерве (для последующих лет пребывания в мобилизационном людском резерве);
12 - количество месяцев в году.
Средства федерального бюджета, полученные при заключении контракта (Р), граждане возмещают в размере, рассчитанном по формуле (п. 10 Правил N 850):

Р = (ЕДВ + ДВ)/Трез х Тискл , где:

ЕДВ - размер полученной гражданами единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта, тыс. руб.;
ДВ - другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, тыс. руб.;
Трез
- количество дней, на которое заключен контракт;
Тискл
- количество дней, оставшихся до истечения контракта после исключения гражданина из мобилизационного людского резерва.

* * *

В заключение кратко сформулируем основные выводы:
1. Заключение контракта с резервистом и его расторжение осуществляются в соответствии с Положением N 933.
2. Гражданам, зачисленным в мобилизационный резерв, назначаются денежный выплаты согласно Федеральному закону N 76-ФЗ. Кроме того, они обеспечиваются питанием и обмундированием, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных учебных заведениях без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны.
3. В случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобилизационном резерве по основаниям, предусмотренным законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".