Посеянное семя

После первых наставлений о значении дхармы, полученных от учителя Нангаку, у Ма-цзы появилось такое чувство, как будто он испил изысканнейшего нектара. Склонившись перед учителем, Ма-цзы спросил:

Что должен делать человек, чтобы войти в гармонию без формы?

Учитель ответил:

Когда ты культивируешь путь внутреннего покоя, это подобно посеянному семени. Когда я излагаю тебе сущность дхармы, это подобно небесному ливню. Если ты восприимчив к учению, тебе суждено видеть Дао.

Ма-цзы снова спросил:

Но если Дао за пределами цвета и формы, то как его можно увидеть?

Учитель ответил:

Глаз дхармы твоего внутреннего духа способен воспринимать Дао. Так же с бесформенной гармонией.

Есть ли это всё ещё деяние и недеяние? - спросил Ма-цзы.

На это учитель ответил:

Если некто видит Дао с точки зрения деяния и недеяния или собирания и разбрасывания, то он не видит Дао по-настоящему.

Из книги Оккультизм, колдовство и моды в культуре автора Элиаде Мирча

VI. ДУХ, СВЕТ И СЕМЯ В статье, написанной в 1957 году, я рассматривал ряд переживаний, мифологий и гипотез, связанных с «мистическим светом». Моим основным намерением было установить морфологию, которая облегчала бы относящийся к этому сравнительный анализ. По существу,

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Семя и плод Какова причина, таков результат. Каково семя, таков будет и плод. Каков поступок, таков будет итог.Крестьянин сажает два семени в одну и ту же почву. Одно семя - семя сахарного тростника, другое - семя нима, тропического дерева с древесиной и листьями очень

Из книги Стеклянные глаза Индии автора Сербский Николай Велимирович

Семя Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт, не знает он.Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.Когда же созреет плод, немедленно посылает

Из книги Послание к Филиппийцам автора Мотиер Дж. А.

Семя и семя Семя есть слово Божие (Лк.8:11) В тишине зимней звездной ночи, в глухой тишине пещеры подземной родился Мессия, Спаситель мира.На Востоке звезды кажутся более близкими по отношению к земле и духовный мир более близким по отношению к людям, нежели на Западе.От

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

3. Семя Теперь мы должны обратиться к изучению некоторых деталей этой программы роста. Мы сразу же замечаем, что Павел сеет любовь как начаток христианской жизни: это отправная точка роста - любовь ваша должна более и более возрастать. Он не упоминает о каком–либо

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое),

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду,) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая,

Из книги автора

17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18. и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего "Благословляя благословлю

Из книги автора

6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9. Онан знал, что семя будет не ему, и

Из книги автора

7. Поля при реке, по берегам реки, и все, посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет. Поля при реке, т.е. самые плодородные луга при устье Нила.Посеянное при реке, т.е. каждый засеянный клочок

Из книги автора

3. Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! 4. Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи... Вот в

Из книги автора

9. и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. И будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племен... Если прежде народ еврейский был беден, незнатен, унижен и стеснен

Из книги автора

11. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. Сравнив новозаветную церковь с землей и садом, Господь, по словам блаженного Феодорита, "показал всю вселенную, ставшею единым

Из книги автора

19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. 20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21. но не имеет в

Из книги автора

22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. (Мк. 4:18; Лк. 8:14). По Иоанну Златоусту. "Спаситель не сказал: век, но: но забота века сего; не сказал: богатство, но: обольщение богатства.

Из книги автора

23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. (Мк. 4:20; Лк. 8:15). Лучшее толкование этого места принадлежит, из древних толкователей, Евфимию

Девственная почва, взборожденная, при помощи быков, плугами опытных земледельцев, принимает семена; охватив их своими комьями, она прежде произращает траву, потом удлиняет колос, потом в колосе наливает хлебное зерно. Тогда земледельцы, видя блестящий колосистый посев, хвалят надежды своих трудов, спешат искренне умилостивить Бога, чтобы Он в целости сохранил плоды обнаруживающихся благ. Часто, когда приближается середина лета, надежда почти достижима и земледелец радуется, тогда или знойный ветер иссушает колос, или ржавчина гноит, или град истребляет, и исчезает преждевременная надежда; земледелец, угнетенный сильным унынием, отложив серп, сокрушается печалью о преждевременном конце лета. Но когда благорастворенность воздуха сделает колос блестящим и зрелым, и белеющий посев согнется наподобие старцев, ожидая летней жатвы, тогда сельчане, с острыми серпами в своих широких дланях, прибавляют к трудам труды, удовлетворяют свое желание, насыщаются исполнением своих надежд. Тогда вол веселой поступью, с суровым взглядом, отправляется на гумно, когда остальные животные отдыхают дома. Остальные животные, козы, свиньи и овцы, которые не подвергали свои шеи ярму плуга, стесняясь своей совестью, рабски приближаются к гумну (и) похищают вязанки колосьев; только вол, вытянув широкий язык, смело берет плоды своих трудов. Ты видишь там жнецов, видишь там плодоносную пашню, гумно, вола; перейди отсюда к церковному благоустройству, и ты увидишь таинственную церковную обработку земли.

«Вышел сеятель сеять» («Изыде сеяй сеяти» ). Мы только что слышали об этом из Евангелия. "Вышел" . Кто? Христос, пришедший с неба в мир. "Сеятель" – Христос, семя – слово Божие, пашня – человечество, волы – апостолы, плуг – крест, ярмо – единомыслие; яремный ошейник – сладкая любовь, соединяющая выи апостольские. «Вышел сеятель сеять» . Вышел Христос не с тем, чтобы жать, но сеять; еще не были посеяны семена воскресения в сердцах людей. «Вышел сеятель сеять» , не рожь, не ячмень, не пшено, ни другое что-нибудь земное, но веру в Отца и Сына и Святого Духа, надежду воскресения, любовь к Богу и людям нелицемерную и небезразличную. Сеющий Христос вышел из отеческого лона, сущий в лоне Отца, и пришел к нам, как сам прямо говорит: «Я от Отца исшел и при хожу» (). Но исшел от Отца, отнюдь не разлучаясь с Ним, а с нами пребывая. Этот сеятель вышел, чтобы искоренить плевелы, злобно посеянные диаволом в душах людей. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ("Всяк сад , – сказано, – егоже не насади Отец мой небесный, искоренится» ) (). Вышло солнце правды, чтобы светлыми лучами Своего божества осиять омраченные сердца людей. Вышел пастырь овец, чтобы, посеяв соль благочестия, доставить овцам здоровый корм писанного закона. Вышел сеятель с десятью запряжками волов, чтобы сделать один скудельный сосуд и, посеяв шесть мерок, сделать три меры.

Теперь говори, Исайя, не молчи! «Где вспашут десять пар волов , там даст одну кружку» (). Десять запряжек волов – это двадцать волов; десять разумных запряжек волов – это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» («где хощеши уготоваем... пасху?» ) А он им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель... наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (; Мрк. 14:13–15). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, – (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды – Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. "Идит е вот в этот град" , – не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, – смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, – но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». «Где вспашут десять пар волов , там даст одну кружку». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в... законе: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (), но о нас говорит), – там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда-либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры?

Но исследуем смысл Писания, возлюбленные, войдем во внутреннюю завесу буквы, и мы встретимся с божественным разумением Духа. Сеятель шести артабов сделает три меры. Шесть артабов – , то есть, четыре евангелиста, Деяния и апостолы. Посеявший эти шесть артабов в какой-либо одной душе делает три меры – исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. «Вышел сеятель сеять» не злак для приготовления хлеба, но животворную веру; не ячмень в пищу неразумным, но пищу для дыхания людей; не пшено, питающее птиц, но божественное слово, огненное, подобное зерну горчичному, сильно возгревающее наши души для благочестия и мудрости. «Вышел сеятель сеять…, и… иное упало при дороге и было потоптано, и пришедшие птицы небесные поклевали его; а иное упало... в терни и, и... заглушило терние росток. А иное упало на камен истость , и так как не имело корня, прозябнув, тотчас засохло" (). То, что при пути, – ариане; терние – евномиане; то, что на камне – марафониане. И ты заметь в точности, возлюбленный! «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге» . Не сказал: «на пути», но «при дороге» . Какой же путь, кроме Христа, говорящего: «Я есмь путь и истина» ()? То, что при пути – ариане. Они не на пути, не православны, и опять не вдали от пути, как эллины или иудеи, но при пути, то есть, подле Христа, подле правой веры. Исповедание ими Христа делает, что они близ пути; непризнание ими Христа Сыном Божиим препятствует им быть на пути. Поэтому, прилетевшие небесные птицы, то есть, духи лукавства, уносят из их сердец божественное слово, и совершенно лишают их правой веры. Терния – евномиане; у них самих есть терния злословий; они произрастают траву веры, но не заканчивают колосом исповедания. Исповедание ими Христа делает, что они произрастают траву веры; но опять учение их о творении и создании делает, что их колос веры сохнет незрелым. Поражая и заглушая слово истины эллинскими учениями о почитании твари вместо Бога, они делают это слово, в отношении правой веры, совершенно бесплодным и непроизводительным. То, что на каменистой земле, – марафониане. Не сказало Писание: «то, что упало на камень», потому что "камн ем... был Христос» (), но: «на каменист ость». Они ни добрая земля, не православные, ни камень, чтобы, будучи высечены из камня учителями, создать храм Божий, – но что? Они сталактит. Есть некоторая порода камня, по имени сталактит; он ни земля, ни твердый камень; мягок против камня, но тверд против земли. Исповедание ими Сына Божия подобным по существу Отцу делает их более мягкими; отрицание ими Святого Духа делает их сердца затверделыми.

Итак, они ни добрая земля, чтобы произвести хорошее растение и нарядиться им в красоту веры, ни твердый камень, чтобы непоколебимо и невозмутимо соблюдать исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. Они принимают это слово, и произращают, но тотчас его сушат и охлаждают; вследствие этого у них корни помышлений не в глубине духа. И хотя они исповедуют, что Христос Сын Божий, но, отрицая Святого Духа, они и Сына не имеют, по свидетельству и слову апостола: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" («аще... кто Духа Христова не имать, сей несть егов» ) (). «И иное упало на добрую землю и дало плод, ...и ... одно тридцать делало, другое шестьдесят, иное сто» (Мрк. 4:8). Добрая земля – сердце православных; она существует вне еретических терний, обработана совершенными учителями, и как бы взборождена, принимает евангельские слова, становящиеся семенами для души. Такое сердце прежде всего произращает траву веры, потом удлиняет колос надежды, потом показывает зрелый плод совершенной любви. Об этих трех плодах души вспоминает и блаженный Павел словами: «вера, надежда, любовь» (). Верующий делает тридцать, надеющийся – шестьдесят, усовершаемый в любви делает сто; помазуемый делает тридцать, сходящий в воду делает шестьдесят, усовершаемый в таинстве делает сто. Так из одного семени он приносит троякий плод: Бога славословит, возвышает, самого себя спасает. Такой получает свою награду от Святой Троицы: духом разумеет, душой провидит, телом терпит. Он трижды благословляется: на земле славится, из мертвых воскресает, на небе упокаивается. Такой чествуется тремя высокими степенями: тридцатью, когда на небе; шестидесятые, когда между ангелами; сотней, когда у Бога. Такой кроток, тих, смирен, мудр, милостив, сострадателен, праведен, странник мира, чужд жизни, только образом является на земле, а сердцем и делами пребывает на небе. Некоторые из еретичествующих, по своему неразумному суждению, измышляют лестницу в словах богохульных. Что они говорят? Вера в Духа делает тридцать, в Сына – делает шестьдесят, в Отца – делает сто. Они не знают, что когда умаляют Духа Святого, (на деле) Его возвеличивают. Они ставят Духа впереди Отца и Сына; говорят: верующий в Духа делает тридцать; и впереди Отца прежде всего ставят Духа, потом Сына, потом Отца. Мы мыслим противоположно, противоположное и говорим. Верующий верует прежде всего не в Духа, но в Отца; верующий в Отца делает тридцать; присоединяющий веру в Сына удваивает число и делает шестьдесят; облекшийся в Духа Святого закончил сотней, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Если хотите получить урожай зелени и овощей раньше всех, то для вас есть старинный способ - посейте семена под зиму. Такие посевы позволяют получать неплохие урожаи в засушливые годы, которые в последнее время участились.

Зимняя закалка

Преимуществ подзимних посевов масса. Американцы давно заметили, что семена из неубранных по осени томатов дают мощную рассаду, устойчивую к большинству болезней. А все потому, что зимой семена проходят своеобразную закалку: слабые отсеиваются, а набухшие семена прорастают, как только потеплеет, максимально используя весеннюю влагу.

Еще один плюс подзимних посевов заключается в том, что весной у нас и так работы невпроворот, а осенние посевы позволяют в марте-апреле-мае заняться чем-то другим, не менее полезным. Кроме того, урожай от таких посадок значительно выше.

Когда сеять будем

Подзимние посевы проводят в конце октября-начале декабря. При этом надо постараться угадать так, чтобы посадить овощи и посеять семена перед замерзанием почвы. Можно сделать и так: подготовить бороздки, а семена посеять уже по мерзлой почве, засыпав потом борозды заранее подготовленной сухой землей.

Что сеять

Под зиму можно сеять любые зеленные культуры: укроп, петрушку, лук, а также: редиску, репу, сельдерей, пекинскую капусту, семена помидоров и так далее. То есть, под зиму вы можете засеять целый огород!

ВНИМАНИЕ!

Старайтесь посеять семена как можно позже. Так как, если температура позволит, большинство из них может прорастать сразу после посева. Влаги осенью сколько хочешь, а вот температура им нужна +2…+4 0С.

Одни плюсы

Посев под зиму ускоряет цветение и получение урожая на 1-3 недели. Таким простым способом мы можем избежать утомительного выращивания рассады на подоконниках, на которых она все равно вырастает хилой и бледной.

Если вы решите таким образом вырастить однолетнюю астру, то получите более сильные растения, устойчивые к болезням, которые зацветут практически одновременно с теми, которые были посеяны на подоконнике еще в марте.

Если кончается срок годности

Осень - лучшее время чтобы посадить овощи , а также для посева семян, у которых уже заканчивается срок годности, или тех, чье качество вызывает сомнения. Почему же «подозрительные» семена имеет смысл сеять под зиму? Во-первых, в условиях сухого воздуха теплой квартиры они значительно быстрее потеряют всхожесть, и весной их можно будет смело выбросить. Во-вторых, подзимний посев позволит уже ранней весной увидеть, появились ли всходы. И если нет, то, не теряя времени на определение всхожести старых семян, вы сможете посеять новые.

Норма посева - в 1,5 раза больше

Чтобы подстраховаться, норму посева под зиму увеличивают в 1,5-2 раза. Семена должны быть полновесные, крупные. Заделывают их в почву немного глубже, чем при весенних сроках посева. И ни в коем случае не замачивают семена и не обрабатывают их стимуляторами, теплом и магнитами.

Самое популярное на сайте

18.01.2017 / Ветеринар

БИЗНЕС-ПЛАН по разведению шиншилл от Пл...

В современных условиях экономики и рынка в целом для начинания бизнес...

01.12.2015 / Ветеринар

Если сравнить людей, которые спят полностью раздетыми под одеялом и те...

19.11.2016 / Здоровье

Лунно-посевной календарь садовода-огоро...

11.11.2015 / Огород

Под огурцы лучше всего готовить не только лунки, но и грядку целиком....

30.04.2018 / Огород

На Юге формировку деревьев проводят осенью или весной, а северяне &nda...

27.03.2019 / Народный репортер

В промышленных угодьях виноград садят с помощью тракторов и специально...

03.04.2019 / Виноград

На сухарях мои помидоры растут как сума...

Хочу рассказать о том, как я простым способом смогла повысить урожайно...

28.02.2017 / Народный репортер

Кто попробует этот способ выращивания рассады, тот другого уже никогда...

01.03.2019 / Народный репортер

С чего начинается хороший урожай овощей? Даже новичок знает, что со зд...

26.03.2019 / Народный репортер


Почему семена не всходят

Причина первая: семена с просроченным сроком годности

Именно это считают причиной неудачи чаще всего. Хотя на самом деле это, пожалуй, наименее вероятное объяснение отсутствия всходов. Современные производители семян очень следят за сроками годности своей продукции и обязательно указывают ее на пакетике (причем, как правило, с запасом).

Впрочем, стоит знать, что из-за хранения при слишком высокой или слишком низкой температуре и влажности воздуха, срок годности семян может уменьшиться. А храниться подобным образом они могли как в магазине, так и у вас. Вот почему, наилучший вариант – это семена, помещенные в специальную упаковку из фольги, которая предохраняет их от внешних воздействий и в несколько раз увеличивает срок годности.

Причина вторая: «непородистые» семена

Все вышесказанное (про точные сроки годности и специальную упаковку) относится лишь к серьезным семеноводческим компаниям, которые дорожат своей репутацией. Если же вы купили пакетик какого-то неведомого производителя, не стоит надеяться, что «непородистые» семена из него взойдут, а впоследствии порадуют вам именно такими цветами, которые изображены на красивой картинке. Конечно, семена от известного производителя стоят несколько дороже, но, поверьте, это того стоит!

Причина третья: перед посевом этим семенам требовалась специальная обработка

Если вы - начинающий цветовод, то возможно понятия не имеете о том, что далеко не всякие семена прорастают только от того, что их закопали в землю и полили. Увы, но далеко не всегда информация о необходимой предпосевной обработке содержится и на пакетике с семенами. Возможно, производители считают, что подобные тонкости могут отпугнуть покупателя, и он не приобретет такие «сложные» семена.

Так как же нужно обрабатывать семена перед посевом

Крупные семена с твердой оболочкой (например, клещевина) прорастают легче, если ее нарушить. Можно делать это с помощью наждачной бумаги или острого лезвия, немного подпиливая или надрезая оболочку. Но делать это надо очень аккуратно, чтобы не повредить зародыш. В общем-то, та же самая клещевина может прорасти и без таких ухищрений, но делать она это будет куда дольше.

Стратификация – это еще один способ обработки семян. Чаще всего он используется при выращивании из семян многолетних растений. Дело в том, что в природе большинство многолетников дают семена в конце лета - осенью, после чего несколько месяцев подвергаются воздействию низких температур и лишь после этого прорастают. Именно поэтому очень многие многолетние виды просто не могут прорасти без такого «холодного периода». Создать его можно двумя способами: или посеять семена в грунт под зиму, или подержать плошку с посевами несколько месяцев на нижней полке холодильника (если конечно ваши домашние не будут против!).

Причина четвертая: эти семена просто очень долго всходят

Семена многих цветов (особенно многолетних) могут всходить чуть ли не по полгода. Так что иногда нужно просто набраться терпения и не ставить крест на результатах своего труда, если ростки не появились через неделю.

Среди многолетников таких «тугодумов» очень много, но, к счастью, большинство из нас все-таки чаще выращивает однолетники, которые редко когда всходят больше месяца. К наиболее «задумчивым» относятся клещевина, вербена, настурция, кобея и некоторые другие.

Причина пятая: вы их неправильно посеяли

Дело в том, что некоторым семенам для прорастания необходим свет, а потому их ни в коем случае нельзя засыпать землей, а некоторые, напротив, прорастают только в темноте (горшок или грядку с ними даже рекомендуется накрывать чем-то темным).
Кроме того, у некоторых растений очень мелкие семена, которые просто не могут пробиться сквозь даже самый минимальный слой почвы. И если семена какой-нибудь настурции вполне способны проклюнуться и из-под двухсантиметрового слоя почвы, то лобелия или петуния могут прорасти лишь при поверхностном посеве.

Кстати, многие производители указывают информацию о глубине посева и световом режиме на упаковке. Так что, читайте внимательно!

Причина шестая: вы забыли их вовремя полить и они просто высохли

Если вы полили семена при посеве, это еще не значит, что полученной влаги им хватит до момента прорастания. Очень часто семечко набухает, в нем начинает формироваться будущий росток и… именно в этот момент влага в почве и заканчивается. В итоге, росток гибнет и последующий полив уже никак ситуацию исправить не может.

Причина седьмая: для прорастания им требуется более высокая температура

Особенно актуальна эта причина тогда, когда семена весной сеются непосредственно в грунт. Дело в том, что большинство выращиваемых в наших садах и на балконах цветов (особенно однолетников) – это выходцы их южных стран, а потому им для прорастания нужна температура не ниже 15, а то и 20 градусов. В холодной же и мокрой земле они просто гниют. Вот почему большинство однолетников рекомендуется выращивать рассадой. Кстати, информация об оптимальной температуре прорастания тоже довольно часто указывается на пакетиках с семенами.

Причина восьмая: они взошли, но сразу же погибли

Если вы не проверяли всходы неделю или две, то за это время только что появившиеся ростки могут вылезти, загнуться и даже… полностью исчезнуть (особенно, если они были совсем крошечные).

Итак, помните, что если вы посеяли семена в грядку и уехали с дачи, то за время вашего отсутствия всходы могут успеть не только появиться, но и погибнуть от заморозков или высыхания верхнего слоя почвы. Лучший способ предохранить их от этих проблем – накрыть посевы пленкой, сохраняющей влагу и тепло.

А вот если семена были посеяны дома, то у нежных всходов есть шанс без вашего внимания погибнуть как от отсутствия воды, так и от его избытка. В последнем случае опасность представляет такая болезнь, как «черная ножка». Она приводит к тому, что нежные всходы подгнивают у основания и погибают буквально за несколько дней (особенно этому подвержены астры, лобелия, петуния, левкои и др.).

Причина девятая: при посеве гранулированных семян вы недостаточно увлажнили гранулы

Конечно, семена в гранулах – это очень удобно. Особенно, когда сами семена очень мелкие и посеять их на нормальном расстоянии друг от друга почти невозможно. Кроме того, в гранулах обычно содержится запас питательных веществ на первое время роста, а также препараты, защищающие молодые растения от некоторых болезней. Все прекрасно, но есть одно «но»! Для того, что семечко смогло разрушить оболочку гранулы, оно требует очень хорошего полива. То есть просто слегка увлажнить верхний слой почвы явно не достаточно!

Если семена требуют лишь поверхностного посева (то есть землей их засыпать нельзя), гранулы просто раскладывают на поверхности почвы и тщательно увлажняют с помощью распрыскивателя (лейкой лучше пользоваться лишь при посевах в открытый грунт, когда гранулы или сами семена крупные) и накрывают плошку стеклом или пленкой.

Если гранулы рекомендуется засыпать землей, то перед этим их все равно обязательно нужно полить, после чего присыпать тонким слоем почвы и еще раз полить. Накрывать посевы стеклом или пленкой и в этом случае нужно обязательно.

Причина десятая: во всем виновата Луна

Ну и напоследок самое спорное из всех возможных объяснений. Возможно дело в том, что вы посеяли семена в неблагоприятный период по лунному календарю (то есть когда этого делать нельзя, потому что энергия прорастания семян в такой период сильно снижена). Хотя я, честно говоря, отношусь к подобным календарям с большой долей скептицизма. Много раз убеждалась, что семена, посеянные в «правильный» период, не прорастали а, напротив, в «неправильный» - всходили чуть ли не на следующий день. Впрочем, если никаких других объяснений для неудачи нет – свалить все на Луну очень удобно. Исходя из этого, заранее лучше в подобные календари даже не заглядывать. Ну чтобы потом можно было успокоить саму себя тем, что вы же не знали, что день для посевных работ был неподходящий. На тот случай, если вас все же постигнет неудача!

Глава 1. Рассказ о пшеничном зерне

"Если пшеничное зерно, падши в землю не умрёт, то останется одно;
а если умрёт, то принесёт много плода". (Иоанна 12:24)

Господь Иисус Сам, несомненно, Тот, к Кому, прежде всего, относится этот отрывок, но Он добавляет: "Кто Мне служит, Мне да последует", - чтобы призвать "детей царства" в полнейшее общение с Собой, так, чтобы в пожертвовании жизнью они также могли принести много плода во славу Отца Его. Пусть это запомнится не в аспекте умилостивления за грехи, потому что "Он топтал точило Один, и из народов никого не было с Ним" (Ис.63:3), но в послушании закону жертвенности для плодоношения. Союз с Ним, Кто отдал Свою жизнь, как первое зерно-семя, существенен для нас, Его последователей сегодня, если мы собираемся достичь цели нашего существования.
Чтобы проследить начало истории Божиих зерен-семян, мы должны обратиться к притче о сеятеле, притче "начал".
"И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?" (Марк.4:13).
Если мы не понимаем, как семя прорастает к жизни, оживлённое силой Святого Духа, и становится началом жизни Божией в душе, то как мы можем понять развитие этой жизни и дальнейшие стадии её роста, как они представлены нам в других притчах? Как мы можем понять закон жертвенности, как он открыт в излиянии до смерти первого Зерна-семени? Ибо истинное знание тайн царства всегда согласовывается с развитием скрытой жизни царства внутри нас.

Притча начал: сеятель, семя и почва

1. "Вот вышел сеятель сеять" (Марк.4:3).
Сеятель может быть как Самим земледельцем, так и Его работниками, посланными по Его команде. В любом случае мы видим, что всё, добивающееся душ, и всё, сеющее семя жизни, начинается на стороне Бога и Самим Богом. "Бог так возлюбил..., что отдал..." (Ин.3:16).
2. Семя, посеянное сеятелем.
"Семя есть слово Божие" (Лук.8:11).
"...слово о царствии..." (Матф.13:19).
Написанное слово содержит зародыш вечной жизни. Живое Слово, Христос Божий, сокрыт в написанном слове, которое, будучи посажено в сердце, сообщает человеку новую жизнь, так что души оказываются рождёнными "словом истины" (Иак.1:18). "Возрождённые не от тленного семени, но... словом Божиим, живым и пребывающим вечно" (1Пет.1:23).
3. Почва, в которую посеяно семя.
"Какое-то упало при дороге" (Марк.4:4; ВКЯ).
"Какое-то упало на каменистую почву" (Марк.4:5; ВКЯ).
"Какое-то упало в терние" (Марк.4:7; ВКЯ).
"Другое упало на добрую землю" (Марк.4:8; ВКЯ).
Одинаковое семя, содержащее тот же зародыш жизни, те же возможности, и всё же натыкается на четыре разных результата у четырёх классов слушающих. О, как важна эта притча "начал". Как много зависит от старта.

Случаи при сеянии семян

1. Упавшее при дороге.
"Упавшие при дороге - это суть те, которые услышали; потом приходит дьявол и похищает слово" (Лук.8:12).
Лежащее на поверхности легко похищается. Дьявол приходит на каждое сеяние слова жизни. Он должен быть там, чтобы "тот час" стащить семя, потому что слушающему не должно даваться время на размышление. Чего он боится, так это "чтобы они не уверовали и не были спасены".
Что он страстно желает похитить, так это слово Божие! Пусть Божии вестники помнят это. Дьявол не боится рассуждений о слове, но - слова самого, содержащего зародыш жизни. Выступления могут быть, как столь блестящими и обширными, так и не содержащими настоящих "семян" или же разбросанных так, что они вовсе не достигают почвы сердец слушателей.
2. Семя на каменистой почве.
"Упавшие на камень - это суть те, которые, когда услышат, принимают слово с радостью, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают" (Лук.8:13; ср.Марк.4:16-17).
Эти слушатели получали слово с радостью; их эмоции были глубоко затронуты, но у этих радостных получателей "не было корня". Как там мог быть глубокий корень, пока не вспахана почва и не убраны камни? Сеятель должен не только сеять семя, но сеять его во вспаханную землю.
Семя, посеянное на этих двух видах почвы, очевидно, не придёт к результату. Слушатели продвинулись, возможно, чтобы быть достигнутыми опять каким-нибудь другим сеятелем.
3. Семя на тернистой почве.
"Иное упало в терние, и терние выросло и заглушило его, и оно не дало плода. ...Посеянное в тернии означает услышавших слово, но в которых заботы мира, обольщение богатством и другие прихоти, входя в них, заглушают слово, и оно становится бесплодным" (ср.Марк.4:7,18-19).
Здесь семя жизни действительно укоренилось и взошло. Оно посажено в сердце, но оно не имеет достаточной возможности для полного роста. Оно заглушено: 1) заботами; 2) богатством; 3) удовольствиями; 4) любовью к "другим вещам".
Здесь мы имеем сердце, которое было открыто для получения слова Божиего, но которое никогда не было очищено от своих желаний или полностью подчинено Богу. Плотские христиане, бесплодные христиане - какое их множество! Они не приносят плода совершенства (Лук.8:14; ср. Отк.3:2). Они никогда не достигнут степени пригодности быть Божиими зернами-семенами. Плод все же имеется, в смысле того, что маленькая былинка пшеницы показалась на вид, но она слаба, хила, низкоросла.
Можно ли что-либо сделать с тернистой почвой, даже если начало показывает возможный результат "бесплодия к совершенству"? Да, благодарение Богу, можно, так как другие притчи рассказывают, как Бог воздействует на бесплодные души. Тернистая почва может всё же быть очищена от её терний, и семя жизни достигает полной зрелости.
Пророк Исаия даёт нам на ветхозаветном языке (и говоря прежде всего об Израиле) яркую картину, каким образом Бог должен воздействовать на жизнь, производящую тернии: "Господь Саваоф... возжёт горение, как пламя огня. И Свет Израиля будет за огонь, и Святый Его - за пламя, и оно сожжёт и пожрёт терны его и волчцы его в один день; и истребит... от души и даже до плоти" (Ис.10:16-18; ВКЯ).
Тернии земли, из которых сплели терновый венок для Христа Божия и которыми усеян путь следующих за Ним, должны сгореть. Это означает просто - "Примите Духа Святого" (Ин.20:22).
"Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, ... верою очистив их сердца" (Деян.15:8-9).
Как много получают Иисуса Спасителя Самого, как дар вечной жизни, которые не знают, что они могут также получить дар Вознесенного Господа - Святого Духа, Утешителя! Как мало тех, кто знает, что Святой Дух приходит очистить сердце и открыть в возможно глубочайшей реальности Христа Бога! Если семя жизни намеревается достичь полного роста, Святому Духу должен быть вверен контроль над всем бытием.
"Когда же придет Утешитель... Он будет свидетельствовать о Мне", - сказал Господь Иисус (Ин.15:26). Святой Дух будет свидетельствовать о законченной работе Искупителя и даст истинное внутреннее знание Голгофского Креста, более того, открывая воскресшего и вознесшегося Господа. Он очистит сердце от его старых желаний, применяя смерть Распятого, и сделает крест постоянной силой, чтобы отделить нас от той земной жизни, которая произвела тернии, так что небесная жизнь может расти в нас до полной зрелости; "ибо слово о кресте... для нас спасаемых - сила Божия" (1Кор.1:18).