Зачем нужен детский огород на окошке

Детский огород на окошке - это целый сказочный мир, который будет интересен и крохе, и дошколенку. Для самых маленьких важна возможность рассматривать, детям постарше интересно участвовать в придумывании идеи для огорода (или сада) на окошке, в посадке растений и уходе за ними. Кроме того, такой мини огород на окошке может быть полезен, если выращивать цветочную рассаду или нужные для дачи культурные растения.

Как сделать детский огород на окошке

Сделать детский огород на окошке совсем несложно. Придумайте вместе с ребенком, каким вы хотите видеть свой огород на окошке: классический огород с чучелом, птицами и бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего с клубами и скверами; настоящую ферму... Вариантов множество. Потом можно предложить ребенку воплотить идею на бумаге - нарисовать будущий огород. Так ребенок яснее представит общую композицию и детали.

Затем наступает пора от слов переходить к делу. Если хотите, чтобы огород на окошке радовал Вас все лето, сажайте низкорослую зелень. Если на лето Вы отправляетесь на дачу, посадите то, что можно и нужно потом пересадить на : однолетние цветы, огурцы, помидоры и т.п. Даже обычный лук будет очень эффектно смотреться. Сажать можно в любые емкости: цветочные горшки, контейнеры от яиц или замороженных продуктов, стаканчики от йогурта, даже в калоши. Главное - задекорировать емкости в общем стиле.

Фигурки людей и животных, домики, за борчики, ручейки или прудики, машинки и паровозики - изюминка детского огорода на окошке. Что-то можно смастерить самим, что-то заимствовать в игрушках или сделать из конструктора.

А теперь фотографии для вдохновения!








24

Огород на подоконнике 30.04.2014

Дорогие читатели, я продолжаю публиковать конкурсные работы. Все они принимают участие в весеннем конкурсе «Огород на подоконнике, который до 15 мая проходит на моем блоге. Присылайте свои работы. Получайте призы, все призы денежные. Об условиях конкурса и призах вы можете прочитать . В конце статьи вы найдете все работы на сегодня от наших конкурсантов.

Сегодня работу представляет Ольга Пивнева. Она работает воспитателем в детском саду уже 18 лет. Педагогический стаж — 22 года. Ольга очень любит свою работу. Все свои знания и умения передает детям через различные виды деятельности. Ольга считает, что быть воспитателем — это здорово! Побольше бы таких замечательных воспитателей было у наших детей! Передаю слово Ольге.

Не секрет, наверное, ни для кого, что дети дошкольного возраста стремятся экспериментировать, самостоятельно и совместно со взрослыми искать и получать новые сведения и знания об окружающем. В этом возрасте деткам всё интересно!!!

В 2012 – 2013 учебном году мы с детьми и их родителями работали над проектом «Маленькие огородники».

На родительском собрании мы с родителями обсудили тему проекта. Создали творческую группу. Я дала родителям рекомендации и советы по созданию огорода; объявила конкурсы «Чудо-огород на окне» и «Весёлые рифмовки» (сочинение стихов и загадок об овощах, фруктах и ягодах).

Пока родители творили чудеса дома, я изготовила заборчик из подставок для зубных щёток (подставки можно спросить у продавцов в промтоварных магазинах или в аптеке); основу – «землю» (обклеила широкие пластиковые панели самоклейкой под травку); скамеечки; сделала аппликации деревьев и наклеила их на боковые стенки подоконника и на стекло (на двухсторонний скотч); тучки, облака, солнышко; украсила ёмкости для рассады; составила коллекции семян; таблички – указатели с изображением растений (прикрепила их к палочкам — стекам).

Призывала родителей к участию в конкурсе «Чудо-огород на окне» таким стихотворением (в каждой строчке намёк о том, что можно смастерить!):

У ворот шумит народ: «Вот так чудо-огород!
Что там только не растёт!
Огуречная рассада, и укропчик, и лучок.
Тут и свёкла и горох. А салатик разве плох?
А морковка и цветы тоже очень хороши.
Дом стоит с трубою, пугало с метлою,
Колодец деревянный, прудик с лебедями.
На дереве скворечник, в нём певец отменный,
Куколки тряпичные – очень симпатичные».
Смотрят все на огород, и уходят, открыв рот!

Наши родители были на высоте!!! Для оформления огорода они смастерили:

  • домик (какой же дачный участок без домика!);
  • колодец (из колодца «набирали» водичку для приготовления пищи наши хозяева огорода из сказки «Пых» — бабушка, дедушка и внучка Алёнка);
  • пруд (водичкой из «пруда» наши хозяева из сказки «поливали» огород);
  • яблоньки, берёзки, ёлочки (согласитесь, какой может быть сад без деревьев! Даже «урожай яблок» собрали!!!);
  • «Чучелко» — пугало; охранников в саду было три!!!
  • мостик через речку (надо же как-то хозяевам перебираться с берега на берег реки!!!);
  • «клумбочки» из автопокрышек (от детских машинок) – разрисовали цветным лаком для ногтей;
  • клумбу из сухоцветов.

Одна из мам нарисовала нам игру «Живые картинки». С помощью этих картинок мы знакомились с овощами, показывали деткам сказки, играли в различные игры, например: «Чего не стало», «Покажи жёлтый (красный, зелёный, …) овощ» и другие.

Вот так наш огород на окне выглядел в прошлом учебном году. У нас в огороде росли: свёкла, морковь, картофель, петрушка, луковое «дерево», лук в воде и на «грядке».

Каждый из родителей получил Благодарность за участие в проекте и в конкурсах «Чудо-огород на окне» и «Весёлые рифмовки». Данной информацией я делилась на блоге у Ольги Журбенко Всё о моей любимой даче . В статье «Знакомим малышей с огородом с помощью загадок про овощи и фрукты» (в конце) есть презентация к проекту «Маленькие огородники». Вы можете познакомиться с нашей работой http://kladraz.ru/blogs/olga-aleksevna-pivneva/malenkie-pomoschniki.html над проектом и взять себе что-то на заметку.

В этот учебный год мы с детьми «разбили» опять свой огородик на окне. Немножко его изменили, конечно. На нашем огороде присутствуют те же самые атрибуты: домик, колодец, скамеечки, мостик, деревья…. Бабушка с дедушкой стали старенькими, поэтому нет в этот год пасущихся в загоне коров и овечек! Отдали они своих животных другим хозяевам. А Алёнка помогать им не может, так как ходит в детский сад, да и маленькая ещё!

На «грядки» мы нашим героям помогли посадить лук, помидор, укроп, шпинат (03.04.2014 г.). При посадке рассказывала детям о том, что для роста растениям необходимы: почва (земля), вода, свет, тепло.

Подрастать нашим растениям помогали Солнышко и Тучка. (Это тоже наши герои. Тучка поливала наши насаждения, а Солнышко согревало.)

Вот и Солнце ясное согревает всходы,
Всходы аппетитные, деточкам — на радость!

Тучка по небу плывёт, тучка дождичек несёт.
Чтоб наш славный огород удивлял честной народ!
Приходили, говорили: «Вот так чудо-огород!»

Вот так росли овощи у нас на «огороде»!!!

Пока наш лучок рос – мы его поэтапно зарисовывали. И вот что у нас получилось!

Лучок подрос – мы решили им полакомиться! (17.04.2014 г.)

После лука у нас освободилась грядка, и мы с детьми решили посадить горох.

А также «разбили» ещё 2 грядки и посадили салат.

Повадилась к нам на огород Мышка! Мы побоялись, что она скушает с нашей «грядки» все горошинки. Вы знаете, что мы сделали?!! Мы подружились с Мышкой и рассказали ей, что когда горох вырастет – на нём появятся стручки. В каждом домике-стрючке будет много-много горошин. Мышка радовалась вместе с нами!! А чтобы Мышка не осталась голодной, мы её угостили горохом (слепили горошинки из пластилина) (21.04.2014 г.).

Собачка Шарик и кошка Мурка – тоже живут на огороде. Узнали они о том, что мы Мышку подкармливаем, обиделись на нас! Гордые ходили!!! Но мы добрые, привыкли обо всех заботиться, всем помогать. Посадили мы для них – травку. Сидят довольные, любуются, ждут: «Когда же она вырастет?!» Глупые, как быстро захотели! С Мышкой они, кстати, подружились! Вместе овощи на огороде охраняют.

А салатик наш подрос вот так!!! А у гороха появились росточки!

Овощи (салатик, укроп, шпинат) подросли и готовы к употреблению. Сегодня мы будем принимать зелёные витаминчики! (28.04.2014г.)

А за помидорчиком и горохом будем продолжать ухаживать, помогать нашим хозяевам.

Мы садили огород
Получился он не плох!
Здесь зелёный помидор,
Лук, шпинат, салат, укроп.
Зелёненький горошек
Сладкий – сладкий очень!

В течение всего месяца дети не только помогали ухаживать за посадками на огороде, но и решали проблемные ситуации и получали новые знания.

Вопрос «Что делать?» задавался в таких ситуациях:

  • Ночью был сильный ветер, «унёс» лейку в пруд. (В этой ситуации нам на помощь пришли лягушка и собака Шарик. Они вдвоём достали из пруда лейку.)
  • Бабушка уронила ведро в колодец. Как его достать? Кто поможет? (Помогла кошка Мурка.)
  • Кошка Мурка играла на мостике через реку. Оступилась и упала в воду.

Закрепили с детьми правила поведения у пруда, колодца, реки.Каждый день я вместе с детьми придумывала новые истории. А наблюдать за тем, как растут наши овощи – вообще было здорово! Мы получили много положительных эмоций и были очень горды за свой огородик на подоконнике.

Хочется отметить, что наш огород понравился коллегам, родителям и детишкам других групп. Из их уст мы слышали такие фразы»:

  • «Огород – чудо! Невозможно отвести глаз!»;
  • «Не огород, а сказочная страна!»;
  • «Волшебный огород!»;
  • «Очень красивый дизайн огорода!» и т.д.

Будем рады, если и вам понравится наш замечательный и весёлый огород.

Воспитатель Пивнева Ольга Алексеевна
и воспитанники группы «Солнышко», г. Грязовец

Я благодарю Ольгу за такую конкурсную работу. Очень приятно, что столько Любви и тепла она дарит детям.

МЦ ЦРЧ Врастает ноготь — что делать? Актуальная проблема для многих. Наша клиника поможет вам решить проблему вросшего ногтя на пальце ноги . Успешный опыт работы. Самые передовые методики лечения вросшего ногтя. Грамотное лечение — залог быстрейшего выздоровления.

Наши конкурсные работы на сегодня:

  • Работу прислали воспитатели Михайлова Ольга Валерьевна и Иванова Татьяна Ивановна. Клявлино.
  • Работу прислал Виктор Дулин из Эстонии
  • Работу прислала Марина 14 лет. Дочка Михайловой Ольги Валерьевны (первой нашей участницы).

Еще раз обращаюсь ко всем читателям с просьбой, присылайте свои работы, не затягивайте с ними. Отклики на конкурс были, а работ пока прислано немного.

Мой душевный подарок на сегодня ERNESTO CORTAZAR -You are my destiny Послушаем романическую композицию Эрнесто Кортозара Ты моя судьба

Желаю всем прекрасного настроения, радости жизни, здоровья.

Настойка боярышника признана полезным средством при многих заболеваниях сердца и нервной системы. Однако настойка боярышника противопоказания имеет для аллергиков, беременных и кормящих женщин.


Выращивание с воспитанниками детского сада мини-огородов на подоконниках помогает легко, удачно и в занимательной форме моделировать познавательные, эстетические и экологические навыки. Малыши приобретают новые знания и умения, у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах. Создать в любом ДОУ миниатюрные оазисы свежих витаминов совсем не сложно.

Основные условия воплощения замыслов

В этом проекте особое внимание следует уделить правилам безопасности:

  • выбрать надежное месторасположение, чтобы не причинить вреда активности малышей в комнате;
  • грядки должны полностью помещаться в отведенной зоне подоконников;
  • поскольку удобрения использовать нельзя, необходимо приобрести готовую почву в садоводческих магазинах.

Надо побеспокоиться о достаточном потоке света. Самый лучший вариант – окна, выходящие на юг или юго-восток. Дополнительное освещение создается с помощью разнообразных, в том числе и специальных, ламп.

Для успешного проведения эксперимента следует придерживаться комфортного для растений температурного режима. Зелень будет буйно развиваться в постоянном тепле, допустимый минимум – +17 градусов.

Игра и полезная деятельность

Привлечение детей к работе с огородами на подоконниках имеет возрастные особенности.

  • В младшей группе малыши больше наблюдают, что здесь делают взрослые. Они могут подержать в ручках луковицу или зубок чеснока, а потом посмотреть, как их сажают. Самый оптимальный вариант для комнат с такими малышами – два небольших, но ярких контейнера с луковичными. Их перышки появляются довольно быстро, что способствует фиксации внимания на них.
  • Средняя группа отличается любознательностью и творчеством. Малыши могут сначала участвовать в оформлении ящиков, посадке семян, а потом — в украшении своих садиков. Кроме луковичных сеют бобовые. Только такие крупные семена могут удержать пальцами 4-5-летние малыши из-за особенностей развития мелкой моторики. Но они уже понимают, что за огородом надо ухаживать, поливать растения, и помогают воспитателю, получая массу положительных эмоций.
  • Дети старшей группы сажают уже больше разных семян, включая салат, огурцы и укроп. Если в детском саду есть участок на улице, можно рассадой высаживать свеклу, морковь, цветы в стаканчиках. Теперь дети не только поливают растения, но и учатся разрыхлять землю вокруг всходов, помогают установить сетку-поддержку для огурцов. Они следят за показаниями огородного термометра, включением освещения над побегами. В процессе выращивания их ждут невероятные открытия и радостные впечатления. Энергия детей направляется на развитие воображения, когда они узнают этапы роста проклюнувшихся семян, украшают свой ящичек различными стикерами, делятся между собой потрясающими наблюдениями за своими «питомцами».

Практический бесценный опыт

Этот проект способствует образовательному процессу, развитию детских навыков, прививает вкус к исследованию, содействует привычке к коллективной работе. Забота о зеленых питомцах под соответствующим направлением воспитателей приносит обильные плоды:

  • обогащается активный словарный запас и развивается речь;
  • усовершенствуется память, ведь дети учат стишки, поговорки и загадки, где упоминаются знакомые овощные культуры;
  • накапливаются математические занятия, когда примеры составляются на основе количества растений;
  • расширяется кругозор воспитанников;
  • приобретается опыт по обмену информацией.

Маленькие огородники надолго запомнят увлекательную и полезную деятельность.

Емельяненко Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 общеразвивающего вида
Населённый пункт: с.Ершово Московской области Одинцовского района
Наименование материала: проект
Тема: "Огород на подоконнике"
Дата публикации: 30.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Экологический проект в средней группе на тему:

"Огород на подоконнике".

Подготовила воспитатель: Емельяненко Л.И.

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и

овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их

интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я

поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их

сажают, поливают, выращивают из семян.

Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль,

огурец, томат, перец) их строении и условиях, необходимых для их роста.

Проект: краткосрочный.

Продолжительность : месяц (с 28.02.17г. - 31.03. 17г.)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.

Интеграция в ходе реализации проекта :

«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Физическая

культура».

Цель:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по

выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к

природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

2. Развивать познавательные и творческие способности.

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста

растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из

2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и

разнообразие посевного материала.

3. Создание в группе огорода на подоконнике.

4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

5. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных

растений на подоконнике.

6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от

полученных результатов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного

материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»,

составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,

опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение

художественной литературы) .

3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

этап – подготовительный.

1.(28.02.2017г.) Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Подбор девиза(Приложение 1)

2. (01.03.2217-03.03.2017гг.) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного материала, художественной литературы, приобретение

необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на

подоконнике».

этап – основной.

3. (06.03.2017г.-08.03.2017гг.) Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать

интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах

растений.(Приложение2)

4. Практическая деятельность:

5. Опыт –наблюдение: « Что растет из семян. Показать детям, как растения вырастают из

семян. Посадка семян укропа и перца(28.02.2017г) . (Приложение 3)

6. НОД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для

роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о

природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. (Приложение4)

7.Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Посадка лука (09.03.2017г.) Учить

детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать

зарисовки роста лука (дневник наблюдения за ростом лука. (Приложение5.)

8.Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка». Показать детям, как растения

вырастают из зернышка. Посадка овса (10.03.2017г.). Показать детям, как сажать овес.

Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.

(Приложение6.)

9.Практическая деятельность: выращивание рассады (замачивание огурцов в салфетку

13.03.2017г.). Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике .

Ежедневное наблюдение, что происходит с семенем огурца (Приложение 7)

10.Практическая деятельность Посадка моркови (14.03.2017г.)

11. (20.03.2017 г.) Конструирование: «Теплица для огурцов». Посадка проклюнувших семян

огурцов в тепличку (Приложение 8)

12. Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами перца, укропа, овса, моркови и

огурцов. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

(Приложение 9.)

13. НОД «Комнатные растения. Фиалка в горшке». Расширять представление детей о

комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части

растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными

растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять

делать выводы.(Приложение 10)

14. Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород

бабы Фёклы», «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки,

«Купите лук», «Овощи» - стихи.

Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи»,

«Наши растения».

Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев,

принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений,

разучивать стихи. (Приложение 11.)

15.Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что

положить», «Что лишнее», «Найди растения».

Закрепить знания детей об овощах и растениях.

16.Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»(Приложение 12)

17.Пальчиковая гимнастика. (Приложение 13)

18.Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании

благоприятных условий (воды, света, тепла).

19.Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на

участке сада. (Приложение 14)

3этап – заключительный .

16.Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома

17.Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из

2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие

посевного материала.

3. В группе был создан огород на окне.

4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений

вместе с воспитателем.

5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно –

огородных растений на подоконнике.

6. Дети стали более уважительно относиться к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции

от полученных результатов.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления

знаний о растениях (овощах)

Итог проектной деятельности

Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные

В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для

роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за

посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими

собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и

значимость своего труда, зеленые перышки лука, а так же веточки укропа дети употребляли

во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.

Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и

чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и

ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ.

1. Приложение1.

2. Приложение2

НАШ ДЕВИЗ:

« Огород наш, огород

Всё на нём всегда растёт,

Если руки не ленивы,

Если мы трудолюбивы…

Проявить должны заботу,

Видно по труду работу,

И тогда наш огород

Расцветёт и оживёт!

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

3. Приложение3. (Посадка семян укропа и перца).

Приложение 4 НОД «Посадка лука».

Конспект НОД на тему:«Посадка лука»

Подготовила и провела воспитатель: Емельяненко Л.И.

Возрастная группа: средняя

Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука .

Задачи:

Формировать представления о строении луковицы, об условиях необходимых для роста

растения;

Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную

инициативу, способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений,

воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать

разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная,

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,

отгадывание загадок, экспериментирование.

Оборудование: головки лука , пластмассовые тарелочки, поднос, салфетка, пророщенный

репчатый лук, ящик с землёй, вода, лейка, фартуки, стаканчики, лопатки.

Деятельность воспитателя

I. Вводная часть

Ребята, у меня под салфеткой что-то есть. А что? Отгадайте загадку. «Сидит дед, во сто

шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». Ответы детей.

Посмотрите сколько лука ! Какой он? А какого цвета? Мы сегодня будем сажать лук в

Кто знает что вырастет из лука (ответы детей)

Давайте рассмотрим проросшую луковицу. Какого цвета росток (ответы детей)

Росток на верхушке лука . А еще у лука есть корешки .

А для чего лук нужен? Какая от него польза (ответы детей)

Лук помогает лечить людей, а кто его ест, тот будет сильным и здоровым, потому что в нем

много витаминов, а еще он убивает микробы в организме человека.

Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх.

II.Основная часть

Вы хотите чтобы у нас в группе вырос лук? Мы посадим лук для себя и других ребят.

Что для этого нужно? Ящик с землёй есть, что ещё нужно? А чтобы не запачкаться самим и

не запачкать столы, что нужно сделать? воспитатель накрывает столы клеенкой.

Сначала нужно сделать углубление в земле и туда посадить луковицу .

Найдите у лука корешки . А теперь сажайте луковицу в землю.

Скажите, какие условия необходимы для роста луковиц (ответы детей)

Действительно - свет, тепло и вода. Теперь лук необходимо полить.

Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее пророс.

А вы каждый день будете поливать и смотреть, как он растет.

Молодцы, а теперь уберем рабочие места, станем в дружный хоровод.

Хороводная игра «В хоровод мы пойдем »

Вот идет в огород развеселый народ,

Надо лук посадить , всех в округе удивить.

Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.

Дружно все копаем, лучок мы сажаем.

Не успели посадить , надо нам лучок полить,

В руки лейки взяли, лучок поливали.

Солнышко припекай, наш лучок созревай.

Лучок вырастит большой

Будем кушать мы с тобой!

III. Заключительная часть.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Вот, ребята, мы с вами посадили много лука ,

будут у нас витамины. Ответы детей.

5. Приложение5. (Рассматривание семян и посадка лука).

6.Приложение 6. (Посадка овса).

7 Приложение 7. (Замачивание семян огурцов в салфетку на несколько дней, пока семя не

проклюнется).

8. Приложение8. (Конструирование теплицы. Посадка проклюнувших семян огурцов

в тепличку).

9.Приложение 9. (Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами овса, укропа, огурцов, моркови и лука.)

10. Приложение 10.НОД «Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Конспект НОД в средней группе:

«Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Подготовила и провела воспитатель Емельяненко Л.И.

Цели:

Образовательные:

Формировать представления детей о комнатных растениях.

Познакомить детей с растениями, которые растут в группе детского сада.

процессе

создания

композиции

«Фиалка»,

передавать

характерные

особенности строения фиалки, соблюдать пропорции деталей.

Закрепить навыки работы с акварелью и фломастерами.

Совершенствовать умение правильно держать кисть.

Развивающие:

Расширять словарный запас детей.

Развивать чувство цвета и композиции в листе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской и художественной деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы и оборудование: комнатные растения, тряпочки, лейки, палочки для рыхления,

альбомный

акварельные

карандаш,

фломастеры, салфетка для кисти, баночка с водой.

Иллюстрации с изображением комнатных растений: Алоэ, каланхоэ, хлорофитум, герань,

бегония, фиалка, кактус и др.

Организация

развивающей

среды:

пополнить

деятельности

картинами

изображением

комнатных

растений,

раскрасками.

Пополнить

альбомом

«Комнатные

растения».

Пополнить

загадками

комнатных

растениях.

Планируемые результаты: интерес к информации, которую воспитанники получают во

время общения, интересуются играми, изобразительной детской деятельностью (рисование

фиалки в горшке)

Ход занятия.

Воспитатель:

необычное

познакомимся

комнатными растениями, которые находятся в нашей группе и нарисуем в конце занятия

красивое растение - фиалку. Комнатные растения являются украшением помещения, создают

уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, увлажняют воздух, положительно влияют

на настроение людей.

Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Мы с вами даже

представить себе не можем жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы

издавна проводили праздники в честь цветов.

Так древние греки и римляне отмечали праздник глоцинтов и лилий, англичане – незабудок и

анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.

Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель:

комнатные

растения?

ухаживает?

комнатные цветы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей

Воспитатель

показывает

комнатные

растения

называет

каланхоэ,

бальзамин, герань, кактус, фиалка, гортензия и др.

Воспитатель указывает на растения и показывает детям, где находится в растениях корень,

стебель, листья, цветы.

Обращает внимание на характерные особенности растений и предлагает их сравнить.

Воспитатель:

комнатные

растения

приносили

красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Давайте побеседуем об уходе за комнатными растениями.

Кто знает, как же нужно ухаживать за комнатными растениями?

поливать,

опрыскивать,

протирать

листочки

обрывать сухие листья.

Воспитатель: Давайте немного подвигаемся, поиграем в игру «Живое – неживое»

Воспитатель

середине,

произнося

существительное. Дети ловят мяч и отвечают: живое это или не живое – и кидают мяч

обратно воспитателю. Например:

Плита (неживое)

Фиалка (живое)

Диван (неживое)

Цветок (живое)

Алоэ (живое)

Лейка (не живое)

Воспитатель: Живые ли комнатные растения?

Да потому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут.

Поэтому за растениями надо ухаживать.

Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой, комнатной температуры.

Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его

не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит

ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, даже

погибают. Растения любят добрые руки, ласковые слова.

Воспитатель: Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы?

(Ответы детей)

Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях

пыль, их следует протереть влажной тряпочкой.

почтальон

конверты,

посмотрим, что же там находится. Загадки. Давайте отгадаем?

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно.

(Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.

(Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую.

(Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

9. Лист с горбочком,

желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

Внимательно осмотрите комнатные растения у нас в группе. Какой уход требуется для них

сейчас? (Дети осматривают растения и отмечают на вопрос.)

Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления

По окончании работы по уходу за растениями детьми воспитатель продолжает: Знаете ли вы,

что есть растения лекари, их называют домашним доктором.

Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк.

Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.

Посмотрите

красивый

любуется.

непривередливая из всех растений - фиалка. Какие у нее мягкие листики и красивые цветочки.

Фиалка - цветок, который полюбился многим народам. Цветы фиалки начали выращивать

2400 лет назад древние греки и римляне. Привезли это растение в нашу страну из теплых

стран. Поэтому этот цветок не может жить на улице: погибнет от холода.

Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики.

Есть много легенд о происхождении фиалки. Одна из них гласит о том, что этот цветок вырос

из слёз благодарного Адама, когда архангел Гавриил сказал ему о прощении грехов первому

человеку.

Согласно со славянской легендой о фиалках (анютиных глазках) - в трёхцветных лепестках

цветка отражаются доверчивые, голубые глаза девушки Анюты с очень добрым сердцем, от

которой уехал ее любимые, а она долго смотрела на дорогу, медленно угасая от тоски.

Три лепестка фиалки символизируют надежду, удивление и печаль.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

поиграем

проверим

насколько

внимательно

запоминаете

изображения комнатных растений на картинках.

Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Потом

предлагает детям отвернутся, одну картинку с цветком убирает и предлагает отгадать, какого

растения не стало.

Затем, воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках, обращает

внимание детей на внешний вид растения: низкий кустик из плотных круглых и овальных

листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. Существует

множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-

кружевная)

Воспитатель: Ну а теперь мы сделаем себе подарки, нарисуем прекрасный цветок - фиалку в

предлагаю

нарисовать

используя

качестве

материала

акварельные

специальные листы для акварели, как у настоящих художников.

Устное объяснение последовательности выполнения рисунка.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения простым карандашом.

3. Выполняем работу в цвете.

завершена

акварельные

высохнут,

фломастером

подчеркнуть контуры цветка и вазы для большей выразительности.

Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Яркие.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: Заполняем на ваш выбор цветом цветы, зелёным зелёные листья.

Воспитатель: Разукрашиваем горшочек и фон разными цветами (теплым и холодным) .

Педагог показывает приемы изображения фиалки в вазе акварельными красками: сначала

рисуется ваза, потом куст из листьев и сверху несколько цветов, прилегающих лепестками

друг к другу.

Прорисовываем

лепестков,

фломастером нейтрального цвета (коричневым, зеленым). Дети каждый этап работы над

картиной последовательно повторяют за воспитателем.

Итог занятия:

Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете? Какие цветы называют домашним доктором?

(Ответы детей)

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

Дети: Фиалка.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас красивые стихи о фиалках, поучите дома с

родителями, и нам потом с выражением расскажете:

1. Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

2. Где фиалка, мой цветок?

Прошлою весною

Здесь поил ее поток

Свежею струею?.

Нет ее; весна прошла,

И фиалка отцвела.

3. Лесная фиалка

Зимние морозы

Солнышко прогнало.

Хрупкая фиалка

На полянке встала.

К солнцу синий венчик

Тянется упрямо.

Первую фиалку

Я сорву для мамы.

4. На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмёт.

У вас замечательные получились фиалки.

Потрудились вы сегодня на отлично! Молодцы!

А сейчас мы с вами организуем выставку ваших работ, пусть родители и сотрудники детского

полюбуются,

красивые

настроение

замечательное!

11.Приложение 11 (Отгадывание загадок)

1.Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла.(Картофель)

5. Красненькие сапожки в земле и в лукошке. (Свекла)

6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)

9.Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Маринованным, соленым

Станет он под Новый год. (Огурец)

10.Вырастал в жару и слякоть

Этот горький корнеплод.

Хоть заставит нас поплакать,

Но от гриппа он спасет. (Лук)

11.Вот любимый вкусный овощ.

Это - чипсы и гарнир.

В бедный дом придет на помощь,

А в богатый дом - на пир. (Картошка)

12.Это овощ с круглым боком

И с бордовым сладким соком.

Если хочешь есть борщи,

То ее скорей ищи. (Свекла)

13.Этот овощ рыжий, длинный,

Свежий, сочный, витаминный.

Как наступит теплый май,

Ты скорей ее сажай. (Морковь)

14.Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

15.Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

12. Приложение 12. (Комплекс гимнастических упражнений)

Мы стоим на огороде ,

Удивляемся природе,

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет.

Поработаем с тобой,

Сорникам объявим бой-

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

Мы ее не будем трогать

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

13. Приложение 13 (Пальчиковая гимнастика)

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры

А на грядке у Филата

Много разного салата.

А у бабушки Феклы

Четыре грядки Свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Поможем урожай собрать.

14 Приложение 14 .(Итоговая беседа «Огород на подоконнике».)

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы

привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок

обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает

вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно

найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить

первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для

поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием

растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского

сада различные культуры, используя для этого огород на окне. А изменения в природе

побуждают детей бережно относиться к растениям. Каждый внимательный наблюдатель и

вдумчивый исследователь может открыть для себя что-то новое. Дети дошкольного возраста в

недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о

необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательсй деятельности

недостаточно развит.

15. Приложение15 (Итоговое фото « Огород на подоконнике)

Елена Никанорова

Я, очень рада, что вы зашли на мою страничку. Каждый год, в группе на подоконнике , вместе с детьми мы сажаем огород . В этом году, мы тоже решили немного пофантазировать.

Созданием данного огорода занимались все дети и воспитатели.

Было интересно и увлекательно наблюдать, как в нашей группе растут и радуют нас посаженные своими руками лук, чеснок, морковь, петрушка, укроп, огурцы, томаты.

Особенно нравилось детям срезать лук и укроп и добавлять его в суп. Когда на улице ещё лежал снег, мы могли порадовать себя своими собственными витаминами. Ребятам очень нравилось ухаживать за огородом . Каждый день дети зарисовывали изменения, происходящие с растениями. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними. Всё это положительно влияет на развитие мышления. Систематический труд на огороде , повышает интерес, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Как-то раз, наши детки,

Задали такой вопрос!

«Что такое огород

Долго с ответом не тянули :

Сразу работу развернули!

Пока детям интересно всё узнать,

Экспериментом занялась!

Дети удивляются всему :

Что? Зачем? И почему?

Чтобы не было никаких сомнений,

Нужно точно нам узнать,

Все условия для роста растений.

Сколько влаги, света нужно,

Чем мы будем удобрять?

Чтобы осенью хороший,

Урожай смогли собрать.



Да, вопросов здесь не мало,

Чтоб на все найти ответ,

Мы решили в нашей группе,

Провести эксперимент!


Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему :

Как? Зачем? И почему?


Мы к проблеме этой важной,

Все серьёзно подошли ,

И научную поддержку,

У родителей нашли.

Вместе книжки мы читали,

В интернете «пропадали» .


Мы, с родителями даже,

Книжки сделали для всех,

Ждёт, конечно же успех!


Стали думать мы, решать,

Какую почву надо взять?

Провели эксперименты,

Отобрали семена.


Брали землю, торф, песок,

Мох, на всякий случай.

Проращивали семена.

Выясняли,

Где семена прорастут быстрее, лучше.


Разделили мы растения :

Первые поливали, вносили удобрения.

Про вторые – позабыли,

Не поливали, не кормили.

Третьи – солнышка лишили.


Есть ростки в песке и торфе,

Даже в мохе, тоже есть.

Только нет в сухой земле,

И в горшке, что в темноте.



Значит можно сделать вывод,

Проведя эксперимент :

Для посадки нам нужна –

Удобренная земля.

Солнца ласкового луч –

Вот к успеху верный ключ!

А ещё нужна вода,

Не из под крана, без вреда.

Надо сутки ей стоять,

А потом уж поливать.



Вот мы и посадили огород ,

Посмотрите, что растёт!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками,

Дружно наблюдать!



Сажаем луковицы в маленькую грядку.

Потом взойдут зелёные «лучинки» ,

И вырастут здесь по порядку.

Подрастай, лучок, смелей

Наливайся, зеленей.

Вот и вырос зелёный лук,

Тот, что от семи недуг!

Кушай лук и будь здоров,

И не надо докторов!



На окне -дремучий лес!

Словно ёлочки у троп,

Вырос маленький укроп.


Вот капризная рассада,

Подкормить бы её надо.

Удобренья наведу,

И все грядочки полью.



Для огурчиков –теплица

Чтоб расти им, не лениться.

В ней уютно и тепло,

Огурцов будет полно.


Долгожданный первенец, появился огурец.

Весь в пупырышках зелёных, и с цветочком на носу.

К солнцу тянется, к теплу, позже к нашему столу.

Налетай, хрусти, ребята

Огуречные салаты.

Масса нужных в них веществ,

Для людей полезных есть.


Поливаем и рыхлим

В огороде сами ,

Как за грядками следить

Мы уже все знаем!


Такую рассаду помидор мы вырастили на окне.


А такие кустики томатов, выросли у нас на грядке.


Клумбы новые разбили,

И цветочки посадили.

Их польём водой из лейки,

Осторожно у корней.

Приживайтесь поскорей!


Вот такие цветы, выросли на