Знать врага в лицо означает приблизиться к победе над ним. В случае с садово-огородными врагами это особенно актуально. Понимание того, какие вредители сада и огорода самые опасные, как их распознать и главное - как с ними бороться поможет спасти урожай, сэкономить время и застраховаться от их нашествия в будущем. Ниже топ-10 вредных насекомых и зверьков, о которых каждый огородник и садовод знать просто обязан.

Враг № 1 - тля: чем опасен и как победить

Тля - насекомое, одинаково опасное как для сада, так и для огорода. Вредитель высасывает сок из листьев и неокрепших побегов, попутно отравляя растения ядами, вызывающими их неминуемую гибель. Тля является разносчиком инфекций и вирусов, при отсутствии своевременных мер по истреблению способна погубить большую часть урожая, особенно фруктов в саду.

Бороться с тлей можно и нужно следующими способами:

  1. Механическим - смывая насекомое струей воды под напором (не 100% эффект).
  2. Обработкой зольно-мыльным раствором как для борьбы, так и для профилактики появления насекомого.
  3. Удалением с участка разносчиков тли - муравьев.
  4. Настойками на основе растений с инсектицидными свойствами (чеснока, одуванчика, щавеля, бархатцев и пр.).
  5. Отварами из табака, чистотела, тысячелистника, пижмы, горького перца, полыни и пр.
  6. Высаживанием вблизи пораженных растений отпугивающих тлю культур, способных выделять фитонциды (мяты, мелисы, горчицы, лаванды и пр.).

Если ни один из способов не помогает решить проблему, насекомые вредители могут быть уничтожены с помощью химических препаратов.

Враг № 2 - кроты: как отвадить от участка?

На первый взгляд безобидные и симпатичные кроты в саду или на огороде могут стать настоящей напастью, если не принимать меры. Зверьки прорывают многочисленные ходы на небольшой глубине, поражая корневые системы растений, портят цветники и нарушают ландшафтный дизайн.

Бороться с кротами можно разными способами. Есть гуманные варианты с отпугиванием зверьков специальными отпугивателями или удаление их с участка с помощью ловушек. Более жестокие методы подразумевают истребление кротов химическими и механическими методами.


Враг № 3 - белокрылка: какой вред наносит и можно ли уничтожить?

Каждый дачник знает, что белокрылки - частые вредители огорода, неравнодушные к ряду овощных культур. Любимое лакомство насекомого - тыква, огурцы, помидоры и патиссоны. Обнаружить белокрылку в огороде или теплице несложно. Визуально это небольшие насекомые с желтым телом, двумя парами крыльев с характерными белым восковидным налетом.

Личинки белокрылки бледного зеленого цвета с овальным телом, небольшим ворсом волос и нитями у основания брюшка. Самки взрослых особей оставляют яйцекладки с обратной стороны листьев в форме кольца. Личинки высасывают сок из листьев, загрязняют их экскрементами. Результатом становится сажистый гриб на поверхности листа и гибель растения со временем.

Наиболее эффективными против белокрылки считаются химические препараты: «Актофит», «Гааупсин», «Вермицид».


Враг № 4 - блошки: что поражают и как бороться?

Не все знают, что блошки миниатюрные и почти незаметные тоже считаются вредителями полей и огородов, где выращивают белокочанную и краснокочанную капусту, редьку, редис и репу. Имея тело в несколько миллиметров в длину, насекомые способны существенно вредить урожаю, прогрызая углубления в листьях и кочанах культур.

Борются с блошкой частыми поливами, высаживанием в пасмурный день и раньше предполагаемого срока, в качестве соседей для культур выбирая чеснок и лук. Первые следы появления блошек должны стать сигналом к быстрым действиям. Как вариант можно приготовить простую настойку из чеснока, листьев помидор и ложки мыла для опрыскивания, либо известное средство против вредителей - на основе корней и листьев одуванчика для опрыскивания культур.


Враг № 5 - злейший вредитель колорадский жук

Опасный жук вредитель для картошки, а также помидор, перца и баклажанов - колорадский. Взрослые особи довольно крупные с ярким оранжево желтым телом, покрытым продольными черными полосами. Личинки жуков полностью объедают листья культур, поэтому при первых признаках появления вредителя, нужно принимать меры.

Бороться с напастью можно проверенным механическим способом, собирая жуков и личинок вручную, уничтожая яйцекладки. Дополнительно после окончания сборки растения обрабатывают настойкой из древесной золы, жидкого мыла и измельченной ботвы полыни, смешанных с горячей водой и настоянных в течение нескольких дней.

Готовые средства для борьбы с насекомым - «Акотфит» и специализированный «Колорадоцид».


Враг № 6 - восклицательная совка: чем опасна

Восклицательную совку на участке можно узнать по характерному клиновидному пятну у основания крыльев, имеющему сходство с восклицательным знаком. У самок крылья свело-серого цвета, у самцов на несколько тонов темнее.

Особый вред для растения представляют именно самки. Они откладывают яйца на сорняках, а уже спустя неделю из них появляются гусеницы до 5 мм длиной. Они обгрызают листья культур, лакомятся корнеплодами, оставляя за собой широкие ходы и углубления. Восклицательная совка наносит вред более чем 80 видам растений в саду и на огороде, поэтому считается одним из опасных врагов для урожая.

Бороться с насекомыми можно разными способами. После того, как они окуклятся, имеет смысл использовать ловушки с приманками. Гусениц же можно остановить регулярными рыхлениями почвы, разрушающими их подземные владения. Из химических препаратов хорошо себя зарекомендовали «Талстар» и «Циктор», которые можно дополнительно сочетать с народными средствами - отварами из полыни, ботвы томатов и белены. Добиться массового истребления насекомого получится за счет сезонной перекопки почвы поздней осенью.


Враг № 7 - медведка обыкновенная: какой вред приносит?

Это насекомое относится к категории земляные вредители, так как повреждает подземные части культур, включая клубни картофеля. Под воздействием насекомого всходы растения усыхают и не подлежат восстановлению. Клубни картофеля приобретают неправильную форму с многочисленными полостями.

Узнать насекомое несложно по характерным отличительным чертам. Это крупный (до 6 см длиной) вредитель темного цвета с копательного типа передними лапками, кожистыми передними и перепончатыми длинными задними крыльями.

Личинки имеют много сходства со взрослыми особями и отличаются только отсутствием крыльев. Вредители селятся на участках, удобренных перегноем с влажной почвой, испещряя их горизонтальными ходами. Питаются личинки сначала гумусом, а по мере созревания - корнями и корнеплодами.


Победить медведку в саду или на огороде можно путем простого рыхления почвы с наступлением весны и в начале лета. Глубина обработки должна быть не менее 15 см. Также как, вариант можно пробовать воздействовать на вредителей, устраивая ловчие ямки до 30 см в глубину и до 70 см в диаметре с навозом на дне. Медведки заползают в ямы для зимовки, там их можно уничтожить, используя химические и биологические препараты, например, Метаризин.

Враг № 8 - листоеды: как узнать и как истребить?

Мелкие огородные вредители листоеды - это небольшие (до 10 мм в длину) жуки, личинки которых вредят большей части растений. Насекомые ярко окрашены и представлены многочисленными видами, среди которых и ранее описанный колорадский жук.

Бороться с листоедами можно химическими препаратами:

  • «Корадо»;
  • «Фьюри»;
  • «Командор»;
  • «Кинмикс» и пр.

Как вариант стоит попробовать и альтернативные народные средства, например, отвар из ботвы помидоров, заливаемой кипятком и настаиваемой в течение нескольких часов для обработки растений.


Враг № 9 - луговой мотылек: чем питается и как бороться

Изучая фото и названия главных вредителей сада и огорода, стоит обратить внимание на лугового мотылька, который вредит не только цветам, но и деревьям, огородным культурами и кустарникам. Насекомое истребляет листья, завязь, кору, повреждает плоды и даже семена. За один день два десятка гусениц способны полностью уничтожить растение и перейти на следующее.

Луговой мотылек ищет пропитания ночью, днем маскируется в траве. Самки откладывают яйца, из которых уже через несколько дней появляются личинки-вредители. Чем теплее погода и выше уровень влажности воздуха, тем благоприятнее условия для развития насекомых.

Бороться с мотыльком нужно прежде всего, удаляя с участка сорняки. С первых дней весны рекомендуется проводить обработку растений инсектицидными препаратами с повтором обработки каждые 2 недели. Достойно себя зарекомендовали безопасные для культур и человека средства «Лепидоцидом» и «Битоксибациллином». Гусениц на последней стадии развития получится истребить более радикально действующими средствами «Фуфаноном» и «Фьюри».


Враг № 10 - слизни: чем опасны и какие способы борьбы выбрать?

Так же, как и кроты, слизняки на первый взгляд могут показаться совершенно безопасными. На самом деле моллюски представляют серьезную угрозу для сада и огорода. Лишенные панциря, они выбирают для себя самые влажные зоны участка, стараются поселится в укрытии из картона, досок, камней.

Слизни способны навредить практически всем растениям без исключения, повреждая стволы рассады, заползая в плоды и корнеплоды.

Бороться со слизнями можно в первую очередь, снижая уровень влажности на участке. Это просто сделать с помощью устройствоа качественного дренажа. Кроме того уменьшить численность моллюсков поможет регулярная прополка грунта с удалением возможных мест для укрытий - досок, камней и прочих предметов.


Подселение природных врагов также сыграет свою роль. Грачи, скворцы, лягушки, ежи - все они питаются слизняками, поэтому помогут справиться с проблемой естественным способом.

Усложнить передвижение насекомым можно с помощью посыпанных песком или измельченной яичной скорлупой дорожек.

В заключение отметим, что перечисленные выше вредители далеко не весь список. На огороде и в саду встречаются и другие виды насекомых, моллюсков и зверьков, способных заметно снизить численность урожая, причиняя ощутимые неудобства владельцам участка. Практикуя методы борьбы с самыми частыми непрошенными гостями на огороде или в саду, стоит не забывать изучать список вредителей культур, вооружаясь знаниями для эффективной борьбы.

Рассказывает Ирина Леонидовна Ермолаева, специалист по защите растений от вредителей и болезней.

В наших садах присутствуют не только видимые враги, но и друзья. Это различные хищные жуки, жужелицы, мухи-журчалки, божьи коровки, муравьи и пауки, которые, питаясь, незримо помогают нам, уничтожая вредителей на разных стадиях развития.

Для привлечения полезных насекомых и для стимулирования их активной работы следует сеять нектароносы, т.е. растения, которые привлекают таких помощников. Это фацелии, горчица, гречиха, семенники моркови, лук и т.д. Причем необходимо создать цветочно-нектарный конвейер – сеять их в разные сроки в междурядья или на свободные места.

Муха-тахина

Одним из многочисленных полезных насекомых является муха-тахина. Круг вредителей, которых она уничтожает, просто огромен, и эффективность высока. Достаточно сказать, что численность шелкопрядов, пилильщиков, листоверток, молей, огневок тахины держат под постоянным контролем. Выживанию и накоплению этих мух способствует наличие цветущей моркови, пастернака, сныти и других зонтичных культур.

Тело мух-тахин обычно покрыто крепкими щетинками, и поэтому их еще называют ежемухи. Семейство мух-тахин насчитывают около 5 тыс. видов.

Мухи-тахины по-разному находят своих хозяев. Одни виды мух откладывают свои очень мелкие яйца на поверхность листа, где питается гусеница. Гусеницы, поедая лист, проглатывают яйца, затем внутри гусеницы появляются личинки, которые питаются телом насекомого-хозяина, что приводит к его гибели. Другие виды откладывают яйца непосредственно в тело насекомого-хозяина. И, наконец, есть виды тахин, личинки которых сами находят хозяина и вгрызаются в его тело.

Мухи-тахины откладывают большое количество яиц, и поэтому одна муха способна погубить немало гусениц.

Муравьи и пауки

Огромную работу по уничтожению вредителей выполняют муравьи и пауки. Рядом с капустой можно посеять кориандр и анис. При посеве в один срок они цветут с мая по сентябрь. Их цветы подпитывают многих полезных насекомых и не привлекают бабочек, гусеницы которых повреждают капусту.

Муравьи – это санитары. Они строят себе дома в почве и над ней и приносят большую пользу. Многочисленные ходы муравьев делают почву более рыхлой, а это улучшает условия дыхания для корней растений. Добывая себе пропитание, муравьи приносят в ходы и камеры муравейника огромное количество насекомых-вредителей и их личинок: обитатели только одного муравейника за год уничтожают в среднем до 20 миллионов вредителей сада. Но стоит следить за увеличением количества муравьев, это может привести к угнетению сада, а из-за любимого лакомства муравьев, которое выделяет тля, они способствуют еще и расселению колоний тли. Тут нужно подумать, стоит ли оставлять муравьев на своих участках или нет.

Пауки. Значительную часть добычи пауков семейств пауков-скакунов (Salticidae), воронковых пауков (Agelenidae), пауков-волков (Licosidae), пауков-бокоходов (Thomisidae) составляют такие опасные вредители, как вредная черепашка, колорадский жук, луговой мотылек, различные виды молей, множество двукрылых.

Внимание! Хочу предупредить, что полезные насекомые, как и вредители, зимуют в коре, листьях, в почве на садовом участке. А летом не стоит вылавливать в саду всех увиденных насекомых, ведь можно оставить сад без защитников – полезных насекомых, которых называют энтомофагами.

Божьи коровки

Все знают, как выглядит божья коровка, но не все в курсе, какую пользу она приносит. Она плодовита и откладывает яйца маленькими группами по 30 шт., яйца желтые, похожи на яйца колорадского жука и бабочки боярышницы.

Взрослый жук за день съедает 100 – 200 тлей, личинки в десять раз прожорливее клещей, белокрылок (Aleyrodidae) и червецов (Coccoidea).

Божьих коровок привлекут в наш сад растения семейства сложноцветных: маргаритки, пижма, или тысячелистник.

Личинка Божьей коровки

Жужелицы

Этих тружениц можно увидеть в процессе перекопки или рыхления почвы. Это ночные хищницы, которые охотятся на насекомых, живущих в почве: куколок бабочек-огневок, пядениц, на личинок жуков-щелкунов (проволочников), галлиц. Уничтожают слизней и гусениц. Меню одной жужелицы в сутки составляет около ста личинок огневки, 5 взрослых гусениц огневки и 5–6 личинок долгоносика. А личинки намного прожорливее взрослых, они сидят в вырытых ямах и хватают проползающих мимо насекомых.

Чтобы жужелиц в саду было больше, позаботьтесь о плодородии почвы. Т.е. вносите весной и осенью органические удобрения, перегной и т.д.

Златоглазка

Это нежное и стройное насекомое. Цвет нежно-зеленый. Взрослые насекомые кормятся нектаром цветов, падью тлей, пыльцой, а также самими клещами и тлями, уничтожая в день до 4000 особей. Личинки высасывают паутинных клещей и тлей. Златоглазка предпочитает для размножения прохладные тенистые места, покрытые зарослями папоротника.

Мухи-ктыри

Двухсантиметрового ктыря невозможно спутать с какой-либо другой мухой. Мощные лапы, вооруженные щетинками и присосками. Из сплюснутой головы торчит крепкий, заостренный на конце хоботок. Им ктырь может проколоть даже такой прочный панцирь, каким обладают жуки.

Ктыри, уничтожая массу вредных насекомых, приносят несомненную пользу. В их меню входят жуки, мухи, кобылки, цикадки, бабочки и даже гусеницы. Полезны не только взрослые насекомые, но и личинки, живущие в почве и уничтожающие личинок жуков-щелкунов, хрущей и чернотелок, яйца саранчовых и гусениц, подгрызающих совок.

Интересно. Самые крупные ктыри достигают 5-ти сантиметров. Трогать ктырей руками не стоит - их укус столь же болезнен, как укол пчелиного жала.

Таких мух привлекают растения из семейства астровых – золотарник, ромашка, маргаритки, а также различные виды мяты – котовник, мята перечная и колосовая.

Трихограмма

Это яйцеед, массовое размножение которого уже поставлено на промышленную основу. Самки трихограммы откладывают свои яйца в яйца многих вредителей – яблонной плодожорки, желтого и бледноногого крыжовникового пилильщика, лугового мотылька, капустной совки, капустной белянки и других.

Поскольку эти насекомые очень маленькие, они берут нектар из мелких открытых цветов типа аниса, укропа. Хорошим приютом для них служат растения семейства сельдерейных.

Из сказанного выше следует, что чем больше в саду растений-нянек, тем меньше будет у вас проблем с вредителями. Эти растения можно располагать по краям сада или окаймлять ими участки с овощами. Следует так подбирать виды растений, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга. Для этого подходят бархатцы, алиссум, пижма, ромашка, маргаритки. Продолжительное время цветут чабер, лаванда, иссоп, базилик, розмарин, душица.

Можно назвать еще много полезных насекомых – наших помощников. Но численность их все равно меньше, чем вредителей. Птицы, лягушки и жабы, стрекозы, пауки – многие животные помогают сделать сад и огород чистыми от вредителей и здоровыми. Но сами они не имеют защиты от химических препаратов.

Химические обработки уничтожают в первую очередь полезных насекомых, так как в силу ряда причин они более чувствительны к химии и, кроме того, численность их намного меньше. На фоне обильной кормовой базы и отсутствия естественных врагов оставшиеся после обработки вредители начинают интенсивно размножаться. Прежде всего это относится к сосущим вредителям – тлям и клещам, дающим несколько генераций в течение вегетационного периода.

Эта информация – для любителей химии и для тех, кто считает нужным уничтожать все, что летает, ползает, прыгает по участку.

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Шербакуль

Май, 2016

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

Задачи:

Обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

Познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

Расширить словарный запас учащихся;

Воспитывать бережное отношение к насекомым;

Коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд №1)

Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

2. Психологический настой.

(слайд №2)

Сотвори в сердце солнце.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

    Речевая гимнастика.

(слайд №3)

Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

(хором)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

Как можно назвать их одним словом?

Это насекомые.

Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

(слайд №4)

Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. Одни – полезные, другие – вредные.

Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

(слайд №5)

- На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5

задание

Количество баллов

Оценка

Всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

Понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

Ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

По внешнему виду.

Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(слайд №6)

(ответы детей)

У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног .

(слайд №7)

Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

Слово « насе комые» переводится с латинского как «имеющий насе чки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.

(слайд №8)

б) Игра «Проверь себя»

(работа в парах)

Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

Проверяем.

(ответы детей)

Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №9)

Физминутка

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.(Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться)

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Пчела

Я - пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

Поедают молодую зелень; (топают ногами)

Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №10)

а) классификация вредных и полезных насекомых

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом - иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

.

Собирает нектар с цветов

.

Плетёт паутину

.

(слайд №12)

Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

1.

на уничтожает . опыляют .

Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

(оценивают)

Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

8. Рефлексия.

Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя - по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

23 – 25 баллов – оценка «5»

18 – 23 баллов – оценка «4»

13 – 17 баллов – оценка «3»

< 13 баллов – оценка «2»

(оцениваю)

Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

Молодцы!

А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

(слайд №13)

Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №14)

Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №15)

Картинки ,

Вредные и полезные насекомые

Огромный ущерб лесу наносят вредные насекомые. Деревья в нормально сформировавшемся лесу обладают физиологической устойчивостью и сопротивляемостью по отношению к вредным насекомым.

Однако у главных лесных пород (сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, ильмовых, ясеня, тополей и ив) есть много вредителей, питающихся листвой, корой, лубом, древесиной ветвей, стволов, корней. Особенно большой ущерб наносят лесу первичные вредите- ли. В благоприятные для них годы они активно размножаются и нападают не только на ослабленные, но и на здоровые растения. К ним относятся: сосновый пилильщик, сосновая совка, монашенка, непарный шелкопряд, боярышница, кольчатый шелкопряд и многие другие. Листогрызущие насекомые уничтожают живую листву или хвою деревьев, в результате чего ослабляется их жизнедеятельность.

Вслед за первичными появляются вторичные вредители – короеды и лубоеды. Они поселяются на ослабленных деревьях и приводят их к полному отмиранию.


Очень полезны мелкие певчие птицы, вьющие гнезда в подлеске или на земле. Кормят своих птенцов насекомыми также галка, овсянка, снегирь и многие дуплогнездники (рис. 44).

Птицы гнездятся по ярусам древостоя в следующем порядке:

Верхний ярус (вершины деревьев): коршун, грач, ворона, сойка, кобчик, пустельга;

Средний ярус (нижние части крон главных пород, кроны II яруса и высоких кустарников): иволга, чернолобый сорокопут, сорока, дрозд-рябинник, зяблик, щегол, малиновка, вяхирь горлица, кобчики, пустельга;

Нижний ярус (подлесок); серая славка, славка-завирушка, ястребиная славка, бормотушка, болотная камышевка, жулан;

Гнездящиеся на земле: овсянки садовая и обыкновенная, соловей.

Млекопитающие

Основное влияние на формирование насаждений из представителей фауны млекопитающих оказывают мышевидные грызуны, зайцы, лисы и, в меньшей степени, косули, олени, лоси, кабаны и медведи.

Млекопитающие являются главными распространителями древесных пород с тяжелы- ми семенами. Они оказывают положительное влияние на естественное возобновление леса. Разрыхляя и разгребая моховой ковер, под- стилку и верхний слой почвы, млекопитающие создают условия для возобновления леса. Большое значение для появления самосева многих пород имеют лежки (места отдыха) косуль, оленей, лосей, медведей, кабанов. В естественном лесу их роль важна для смены поколений леса.


Одно и то же животное в разных случаях может быть и полезным, и вредным. Оценка роли таких животных не может быть однозначной во всех случаях. Это касается ряда распространенных в лесу птиц, а особенно млекопитающих. Так, вредная в ряде случаев лисица очень полезна в борьбе с мышевидными грызунами (рис. 46).

Вред от млекопитающих достигает иногда значительных размеров. Обгрызают кору и луб древесных стволов мыши, водяные крысы, зайцы, кролики, бобры, лоси, олени.