К атегория:

Технические чертежи

Назначение рабочего эскиза и последовательность его выполнения

Эскизом называется чертеж временного характера, выполненный от руки, без точного соблюдения масштаба, содержащий все необходимые данные для изготовления изображенной на нем детали с обязательным сохранением пропорций всех элементов детали. Эскизы подразделяются на:

а) эскизные разработки новых конструкций, по которым изготавливаются опытные образцы деталей или рабочие чертежи;

б) эскизы, выполненные с.готовых деталей, т. е. процесс съемки с натуры при ремонте изделий, изготовлении деталей временных приспособлений и в других случаях.

Удобнее всего выполнять эскизы на бумаге в клетку или миллиметровой, так как использование линий сетки бумаги в качестве основных линий изображения, осевых, выносных размерных и т. д. значительно облегчает процесс выполнения эскиза и при этом упрощается сохранение пропорций элементов детали.

Всякий эскиз должен отвечать следующим основным требованиям:
1) быть аккуратно выполненным;
2) содержать необходимое число проекций, дающих полное представление о геометрических формах детали;
3) содержать необходимые виды, разрезы, сечения;
4) иметь необходимые для изготовления детали размеры и предельные отклонения (см. главу V), знаки, показывающие чистоту обработки ее поверхности, покрытие поверхностей, термическую обработку;
5) содержать сведения о материале, из которого должна быть изготовлена деталь;
6) иметь все дополнительные сведения, которые не могут быть показаны изображением, но необходимы для изготовления детали.

Прежде чем приступить к выполнению эскиза, необходимо внимательно изучить конструктивные формы детали, мысленно расчленить деталь на отдельные геометрические элементы (формы детали); установить рабочее положение детали или положение, наиболее выгодное для изображения; определить главный вид и необходимое число проекций; выбрать подходящий формат (размер) бумаги и нанести рамку чертежа (эскиза), отвести место для основной надписи (углового штампа).

Выбирая величину изображений (видов), необходимо учитывать возможное размещение размерных линий и размеров непосредственно у изображений и достаточно ясную наглядность конструктивных форм детали.

Удобнее начинать эскиз детали с центрального тела (элемента), изображая его одновременно во всех проекциях, а затем к нему постепенно достраивать остальные составные части детали, по возможности точнее соблюдая пропорциональность этих частей.

Рис. 1. Эскиз детали (а) и ее чертеж (б).

Иногда легче начинать вычерчивать деталь с поверхности, которой она опирается при работе (опорная поверхность) или посредством которой присоединяется к другой поверхности (привальная поверхность).

Чтобы поверхности детали проецировались в виде линий, опорная поверхность ее должна быть параллельна плоскости проекций. Боковые поверхности также располагают по возможности параллельно другим плоскостям проекций. На это следует обращать особое внимание и изображать деталь на эскизе не в аксонометрической (как мы ее видим), а в прямоугольных проекциях.

Изображение на эскизе наружных и внутренних форм детали дает возможность получить представление о взаимном расположении отверстий, пазов, канавок, о толщине стенок детали, а также наметить необходимые разрезы.

После того как форма детали полностью изображена на эскизе, необходимо приступать к нанесению размерных линий и простановке знаков, обозначающих шероховатость поверхностей. Отсчет размеров производится от намеченной базы (увязывая их с технологическим процессом изготовления детали). При проведении размерных линий используются линии сетки бумаги. Нанесение размеров является самым ответственным этапом работы при изображении деталей. Отсутствие какого-либо одного размера не дает возможности изготовить деталь. Размеры одной и той же части детали не должны повторяться.

Целесообразен следующий порядок нанесения размеров на эскизы:
1. Вначале наносят габаритные размеры. Длина, ширина и высота детали используются как проверочные размеры, составляющие сумму мелких размеров в данном направлении размерной цепи. Габаритные размеры располагают по возможности дальше от проекций, оставляя место для меньших размеров, которые должны наноситься между контуром проекции и габаритными размерами.
2. При наличии отверстий в детали необходимо указать расстояние между их центрами.
3. Указывают диаметры и глубину (длину) отверстий, радиусы закруглений.
4. Наносят размеры, характеризующие величину и форму всех частей деталей по трем взаимно перпендикулярным направлениям - длина, высота, ширина, обращая внимание на их достаточность.
5. Наносят обозначение резьб, уклонов, конусностей, углов и других размеров. Наносят знаки шероховатости поверхностей.

После нанесения всех размерных линий приступают к обмеру детали и простановке размерных чисел. Обмер деталей производится тем же мерительным инструментом, которым обмеряют детали на производстве при их изготовлении и контроле. Метод обмера деталей и мерительный инструмент рассматриваются ниже.

После нанесения размеров, знаков, изображающих шероховатость, и других обозначений выполняется штриховка разрезов и сечений. Цифры, значки радиусов, диаметров, знаки шероховатости поверхности заштриховывать нельзя. На размерные, выносные, штриховые, а также линии, изображающие резьбу, штриховка наносится, если они попадают под нее.

Эскиз оформляется надписями и различными техническими указаниями, требованиями и пояснениями, которые размещаются в правой части чертежа. Надписи на эскизах выполняются чертежным шрифтом произвольного размера.

Эскизы деталей следует выполнять в определенной последовательности графических операций.

Для примера рассмотрим выполнение эскиза корпуса подшипника, изображенного в аксонометрической проекции.

Устанавливаем, что необходимым и достаточным числом проекций будет три, а именно: главный вид, вид слева и вид сверху.

Рис. 2. Наглядное изображение корпуса подшипника.

За главный вид принимаем вид спереди. За рабочее положение корпуса подшипника принимаем положение, изображенное на рис. 2.

Последовательность выполнения графических операций при составлении эскиза корпуса подшипника показана на рис. 3.

Мысленно расчленяем деталь на определенные геометрические элементы. Данная деталь состоит из двух полуцилиндров в нижнем основании и прямоугольной четырехгранной призмы. В полуцилиндрах имеется два цилиндрических гладких отверстия. Верхняя часть детали состоит из верхнего полуцилиндра и прямоугольной четырехгранной призмы. Справа и слева на призме размещены приливы. В верхнем полуцилиндре имеется гладкое цилиндрическое отверстие.

Рис. 3, а, б, в, г, д, е, ж, в. Последовательность выполнения эскиза корпуса подшипника.

Первая операция. Устанавливаем рабочее положение детали, главный вид и число проекций. Выбираем формат бумаги.

Вторая операция. Тонкими линиями наносим границы каждого вида (в виде прямоугольников), сохраняя соотношение габаритных размеров видов (рис. 3, а).

Третья операция. Определяем наличие симметрии. На всех видах наносим штрих-пунктирными линиями оси симметрии, центровые и линии тел вращения (рис. 3, б).

Четвертая операция. Вычерчиваем тонкими линиями видимые контуры детали на всех проекциях одновременно (рис. 3, в).

Пятая операция. Изображаем внутренние невидимые формы детали штриховыми линиями (рис. 3, г).

Шестая операция. Выполняем необходимые разрезы детали для выявления внутренних форм (рис. 3, д). На главном виде (рис. 3, г) горизонтальное сквозное отверстие и вертикальные отверстия изображены штриховыми линиями. Целесообразно изображение корпуса мысленно рассечь фронтальной секущей плоскостью по оси симметрии, т. е. по отверстиям. Мысленно отбросив переднюю правую четверть детали, увидим отверстия, которые ранее были закрыты толщиной стенки детали (рис. 3, д). Оставшиеся штриховые линии на левой части вида, симметричные открытым, должны быть вытерты.

На виде сверху оба горизонтальные отверстия изображены штриховыми линиями (рис. 3, г). Если деталь рассечь двумя параллельными горизонтальными плоскостями и мысленно отбросить верхнюю часть корпуса, то эти отверстия станут видимыми (рис. 3, д). Штриховые линии, симметричные открытым, изображать не следует.

На виде слева мысленно удаляем правую четверть детали. В результате получаем ясное представление о виде (внешнем очертании детали, левая часть проекции) и отверстии, которое без применения разреза оказалось бы закрытым (сравните рис. 3, гид, вид слева).

После внимательной проверки выполненных видов и разрезов можно обводить их мягким карандашом, соблюдая характер и толщину линий согласно ГОСТ 2.303-68.

Седьмая операция. Наносим размерные линии и проставляем знаки, обозначающие шероховатость поверхностей (рис. 3, е).

Восьмая операция. Выполняем штриховку (условное графическое обозначение материалов) в разрезах и сечениях (рис. 3, ж).

Девятая операция. Оформляем эскиз надписями, [различными указаниями, требованиями и пояснениями (рис. 3, з).

После выполнения нескольких эскизов простых деталей и усвоения метода работы можно перейти к изображению более сложных деталей.

В процессе выполнения эскизов некоторые этапы можно объединить, а число их сократить.


К ак рождаются идеи для новых моделей? У всех по-разному. Кто-то вдохновляется любимыми фильмами, кто-то глянцевыми журналами, кого-то увлекают краски природы. Но чем бы ни вдохновлялись модельеры, все их идеи, которые рождаются в процессе творчества, находят свое выражение в художественных эскизах новых моделей.

Это естественно, ведь, чтобы приступить к процессу моделирования лекал, надо продумать каждую новую модель до мельчайших подробностей – силуэт, конструктивное решение, цвет и фактура ткани, отделка – все влияет на то, как будет выглядеть изделие в готовом виде. На этапе создания художественного эскиза можно вносить в изделие любые изменения, экспериментировать с цветом, длиной, проявить свою фантазию, дать свободу творчеству, воображению и создать настоящий шедевр!

Совет! Заведите отдельный альбом для ваших художественных эскизов и зарисовывайте в него все новые идеи.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Заведите отдельный альбом для ваших художественных эскизов и зарисовывайте в него все новые идеи. Даже если какие-то из них не найдут моментального воплощения, ни один из эскизов не стоит выбрасывать, ведь они могут вам пригодиться в дальнейшем. Дополняя альбом новыми моделями, иногда возвращайтесь к предыдущим, нереализованным идеям. Возможно, по прошествии некоторого времени, вы взгляните на них по-новому, и воплотите их в жизнь.
А теперь несколько слов о том, каким должен быть художественный эскиз.

Что такое художественный эскиз модели?

Сначала можно выполнить фор-эскиз или набросок, чтобы запечатлеть вашу идею на бумаге. Он может быть нечеткий, непропорциональный, не имеющий точных прорисовок. Это ростки идеи, начальный этап, когда вы можете изобразить полет фантазии так, как считаете необходимым, понятным только вам. Экспериментируйте на этом этапе не ограничивая себя ни в чем.

Рис. 1. Фор-эскиз платья

После этого следует создание художественного эскиза модели.
Художественный эскиз модели — это рисунок, выполненный в любой технике рисования. Вы можете использовать для рисования гуашь, акварель, цветные или одноцветные карандаши, фломастеры и все, что под рукой. Художественный эскиз выполняется на фигуре в произвольной позе. Главное, чтобы нарисованная вами модель предавала настроение, соответствовала тому образу, который вы задумали, была выдержана эстетически и комфортна в носке. Все это надо продумать на этапе создания художественного эскиза.

Рис. 2. Художественный эскиз модели — акварель, тушь

Рис. 3. Художественный эскиз модели — графика

После выполнения художественного эскиза его надо перевести в технический эскиз, по которому необходимо будет произвести моделирование лекал.

Технический эскиз модели

Технический эскиз модели представляет собой рисунок изделия на условно-типовой фигуре, с четким определением всех конструктивных особенностей модели, с использованием сетки базисных линий — основание шеи, грудь, талия, бедра, центральная ось. Это позволит вам произвести более точный расчет расположения конструктивных швов, деталей, карманов и т. д.

Рис. 4. Технический эскиз модели — перед и спинка

Заведите себе правило: всегда сопровождать технический эскиз модели подробным описанием и расчетом необходимого количества тканей и прикладных материалов для его пошива. Это значительно упростит вам работу и позволит точнее оценить себестоимость готового изделия, даст возможность оптимизировать процесс моделирования и раскроя и получить более точный результат. А ведь мы именно к этому и стремимся!

В описании к техническому рисунку изделия обязательно укажите следующие параметры:

1. Краткое описание изделия в свободной форме.
2. Силуэт, особенности конструкции изделия, размер.
3. Расчет и описание необходимого количества тканей для изделия.
4. Описание и расчет необходимого количества дополнительных материалов для изделия (прокладки, фурнитура, нитки и т. п.).
5. Особенности модели.

Рис. 5. Описание к техническому рисунку

Если художественные эскизы, как уже говорилось выше, лучше зарисовывать на альбомной бумаге, для технического рисунка идеально подойдет тетрадь в клетку. В нее вы сможете без труда занести технический эскиз и заполнить таблицу с описанием модели.
После того, как вы проделаете всю подготовительную работу и создадите технический рисунок, построить базовую выкройку изделия и разработать лекала вам будет гораздо проще.

Готовые шаблоны для ваших эскизов

Рис. Шаблон для художественного эскиза

А теперь — самое интересное! Мы подготовили для вас шаблон с силуэтами женских фигур для художественных эскизов на А4 формате. Просто скачайте pdf-файл, распечатайте его на черно-белом принтере и рисуйте ваши эскизы прямо по силуэтам.

Так вам не придется тратить время на прорисовку фигур — ведь мы их для вас уже нарисовали! Кстати, готовые эскизы очень удобно хранить в папке-скоросшиателе.

Безграничного вам творчества!

Перед тем как приступить к изготовлению разных предметов, необходимо выполнить определённые подготовительные работы. Обычно они начинаются с выполнения эскизов и чертежей, носящих название графической документации. Предметы, которые требуется изготовить, называются изделиями, а отдельные их части - деталями.

Определение

Эскиз - это условное изображение изделия, нарисованное от руки, без применения чертёжных инструментов, но с обязательно выдержанными «на глаз» пропорциями между его отдельными частями, т.е. это предварительный, примерный набросок изделия.

Чертёж - это условное изображение отдельной детали или изделия, выполненное с использованием чертёжных инструментов. Чертёж считается главным графическим документом. Если уметь правильно читать чертежи, то из них можно узнать, каковы размеры изображённого на них изделия, из какого материала оно должно быть изготовлено, каковы его внешний вид и форма. На чертеже все размеры изделий и деталей проставлены в миллиметрах.

Сравнение

Эскиз - это неточный, весьма предварительный набросок детали или изделия. Эскиз выполняют тогда, когда требуется быстро изобразить на бумаге замысел какого-то нового изделия. Его удобнее всего наносить на бумагу «в клетку». И он предназначен для разового использования. В дальнейшем по эскизам разрабатывают рабочие чертежи, а иногда даже и изготавливают детали.

Рабочий чертёж детали, в отличие от эскиза, выполняется чертёжными инструментами либо при помощи чертёжной компьютерной программы (например, Автокад, Компас и т.д.) в стандартных форматах, в стандартном масштабе со строгим соблюдением типов и толщины линий. Как на эскизе, так и на чертеже изделия обязательно помещаются все необходимые сведения, т.е. передаётся форма изделия и его размеры, а также указываются допустимые погрешности номинальных размеров.

Чертеж машинки для раскатки арок

Часто чертежи и эскизы выполняют в уменьшенном или увеличенном виде, по сравнению с деталью, которую предстоит изготовить. Для чертежей используется чётко определённый масштаб (1:2; 1:4 и т.д.) Для эскизов подобных жёстких требований не существует.

Выводы сайт

  1. Эскиз - это неточный, приблизительный набросок детали или изделия, выполненный «от руки».
  2. Эскиз обычно выполняется при разработке конструктивно новой детали, при доработке конструкции в опытном варианте, в случае выхода из строя детали в процессе эксплуатации.
  3. На эскизе обязательно «на глаз» выдержаны все пропорции между отдельными частями детали.
  4. Чертёж является главным графическим документом, по которому изготавливается деталь.
  5. Чертёж - это условное изображение детали или изделия, выполненное с использованием чертёжных инструментов.
  6. На чертеже все размеры деталей представлены в миллиметрах.

1 Выполнение эскизов деталей Эскиз – это чертеж, выполненный без применения чертежных инструментов (от руки) и точного соблюдения стандартного масштаба (в глазомерном масштабе), но с соблюдением пропорций между отдельными элементами детали. Эскизы предназначены для разового использования. По содержанию к ним предъявляются такие же требования, как и к рабочим чертежам.






4 Подготовительный этап Необходимо внимательно осмотреть деталь, ознакомиться с ее конструкцией, т. е. определить имеющиеся в ней отверстия, проточки, приливы, выступы, фаски и др. элементы. Ознакомившись с конструкцией, мысленно расчленить деталь на простейшие геометрические формы (цилиндр, конус, призма и др.) и выявить, как эти формы связаны между собой. Затем установить материал, из которого деталь изготовлена, и основные технологические операции (резание, штамповка, литье и т. д.), которые использовались при изготовлении детали.




6


7 Размещение и вычерчивание изображений Выполнение этого этапа начинают с выбора главного изображения детали, учитывая некоторые требования конструктивного и технологического порядка. Главное изображение должно давать наиболее полное представление о форме и размерах детали. Определяют, какие целесообразно выполнить разрезы или другие изображения, дополняющие главное изображение.


8 Учитывая сложность детали, ее размеры и размеры листа бумаги, решают вопрос о выборе масштаба изображения, чтобы удачно скомпоновать рабочую площадь эскиза. При этом необходимо учитывать возможность применения выносных элементов. Выносной элемент может выявить подробности, не указанные на соответствующем изображении, и может отличаться от него по содержанию. Например, на рис. главное изображение – разрез, а выносной элемент – вид. Выносной элемент на чертеже обозначают по типу А (5:1), а на эскизе – А (увеличено).


9 Затем приступают к вычерчиванию изображений. Для этого, прежде всего, намечают осевые и центровые линии каждого изображения. Осевые и центровые линии проводят с целью выявления или геометрических осей центров, или проекций плоскостей симметрии детали. Наносят внешние контуры каждого изображения с конструктивными элементами (фаски, проточки и т. д.). Затем тонкими линиями отмечают контуры необходимых разрезов и сечений. Проверив выполненные изображения, убирают лишние линии, наносят штриховку в разрезах и сечениях, обводят видимый контур изображения сплошной основной линией.


10 Нанесение размеров Этап включает следующие операции: намечают размерные базы и проводят выносные и размерные линии для габаритных размеров, межосевых и межцентровых размеров и их расстояний до баз и для размеров отдельных элементов детали; обмеряют деталь, сопоставляют размеры, полученные обмером, с размерами, рекомендуемыми таблицами размерных рядов, и наносят на эскиз скорректированные, но близкие к измеренным размерам. При этом нужно помнить о сопрягаемых размерах.





Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

Рабочий чертеж детали – конструкторский документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Этот документ содержит данные о материале, шероховатости поверхностей, технические требования и др. Таким образом, рабочий чертеж включает в себя как графическую, так и текстовую часть.

Рабочие чертежи деталей разрабатываются по снятым с натуры эскизам или по сборочному чертежу изделия.

Эскиз – это документ временного характера, содержащий изображение детали и другие данные для ее изготовления и выполненный от руки без точного соблюдения масштаба, но с соблюдением пропорций. Эскизы выполняются на листах писчей бумаги в клетку или на миллиметровке стандартного формата.

Эскиз должен давать полное представление о внешней и внут­ренней формах детали, ее размерах, обработке и иметь все поясняющие надписи, необходимые для ее изготовления.

Оформляется эскиз рамкой и основ­ной надписью по форме 1 (прил. Б). Для работы лучше всего использовать мягкие карандаши «ТМ» или «М». Эскизы выполняют в таком масштабе, чтобы даже на мелких деталях можно было проставить все размеры, обозна­чения и надписи. Для цифровых и текстовых надписей и обозначений ис­пользуют стандартный шрифт, размером не менее 3,5 мм, что диктуется удобством чтения.

Эскиз должен содержать полную характеристику детали:

1) четкие геометрические формы;

2) геометрические зависимости элементов, связанных между собой размерами;

3) технологические сведения о допусках и посадках для контролируемых размеров, а также указания о шероховатости и специальных покрытиях по­верхностей;

4) характеристику материала: показатели механических или специаль­ных свойств материала, как например, термообработка или кислотоупор­ность и т. д.

2.2.1 Выполнение эскиза детали с натуры

Последовательность выполнения эскиза детали с натуры

Последовательность графического выполнения эскиза детали с натуры состоит из следующих этапов:

1. Определяется геометрическая форма детали и ее основных элементов, на которые можно мысленно расчленить деталь.

2. Выбирается главный вид детали и устанавливается необходимое и достаточное количество изображений: видов, разрезов, сечений. Например, для деталей типа тел вращения достаточно

Рисунок 22 - Элементы деталей

одного изображения на плоскости проекций, параллельной оси тела: вида, разреза с указанием знаков Ø перед размерными числами диаметров. Одного изображения достаточно также для деталей типа валов, втулок с резьбой с обозначением резьбы. Для деталей типа тел вращения с различными конструктивными элементами, например отверстиями, срезами,пазами, главное изображение дополняют одним или несколькими видами, разрезами, сечениями, которые выявляют форму этих элементов, а также выносными элементами. На рис.22 изображены наиболее часто встречающиеся элементы деталей и их наименование.

Для симметричных деталей рекомен­дуется при ее изображении соединять полови­ну вида с половиной разреза.

При выполнении эскиза (и рабочего чертежа) учитывают положение детали в сборочной единице или положение детали при разметке на разметоч­ной плите, или ее положение на металлорежущем станке при выпол­нении наиболее трудоемкой технологической операции. Например, фланцы, маховики, шкивы, блоки, цилиндры, зубчатые колеса, валы, оси и подобные им детали, имеющие форму тел вращения, располага­ют так, чтобы на главном виде их ось была параллельна основной надписи чертежа.

3. Устанавливается формат листа для эскиза по ГОСТу 2.301-68, с учетом требований к характеристике детали на эскизе.

4. Производится компоновка изображений на поле эскиза, определяются границы изображений, проводятся осевые и центровые линии.

5. Наносятся линии контура детали.

6. Наносятся линии внутренних очертаний детали и одновременно выполняются необходимые разрезы, сечения и дополнительные виды.

7. Наносятся выносные и размерные линии и знаки.

8. После обмера детали проставляются размеры.

9. Наносятся штриховка, знаки обработки, поясняющие надписи, и заполняется основная надпись.

10. Производится обводка контура после уточнения изображений.

При выполнении эскизов следует обратить внимание на соблюдение пропорций отдельных элементов детали и их проекционной связи. Перед тем, как обвести все изображения, нужно уточнить конструктивные особенности детали, связанные с технологичностью ее изготовления, например, наличие фасок, проточек, канавок, галтелей и т. д. (прил. Е), если деталь получается путем механической обработки, или литейных уклонов и литейных радиусов, литьем, необходимо учесть, что многие детали могут иметь различные дефекты, которыене cледует принимать во внимание: неровности, вмятины, искривления, ра­ковины в отливках, смещение центров отверстий, разницу толщины стенок пустотелых деталей, выступы избытка металла на деталях, изготовляемых литьем или поковкой и т.д.

При заполнении основной надписи следует указывать по ГОСТу материал, из которого изготовлена деталь.

Выполнение эскиза точеной детали

При изготовлении деталей, ограниченных преимущественно поверхностями вращения, основной технологической операцией является обработка на токарных и аналогичных им станках. В этом случае при обработке детали ее ось занимает, как правило, горизонтальное положение, а резец перемещается справа налево. На чертеже таких деталей ось располагают параллельно основной надписи, а участки с большими диаметрами должны находиться левее участков с меньшими диаметрами. Если имеется коническая поверхность, то вершина конуса должна быть направлена вправо. Если деталь имеет внутренние отверстия, то необходимо использовать фронтальный разрез, а внутренние ступени с большими диаметрами должны находиться правее ступеней с меньшими диаметрами. На рис. 23 изображен вал, форма которого полностью выявлена одним видом с местным разрезом, двумя вынос­ными элементами и двумя сечениями. На местном виде показано центровое отверстие, на выносном элементе I - глубина сверления отверстия, на выносном элементе II - форма проточки, сечение А - А выявляет форму шпоночного паза, сечение Б - Б - форму квадратной части. Эти четыре изображения позволяют нанести раз­меры соответствующих элементов.

При нанесении размеров по длине вала применен комбинирован­ный способ. За основную базу принята правая торцовая плоскость, относительно которой нанесены размеры 50, 75, 125 и общая длина 235 мм. От вспомогательной базы указаны размеры 16, 36 и 70 мм.

Рисунок 23 - Эскиз детали типа «Вал»

На рис. 24 дан чертеж корпуса, целиком обрабо­танного на металлорежущих станках, причем преоб­ладающей операцией является точение.

Чертеж содержит четыре изображения: фронталь­ный разрез, разрез A-A, выносной элемент и сече­ние Б-П. Профильный разрез необходим для уточнения отверстия Ø 12 и формы лыски. Выносной элемент позволяет отчетливо выявить форму и размеры про­точки, сечение Б-В позволяет выявить форму и раз­меры лыски.

На рис. 25 деталь, взятая для выполнения эскиза в качестве примера (крышка), состоит в основном из тел вращения (цилиндров и конусов), поэтому ее расположение на чертеже должно быть горизонтальным. Наличие шести­угольной призмы делает необходимым выполне­ние ее второго вида. Наружная проточка может быть показана с помощью выносного элемента.

Рисунок 24 - Эскиз детали типа «Корпус»

Внутренняя конструкция детали может быть показана на половине разреза. На главном виде цилиндрические поверхности должны быть расположены

вправо, так как в этом по­ложении выполняется наибольшее число опе­раций

при изготовлении детали.

Учитывая проведен­ный выше анализ формы детали (крышка) и число ее изображений и размеров, выполнять эскиз этой детали целесообразно на формате A3, расположенном горизонтально. Под рабочее поле формата эскиза, проведя рамку и очертив место для основной надписи,приступают к размещению изображений (рис. 26).

Для этого отмечают габаритными многоугольниками места для будущих изображений (в данном случае для

главного вида слева), учитывая, что между ними должно быть место для размеров, а также то, что на эскизе кроме видов располагается еще и выносной элемент.

Рисунок 25 - Крышка

Рисунок 26 - Этапы выполнения эскиза детали «Крышка»

Габаритные угольники проводят тонкими линиями, учитывая при этом

наибольшие размеры детали по высоте, ширине и длине. Затем прорисовывают контуры видов и разрезов в пределах габаритных многоугольников, а также размещают дополнительные изображения на свободном поле формата эскиза. В данном случае речь идет о размещении выносного элемента (рис. 26.). На этом же этапе выполняют штриховку разрезов и сечений. При нанесении выносных и размерных линий руководствуются правилами нанесения размеров и базовой простановки размеров с учетом конструкции детали и технологии ее изготовления. При соединении половины вида с половиной разреза размеры, относящиеся к наружной конструкции детали, следует ставить на виде, а к внутренней – на разрезе (рис.26). После этого необходимо измерить размеры самой детали, для которых на изображениях проведены размерные линии, надписать размерные числа, заполнить основную надпись и обвести изображение.

Обмер деталей

Для определения линейных размеров при выполнении эскизов используют простейшие измерительные инструменты – линейку, кронциркуль (для измерения наружных размеров), нутромер (для внутренних размеров). С их помощью размеры измеряют с погрешностью 1-0,5 мм. Более точно (с погрешностью 0,1-0,05 мм) измеряют раз­меры штангенциркулем.

Примеры измерения диаметров указанными инструментами: на рисунке 27 - нутромером, на рисунке 28, а - штангенциркулем; длин L: на рисунке 28, в - штангенциркулем, на рисунке 29- линейкой; размера А на рисунке 28, б- штан­генциркулем. Схемы измерения расстояний между осями отвер­стий показаны на рисунке 30.

Рисунок 27 - Нутромер

Рисунок 28 - Штангенциркуль

Примеры измерения толщины внутренних стенок: на рисунке 31 - измерительной линейкой, на рисунке 32 а,б - крон­циркулем с линейкой. В первом случае толщину стенки определяют по результатам измерения трех размеров - А, Б, В. Во втором случае по результатам двух измерений: а) разме­ра А - при измерении на детали; б) размера Б - по линейке. Размер Б выбирают таким, чтобы кронциркуль, не раздвигая измерительных ножек, можно было отвести от детали.

Рисунок 29 - Измерение при помощи линейки

Рисунок 30 - Измерение между осями отверстий

Углы измеряются с точностью до 10" угломером (рис. 32 в). В данном случае в наружное отверстие введен гладкий стержень.

При острых краях форму и размеры плоского контура можно снять в виде отпе­чатка на бумагу. Бумагу накладывают на плоскость детали и пальцем прижимают к кромкам (рис. 33, а). Можно деталь положить на бумагу и контур обвести острым карандашом (рис. 33, б). По отпечатку устанавливают геометрическую форму и размеры контура (рис. 33, в). Радиусы и центры дуг определяют, проведя перпендикуляры из середины двух хорд дуги одного радиуса, при наличии оси симметрии ее можно считать за один из перпендикуляров.

Рисунок 31 - Измерение толщины внутренних стенок

Отпечаток контура кромки внутренней полости детали (рис. 34, а) снимают на бумагу протиранием контура гра­фитом карандаша (рис. 34, б) или нажатием пальца (рис. 34, в). По отпечатку устанавливают геометрическую форму и размеры контура (рис. 34, г).

Радиусы закруглений галтелей определяют (рис. 34, б) радиусомером (набор шаблонов).

Рисунок 32 – Измерение толщины стенок: а,б – кронциркулем, в- угломером

Определение параметров стандартных резьб производят с помощью штангенциркуля и резьбомеров. Резьбомеры (рис. 35) представляют собой набор шаблонов (тонких стальных пластинок), измерительная часть которых соответствует про­филю стандартной резьбы. Изготавливают резьбомеры двух ти­пов: для метрической резьбы с клеймом «М 60°» и размером шага в миллиметрах на каждой пластинке и для дюймовой и трубной резьб с клеймом «Д 55°» и указанием числа ниток на дюйм на каждой пластине.

Для измерения шага резьбы на детали резьбомером подбира­ют шаблон-пластину, зубцы которой совпадают с впадинами измеряемой резьбы (см. рис. 35). Затем читают указанный на пластинке шаг (или число ниток на дюйм). Наружный диа­метр стержня (или внутренний диаметр в отверстии) измеряют обычным путем штангенциркулем (рис. 36 а).

Определив размер и шаг (или число ниток на дюйм), уста­навливают тип и размер резьбы по таблицам стандартных резьб.

Рисунок 33 - Измерение формы с помощью отпечатка

Рисунок 34 - Измерение внутреннего контура детали при помощи отпечатка

При отсутствии резьбомера шаг резьбы (или число ниток на дюйм) может быть определен с помощью оттиска на бумаге. Для этого резьбовую часть детали обжимают листком чистой бумаги так, чтобы получить на ней оттиски (отпечатки) ниток резьбы, т. е. несколько шагов (не менее 10) - рисунок 36, б. Затем по оттиску измеряют расстояние L между крайними достаточно четкими рисками (отпечатками). Это измерение должно быть выполнено достаточно аккуратно с погрешностью не более 0,2 мм. Сосчитав число шагов п на длине L (на единицу меньше числа рисок), определяют шаг.

Например, оттиск дал 10 четких рисок (т. е. 9 шагов) общей длиной 13,5 мм. Наружный диаметр при измерении 14 мм. Определяем шаг: р= 13,5: 9 = 1,5 мм. По таблицам находим резьбу М14х1,5. т. е. это метрическая резь­ба 2-го ряда с диаметром 14 мм и мелким шагом 1,5 мм.

Рисунок 35 – Измерение шага резьбы при помощи резьбомера



Рисунок 36 - Измерение шага резьбы при помощи оттиска

Шаг внутренней резьбы определяют по отпечатку на полос­ке бумаги, на ребре спички, карандаша. Осмот­ром определяют профиль резьбы, направление резьбы (правая, левая), число заходов.