Нарисуй в окне такую цепочку Е цепочек, для которой верно заполнена таблица: - Длина этой цепочки равна 1 - В этой цепочке есть две одинаковые бусины - Среди бусин этой це почки цепочек нет пустой цепочки - Каждая бусина этой цепочки - цепочка длины 3 - В этой цепочке есть две одинаковые бусины - цепочки длины 0 - Среди бусин этой цепочки есть цепочка длины 3 - Длина этой цепочки меньше 5.

Похожие вопросы

  • В 2016 году когда появились стаи перелетных птиц
  • Право сочинение бизнес польза или вред
  • Какой морфемный разбор слова "выйти" ?
  • Имеется 7 пустых больших коробок.В некоторые из них положили по 5 маленьких коробок,а в остальные - по 3 каробки средного размера. Всего получилось 27 коробок. Во сколько пустых коробок положили по 5 маленьких коробо...
  • Определить тип ошибки,(лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая): 1. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 2. Товарные биржи были сформирован ы в форме акционерных обществ. 3. При этом...
  • Помогите пожалуйста перевести весь текст "American Teens with drive!". И что бы вы перевели сами,а не из интернета. Так-как в интернете не полный перевод текста! Вот ссылка на текст:http://vklasse.org/7-klass/uchebni...

Любое украшение должно идеально подходить даме. Для этого необходимо приобретать вещи правильного размера. Разберем детально: как подобрать цепочки на шею.

Как определить длину?

Узнать длину понравившейся цепочки не так легко. Но это нужно для того, чтобы подобрать подходящий наряд и кулончик.

Каждая барышня должна опираться только на собственные вкусовые предпочтения. Кто-то любит изделия, плотно соприкасающиеся с шеей, а кому-то больше по душе более длинные экземпляры. Все зависит только от желаний дамы.

Большинство современных производителей изготавливает цепи в соответствии с единым стандартом. Это совершенно не зависит от материала.

По стандарту длина должна быть кратна пяти.

Разновидности

Существует несколько разновидностей длины аксессуаров. Рассмотрим их подробнее.

  • 40 см – коротенькая цепочка. Ее лучше носить молодым модницам, девочкам-подросткам или модным юношам.
  • 45 см – чуть более длинные изделия. Они также подходят молодым девушкам и прекрасно вписываются в романтичные луки, особенно если дополнены очаровательным кулоном-сердечком.

  • 50 см – это классический размер, советующий стандарту. Такие варианты идут почти всем дамам. Подобные экземпляры станут прекрасным решением для подарка.
  • 55 см и более – цепи с такой длинной лучше покупать высоким людям с плотным телосложением. Они способны визуально вытянуть фигуру и сделать ее более изящной.

  • 60-70 см – вещи этой длины встречаются редко. Но если вы все-таки решили украсить образ подобным аксессуаром, то рекомендуется приобретать модели, изготовленные по вашему собственному заказу.

Конечно, вы можете подобрать идеальное украшение самостоятельно. Это не потребует от вас слишком много времени.

Перед тем как вы отправитесь в магазин, достаточно просто обернуть вокруг шеи нить. Ее нужно зафиксировать ровно на той длине, на которой вы хотели бы подобрать цепочку. Теперь нитку можно снять и померить.

Не забывайте о том, что длина аксессуара должна быть кратной пяти, поэтому полученное число необходимо округлить до пяти, в большую сторону.

Возьмите линейку с собой. Так вы сможете измерить выбранную цепь, если возникнут сомнения.

Цепочка является отличным вариантом для подарка. Ее очень легко и просто подобрать:

  • Если вы подбираете презент для молодой модницы, то вам стоит обращаться к очаровательным экземплярам небольшой длины. Коротенькие аксессуары будут несравненно смотреться на шее модной девушки.
  • Барышням постарше рекомендуется преподносить в подарок варианты средней и большой длины.

Выбирая идеальное украшение, опирайтесь на свой гардероб. Цепочка должна гармонировать с одеждой. Например, с сексуальным декольте будет эффектно смотреться более короткая модель. Но если эта деталь в одежде является более скромной и располагается выше, то вам стоит обратиться к длинным экземплярам.

Толщина

При выборе подходящего украшения важную роль играет не только его длина, но и толщина. Она измеряется в миллиметрах. Рассмотрим подробнее таблицу этих параметров.

  1. Самые тоненькие и аккуратные модели не превышают 2-3 мм в ширину. Они очень удачно подчеркивают изящную женскую шею.
  2. Стандарт толщины не превышает 4-5 мм. Подобные цепочки рассчитаны на очаровательные кулоны и другие стильные дополнения.
  3. Самыми толстыми вариантами являются цепи, ширина которых превышает 7 мм. Как правило, они не дополняются декоративными элементами.

Подобрать изделие идеальной толщины очень просто. Чем моложе барышня, тем лучше на ней будет смотреться тоненькая цепь. Дамам постарше лучше носить более толстые аксессуары.

Цепочка должна подходить не только к возрасту дамы, но и к ее фигуре.

Например, коротенькие и тонкие модели визуально делают шею короче и полнее, поэтому к таким вариантам рекомендуется обращаться только худеньким барышням.

Обратным эффектом обладают длинные украшения. Они делают свою обладательницу более стройной, вытягивая силуэт. К подобным экземплярам стоит обращаться людям, имеющим лишний вес.

Как ухаживать?

Каждая дама сама решает: как и когда ей носить цепочку. Одни снимают ее по приходу домой, другие не желают расставаться с украшением даже ночью. Но цепь все равно необходимо снимать, так как без правильного ухода она утратит свою привлекательность.

Ухоженное изделие прослужит своей обладательнице очень долго. Нужно беречь цепочку от воздействия любых химических средств. Если ваше украшение изготовлено из золота или платины, то это не значит, что его можно подвергать негативному воздействию химии.

Эти металлы не окисляются и не вступают в химические реакции, но агрессивные средства точно не пойдут на пользу вашему любимому украшению.

Постарайтесь оградить цепь от резких температурных перепадов. Это может привести к образованию трещин на металле и потере его первоначального блеска.

Аксессуар необходимо периодически подвергать очистке. Она проводится при помощи обычного мыльного раствора, в который можно добавить несколько капель нашатыря. Просто опустите цепочку в этот раствор, а затем аккуратно протрите сухой тряпочкой или небольшим полотенцем.

С чем и как носить?

Подбор стильного ансамбля зависит от ваших вкусов и характеристик цепочки (длины, толщины). На большинстве моделей гармонично смотрятся разнообразные кулончики. Но не забывайте о том, что на чересчур тонких женских цепях такие дополнения будут выглядеть нелепо.

Размеры кулона играют важную роль в стильном образе. Если он обладает длиной и вытянутой формой, то визуально сделает дамский силуэт более стройным.

Расцветка этой детали должна подходить к цепочке. Например, если она изготовлена из золота красного или желтого цвета, то к ней будет труднее подобрать подходящий кулон. Более универсальным металлом является белое золото. К нему, как и к серебру, подходит очень много различных украшений.

Женщинам, предпочитающим бессменную классику, рекомендуется обращаться к комплектам, имеющим одну цветовую палитру. Не стоит этого правила придерживаться креативным барышням, которые любят яркие и насыщенные сочетания.

Не последнюю роль играет и то, как именно вы носите аксессуары в комплекте с одеждой. Например, коротенькие цепи являются универсальными, поэтому сочетаются практически с любой вещью. Исключением являются лишь наряды с высокой горловиной.

Трендом последних сезонов являются толстые и длинные модели. Они будут гармонично смотреться как с офисными, так и вечерними ансамблями. В стильном украшении вы вполне можете отправиться на шумную вечеринку, где обязательно привлечете к себе внимание.

Определиться с размером цепочки бывает очень сложно. Как понять, какой длины или ширины должно быть украшение и должен ли на нем быть кулон? При разнообразии выбора легко запутаться. Давайте разбираться.

Как определить длину

Многие производители выпускают цепочки по единому стандарту, и это никак не зависит от материала. Стандартная длина обязательно должна быть кратна пяти.

Разновидности длины:

40 см – очень короткая цепочка. Отлично подходит подросткам и молоденьким девушкам и юношам.

45 см – длина чуть больше, но она тоже подходит молоденьким девушкам и смотрится очень романтично, особенно если украшение носится с кулоном в виде сердца.

Стандартные размеры - это длина цепочки в 50 сантиметров и она подойдет практически всем. Именно ее стоит покупать в подарок, если вы сомневаетесь.

55 см и больше подходит группе людей, которые достаточно крупные или высокие. Это своего рода "удлинитель" для фигуры и шеи.

Длина 60-70 встречается очень редко. Если вы любитель длинных украшений, то их лучше изготавливать по индивидуальному заказу.

Можно подобрать размер цепочки самостоятельно. Для этого не потребуется много времени, а вы уже точно будете знать, какую длину стоит искать.

Итак, перед походом в магазин просто оберните нитку вокруг шеи и зафиксируйте на той длине, на которой собираетесь носить украшение. Затем уберите нитку и измерьте ее. Так как длина цепочки должна быть кратной пяти, вам нужно будет округлить полученную сумму до пяти, в большую сторону. Самое главное: не забудьте взять линейку с собой в магазин и измерить понравившееся изделие на всякий случай.

Если же вы покупаете украшение в подарок, то подобрать его будет еще проще. Для молодой девушки подбирайте короткую цепочку – и уж точно не ошибетесь. А если та, кому вы дарите подарок старше, то здесь не может быть других вариантов, кроме как дарить украшения средней длины или еще длиннее.

Длина так же должна подходить под одежду. Например, при глубоком декольте рекомендуется короткая цепочка, тогда как чем выше декольте, тем длиннее может быть украшение.

Толщина

Длина – не единственный критерий, по которому стоит выбирать свою цепочку. Ширина так же очень важна. Ее измеряют в миллиметрах.

2-3 мм – самые тонкие цепочки. Хорошо подходят для тех, у кого изящная шея.

4-5 мм – стандартная толщина. На такие цепочки обычно надеваются кулоны и прочие украшения.

От 7 мм и больше – достаточно толстые цепочки, которые обычно носят без каких-либо дополнительных украшений.

Подобрать толщину цепочки довольно просто. Как правило, чем моложе девушка, тем большей ей подходит тонкая цепочка. И наоборот – чем женщина старше, тем больший размер ей нужен. Мужчинам же подходит любая толщина, кроме самой тонкой.

Дело, впрочем, не только в возрасте, но и в телосложении. Короткие и тонкие украшения здорово укорачивают шею, и она кажется толще, чем есть на самом деле. Поэтому подобного вида цепочки подходят только худым людям. Длинная же цепочка, наоборот, придает стройности и подходит людям с лишним весом.

С чем носить

В остальном же здесь действует такой же принцип, как и при подборе длины – чем длиннее выбранный вами кулон, тем больше он визуально удлиняет и придает стройности.

Так же стоит помнить о том, что цвет кулона должен совпадать с цепочкой. Например, украшения из желтого и красного золота труднее сочетать с подвесками, тогда как белое золото более универсально. Под серебро стоит подбирать кулоны того же цвета.

Если вы приверженец классики, тогда, разумеется, весь ансамбль украшений должен оставаться в одной гамме. И наоборот – если одноцветные украшения кажутся вам скучными, вы вправе сочетать совершенно разные цвета и привлекать к себе внимание. Вес тоже важен – чем больше грамм будет весить ваше украшение, тем тяжелей будет его носить.

Немаловажно и то, как именно вы носите приобретенную цепочку с одеждой. Например, женские короткие цепочки достаточно универсальны, их можно носить практически с любым нарядом, кроме закрывающих горло свитеров и прочей подобной одежды. Все больше в моду входят толстые и длинные цепочки, в которых можно появиться как на работе, так и на вечеринке. Это украшение универсально и подходит почти к любому наряду и стилю.

В остальном, размер и форма вашего кулона полностью зависит от одежды и мероприятия. Если вы работаете в офисе, то под деловой костюм подойдет самый обычный, классический кулон без ярких вставок, например, с капелькой. Он придаст вашему стилю утонченности и красоты.

С вечерним нарядом можно быть свободнее, хотя классика, разумеется, всегда в моде. Еще один беспроигрышный вариант – подвеска в ретро стиле. Она смотрится особенно эффектно, если ваш наряд гармонирует с ней. Как бы то ни было, подобная подвеска совершенно точно привлечет к вам внимание и подчеркнет вашу оригинальность.

Любителям авангарда подойдут нетипичные изделия. Например, подвеска в виде пчелиных сот или яркий ромб, где изображены китайские иероглифы. Такие кулоны придают индивидуальности, поэтому их стоит выбирать каждому на свой вкус.

Если вы носите нательный крест, то во время вечеринок и рабочих будней стоит прятать его под одежду. Все-таки, это слишком личная вещь, чтобы демонстрировать ее людям. Поверх одежды можно надеть другую цепочку с кулоном.

Еще стоит помнить, что цвет украшения должен соответствовать цвету одежды, под которую вы его надеваете. Броские, яркие кулоны больше подходят под однотонные и спокойные цвета, а классику можно надевать практически под любой наряд.

Сегодня число рабочих и техников исчисляется всего десятками, а роботов – тысячами; простейшие роботы, в том числе, распоз- нающие изображения, наши школьники собирают в конструкто- рах ЛЕГО ДАКТА. Начинается все это с цепочек цепочек. (Кстати, мешки тоже появились в работах по искусственному интеллекту в 60-е годы.) Комментарии к задачам 26–35 Части 1 Задача 26. Задача на определение. Единственная сложность здесь – это новый формат таблицы. Впрочем, таблица настолько проста и «прозрачна», что скорее всего трудностей не возникнет. Ответ: Цепочки Г Е Ж И Н П Длина цепочки 7 0 11 3 5 7 Задача 27. Ответ: СПРОСОНЬЯ, ПОПРЫГУНЬЯ, ГОВОРУНЬЯ, ХВАСТУНЬЯ. Задача 28. Задача на понимание новых определений. Дети должны усвоить, что Х – это цепочка, которая, как они привыкли, имеет начало, конец и бусины, сохраняющие строгий порядок. Отличие от тех цепочек, с которыми раньше работали ребята, лишь одно: каждая бусина цепочки Х сама является цепочкой бу- син. Именно поэтому мы называем новый объект «цепочка цепо- чек». Настолько же, насколько это название естественно с точки зрения формальной логики, оно непривычно с точки зрения раз- говорного языка. В русском языке, как вы знаете принято избе- гать повторения однокоренных слов в одном предложении. По- этому структуры, похожие на нашу цепочку цепочек, стараются назвать словосочетанием из двух разных слов. Например, приня- то говорить «последовательность месяцев», а не «цепочка цепо- чек дней». Только в этой непривычности и может корениться причина того, что кому-то из ребят тема вначале покажется сложной. Ведь со структурами «двойного порядка» ребята уже имели дело и на уроках русского языка (предложение – это це- почка цепочек букв) и на уроках математики (арифметический пример – это структура из цепочек цифр). При ответе на первый вопрос кто-то из ребят может попы- таться считать общее число бусин, входящих в цепочки цепочки Х. Такому ученику, конечно, нужно посоветовать снова вернуться к листу определений. Ответ: Длина цепочки Х равна 4. Третья бусина цепочки Х – это цепочка длины 3. 31 Задача 29. Обратите внимание, что среди представленных цепочек есть две цепочки цепочек цепочек. Это такие цепочки, бусинами которых являются цепочки цепочек. Конечно, ребята видели такую цепочку на листе определений (цепочка V), но ви- деть и понимать – не одно и то же. Что же такое, например, це- почка В? Это цепочка из одной бусины (а, значит, длины 1), кото- рая является цепочкой и тоже в свою очередь состоит из одной бусины, которая также является цепочкой и состоит из одной бу- сины. Головоломка? Вспомним русские народные сказки. Баба- Яга в сказке говорит Ивану Царевичу: «Смерть Кощея – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба». Как видно, здесь конструкция еще более сложная, но детям она по- нятна. На что тогда похожа цепочка Г? Да на то же самое, но только Иван Царевич разбил яйцо, а там пусто. С цепочкой Г, возможно, будет дополнительная проблема – некоторые ребята будут счи- тать ее просто пустой цепочкой. Это, конечно, легко проверить по тому как они определят истинность четвертого утверждения. Вернитесь с такими ребятами снова к Ивану Царевичу. Если он открыл сундук и из него выбежал заяц, можно ли считать что сун- дук был пустой, вне зависимости от того, найдет Иван в конце концов смерть Кощея в яйце или там пусто? Ответ: У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е А Б Щ В Г Это цепочка цепочек. И И И И И Длина этой цепочки равна 1. Л Л Л И И Каждая бусина этой цепочки – цепочка цепочек. Л И Л И И Среди бусин этой цепочки есть пустые цепочки. И Л Л Л Л Среди бусин этой цепочки есть две одинаковые бусины. И И И Л Л Среди бусин этой цепочки есть три одинаковые бусины. Л Л И Л Л Задача 30. Необязательная. Полное и формальное решение этой задачи потребует довольно значительных усилий: нужно пе- ребирать все слова и дальше отмечать каждую букву в мешке и в слове. Существует, однако, способ сократить процесс, занявшись сначала отдельными характеристиками слов. Например, в мешке всего 5 букв, значит слова, где букв не пять, можно из рассмот- рения выкинуть. В мешке две гласных, обе О, выбрасываем еще пару слов. В мешке есть буква Р, выбрасываем те слова, где Р нет. Остается проверить только два слова, оба они подходят. Как все- гда, мы не предлагаем объяснять эту модель рассуждения уча- щимся, но вполне разумно поддерживать ее элементы в их рас- суждениях, или даже где-то подтолкнуть появление такого эле- 32 мента. Ответ: ТОПОР и РОПОТ. Задача 31. Каждое слово цепочки J по имеющимся буквам и общему количеству окон отыскивается в цепочке L однозначно. Поэтому вообще говоря, ученик может начинать решать с любого слова цепочки J, постепенно заполняя окна (помните, мы обсуж- дали подобный вопрос в комментарии к задаче 6). Указание к за- даче еще облегчает работу. По мере соединения найденных слов в пары, список «незанятых» слов в цепочке L становится все меньше, поэтому искать варианты для слов цепочки J становится все легче. Однако, эта задача, как и некоторые другие многослойна. Она имеет несколько интересных выходов на различные вопросы курса (и не только). Попробуем проследить возможные связи. Во- первых, и L и J – это цепочки цепочек. Во-вторых, мы здесь начи- наем постепенно подводить ребят к теме «Словарный порядок». В цепочке L слова расставлены в алфавитном порядке, а в цепоч- ке J – произвольно. Здесь, конечно, рано начинать разговор об алгоритме сортировки слов в алфавитном порядке, но ребята мо- гут сами заметить, что со словами, расставленными в лексикогра- фическом порядке, работать удобнее. Задача 32. Необязательная. Задача продолжает работу, на- чатую в задачах 18 и 24. Небольшое отличие в том, что здесь учащемуся придется работать с последовательностью как из трех, так и из четырех дней. Именно поэтому данная задача помечена, как необязательная. Ответ: понедельник, четверг, вторник, пятница. Задача 33. Необязательная. Подобную задачу дети уже ре- шали (задачу 4). Отличаются эти задачи только объектами, лежа- щими в мешках: там были буквы, а здесь бусины. Напомните де- тям о необходимости проверки – соединения одинаковых бусин в пары. Задача 34. В решении этой задачи удобно воспользоваться черновиком. Читаем первое утверждение: «В этом слове буква Е идет раньше О». Значит, пишем на черновике Е, а потом О, но только так, чтобы оставалось свободное место перед Е, после О и между буквами (ведь мы же не знаем, куда придется вставлять остальные буквы). Второе утверждение не связано с уже написан- ными буквами, поэтому пока оставим его и займемся третьим. Оказывается У идет позже О, значит пишем на черновике У после О (опять оставляя место между буквами). Затем возвращаемся ко второму утверждению и получаем следующую последователь- ность: Е-О-У-Ы. Теперь остается вставить буквы в окна в соот- ветствии с порядком их следования в слове. Однако, кто-то из ребят впишет буквы прямо-таки мгновенно. Причина в том, что наша цепочка – осмысленное слово (БЕЛОКУРЫЙ), которое можно 33 просто угадать по имеющимся буквам, вообще не читая утверж- дения. Это тоже не плохо, но таких ребят нужно попросить оп- ределить истинность всех утверждений в задаче, другими слова- ми, доказать, что это угаданное решение нам подходит. Таким образом, наша задача – не отучить ребят догадываться (роль ин- туиции при решении задач трудно переоценить), а научить про- верять правильность своей догадки или находить ошибку. Задача 35. Необязательная. Здесь от ребят потребуется умение анализировать не просто утверждения, а пары: утвержде- ния и их истинностные значения. Для ложных утверждений при- дется построить их отрицания – соответствующие им истинные утверждения. Конечно, эту задачу будет довольно трудно решать, если анализировать утверждения по одному. Проще вначале прочесть все утверждения и попытаться как-то объединить их по смыслу. Действительно, можно сказать, что некоторые утверждения «про одно и то же»: первое и последнее – про длину цепочки Е; вто- рое и пятое – про одинаковые бусины; третье, четвертое и шес- тое – про длину бусин-цепочек. Проще всего сначала разобраться с длиной. Первое утверж- дение ложно, значит длина цепочки Е не 4. Из последнего ут- верждения следует, что длина цепочки меньше 5. Вывод – длина цепочки может быть 3, 2 или 1. Анализируем второе и пятое утверждение и видим, что вто- рое утверждение по смыслу является частью пятого. Итак, в этой цепочке должны быть две одинаковые пустые бусины-цепочки. Добавляя этот вывод к первому, получаем – эта цепочка состоит или из двух пустых цепочек, или из трех цепочек, две из кото- рых пустые. Теперь прочтем оставшиеся утверждения. Видим, что третье утверждение не добавляет нам новой информации. Так как мы уже выяснили, что в цепочке есть две пустые цепочки, значит, оно автоматически становится ложным. Аналогично и четвертое утверждение из-за наличия пустых цепочек не может быть ис- тинным. Что-то новое о цепочке Е мы узнаем только из шестого утверждения – среди бусин этой цепочки есть цепочка длины 3. Добавляя эту информацию к выводу, сделанному нами на преды- дущем этапе, получаем что Е – цепочка, состоящая из трех цепо- чек, две из которых пустые, а третья – длины три. Нарисовать та- кую цепочку теперь совсем не сложно. Скорее всего, ваши ребята не смогут провести все эти рас- суждения так гладко и в полном объеме. Возможно, они выделят какую-либо одну особенность цепочки Е, а дальше начнут дейст- вовать методом «проб и ошибок», рисуя разные цепочки. Это то- же неплохо, главное, чтобы они всегда сопоставляли получившу- юся цепочку с утверждениями из таблицы, а если что-то не схо- дится, то делали правильные выводы. 34 Исполнитель Робот В курсе третьего класса мы знакомим ребенка с исполните- лем Робот. Исполнитель – это объект, который может выполнять определенные команды. Используя язык команд, мы можем уп- равлять действиями Робота. Конечно, поскольку это наше первое соприкосновение с программированием, язык Робота (те коман- ды, которые он «понимает») очень ограничен. Робот всегда находится на поле. Форма поля может быть са- мой разнообразной. Важно только, чтобы ее можно было разде- лить на квадратики, то есть полем Робота может быть любая фи- гура, вырезанная из листа клетчатой бумаги по границам клеток. Форму поля, раскраску клеток и положение Робота на поле мы называем позицией Робота. В четвертом классе мы будем за- ниматься различными играми, и там говорить о позиции игры. Нам важна такая преемственность терминологии. Аналогично мы будем говорить о начальной позиции Робота (при выполнении программы) и начальной позиции игры (та позиция, с которой игра начинается). Робот передвигается по клеткам поля. Он не может выходить за пределы поля: он сломается, если мы дадим команду, выпол- няя которую Робот должен пройти через границу поля. В даль- нейшем поле Робота будет устроено более сложно – внутри поля появятся стенки, через которые он тоже не сможет проходить на- сквозь. Также в дальнейшем Робот будет уметь оценивать (ощу- щать, распознавать) те или иные параметры ситуации, в которой он оказался, например, нет ли перед ним границы поля или стенки и т. п. Но пока наш Робот этого делать не умеет. Программа для Робота Программы, с рассмотрения которых мы начинаем, пред- ставляют собой простые последовательности (цепочки) команд. Программа должна выполняться последовательно, команда за командой, начиная с первой строчки. Нельзя пропускать строчки или выполнять их не подряд. В таком случае это будет уже сов- сем другая программа. Поначалу формат задач про Робота неиз- менен: в задаче дается программа и начальная позиция Робота. Как правило, нужно дорисовать позицию после выполнения про- граммы (выполнить программу). Конечно, такие задачи не могут быть особенно трудными – важно только понимание материала и внимательность при выполнении. Единственно, в чем может со- стоять некоторая трудность – это в наличии в задаче двух полей: позиции до и после выполнения программы, и важно рисовать результат выполнения именно на втором поле, хотя начальная точка отмечена часто только на первом поле. Уделите этому во- просу чуть больше внимания в самом начале, чтобы в дальнейшем дети рисовали путь Робота и его положение там, где это требует- ся, а не там, где им захочется. Не забывайте также: Робот всегда 35 закрашивает клетки, по которым проходит, и никогда не стирает краску при прохождении закрашенной клетки. По внешнему виду клетки невозможно определить, побывал ли в ней Робот один раз или несколько. На вкладыше в каждой части учебника вы найдете запасные поля практически для всех задач о Роботе. Как вы их будете ис- пользовать – зависит от задачи и от ребенка. Это может быть ли- бо черновик, с которого решение потом переносится в учебник, либо наоборот – если на поле уже не возможно разобраться, что зачеркнуто, а что является окончательным решением, то можно вырезать запасное поле, заклеить им неразбериху и аккуратно выполнить задание заново. Комментарии к задачам 36–51 Части 1 Задачи 36 и 37. Это не сложные задачи на отработку новых определений. Здесь очень важно отработать с ребятами привычку правильно действовать в подобных задачах. Необходимо обра- тить внимание на следующие моменты. Работа начинается с того, что раскраска клеток в начальной позиции переносится на поле Робота, которое должно стать позицией после выполнения про- граммы. Жирную точку мы пока не ставим, так как положение Ро- бота мы собираемся менять. В данном случае в начальной пози- ции закрашена только одна клетка, но, как следует из листа оп- ределения, возможна и более сложная предварительная раскрас- ка. Теперь переходим к работе с программой. Ее необходимо выполнять шаг за шагом по следующей схеме: читаем команду, перемещаемся на одну клетку в заданном направлении, закра- шиваем клетку, в которую попал Робот. В клетке, в которой Робот оказывается после выполнения последней команды, ставим жир- ную точку. При такой работе ошибки практически исключаются. Остается одна проблема – если ученик отвлечется в процессе выполнения программы, то ему придется начать работу заново, так как он потеряет послед- нюю выполненную команду. Чтобы исключить воз- можность таких досадных помех, посоветуйте ребя- там помечать в программе каждую команду после ее выполнения. Ответы: (см. картинку). Задача 38. Здесь программа не только более длинная, но и более затейливая. Выше мы упоминали о том, что возможно «со- скальзывание» с программы, то есть утеря учащимся последней выполняемой команды и обсуждали, как этого избежать. Однако, возможно и другое – «соскальзывание» с текущего положения Робота, то есть утеря той клетки, где он находится после выпол- нения той или иной команды. В таких задачах как 36 и 37, где Робот не проходит дважды по одним клеткам и программа до- 36 статочно проста, такого обычно не происходит. Однако, если Ро- бот движется с возвращениями, как в данной и во многих после- дующих задачах, это вполне возможно. Значит, нам необходимо иметь рецепт и на этот случай. Идея очевидна – отмечать по ходу текущее положение Робота, но вот как воплотить ее в жизнь? Если на том же поле, на котором мы заштриховываем клетки, еще по- мечать текущее положение, то может возникнуть неразбериха и грязь, ведь после каждого шага предыдущее текущее положение придется стирать. Лучше делать это на другом поле, например, на запасном поле с листа вырезания. Тогда наш алгоритм поша- гового выполнения программы несколько усложнится и будет выглядеть так: 1) читаем очередную команду; 2) заштриховываем соответствующую клетку на поле, где должна быть позиция после выполнения программы; 3) помечаем точкой новое положение Робота на запасном по- ле, стирая при этом предыдущую пометку; 4) отмечаем выполненную команду в программе. В данной задаче, конечно, еще можно без этого обойтись, но в дальнейшем проблема утери текущего положения будет вставать острее. Если вы увидите, что кто-то из ребят ошибается, то стоит уже здесь обсудить, как избежать проблемы в дальнейшем. Ответ: (см. картинку). Задача 39. Ответ: (см. картинку). Три цвета помечены белым, серым и черным. Каким цветам они соответствуют, будет зависеть от того, как именно будут расположены бусины мешка К на первом уровне. М Задача 40. В этой задаче появляется новая деталь – «выре- занное», не прямоугольное, поле. На листе определений показа- но, что в случае, если Роботу нужно пройти через границу поля, он ломается. Если поле «фигурное», то ограничений на передви- 37 жение Робота становится больше. Впос- ледствии эта особенность будет использо- ваться содержательно: например, когда программу необходимо будет составить самим ребятам. Здесь же мы просто пока- зываем, что такое бывает. Ответ: (см. картинку). Задача 41. Необязательная. Задача может занять довольно много времени у медлительных детей, поэтому мы не стали де- лать ее обязательной. Таблица довольно большая – 4 на 5 клеток, и есть вероятность, что кто-то посмотрит число не в той клетке или раскрасит не тот фрукт. Чтобы этого не случилось, посове- туйте ребятам выработать определенную систему раскрашивания. Например, можно раскрашивать фрукты по строчкам (или по столбцам) таблицы. При этом полезно сразу помечать ту клетку в таблице, которую мы уже использовали. Итак, берем первую клетку первой строки таблицы, в ней стоит число 2, значит, в мешке должны быть две красные вишни. Раскрашиваем две лю- бые вишни в мешке красным и ставим в клетке галочку, означаю- щую, что эту информацию мы уже использовали. Таким образом можно продолжать работать до тех пор, пока все клетки в табли- це не будут помечены (и все фрукты в мешке – раскрашены). Задача 42. В этой задаче в начальной позиции на поле Робо- та уже закрашена не одна, а несколько клеток. Содержательного усложнения это пока не дает, ребята должны лишь привыкнуть к тому, что такое бывает, и помнить, что, проходя по закрашенной клетке, Робот не меняет ее цвета. Однако, здесь особую актуальность приобретает подготовительный этап – аккуратное пе- ренесение раскраски клеток начальной позиции на поле, где мы будем выполнять программу. Ответ: (см. картинку). Задача 43. Необязательная. Некоторую трудность здесь мо- жет вызвать третье утверждение: ваши ребята, скорее всего, про- сто не задумывались над тем, что пустая цепочка тоже может быть словом – словом, в котором нет ни одной буквы. Задачу 44. Это первое задание, где, имея позицию Робота после выполнения программы, требуется заполнить пропуски в самой программе. Основная идея, «работающая» при решении подобных задач, проста – мы не можем писать такие команды, чтобы Робот попадал в незакрашенные после выполнения про- граммы клетки. Ответ: пропущенные команды определяются однозначно: вниз, влево, вверх, вправо. 38 Задача 45. Необязательная. Обратите внимание на букву Р, которая на картинке закрашена черным цветом. На листе опре- делений во втором классе мы договорились не считать черный цвет как отдельную область (например, границу или какие-то другие линии). Пользуясь этим правилом, мы не считаем букву Р отдельной областью. Ответ: в этой картинке 5 областей: внутренность буквы С (включая внутренность буквы Р), внутренность буквы Т и три об- ласти фона. Задача 46. В этой задаче очень легко сбиться с текущей ко- манды и с текущего положения Робота, поэтому придется использовать весь опыт, накопленный в предыдущих аналогичных задачах. Ответ: (см. картинку). Задача 47. Необязательная. Возможно, кто-то из детей по- мнит латинский алфавит наизусть, особенно в том случае, если ваши ребята изучают иностранный язык со второго класса, одна- ко, мы на это не рассчитываем. Предоставьте ребятам самостоя- тельно найти для себя подсказку: латинский алфавит есть в учеб- нике в двух местах: на второй странице обложки и в задаче 17. Формирование умения ориентировки и поиска необходимой ин- формации – одна из основных задач курса, даже если эти опера- ции ребята пока учатся выполнять в пределах одной части учебника. Ответ: истинные утверждения – 3-е и 5-е, остальные ложные. Задача 48. Эта задача, конечно, сложнее предыдущих задач о Роботе. Робот мог начать выполнять программу из любой за- крашенной клетки поля, включая ту, на которой он закончил свой путь. Поэтому, если решать задачу «в лоб», то придется прове- рять каждую программу из разных стартовых позиций. Для этого нужно будет перебрать 45 вариантов (9 программ на 5 возмож- ных начальных позиций). Подумаем, как можно избежать такого громоздкого перебора. Можно просто выполнить все программы на листе в клетку (на «бесконечном» поле). Главное при этом – не забыть отметить положение Робота в конце выполнения программы (например, при выполнении четвертой программы Робот «закрашивает» тот же узор, но в результате оказывается в другой клетке). В таком случае мы сразу поймем, какая программа нам подходит, ведь при ее выполнении Робот «закрасит» тот же узор и остановится в том же месте, как на позиции после выполнения программы С. Однако, выполнять все 9 программ тоже долго. Попробуем придумать идеи, которые еще больше уменьшат перебор. Опыт, накопленный во всех предыдущих задачах про Робота, может подсказать ребятам, что в ту клетку, в которой Робот должен на- ходится после выполнения программы, он может попасть только 39 из одной клетки, выполнив команду вправо. Таким образом, по- следняя команда программы должна быть вправо: вычеркиваем все программы, для которых это не верно. Остается три подхо- дящие программы, что существенно уменьшает перебор. После того, как правильная программа (вторая слева в ниж- нем ряду) вырезана и наклеена, надо не забыть отметить положе- ние Робота в начальной позиции (вторая слева клетка предпо- следнего ряда поля). Задача 49. Необязательная. Давайте вспомним, как часто не только дети, но и взрослые не могут понятно объяснить дорогу из одного места в другое. Необходимый компонент такого уме- ния – указание ясных, четких и однозначных ориентиров, кото- рые понятны всем. Здесь мы предлагаем один из способов указа- ния ориентиров – лексику из темы «Цепочки». Это совершенно естественно, если речь идет о домах, стоящих на одной стороне улицы – они действительно образуют цепочку, если мы указали направление движения. Ответ: Следующий дом после кинотеатра – это универсам. Второй дом после универсама – это булочная. Третий дом после кинотеатра – это булочная. Кинотеатр называется «Сказка». Следующий дом после кинотеатра – это универсам. Предыдущий дом перед универсамом – это кинотеатр. Предыдущий дом перед универсамом – это кинотеатр. Задача 50. С подобным заданием мы уже встречались в зада- че 44. Попробуем использовать те же рассуждения. Начнем с то- го, что выполним первые три данные команды. Дальше команда пропущена, но мы видим, что, оставаясь в пределах заштрихо- ванных после выполнения программы клеток, Робот может вы- полнить после этого только одну команду – вниз, ее и вписыва- ем в окно. Выполняем следующие три данные команды. Ситуация стала немного иной – из данной клетки Робот может, оставаясь в пределах узора, выполнить команду как вверх, так и вниз. Но если Робот выполнит сейчас команду вверх, то не сможет затем выполнить следующую – вправо, значит, подходит только команда вниз. Продолжаем выполнять известные команды про- граммы и у нас остается последнее пустое окно. Его мы заполня- ем, исходя из положения Робота после выполнения программы – это снова команда вниз. Задача 51. Необязательная. Задача на повторение лексики, связанной с деревьями, а также на работу с утверждениями, не имеющими смысла в какой-то ситуации. Следует отметить, что здесь мы впервые сталкиваемся с подобными утверждениями для деревьев. На листах определений на с. 4–5 эта тема обсуждается и приводятся утверждения, не имеющие смысла для данных де- ревьев. Напомните об этом тем детям, которые возьмутся за 40

Решение задач 19-26 из учебникаЗадача 19. В этой первой задаче урока почти все слова можно упорядочить, ориентируясь лишь на первую букву. Исключением является пара слов ДАВНО и Д’АРТАНЬЯН: здесь потребуется правило упорядочения слов с апострофом, а ориентироваться придётся на третью букву. Это значит, что слово ДАВНО будет стоять в цепочке раньше.

Ответ:

Задача 20. Эта задача, как и предыдущая, из разряда простых, поскольку на каждую букву начинается не более одного слова. Если ребёнок знает алфавит и хотя бы первую часть правила словарного порядка, то решать её будет несложно. Без знания правила словарного порядка эта задача решается неоднозначно. Так, в цепочке имеется 5 слов из пяти букв, которые заканчиваются на «КА». Понять, где какое слово должно стоять, помогает именно правило словарного порядка.

О

твет:

Задача 21. На листе определений указано, что дефис и апостроф не являются знаками препинания - это внутрисловные знаки. В данном случае апострофов в тексте нет, а дефисы нетрудно посчитать (их шесть). Что касается знаков препинания, их в тексте восемь.

Задача 22. Необязательная. Достаточно трудоёмкая задача, если решать её стандартным способом. Действительно, для решения этой задачи проще вспомнить проект «Знакомство с русским текстом» и сосчитать, сколько раз в тексте встречается каждая из букв в строчном и прописном написании, а затем уже отвечать на вопросы. Поэтому желательно иметь наготове несколько чистых рабочих таблиц (тех, что использовались в проекте «Знакомство с русским текстом» в курсе 2 класса).

Однако найдутся дети, которые будут решать эту задачу методом проб и ошибок, выбирая наугад какую-нибудь букву и считая, сколько раз она встречается в тексте. В основном это будут ребята, которые не любят рутинную работу и всегда готовы что-то придумать, чтобы её избежать. Используя некоторые закономерности данного текста (и ещё немного смекалки), возможно ответить на вопросы, касающиеся строчных и прописных букв, и не заполняя полную таблицу. Действительно, займёмся прописными буквами. В данном тексте встречается не так много различных прописных букв - это все буквы, входящие в заголовок (Ш, А, Л, Т, Й, Б, О), первые буквы строк (С, В, Н) и буквы Ш, Б из имени главного героя. Какая из них может встречаться один раз? Нетрудно заметить, что это не Ш и не Б (они встречаются слишком часто), а также не С, не В и не Н (они встречаются в стихотворении попарно), значит, это какая-то из оставшихся букв заголовка: это О. Следуя той же логике, отыскиваем прописную букву, встречающуюся в тексте трижды: это А. Теперь переходим к строчным буквам. Какая из них встречается ровно 3 раза? Кто-то начнёт производить перебор, отбрасывая буквы, которых в стихотворении явно больше (например, все строчные буквы слова «Шалтай-Болтай»). Некоторых букв в стихотворении вообще нет, что облегчает задачу.

Заключительным этапом решения задачи может быть совместное выяснение того, кто такой Шалтай-Болтай и почему его нельзя собрать (ведь в действительности это загадка).

Ответ:

Один раз встречается прописная буква О.

Три раза встречается строчная буква и.

Три раза встречается прописная буква А.

Десять раз встречается строчная буква е.

Задача 23. Необязательная. Здесь требуется анализировать не просто отдельные утверждения, а пары: утверждения и их истинностные значения. Эту задачу будет трудно решать, если анализировать утверждения по одному. Проще вначале прочесть все утверждения и попытаться как-то объединить их по смыслу. Можно сказать, что некоторые утверждения похожи по содержанию: первое и последнее утверждения - про длину цепочки Е; второе и пятое - про одинаковые бусины; третье, четвёртое и шестое - про длину бусин-цепочек.

Проще всего сначала разобраться с длиной. Первое утверждение ложно, значит, длина цепочки Е не 1. Из последнего утверждения следует, что длина цепочки меньше 5. Вывод: длина цепочки может быть 4, 3, 2 или 0.

Второе, третье и пятое утверждения близки: если пятое истинно, то истинно и второе, а третье ложно. Итак, в этой цепочке должны быть две одинаковые пустые бусины-цепочки. Добавляя этот вывод к первому, получаем, что это непустая цепочка (длины 2, 3 или 4), среди бусин которой есть две пустые цепочки.

Теперь понятно, что четвёртое утверждение из-за наличия двух пустых цепочек не может быть истинным. Из шестого утверждения узнаём, что среди бусин этой цепочки есть цепочка длины 3.

Конечно, ребята не смогут провести все эти рассуждения так же гладко и в полном объёме. Возможно, они выделят сначала какую-то одну особенность цепочки Е, а дальше начнут действовать методом проб и ошибок, рисуя разные цепочки. Это тоже неплохо, главное, чтобы они всегда сопоставляли получившуюся цепочку с утверждениями из таблицы, а если что-то не сойдётся, делали правильные выводы.

Задача 24. Необязательная. В задаче фигурирует английский оригинал текста (английского стишка), русский вариант которого (в переводе С. Я. Маршака) был использован в задаче 21. Мы видим, что рисунок знаков препинания и внутрисловных знаков изменился как количественно, так и качественно. Например, исчезли дефисы и появились апострофы, а количество знаков препинания значительно уменьшилось. Что это? Случайность или закономерность, вытекающая из законов грамматики русского и английского языков? Если ребята уже начали изучать английский язык, можно это обсудить.

Вот подстрочный перевод на русский язык:

Хампти Дампти сидел на стене,

Хампти Дампти упал.

Все королевские кони и все королевские ратники

Не могут собрать Хампти Дампти заново.

Перевод С. Я. Маршака довольно близок к оригиналу, исключение - это объяснение немотивированного в английском оригинале падения персонажа. Если у вас есть желание, можно поговорить с детьми о загадках, о стихах, о переводе стихов и т. п.

Ответ: в тексте всего три знака препинания, ноль дефисов, три апострофа.

Задача 25 . В условии задачи говорится о том, что все слова из мешка должны содержаться в словаре, но про то, что в мешке должны лежать все слова из словаря, в задаче не говорится ничего. Неправильное понимание условия может поставить ребёнка в тупик. Как только ученик поймёт, что слов в словаре больше, чем в мешке, у него может возникнуть вопрос «Куда их девать?». Если такой вопрос возникнет у многих, организуйте его общее обсуждение (естественно, опираясь на самые простые примеры). Например, мама ведёт своих дочек в магазин, чтобы купить каждой по одному платью. Продавщица говорит: «Для каждой вашей дочери в нашем магазине найдётся платье». Что она имеет в виду? Означает ли это, что дочерей должно быть ровно столько, сколько платьев в магазине? Примеры можно придумать и более увлекательные, причём лучше, если несколько примеров приведут и сами дети.

Каждая заготовка в мешке (цепочка букв, знаков и окон) однозначно определяет слово из словаря. При этом важно не забыть, что каждый внутрисловный знак (дефис или апостроф) - это отдельный символ, под который в заготовке отведено своё окно.

Задача 26. Необязательная. Эта задача - продолжение и усложнение задачи 13. В отличие от задачи 13, здесь появляются понятия послезавтра - аналог понятия вторая бусина после и позавчера - аналог понятия вторая бусина перед . В результате приходится рассматривать более длинные цепочки, состоящие из трёх (вчера, сегодня, завтра), а иногда из четырёх дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра). Соответственно появляются более длинные цепочки рассуждений. Например, в последнем утверждении цепочка рассуждений будет выглядеть так: «Завтра будет понедельник, значит, сегодня воскресенье. Сегодня воскресенье, значит, вчера была суббота, а позавчера - пятница».

Ответ: среда, понедельник, вторник, вторник, пятница.