Бетонные смеси, благодаря своей ценовой доступности, относятся к числу популярных материалов, применяемых для изготовления плитки и брусчатки своими руками. Однако, состав раствора для тротуарной плитки несколько отличается от обычного бетона, применяемого для заливки строительных конструкций.

Существуют две основные технологии производства плитки — . Способ отливки методом вибролитья проще, поскольку он не требует приобретения специального оборудования. Необходимо лишь иметь в наличии простейший , а формы для заливки бетона можно купить или . Однако, такая технология требует большего расхода цемента.

В случае же вибропрессования, цемента требуется меньше, но сама технология изготовления сложнее и требует специального оборудования. Прочность продукции в этом случае обеспечивается за счет прессовки полусухой смеси с малым содержанием влаги.

Характеристики ФЭМ в зависимости от способа и материала изготовления.

Поэтому при изготовлении брусчатки в домашних условиях используют только вибролитье. При этом применяют технологию двойной заливки. Сначала заливается и уплотняется гладкий поверхностный слой, плитка армируется, после чего в форму кладут более тяжелый и прочный бетон.

Прочность и морозостойкость получаемых изделий в большой мере зависит от пропорций и качества составляющих материалов. При этом необходимо добавлять и диспергатор, которые существенно улучшают технические характеристики бетона. Различие этих добавок заключается в их концентрации. В пластификаторе она ниже, но и стоимость его меньше. Поэтому диспергатор добавляют только в смеси для заливки поверхностного слоя.

Два вида применяемых растворов

Как уже упоминалось, тротуарная плитка, сделанная своими руками, зачастую состоит из двух бетонных слоев различного состава и армирующего слоя между ними. Первоначально в форму заливается и уплотняется на вибростоле цветной лицевой слой, а уже после этого — основной. Время между этими подходами не должно превышать 20-25 минут, чтобы исключить возможность расслоения материалов.

Чтобы соблюсти эти временные рамки, при работе вам потребуются две бадьи под приготовленный бетон. Одна для лицевой смеси, а вторая — для основной. Также требуется заранее нарезать проволоку или сетку для армирования.

Раствор для лицевого слоя

Для того, чтобы цветная поверхность была глянцевой, достаточно прочной и морозостойкой, в состав бетона для тротуарной плитки входят следующие компоненты:

  • цемент марки ПЦ500;
  • щебеночно-песчаная смесь из гравия фракции 5-10 мм и речного песка в соотношении 1:1;
  • диспергатор;
  • красящий пигмент;
  • вода.

Толщина заливаемого слоя в форму — до 2 см. Время вибрационного уплотнения — 3-4 минуты.

Раствор диспегатора


Таблица состава раствора для брусчатки.

Для улучшения пластичности и ускорения схватываемости, в бетонную смесь для верхнего слоя добавляют специальную добавку — диспегатор. Это концентрированный поверхностно-активный пластификатор, продаваемый в порошкообразном виде.

Для того, чтобы его можно было использовать, необходимо приготовить специальный водный раствор. Для этого порошок растворяют в воде, нагретой до 50-60°С, в объемном соотношении 1:4, и вливают 1 литр раствора на каждые 50 кг цемента. Готовый раствор можно хранить не более 5 дней.

Во время приготовления раствора необходимо соблюдать меры безопасности, остерегаясь попадания этого химического вещества на слизистую оболочку, в органы дыхания, а также на незащищенные участки кожи.

Отечественные производители предлагают на строительном рынке диспегатор НФ и П-ВХ-1-СХ. Из зарубежных материалов наиболее известны составы Genapol, Dolapix, PF-80, Pulver. Средний расход сухого диспегатора составляет 0,5-0,8% от сухого веса цемента.

Пример замешивания смеси для поверхностного слоя

Замешивание раствора для тротуарной плитки начинается с перемешивания сухой щебеночно-песчаной смеси (ШПС) с цементом, взятыми в соотношении 1:2. Для этого во включенную бетономешалку засыпают 3 ведра ШПС, потом 3 ведра цемента и после этого еще 3 ведра ШПС. В 8 литров воды добавляют 0,8 литра диспергатора и пигментный краситель желаемого цвета. Воду постепенно добавляют в готовящуюся смесь.

В случае, если вы добавляете краситель, его предварительно необходимо растворить в 1 литре воды. Но общий объем краски не должен превышать 5% от общего объема замеса.

Если яркость цвета вас не устраивает, то необходимо использовать специальный белый цемент или выполнить поверхностную окраску по завершении изтоловления плиток. Перемешивание продолжается не менее 10 минут. Это время позволит красителю равномерно распределиться по всей массе раствора.

Изготавливая при каждом замесе плитку другого цвета, можно получить в итоге очень оригинальное мозаичное мощение. Если же требуется получение поверхности одного цвета, то обязательно запишите все пропорции при первом замесе и в дальнейшем точно их соблюдайте.

Готовую смесь вылейте в бадью. Ее консистенция должна быть как у густой сметаны. После этого начинайте готовить бетон для основного слоя. Заливать в формы его пока не нужно.

Раствор для основного слоя

Состав бетонной смеси для тротуарной плитки в этом случае такой же, как и у поверхностного слоя, но отсутствует краситель, а вместо диспергатора в него добавляют более дешевые пластификаторы, например СП-1 или густые моющие средства. Кроме этого, пропорция щебеночно-песчаной смеси и цемента берется как 1:3 по объему.

Пример приготовления смеси для основного слоя

Залейте в бетономешалку 5 литров воды, чтобы отмыть поверхность после первого замеса. Засыпьте внутрь 5 ведер ШПС, а затем 3 ведра цемента. Растворите 0,75 литра пластификатора в 5 литрах воды и постепенно долейте эту воду в миксер. Оставьте аппарат работать и начинайте заливать цветной бетон предыдущего замеса в формы.


Формы на вибростоле.

Толщина заливаемого слоя должна быть примерно 2 см. Установите формы с приготовленным согласно рецепта выше бетоном для тротуарной плитки на вибростол и включите его на 3 минуты. Положите на уплотненный слой нарезанные ранее куски проволоки в виде сетки для армирования. Вязать проволоку не нужно. Если вы купите синтетические армирующие волокна, то эта операция не понадобится. Просто добавляйте их в раствор во время замешивания бетона.

Вылейте в бадью второй замес и полностью заполните этой бетонной смесью формы. Это можно сделать, не снимая их с вибростола, но тогда придется принимать раствор в две различные бадьи.

Включите вибростол и оставьте его работать до тех пор, пока раствор в формах не осядет и из нее не выйдет весь воздух.

Общий расход материала

Планировать расходы на приобретение материалов необходимо из расчета, что на 1 кв.м. толщиной 5 см вам требуется:

  • 24 кг белого портландцемента;
  • 85 кг щебеночно-песчаной смеси в соотношении 1:1;
  • 0,1 кг диспергатора;
  • 0,9 кг пластификатора;
  • примерно 0,9 кг цветного пигмента в сухом виде.

Точное количество краски может определить только сам хозяин, исходя из собственного вкуса и поставленных целей.

В заключение о качестве изделий

Необходимо точно придерживаться технологического процесса и использовать непросроченные строительные материалы. Гравий и песок должны быть тщательно промыты.

Для красивого поверхностного слоя тротуарной плитки из бетона лучше всего использовать цемент марки М500. Важным фактором является качество воды. Она должна быть чистой и, желательно, с невысоким содержанием солей кальция и магния. Тогда, при соблюдении этих несложных правил, плитка прослужит вам долгие годы.

Современные технологии позволяют заметно улучшить качество дорожного покрытия. Уникальные параметры, прочность, долговечность и эстетический внешний стали возможными и доступными. Речь идет о тротуарной плитке, которая все больше завоевывает популярность.

Ее применяют практически везде: для мощения улиц, дворов, пешеходных дорожек, специальными плитами выкладывается проезжая часть. Дает такую возможность широкого применения особый состав бетона для тротуарной плитки, который обеспечивает следующие преимущества:

Красители для плитки

  • Прочность и надежность;
  • Устойчивость к механическим воздействиям и значительным нагрузкам;
  • Разнообразие фактур и расцветок;
  • Высокие эксплуатационные характеристики;
  • Простота монтажа;
  • Невысокая стоимость плитки и работ по установке;
  • Морозоустойчивость;
  • Простота в ремонте и уходе;
  • Эстетический внешний вид.

Все это позволяет применять бетонную плитку для обустройства различных территорий, при создании оригинальных ландшафтных дизайнов и во многих других случаях. Особенности тротуарной плитки и ее изготовления позволяют ей постепенно вытеснять традиционные материалы для дорожного покрытия, такие как асфальт.

В основном это зависит от характеристик плитки, позволяющих укладывает ее вручную, без применения тяжелой дорогостоящей техники и особых знаний. Инструмент при этом используется самый простой, обычно плитку укладывают просто на уплотненную песчаную подушку.

Способы изготовления востребованной на сегодняшний день плитки для дорожек из бетона

На состав бетона, применяемого для тротуарной плитки, влияет здесь и способ ее изготовления. К таким методам относятся вибролитье и вибропресс, при необходимости бетонную плитку можно отлить и в домашних условиях.

Вибролитье

При этом способе производства сначала изготавливается бетонная смесь, в которую входят: цемент марки ПЦ500, Д0, тщательно промытый песок, ускоритель твердения, пластификатор, красители, простая вода.

После того, как однородная смесь готова, ее разливают в подготовленные пластиковые формы, предназначенные для тротуарной плитки. Эти формы затем устанавливаются на специальный вибростол, который имеет непрерывно вибрирующую поверхность. Смесь в формах должна тщательно утрамбоваться (провибрироваться), после чего формы снимаются и устанавливаются в сушильную камеру, где поддерживают специальную влажность и температуру.

Процесс сушки занимает двенадцать часов, по истечении которых формы достают из камеры, а затвердевшую бетонную смесь извлекают из них. Далее плитка укладывается на поддоны и поступает на промежуточный склад, где и набирает необходимую прочность.

Вибропресс

Цветная брусчатка

Такой метод изготовления прочной тротуарной плитки предполагает использование бетонной смеси по указанным соотношениям. Готовая смесь укладывается в специальные подготовленные заранее матрицы (пресс-формы), установленные на непрерывно вибрирующей станице.

При этом на бетонную смесь для плитки тротуарной оказывает постоянное давление и вибрацию пуансон, так называемая, обратная сторона матрицы. Этот процесс осуществляется до полного уплотнения бетонной смеси для плитки. Далее матрицы и пуансон поднимают, на поддоне остаются только готовые формы. Эти поддоны с плиткой отправляют на промежуточный склад для набора прочности.

На промежуточном складе плитка должна находиться не меньше двадцати восьми дней. Только после этого она приобретет необходимую прочность. При этом характеристики тротуарной плитки, произведенной различными способами, различаются:

  • При вибролитье плитка имеет очень привлекательный вид, глянцевую гладкую поверхность, обеспечивается широкий ассортимент, большой выбор формочек, разнообразная гамма цветов, фактур поверхности;
  • При использовании метода прессования тротуарная плитка приобретает шершавую поверхность, строгие геометрические формы, параллельность поверхностей, высокую прочность и морозоустойчивость обеспечивает низкое водоцементное соотношение самого бетона, также это значительно уменьшает расход цемента при изготовлении.

Нельзя сказать, что какой-либо из способов является лучшим, они оба прекрасно дополняют друг друга и подходят для различных способов укладки.

Состав используемого бетона для плитки тротуарной собственного производства

Состав бетона для изготовления прочной тротуарной плитки достаточно прост, при производстве применяют бетон, дробленые и кварцевые пески, щебень, воду и различные красители. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • Для бетона: обычно берется тяжелый цемент таких марок, как М450, М400, М350, М300. При использовании песчаного бетона необходимо брать марку от 400;
  • Для песка: в качестве заполнителя используют дробленые либо кварцевые пески с модулем крупности от 2,6;
  • Для щебня: здесь в качестве крупного заполнителя берется щебень из гравия либо естественно камня и доменного шлака. Крупность щебня должна составлять до 10мм;
  • Для воды: для затвердения плитки необходимо применение теплой воды, так называемые мягкие режимы твердения при тепловлажностной обработке. Температура при этом не должна быть выше плюс шестидесяти пяти градусов.

При этом, для определения соотношений отдельны компонентов для производства тротуарной плитки, можно пользоваться такими значениями:

  • Цемент (600 кг)/песок 0,9 (1550 кг)/вода (100-190 л); плотность – 2200 кг/м3; водопоглощение – 5,3 %; Мр3 – от 200; для сжатия предел прочности – 436 кг/см2;
  • Цемент (500 кг)/отсев 0,54 (920 кг)/песок 0,7 (1150 кг)/вода (100-200 л); плотность – 2160 кг/м3;водопоглощение – 4,5 %; Мр3 – от 200; для сжатия предел прочности – 400 кг/см2;
  • Цемент (500 кг)/песок 0,52 (900 кг)/щебень 0,52 (900 кг)/ вода (100-200 л), количество воды при этом определяется в зависимости от влажности самих компонентов; плотность – 2350 кг/м3;водопоглощение – 4,0 %; Мр3 – от 200; для сжатия предел прочности – 410 кг/см2.

Специфические добавки для бетонной смеси

Их применения и обуславливает специфические особенности и характеристики, назначение самой плитки. Например, при вибролитье для того, чтобы увеличит прочность, обязательно добавляют в состав пластификаторы.

Для увеличения устойчивости к перепадам температур и влаге добавляют воздухововлекающие и гидрофобизирующие добавки. А параметры износостойкости повышаются добавкой волокон полипропилена, полиамида, стекла, что дает возможность создания в растворе особой трехмерной сетки, улучшающей сцепление между отдельными компонентами всего раствора.

Отдельно идут специальные красящие пигменты для бетона, обеспечивающие плитке неповторимый и эстетичный внешний вид. Такие компоненты, входящие в состав бетона для тротуарной плитки, должны отвечать требованиям: защита от воздействий агрессивных сред, от влияний погодных и прочих условий при процессе эксплуатации.

Определить содержание правильных пропорций и всех технологий при производстве можно таким способом: при ударе плитки о плитку должен образоваться звонкий звук. Это говорит об отличном качестве и прочности плитки. Если же звук глухой, то при эксплуатации могут возникнуть проблемы.

Скорее всего, при изготовлении применяли некачественный глинистый песок, много воды, щебень, содержащий большое количество пыли. Если тротуарная плитка с изнанки имеет просвечивающиеся желтоватые пятна, то ее тоже лучше не применять, так как входящий в состав глинистый песок сильно ухудшает ее качество.

Делаем вывод. Классический состав бетона для производства прочной плитки для дорожек включает:

  • Цемент М500.; затем кварцевый песок – от 260-720 мас.част.; используется щебень – 1000 мас.част.; пластификаторы – 100-560 мас.част.; вода – 150 мас.ч;
  • Цемент М200 ч; затем кварцевый песок – от 100-560 мас.част.; используется щебень – 1000 мас.ч.; пластификаторы – 100-560 мас.ч.; вода – 150 мас.ч..

Такие соотношения позволят изготовить прочную и долговечную тротуарную плитку, которая будет устойчива к механическим повреждениям и нагрузкам, неблагоприятным условиям внешней среды. А пластификаторы в ее составе свяжут отдельные компоненты, что придаст дополнительную надежность материалу. Красители в плитку добавляются специализированные, их применение не обязательно.

Изготовление плитки своими руками

Укладка плитки своими руками

Плитку можно изготовить, безусловно, и своими руками. Состав применяемого бетона для тротуарной плитки при этом не будет сильно отличаться от заводского. Необходимо иметь цемент, промытый песок, щебень, воду и специальные формы, которые также можно легко сделать своими руками. При желании можно добавлять красители для получения красивых оттенков.

Соотношения при приготовлении бетона определяются, исходя из используемой марки цемента, методы перемешивания самые различные. Например, в гравитационном смесителе с объемом 130 литров можно замешать смесь без гравия. Цемента и песка для этого необходимо в пропорции три к одному, количество воды рассчитывается, исходя из самой смеси, добавляется пластификатор (необязательно).

Берем, например, цемент марки М400 в количестве тридцати килограмм, воды тогда необходимо 15-17 литров. В бетоносмеситель сначала засыпаем полтора ведра песка (15 литров) и семь литров воды. Смеситель должен проработать тридцать секунд, затем в работающий механизм добавляется цемент (весь объем) и вода (оставляем только два литра).

После того, как получится тестообразная масса (ничего не должно прилипать к стенкам), надо долить воду и засыпать оставшийся песок. Смеситель должен проработать еще три минуты. Состав используемого бетона для тротуарной плитки, изготавливаемый своими руками, при этом включает: цемент М400, песок, воду.

Для двухслойной плитки состав отличается. Понадобится для этого песок и цемент в соотношении один к одному для первого слоя. Они перешиваются до получения консистенции сметаны, раствор выливается в приготовленные формы. Затем готовим второй раствор. Этот состав бетона для тротуарной плитки будет другим: цемент (одна часть)/песок (3-и части/щебень (2-е части).

Полученная смесь не должна расплываться, можно добавлять для блеска пластификатор, но это не обязательно. Затем полученная смесь выливается в формы на первый слой. В результате получится прочная и надежная плитка, которой можно будет выложить дорожки в собственном саду.

Тенденция украшать свой земельный участок или улицы города тротуарной плиткой давно обрела популярность. Сегодня существует масса разновидностей данного изделия для ландшафтного дизайна на любой вкус. Технологии изготовления плитки настолько развились и упростились, что процесс запросто можно осуществить своими руками в домашних условиях. Давайте узнаем, каков состав бетона для тротуарной плитки, как происходит изготовление сего декоративного покрытия?

Качественные характеристики материала

Тротуарная плитка, изготовленная из бетонного раствора, имеет массу преимуществ перед другими уличными покрытиями. Главным достоинством здесь является простой производственный процесс. Благодаря составу, готовое изделие получается очень крепким, устойчивым к любым воздействиям механического характера. Данная черта в положительном смысле выделяет бетонную тротуарную плитку среди различных материалов подобного назначения.

Тротуарные покрытия, в основе которых лежит бетон, не боятся осадков, сырой погоды, потому как имеют повышенный . Материал прекрасно переносит перепады температур, способен выдержать любые морозы, что дает возможность использовать его даже на Севере. Кроме этих положительных черт в бетонной тротуарной плитке есть и другие хорошие качества:

  • прочность;
  • долговечность;
  • разнообразие продукции по форме и цветовой гамме, позволяющее заказчику выбрать именно тот вариант, который ему нужен;
  • простота , не требующей особых навыков, умений, которую запросто реализовать своими руками;
  • эстетичность и привлекательность изделия;
  • легкий уход и ремонт, не занимающий много усилий.

Составляющие компоненты для плиточного раствора


Необходимые компоненты для работы.

К этим ингредиентам относятся:

  • бетон;
  • песок из кварца либо других измельченных пород;
  • щебенка;
  • вода;
  • пигмент (добавляется по желанию производителя).

Для изготовления бетона здесь подходят исключительно тяжелые сорта цемента с маркировкой М300, М350, М400, М450. Под песочный бетон применяется цемент марки М400. Крупным наполнителем может выступать каменный или гравийный с минимальным диаметром 1 см. Для лучшего застывания изделия следует использовать подогретую воду.

Без дополнительных примесей здесь тоже не обходится. Например, полипропиленовые нити, увеличивающие срок изнашиваемости плитки; или добавки, делающие продукт устойчивым к влаге и скачкам температуры. Отдельно хочется заострить внимание на пигментных веществах, придающих изделию разный окрас и эстетически привлекательный вид.

Проверить качество вышедшего продукта можно, стукнув две плитки друг о друга. Если рецепт во время приготовления смеси использовался правильный, и были точно выдержанны пропорции, звук во время удара выйдет звонким. Если же идет глухой звук, значит, во время производственного процесса была допущена ошибка.

Из-за этого страдает качество материала, могут появиться проблемы при его эксплуатировании. Чаще всего такие последствия возникают по причине применения некачественного глинистого песка либо слишком большого количества влитой жидкости.

Технологии изготовления

На сегодняшний день существует два вида производства ландшафтного покрытия из бетонного состава.

Вибролитье

Суть метода заключается в утрамбовке приготовленной смеси внутри специальных пластиковых форм посредством интенсивного вибрирования. Вибрационные движения осуществляются при помощи электромотора, к валу которого приделан эксцентрик. Емкость с бетоном внутри устанавливают на колеблющуюся платформу, держат ее там на протяжении некоторого времени.

Затем после утряски формы со смесью перекладывают в тепло на двое суток. Вынимается готовый продукт из формы внутри термобассейна, наполненного водой, нагретой до 70-80 градусов. Осуществлять выемку изделия до установленного срока крайне нежелательно, так как невыдержанным плиткам свойственно трескаться, скалываться.

При данном производственном методе для изготовления бетона применяются пропорции 1:2 - 1 часть цемента М500, 2 части заполнителя. Соотношение крупного и мелкого заполнителей должно быть равным. Сухое сырье закладывается внутрь бетономешалки, только потом туда заливается вода.

Если желаете сделать изделие цветным, добавьте нужный краситель, но не более 5% от общей массы состава. Более высокую гибкость композиту придаст полипропиленовое волокно, которое также выполняет армирующую функцию.

Повысить качество, а также эксплуатационные характеристики возможно за счет добавления в . Тротуарная плитка, созданная по методу вибролитья, выделяется среди других подобных изделий благодаря ровной глянцевой поверхности и эстетически приятному виду, а также большому ассортименту на любой вкус, при этом радуя заказчиков доступными ценами.

Большой объем используемой воды хуже сказывается на устойчивости к минусовым температурам. Устраняется данная проблема добавлением модифицирующих средств. Однако итоговая стоимость продукта от этого значительно возрастет. Вибролитьевая плиточка выходит разной толщины, что может несколько затруднить кладку.

Вибропрессование

В основе технологии лежит использование специальной матрицы с помещенным внутри композитом, которая закреплена к перманентно колеблющемуся вибростолу. Поверх смеси с большой силой водружается пуансон (часть вибропресса, движущаяся внутри него, будто поршень). Когда матрица убирается, на платформе остается готовое сформированное изделие. Преимуществами данного метода является повышенная продуктивность, плюс полная автоматизация процесса без затрат человеческого труда.

Вибропресованная плитка изготавливается по пропорции 1:3 - на одну долю цемента М500 используется три доли песка или другого мелкого заполнителя. Здесь не следует использовать много жидкости, так как этим можно уменьшить прочностные показатели создаваемого продукта.

Улучшить эксплуатационные свойства будущего изделия возможно посредством добавления пластифицирующих, плюс фиброволоконных материалов. Сколько подмешивать красителя, зависит от того, насколько насыщенным производитель желает сделать цвет будущего настила.

Продукция, изготовленная по данной методе, имеет четкие геометрические очертания, шершавую, не скользящую поверхность, тем самым облегчая людям передвижение по плиточным дорожкам во время гололедицы. Тротуарные покрытия, полученные путем вибропрессования, прекрасно хранят яркость своего оттенка на протяжении всего служебного срока, а это приблизительно 25 лет.

К сожалению, о вибролитьевой продукции того же сказать нельзя. Вибропресованную плитку легко шлифовать, полировать, бучардировать. Бракованные изделия встречаются гораздо реже, нежели при вибролитьевом производстве.

Чтобы приготовить качественный раствор для тротуарной плитки, пропорции составляющих компонентов должны быть соблюдены в точности. Единственный случай, когда требования могут быть снижены — это если тротуарная плитка изготавливается в домашних условиях для пешеходных дорожек. За многие годы изготовления и эксплуатации выработаны точные пропорции материалов, входящих в состав раствора для тротуарной плитки. Еще совсем недавно можно было встретить уложенный тротуар или отмостку с плитками, пришедшими в негодность из-за некачественного изготовления. Сейчас такого не встретишь. Заказчик стал более требовательным, а предложений на рынке столько, что иногда трудно сделать выбор из всего разнообразия представленной продукции.

Преимуществом тротуарной плитки является большое разнообразие возможных вариантов укладки.

Что входит в состав раствора?

Сначала посмотрим, какие нам понадобятся материалы для изготовления смеси.

Цемент для правильного раствора

По умолчанию, любой бетон делается на основании цемента. В такой смеси цемент является вяжущим компонентом. В зависимости от географического расположения, промышленность производит разнообразные сорта. Существуют портландцемент, шлакопортландцемент, глиноземистый и сульфатно-шлаковый цементы, песчанистый и пуццолановый портландцементы.

Выбирать марки цемента нужно в диапазоне от 300 до 700. Марка определяется степенью прочности при сжатии. Оптимальный вариант для производства тротуарной плитки — цемент марки М500. В домашних условиях можно воспользоваться и М400, он дешевле. Но в смесь его нужно добавлять в большей пропорции, что делает экономию сомнительной. А риск получить некачественное изделие повышается.

Еще предлагаемый на рынке цемент различается наличием минеральных добавок и их отсутствием. Разобраться поможет маркировка: ПЦ I-500 — портландцемент без посторонних включений, качественный и способен выдержать нагрузку до 500 кг/см2; ПЦ II/А-Ш 500 — цемент с минеральными добавками и он не подходит.

Немаловажную роль в выборе цемента играет его партия и производитель. Для изготовления определенной партии тротуарной плитки желательно закупать у одного производителя и одной партии. Из-за различия производственного процесса цвет может отличаться и подобрать краситель для партии одного оттенка будет сложно.

Щебень, песок и пластификаторы

Вторым составляющим смеси является щебень. Подбирать нужно щебень с фракцией 5-10 мм. Если вы собираетесь в промышленных масштабах, желательно находить прочный с высокой морозостойкостью. В идеале это щебень из гранита. Для домашнего производства можно ослаблять требования: отсев щебня, крошку, крупный песок с камешками от 2-х до 5-ти мм. Можно отказаться от применения щебня.

Обязательным компонентом, без которого не обойтись — песок. Лучше всего подобрать речной чистый без примесей. Можно и просеять обычный. Главное, чтобы присутствие глины было менее 5%.

Если вы намерены делать цветную тротуарную плитку, то без красителей вам не обойтись. При производстве плитки используют железоокисные пигментные красители. Они не должны выгорать на солнце, разрушаться под воздействием неблагоприятных погодных условий. Красители не растворяются в воде, поэтому их смешивают с цементом в процессе приготовления раствора для тротуарной плитки. Следует обратить особое внимание тому, чтобы красители равномерно распределились по всему объему смеси. Правильная технология использования красителей увеличивает привлекательность и долговечность изделия.

Чтобы предотвратить образование трещин в уже готовом изделии, рекомендуют воспользоваться еще одной составляющей бетона для тротуарной плитки. Обычно для этой цели используют стальную арматуру. В нашем случае есть шикарная более экономная альтернатива — фибра полипропиленовая. Она представляет собой волокна длиной 5-20 мм и диаметром 5-50 мкм и служит для повышения износоустойчивости и ударопрочности.

И еще один необходимый элемент для создания смеси — вода. Требование к воде одно: она должна быть чистой.

Поэтапный план приготовления

Итак, рассмотрим в нескольких вариациях, как правильно приготовить раствор для плитки. Будем идти от простого к сложному. Для приготовления раствора для тротуарной плитки в домашних условиях не требуется точного следования всяческим нормам. А при достаточном старании пригодится любой рецепт. Рассмотрим несколько вариантов.

  1. Делаем сухой цементно-песчаный раствор, в просторечии «гарцовку», в пропорции 1:1,5. Постепенно добавляем воду и доводим до консистенции очень густой сметаны. В качестве инструментов можно использовать перфоратор или дрель с насадкой «миксер». Полученную смесь аккуратно выкладываем в формочки.
  2. В большую емкость засыпаем два ведра песка, заливаем 6 л воды и перемешиваем. Затем, не останавливаясь, добавляем постепенно два ведра цемента. После того, как смесь получилась достаточно однородной, досыпаем 5 ведер песка заливая аккуратно водой (примерно 6 л). Раствор должен получиться густым и не прилипать к мастерку. Еще пару минут перемешиваем и можно загружать смесь в формы.
  3. Если в раствор добавить разведенную в воде минеральную добавку — пластификатор, раствор приобретет серьезные свойства: эластичность и морозоустойчивость. Полученная смесь должна быть достаточно густой, чтобы лепиться в шарики. Распределяем по формам и с помощью вибрации формируем плитки.
  4. Чтобы изделия были гораздо прочнее, в раствор нужно добавить щебень, отсев или микрокремнезем. В данном случае перфоратор не пригодится — «миксер» не потянет раствор со щебнем и сломается. Придется размешивать лопатой. Наилучший вариант — воспользоваться бетономешалкой.

В случае производства тротуарной плитки в производственных масштабах подход к приготовлению бетона должен быть более ответственным. Желательно ознакомиться с нормами ГОСТа и точно придерживаться всех параметров. Соответственно все составляющие материалы подбираются более тщательно: марка цемента не ниже М500 без исключений, песок речной и чистый, щебень исключительно гранитный с фракцией 5-10 мм желательно мытый, добавки использовать без лишней экономии, колер желательно импортный, предпочтительно производства Германии или Чехии. При использовании отечественных красителей увеличить закладку на 60-80%. Причем дозировки красителей и цемента нельзя изменять. Иначе качество и цвет изготовленной тротуарной плитки будет не постоянным.

Нужно помнить, что пластификатор готовится заранее. Делается это так: в подогретую до 40 градусов воду засыпается пластификатор С-3 в пропорции 1:2 и перемешивается в течении 15 мин. при помощи перфоратора с насадкой «миксер». Далее раствор должен отстояться. Удобно готовить раствор пластификатора с вечера. Утром достаточно еще раз перемешать в течении 15 мин. и можно использовать. Раствор для плитки готовится следующим образом. Вокруг бетоносмесителя необходимо расположить материалы в доступности пары шагов. Желательно заранее определиться, сколько используется мерных емкостей для каждого компонента смеси.

Опыт показывает, что махать лопатой гораздо легче, чем носить ведра.

Рабочее место оборудуется таким образом: вокруг бетоносмесителя на расстояние маха по окружности на заранее уложенные листы металла высыпаются цемент, песок и щебень. Здесь же стоит емкость, наполненная водой.

Особенности работы с бетоносмесителем

Включив бетоносмеситель, размеренно и не торопясь, начинаем наполнять чашу составляющими раствора для тротуарной плитки. В зависимости от литража смесителя, рассчитываем количество каждого компонента в расчете на объем одной лопаты.

Во время работы бетоносмесителя угол наклона чаши должен быть 45 градусов.

Отталкиваемся от стандартного рецепта приготовления бетона для тротуарной плитки, рассчитанного на 1 м2 цветной морозостойкой плитки толщиной примерно 4,5 см. В состав такого раствора входят: 22 кг цемента, 54 кг щебня, 19 кг песка, 9 л воды и 110 гр пластификатора.

Вначале заполняем бетоносмеситель песком. Режим работы такой: пять бросков — 20 сек. отдых. При таком способе вы не устанете и выйдете на оптимальное время качественного смешения всех компонентов. Вместе с песком перемешиваем выбранный краситель. Количество колера не должно превышать 6% от расчетного объема цемента. Следующим шагом добавляем щебень. Затем цемент. Визуально контролируем однородность полученной смеси. Далее заливаем воду и разбавленный пластификатор. Следим, чтобы общее количество воды и пластификатора не превышало расчетного. Внимательно наблюдаем за пластичностью получающегося раствора. В идеале, он должен легко формироваться в шарики и при этом не прилипать к перчаткам. Чем гуще будет бетон для тротуарной плитки, тем крепче и долговечнее получится изделие. В заключение добавляем полипропиленовые волокна. На 1 м3 хватает 500-600 г фибры.

Так как пластификаторы, добавленные в состав раствора, способствуют быстрому схватыванию бетона, желательно не тянуть с размещением в формы, которые должны быть подготовлены и смазаны жиром заранее.

Если вы в процессе приготовления раствора выдержали рекомендуемое соотношение всех материалов, то изготовленная вами тротуарная плитка будет превосходного качества.

Что позволит не только с удовольствием пользоваться плодами своего труда, но и снабжать надежной тротуарной плиткой желающих.

Плиточные дорожки – не только украшение ландшафта. При соблюдении технологии изготовления и укладки фигурные элементы мощения (ФЭМ) являются хорошим дорожным покрытием. Один из определяющих факторов – правильный состав используемого бетона для изготовления тротуарной плитки.

Плитка из бетона

Это брусчатка искусственного происхождения. Для производства камня используется:

  1. Цемент. Оптимальный вариант ПЦ 400, – портландцемент марки М400 без содержания шлаков, минеральных добавок.
  2. Наполнитель. Классический:
    • мелкофракционный щебень размером не более 5–10 мм;
    • крупнозернистый песок 1~3 мм;
    • гранитный отсев с величиной фракции до 5 мм.
  3. Вода. Чистая, без механических и химических примесей, с показателем кислотности ph ≈ 7.0. Температура жидкости 18~25°C.
  4. Пластификаторы. При рекомендуемом водоцементном соотношении (В/Ц) для бетонной брусчатки ~0.4, раствор получается жёстким. Повышению пластичности способствует введение в состав разжижителей. Для частного производства можно порекомендовать жидкие моющие средства с ph = 8.0~9.0. После введения, смесь получается эластичной с хорошей степенью удобоукладываемости.

Требования к плитке

Искусственный камень эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно подвергается воздействию:

  • перепадам температур, от -20~50 до +30~60°C;
  • ультрафиолетовому и другому спектру солнечного излучения;
  • атмосферным осадкам;
  • внешним механическим нагрузкам, – весу пешехода или автомобиля.

Выдержать эти испытания может изделие, отвечающее требованиям нормативных документов: ГОСТ 17608-91 «Плиты тротуарные бетонные»:

  • прочность на сжатие 300~400 кгс/см²;
  • степень водопоглащения, не более 4.5% от общего объёма изделия;
  • коэффициент истираемости не превышающий 0.4 г/см²;
  • морозостойкость в пределах F300~F400;
  • срок эксплуатации 15~30 лет.

Данные показатели действительны при производстве методом вибролитья.

Производство

Распространено три основных метода:

  • Вибропрессование. Полусухая смесь на основе цементного вяжущего закладывается в матрицу (пресс-форма). Последняя закрепляется на вибрирующей станине. Бетонный раствор уплотняется пуансоном. Процесс высокоавтомотизирован, позволяет добиться высокой производительности труда. Применяется для массового выпуска плитки.
  • Гиперпрессование. Уплотнение цементного раствора для плитки осуществляется за счёт сжатия верхнего и нижнего пуансона. Способ допускает высокий коэффициент автоматизации. Рентабелен при выпуске больших партий брусчатки.
  • Вибролитьё. Цементнопесчанная смесь (ЦПС) помещается в полимерную тару. Форма устанавливается на вибростол для уплотнения раствора. Степень готовности определяется по выступившему цементному молочку. Метод выгоден при выпуске небольших серий напольного камня, то есть для малого бизнеса.

Зачем нужно уплотнение

На первый, поверхностный взгляд, уплотнение для тротуарной плитки – лишняя операция. Особенно для таких, слабонагруженных изделий, как брусчатка для садовых дорожек. Это неверно. Неуплотненный бетонный камень обладает микро- и минипустотами, что приводит:

  • Уменьшение плотности и прочности детали. Повышается риск разрушения от внешних нагрузок.
  • Увеличивается степень водопоглащения воды. В холодное время замерзающая влага, расширяясь, приведёт к возникновению внутренних трещин и полному разрушению камня.

С другой стороны, уплотнённая смесь равномерно распределяется по форме, – изделие получается с ровными краями. Дополнительный фактор: при вибролитьевом производстве верхняя часть плитки получается гладкой.

Операция уплотнения позволяет создавать внутреннюю плотную структуру, не содержащую пор и пустот. В процессе вибрации жидкость заполняет пространство между наполнителем, вытесняя воздух наружу.

Состав смеси

Примерный перечень компонентов для производства тротуарной плитки в домашних условиях представлен в таблице.

Ошибка, заложенная в объёмных долях, приводит к изготовлению менее качественного состава. Переход к массовым единицам позволит приготовить бетон с более точными параметрами:

ФЭМ могут выполняться из пескоцементной смеси. Пропорции состава:

  • цемент ПЦ400 – 1 доля;
  • крупнозернистый песок – 3 доли;
  • соотношение воды – 4 литра на 10 литров связующего;
  • краситель – до 3~5% от массовой доли цемента.

Бетон для укладки

Укладка брусчатки осуществляется:

  • На песчаную смесь (подсыпку, подушку). Способ применим при плотных грунтах с низким уровнем грунтовых вод и отсутствии пучения.
  • Новое бетонное основание: преобладает песок, торф, насыпной грунт.
  • Существующая основа: возникла необходимость освежить старое полуразрушенное бетонноое покрытие тротуарным камнем.

Песчаная основа

  1. Снимается почвенный слой земли.
  2. Выполняется посыпка щебнем (гравием) с фракцией до 20–25 мм.
  3. Формируется подушка из крупнозернистого песка. Можно применить в домашних условиях дресву.
  4. Устанавливаются на раствор бордюрные камни.
  5. Укладывается плитка. Монтаж камней осуществляется вплотную друг к другу в шахматном порядке.
  6. Производится верхняя подсыпка мелким песком. Лишняя смесь удаляется жёсткой щёткой.

Новый бетон

Этапы работ:

  1. Формируется котлован, – осуществляется выемка плодородного слоя. Глубина должна составить не менее 40~50 см.
  2. Пропорции бетона:
    • портландцемент ПЦ-400 – 1 доля;
    • строительный песок – 2.5(1.5) долей, пешеходная дорожка (автомобильная);
    • щебень – 4 (2.5) доли, тротуар (автомобильная зона).
  3. Устанавливается бордюрный камень с фиксацией на пескоцементный раствор. С внешних сторон выполняются дренажные канавки для отвода атмосферных осадков или талых вод.
  4. Отсыпается подушка из щебня с фракцией до 25~30 мм. Выравнивается и уплотняется виброплатформой. Под паркинг выкладывается армирующая сетка.
  5. Разводится бетонная смесь, укладывается на подготовленное основание. Через 3~4 метра монтируется поперечный тепловой шов из дощечки толщиной до 10~15 мм. Поверхность формируется и уплотняется виброрейкой (широкие полосы) или вручную, – для садовых дорожек.
  6. Свежую поверхность целесообразно укрыть полиэтиленовой плёнкой. Это устранит преждевременное усыхание. Гидратация цемента пройдёт в плановом режиме.

Укладка плитки

Монтаж тротуарной плитки имеет свои особенности:

  • на покрытие воздействует атмосферная влага или талые воды;
  • температура меняется в широком диапазоне (по сезону);
  • необходимо выполнить уклон для стока воды;
  • раствор для укладки плитки жёстко фиксирует последнюю, ограничивая смещение.

Брусчатка устанавливается на смеси различные по составу и консистенции:

  • Гарцовка. Сухая смесь для укладки тротуарной плитки. Соотношение цемента и песка в пропорции 1/5. Швы заполняются этой же смесью.
  • Клей для кафеля. Используется состав для наружных работ. Смесь готовится по рекомендации, приведённой на упаковке. Толщина слоя 5~10 мм. Швы затираются клеем, ПЦС или гарцовкой.
  • Классический рецепт. Цементная смесь из вяжущего и песка в долях 1/3~4. Срок подвижки на 25~30% дольше, нежели кафельного клея. Толщина в пределах 2~3 см. Смешивать компоненты для кладки целесообразно за 5~15 минут до начала монтажа камня. Делать раствор удобнее миксером. Уклон (до ~2 градусов) и плоскостность контролируются правилом.

Бюджетный вариант устройства тротуарной плитки – использование гарцовки. Применение кафельного клея – самый дорогой вариант, но обеспечивающий надёжное сцепление основания с брусчаткой.