осемь знаков-гуа (八卦)

«Беспредельное (无极 / 無極 - у-цзи) порождает Великий Предел (тай-цзи),
Великий Предел (太极 / 太極 - тай-цзи) порождает Двойной Порядок (лян-и),
Двойной Порядок (两仪 / 兩儀 - лян-и) порождают Четыре Образа (сы-сян),
Четыре Образа (四象 - сы-сян) порождают Восемь Триграмм (ба-гуа)».

У-цзи - первозданный хаос, термин буквально переводится как «отсутствие Предела». Данная стадия характеризуется отсутствием бытия. Графически изображается в виде пустого (белого) круга.

Тай-цзи - начальная стадий космогенеза, одновременно являющаяся его причиной. Буквально ипереводится как «Великий Предел». Данная стадия характеризуется разделением мира на прошлое и будущее, образованием пространства и времени. Имеет многочисленные варианты графических изображений, самым известным из которых является круг, разделенный волнистой линией на черный и белый сектора, внутри которых расположены точки противоположного цвета.

Двойной порядок - возникновение двух противоположных сил инь и ян . Графически изображаются в виде прерывистой и сплошной черты, в изображении тай-цзи в виде участков черного или белого цвета.

Четыре образа - четыре свойства взаимодействия сил инь и ян (Инь - рождает Старую Инь и Молодого Ян. Ян - рождает Молодую Инь и Старого Ян). Графически изображаются в виде комбинаций из двух черт, в изображении тай-цзи в виде двух черных и белых областей.

Восемь триграмм (ба-гуа ) - выступают воплощением основ миропорядка. Классификационные схемы с триграммами охватывают многочисленные аспекты действительности. Графически изображаются в виде комбинаций трех линий.

Каждая из этих триграмм имеет несколько значений и расположена вокруг ба-гуа как в порядке Прежнего Неба, так и в порядке Позднего Неба.
Ба-гуа обычно изображают в виде круговой таблицы, часто вписанной в восьмиугольник.
Согласно современной трактовке этих двух расположений, последовательность триграмм Прежнего Неба представляет собой идеальный вариант Вселенной, тогда как последовательность триграмм Позднего Неба отражает настоящую картину течения энергии на земле и стратегически более важна для человечества в современных условиях.
Преднебесный чертеж триграмм (Порядок расположения триграмм по Фу-Си; (先天图 или 伏羲八卦图) - зафиксированная последовательность расположение триграмм, приписываемая мифическому создателю китайской цивилизации Фу-Си.

Круговое расположение триграмм по Фу-Си образуется из двух последовательностей:
Цянь (1) - Дуй (2) - Ли (3) - Чжэнь (4) и Сюнь (5) - Кань (6) - Гэнь (7) - Кунь (8), которые соединяются через центр круга по триграммам Чжэнь - Сюнь (ось Северо-восток - Юго-запад). Таким образом, триграмма Цянь (Небо) оказывается вверху, а триграмма Кунь (Земля) - внизу.
Прежденебесное расположение триграмм вокруг ба-гуа использовалось в тех случаях, когда оценивался фэншуй могил и кладбищ. С древних времен китайцы верили, что эта отрасль фэншуй чрезвычайно действенна и намного более могущественна с точки зрения воздействия на благополучие семьи в течение длительного периода времени, чем любая другая. До сих пор есть утверждение, что иньский фэншуй работает на протяжении жизни пяти поколений.
(Я советую всем, кому рекомендовали воспользоваться иньским ба-гуа , ни в коем случае не вешать его внутри дома или офиса. Иньское ба-гуа всегда следует вывешивать только за дверью снаружи и никогда не помещать в самом доме. Даже при наружном вывешивании постарайтесь воспользоваться другими корректирующими методами фэншуй, если оказывается, что ба-гуа направлено на ваших соседей. Всегда стремитесь применять корректирующие меры, которые не причиняют вреда другим людям).
Ба-гуа , которое используется при работе с янским фэншуй, основано на Посленебесном расположении триграмм. В янском ба-гуа расположение триграмм значительно отличается от иньского ба-гуа . Простейший способ распознавания состоит в том, чтобы запомнить расположение главных триграмм Цянь и Кунь. В янском ба-гуа триграмма Цянь находится на Северо-западе, а триграмма Кунь - на юго-востоке.

В практике янского фэншуй крайне важно, чтобы при проведении анализа использовалось правильное ба-гуа . Почти все рекомендации фэншуй, связанные с направлениями, ориентациями и элементами, опираются на Посленебесное ба-гуа .
Современный символ ба-гуа соотносится с диаграммой Ло-шу, который в древности назывался «магическим квадратом». Ряд цифр от одного до девяти расположен в квадрате таким образом, что любая комбинация трех цифр дает в сумме число пятнадцать и соответствует количеству дней в каждой из двадцати четырех фаз солнечного года. В современном варианте инь (нечетные числа) образуют кардинальные, а ян (четные) - субкардинальные точки.
Каждая черта в триграмме имеет одно из двух состояний: инь или ян . В результате мы получаем восемь комбинаций. Триграммы являются более детальным способом описания, чем инь-ян или даже Стихии, они содержат огромное количество возможных вариантов интерпретации в зависимости от конкретной ситуации.

Определение восьми триграмм в формате Позднего Неба


ЦЯНЬ


НЕБО

Отец, пожилой человек, металл, Север, чиновник, аристократ, голова, кости, лошадь, золото, драгоценности, жемчуг, нефрит-яшма, плоды дерева, круглые предметы, головные уборы, зеркало, твердые предметы, ярко-красный цвет, вода, мороз.


КУНЬ


ЗЕМЛЯ

Мать, пожилая женщина, почва, Юго-запад, корова, золото, холст и шелк (имеются в виду вообще ткани, мануфактура), письменные сочинения, повозки (то есть средства передвижения самого разного типа), выдвижение-подношение, квадратные предметы, рукоятки, стебли, желтый цвет, фарфоровая утварь, брюшная полость, нижняя одежда, черный цвет, гаолян и просо (имеются в виду злаки в целом), рис, каллиграфия.


ЧЖЭНЬ


ГРОМ

Старший сын, дерево, Восток, ноги, волосы, дракон, насекомые, копыта, бамбук, тростник, лошадиное ржание, материнские ноги, лоб, продукты земледелия, музыкальные инструменты, синий, бирюзовый и зеленый цвета, сердцевина дерева, хворост-дрова, змеи.


СЮНЬ


ВЕТЕР

Старшая дочь, дерево, Юго-восток, монахи и монахини, петух, пернатые в целом, травы, ступка, благоухание, зловоние, веревка, глаза, перья и шерсть, парус, веер, все, что относится к ветвям и листьям, путь бессмертия, мастерство в ремеслах, растения, искусно изготовленная утварь.


КАНЬ


ВОДА

Средний сын, вода, Север, дождь и снег, работа, свинья, каналы и рвы, лук и колеса, ухо, кровь, Луна, разбой-грабеж, законы двора, коньковая балка, основная опора, заросли терновника, лисы, стелющиеся колючие растения, колодки и наручники, продукты водного промысла, рыба, соль, вино и винная закваска, предметы с сердцевиной, плоды с косточкой, черный цвет.


ЛИ


ОГОНЬ

Средняя дочь, огонь, Юг, фазан, Солнце, глаза, молния, радуга, заря, латы и шлем воина, холодное оружие или вообще война, официальные документы, засохшие деревья, печь, очаг, крокодил, черепаха, краб, жемчужная устрица, все существа, имеющие панцирь, красный, алый, фиолетовый цвета, узор и орнамент, сухие предметы и вещи.


ГЭНЬ


ГОРА

Младший сын, почва, Северо-восток, ребенок-подросток, собака, рука, палец, тропа, дорога, ворота, проход, фрукты и ягоды, евнух, крыса, тигр, лиса, черноклювые птицы, все, что порождается деревом, тыквы и ползучие растения, нос.


ДУЙ


БОЛОТО

Младшая дочь, металл, Запад, колдун-шаман, язык, наложница-содержанка, легкие, коза, разрушенный или поломанный предмет, утварь с отверстием, металлы, предметы, пришедшие в негодность, рабы, слуги, прислуга.

Об образовании Восьми триграмм (Багуа) рассказывается в И-Цзине , или “Книге Перемен”. В разделе “Да чжуань ” разъясняется:

“В системе И-Цзина есть Тайцзи, или Великий Передел, который породил Две Формы (Лянъи ). Эти Две Формы породили Четыре Символа (Сысян ). Четыре Символа разделились дальше и породили Восемь Триграмм (Багуа )”.

Тайцзи – первая точка, возникающая из пустоты Уцзи. Она содержит движущую силу как динамичных, так и статичных состояний и является источником Инь и Ян. В статичном состоянии Инь и Ян сочетаются и образуют целое. Но в состоянии движения они разделяются и образуют Две формы (Лянъи ).

Ян часто изображают графически в виде отрезка прямой или белого кружка. Инь обычно представляют в виде двух черточек с промежутком между ними или черного кружка. Различные символы Инь и Ян показаны на рис.1.

Рисунок 1

Свойства Двух Форм можно объяснить, используя напрвленную прямую (математическую ось). Приняв, что точка отсчета (ноль) – это Тайцзи. Мы получим Инь в отрицательном, а Ян – в положительном направлении:

Рисунок 2

Используя числовые обозначения, И-Цзин определяет Тайцзи как ноль, Ян – как единицу (нечетное число). А Инь – как двойку (четное число). Но еще эффективней можно показать свойства Инь и Ян в бинарной (двоичной) системе счисления. Определяя Ян как ноль, а Инь – как единицу. Или наоборот, мы можем объяснить теорию Тайцзи, Двух Форм и Четырех Символов (Сысян ).

Четыре Символа – результат комбинаций Двух Форм. Два символа Ян, размещенные один над другим, называют Большой Ян (Тайян). Знак Инь над знаком Ян – это Малая Инь (Шаоинь). Два символа Инь один над другим – это Большая Инь (Тайинь ). Знак Ян над знаком Инь образует Малый Ян (Шаоян). Схему Четырех Символов см. на рис.3.

Рисунок 3

Принцип Четырех Символов применим к любому объекту или ситуации. Все можно разделить на четыре взаимосвязанных части, учитывая качество и количество. Например, можно использовать символы инь и Ян для описания соотношения между населением и территорией различных стран. Используя верхнюю позицию для размещения символов населения (Ян — большое, Инь – малое), а нижнюю – для символов территории, получим четыре символа, показанных на рис. 4. Из диаграммы видно, что Китай и США можно считать странами Большого Ян, а страны типа Исландии – Большой Инь.

Геометрическим соответствием Четырех Символов являются четыре квадранта прямоугольной системы координат на плоскости. Как и в Двух Формах, Ян представляет положительное направление, а Инь – отрицательное:

Рисунок 5

Если Ян – ноль, а Инь – единица, то свойства Четырех Символов, взятых по порядку, можно показать с точки зрения теории чисел (см. табл.1).

Таблица 1

Подобно тому как в аналитической геометрии для объяснения уравнений применяется графический способ, в системе Тайцзи различные категории представляются при помощи особых символов, состоящих из трех ярусов Инь- или Ян- черт. Эти символы известны как Восемь Триграмм (багуа).

С помощью Восьми Триграмм классифицируются все явления Вселенной, анализируются природные и социальные феномены. Это научный подход, ищущий взаимосвязи принципов, явлений и качеств. Форму Восьми Триграмм помогает запомнить древнее китайское мнемоническое стихотворение:

Цянь – Сшлошные

Кунь – Обломки

Чжэнь – Как чашка

Гэнь – Как шапка

Ли – Пустой центр

Кань – Центр полный

Дуй – Верх сломан

Сюнь – В дне дырка

Восемь – максимальное число возможных комбинаций трех элементов, каждый из которых принадлежит к одному из двух типов.

Император Фу Си (2852 – 2738 гг. до н.э.) первым применил Восемь Триграмм к Диаграмме Тайцзи, чтобы показать взаимодействие Инь и Ян. Его вариант кругового расположения триграмм так и называется: Фу-Си, иначе Сяньтянь (что означает дословно “раннее небо” или “прежнее небо”, т.е. состояние, имевшее место до сотворения Вселенной).

Кроме описанных Восьми Триграмм Сяньтянь, существует и другой способ их расположения: Восемь Триграмм Хоутянь. Согласно легенде, их начертил Вэнь-ван, основатель династии Чжоу, примерно в 1143 г. до н.э. Он основывался на И-Цзине, где сказано:

“Правитель нисходит в Чжэнь, стобы начать свое творение. Он завершает все в Сюнь. Он проявляет вещи, чтобы они видели друг друга, в Ли, и побуждает их служить друг другу в Кунь. Он веселится в Дуй и сражается в Цянь. Он отдыхает и вкушает покой в Кань и завершает свои годичные труды в Гэнь”.

Итак, начиная с востока, Восемь Триграмм Хоутянь идут в следующем порядке по часовой стрелке: Чжэнь – Сюнь – Ли – Кунь – Дуй – Цянь – Кань – Гэнь. Эта последовательность объясняет принцип движения Вселенной и служит основой для китайского календаря:

Рисунок 7

Можно при помощи наглядных схем показать, как Тайцзи образует Две Формы, Две Формы – Четыре Символа, а те – Восемь Триграмм. Здесь вы видите три такие схемы. Первая выполнена в виде таблицы (рис. 8), вторая – в форме древа (рис. 9), а третья – в форме круглой диаграммы (рис. 10).

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

По принципам системы Тайцзи поддаются логическому описанию различные геометрические соотношения. Рис. 11 на примере трехосной системы пространственных координат показывает разницу между правосторонней и левосторонней системами:

Рисунок 11

Как в право-, так и в левосторонней системе три координатные плоскости делят пространство на восемь октантов. Среди математиков нет еще единого мнения относительно нумерации октантов. Но если бы они приняли за Ян положительное направление каждой оси, а за Инь – отрицательное и воспользовались ВосЕмью Триграммами в порядке Сяньтянь или Хоутянь , то легко смогли бы установить порядок октантов (см. табл. 2).

Как уже объяснялось при рассмотрении Четырех Символов, Ян = 0, Инь = 1. Триграмма читается снизу вверх. Прогрессия направлена так же, как в бинарной системе.

Например, Кань (Инь-Ян-Инь) соответствует 101 в бинарной системе или 5 в десятеричной. Если за основание берем n, то Кань представляет собой n^2 + 1. Таблица 3 показывает все эти соотношения.

Бинарную, или двоичную систему счисления разработал в XIX веке немецкий математик Лейбниц. Но древние китайцы были знакомы с такой системой в виде Восьми триграмм) еще пять тысяч лет назад.

Каждая из триграмм не только является математическим символом, но и представляет различные объекты:

Триграмма Сюнь (巽 - сунь, шунь - ветер) -☴ - расположена в юго-востоке, стихия Дерево. Суть триграммы - проникновение.

В этом секторе энергия Ци имеет свойство Инь, обладающая Ян. Триграмма Сунь олицетворяет старшую дочь. В древности считалось, что если в доме отсутствует сектор Сунь, старшую дочь ждет нелегкая судьба.

Стихия Дерево в данном секторе проявляется как малое дерево, дерево Инь. Ему соответствует зеленый (а также бирюзовый, и морской волны) цвет. Стихией, питающей Дерево, является Вода.

Сюнь - это мягкое ненавязчивое проникновение: нижняя иньская черта вытесняет янские черты (это можно сравнить с побегом растения, пробивающимся сквозь асфальт). Это события, которые происходят почти незаметно и не нарушают естественного хода дел (средняя черта), но привносят некоторое разнообразие. Это долгий кропотливый труд, в результате которого мы получаем нечто более ценное, чем исходный объект, потому триграмма Сюнь часто связывается с понятием Богатства. Но это не деньги, которые случайно "падают с неба". Это конечный полезный эффект, полученный в результате затраченных усилий и сам процесс работы, приводящий к получению полезного результата. Деятельность садовника, который ухаживает за садом, хорошо отражает сущность триграммы Сюнь, которая не случайно расположена после триграммы Чжэнь. Если Чжэнь - это рождение, появление на свет, то Сюнь - это уход и забота о новорожденном.

Активация юго-восточного сектора.

Для активации этого сектора используйте китайские монеты, деревянную музыку ветра, денежное дерево в керамическом горшке, фонтанчик и.т.д.

Негативное влияние на сектор, как и в других секторах, оказывает беспорядок, кучи ненужных, сломанных вещей, нагромождение вещей и предметов.

Если так случилось, что юго-восточный сектор жилища пришелся на ванную комнату или туалет - лучше не активировать его в этом месте. Выберете юго-восточный сектор в отдельно взятой комнате, например в гостиной, и разместите активатор там.

Если в этом секторе есть портреты ваших родственников, лучше если это будут успешные и счастливые люди.


Новейшая энциклопедия фэн-шуй. Практический курс Герасимов Алексей Евгеньевич

Личные триграммы человека и их значение с точки зрения науки фэн-шуй

Каждому человеку, строению, местности соответствует своя триграмма. Все триграммы условно разделяют на западную и восточную группы. Триграмма здания зависит от того, в какую сторону выходит противоположная ее фасаду сторона (восточная, западная). Человеческая триграмма определяется путем простых вычислений из области нумерологии. Хотя триграмм и существует всего 8, число направлений, соответствующих определенной триграмме и стихии, будет равно 9. Объясняется это тем, что центр в китайской системе также является направлением света. Число, получаемое в результате определения личной триграммы, соответствует одному из 9 направлений восьмиугольника багуа.

Для мужчин личная триграмма определяется следующим способом: две последние цифры года рождения вычитаются из 100, а полученный остаток делится на 9. Остаток после деления и является искомым числом. Если остатка после деления нет, то искомым числом является 9.

Рассмотрим этот способ подробнее. Например, мужчина родился в 1969 году: 100 – 69 = 31; 31: 9 = 3, остаток 4. Число 4, если посмотреть на квадрат ло шу и наложить его на восьмиугольник багуа, соответствует юго-востоку и триграмме Сюань.

Для женщин вычисление личной триграммы происходит следующим образом: из последних двух цифр года рождения следует вычесть 4, а получившееся в результате число разделить на 9.

Рассмотрим пример. Женщина родилась в 1960 году. Следует произвести следующие действия: 60 – 4 = 56; 56: 9 = 54, остаток 2.

Число 2 соответствует юго-западному направлению, следовательно, триграмма этой женщины – Кунь.

Центральное направление соответствует числу 5. В случае получения этого числа при расчетах мужчинам следует определять свое число как 2, а женщинам – как 8.

Триграмма принадлежит к западной группе, если остаток при делении равен 2, 6, 7, 8, и к восточной, если он составил 1, 3, 4, 9.

Почему же столь важно знать личную триграмму и триграмму своего жилья? Дело в том, что людям восточной группы успех и удачу приносят юг, юго-восток, восток и север, а представителям западной группы благоприятствуют запад, северо-запад, юго-запад и северо-восток, на которые и должно быть ориентировано жилье. В противном случае дао дома и дао жильца входят в диссонанс, гармония жизни будет нарушена, что, в свою очередь, приведет, во-первых, к скорому износу помещения, а во-вторых, к болезням и неудачам в жизни его хозяина, вплоть до летального исхода.

Зная же свою триграмму и триграммы близких, вы легко сможете разрешить вопрос о том, какую именно квартиру вам следует покупать, как ориентировать дом при постройке и не нуждается ли ваша нынешняя квартира в дополнительном привлечении энергии шэн ци (излишки ее в жилье не рекомендуются) и дальнейшей гармонизации. Все это поможет идти путем своего дао, привлечет в дом здоровье, благополучие и хорошее настроение.

Вместе с тем метод триграмм применяется и при выборе наилучшего местоположения комнат для каждого члена семьи, расположения мебели с учетом позитивных и негативных направлений.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Лекарственные растения с точки зрения китайских травников Дягиль помогает наполнить тело энергией ци. Следует использовать для облегчения боли, которая образуется при энергетическом застое и для увеличения сопротивляемости болезням.Растение подавляет образование

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Экологические факторы с точки зрения фэншуй Время наряду с Пространством – основная форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей. Временем,

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Классификация людей с точки зрения сталкеров Темпераменты людейЧетыре основных типа женских темпераментов уже были рассмотрены. Имеются также четыре основных типа мужских темпераментов:Первый тип - ученый, любознательный человек, благородный, на него можно

Из книги Диалог с Космическим Разумом: научное обоснование автора Хлыновский Виталий Федорович

С точки зрения математики, нашей Вселенной... не существует! Кажется, сейчас никто не сомневается в том, что наряду с "нашей" Вселенной существует другой мир, Тонкий План Мироздания, мир Высший. Где находится этот Тонкий мир, почему мы его не видим, не ощущаем, а только узнаем

Из книги Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели автора Диспенза Джо

Часть I Человек с точки зрения науки

Из книги Фэн-шуй. Практические советы на каждый день автора Хорсанд Диана Валерьевна

Кухня и столовая: два в одном с точки зрения фэн-шуй В идеальном варианте на кухне только готовят еду, а вкушают ее в столовой. Мало у кого из нас есть столовая, но фэн-шуй потому и называют искусством, что с его помощью можно найти выход из самой сложной ситуации.Если у вас

Из книги Биология (включая праноедение) автора Данина Татьяна

Цветовая гамма дома с точки зрения фэн-шуй Белый цвет символизирует чистоту и очищение, покой и строгость, начало пробуждения к жизни дремлющих, нам самим неведомых сил. Это цвет добра, удачи и исцеления. Разновидностью белого можно считать полупрозрачный матовый

Из книги Тайны и загадки смерти автора Плотнова Дарья

13. Государство с точки зрения царства животных Давайте взглянем на человечество с позиции животного царства. Наши непосредственные предки там – высшие приматы. В организации их сообществ нам, людям, следует искать истоки нашего миропорядка.Что есть государства, как не

Из книги Русь эзотерическая автора Манскова Ольга Витальевна

Часть 1 Смерть с точки зрения религии Глава 1 Смерть в христианстве В христианстве осознание смысла жизни, гибели и вера в вечную жизнь происходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа: «Я имею ключи от ада и рая». С

Из книги Татуаж Таро. Магия человеческого символа автора Невский Дмитрий

Глава 29. С точки зрения плюс Наталья проснулась довольно рано и осторожно, чтобы не разбудить Сергея, вылезла из палатки. У костра уже сидел дядя Юра и заваривал чай. Наталья подошла к лавочкам и присела осторожно на самый край.- Доброе утро! - сказала она дяде

Из книги Циклы Сатурна. Карта изменений в вашей жизни автора Перри Уэнделл К.

Две точки зрения, две схемы стихий Таро Так какая из точек зрения верна? – спросите вы, прочитав все вышеизложенное. Но ответ, как вы можете понять, неоднозначен. В действительности верны обе точки зрения, или две схемы оценки происходящего.Давайте по порядку. Переведем

Из книги Охотники за привидениями. Методы защиты при столкновении с паранормальным автора Беланджер Мишель

Две точки зрения на Сатурн С одной стороны, приведенные в книге биографии дадут нам возможность увидеть, как транзиты Сатурна работают в жизни отдельного человека, как один проход Сатурна и выборы и задачи, которые он несет, связаны со следующими транзитами Сатурна. Это

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Разные точки зрения Отношение людей к потустороннему – особенно когда дело касается человеческих способностей напрямую взаимодействовать с такими силами или вызывать их – бывает разным. Я бы выделила здесь три типа. С одной стороны стоят те, кто может воспринимать

Из книги Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Из книги автора

С точки зрения науки «Живые» и «мертвые» Как уже говорилось в этой книге, ученые, серьезно занимающиеся изучением явлений и феноменов, связанных с потусторонним миром, особо выделили два типа привидений: «живые» и «мертвые». Первых относят к энергетическим явлениям, а


Хотел написать про триграммы:). Собственно, отсутствие этого текста остановило тогда работу над темой "восемь танковых парадигм по восьми триграммам". Согласитесь, что сначала всяко нужно было сказать пару слов о восьми триграммах?

Триграмма - символ из трёх черт, прерывистых или сплошных. Сплошная черта символизирует Ян, прерывистая - Инь. Всего триграмм восемь (два в кубе). Восемь триграмм, в свою очередь, образуют 64 гексаграммы гадательной "Книги перемен" (И-Цзин).

Сразу скажу, что я не китаец, и нельзя сказать, чтобы я глубоко разбирался в этом вопросе. Более серьёзно об этом можно прочитать . Скажу своими словами:

Сначала было Дао. Дао породило Инь и Ян (женское и мужское, пассивное и активное, прерывистую и сплошную черту). Инь и Ян породили четыре символа. Это Большой Ян (сплошная, сплошная), Малый Ян (сплошная, прерывистая), Большой Инь (прерывистая, прерывистая), Малый Инь (прерывистая, сплошная). Или Мужчина, Солнце, Женщина, Луна, и вся остальная символика такого рода. Четыре символа породили восемь триграмм.

По-китайски триграммы называются Цянь, Дуй, Ли, Чжэнь, Сюнь, Кань, Гэнь, Кунь. Или - Небо, Озеро, Огонь, Гром, Ветер, Вода, Гора, Земля. Вот они:

Слева находятся мужские, или янские триграммы, справа женские, или иньские.
Таким образом, Вода - это мужская триграмма, а Огонь и Ветер - женская. Это надо просто запомнить.

Да, аналогичная схема используется, например, в Покемонах. Восемь особых типов Покемонов - это Дракон (Небо), Трава (Озеро), Огонь, Электричество (Гром), Псионика (Ветер), Вода, Лёд (Гора), Тьма (Земля). Знаменитый Пикачу - это электрический покемон.

Восемь триграмм традиционно располагают по кругу. Есть две главных последовательности, Изначальное Небо и Позднее Небо.

Это Изначальное:

Данная схема идеально уравновешена. Небо и Земля, Вода и Огонь противостоят друг другу. Наверху (на Юге, как принято в китайской традиции) - Небо, внизу, на Севере - Земля. Слева, на Востоке - Огонь (родина Солнца), справа, на Западе - Вода (Последний Океан). Кстати, те же триграммы используются на флаге Южной Кореи .
Изначальное Небо - это, например, состояние ребёнка до рождения. Или, в христианских терминах, мира до грехопадения.

А вот наш мир, Позднее Небо:

Это динамичная схема. Энергия зарождается на Востоке (триграмма Гром) и проходит все стадии по часовой стрелке. Почему именно в такой последовательности, я объяснить не смогу, ибо сам не понимаю:).

Но я хотел сказать о другом. Если у нас есть схема, неважно, какая, мы можем с ней поиграть. Например: допустим, мы европейцы, и нам превычней наши четыре стихии - огонь, вода, воздух, земля. Тогда мы можем разделить восемь триграмм на две группы - мужскую и женскую - и в каждой группе расположить триграммы по европейским стихиям.

Мужские триграммы - Гром, Вода, Небо, Гора.
Женские тиграммы - Огонь, Озеро, Ветер, Земля.

Таким образом, у нас получилось два набора, земной и небесный. Гора - небесная Земля, Гром - небесный Огонь, и т.д. Заметьте, китайцы не имели это в виду, их стихии к нашим не имеют никакого отношения. Но, при желании, мы можем достать из триграмм и это.

Или вот.
Подберём триграммы, чьи названия ближе всего к нашим стихиям - Огонь, Вода, Ветер, Земля.
Расположим их так, как я это обычно делаю в своих схемах - Огонь-Юг, Вода-Восток, Ветер-Запад, Север-Земля (напоминаю, что у китайцев Юг сверху).

Тогда из этих четырёх стихий мы можем вывести четыре оставшиеся. Огонь и Вода дадут нам Небо. Очевидно, что Небо содержит в себе и Огонь, и Воду; не зря в Покемонах этой триграмме соответствует Дракон. Огонь и Ветер дают Гром. Ветер и Земля - Гору. Земля и Вода - Озеро (другой перевод триграммы Озеро - Болото).