Предлагаемый кодовый замок предназначен для установки на входной двери помещения, куда доступ имеет ограниченный круг людей. Его основной отличительной особенностью является возможность быстрой записи нового кода с помощью клавиатуры (в ранее опубликованных устройствах код, как правило, устанавливают перемычками, размещенными на плате). Этот код может состоять минимум из одной цифры, а максимум - из ста двадцати семи.

Схема кодового замка показана на рис. 1. Основным элементом устройства является микроконтроллер ATtiny2313 (DD1), у которого использованы встроенный RC-генератор и внутренние резисторы. Чтобы открыть замок, необходимо знать код. Для его ввода используется клавиатура, расположенная на внешней стороне двери и состоящая из кнопок SB1- SB 12. Кнопки SB 13 и SB 14 расположены на внутренней стороне двери, первая из них предназначена для ее открывания, а вторая - для закрывания. При использовании электромеханического привода замка двери кнопка SB 14 не нужна. Двухцветный светодиод HL1 индицирует состояние замка: если горит светодиод красного цвета свечения - дверь закрыта, зеленый - открыта. Резистор R3 служит для ограничения тока через светодиод.

Рисунок 1

Для управления исполнительным механизмом - соленоидом YA1 (или электромеханическим приводом) - используется мощный полевой переключательный транзистор VT1. Если код набран правильно, с линии PD2 (вывод 6) микроконтроллера DD1 на затвор полевого транзистора поступит открывающее напряжение, на соленоид YA1 - напряжение питания, и он откроет замок.

Питание устройства осуществляется от сетевого стабилизированного блока питания напряжением 12 В с выходным током, достаточным для срабатывания исполнительного механизма. Напряжение питания микроконтроллера стабилизировано интегральным стабилизатором DA1. Аккумуляторная батарея GB1 используется как резервный источник при отсутствии сетевого напряжения Диоды VD1, VD2 обеспечивают развязку блока питания и аккумуляторной батареи

Чтобы открыть замок, необходимо ввести цифры кода в заданной последовательности. Для индикации нажатия на кнопку (при закрытом замке) светодиод красного цвета свечения гаснет примерно на 0,3 с, при этом светодиод зеленого цвета свечения не горит, пос¬ле чего опять загорается красный светодиод. После ввода последней цифры открывается транзистор VT1 и загорается светодиод зеленого цвета свечения, индицируя, что замок открыт

Чтобы закрыть замок, необходимо нажать на кнопку SB4 "*" или кнопку SB 14 "Закрыть".

Для изменения кода при открытом замке нажимают на кнопку SB12 "#", вводят новый код (минимум одна цифра, максимум - сто двадцать семь), после чего опять нажимают на кнопку SB 12 "#". Если при вводе кода была допущена ошибка, нажимают на кнопку SB4 "*", вводят правильный код и только затем нажимают на кнопку SB12 "#". При записи нового кода индикация нажатия на кнопки осуществляется так. Светодиод зеленого цвета свечения гаснет на 0,5 с, при этом загорается светодиод красного цвета свечения, а затем снова постоянно светит светодиод зеленого цвета.

Рисунок 2

Коды программы, которые находятся в архиве , микроконтроллера для замка с соленоидом приведены в табл. 1 , для замка с электромеханическим приводом - в табл. 2 . Во время программирования в EEPROM микроконтроллера заносится начальный код, состоящий из цифр 1, 2, 3. Необходимо также записать файл данных - табл. 3 в EEPROM микроконтроллера. При программировании задают биты конфигурации в соответствии с рис. 2.

Отличие работы замка с электромеханическим приводом от замка с соленоидом заключается только во входе в режим записи нового кода и закрытия замка. Замок в этом случае закрывается автоматически через 3 с после открытия, этого времени должно хватить для того, чтобы открыть дверь. Сделано это для того, чтобы не перегревался электродвигатель электромеханического привода. Для записи нового кода при открытом замке необходимо сначала нажать на кнопку SB13 "Открыть" и удерживать ее.

class="eliadunit">

После того как замок закроется и загорится светодиод красного цвета свечения, надо дополнительно нажать на кнопку SB13 "Открыть" и удерживать ее еще примерно 15 с, затем нажать на кнопку SB 12 "#" и при загорании светодиода зеленого цвета свечения ввести новый код, после чего снова нажать на кнопку SB 12 "#" для его записи. Если при вводе была допущена ошибка, то нажимают на копку SB4 "*", вводят правильный код и только тогда нажимают на кнопку SB 12 "#". Будьте внимательны при вводе нового кода!

Фото готового устройства.

Исполнительным механизмом в электронном замке, схема которого показана на рис. 1, служит электромеханический замок ЗНЭМ-1-2, открывающийся при подаче на встроенный в него электромагнит Y1 постоянного напряжения 12 В. Логическая часть электронного замка построена на микроконтроллере PIC16F630-I/R Кнопки SB1 и SB2 предназначены для ввода открывающего его кода. Светодиоды HL1—HL3 разного цвета свечения сигнализируют о состоянии и режиме работы. Полевой транзистор VT1 по сигналу, формируемому микроконтроллером на выходе РСЗ, управляет электромагнитом Y1.

Рис. 1

Устройство питается от гальванической или аккумуляторной батареи напряжением 12 В. Такое напряжение необходимо для надёжного срабатывания электромагнита Y1. Его можно подавать как от гальванической или аккумуляторной батареи, так и от сетевого блока питания. Батарея гарантирует возможность открыть замок при отсутствии напряжения в сети, но придётся постоянно следить за её заряженностью.

Напряжение 5 В {требующееся для питания микроконтроллера) получается из 12 В с помощью интегрального стабилизатора DA1. Если использовать исполнительное устройство на другое напряжение или отдельный источник его питания, напряжение, подаваемое на вход стабилизатора, может быть уменьшено до 7 В или увеличено до 15 В.

Ток, потребляемый замком, когда он закрыт, очень невелик и не превышает нескольких миллиампер. В процессе набора кода он возрастает до десятков миллиампер в зависимости от числа включённых светодиодов, а при срабатывании электромагнита — приблизительно до 1 А.

Рис. 2a. Вид со стороны компонентов

Рис. 2b. Вид со стороны дорожек

Замок собран на печатной плате. Расположение элементов и чертёж печатных проводников на ней показаны на рис. 2. Светодиоды HL1—HL3 и кнопки SB1, SB2 установлены отдельно на раме запираемой замком двери. Открывающему замок человеку светодиоды должны быть видны, а кнопки доступны для нажатия. Светодиоды, типы которых указаны на схеме, имеют диаметр корпуса 10 мм и повышенную яркость. Однако можно применить и другие, подходящих цветов свечения.

Программа микроконтроллера создана в среде "PIC Simulator IDE v6.91". Открывающий код представляет собой комбинацию из восьми нажатий в определённом порядке на кнопки SB1 и SB2. В программе нажатие на кнопку SB1 представляется логическим нулём в соответствующем порядковому номеру нажатия разряде ячейки памяти, а нажатие на кнопку SB2 — логической единицей в таком разряде. Общее число возможных комбинаций — 256.
Нажатие на любую кнопку подтверждается включением светодиода HL1, что позволяет визуально их контролировать. Набирая код, нельзя нажимать на обе кнопки одновременно. Это приведёт к отмене попытки набора и блокировке замка на 4 с. В случае слишком продолжительной паузы между нажатиями на кнопки или слишком длительного (более 3 с) удержания кнопки нажатой программа включает свето-диод HL3 и также отменяет попытку ввода, блокируя замок на 4 с.

Если код набран до конца, но не совпал с хранящимся в памяти микроконтроллера образцом, замок блокируется на 4 с, но светодиод HL3 при этом мигает. Три неверных набора кода заблокируют замок на минуту, что сопровождается включением всех трёх светодиодов. До окончания произошедшей по любой причине блокировки нажатия на кнопки не дают никакого эффекта.

Образцовая кодовая комбинация хранится в EEPROM микроконтроллера по адресу 1. В начале своей работы программа читает содержимое этой ячейки и присваивает его переменной code. Первоначально код заносят в EEPROM на этапе программирования микроконтроллера. Средства для этого имеются в программном обеспечении любого программатора. Например, в главном окне среды программирования "PIC Simulator IDE v6.91" достаточно перед загрузкой программы в микроконтроллер открыть пункт меню "Tools-* EEPROM Memory Editor" и в окне с образом EEPROM записать нужный код в ячейку по указанному выше адресу. Содержимое памяти здесь представляется в шестнадцатеричной системе счисления, поэтому, например, код 00110011 выглядит как 33.

В процессе эксплуатации замка можно сменить код, не перепрограммируя микроконтроллер. Для этого следует включить замок и правильно ввести код, действующий на данный момент. Должен включиться светодиод HL2, а замок — открыться. Пока он открыт, нажмите на обе кнопки одновременно.

Светодиод HL2 начнёт мигать, a HL3 включится. Отпустите кнопки и после того, как светодиод HL3 погаснет, начинайте ввод новой комбинации- Если требования к длительности нажатий на кнопки и пауз между ними при вводе не нарушены, светодиод HL2 продолжит мигать, а светодиод HL3 снова будет включён- После того как светодиод HL3 вновь погаснет (для этого обе кнопки должны быть отпущены), наберите ту же комбинацию ещё раз. Если она идентична первой, программа её примет и запишет в EEPROM.

Приложенный к статье исходный текст программы на языке BASIC содержит описания всех используемых переменных и комментарии к наиболее важным строкам. Таймер TMR0 микроконтроллера сконфигурирован так, что переполняется с периодом около 65,5 мс, каждый раз формируя запрос прерывания. Обрабатывая эти запросы, микроконтроллер определяет состояние кнопок и отсчитывает необходимые интервалы времени. Например, приблизительно минутная блокировка замка основана на отсчёте 1000 прерываний. Их счёт в данном случае ведётся в переменной den_p. Поскольку она имеет тип long, занимая четыре байта памяти, то может принимать значения от 0 до 232-1 (4294967295). Если, например, задать предельное значение результата счёта равным 3600/0,0655^56000, продолжительность блокировки увеличится до часа.

Решил поиграться с давно заказанной с китая мембранной клавиатурой 3x4. Есть много видов и разновидностей данной клавиатуры, есть в пластмассовых корпусах, а есть пленочные. У моего вариант 3x4 7 контактов, распиновка клавиатуры 4x4 показана на схеме ниже, схема один к одному. Схема почти идентична с клавиатурой 3x4 за исключением того что отсутствует правый ряд клавиш "A,B,С,D".

Схема подключения клавиатуры 3x4:

Клавиатура 4x4 подключается аналогично, четвертый ряд "A, B, С, D " подключается к порту PD7 микроконтроллера.

Исходный код программы:

$regfile = "m8def.dat"
$crystal = 1000000

"конфигурация дисплея
Config Lcdpin = Pin , Rs = Portc.0 , E = Portc.1 , Db4 = Portc.2 , Db5 = Portc.3 , Db6 = Portc.4 , Db7 = Portc.5
Config Lcd = 20 * 4
Cursor Off
Cls

"конфигурация клавиатуры
Config Kbd = Portd , Debounce = 40 , Delay = 100

"переменные
Dim Key_char As Byte "номер нажатой клавиши
Dim Key_str As String * 1 "символ нажатой клавиши на клаивиатуре
Dim Result As String * 20 "результат нажатий на клавиатуру
Deflcdchar 1 , 32 , 14 , 10 , 31 , 27 , 27 , 14 , 32 "

Locate 1 , 4
Lcd Chr(1)

Result = ""

"Главный цикл программы
Do

Key_char = Getkbd() "когда клавиша не нажата функция возвращает переменной значение 16

If Key_char <> 16 Then "если переменная не равна 16, значит была нажата кнопка
Key_str = Lookupstr(key_char , Keyboard_data) "вытаскиваем из массива символ нажатой клавиши
Result = Result + Key_str
End If

Locate 2 , 3
Lcd Result "выводим на дисплей результат нажатий

Waitms 100

If Result = "123" Then
Locate 2 , 2
Lcd "UNLOCK"
Wait 1
Goto Pizdec
Else
End If

If Key_str = "5" Then
Locate 2 , 2
Lcd "RETURN"
Wait 1
Goto Pizdec
Else
End If

Loop

Keyboard_data:
Data "1" , "4" , "7" , "*" , "2" , "5" , "8" , "0"
Data "3" , "6" , "9" , "#" , "A" , "B" , "C" , "D"

Pizdec:
Return

При удержании клавиши символы начинают повторяться, программу можно слегка доработать если добавить в конец первого в примере строки:

Key_char = Getkbd()
If Key_char <> 16 Then
Goto 1
End If

То мы избегаем повторения символов при удержании клавиши. Можем хоть минуту давить на кнопку, а символ будет один.

При включении прибора на верхней строке высвечивается иконка "замок", на нижней строке отображаются вводимые символы.


По умолчанию в исходнике код "123", как только мы введем этот код (как только нажмем третью правильную кнопку) на нижней строке выйдет надпись "UNLOCK".

Думаю принцип работы программы вам понятен, остается программу чуть дописать, указать порты на срабатывание при вводе правильного кода.

Видео работы кодового замка:

Файлы проекта с исходным кодом (~15кб.)

Готовая версия кодового замка:

Ниже представлена готовая рабочая схема кодового замка с настроенными портами для подключения электропривода и светодиодов. Электропривод можно подключить автомобильный, так называемый привод замка дверей.

При верном вводе PIN кода привод сработает на 1 секунду, этого времени достаточно для работы механизма замка (открывания двери)? привод подключается через транзистор к порту PORTB.4. Если же при попытке ввести PIN код ошиблись цифрой, нажимаете кнопку "решетка" и можно начать ввод кода заново...

При правильном вводе PIN кода открывается замок, а на дисплее выводится надпись "UNLOCK".

Проект в Proteus и прошивка лежат ниже в архиве, PIN код замка указан в архиве в названии файла прошивки.

По материалам сайта avrproject.ru

проект Proteus и файл прошивки (~16кб.)



Данный проект будет отличным вариантом для повторения новичками, в нем используется ЖКИ дисплей 1602, клавиатура 4х4 из кнопок и конечно же сам контроллер. Кроме того, применены реле, кнопка и разъемы питания, PLS штырьки, пару транзисторов ну и по мелочи. Кстати, яркость дисплея в проекте будет регулироваться по методу ШИМ.

Это устройство может быть использовано для защиты практически любых объектов, пользователь должен ввести правильный пароль для получения доступа. Плата уже спроектирована удобным образом, и остается изготовить только красивый корпус для него. Пароль вводится с помощью встроенной в клавиатуру матрицы 4×4. Основной модуль ЖК-дисплея используется для отображения сообщений пользователю и текущей информации. Как только будет введен правильный пароль – сработает реле. Об этом так же будет свидетельствовать светодиод, установленный рядом с реле. Для отключения реле нужно нажать соответствующую кнопку на клавиатуре.

После ввода четырехзначного пароля необходимо нажать кнопку "ОК" (S8). В любое время вы можете нажать кнопку "Отмена" (S12), чтобы очистить код (например, при вводе любых неправильных цифр).

Код блокировки можно легко изменить, для этого нужно ввести специальный пароль “0000”, как только вы введете этот пароль, устройство переключится в режим смены пароля. Здесь нужно ввести старый пароль, чтобы получить разрешение, а затем ввести новый пароль, все очень просто.

Подсветка ЖК-дисплея выключается автоматически, после того как система находится в режиме ожидания нескольких секунд. Затемнение подсветки происходит очень плавно, так же как например в мобильных телефонах. Дисплей можно заменить на любой аналогичный, с похожим контроллером или даже другого разрешения, главное советую обратить внимание на распиновку выводов, в некоторых моделях распиновка дисплеев может отличаться. Программа для контроллера написана в среде С++, исходники, а так же прошивка для контроллера прилагаются. Микроконтроллер можно применить с любым индексом, буква L означает пониженное энергопотребление.

Список используемых радиодеталей:

01 330 Ом резистор (2 шт), R3, R5

02 4.7 кОм резистор R2, R4, R6

03 200 Ом резистор R1

04 0.1мкФ керамический конденсатор C1, C3, C4, C5

05 1N4007 Диод (2 шт), D1, D3

06 5мм светодиоды любого цвета D4

07 Микроконтроллер ATmega8L U1

08 Стабилизатор напряжения 7805 U2

09 Разъем питания CON1

10 PCB реле RL1

11 Выключатель Вкл / Выкл SW1

12 DC гнездо X1

13 16×2 LCD дисплей LCD1

14 10 кОм подстроечный резистор RV1

15 28 PIN кроватка для микроконтроллера IC

16 BC548 транзистор (2 шт.) Q1, Q2

17 Кнопки (16 штук)

Файл печатной платы для изготовления методом ЛУТ находится ниже в архиве, печатную плату можно заметно уменьшить, если применить кнопки поменьше, или если вынести клавиатуру на отдельную плату. Цифровые клавиши можно взять от старой клавиатуры компьютера или ноутбука.

Скачать файл печатной платы, исходник и прошивку

Оригинал статьи на английском языке (перевод: Адвансед для сайта cxem.net)

Схема кодового звонка реализована на микроконтроллере ATtiny2313. Схема кодового замка состоит из микроконтроллера AVR и транзисторного ключа, управляющего реле.

Для записи кода замыкаем тумблер "sw", тем самым переводим замок в режим записи кода. Вводим размерность кодовой комбинации кнопками от 1 до 7 (кнопки 8, 9 и 0 в наборе размерности не задействованы), набираем любую кодовую комбинацию равную размерности кода.

Сработает эл. магнит замка, открыв его, тем самым сигнализируя, что кодовая комбинация записана в память "EEPROM".
Рабочий режим. Отключаем тумблер "sw", переводим замок в режим проверки, записанной кодовой комбинации. Повторяем последовательность для режима записи, вводим размер, вводим записанный код.

Принципиальная схема кодового замка на микроконтроллере AVR:

Набор кода всегда начинается с кн. 1 _ 7 (размерность). При наборе кодовой комбинации, код можно вводить не только по одной цифре, а так - же например, нажав кн. 7, не отпуская, нажать кн. 8 далее нажать кн. 6 и отпускать по одной кнопке в любой последовательности, в результате будет набрана пятизначная кодовая комбинация.

Если при правильно набранной комбинации замок не открылся нужно несколько раз нажать кн. 8 - 9 или 0, максимум 7 раз или нажать одновременно эти кнопки раза два и повторить набор кода. Это косвенно может означат, что замок пытались открыть.

При прошивке микроконтроллера fuse-биты надо выставить следующим образом:

Собранный кодовый замок выглядит так: