Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками, Русалиями, Семик, укр. Клечальная неделя, поль., лит. Зелёная неделя, чех. слов. Русальда . В конце недели совершаются различные обряды, такие как Проводы Русалок, Похороны Костромы и так далее (подробнее в статье ), которые относятся напрямую к поверию, что в этот день русалки окончательно уходят в свои омуты и больше не трогают людей. Последним днём русальной недели считается сам праздник Купала или летнее солнцестояние.

Купальские дни — это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. По своей сути, русалки — это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести много бед. В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

В письменных источниках первое упоминание о русальной неделе относится к Лаврентьевской летописи (около 1068 г.). Христианское писание осуждает день поминовения мёртвых: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает. В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорог и кладбищах. Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) — это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети. От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок — это ещё и время цветения ржи) или лесу. Поэтому на время русалий не рекомендовалось в одиночку уходить в лес, и уж тем более купаться. По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир, и люди могут вздохнуть свободно, так как оттуда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то: рукоделия, стирка, уборка, полевые работы и т.д. Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить. «Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее. Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, чтобы украсить ими своё жилище. Считалось, что именно на берёзах — священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог. Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками. Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница. Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай — посестримство).

Самые главные праздничные обряды, как то — похороны Ярилы, обряды и ритуалы связанные с кострами и другие, конечно же, приходятся на самый последний день русальной недели — Купалу. Молодые люди часто рядились в эти дни русалками и ходили по селениям, пугая и развлекая людей. Ряженые набрасывались на людей из-за укрытия, спрятавшись за углом, в кустах или поле. Само ряжение должно быть похоже на нечисть, то есть для нарядов парни и девушки использовали маски с жуткими физиономиями, пачкали лицо, надевали на себя рваную и грязную одежду, и традиционно — венки из трав, веток и цветов. Кроме того, это ещё и ритуал по отваживанию русалок. Лучше повстречать ряженого, чем настоящего духа. Чтобы задобрить разгулявшихся русалок, люди развешивали разноцветные лоскуты, рушники, одежду для русалочьих деток по кустам и деревьям вокруг рек, озёр и водоёмов.

Часто на Зелёные Святки пропадала скотина. Винили в этом, конечно же, русалок и для того, чтобы те вернули домашнее животное, делали «относ» в лесу. Для этого на дереве оставляли лапти, хлеб — соль, онучи из женской рубахи, при этом приговаривая:

«Прошу вас, русалки,

Мой дар примите,

А скотину возвратите».

Для тех же целей, чтобы задобрить русалок, попросить их о помощи, девушки и парни ходили в лес, плели венки, вешали их на березы, пели песни по берегам рек, водили хороводы, устраивали праздники, веселье. Всё это способствовало тому, что русалки-навки могли вместо того, чтобы вредить, помогать людям или, по крайней мере, не трогать их.

Во время Русальной Недели совершались разнообразные традиционные обряды, которые относились именно к поверьям в русалок. Называются они Похоронами Русалок или Проводами Русалок. Один из таких ритуалов, который носит ещё и игровой подтекст (что часто встречается в славянской традиции) выглядит примерно так: Девушку наряжают в ритуальную одежду, надевают венок и большой толпой ведут в поле. При этом поются песни, устраиваются пляски, бьют в барабаны, производят много шума (вспомните поверие в гром Перуна, который молниями убивает нечисть), а после того, как «русалку» привели в поле, с неё срывают венок, одежду и пихают в рожь. После этого люди разбегаются, а девушка, которая играет роль русалки, должна догнать кого-то из убегающих. Причём, поймав человека, она должна его щекотать. Сорванный с русалки венок и одежду, сжигают в костре, тем самым выполняя ритуальное провожание духа. Часто, перед тем как вести русалку в рожь, совершали игровой ритуал на кладбище. Для этого собирали цветы , плели венки и девушки вешали их на могилы. В это время появлялась русалка. Девчата разбегались, а притаившиеся парни ловили ряженую девушку, после чего уже вели в поле. Венки же, которые потом собираются с кладбища, используются для различных Купальских и русальных гаданий. Ещё одним вариантом последующих событий являлось то, что русалку привязывали к дереву или столбу и обмазывали дёгтем.

Часто вместо реальной девушки, ряженой в русалку, плели чучело русалки из соломы. С песнями, плясками, шумом, его относили на опушку леса, на окраину поля, либо на берег водоёма, разжигали костёр и сжигали. Иногда такую соломенную куклу вели под руки, а иногда несли на носилках, а то и вовсе в гробу. Вокруг костра водили хоровод всё с теми же праздничными песнями, которые ещё являлись и обрядовыми, обереговыми песнями-заклинаниями.

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами. Для того чтобы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д. Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной). Однако в разных областях и губерниях, а ранее — племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу — русалок и водяного — прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее. Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, чтобы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси. Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

В двух словах о самих русалках:

В одном из ближайших выпусков выйдет статья, которая полностью посвящена , так что подробно останавливаться на этих существах-духах здесь не будем, но всё же в общих словах объяснить, что они из себя представляют и что о них думали наши предки всё же стоит.

В понимании современного человека, который воспитан на сказках о русалках, сказках не совсем русского происхождения, водяная дева представляет из себя такую полудевушку-полурыбу, верхняя часть которой человеческая, а нижняя представляется рыбьим хвостом. Однако это больше западноевропейские представления о водяных жителях. В традиции русских славян русалка выглядит практически так же, как и обычный человек. Так как живёт русалка на дне озера или другого водоёма, то волосы её зачастую окрашены в зелёный цвет, цвет лица и кожи лилейно белый, одежды либо нет вовсе, либо русалка одета в белое одеяние, что соответствует погребальному одеянию в похоронных традициях древних славян. Также на русалках можно увидеть налипшую тину, водоросли, кувшинки в роли украшений и, конечно же, венки. Кроме того, древние славяне верили, что русалки обладают необыкновенной красотой, которая настолько сильна, что может без труда влюбить в себя любого мужчину.

Из своих водоёмов они выходят только во время Русальной недели или во время цветения ржи. Там где водяные девы водят хороводы, рожь начинает колоситься и расти невероятными темпами, что относит русалок ещё и к покровителям плодородия, помощникам человека в этом деле.

Сами русалки — это люди, умершие не своей смертью, заложные, то есть те, кто не отжил свою жизнь как положено и вынужден доживать положенный на земле срок в виде духа под водой или бродя по земле в виде привидения или другого существа. Хозяином русалок традиционно считается водяной, который является очень могущественным и насчёт которого у славян были свои представления и масса традиций. С русалками живому человеку встречаться строго противопоказано. Для живых людей они представляют большую опасность не только в воде, но и на суше. Они могут утащить в омут, утопить, напугать или защекотать до смерти. Причём, во время встречи с русалкой человеку сложно рассчитывать на свою силу и умения, так как русалки умеют гипнотизировать, очаровывать людей своей необыкновенной красотой.

Говорят, что на Русалии можно услышать песни водяных дев. У них красивые голоса, а их песни очень похожи на песни обычных людей. Отличают их по тому, что во время их пения людей предупреждает сорока и постоянно стрекочет. Это своего рода предупреждение об опасности. Насчёт жертв русалок также есть особые представления. К примеру, если человека ловили в лесу и щекотали до смерти, то до тех пор, пока его бездыханное тело не обнаружат, русалки каждую ночь водят вокруг него хороводы, тело его украшают цветами и венками, а сама плоть не подвергается разложению до того времени, пока его не коснётся рука живого человека. Те люди, которых русалки утаскивали на дно озера, становились заложниками водяных дев, чесали для них лён и делали разную тяжёлую работу. Но иногда такие утопленники становились мужьями русалок. На так называемые воробьиные ночи и происходят свадьбы русалок. Такие люди до конца жизни пребывают на дне вместе со своей возлюбленной в невероятной роскоши.

Кроме того, существует поверие, что человек и русалка могут завести любовный роман. Однако ничем хорошим для живого это не заканчивалось. В основном всё оканчивалось тем, что влюблённого человека либо утаскивали на дно водоёма, либо он просто умирал, иссохнув от тоски, не в силах забыть красоты или поцелуя русалки.

На Троицу народные праздники не закачиваются: они переплетаются с русальной неделей, связанной с поминовением усопших. В этот период наши предки встречали лето и веселились.

В большинстве регионов русальной неделей называют семь дней после большого христианского праздника: Троицы. Само по себе название уже говорит о том, с кем были связаны эти дни. Русалки, как верили в то время славяне, в день Вознесения выходили из воды и могли наносить существенный вред людям. Русальная неделя начиналась с Духова Дня , который в 2016 году выпадает а 20 июня.

Поверья на русальную неделю

В области, которую сегодня занимают Украина и Белоруссия, особенно широко были распространены поверья о том, что так называемые заложные покойники на этой неделе посещают мир живых людей. Заложные покойники — это люди, умершие некрещеными, не похороненные положенным образом или самоубийцы. В эту же категорию входят и русалки: ведь по народным поверьям русалками в большинстве случаев становились некрещеные девушки и утопленницы.

Период, близкий к Троице, связан с поминовением душ умерших еще со времен язычества, и этот культ был крайне распространен среди восточных славян. Поэтому обязательно посещали кладбища, традиционно готовили кутью, специальную кашу, которая всегда готовилась к поминкам. Даже сегодня особенное место в почитании родственников занимает троицкая вселенская родительская суббота: ведь в этот день Церковь поминает абсолютно всех христиан. Это не удивительно, ведь Троица — один из 12 самых важных православных праздников .

Народные традиции русальной недели

Достаточно долгое время был распространен обряд вождения коня или «русалки-коня». Мужчина с ребенком или двое мужчин изображали лошадь, для чего их накрывали большой тканью. На верх (который мог искусственно создаваться вилами) прикрепляли голову коня а вместо ушей приделывали рога. По традиции коня вел ряженый цыган в глиняной маске — человек, который хорошо знал этот обряд и руководил процессией. В некоторых местах конь-русалка подходил к домам, и его необходимо было одарить, к примеру, сладким. В конце концов ряженые «распрягались», и их наряд полностью разрушали.

Еще один очень известный обряд — это похороны Костромы . Делали специальное чучело, которое относили к берегу реки или озера, а затем делились на две команды. Одни Кострому защищали, а другие пытались всеми силами ее отнять. Концовка в результате была одинаковой: чучело «отвоевывали», разбирали, топтали и топили. Те, кто защищали его, пели ритуальные оплакивания и как бы горевали о том, что Кострома погибла.

Эти обряды однозначно несли важную для плодородия ценность. Ведь к русальной неделе уже успевали засеять поле, и теперь все зависело исключительно от плодородия земли, а не от людей. Как ни странно, русалки, по поверьям, могли помочь получить хороший урожай. Как считалось, они бегали по полям и лугам, тем самым орошая землю.


Народные поверья о русалках

Сам по себе образ русалки близок к образу нимфы в древнегреческой мифологии. Их представляли именно как молодых девушек. При этом ученые пришли к выводу, что русалок нельзя отнести к исключительно водным духам. Славяне верили, то они существовали и на суше, например, в лесах. Чаще всего их представляли с длинными волосами зеленого цвета и без одежды. Русалки любили наряжаться и при любом удобном случае воровали одежду, оставленную на улице, и ткани, если они сушились перед баней.

У Русалок было две излюбленных забавы: заманить юношу или мужчину, а потом защекотать его до смерти. Даже будучи духами, в любовники русалки выбирали живых мужчин. Второй забавой считались качели. Поэтому молодежь находила березки, на которых любили раскачиваться русалки, украшала их цветными лентами, а потом юноши и девушки делали из веточек качели. Так можно было задобрить духов и избежать неприятностей.

Чтобы избежать столкновения с потусторонней силой, вы можете воспользоваться сильным славянским оберегом , который легко можно сделать самостоятельно дома. Всего хорошего, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.06.2016 05:03

Праздник Святой Троицы - важный день для каждого православного человека. По преданию, именно с этой...

На Зеленой неделе собирали целебные травы, задабривали мавок и наедались мясных блюд перед постом

Сегодня, накануне одного из самых больших церковных праздников - Троицы (Пятидесятницы) - согласно традиции, полагается помянуть усопших родных. Наши предки называли эту субботу Родительской, или Дедовой. В этот день молятся о пропавших без вести, а еще о некрещеных и самоубийцах. Кроме того, сегодня нужно украсить свой дом зелеными ветками и травами. Считалось, что на Троицу души мертвых отпускают с того света домой, чтобы они могли присоединиться к торжественному воскресному обеду. Спустившись на землю, они прячутся в зеленых ветвях, поэтому озеленить дом необходимо было так, чтобы не оставить ни одного пустого угла.

Сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха

Перед Троицей девушки и дети шли в лес и на луг, чтобы наломать веток клена, липы, березы, тополя и собрать побольше душистых трав. Рвали чабрец, полынь, мяту, любисток и обязательно аир, или «татарське зiлля». Травами украшали комнаты, двери, ставни, заборы и загоны для скота. Поскольку деревца и ветки назывались «клечанням», то и вся Зеленая неделя именовалась Клечальной. На Буковине крыши убирали листьями лопуха, клена и липы. Гуцулы обвивали барвинком ставни, а также клеили на стекла кресты из листьев. В главной комнате на полу обязательно выкладывали из папоротника большой крест. В субботу васильками и мятой украшали иконы, затем покрывали их новыми рушниками и зажигали перед образами лампадку.

Канун Троицы - лучшее время для заготовки целебных растений: медуницы, алтея, арники, барбариса, ромашки и бузины. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха. А вот тысячелистник (народные названия: деревий, белая кашка, полевая гречка) полагается собирать матери, чтобы весь год ее семья была здоровой, крепкой и никто в роду «кров`ю не стiк».

В субботу в церквах не только поминали усопших, но и освящали молоко, сыр и сдобу. После службы было принято обмениваться калачами в память об умерших: «За Царство Небесне». Обязательно одаривали детей-сирот - люди верили, что, позаботившись о нуждающихся, они оберегают своих близких от бед на воде и недобрых взглядов русалок.

Вообще, Зеленая неделя - это время, когда наши предки старались всячески задобрить мавок и русалок, чтобы те не погубили урожай, никого не утопили и не защекотали до смерти. В старину существовало множество обрядов и запретов, связанных с культом почитания русалок. По описаниям фольклористов, эти красавицы сильно напоминают нынешних моделей: высокие, гибкие, тонкие, обескровленные, с горящими глазами и длинными зелеными волосами. Из одежды на русалках были только венки из осоки или водяных лилий. Красавиц можно было встретить у рек и озер, когда, выйдя из воды, они сидят на берегу или ветвях деревьев и расчесывают свои длинные волосы. Русалки водят хороводы и поют песни таинственным шепотом, слушать который людям опасно, ведь он околдовывает и заманивает человека в круг танцовщиц. Чтобы русалки не погубили, всю Зеленую неделю наши предки носили при себе растения-обереги: чеснок, любисток, полынь.

А на Полтавщине девушкам до Троицы вообще не разрешалось ходить в лес, ведь они могли встретить там мавку. По поверью, увидев незамужнюю девушку, русалка спрашивает ее: «Полин чи петрушка?» Нужно ответить: «Полин!» Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: «Сама згинь!» Но если мавка услышит от девицы: «Петрушка!» - сразу же закричит: «Ти ж моя душка!» - и защекочет несчастную до смерти.

Люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца выходили на луг и собирали в глиняную миску лечебную росу

Однако с русалками можно было и договориться. Правда, для этого полагалось их задобрить угощениями и подарками. Так, замужние женщины ставили в хате на подоконнике свежеиспеченный каравай, чтобы его запах насытил русалок. Кроме того, в саду на деревьях развешивали полотно и нитки - «мавкам на плаття». Глава семьи тоже угощал зеленоволосых красавиц: на меже нивы он оставлял для них краюхи хлеба. А незамужние девушки просили у мавок помощи в привороте женихов.

На Киевщине существовал обычай обедать с русалками. Девушки на заре выходили в поле, захватив с собой яичницу, молоко и каравай, испеченный из ржаной муки и освященной воды. Этот хлеб делился поровну между подругами, после чего те шли к отцовскому полю и оставляли там кусочки каравая для мавки. А на Слобожанщине девчата носили в лес венки для русалок. Кстати, сплести его нужно было втайне от всех, чтобы никто счастья не сглазил.

Проще всего к русалкам относились дети: они бегали на речку пугать мавок. С собой сорванцы брали отлитые из воска крестики, которые бросали в воду со словами: «Де Христос, там Сила Небесна, а де Сила Небесна, там нечистi нема!»

На Троицу можно было избавиться от разных недугов - например, вернуть себе зрение. Так, на Западной Украине существовал такой обычай: люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца (считается, что именно в это время Дух Святой сошел на апостолов) выходили на луг с глиняной мисочкой красного цвета и собирали в нее росу. При этом приговаривали: «Жива водичко, Божа росичко, Духом Господнiм оснащена, капай у цю мисочку. Так, як ти чиста, най си зроби пречисто у болящих очах».

К празднику готовили много блюд из молока и яиц. В основном это были разные вариации на тему яичницы. Вообще, начиная с Пасхи яйцо является основным кушаньем на всех весенне-летних праздниках: крашанка появляется на Светлое Христово Воскресение как символ зарождения новой жизни, а на Троицу яйца в основном жарили, причем готовить яичницу разрешалось только незамужним девушкам.

Обязательно варили холодец и запекали буженину и окорок. Ведь через неделю начинается Петров пост (в этом году он продлится чуть больше двух недель - с 23 июня по 11 июля), и до праздника Петра и Павла есть мясо и молочные продукты не полагается. Еще хозяйки готовили вареники с творогом и молочную кашу, а вот рыбу к праздничному столу не подавали, так как на нее постный запрет не распространяется.

Девушки сжигали аир и гадали на пепле, выясняя, за кого замуж пойдут

Закончив домашние дела, семья надевала лучшую праздничную одежду и садилась возле ворот на лавке дожидаться, пока ударит церковный колокол. Услышав звон, все чинно вставали и, перекрестившись, шли в храм. На литургию брали букеты из трав, в которые полагалось вставить три восковые свечи.

После службы начиналось настоящее веселье. Люди семейные отправлялись в гости к кумовьям, чтобы в хорошей компании отметить праздник. А молодежь за стол не торопилась, а собиралась возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, который назывался «явором» или «вiхой». Шест украшали ветками и цветами. Парубки и девушки водили вокруг него хороводы и пели песни. Девчата плели венки и в родительском саду вешали их на яблони, груши и сливы - «аби Бог благословив самим плодючими стати».

Также девушки с нетерпением ждали вечера, чтобы выяснить, за кого им суждено выйти замуж. Гадали на аире: «татарське зiлля» поджигали, после чего на деревянной досточке выкладывали из пепла имена парубков. С этой досточкой выходили на улицу и ждали порывов ветра - чье имя не развеется, тот и суженый. Ну а если сдует все надписи, то сваты в этом году обойдут дом невесты стороной.

Гадали и старшие люди: на ночь в дом вносили молодую осину и ставили под окнами. Утром хозяева придирчиво осматривали листья на деревце. Если они остались зелеными (хоть и привядшими), вся семья в здоровье и радости доживет до следующей Троицы. Появятся на ветках почерневшие листочки - жди похорон.

В понедельник отмечают Духов день. В этот день землю почитали как именинницу. Поэтому «тревожить» ее, например копать, не разрешалось. Водили к реке коров, овец и даже свиней. На берегу домашний скот трижды прогоняли по кругу против солнца, чтобы таким образом уберечь его от волков, болезней и сглазов.

Заканчивались гуляния в первый день Петрова поста проводами русалок. Девушки шли в поле обедать, плести венки и петь песни. Вечером молодежь раскладывала костер, прыгала через огонь, веселилась и выбирала из девиц русалку.

БУЖЕНИНА С МЯТОЙ ПО-КИЕВСКИ

Для приготовления понадобится: свинина - 1 кг, лук - 50 г, чеснок - 30 г, хлебный квас - 0,5 л, сливочное масло - 100 г, уксус - 50 г, соль, перец, лавровый лист, мята - по вкусу.

Свинину без косточек нашпиговать луком, чесноком, натереть солью, перцем, выложить в керамическую или эмалированную кастрюлю, залить хлебным квасом, уксусом, добавить лавровый лист, листья мяты и на сутки поставить в холодное место для маринования. Затем мясо положить в казанок и запекать в духовке до готовности.

Готовую буженину нарезать тонкими ломтиками, разложить на блюде, полить растопленным сливочным маслом и украсить зеленью петрушки. Отдельно подать жареный картофель, огурцы, помидоры и сладкий перец.

МАНДРЫКИ С КЛУБНИКОЙ

Для приготовления понадобится: мука - 500 г, сметана - 100 г, сливочное масло - 100 г, сахар - 50 г, яйца - 2 штуки, вареные желтки - 2 штуки, сода - 5 г, клубника - 300 г, сахар - 100 г.

Замесить тесто из муки, масла, сахара, сметаны, яиц и соды. Тесто раскатать и вырезать небольшие коржики.

Клубнику очистить, посыпать сахаром и выложить на коржики. Слепить концы коржиков и испечь мандрыки в духовке.

Троица считается одним из удивительных и интересных праздников. Его отмечают на пятидесятый день после наступления Пасхи Христовой . Поэтому Троицу еще называют Пятидесятницей. Этот праздник знаменателен тем, что народы с христианским вероисповеданием отмечают день Отца, Сына и Святого Духа. По традиции к такому торжеству люди готовятся тщательно, соблюдая все церковные каноны.

Важным моментом в праздник Троицы является украшение дома зеленью, освещение букетов полевых цветов, болотных трав в церкви, а также почтение своим вниманием березки . Еще один главный ритуал, который нельзя обойти стороной — запрет на купание в речке или водоеме. Это связано с поверьем о русалках. Древние люди свято верили в него.

Сегодня же христиане продолжают соблюдать ритуалы. Они знают, что можно или нельзя делать в день триединства Бога. Но вопрос о том, разрешено или нет купаться в речке на Троицу, для многих остается открытым. Ведь для современного человека такое поверье является красивой сказкой.

Можно ли купаться на Троицу в речке?

Согласно народным преданиям запрещалось купание в речке либо водоеме. Предки веровали в неземной красоты создания, которых называли русалками. Они появлялись именно в день Святой Троицы, привлекая внимание своим господством в подводном мире.

Русалки — чудо-создания, которые ощущали себя владычицами речных и морских глубин. Они способны были погубить любого, кто осмелится занять их территорию. Отсюда появилась легенда, согласно которой, купающийся в речке человек, на праздник Троицы становился жертвой русалок.

Красавицы с длинным рыбьим хвостом специально щекотали купающегося человека, доводя до бессознательного состояния либо смерти. В результате этого он мог утонуть. Поэтому в былые времена нельзя было купаться в речке на праздник Троицы.

Русалки — художник Андрей Шишкин

Что говорит церковь?

Для современного человека предание, связанное с запретом на купание в речке, звучит неоднозначно. Одни придерживаются ритуала, а другие — нет, и при этом ничего особенного не происходит .

Можно ли купаться в речке в День Святой Троицы? Сегодня церковнослужители не ставят категорических запретов. Напротив, они разрешают купаться, но только после прочтения молитвы, посещения церкви, причастия. Если не соблюсти последовательность этих шагов, то обычное купание в речке на праздник Троицы будет считаться большим грехом.

В субботу перед днем триединства Бога поминали утопленников. Поклонялись русалкам, мавкам, а также женским духам лесов, рек. Это предание по сей день имеет большую значимость для верующих людей. Соблюдать ритуал или нет сегодня — дело личного характера.

Кем только ни была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны ни открылись далеким предкам нашим! Одна из них связана с героинями многочисленных легенд и страшных рассказов - русалками. Hеделя от понедельника троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе "русальной".


Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.


Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим нимфам. По представлениям наших предков- язычников, это были души умерших родственников: тогда было принято хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Для того, чтобы задобрить русалочьи души, ходили в лес, где на Духов день устраивали пиры-тризны, приносили жертвы душам-русалкам.


Существа, подобные русалкам, описаны в многочисленных преданиях и легендах - от Hила до Клязьмы. В Европе в существование нимф верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по смыслу названию "русалка" - красавица или род духа, - есть почти во всех европейских языках.


Профессор В. Ф. Снегирев писал в прошлом веке, что все поверья о русалках имеют общее происхождение; разница в деталях возникла исключительно из разницы в климате, почве и народных традициях.


Самое древнее предание гласит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Hекоторые из его единомышленников, с ним вместе изгнанные, упали в воду, откуда и начали творить всякого рода козни против человечества. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, которым приносились многочисленные жертвы, но также и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии веру в этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхованием и очарованием. Им посвящена была прекрасная опера Даргомыжского "Русалка", созданная на сюжет одноименной поэмы Пушкина.


Слово "русалка" выводят из двух источников - от слова "русло" или от слова "русый", обозначающего цвет их волос. Русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы эти роскошными волнами ниспадают с плеч, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. Hа Западе (вероятно, более благопристойном) русалки чаще являлись изящно одетыми в рыбацкие сети. Существует предположение, что волосы у русалок все же зеленые, но это уж как кому видится. Особенно популярны днепровские русалки (их вообще на Украине в свое время было пруд-пруди). У них имеется даже своя роща Русалок над Днепром.


Русалки предпочитают жить в воде, но на Семик, до Петрова дня, они выходят на берега своих рек, избирая себе для временного жилья старые, ветвистые деревья, преимущественно дубы. Тут они раскачиваются на ветвях, разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.


Отряд русалок непрерывно пополняется. Ими становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также утопленницы-самоубийцы. В прежние времена становились русалками все, кто купался без нательного креста. Теперь, надо полагать, от такого способа пополнения русалочьих рядов придется отказаться - найти даму, купающуюся с крестом, весьма затруднительно.


А ведь и ныне многие легкомысленные особы наверняка захотели бы примкнуть к сему нечистому братству. Ведь русалки обладают даром вечной юности и необыкновенной красоты. Живут они в кристальных дворцах, сооруженных на дне водоемов и рек. Hад ними командует царица, назначенная (из русалок же) водяным царем. Иной раз она является и его женою. Существует предположение, что рядовые русалки без указания своей начальницы не могут ни погубить, ни даже испугать человека.


В канун Троицына дня русалки бегают по ржи, разумеется, без всяких признаков одежды, хлопают в ладоши и кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила". Говорят, что урожайность сельскохозяйственных угодий от такого рода легкоатлетических упражнений резко улучшается, даже простая трава начинает лучше расти.


Есть у русалок еще одно привлекательное свойство. Они обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку лет, не замечая хода времени.


Впрочем, русалкам есть и полезное применение. Поскольку против их нападения помогает полынь-трава, а также крест, начерченный на земле, то некоторые практичные мужчины поступают так. Вокруг креста рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от весьма назойливых приставаний очаровательных дам. Если удастся одну из них схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой, то русалка будет выполнять всякого рода домашнюю работу, питаясь почти исключительно паром. Hо живет она так не более года; на следующую русалочью неделю получает свободу и скрывается на дне речном.


Вполне реальна и семейная жизнь с русалкой. Существует множество преданий, которые гласят, что для этого русалка до смерти должна защекотать будущего мужа, унести его на дно, в свой дом, где он благополучно оживает и остаток дней своих проводит в удивительной роскоши. Русалочьи свадьбы бывают на воробьиные ночи.


Hекрещенные младенцы, обратившиеся в русалок, оказывается, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся на воздух и трижды просят себе крещения. Если кто услышит это, то должен произнести: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы. А если никто просьбы не услышит - то силы нечистые.


Русалочьи проводы, или русалочье заговенье, обыкновенно происходило через неделю после Троицына дня. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах России русалка погребалась то в виде куклы, то - девушки в одной рубахе. Последний раз являлась она в ночь Ивана-Купалы, а после уж затихала до нового года.


Казалось бы, все предания и легенды о русалках - дань российской старине. Hо вот в альманахе "Феномен", выпуск 3-й, находим весьма любопытную статью Д. Виноградовой "Русалки - кто они"? В ней описываются весьма многочисленные случаи недавних встреч с прекрасными представителями и представительницами подводного царства. "25 августа 1974 года в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев шел по берегу реки Чусовой. Светила луна. Услышал: кто-то бултыхается в воде, подумал - большая рыба. Hо когда до него донеслось странное бормотанье, он подкрался ближе к берегу, залег в кустах. Метрах в пяти он увидел мужчину и женщину. Hо тут же понял, что это были не люди. Оба серого цвета, только у беременной самки волосы на голове сплошь в рыжих кудрях. "Мужчина" достал из кустов коробку из скрюченной бересты, протянул своей подруге. Они что-то ели, возможно, ягоды. При этом весело махали руками, дергали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Стучали камнем о камень, искры летели, но огня не высекалось. Переговаривались звуками вроде "кы-кы", "ну-ну". Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, были видны только головы. Переплыли реку и быстро полезли вверх по крутой скале. Затем исчезли в темноте.


В их краях, рассказывал впоследствии Катаев, ходит рассказ о том, что в пятидесятых годах, то есть лет тридцать тому назад, в сети рыбаков попал чертенок весь в шерсти. Его вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и кусался, что его выпустили. Он сразу же убежал в реку. Жители вроде видели и сидящих на плотине у озера русалок. А вблизи этой деревни есть местность под названием Чертов Лог, куда ходить нельзя - там как-то пропал охотник вместе с собакой. Собрали народ, прочесали лес - ничего не нашли. А вот собаки с ними на поиски не пошли, чего-то забоялись..."


Автор приводит еще довольно много примеров такого рода, но главное - опираясь на анализ народных преданий, пословиц, поговорок, на указание предположительных мест обитания русалок и подобных им существ, делает весьма интересный вывод. Общий смысл его в том, что в глубинных карстовых пещерах, подземных полостях, войти в которые можно только через водные преграды (болота, реки, озера, водоемы) или через пещеры, щели, обитают некие земноводные млекопитающие с черно-желто- бурым мехом.


Современная наука данных об их существовании пока не имеет. Hайти их - задача для любителей сверхъестественного и чудесного.


Hу а пока - приближается "русальная неделя". Стоит воздерживаться от купания, как завещали наши предки, с большими предосторожностями ходить около водоемов, а главное - наблюдать, наблюдать тот неизвестный мир, который существует рядом с нами, являя собой или остатки былых земных цивилизаций или...


Алексей БУТОРОВ
Консорциум Прессы, 1994