5. ФОРМЫ РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
5.1. Ремонтная документация настоящего Справочника максимально унифицирована с документацией отраслевых «Систем технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Предусматривается ведение следующих форм ремонтной документации (формы 1-19):
сменный журнал выявленных дефектов и работ по их устранению; ремонтный журнал; ведомость дефектов; смета затрат;
акт на сдачу в капитальный ремонт;
акт на выдачу из капитального ремонта;
годовой план-график планово-предупредительного ремонта;
месячный план-график-отчет ППР или месячный отчет о ремонте;
ведомость годовых затрат на ремонты;
акт на изменение календарного срока ремонта;
график остановочного ремонта;
журнал учета установки и снятия заглушек;
акт приемки работ после остановочного ремонта;
паспорт энергетического оборудования;
номенклатура основного оборудования цеха;
номенклатура вспомогательного оборудования;
наряд-допуск на проведение ремонтных работ;
разрешение на производство земляных работ на территории.
5.2. Изменения и дополнения к ранее существовавшим формам ремонтной документации произведены по результатам апробации «Единого положения о планово-предупредительных ремонтах оборудования промышленных предприятий России» (Распоряжение Минпромнауки России от 29.052003 г. 05.900 114–108).
5.3. Основным документом, по которому осуществляется ремонт оборудования, является годовой план-график ремонта (форма 7), на основе которого определяется потребность в ремонтном персонале, в материалах, запасных частях, покупных комплектующих изделиях. В него включается каждая единица подлежащего капитальному ремонту оборудования. Основой для составления годового плана-графика служат приведенные в настоящем Справочнике нормативы периодичности ремонта оборудования.
5.4. С целью увязки сроков ремонта энергетического оборудования с технологическим оборудованием годовой график согласовывается с ОГМ предприятия. При необходимости использования услуг службы главного прибориста плановые сроки ремонта согласовываются с ОГП. Сроки ремонта основного оборудования, лимитирующего выполнение производственной программы, согласовываются с плановым отделом предприятия.
5.5. В графах 11–22 годового плана-графика (форма 7), каждая из которых соответствует одному месяцу, условным обозначением в виде дроби указывается: в числителе – планируемый вид ремонта (К – капитальный, Т – текущий), в знаменателе – продолжительность простоя в часах. Отметки о фактическом выполнении ремонтов в этих графах производятся путем закрашивания планируемых цифр цветным карандашом.
В графах 23 и 24 соответственно записываются годовой простой оборудования в ремонте и годовой фонд рабочего времени.
5.6. Оперативным документом по ремонту оборудования является месячный план-график-отчет, утверждаемый главным энергетиком предприятия по каждому энергетическому цеху и участку (форма 8). Допускается вместо месячного плана-графика-отчета ведение месячного отчета о ремонте (форма 8А).
5.7. В этом случае месячное планирование ремонтов осуществляется согласно годовому плану-графику ремонта.
5.8. В графах 7-37 (форма 8), каждая из которых соответствует одному дню месяца, условным обозначением в виде дроби указывается: в числителе – вид ремонта (К – капитальный, Т – текущий), в знаменателе – его продолжительность (текущего – в часах, капитального – в сутках).
5.9. Отметка о фактическом выполнении ремонтов производится после их окончания специально назначенным ответственным лицом в ОГЭ, в производственных цехах – мастером цеха.
5.10. Журнал учета установки и снятия заглушек (форма 14) ведется заместителем начальника энергетического цеха (начальником отделения, установки, начальником смены).
5.11. Пояснения о порядке ведения остальной ремонтной документации приведены выше в соответствующих разделах.
5.12. Приведенные в настоящем разделе формы ремонтной документации являются типовыми. В зависимости от сложившейся в ремонтных службах предприятий специфики учета проводимых ремонтно-профилактических мероприятий, не регламентированных настоящим Справочником (ремонтные осмотры, проверки, испытания и т. п.), в формы ремонтной документации могут включаться дополнительные графы (пункты).
Форма 1
Форма 2
Форма 3
Форма 4
Форма 5
Форма 6
Форма 7
Форма 8
Форма 8А
Форма 9
Форма 10
Форма 11
Форма 12
Форма 13
Форма 14
Система планово-предупредительных ремонтов или система ППР, как принято сокращенно называть данный метод организации ремонтов довольно распространенный метод, зародившийся и получивший широкое распространение в странах бывшего СССР. Особенностью такой «популярности» этого вида организации ремонтного хозяйства явилось то, что она довольно стройно вписывалась в плановую форму экономического управления того времени.
Теперь давайте разберемся в том, что же такое ППР (планово-предупредительный ремонт).
Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования – система технических и организационных мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление эксплуатационных свойств технологического оборудования и устройств в целом и (или) отдельных единиц оборудования, конструктивных узлов и элементов.
На предприятиях используются различные разновидности систем планово-предупредительных ремонтов (ППР). Основным сходством в их организации является то, что регламентирование ремонтных работ, их периодичности, продолжительности, затрат на эти работы носит плановый характер. Однако, индикаторами для определения сроков выполнения плановых ремонтов служат различные показатели.
Классификация ППР
Я бы выделил несколько разновидностей системы планово-предупредительных ремонтов, которые имеют следующую классификацию:
регламентированный ППР (планово-предупредительный ремонт)
- ППР по календарным периодам
- ППР по календарным периодам с корректированием объема работ
- ППР по наработке
- ППР с регламентированным контролем
- ППР по режимам работы
ППР (планово-предупредительный ремонт) по состоянию :
- ППР по допустимому уровню параметра
- ППР по допустимому уровню параметра с корректировкой плана диагностики
- ППР по допустимому уровню параметра с его прогнозированием
- ППР с контролем уровня надежности
- ППР с прогнозом уровня надежности
На практике широко распространена система регламентированного планово-предупредительного ремонта (ППР). Это можно объяснить большей простотой, по сравнению с системой ППР по состоянию. В регламентированном ППР привязка идет к календарным датам и упрощенно принимается тот факт, что оборудование работает в течении всей смены без остановок. В таком случае структура ремонтного цикла более симметрична и имеет меньше фазовых сдвигов. В случае организации системы ППР по какому либо допустимому параметру-индикатору, приходится учитывать большое количество этих индикаторов, специфичных для каждого класса и типа оборудования.
Преимущества использования системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования
Система планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР) имеет большое количество преимуществ, обуславливающих ее широкое применение в промышленности. В качестве основных, я бы выделил следующие плюсы системы:
- контроль продолжительности межремонтных периодов работы оборудования
- регламентирование времени простоя оборудования в ремонте
- прогнозирование затрат на ремонт оборудования, узлов и механизмов
- анализ причин поломки оборудования
- расчет численности ремонтного персонала в зависимости от ремонтосложности оборудования
Недостатки системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования
Наряду с видимыми преимуществами, существует и ряд недостатков системы ППР. Оговорюсь заранее, что они, в основном, применимы к предприятиям стран СНГ.
- отсутствие удобных инструментов планирования ремонтных работ
- трудоемкость расчетов трудозатрат
- трудоемкость учета параметра-индикатора
- сложность оперативной корректировки планируемых ремонтов
Вышеприведенные недостатки системы ППР касаются определенной специфики парка технологического оборудования, установленного на предприятиях СНГ. В первую очередь это большая степень износа оборудования. Часто износ оборудования достигает отметки в 80 — 95 %. Что значительно деформирует систему планово-предупредительных ремонтов, вынуждая специалистов корректировать графики ППР и выполнять большое количество незапланированных (аварийных) ремонтов, значительной превышающее нормальный объем ремонтных работ . Так же, при использовании метода организации системы ППР по наработке (по прошествии определенного времени работы оборудования) увеличивается трудоемкость системы. В этом случае приходится организовывать учет реально отработанных машинных часов, что, в совокупности с большим парком оборудования (сотни и тысячи единиц) делает эту работу невыполнимой.
Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования (планово-предупредительного ремонта)
Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования обуславливается требованиями ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 28.001-78
Несмотря на то, что система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, на практике приходится учитывать и неплановые ремонты. Их причиной чаще всего является неудовлетворительное техническое состояние или же авария по причине некачественного
При организации планирования и построения графиков применяют сетевое календарное планирование.
Сетевое планирование и управление включают в себя 3 основные стадии:
1.Разрабатывается сетевой график, который отражает весь комплекс работ, их взаимосвязь в определенной технологической последовательности, которую предстоит выполнить для достижения I поставленной цели;
2. Осуществляется оптимизация сетевого графика, т.е. выбор полученного варианта;
3. Оперативное управление и контроль за ходом выполнения работ. Порядок построения сетевого графика:
составляется перечень работ;
составляется перечень событий;
определяется рациональная технологическая последовательность и взаимосвязь работ;
определяется потребность в материальных и трудовых ресурсах по каждой работе;
устанавливается продолжительность работ.
4.2Составление карточки-определителя работ для сетевого графика.
Составление карточки-определителя работ является первым этапом сетевого планирования. Карточка-определитель составляется по следующим данным:
нормам продолжительности монтажа и срокам окончания работ;
проекту производства электромонтажных работ и технологических карт;
действующим картам и расценкам на электромонтажные работы;
данным о продолжительности выполнения отдельных видов работ на основании практического опыта.
Отдел главного энергетика работает в тесном взаимодействии с отделами:
капитального строительства;
главного механика;
отделом маркетинга;
планово-экономическим.
Расчёт ремонтного персонала
Чрем=Труд ппр/Fфак
Чрем=1986/1435=1,3=1человек
По технике безопасности принимаем 2 человека
Дежурный персонал – круглосуточно
Смен в сутки
I смена-с 7-16 часов
II смена с 16-23часов
III смена с 23-7 часов
IV смена -выходной
5. Эксплуатация электрооборудования.
5.1 Система плановопредупредительного ремонта.
Система ППР представляет собой комплекс технических и организационных мероприятий по уходу, обслуживанию и ремонту оборудования, осуществляемых в плановом порядке и носящих предупредительный характер.
Плановой эта система называется потому, что все мероприятия осуществляются по плану (графику) в заранее установленные сроки.
Предупредительной она называется потому, что кроме ремонтных работ включает в себя профилактические мероприятия, предупреждающие аварии и поломки. К таким мероприятиям относят:
помывка и смена масла.
ежедневный уход;
надзор за оборудованием;
межремонтное обслуживание - проверка на точность;
Система ППР
Межремонтное
обслуживание
Ремонтные операции
Проверка на прочность
Промывка
Тех. ремонт
Средний ремонт
Замена масла
Капитальный ремонт
5.2 Годовой график ппр
Годовой график планово-предупредительного ремонта оборудования дает возможность установить только, в каком месяце данная единица оборудования будет установлена и какой вид ремонта предстоит провести.
На основании годового графика планово-предупредительного ремонта производят подсчет плановых затрат труда на проведение ремонта оборудования цеха, которые заносят в ведомость затрат труда.
Имеется ли на предприятии годовой график планово-предупредительного ремонта оборудования и месячные планы-графики ремонта оборудования по цехам.
Если на станции составлен четко разработанный годовой график планово-предупредительных ремонтов, ремонтная группа загружена работой в течение всего года. В промежутках между ремонтами агрегатов эта группа подготовляет, ремонтирует и комплектует запасные части и узлы.
Это следует предусматривать при составлении годового графика планово-предупредительного ремонта.
График ППР составляется механиком цеха совместно с начальником цеха, согласовывается с главным механиком завода и утверждается главным инженером завода.
Номенклатура ремонтных работ планируется в соответствии с годовым графиком планово-предупредительного ремонта оборудования, закрепленного за бригадой, с учетом технического состояния каждого станка и агрегата на момент составления плана-наряда.
Продолжительность текущих ремонтов устанавливается заранее по каждому цеху годовым графиком планово-предупредительного ремонта. При этом учитывают, что эти ремонты должны выполняться в нерабочее время, а если неизбежен простой оборудования, то он не должен превышать установленных норм.
Принимая во внимание все особенности эксплуатации оборудования, разрабатывают годовой график планово-предупредительного ремонта. На основании годового графика ППР с учетом технического состояния каждой единицы оборудования составляется для каждой бригады план-наряд. План-наряд является основным документом, определяющим объем работ по номенклатуре, трудоемкость ремонта и техобслуживания, фонд заработной платы бригады на планируемый период, плановые и неплановые простои в ремонте. Он также является и документом, где отражается фактическое выполнение бригадой плановых показателей.
обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов (ППР) и профилактических электроустановок;
Рассмотрим понятие планово-предупредительных ремонтов (ППР) электроустановок.
Планово-предупредительный ремонт представляет собой определенную систему работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии.
Система планово-предупредительного ремонта (система ППР) электрооборудования предусматривает межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.
- Межремонтное обслуживание включает:
1. эксплуатационный уход — чистку, смазку, обтирку, регулярный наружный осмотр и пр.;
2. мелкий ремонт электрооборудования — исправление мелких деталей, крепление деталей, подтяжку разлаженных креплений.
- Текущий ремонт электроустановок предусматривает:
1. замену быстро изнашивающихся деталей.
2. исправление малых дефектов, промывку и чистку масляных и охлаждающих систем.
В период текущего ремонта выявляют состояние электрооборудования и степень необходимости в среднем и капитальном ремонтах, корректируют первоначально намеченные сроки ремонта.
Текущий ремонт производят на месте установки электрооборудования.
Для электродвигателей
осуществляются следующие операции:
1. наружный осмотр и протирка электродвигателя от пыли, масла и грязи;
2. проверка:
щитков для зажимов;
радиального и аксиального зазоров;
вращения смазочного кольца;
крепления электродвигателя;
3. наличия смазочного масла в подшипниках;
4. восстановление изоляции у перемычек и выводных концов;
5. проверка исправности заземления, натяжения ремня, правильного подбора плавких вставок;
6. измерение сопротивления изоляции обмоток мегомметром.
Для пускорегулирующей аппаратуры требуется:
1. наружный осмотр и протирка;
2. зачистка подгоревших контактов;
3. регулировка нажатия скользящих контактов;
4. проверка:
а) контактов в соединениях;
б) работы магнитопровода;
в) плотности прилегания контактов;
г) уставки реле или термоэлемента;
5. регулировка пружин и работы механической части;
6. проверка правильности заземления прибора.
- Средний ремонт электроустановок.
Средний ремонт предусматривает частичную разборку электрооборудования, разборку отдельных узлов, ремонт или замену изношенных деталей, измерение и определение состояния деталей и узлов, составление предварительной ведомости дефектов, снятие эскизов и проверку чертежей на запасные детали, проверку и опробование электрооборудования или его отдельных узлов.
Средний ремонт производят на месте установки электрооборудования или в ремонтной мастерской.
Для электродвигателей
выполняют все операции текущего ремонта; кроме того, предусматривается:
1. полная разборка электродвигателя с устранением поврежденных мест обмотки без ее замены;
2. промывка механических частей электродвигателя;
3. мойка, пропитка и сушка обмоток;
4. покрытие обмоток лаком;
5. проверка исправности и крепления вентилятора;
6. при необходимости проточка шеек вала ротора;
7. проверка и выверка зазоров;
8. смена фланцевых прокладок;
9. промывка подшипников и в случае необходимости перезаливка вкладышей подшипников скольжения;
10. заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя;
11. сборка электродвигателя с испытанием на холостом и рабочем ходах.
Для пускорегулирующей аппаратуры
выполняют все операции текущего ремонта, кроме того, предусматривается:
1. полная замена всех износившихся частей аппарата;
2. проверка и регулировка реле и тепловой защиты;
3. ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры.
- Капитальный ремонт.
Для эффективной работы оборудования на РУП МЗИВ необходима четкая организация его материально-технического обслуживания. Большое количество при этом отводится организации ремонта оборудования. Сущность ремонта заключается в сохранении и восстановлении работоспособности оборудования и механизмов путем замены или восстановления изношенных деталей и регулировки механизмов. Ежегодно более 10-12% оборудования подвергается капитальному ремонту, 20-30% - среднему и 90-100% - малому. Расходы на ремонт и содержание оборудования составляют более 10% себестоимости выпускаемой продукции. За весь срок службы станка расходы на его ремонт в несколько раз превышают его первоначальную стоимость.
Основная задача ремонтного хозяйства - сохранение оборудования в технически исправном состоянии, что обеспечивает его бесперебойную работу. Для этого необходимы систематический уход и обслуживание оборудования в процессе его эксплуатации и организации планово-предупредительного ремонта. В зависимости от размеров предприятий и характера производства применяются три формы организации работ:
- – децентрализованная - при которой все виды ремонтных работ и обслуживание выполняют ремонтные службы цехов. Она не очень эффективна;
- – централизованная - при которой все ремонтные работы и изготовление запчастей ведут специализированные цехи. Централизация ремонта улучшает качество обслуживания ремонта, снижается себестоимость работ;
- – смешанная - при которой капремонт и изготовление запасных частей производится ремонтно-механическим цехом, а малый и средний ремонт, межремонтное обслуживание выполняются силами ремонтных участков основных цехов.
Для ремонта сложной техники (ЭВМ, энергетическое оборудование) все шире применяется фирменное обслуживание, которое осуществляется спецподразделениями предприятия-изготовителя.
В настоящее время на перерабатывающих предприятиях действует система планово-предупредительного ремонта оборудования (ТШР), которая является прогрессивной формой организации ремонтных работ.
ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предупреждение аварийного выхода его из эксплуатации. Каждая машина после отработки определенного количества часов останавливается и подвергается профилактическому осмотру или ремонту, периодичность которых определяется конструктивными особенностями и условиями эксплуатации машин.
Система ППР на РУП МЗИВ предусматривает следующие виды обслуживания:
- 1. Повседневный технический уход, который включает подготовку оборудования к работе (осмотр, чистка, регулировка), а также пуск и наблюдение в работе. Он проводится обслуживающим персоналом с привлечением в отдельных случаях ремонтных рабочих.
- 2. Периодические осмотры, проводимые регулярно по плану через определенные промежутки времени, в зависимости от конструктивных особенностей оборудования и условий его эксплуатации. Они проводятся с целью проверки технического состояния машин и выявления дефектов, подлежащих устранению при очередном ремонте.
- 3. Текущий (малый) ремонт, заключается в замене быстоизнашиваемых деталей, а также в проведении других работ, обеспечивающих нормальную работу машины до следующего ремонта. А также выявляются детали, требующие замены при среднем или капитальном ремонте.
- 4. Средний ремонт сложнее. Здесь нужно частично разобрать механизм, заменить и восстановить изношенные детали. Он выполняется без снятия механизма с фундамента.
- 5. Капитальный ремонт, состоящий в замене износившихся деталей и узлов, проверке и регулировке машин и восстановлении их в соответствии с техническими условиями. Проведение капитального ремонта предполагает полную разборку оборудования со снятием в необходимых случаях с фундамента.
Осмотры, текущий и капитальный ремонты выполняет специальный ремонтный персонал с привлечением обслуживающего штата.
В основе составления плана ППР лежат нормативы и структура ремонтного цикла. Ремонтный цикл - это время работы станка от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта. Зависит он от стойкости деталей и условий работы оборудования. Поэтому длительность ремонтного цикла определяется установленной для данного типа оборудования исходной величиной, которая приводится в системе ППР по соответствующей отрасли и оборудованию.
Структура ремонтного цикла - это количество и последовательность входящих в ремонтный цикл ремонтов и осмотров.
Межремонтный период (Мрц ) - это время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами:
где Рц
Количество средних ремонтов;
Количество текущих (малых) ремонтов.
Межосмотровой период - это время работы оборудования между двумя смежными осмотрами или между осмотром и очередным ремонтом:
где - количество осмотров.
Каждой единице оборудования присваивается категория ремонтной сложности (R). Она характеризует степень сложности ремонта данного вида оборудования. Номер категории, присвоенной или иной машине, указывает на количество содержащихся в ней условных ремонтных единиц.
Категория сложности ремонта используется для расчета объема ремонтных работ, который необходим для определения трудоемкости ремонтных работ и на этой основе расчета численности ремонтного персонала и их фонда зарплаты, определения количества станков в ремонтно-механических мастерских.
Построим структуру ремонтного цикла и определим количество всех видов ремонтов и осмотров по некоторому оборудованию РУП МЗИВ.
Для удобства выполнения расчетов исходные данные сведем в таблицу 4.1 (на основании данных РУП МЗИВ (по количеству оборудования) и «Положения о системе планово-предупредительного ремонта оборудования).
Таблица 4.1 - Исходная информация
Показатели |
Бутылкомоечная машина |
Разливочный автомат |
Количество единиц оборудования |
||
Количество ремонтов (осмотров) оборудования в структуре ремонтного цикла |
||
· капитальный |
||
· средний |
||
· текущий |
||
· осмотры |
||
Продолжительность ремонта оборудования, смены |
||
· капитальный |
||
· средний |
||
· текущий |
||
· осмотры |
||
Продолжительность ремонтного цикла, мес. |
||
Трудоёмкость проведения ремонтов (осмотров) |
||
· капитальный |
||
· средний |
||
· текущий |
||
· осмотры |
Норма межремонтного обслуживания на одного рабочего в смену (на основании «Положения о системе планово-предупредительного ремонта оборудования): для оборудования по розливу вин - 100 и прочего технологического оборудования 150 условных ремонтных единиц
Годовой фонд рабочего времени одного рабочего 1860 ч., коэффициент выполнения нормы выработки 0,95, сменности работы оборудования 1,5. Длительность рабочей смены 8 ч. Численность рабочих, занятых непосредственно на ремонте 9 человек (по данным РУП МЗИВ).
Построим структуру ремонтного цикла по всем видам оборудования по данным таблицы 4.1.
Для бутылкомоечной машины: К-О1-О2-ОЗ-О4-О5-Т1-О6-О7-О8-О9-010-С1-О11-О12-О13-Оl4-О15-Т2-О16-О17-О18-О19-О20-К
Розливочный автомат К-О1-О2-ОЗ-О4-О5-О6-О7-О8-Т1-О9-О10-О11-О12-О13-О14-О15-О16-С1-О17-О18-О19-О20-О21-О22-О23-О24-Т2-О25-О26-О27-О28-О29-О30-ОЗ1-О32-С2-ОЗЗ-О34-О35-О36-О37-О38-О39-О40-ТЗ-О41-О42-О43-О44-О45-О46-О47-О48-К
Чтобы распределить все ремонты и осмотры по месяцам планируемого года, необходимо определить продолжительность межремонтного (Мрп ) и межосмотрового (Моп )периодов (по данным таблицы 4.1)по формуле:
Рц - продолжительность ремонтного цикла,
Для бутылкомоечной машины:
Мрп =18/(1+2+1)=4,5 мес.=135 дн.
Разливочный автомат
Мрп =48/(2+3+1)=8 мес.=240 дн.
Определим продолжительность межосмотрового периода:
Для бутылкомоечной машины:
Моп =18/(1+2+20+1)=0,75 мес.=23 дн.
Разливочный автомат
Моп =48/(2+3+48+1)=0,9 мес.=27 дн.