Утверждённый на государственном уровне праздник отмечается ежегодно двадцать восьмого июля без предоставления выходного дня. В России дата официально закреплена в законодательстве как памятная с 2010 года, в Украине признана государственным праздником с 2008 года. В обоих государствах праздник приурочен к крещению Руси в 988 году и одновременно ко Дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.

История праздника

Еще за сто с лишним лет до всеобщего крещения христианская религия уже была известна на Руси. Сначала её пытался распространить князь Аскольд, но потерпел неудачу. Затем Игорь, а позже и Ольга прошли обряд посвящения в православие в Константинополе. Но до правления Владимира язычество преобладало среди населения. Да и сам Владимир Святославич долгое время был язычником, поклоняющимся Перуну.

После становления на престоле князь понял, что для сплочения славянских племен и создания единого государства необходимо что-то общее для всех. Решение нашлось в общем вероисповедании. Посланники князя посетили многие страны с целью изучения религий. В итоге выбор совершался между самыми популярными верованиями: исламом, католицизмом и православием. Летописи гласят, что представители этих религий приглашались на беседы с князем, в ходе которых каждый из адептов пытался склонить правителя на свою сторону. Выбор пал на православие, поскольку храмы Константинополя произвели на бояр самое большое впечатление, а особенности этой религии были признаны близкими по духу.

Но будущий креститель Руси не торопился с воплощением столь грандиозной идеи. Решающим фактором стала женитьба на Анне, сестре императоров Византии. Последние поставили условие: брак должен быть заключен с единоверцем. В итоге Владимир со своим войском принял православие, женился на Анне и вернулся в Киев. Здесь по его приказу разрушили языческие капища и провели обряд массового крещения людей в водах Днепра. Вслед за этим подобные обряды были осуществлены по всей Руси.

Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествуют летописи , в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

28 июля Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году — был учрежден не так давно. 1 июня 2010 года. Президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В списке памятных дат появился День Крещения Руси. С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь.

Для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере. Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию.

Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы. Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию.

Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования. Интересно, что на Украине аналогичная дата отмечается с 2008 года. У соседей праздник называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины и приходится также на 28 июля.

Давным-давно это было. Наши предки, которые назывались восточные славяне, проживали на территории теперешней Украины и западной России. Были эти племена разрознены, часто враждовали между собой. Правили каждым племенем князья. Самым главным из них был Киевский князь. Его город Киев был самым большим и постепенно вокруг Киева объединились несколько племён. Наступило время Киевской Руси.

В конце X века князем Киевским стал князь Владимир. Он был младшим сыном князя Святослава. Владимира народ называл Красное Солнышко. Это было заслуженным прозвищем. Народ уважал князя за то, что он заботился о своём народе, его безопасности. Его время правления Русью было подлинным расцветом государства.

Одной из заслуг князя Владимира Красное Солнышко было Крещение Руси в 988 году.

До Крещения восточные славяне верили в разных богов: Перуна, Стрибога, Даждьбога, Сварога и других. Каждый их этих богов «заведывал» какой-то частью жизни людей, природными явлениями, стихиями.



Для поклонения этим и другим богам, славяне ставили на площадях священных идолов, устраивали возле них праздники и обряды, приносили жертвы и молились, просили хорошего урожая, удачной охоты или рыбалки. Это называлось язычеством или идолопоклонством.

Князь Владимир был просвещённым человеком, общался с правителями соседних государств и видел, что в Европейских государствах уже нет такой веры как в Руси. Там верили в единого бога - Иисуса Христа. И вера называлась - Христианство.

И решил Князь Владимир ввести в Киевской Руси христианскую веру. Для этого необходимо было уничтожить славянских идолов. Владимир приказал сжечь или утопить в реке прежних богов. По приказу Владимира самого главного славянского бога Перуна сбросили с высокого Днепровского берега в воду.


28 июля князь Владимир вместе со своей семьёй, дружиной и жителями Киева пришёл на берег Днепра. Пришли и христианские свящённики, приглашённые Владимиром в Киев. Они совершили обряд крещения: в воды Днепра они опустили крест - символ христианства и заставили людей раздеться до нижней рубахи и войдя в воду, трижды окунуться с головой. Считалось, что освящённая вода смывает с людей всё зло, очищает их души. Когда торжество окончилось, киевлян объявили христианами. К концу Х века большинство жителей Руси приняли христианство путём крещения водой и крестом.


Новая религия не сразу утвердилась в обществе. Язычество тесно переплелось с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы и других. Крещение Руси не везде проходило мирно. Жители городов протестовали против новой религии и тайно поклонялись идолам.

Всё это было так давно, что сейчас, многие не знают, например, какой праздник Масленица, языческий или христианский?

Значение Крещения Руси для государства было огромным. Укрепились контакты с другими христианскими государствами Европы. Это были и торговые контакты и культурные. Русь начала торговать с соседями, в Киев приезжали европейские художники и зодчие. Они построили и украсили первые христианские храмы в Киеве и других городах.

Греческие и болгарские священники, приглашённые Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания. Они служили первые православные службы в храмах, переводили священные книги с греческого языка на старославянский, учили прихожан понимать Священное писание и Библию.

С принятием христианства начался расцвет древнерусской культуры, народ получил единого бога и единого правителя, что позволило укрепить государственность в Киевской Руси и развиваться государству как христианскому, полноправному члену христианского сообщества в Европе.

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.

Многие ученые-историки разделяют историю Руси на два этапа: до Крещения и после него. Крещение - это некий рубеж между древнейшей языческой историей нашего государства и средневековым христианским просвещением.

В 2010 году государство приняло решение об установлении праздника, посвященного Крещению Руси. Инициатором была Русская православная церковь. Смысл этого праздника получился двойственным — объединение русского народа по духовному и культурному направлению. Христиане на протяжении многих веков отмечают 28 июля день памяти святого князя Владимира , который и выступал главным инициатором приобщения русской земли к христианству.

История праздника

Христианская вера позволила русским землям объединиться. Когда богов много, то прийти к соглашению очень сложно. Вера всегда была камнем преткновения или связующим звеном в образовании альянсов. Людям необходим был лидер, который смог бы объединить их и повести за собой, потому что постоянные междоусобицы были очень изнурительными и лишали людей сил.

Вторая причина принятия христианства — это выход на новый уровень отношений с Западом. Европа в конце первого тысячелетия была на подъеме, а христианство помогало людям искать мотивацию для собственного развития. 988 год стал для Руси окном в новый мир, в новое время.

Инициатором был князь Владимир Красное Солнышко. До сих пор идут жаркие споры о том, как именно он пришел к решению принять христианство. Говорят, что его смогли убедить подданные, которых он отправил в поисках идеальной религии для своей страны. Они рассказали, что не видели ничего красивее и внушительнее церковной христианской службы. Решение было принято почти сразу.

Христианство приживалось на территории Руси длительное время. Люди, населявшие русские земли, не желали расставаться со своими богами и верованиями. Именно по этой причине до сих пор множество праздников являются церковно-народными. К таким праздникам можно отнести день Ивана Купалы, Масленицу и другие. Языческая вера оставила после себя некоторые напоминания, но борьба была жаркой. Многие люди погибли из-за своих устоев, от которых им не хотелось отказываться. Понадобилось без малого 300 лет, чтобы христианство стало повсеместным и не вызывало конфликтов.

Святой князь Владимир стал родоначальником процесса Крещения Руси, но не смог дожить до его завершения. Это были очень тяжелые, но важные времена для всех жителей страны. Только сейчас 28 июля начал превращаться из чисто христианского праздника в общенародный.

Традиции праздника 28 июля

В церквях, как и раньше, в этот день совершаются торжественные богослужения, ведь без этого дня тысячу лет назад, возможно, и не было бы ничего, что мы видим вокруг себя. В этот день читаются благодарственные молитвы Господу Богу и всем святым . Также люди молятся святому князю Владимиру, память о котором будет вечной.

«Пресвятой Владимир, князь всея Руси, воздаем тебе хвалу за подвиг, тобою совершенный, и за поступки твои, приведшие к просветлению и прозрению народа твоего. Молимся тебе, великий, чтобы ты не забывал нас в своих молитвах Господу. Моли Его о милости, о прощении грехов наших и о сохранении государства нашего. Защити нас от врагов, от войны и ненастий. Моли Господа о здравии и долголетии нашем, о светлом будущем родины нашей. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

После того как этот день стал государственным праздником, ежегодно 28 июля стали проводиться массовые культурные мероприятия. Священнослужители призывают в этот день творить только добрые дела и заниматься благотворительностью. Целью этого дня является сближение людей, объединение народа, пробуждение патриотических чувств. Это светлый праздник, в который люди должны делиться хорошим настроением, гулять и веселиться. Во многих городах будут открыты ярмарки, на которых будут выступать высокопоставленные люди из духовенства и политики.

В 12 часов дня можно будет услышать колокольный праздничный звон. Желательно посетить молебен и службу в церкви. Если у вас есть некрещеные дети, то в этот день окрестить их будет великой честью. Также можно принять великое таинство причащения.

Конечно, это не один из двенадцати самых главных праздников , называемых двунадесятыми, но его масштабы внушительны. 28 июля 2018 года — день объединения, радости, веселья и духовного просветления. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.07.2018 13:04

Наши советы помогут правильно подготовиться к Пасхе. Вы узнаете, какие испытания выпадают нам на последнюю, ...