Часть речи – это классовая разновидность единиц речи языка. В нашем родном языке они бывают (знаменательные) и . Предложения со служебными и самостоятельными частями речи при разборе требуют четко представлять, чем они отличаются друг от друга.

Вконтакте

– это группы слов, обозначающих предметы, их свойства и действия. Какие особенности имеют самостоятельные категории слов и чем отличаются от служебных? Их отличительной особенностью является выполнение синтаксических функций, а также наличие морфологических признаков.

Имя существительное

Имя существительное затрагивает предметы и явления (стол, стул, туман, дождь). Вопросы: Кто? Что?

К постоянным характеристикам существительного относятся род (муж. – рюкзак, медведь; жен. – доска, схема; ср. – облако, дерево); склонение (1-е, 2-е, 3-е, 4-е); имя собственное (Ф.И.О., прозвища, названия стран, рек и т. д.) или нарицательное (называют группу однородных предметов – писатель, растение); одушевленное (все живое – кошка, собака) или неодушевленное (неживые предметы – камень, стена).

К изменяющимся морфологическим признакам относятся число и падеж.

Внимание! Некоторые существительные употребляются только в ед. (мед, чистота, мошкара) или мн. числе (шахматы, сумерки, брюки).

Существительные в синтаксических конструкциях бывают подлежащим, дополнением, именным сказуемым. Листья опадают осенью. Антон помыл полы. Она секретарь .

Имя прилагательное


Имя прилагательное
определяет признак предмета . Вопросы: Какой? Чей?

К постоянным характерным чертам относится разряд: качественные (характер предмета проявляется в различной степени – большой дом – бо́льший/меньший, красный луч – краснее, глубокое озеро – глубже/мельче), относительные (не образуют степени сравнения – деревянная лавка, снежный ком, городская площадь), притяжательные (принадлежать кому-либо – лисья нора, мамина сумка, бабушкин шарф).

К непостоянным морф. признакам относят род, число и падеж.

Прилагательные в предложении бывают определением, именным сказуемым или его частью. Рыжий кот сидит на окне. Мой сын уже большой .

Имя числительное

Имя числительное определяет численность объектов, а также их очередность при подсчете. Вопросы: Сколько? Какой? К константным характеристикам числительного относятся смысловые типы – количественное (Сколько? – шесть, пятьдесят два) и порядковое (Каким является по счету? – девятый, двадцать второй). А также структурные типы – простое (один корень – один, шесть, сорок), сложное (два и более корня – пятьдесят, шестьсот) или составное (состоят из двух и более слов – сорок восемь, сто семьдесят девять).

К изменяющимся признакам числительного относят падеж, род и число. Числительное как самостоятельная категория может быть любым членом синтаксической конструкции: Двенадцать туристов разбили лагерь на пляже (подлежащее). Двух билетов недосчитались на кассе (дополнение). Первым человеком в космосе стал Гагарин (определение). Один плюс четыре будет пять (сказуемое). Она родилась в 1989 году (обстоятельство).

Местоимение

Местоимение указывает на предметы, признаки и количества , но не определяет их. Вид – это неизменяемый морф. признак.

Местоимения выделяют:

  • Личные (кто? что?): я там был, ты сидел за партой, оно изменилось и др.
  • Возвратное (схоже с возвратным суффиксом -ся у глаголов): Преступник оправдал себя .
  • Вопросительные: Кто пришел? Что вы делали? Чей это рисунок? и др.
  • Относительные совпадают с вопросительными, но в предложении с ними не ставится вопросительный знак: те, кто слушал; обсуждать то, что написали газеты; заглянуть в шкаф, который стоял возле двери; и др.
  • Неопределенные: некто украл сумку; услышать нечто страшное; некоторые виды; несколько учеников; кто-то сделал; кто-нибудь принесет; и др.
  • Отрицательные: никто не написал; ничто не предвещало беды; некому помочь; никакой результат; и др.
  • Притяжательные: мой дом; твой сад; ваш сын; и др.;
  • Указательные: этот путь; то правило; таков план; и др.
  • Определительные: сам переделал; весь день; всякий раз; иной случай; любой человек.

Изменяющимся морф. признаком местоимений выступает падеж, а некоторые местоимения могут менять род и число.

Местоимения могут выступать любым членом предложения: Мы ходили по грибы. Это оно . В их классе было десять ребят. Начальник вызвал его . Я пока поживу у тебя .

Глагол

Глагол – это действие предмета . Вопросы: Что делать? Что сделать? Глагол имеет следующие константные морф. признаки: вид (совершенный – посмотреть, купить, сыграть – Что сделать?; несовершенный – смотреть, покупать, играть – Что делать?); спряжение (I и II).

Изменяющиеся морф. глагольные признаки выражаются во временах. В наст. / будущ. вр. глагол изменяет лица и числа, а в прош. вр. – числа и род (в ед. ч.).

Может выступать любым членом предложения. Ребята поймали жука. Желание (какое?) учиться у него пропало. Учитель попросил класс (о чем?) не шуметь . Семья уехала на море (зачем?) отдохнуть . Любить – значит прощать .Все задание проще, чем кажется часть в начале.

Причастие

Причастие обозначает характер объекта по действию . Вопрос: Какой?

Оно заимствует особенности глагола и прилагательного. От прилагательного ему достались род, число и падеж; от глагола – время (наст. и прош.) и вид (действительный – объект сам выполняет действие: несущая стена, работающий студент, дарящий подарки, спешащий на автобус; страдательный – над предметом выполняется действие: читаемая книга, решаемый пример, видимое решение.

Причастие бывает определением, именным сказуемым или его частью. Бегущий человек энергично размахивал руками. Книга была прочитана . Выполняющий правила. Причастия совмещают свойства прилагательного и глагола.

Деепричастие

Деепричастие – глагольная форма, обозначающая вспомогательное (не является центральным) действие при главном. Вопросы: Что делая? Что сделав? (удивляя, встретив; узнав, глядя).

Деепричастие впитало в себя свойства наречия (не изменяется) и глагола. От глагола деепричастие взяло совершенный (сложив, взявши, испекши) и несовершенный (стуча, зная, улыбаясь) вид.

Деепричастие выступает в роли обстоятельства: Вернувшись , я застал дома только сестру. В деепричастии совмещены особенности наречия и глагола.

Наречие

Наречие – служебная часть речи, показывает характер действия. Вопросы: Как? Где? Куда? Как? и пр. (качественно, близко, вдаль, быстро); Наречие, в отличие от остальных самост. частей речи, не изменяется по грамм. признакам.

В предложении наречие выступает в роли обстоятельства или определения: Дождь вскоре прекратился. Я сварил яйца (как?) всмятку .

Служебные части речи

О тличаются служебные категории слов от самостоятельных тем, что не определяют явления, их особенности, а также не выступают членами предложения. Конструкции со служебными частями речи (союзами) могут быть сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Служебные части речи

Предлог

Предлоги бывают следующих видов:

  • Производные: посреди поля, вдоль полосы;
  • Непроизводные: с молоком, у дома, на столе.

Внимание! Слово между часть, по-другому, категория речи – предлог, пишется отдельно от других, а между как приставка — слитно: Между небом и землей. Между этажное перекрытие.

Союз

По конструкции выделяют союзы:

  • Простые: не грустно, а весело; чистая и бодрящая вода; в тесноте да не в обиде; скромно, но со вкусом; и др.
  • Составные: потому что мы решили; с тех пор как мы пришли; я поехал в город, для того чтобы посетить брата и др.

По смыслу союзы делятся на:

  • Сочинительные (составляют однородные чл. предл. и простые предложения в ССП. – и, или, либо, да, однако и др.). Маша и Коля дружат с детства (однородные подлежащие). В Индии машины не пользуются популярностью, а тяжелую работу выполняют слоны (ССП).
  • Подчинительные (связывают простые предл. в СПП – хотя, когда, едва, словно, и др.). Когда придет весна (зависимая часть), птицы вернутся с юга домой (главная часть).

Внимание! Нередко вызывает затруднение следующее слово: итак часть (категория) речи союз, имеет заключительное значение пишется слитно, и так — союз с местоимением, пишутся раздельно. Итак , мы подошли к концу. И так продолжалось довольно долго.

Частица

  • Формообразующие служат для образования форм слова: пусть ночует; да ради бога; давай играть; и др.
  • Отрицательные: не пил; не читал; не сделаю; ни за что;
  • Модальные вносят дополнительный эмоциональный окрас: то ли еще будет; разве ты не в курсе; неужели это случилось; лишь бы обошло стороной; вот так дела; и др.

Междометие

Междометие – неизменяемая часть речи, выражающая, но не называющая чувства/побуждения к действию. В синтаксических конструкциях междометия обособляются запятой или восклицательным знаком. Примеры: Ай! Ой! Ух! Караул! Алло! Браво! и др.

Русский язык 10 класc 18-20 неделя Самостоятельные и служебные части речи

Русский язык 11 класс. Служебные части речи: предлог, союз, частица

Вывод

При определении категории слова первым делом задавайте вопрос, затем внимательно проанализируйте, какие грамматические признаки частей речи дадут вам подсказку. Не упускайте из вида синтаксические конструкции, они сориентируют вас, как отличить служебные части речи от самостоятельных. Если вы запомните теорию, вы сможете правильно и быстро применять свои знания на практике.

Цели урока:

  • Образовательная : дать представление о самостоятельных и служебных частях речи, сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
  • Развивающая : развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, аналитических способностей, навыков правильной речи.
  • Воспитательная : формирование у учащихся любви к родному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация урока .

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы уже подготовились к уроку, поэтому запишите сегодняшнее число и тему урока.

(Слайд 1)

Сейчас, как обычно синтаксическая минутка. Выпишите основу предложения и начертите его схему. По схеме расскажите о предложении.

(Слайд 2)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Ребята, найдите метафору в этом предложении.

Обозначьте части речи у выписанных вами главных членов предложения.

(Слайд 3)

2. Объяснение нового материала.

Ребята, сегодня мы вступаем в обширные владения княжества Морфологии. С давних пор живут в нем части речи. Одни из них нам хорошо известны, а другие – нет. Поближе познакомиться с ними нам помогут жители этого княжества и мои ассистенты.

1-й ученик:

Я самая главная часть речи, так как называю все предметы, которые вас окружают, одушевленные и неодушевленные. Я имею постоянные признаки, но могу изменяться по падежам и числам. Да и в предложении я играю одну из главных ролей, хотя второстепенные тоже приходится. Угадали, кто я?

Учащиеся: имя существительное (на слайде добавляется «имя существительное»).

Дети, давайте подберем 5 существительных на тему «Весна», ведь зима почти закончилась и «воздух уж весною дышит».

Существительные записывает ученик-участник в столбик, объясняя орфограммы.

Сол нце, ка пель, тра ва, под снежник, ручь и.

2-й ученик:

А я дружу с существительным, обозначаю его признак, т.е. помогаю ему сделать речь более живой, яркой и точной, соглашаюсь с существительным во всем: как изменяется существительное, так изменяюсь и я. В предложении моя роль второстепенная.

Ребята, кто же это?

Имя прилагательное.

Дети, поскольку прилагательное делает речь яркой и точной, как оно само нам сказало, то подберите к данным существительным прилагательные, т.е. составьте словосочетания:

Например: теплое, звонкая, первая, нежные, весенние

3-й учащийся:

Я тоже дружу с существительным, обозначаю его действие в настоящем, прошлом и будущем времени, изменяюсь вместе с ним по числам. Я главный член предложения, как и существительное. А я кто?

Подбираем глаголы к словам на доске.

Например: светит, поет, пробивается, появляются, бегут.

Обратите внимание, что у нас получились предложения, но чего-то в них не хватает. Чего?

4-й учащийся:

Наверное, меня. Я иногда завидую этой дружбе, мне тоже нравятся глагол и прилагательное, поэтому я с готовностью помогаю им, если нужно что-либо уточнить. Что я за часть речи и придумайте мои слова в этих предложениях.

Кто догадался? Правильно, это наречие. Так какие наречия подберем в предложения?

Например: ярко, весело, дружно, робко, быстро.

Наречие – особая часть речи. В чем же ее особенность?

Учащийся:

Наречие не изменяется, и поэтому у него нет окончания.

Ребята, выделите о у наречий и запомните, наречие – слово без окончания.

5-й учащийся:

А я очень занятая часть речи, всегда что-нибудь считаю-пересчитываю: очень люблю порядок. Поэтому и зовут меня имя числительное. Вспомните пословицы, где есть я.

Учащиеся: называют пословицы.

Давайте запишем пословицу, и разберем ее по членам предложения.

Двое пашут , а семеро руками машут .

Чем выражено в предложении подлежащее?

Учащийся:

Именем числительным.

Сделайте вывод.

Учащийся:

Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и числительным.

6 учащийся:

Кто это тут меня вспоминает? Я – особая часть речи! Я предмет не называю, а только указываю на него. Но и без меня не обойтись, ведь я могу заменять повторяющиеся слова.

Дети, что же это за единоличник такой? Все «я» да «я»!

Учащиеся:

Местоимение.

Итак, ребята, как же мы назовем все представившиеся нам части речи? Давайте проверим себя по учебнику – с. 186. (читаем материал). А сейчас я узнаю, кто внимательно слушал моих помощников. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? Перечислите их. Молодцы, хорошо запомнили.

Но в этом княжестве живут не только самостоятельные, но и служебные части речи (указывая на тему). Давайте познакомимся и с ними.

(Выходит сразу 3 учащихся)

7-й учащийся:

Мы соединяем всех в дружную компанию. Связываем однородные предложения и простые предложения в составе сложного. И зовут нас – союзы.

8-й учащийся:

Мы служим для связи слов в словосочетаниях: существительных с прилагательными, глаголов с существительными и местоимениями. Значит, мы предлоги.

9-й учащийся:

А мы вносим в предложение различные оттенки значения: отрицание, сомнение, указание. Называемся мы – частицы.

Так как называются эти части речи? Почему? (Читаем учебник с 186.) Сколько служебных частей речи в русском языке?

А кто же это у нас остался в одиночестве?

10-й учащийся:

Меня зовут междометие. Я особая часть речи, т.к. не отношусь ни к самостоятельным, ни к служебным. Выражаю, но не называю различные чувства и побуждения. Ваши «ах», «эй», «ой», «ура» - это я.

Так сколько же всего в русском языке частей речи? Каких больше? А как называется раздел науки о языке, который изучает части речи?

(Слайд 4)

Теперь поблагодарим наших помощников и как говорится «делу время…» Перейдем к закреплению того, что мы узнали на уроке.

3. Закрепление материала.

Объяснительный диктант.

Записать текст, объясняя графически орфограммы, знаки препинания.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

(Слайд 5)

Задание к тексту:

  1. Найдите метафоры (солнце хмурится, лес щурится, ресницы игл).
  2. Вспомните, что такое антонимы? Подберите антонимы к словам чернеет (белеет), полдень (полночь). Укажите части речи этих слов.
  3. Найдите в тексте слова с нулевым окончанием. На что оно указывает? Что это за часть речи?
  4. Укажите слова без окончания. К какой части речи они относятся?
  5. Выделите окончания прилагательного. На что оно указывает? К какому слову относится?
  6. Найдите местоимение. Укажите его лицо и начальную форму.
  7. Для чего служат предлоги? Обозначьте их и укажите падежи имен существительных.
  8. Что связывают союзы в 3 и 4 предложениях? Объясните графически.
  9. Установите, слов каких частей речи нет в данном отрывке. (Числительное, частицы, междометие).

4. Итог урока

Дети, давайте вспомним замечательное стихотворение О. Высоцкой о частях речи:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье.
Бьет числительное семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.

Часть речи - это грамматический разряд, на который подразделяются слова русского языка по результату имеющихся у них определенных семантических признаков или какого-нибудь общего значения. Последнее должно являться сопровождающим для конкретного лексического значения этого слова.

При определении принадлежности к какой-либо части речи учитываются и морфологические общие свойства - системы, по которой решается грамматическая категория данного словесного разряда, а также синтаксические признаки или особенности в функционировании.

Русский язык различает два типа слов: самостоятельные, а также служебные части речи.

К самостоятельным относят те разряды, с помощью которых называются действие, предмет, состояние, качество и т.д., а также те, с помощью которых они указываются.

При этом такие части речи должны обладать самостоятельным грамматическим, а также индивидуальным значением, и являться главными или же второстепенными членами в предложениях.

К ним можно причислить существительные, числительные, прилагательные, глаголы, местоимения и наречия.

В функции же служебных частей речи входит выражение определенных отношений между теми понятиями, которые выражены знаменательные слова. Они употребляются только вместе с ними и не являются членами предложений.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Предлогами являются те служебные части речи, которые вместе с всех существующих в русском языке именных частей способны выражать отношения между их же формами и прочими словами.

Предлоги по своей структуре бывают составными и простыми, а по происхождению подразделяются на первообразные (в, перед, на и т.д.), отглагольные (благодаря, исключая) и отыменные (наподобие, вроде).

Практически все они, как и служебные части речи, употребляются вместе с определенным падежом, при этом выражая различные отношения: временные, объектные, целевые, причинные, пространственные. Несамостоятельные слова, выражающие отношения между членами в предложении с грамматической точки зрения, называются союзами.

Они бывают производными (будто, чтобы) и непроизводными (да, или, и).

В синтаксическом употреблении служебные части речи бывают сочинительными - связывающими однородные члены или и подчинительными, связывающими с второстепенными.

В свою очередь частицы придают предложению дополнительную эмоциональность или смысловой оттенок. Они бывают указательными (вон, вот, это), уточнительными (именно, как раз), ограничительными (только, лишь), усилительными (ведь, даже), вопросительными и отрицательными.

Попробуем разобраться, как выглядит правописание служебных частей речи (несамостоятельных).

Предлоги пишутся отдельно, это касается только тех слов, к которым они относятся. Иногда их при правописании путают с приставками и поэтому пишут слитно.

Для этого нужно знать правило: предлоги никогда не употребляются со сказуемым.

Предлоги «из-за», «по-над» и «из-под» нужно писать через дефис, их считают сложными.

Как мы уже сказали, есть предлоги с пространственными, уступительными, и значениями подобия. Все они пишутся слитно. Например, ввиду отсутствия - из-за отсутствия, вроде животного - как животное и т.п.

Неслитно же пишутся те, которые определяют причинные, временные, дополнительные и обстоятельные значения. К примеру, в течение, в связи, по причине и т.п.

Правила русской орфографии предполагают двоякое написание союзов, например, «тоже» и «также», правописание которых в разных случаях бывает разным. Если в предложении или словосочетании эти слова можно заменить друг на друга, то и писать их нужно слитно. В противном случае, при невозможности такой перестановки, они становятся уже указательными местоимениями «то» и «как», работающими с частицей «же», и значит, должны писаться отдельно.

Твои друзья женились, тебе тоже (также) нужно последовать их примеру.

В русском языке существует деление слов на самостоятельные и служебные, при этом междометия классифицируются как особая категория. Чтобы понять особенности этих слов и их назначение, нужно знать, чем они являются и для чего нужны. Без служебных слов система языка была бы неполноценной.

Служебные части речи в русском языке, их функции и назначение

К этой категории относятся те слова, у которых нет своего значения, но они необходимы для того, чтобы выражать отношения, возникающие между теми словами, у которых самостоятельное значение есть. Представленная ниже таблица служебных частей речи поможет понять общую картину:

Предлоги служат для того, чтобы выражать подчинительную связь, возникающую между самостоятельными частями речи.

Кроме того, что служебные слова не являются членами предложения, к ним также не ставятся вопросы.

Разбор служебных частей речи

Рассмотрев примеры разбора каждой части речи, относящейся к служебной категории, проще понять их суть и языковую роль. Возьмем предложение, в котором употреблены они все: Он шел в лес, не зная, что его ждет. В нем использованы предлог в , частице не и союз что .

В – служебная часть речи, не изменяющаяся и служащая для создания подчинительной связи между словами шел и лес . Благодаря ему можно установить тип этой связи – управление. Роли в предложении не играет, при разборе объединяется с существительным в винительном падеже.

Частица не – придает деепричастию зная отрицательный оттенок, неизменяемая часть речи без самостоятельной роли в предложении.

Частица “не” принадлежит к первой сотне слов, которые используются в русском языке чаще всего. Вообще, именно служебные части речи занимают в этом рейтинге основные позиции.

Что – союз, который создает подчинительную связь между двумя частями сложного предложения, при этом самостоятельной роли у него нет, неизменяемое.

Что мы узнали?

В русском языке кроме самостоятельных, есть и части речи, которые называются служебными. Всего их три – это частица, союз и предлог. Из объединяет отсутствие собственного значения, роли в предложении и неизменяемость. Также важно помнить, что к служебным частям речи не ставится вопрос. При этом каждая из них выполняет свою функцию. Так, предлог необходим для того, чтобы создавать связи между составляющими частями в словосочетаниях либо предложениях, частица придает самостоятельным словам разные оттенки эмоций, а союз соединяет или части предложения, или его однородные члены.

Наряду с самостоятельными частями речи (существительными, прилагательными) мы используем дополнительные. В языковой науке они называются служебными. Без них наша речь потеряла бы всякий смысл и эмоциональность. Какая часть речи в русском языке именуется служебной? Это лексическая единица, которая не имеет самостоятельного значения.

Предлоги, союзы, частицы — это список слов, которые носят одно общее название служебных частей речи. Определить их уникальные особенности и сравнить с самостоятельными частями речи (ЧР) поможет таблица.

Обратите внимание! Критерий «функциональности» остается в лингвистике дискуссионным. Некоторые лингвисты (Л. Щерба, Ф. Фортунатов) определяют у служебных слов грамматические функции: выражение связи между грамматическими единицами.

Предлоги и союзы

Предлог – это часть речи, которая используется для выражения разных типов отношений:

  • пространственные — предметы и явления по отношению к их размещению в пространстве (на дороге, на улице, под столом, перед девочкой);
  • временные указывают на длительность действия или конкретное время (в 5 часов вечера, на прошлой неделе);
  • причинные используют для обозначения причин (из-за этого, потому что он сказал).

Существует несколько классификаций предлогов. По способу мотивации выделяют непроизводные предлоги (самые древние – в, без, до, из, к, которые состоят из одного короткого слова) и производные, которые сформировались с помощью простых единиц. Их подразделяют на три группы: наречные, глагольные и отыменные.

Предлоги

По структуре выделяют простые (из одного слова), сложные (из двух простых слов) и составные, которые складываются из нескольких слов.

Союз – это слово, главная функция которого состоит в связывании однородных независимых членов, частей предложения, слов. Существуют сочинительные и подчинительные союзы, разница между ними представлена в таблице:

Сочинительные Подчинительные
Функции Связывают равноправные части предположения (не зависимые друг от друга) и Связывают зависимые части предложения.
Классификация соединительные (используют для формулировки перечислений);

противительные (образуют смысловые оттенки противопоставления, используют для описания различий);

разделительные (чередование);

пояснительные;

сопоставительные (как…так, не только,…но и).

изъяснительные — используют тогда, когда в зависимой части предложения необходимо указать причину («что», «чтобы»);

временные — указывают на время(«когда», «как только»);

причинные — используют для формирования причинных отношений («ввиду того», «потому что»);

условные («если», «коли», «ежели»);

сравнительные («как», «будто»).

Функции и характеристики частиц

Частицы в русском языке – это короткие слова, которые используют для создания предложений с дополнительной эмоциональной окраской. Выделяют такие виды смысловых оттенков, которые создаются с помощью частиц:

  • усиление (именно);
  • утонение (только);
  • указание (давай);
  • ограничение (даже);
  • отрицание (не).

Вторая классификация разделяет частицы по значению на три группы:

  • формообразующие. Используются для формирования наклонений глаголов: условное образуется с помощью частицы «бы»: «Мечтала бы я об этом, но не могу». Чтобы образовать повелительное наклонение используют частицы «давай», «ну-ка»: «Пускай она не молчит, давай скажем ей всю правду»;
  • отрицательные - формируют формы глаголов, которые отрицают действие («не» и «ни»);
  • вопросительные: «разве», «неужели», «ли»;

Выделяют отдельно модальные частицы. Они формулируют субъективное мнение и отношение к сказанному того, кто говорит. К модальным принадлежат восклицательные частицы («как», «что», «за»), те, которые выражают сомнения («едва ли»), имеющие значение ограничения («всего»), указывающие на предмет или направление («вот», «вон»), короткие реплики («да», «нет»).

Полезное видео: что такое служебные части речи в русском языке?

Статус междометий

Междометия – класс слов, которые многие лингвисты рассматривают по-разному. Функция междометий – выражение эмоций, волевых реакций, звукоподражание.

Существует три взгляда на определение междометия:

  • как на нетипичный синтаксический класс, который не входит в классификацию частей речи;
  • они входят в систему частей речи как отдельный класс, занимают отдельное место в ней;
  • находятся в системе служебных частей речи и пребывают в одном ряду с другими их типами.

Сторонники классической школьной теории языка придерживаются последнего взгляда.

К междометиям принадлежат слова, выражающие: чувства и эмоции («Ох!», «Ого!»), приказания («Кыш!», «Брысь!»), нецензурные возгласы, звуки, которые возникают у людей в качестве реакции на внешние возбудители («Ой», «Ай», «Ах»).

Междометия часто можно заменить полноценными фразами и предложениями: они выполняют функцию упрощению, характерную для разговорного языка.

  • «тсс» — «будь потише»;
  • «тьфу» — «какая гадость», «мне это не нравится»;
  • «ок!» — «здорово», «хорошо».

Также к классу этих слов принадлежат лексемы, которые употребляют для обозначения имитации звуков природных явлений («кап-кап», «буль-буль»), животных («мяу-мяу», «кукареку»).

Их образуют из других частей речи:

  • существительных («батюшки!», «Боже!»);
  • глаголов («Ишь ты!»);
  • местоимений;