Консультирование родителей детей с ОВЗ

На разных этапах развития общества менялись социальные ожидания и предписания к роли родителей в воспитании и развитии детей. В истории можно найти немало примеров жестокого обращения с детьми. Но, тем не менее, человечество пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей.

В XVII веке в Европе получили широкое распространение идеи Я.А.Коменского, который в своей книге «Материнская школа» описал основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, что должно было помочь родителям правильно формировать личность ребенка. Появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом к идее о необходимости подготовки родителей к выполнению воспитательных функций.

И.Г.Песталоцци связывал уровень педагогической культуры родителей с эффективностью процесса воспитания в семье. Час рождения ребенка, считал он, должен стать первым шагом его воспитания. Но для такого труда мать нуждается в «образовании» и «умении». Без материнской помощи «нежный росток» заглушат сорняки, а искалеченное ими растение не поднимется до свободного и могучего роста, до которого его может поднять разумная любовь образованной матери. Однако если мать выполняет «беспорядочно» желания ребенка, он привыкает подчинять ее волю своей. Так возникает непослушание и упрямство, как следствие низкого уровня родительской культуры матери.

Образование родителей выполняет функции помощи, поддержки, защиты детей и родителей. Оно обеспечивает грамотность решения тех или иных проблем, инициирует ответственность человека за своих детей и свободу педагогического выбора.

Педагогическая культура служит основой воспитательной деятельности родителей. Таким образом, цель повышения уровня педагогической культуры родителей - позитивные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и самореализации родителей.

В.В. Чечет, под педагогической культурой родителей понимает педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. По его мнению, это составная часть общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики.

Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры родителей :

Педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;

Практические умения родителей по воспитанию детей;

Умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.

Анализ проблем родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, показал, что их условно можно разделить на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

На наш взгляд, для решения этих проблем может быть использовано социально-педагогическое консультирование родителей, а именно: социально-педагогическое консультирование как средство повышения уровня педагогической культуры родителей детей с ОВЗ.

Исходя из вышеперечисленных проблем, определяются задачи работы педагога с родителями:

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Основная задача педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность родителей, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Работа педагога с родителями осуществляется с коллективом родителей и индивидуально.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности.

Социально - педагогическое консультирование родителей может быть двух типов:

Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования и т.д.);

Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

При проведении консультирование в малых группах основным методом работы является беседа. Коллективная форма консультирования - это работа с проблемой путем обсуждения.

На основании нашей работы с родителями была разработана п рограмма тематических консультаций для родителей детей с ОВЗ.

Цель программы - повышение педагогической культуры родителей; ослабление психической напряженности в отношениях детей и родителей.

Задачи программы:

    Способствовать осознанию родителей необходимости развития психолого-педагогической культуры.

    Способствовать повышению степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения.

    Расширение навыков диалогического общения.

    Отработка новых способов и приемов поведения.

    Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

    Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

    Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Полный текст

В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социа­лизации, поскольку данный тезис убедительно рас­крыт в многочисленных работах психологов и педа­гогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение со­здать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка . Осознают ли это сами родители?

Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики, наши соб­ственные наблюдения - приблизительно две тре­ти родителей, воспитывающих детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), не осозна­ют определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вто­ричных дефектов в его развитии с неблагополуч­ными отношениями в семье, с неоптимальным сти­лем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и про­блемы исчезнут»), либо, расписавшись в собствен­ной беспомощности, надеются только на специа­листов, на то, что детский сад или школа справят­ся со всеми проблемами в развитии ребенка само­стоятельно.

Ошибочность такой установки многократно анали­зировалась в научной литературе . Автори­тетными учеными убедительно показано, что только при условии своевременного включения роди­телей в коррекционно-развивающий процесс можно и скорректировать и предупредить появление вторич­ных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного разви­тия ребенка с ОВЗ с целью интеграции его в общество.

Эта задача непосредственно сопрягается, на наш взгляд, с задачей повышения эффективности психоло­гического консультирования родителей в условиях ин­клюзивного образования.

Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей? Во-первых, осуществ­ление психоконсультирования на основе материалов углубленной диагностики; во-вторых, целенаправлен­ную работу по организации ранней консультативной помощи (лучше до поступления ребенка в детский сад, т. е. в первый год жизни); в-третьих, выделение в каче­стве приоритетной в консультировании задачи фор­мирования у взрослых адекватного родительского по­ведения, основанного на умении выстраивать педаго­гически целесообразные отношения с ребенком и ак­тивно участвовать в совместной со специалистами коррекционно-развивающей работе; в-четвертых, ори­ентацию специалистов на работу с семьей проблемно­го ребенка как с целостной системой; в пятых, специ­альные усилия коллектива сотрудников ОУ по под­держанию благоприятного психологического настроя родителя и семьи в целом.

Формат небольшой статьи не позволяет рассмот­реть все пять условий оптимизации работы с родите­лями, воспитывающими проблемных детей, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что со­бой представляет его семья. Понимая это, мы предус­матриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составля­ем психологическое заключение по результатам диа­гностики.

Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспи­тывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспе­чения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.

Так как изучение научной литературы поз­волило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения роди­телей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осу­ществляется с применением валидной и надежной ме­тодики PARI (parental attitude research instrument -ме­тодика изучения родительских установок), разрабо­танной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее наст­роение, степень их удовлетворенности жизнью выяв­ляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетвореннос­ти», разработанного американскими учеными, впер­вые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.

Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возрас­та с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для боль­шинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще -эмо­циональная отстраненность от ребенка; реже - само­отдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоцио­нальная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант - излишняя стро­гость и требовательность; второй вариант - предо­ставление ребенку фактически полной свободы в дей­ствиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в не­благоприятных условиях семейного воспитания.

Так, например, такой тип отношения к проблемно­му ребенку, как излишняя концентрация на нем, при­водит к тому, что к 5-6 годам ребенок теряет и без то­го слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома - от родителей, в детском саду - от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребен­ку - трудности социализации, неизбежное усугубле­ние вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в пси­хологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нор­мальной жизни их самих и блокирует процессы само­развития ребенка.

Исследование «индекса жизненной удовлетво­ренности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюда­ется у 4-х родителей. У остальных участников про­веденного исследования, т. е. у 14 человек, зафикси­рован низкий индекс жизненной удовлетвореннос­ти. Эти родители считают, что жизнь несет им боль­ше разочарований, чем большинству людей, с кото­рыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заме­тим, что возраст участников обследования находит­ся в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, соста­вивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много оши­бок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое буду­щее, подавленное состояние.

Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический ин­терес: 77 % родителей, принявших участие в нашем об­следовании, объективно нуждаются в психоконсуль­тировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие про­блемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком - усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоя­тельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых де­тей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8-14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии осо­бому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.

Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение раз­личного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родитель-ских отношениях, где основным средством воздей­ствия является определенным образом построенная беседа . Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контак­та; получение информации о психологическом кли­мате в семье; особенности развития ребенка на ран­них этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.

Во время консультирования считаем особо важ­ным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспе­чить «запуск» рефлексивного мышления, что позволя­ет понять причины трудностей в развитии и поведе­нии ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент соб­ственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как не­рефлексивное и активное выслушивание, информиро­вание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации сис­темного подхода, а именно в том, чтобы помочь роди­телям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.

Наиболее актуальными вопросами практики пси­хоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:

    Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в кон­сультативный процесс и через него - в активную коррекционную работу в условиях семейного вос­питания?

    Как правильно строить консультативный про­цесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?

    Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?

    Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?

    Как вовлечь в консультативный процесс не одно­го родителя, а всю семью, в которой воспитывается ре­бенок с нарушениями в развитии?

    Как работать с родителями, отвергающими свое­го ребенка?

    Может ли специалист повлиять на «индекс жиз­ненной удовлетворенности» родителей, воспитываю­щих детей с нарушениями, который имеет, как прави­ло, низкие показатели?

    Какие техники консультативной работы эффек­тивны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ре­бенком?

Нами найдены способы решения некоторых из этих проблем, и мы рассчитываем на продуктивный диалог с заинтересованными коллегами (специалиста­ми в области инклюзивного образования).

Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Скопировать

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное пси­хологическое консультирование. 2-е изд. - М.: Неза­висимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Про­блемы психического развития детей. - М.: МГУ, 1990. 136 с.
  3. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализа­ции ребенка // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 122-123.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консуль­тирования. - М., 1999. 240 с.
  5. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь - приоритет со­временной коррекционной педагогики // Дефектоло­гия. - 2003. № 4. С. 7-11.
  6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. - СПб., 2001.
  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч. пособие для студ. высш. уч.. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под. ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. 192 с.
  8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содер­жание деятельности психолога специального образо­вания. Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  9. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, вос­питывающих детей с отклонениями в развитии // Де­фектология. 1998. № 1.

Основные направления консультирования семей с проблемными детьми. Содержание каждого этапа консультативного процесса: знакомство и установление контакта, определение проблем семьи, диагностика особенностей ребенка, определение модели воспитания и пр.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:

1) психолого-педагогическое консультирование;

2) семейное консультирование;

3) профориентированное консультирование.

Психолого-педагогическому консультированию должна предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушенного психофизического развития ребенка и установление возможностей семьи для дальнейшего рождения здоровых и полноценных детей.

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. консультирование семья ребенок воспитание

Особое значение в профессиональном становлении молодого человека играет семья, ее позиция по отношению к ребенку-инвалиду, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

1) ориентация родителей в основных целях профессиональной реабилитации их ребенка;

2) формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

3) формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

4) повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;

5) ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения молодого инвалида.

Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Далее необходимо раскрыть содержание каждого этапа консультативного процесса.

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания

Первое впечатление о психологе оказывает огромное влияние как на дальнейший ход исследования, так и на возможность достижения положительного результата консультации. Тональность первой фразы,

в выразительность мимики, движений, открытость улыбки это те невербальные средства, которые используются психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок с первой минуты общения могут находиться в некотором напряжении. Об этом свидетельствуют выражения лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с отклонениями в развитии это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому позитивная тональность беседы, которую ведет психолог, его бодрое приветствие ((«Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю...»)

позволяют снять напряженность и приступить к изучению проблем в этой семье.

Второй этап. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц,

их замещающих

Вначале психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя проблемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает родителей ребенка и лишь изредка ставит вопросы для уточнения деталей. Затем беседа продолжается отдельно (без ребенка) с каждым взрослым, сопровождающим ребенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом проводится обязательно. Ниже приводится перечень проблем, с которыми родители детей с отклонениями в развитии чаще всего обращаются к психологу:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка (ребенок не справляется с образовательной программой; семья обращается к психологу, чтобы определить учреждение, в котором ребенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3) негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестры, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить, называют глупым или дураком и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случаях родственники жалеют больного ребенка, гиперопекают и «заласкивают» его, в других не поддерживают с больным ребенком отношения; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивает возможности их ребенка, в домашних условиях ребенок показывает лучшие результаты успеваемости);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка;

7) эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка с отклонениями в развитии, в крайних случаях отказ даже от его материального обеспечения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги)

к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные о ребенке, историю его рождения и развития, изучает документацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

1) у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом развитии, и ему необходима специализированная

2) родители используют неадекватные модели воспитания, которые искажают личностное развитие ребенка;

3) члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

Третий этап. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка

На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребенок. С этого момента осуществляется диагностика интеллектуальных и личностных особенностей ребенка, прогнозируюся его возможности к обучению по определенной программе. В случае если у ребенка оказываются резко сниженными познавательные способности и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близких (чаще всего матери или бабушки). В начале исследования содержание вопросов и заданий определяется той интуитивно-эмпирической оценкой, которую дает ребенку психолог при первичном наблюдении, а также на основе анализа представленной документации. Затем содержание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться.

В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ребенка в соответствии с возрастными нормативами развития, так и его личностные характеристики.

Цели психолого-педагогического обследования ребенка включают:

1) определение характера и степени нарушений у ребенка;

2) выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка;

3) оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям психолога или близких.

Следует отметить, что если родители консультируются у специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть которого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.

Четвертый этап. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств

Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками самих родителей (психологическим типом).

Предложение психолога о проведении обследования самих родителей вызывает у отдельных родителей негативную реакцию. Психолог объясняет, что, безусловно, участие родителей в психологическом обследовании является добровольной процедурой и родители имеют полное право от нее отказаться. Однако в таком случае вряд ли удастся определить причины внутрисемейных проблем и затем их разрешить. Психолог доказывает родителям важность психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома. Он мягко, но настойчиво убеждает родителей в необходимости их участия в диагностическом обследовании.

Одновременно родителям сообщается, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не будет использована во вред ребенку или его семье, что предписано этическим кодексом психолога.

В начале обследования с целью снятия опасений и лишних сомнений родителям предлагаются самые элементарные тесты: методика М. Люшера, методика «Моя семья», а затем уже опросники, включающие значительное число вопросов, СМОЛ (СМИЛ) ММРI, ACB и др. Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, психолог напоминает им о том, что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумывая, а правильность выбора всегда относительна. В качестве домашнего задания родителям предлагают методику «История жизни с проблемным ребенком», подробно объяснив инструкцию к ее выполнению. Обследование родителей при первичном консультировании продолжается не более 40-50 минут. Это время, которое большинство родителей соглашается потратить на обследование. В случае если возникла необходимость в дополнительной информации, семья приглашается на повторное консультирование.

Пятый этап. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье

Этот этап продолжает процедуру диагностики и консультирования семьи. Он посвящается обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости ее и переформулирует. Задача психолога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, в какой клинике и какими медикаментозными средствами можно вылечить их дочь (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталостью в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).

Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха, не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал в учебе.

Пример 3. Мать Тани К., страдающей детским церебральным параличом, обращается за помощью к психологу, чтобы узнать, как наладить отношения Тани с ее старшей сестрой.

В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно изменяет взгляд родителей на постановку проблемы. Это самая сложная для психолога и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя и изменить его позицию не всегда удается сразу, а иногда и совсем не удается во время первичной консультации. Поэтому чаще выбирается компромиссное решение и родителям дается возможность оценить предлагаемый психологом способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его в течение определенного времени.

Так, в первом случае в самом начале беседы с родителями Кати Н. им предоставляется возможность высказаться и выплеснуть все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери. Затем планирование деятельности родителей в отношении Кати постепенно переводится из медицинской в коррекционную сферу. Родителям демонстрируются конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказываются пути социальной адаптации, доступные возможностям Кати.

Во втором случае матери Коли М. тактично демонстрируются его трудности и несостоятельность при обучении по массовой программе и успешность при обучении по специальной коррекционной программе.

В третьем случае матери Тани К. доказывается, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование в семье (матерью и другими близкими) чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение к оказанию ей помощи и поддержки старшей сестры.

Шестой этап. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены

Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, решаются в результате осуществления следующих мер:

1) правильного выбора для ребенка программы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;

2) организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

3) выбора адекватной модели воспитания и обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка;

4) формирования у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, учителями);

5) изменения мнения родителей о «бесперспективности» развития их

6) установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.

Психолог дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Психолог предупреждает родителей о возможности существования отсроченного решения проблем, т. е. отдаленного результата предлагаемых к реализации мер. Одновременно психолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться. Кропотливый и тяжелый труд родителей будет обязательно увенчан успехом, и их дети смогут быть адаптированы к самостоятельной жизни полностью или частично, а также будут полезными, нужными и любимыми в своей семье. Если же родители не демонстрируют согласия с позицией психолога или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, им предлагается посещение коррекционных обучающих занятий с ребенком.

Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

1) установлением контакта на уровне «обратной связи»;

2) коррекцией понимания родителями проблем ребенка;

3) коррекцией межличностных (родитель ребенок и ребенок

родитель) и внутрисемейных (мать ребенка отец ребенка) отношений.

Главная тактическая задача психолога при установлении контакта на уровне «обратной связи» заключается в том, чтобы в результате консультирования семья смогла бы разрешить свои проблемы и чтобы процесс их преодоления приобрел бы конструктивный характер. Поэтому при необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия психолога с семьей становится пролонгированное консультирование.

Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т. е. два, три сеанса, а иногда и более. В некоторых особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи.

С целью достижения максимально позитивного результата консультирования формируется доверительный контакт с родителями на уровне «обратной связи». Его цель убедить родителей в том, что их понимают, сочувствуют им и пытаются помочь. Уровень достижения сочувствия должен быть достаточно высоким, таким, чтобы родитель ощутил весомую психологическую поддержку и взаимопонимание. «Обратная связь» это специфический психотерапевтический прием, который позволяет всем участникам процесса взаимодействия (членам семьи и психологу) устанавливать более глубокий уровень понимания друг друга и раскрывать те области осмысления проблемы, которые для родителей до контакта с психологом оставались неизвестными и скрытыми. Действие эффективной «обратной связи» позволяет снизить активность защитных психологических механизмов родителей, создать атмосферу доброжелательности и условия для высвобождения самых глубинных эмоциональных переживаний.

Коррекция понимания родителем проблем ребенка. Процесс адекватного понимания родителями проблем ребенка (его дефекта, адаптации, будущего трудоустройства и личной жизни) становится возможным лишь в случае нейтрализации и снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у ребенка нарушений развития. Адекватное понимание проблем возникает лишь тогда, когда родительское восприятие проблем переводится с эмоционального уровня на рациональный. Особенно значимое, фрустрирующее воздействие эмоциональный стресс оказывает на мать ребенка. Снижение напряженности переживаний у матери больного ребенка оказывается возможным лишь при ее переключении с предмета переживаний (У меня родился больной ребенок», «Мой ребенок не такой, как все) на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.

Для родителей проблемного ребенка такой деятельностью становится коррекционный образовательный процесс, направленный на развитие их ребенка. Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе со своим ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. Творческая реализация родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения. С другой стороны, педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой формируется общение между родителями и ребенком, психологом и ребенком, психологом и родителями ребенка. Конструктивное общение является универсальным механизмом коррекционного воздействия, которое оказывает психолог на родителей проблемного ребенка.

Только в атмосфере позитивного эмоционального контакта психолог может ожидать от родителей взаимопонимания и выполнения его советов. С целью укрепления этого контакта и для решения задач, направленных на коррекцию дефекта ребенка, родителям или только матери предлагается посетить несколько индивидуальных коррекционных занятий с ребенком.

Это позволяет не только решать проблемы социальной реабилитации в ребенка, но и оказывать действенную психокоррекционную помощь семье в лице его родителей. Организация пролонгированного консультирования,

в рамках которого проводятся подобные индивидуальные коррекционные занятия, осуществляется в первую очередь для родителей тех детей, которые испытывают особые трудности в социальной адаптации и в обучающем процессе. Одновременно коррекция понимания родителем проблемы ребенка проводится с учетом материнской и отцовской позиций родителей ребенка.

Как показывает практика, у отцов детей с отклонениями в развитии чаще проявляется следующая позиция: стремление скрыть существование больного ребенка, желание «не видеть» и не замечать наличие отклонений

в его развитии, в некоторых случаях даже отсутствие желания обсуждать эту проблему. Следует отметить, что до настоящего времени, к сожалению, не проводилось сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. Однако опыт подсказывает, что, в отличие от материнской, отцовская позиция характеризуется большей закрытостью и отсутствием желания идентифицировать себя с больным ребенком. Эта проблема, видимо, связана с ролью отца в патриархальном типе семьи. Отец глава семьи и вершитель судеб ее членов. Он осуществляет взаимосвязь между различными поколениями и эпохами. В случае если рождается больной ребенок, для отца эта связь нарушается.

Переживания отца, вызванные проблемами ребенка, направляются чаще на сокрытие тяжести проблемы. Затем этот процесс у некоторых отцов трансформируется в отчуждение от переживаемого, далее в отчуждение от проблемы и может завершиться полным отчуждением от самого ребенка.

Такие отцы чаще стремятся исправить свою личную, жизненную ситуацию с помощью рождения другого ребенка или другого брака, а о том, что случилось, забыть.

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами «дефектного» ребенка, процесс консультирования направляется на:

1) поддержку и развитие у отца ребенка потребности к сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

2) щадящее отношение к переживаниям отцов о будущем ребенка, снижение уровня травмированности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;

3) стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

4) привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение на него ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).

Чрезвычайно актуальная для отцов проблема наследования решается через ознакомление с международными юридическими нормативными актами в отношении прав детей-инвалидов.

Главное отличие материнской позиции от отцовской проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Матери принимают проблему ребенка качественно иначе, чем отцы. Активный или пассивный протест матерей прежде всего направляется против самого дефекта.

В этом проявляется основное свойство материнского инстинкта сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, каким бы оно ни было.

В связи с этим тактика психолога в работе с матерями проявляется:

1) в снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;

2) в обсуждении проблем конкретной семьи как проблем,

существующих во многих подобных семьях, а также в семьях, воспитывающих здоровых детей.

Перед процессом консультирования ставятся следующие задачи:

1) формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком

2) семье и в социуме;

3) коррекция позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет»);

4) коррекция позиции матери, характеризующейся гиперболизацией проблем ребенка, уверенностью в бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится!»);

5) коррекция позиции матери, минимизирующей проблемы ребенка, ожидающей чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым.

Коррекция взаимоотношений в диаде родитель ребенок, ребенок взрослый может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты воспитательных приемов и способов управления больным ребенком. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно теплых отношений с ребенком.

Заключение

Нарушение супружеских взаимоотношений корригируется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей больного ребенка. Подчас

эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно не разрешаемому конфликту.

Список литературы

1. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова / под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

3. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. М.: Гном и Д, 2000. 160 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Законодательная база в области особого ребенка и его семьи. Образование и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях семьи и образовательного учреждения, детско-родительские отношения.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Определение консультативного контакта. Основные организационные формы оказания психологической помощи. Психологическое консультирование и его виды. Консультативный контакт-это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Основные подходы изучения семьи в психологии, функциональные характеристики семьи. Психологическая характеристика семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Психологические особенности родителей особых детей. Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Типы семейного воспитания и их влияние на родительское отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2017

    Создание службы сопровождения семьи и ребенка. Социальная характеристика семьи с ребенком-инвалидом, проблемные ситуации в таких семьях. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений. Психологические портреты родителей, модели семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Задачи психологического консультирования детей-инвалидов. Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка. Роль социальных педагогов-психологов в психологической помощи матери, имеющей ребенка с ограниченными умственными возможностями.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Кризисы в жизненном цикле семьи и анализ тяжелых стрессов, связанных с длительной болезнью ребенка. Психологические проблемы семей, переживших смерть детей. Исследование особенностей психологии семей с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2013

    Психологические особенности родителей особых детей. Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Исследование представлений о семье у детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Определение консультативного контакта. Основные организационные формы оказания психологической помощи. Характеристика индивидуального и группового консультирования. Понимание механизмов психического развития. Преимущества группового консультирования.

    реферат , добавлен 13.11.2013

    Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы психологического сопровождения родителей, испытывающих эмоциональный стресс. Стрессогенные факторы в семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мария Чикина
Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ в системе организации специальной психологической помощи

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке , направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье , так и в педагогической помощи , которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

В психолого -педагогических исследованиях, проведенных В. А. Вишневским, Б. А. Воскресенским, Р. Ф. Майрамян, И. А. Скворцовым, Л. М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с отклонениями в развитии на отношения в семье и возникновение в связи с этим психопатологических расстройств у матерей. Так, психологическое исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проведенное Л. М. Шипициной, показало, что большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье. В большинстве из них имеют место конфликтность , тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения , отчужденность, одиночество в семье (см. диаграмму) .

В такой ситуации семья вправе рассчитывать не только на материальную поддержку со стороны государства, но и на помощь в организации , налаживании социальной, бытовой, воспитательной и психологической сфер ее жизни . Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей , воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т. А. Добровольской, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, В. В. Ткаченко, О. В. Солодянкиной, Е. Р. Баенской и др. Тем ни менее на сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области. Комплексное психолого -педагогическое сопровождение таких семей – относительно новая сфера деятельности специалистов .

Семья, имеющая ребенка-инвалида , на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование взлетов и еще более глубоких падений. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. Помимо того, что родители такого ребенка испытывают трудности, характерные для всех категорий семей , им также свойственны свои специфические проблемы , которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье, затрагивающих все основные сферы семейной жизни .

А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей , имеющих детей-инвалидов :

1. рождение ребенка : получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2. школьный возраст : становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или обучение в специальных учреждениях , решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников;

3. подростковый возраст : привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;

4. период «выпуска» : признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности , принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;

5. постродительский период : перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Опишем основные функции, которые выполняет при этом специалист :

1. информационная функция : специалист предлагает семье или ее отдель-ным членам дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого -педагогическую и социальную компетентность;

2. поддерживающая функция : специалист обеспечивает психологическую поддержку , которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях ;

3. посредническая функция : специалист в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;

4. функция развития семьи как малой группы : специалист помогает членам семьи развивать основные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Специалист также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;

5. функция обучения родителей и детей : специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого -педагогического процесса работы с ребенком, знакомит с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком, при которых он чувствует себя уверенно и комфортно. При этом специалист может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции и самопомощи .

В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья :

1. информирование : специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т. д. ;

2. индивидуальное консультирование : практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического , воспитательно-педагогического, медико-социального характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума» , прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования , самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

3. семейное консультирование (психотерапия ) : специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама , гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

4. индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителя : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов , нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции , педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со специфи-кой работы с семейной системой , например, тенденции присоединиться и об-разовать коалицию с одним из членов семьи.

Алгоритм психолого -педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов :

1. исследование семьи : изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;

2. установление контакта : работа на преодоление реакций психологических защит , мотивирование на сотрудничество;

3. оценка путей оказания психолого-педагогической помощи ;

4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье , направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

6. анализ эффективности достигнутых результатов.

Деятельность специалистов , проводимая в рамках данного алгоритма, может рассматриваться как одно из направлений работы по социальной адаптации семьи в контексте основных аспектов жизнедеятельности, особенностей семейного функционирования на различных возрастных этапах, что дает возможность специалисту свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для каждого этапа работы стратегии психолого-педагогической помощи и коррекции . Последовательная реализация этих этапов, вкупе с подчиненностью принципам может стать организационной формой осуществления качественных изменений, которые повлекли бы за собой улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы :

1. Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.

2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием : 2-е изд. М. ,2009.

3. Бурмистрова Е. В. Семья с «особым ребенком» : психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании . 2008. №4 (17) .

4. Дмитриева Л. М. Деятельность центра психологого -медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям , воспитывающимся на дому //Дефектология. 2008. №2.

5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

6. Косова С. А., Модестов А. А., Намазова Л. С. Реабилитационная активность семей как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалида // Педиатр. Фармакология. 2007. №6.

7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.

8. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста -дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития //Дефектология. 2001. № 1.

9. Поташова И. И., Худенко Е. Д., Кальянов И. В., Луданова Ю. Н., Любимова М. Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям , воспитывающим ребенка-инвалида : Метод. пособие. М., 2008.

10. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети : Пер с англ.: 2-е изд. М., 2009.

11. Ткачева В. В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом //Специальная психология . 2009. №1(19) .

12. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.

Анастасия Сашинская
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение семей , .

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной на протяжении многих лет. Педагогами и психологами внедряются новые формы и методы работы с данной категорией лиц. Не остались в стороне от проблем семей , воспитывающих детей-инвалидов , и специалисты «Центра психолого -педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» . Уже в течение трех лет здесь функционирует консультативно-методический центр для родителей детей-инвалидов «Парус» .

На начальных этапах приоритетным направлением работы было педагогическое сопровождение семьи с ребенком-инвалидом раннего возраста. Для детей проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия, праздники, развлечения, организовывались экскурсии и выставки детско-родительского творчества. Однако проведенное нами анкетирование родителей показало, что данных направлений недостаточно. В анкетировании участвовали семьи, обратившиеся на ПМПК в 2010 году. Всего было опрошено 128 семей , воспитывающих детей-инвалидов , раннего и дошкольного возраста. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи.

Слабую налаженность инфраструктуры отмечают 27% опрошенных семей . Прежде всего, это касается инвалидов-колясочников. Причем чем старше ребенок – тем сложнее становится его транспортировка.

84% опрошенных отмечают неготовность дошкольных учреждений к инклюзивному образованию. Как правило, это касается детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, выраженными интеллектуальными отклонениями (особенно в сочетании с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

Недостаточное количество специализированных учреждений отмечают 76% опрошенных семей . В своем большинстве это удаленные от центра районы.

– 65% родителей не готовы отдать ребенка-дошкольника в специализированное учреждение интернатного типа, т. к. оно находится далеко от места проживания семьи

Неготовность социума к принятию ребенка-инвалида отмечают 34% опрошенных. Прежде всего, это касается умственно отсталых детей , детей с генетическими заболеваниями, тяжелыми формами ДЦП и сочетанными нарушениями

– 89% опрошенных отмечают озлобленность, трудности саморегуляции, периоды ярко выраженной депрессии и другие формы деформации личности родителей, которые сказываются взаимоотношениях между членами семьи

Низкий уровень компетентности родителей. 60% родителей считает, что им не хватает педагогических, медицинских и/или юридических знаний

49% родителей отмечает, что в удаленных от центра районах сложно получить специализированную помощь логопеда, дефектолога и психолога

Таким образом, мы видим, что семья, воспитывающая ребенка-инвалида , находится в своеобразном замкнутом круге. Конечно, мы не можем решить все перечисленные проблемы. Однако мы можем помочь родителям вырваться из этого круга, уменьшить остроту проблем, способствовать социализации семьи ребенка-инвалида в обществе. В этом заключается основная цель организации консультативно-методического центра «Парус» .

Достижение данной цели осуществляется через повышение психолого -педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ , ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений; коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций, развитие коммуникативного поведения и обучение навыкам саморегуляции родителей детей-инвалидов .

В настоящее время консультативно-методический центр оказывает помощь семьям, воспитывающим детей -инвалидов от 0 до 18 лет. Среди основных направлений работы можно выделить психологическую поддержку семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Оба направления представлены индивидуальными и групповыми формами работы. Рассмотрим некоторые из них.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми. Могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые занятия проводятся еженедельно малыми группами (по 3-4 человека) . Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов . Занятия проводят одновременно два специалиста – учитель-логопед и учитель-дефектолог. Развивающий материал занятия строго дозирован и индивидуален для детей конкретной группы . Обязательное условие – присутствие и помощь родителей, т. к. данная форма работы позволяет наглядно продемонстрировать родителям тонкости коррекционной работы с детьми, обучить приемам активизации ребенка-инвалида в домашних условиях.

Информационно-практические занятия с элементами тренинга направлены на активизацию родителей в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Планирование осуществляется по результатам анкетирования родителей в начале учебного года. Занятия с родителями проводятся специалистами Центральной ПМПК один раз в месяц. Каждое информационно-практическое занятие включает в себя следующие этапы :

Установка на занятие – участники группы под руководством педагога-психолога приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.

Теоретическая часть – вместе с приглашенным специалистом идет обсуждение определенной проблемы в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения .

Практическая часть – в ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» отрабатываются некоторые практические приемы коррекции и развития детей с ОВЗ с учетом темы занятия.

Подведение итогов занятия – рефлексия собственных впечатлений.

Кроме того, родители детей -инвалидов могут получить индивидуальную квалифицированную консультацию у специалистов Центра «Детство» :

Учитель-логопед оценивает уровень развития речи у ребенка, консультирует родителей об индивидуальных особенностях его речевого развития, продумывает систему коррекционной работы.

Учитель-дефектолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций у ребенка , обучает родителей оптимальным способам развития когнитивной сферы, проводит коррекцию познавательной активности ребенка.

Педагог-психолог изучает индивидуально-личностные особенности развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания и взаимодействия в системе «родитель-ребенок» , определяет основные направления психологической помощи .

Невролог, детский психиатр оценивают наличие у ребенка неврологических, психических , интеллектуальных нарушений, их влияние на имеющиеся у него проблемы в развитии, при необходимости назначают дополнительное обследование и лечение.

Выставки детско-родительского творчества. Совместное творчество детей и родителей способствует не только развитию творческих способностей у детей , но и сплачивает семью. В Центре «Детство» регулярно оформляется стенд «Радуга» , где выставляются тематические работы детей и родителей .

Способствуют сплочению детей и родителей и совместные праздники, развлечения, экскурсии. Кроме того общение родителей друг с другом в неформальной обстановке позволяет им обмениваться опытом семейного воспитания , не замыкаться в проблеме детской инвалидности. В последнее время широкое распространение принимает такая форма взаимодействия с семьей, как домашнее визитирование. Специалисты лаборатории ранней помощи посещают семьи с детьми инвалидами, в домашней обстановке обсуждает с родителями потребности ребенка. Играя с малышом, они определяют зону его ближайшего развития и составляют коррекционно-развивающую программу на ближайшее время. Специалисты дают рекомендации по поводу того, как лучше организовать игровое пространство, как встроить процесс обучения тем или иным навыкам в повседневную жизнь.

Сопровождение семей с детьми-инвалидами можно условно разделить на 3 этапа : поддержка, обучение и консультирование. Как мы видим наибольший объем работы выпадает на период раннего и младшего дошкольного возраста.

- Психолого -педагогическая поддержка семьи подразумевает определение структуры дефекта, обозначение основных направлений коррекционной работы, психологическую подготовку родителей к принятию инвалидности ребенка. Как правило, это происходит в первые годы жизни ребенка.

Обучение родителей оптимальным способам взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений формирует адекватное восприятие проблемы детской инвалидности. В большинстве случаев это семьи с ребенком-инвалидом дошкольного возраста.

Этап консультирования является завершающим этапом в системе сопровождения семей , воспитывающих детей-инвалидов . Как правило, это семьи, где дети достигли школьного возраста, для которых определен дальнейший образовательный маршрут.

Таким образом, подобная организация системы сопровождения позволяет дозировать психолого -педагогическую помощь с учетом актуальных проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида . Опыт практической работы свидетельствует о формировании положительных установок в сознании родителей, гармонизации взаимоотношений между матерью и ребенком, оптимизации социальных контактов семей , воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.