7 июля 1971 г., впервые пройдя через КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей школы КГБ. Уже много позже нам стало известно, что ранее это была знаменитая "школа №101", где проходили подготовку советские разведчики, а еще ранее - база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов, забрасывавшихся в тыл немецких войск в годы войны. Позднее здесь была создана база подготовки спецназа КГБ - Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС), готовившие сотрудников для подразделений "Альфа" и "Вымпел".
Собственно, сама Высшая школа (как специальное высшее учебное заведение по программе юридических вузов) была образована в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 июля 1952 г. И все же свою родословную "Вышка" (с августа 1992 г. - Академия Федеральной службы безопасности РФ) ведет от трехмесячных курсов подготовки сотрудников ВЧК, начавших свою работу 23 апреля 1921 г.

В ЧК ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ

Вопрос создания курсов подготовки чекистов рассматривался коллегией ВЧК уже 5 апреля 1918 г. Газета "Известия ВЦИК" 7 июля 1918 г. писала, что "в настоящее время, как это выяснилось на Всероссийской конференции ЧК, на многих местах ощущается острый недостаток в сведущих, подготовленных работниках по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Исходя из этого, ВЧК организует инструкторские курсы, которые в скором времени начнут функционировать". А 13 августа она сообщала читателям, что с 8 августа в помещении ВЧК (Большая Лубянка, Варсонофьевский пер., 7) с 11 до 14 часов проводится запись на курсы как лиц, имеющих рекомендации РКП(б), так и представителей губернских и уездных ЧК.

В сентябре состоялось открытие трехнедельных курсов с количеством обучающихся 100-120 человек. Программа курсов предусматривала изучение истории рабочего движения, международного значения Октябрьской революции, прав и обязанностей комиссаров ВЧК, производства дознания, форм и методов борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности - такими виделись главные угрозы безопасности нового государства. Занятия вели члены коллегии и руководящие работники ВЧК И.К. Ксенофонтов, Д.Г. Евсеев, И.Н. Полукаров, Г.С. Мороз, В.В. Фомин и другие.

11 августа следующего года начали работать уже двухмесячные, а в 1921 г. - трехмесячные курсы по подготовке следователей, разведчиков и комиссаров чрезвычайных комиссий. Эти курсы располагались в старинной усадьбе на Покровке, 27. В 1922-м они были преобразованы в Высшие курсы ГПУ, ставшие предшественником как сети курсов и школ ГПУ, так и будущей Высшей школы КГБ.

Одно из первых пособий для контрразведчиков "Красная контрразведка" было написано С.С. Турло в 1920 г. В 1924-м им при помощи И.П. Залдата была подготовлена новая книга "Шпионаж", на многие годы ставшая, по сути дела, одним из лучших учебных пособий по контрразведке. Появляются также первые учебные пособия по специальным дисциплинам для курсов ВЧК-ОГПУ: "Краткие сведения из агентурной разведки" (1919), "Канва агентурной разведки" (1921). В 1925 г. издается пособие "Техника контрразведывательной службы", через три года - "Экономическая контрреволюция", "Очерки истории карательных органов", "Азбука контрразведки", "Краткие очерки антисоветских политпартий" и др. В учебном процессе активно также использовалась книга К.К. Звонарева "Агентурная разведка". В этих работах осмысливался и анализировался опыт работы как советской разведки и контрразведки, так и органов безопасности российской империи.

8 сентября 1930 г. была образована Центральная школа, преподавание в которой вели руководящие сотрудники ОГПУ - В.А. Стырне, Н.Г. Николаев-Журид, Б.И. Гудзь. Курс истории ВЧК читал Я.С. Агранов. В марте 1939 г. Центральная школа была переименована в Высшую школу НКВД СССР. Основное здание ее находилось на Ленинградском проспекте, д.3, где ныне размещается Академия Пограничных войск. А в годы Великой Отечественной войны здесь также велась подготовка спецотрядов для действий в тылу врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР. В частности, здесь учились будущие Герои Советского Союза В.А. Лягин (руководитель нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве), В.А. Молодцов (руководитель опергруппы "Форт" в оккупированной Одессе), командир спецотрядов "Митя" и "Победители" Д.Н. Медведев, легендарный разведчик Н.И. Кузнецов. После непродолжительной эвакуации с 20 января 1942 г. в здании на Ленинградском проспекте была возобновлена учеба оперсостава на трехмесячных курсах. Всего в 1941-1945 гг. здесь прошли подготовку 7135 сотрудников НКВД-НКГБ.

МОЯ "ВЫШКА"

В 1971 г. на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии абитуриентами, принимали выпускников средних школ. Но конкурс для нас, вчерашних десятиклассников, был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Высшая школа КГБ давала отличное образование. Как скажут сегодня - "четыре в одном": специальное, юридическое, языковое, среднее военное. Но основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины. Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права. Среди юридических дисциплин особое внимание по понятным причинам уделялось уголовному праву и процессу, а также административному и международному праву.

Главное, чему учили нас преподаватели, - это неукоснительное следование именно нормам права, строгое соблюдение законности. Немалое внимание уделялось также предупреждению и профилактике, то есть недопущению реализации преступных намерений. Существовал целый арсенал средств предупреждения преступных действий. Особо подчеркну, именно в правовых рамках, но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам. Конечно, нам говорили и о необоснованных репрессиях 30-50-х годов, хотя тогда мы, как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов. Как юрист и гражданин, я не могу не испытывать чувства стыда и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова в действительности правда об истории нашей Родины. Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства в связи с тем, что особый упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на неукоснительное соблюдение норм права, на недопущение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени отнимало изучение слушателями иностранных языков - как европейских, так и восточных, а с 1979 г. - и африканских (всего в "Вышке" велось обучение 34 иностранным языкам). Причем уровень языковой подготовки был настолько высок, что многие выпускники становились впоследствии не только переводчиками, но и преподавателями. В том числе столь сложных языков, как арабский, японский, китайский, урду, пушту, суахили и тому подобных. Не скрою, в то время вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин, хотя это в дальнейшем пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало побывать не в одном десятке "горячих точек" как за рубежом, так и на территории нашей страны. И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контрразведки, хотя нам и приводят примеры якобы "демилитаризованных" зарубежных спецслужб.

Большую, лишь впоследствии осознанную помощь оказал нам преподаватель "спецдисциплины №1" А.И. Курчатов. Мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы. Таким образом он стремился закрепить у нас необходимые в работе знания, навыки и умения. Когда же мы собрались через несколько лет после окончания "Вышки", оказалось, что в памяти многих сохранилась признательность и благодарность именно ему, "дававшему именно то, что надо, что особенно важно", хотя его дидактические приемы и не воспринимались таковыми вначале.

Как мне кажется, в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы: большинство, в том числе и имевшие семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво. Быть может, это и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного курса вышло немало генералов, руководителей подразделений органов госбезопасности. Это, в частности, генерал-полковник А.Г. Безверхний, генерал-лейтенант С.М. Минаков, генерал-майор И.В. Ермаков. Многие из них прошли сначала Афганистан, а потом еще десятки "горячих точек" уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить "однокашника" Валеру Курилова, исключительно одаренного человека, писавшего стихи как на русском, так и на английском, игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего. Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал дворец Тадж-бек в Кабуле... Правдиво он рассказал об этом в своей книге "Операция "Шторм-333", немало страниц которой посвящено преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней, моим однокурсникам и коллегам, которые, не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг. Из этой книги я узнал, что наш преподаватель физподготовки Александр Иванович Долматов был заместителем командира спецотряда "Зенит", возглавлявшегося бывшим преподавателем Высшей школы КГБ Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Бояриновым (он был начальником КУОС и погиб при штурме дворца Тадж-бек).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан, но и для других слушателей чекистских вузов. Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления слушателям в качестве дополнительного учебного пособия. И в ней действительно есть чему поучиться.

ЧЕГО УЖЕ НЕТ

В целом же "Вышка" в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста (иностранные языки, в том числе изучение их на факультативных курсах желающими; неплохая библиотека со множеством периодических изданий, в том числе на иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена). В то же время, мне кажется, были и недостатки. В их числе я бы назвал прежде всего отсутствие спецкурса "Введение в специальность" (его начали читать в Высшей школе КГБ в середине 80-х годов как дань велению времени и требованиям Минвуза, но, к сожалению, в 90-е годы он вновь "выбыл" из расписания учебных занятий). Мне кажется, также очень важен курс "Гигиена умственного труда", хотя его можно было бы несколько расширить, поставив вопрос о сохранении здоровья слушателей в период обучения в целом.

Не было у нас и курса "Основы научных исследований", хотя он является, на мой взгляд, лучшим средством формирования творческой, нестандартно мыслящей личности. Такой курс как очередная своеобразная "дань моде" был введен в Высшей школе в середине 80-х годов, но, к сожалению, опять выпал из расписания учебных занятий в Академии ФСБ.
Подробнее:

Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС. Хлобустов Олег Максимович

Высшая школа КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского при Ю.В. Андропове

7 июля 1971 г., впервые пройдя КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей Краснознаменной школы КГБ при СМ СССР имени Ф.Э.Дзержинского.

Много позже мы, уже став слушателями, узнали, что ранее здесь размещалась знаменитая «школа N 101» НКВД СССР, где с октября 1938 года проходили подготовку советские разведчики. А в годы Великой Отечественной войны это была база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов, забрасывавшихся в тыл немецких войск.

Основное же здание Высшей школы находилось на Ленинградском проспекте, где ныне размещается Пограничная Академия ФСБ России. В годы Великой Отечественной войны в этом здании также велась подготовка спецотрядов для действий в тылу врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР из числа бойцов ОМ-СБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения, дислоцировавшейся поблизости, на стадионе «Динамо»).

В частности, здесь учились будущие герои Советского Союза В.А. Лягин (руководитель нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве), В.А. Молодцов (руководитель опергруппы «Форт» в оккупированной Одессе), командир спецотрядов «Митя» и «Победители» Д.Н. Медведев, легендарный разведчик Н.И. Кузнецов.

А всего четверо выпускников Центральной школы НКВД, как она тогда именовалась, предвоенных лет были удостоены в годы войны звания Героев Советского Союза. Ряд выпускников и сотрудников Высшей школы КГБ - Г.А. Бояринов, Э.Г. Козлов, В.С. Белюженко, и другие, - были удостоены этого высокого звания уже в 80-е годы прошлого века.

Всего в 1941–1945 годах в стенах школы были подготовлены и прошли переподготовку 7 135 сотрудников НКВД.

История ВШ КГБ при СМ СССР берет свое начало с постоянно действующих 3-х месячных курсов по подготовке оперативного состава, решение об образовании которых Коллегия ВЧК приняла 25 января 1921 г. А непосредственно занятия начались 24 апреля того же года.

Собственно говоря, сама Высшая школа, как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком подготовки слушателей по программе юридических вузов страны, была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 г., а в апреле 1954 г. первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили его с отличием.

В 1954 г. численность переменного состава (слушателей) Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет службы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в ВУЗы страны.

Первоначально Высшая школа КГБ имела 12 кафедр - по три кафедры по циклам социально-гуманитарных (философия, политэкономия, история ВКП(б), юридических и специальных дисциплин, а также кафедры иностранных языков, военную и физической подготовки.

К 1960 году Высшая школа КГБ СССР стала крупным многопрофильным специальным учебным заведением. Помимо этого в системе КГБ имелись 4 Высших пограничных училища (в Бабушкине в Москве, в г. Голицино в Подмосковье, в Ташкенте и в Алма-Ате).

Ряд принципиальных решений по развитию Высшей школы был принят в период деятельности на посту председателя КГБ Ю.В. Андропова.

И не случайно поэтому, одно из первых своих программных выступлений в июле 1967 г. Ю.В. Андропов адресовал именно выпускникам Высшей школы.

В нем, в частности, он подчеркивал:

В нынешних условиях, когда борьба с врагом происходит в особых условиях быстрого развития научно-технического прогресса и культуры во всех ее сферах… нужны глубокие знания, всесторонняя подготовка, умение разбираться в сложных переплетениях внутриполитической и внешнеполитической жизни.

…Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие - залог всех наших успехов».

Выпускники «нашего» факультета получали специальность юрист-правовед со знанием иностранного языка. Причем уровень этого знания был настолько высок, что позволял выпускникам работать в случае необходимости и переводчиками, и преподавателями, включая столь сложные языки как корейский, китайский, японский, арабский, пушту и другие.

В 1971 г. на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии, абитуриентами принимали также выпускников средних школ. Но конкурс для нас, вчерашних десятиклассников, был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Следует сказать, что тогда существовало в целом достаточно сдержанное, если не сказать негативное, отношение к чекистской «династийности», хотя она и существовала де-факто. Мне же, однако, представляется, что в этом явлении гораздо больше положительного, нежели отрицательного. Потому, что в целом эта преемственность и семейная традиция способствует более осознанному и целенаправленному выбору профессии, помогает в формировании и воспитании у будущих контрразведчиков профессионально значимых качеств личности.

Высшая школа давала отличное образование. Как скажут сегодня - «четыре в одном»: специальное, юридическое, языковое, среднее военное.

Но основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины. Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права, в частности - федеральными законами Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», «О федеральной службе безопасности», «О противодействии терроризму».

Среди юридических дисциплин особое внимание, по понятным причинам, уделялось уголовному праву и уголовному процессу, криминалистике, а также административному и международному праву.

Главное, чему учили нас преподаватели - это безукоснительному следованию именно нормам права, статьям законов , строгому соблюдению законности.

Немалое внимание уделялось также предупреждению и профилактике, то есть недопущению реализации преступных намерений. Существовал и существует целый арсенал средств и методов предупреждения преступных действий, особо подчеркну, именно в правовых рамках , но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам.

В цикле гуманитарных дисциплин немалое место занимали вопросы как современной международной обстановки и политики, так и истории отечественных органов безопасности, правда, начиная только с декабря 1917 г., с момента создания ВЧК. Хотя мы и понимали, как объективную потребность в существовании органов госбезопасности для любого государства, так и их наличие в Российской империи.

Но изучение их деятельности сводилось лишь к изучению существовавших норм Уголовного уложения.

Хотя у нас, слушателей, присутствовал немалый естественный интерес и к тому, как были организованны и действовали спецслужбы России до 1917 года. В этой связи огромным спросом в библиотеке пользовалась только появившаяся тогда книга Владимира Понизовского «Ночь не наступит», в художественно-литературной форме рассказывавшая о деятельности Департамента полиции России.

Конечно, нам говорили и о необоснованных политических репрессиях 30-х - 50-х годов, хотя тогда мы, как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов.

Конечно, как юрист и гражданин, я не могу не испытывать чувства горечи и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова подлинная правда об истории нашей Родины и ее органов госбезопасности в ХХ веке, которую необходимо знать и помнить .

Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства в связи с тем, что особый упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на безукоснительное соблюдение нормам права, уже измененных, на недопушение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени отнимало изучение слушателями иностранных языков, как европейских, так и восточных, а с 1979 г. - и африканских (всего в Высшей школе велось обучение 34 иностранным языкам).

Не скрою, что в период обучения в ВКШ вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин, хотя в дальнейшем эта подготовка пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало на долю побывать впоследствии не в одном десятке «горячих» точек как за рубежом, так и уже на территории нашей страны.

И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контрразведки, хотя нам и приводят примеры якобы «демилитаризированных» зарубежных спецслужб.

Хотя, конечно, требования воинских Уставов и воинской дисциплины и создавали некоторые неудобства в период обучения. Не говоря уже о несении нарядов - и внутренней службы по Высшей школе, и оперативных, ведь весь личный состав ВКШ являлся постоянным оперативным резервом председателя КГБ.

Годы учебы в Высшей школе вобрали в себя многое. Прежде всего, нельзя не сказать о коллективе курса, его мощном воспитательном и морально-нравственном потенциале, соединявшем в себе как юношеский задор и романтику вчерашних школьников с определенным жизненным опытом «старослужащих», прошедших армию.

Нельзя не вспомнить и нашего начальника курса, «папу», тогда еще майора Леонида Кузьмича Тюрикова, помощником у которого был Анатолий Михайлович Яценко. Это были требовательные, но в тоже время отзывчивые, доброжелательные, понимающие руководители, которые, на мой взгляд, блестяще иллюстрируют понятие «отцы-командиры».

Средством воспитания, товарищеского воздействия, помимо «треугольника» - командир группы, комсорг и парторг, групповых «Боевых листков» учебных групп, была также курсовая, факультетская и общешкольная стенная печать.

Каждый ежемесячный номер общешкольного «Чекиста» был событием, которого ждали. Помимо стихов, фотографий, хроники общественной жизни Школы, здесь помещались интереснейшие статьи, основанные на оригинальных материалах стран изучаемого языка. Особенно запомнились две из них - об очень известном в то время писателе-авантюристе Эрике фон Деникене, авторе ряда спекулятивных книг и кинофильмов («Воспоминания о будущем», «Назад, к звездам» и др.), и о «левом» молодежном экстремизме в Перу.

За организацией стенной печати стояли комитеты ВЛКСМ факультетов и Школы. В последнем было немало офицеров - лейтенантов и старших лейтенантов, с факультета военной контрразведки. Неформальное, товарищеское общение с ними вчерашних школьников также давало немало полезных жизненных уроков.

И прежде всего, - ответственности за себя, свои поступки, порученное дело, отсутствием чего - чувства личной ответственности, как известно, нередко грешат юноши, еще не осознавшие значения личной требовательности и ответственности перед коллективом, собственной совестью, делом и долгом, сегодня.

Среди членов комитета комсомола Школы особенно запомнился Андрей Козлов, бывший впоследствии главным редактором журнала «Пограничник». Уже в период обучения в ВКШ (в 1973–1975 гг.) он писал и публиковал свои рассказы, по его сценариям было поставлено несколько передач популярного телецикла «Спокойной ночи, малыши!». Поэтому я был рад, когда в 1982 г. он стал лауреатом конкурса молодых писателей.

Среди них не могу не назвать призванного в органы НКВД в сентябре 1938 г. Константина Петровича Новикова, который, будучи уже в отставке, продолжал трудиться в историко-археографической лаборатории Высшей школы над изданием многотомного сборника документов «Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне».

Думаю, его рассказы, в том числе и о деятельности военной контрразведки Отдельного корпуса РККА в Литве в 1938–1941 гг., многое могли бы восстановить в подлинной истории тех дней и лет.

Это - и поэт, член Союза писателей России Д.Б. Окунев, преподаватель одной из спецдисциплин, и более известный по своим работам Б.П. Курашвили, после ухода из ВКШ более 30 лет проработавший научным сотрудником в Институте государства и права Академии наук СССР и ставший ученым с мировым именем, к сожалению, в апреле 1999 г. ушедший из жизни.

Комитеты ВЛКСМ, помимо «помощи руководству в воспитании личного состава», что являлось одной из их главных официальных функций, занимались многими другими вопросами: организацией досуга слушателей, организацией и руководством строительными отрядами «Дзержинец», которые давали не только уникальнейшую возможность лучше и ближе познакомиться со своей страной, но и подзаработать во время «трудового семестра», организацией патриотического воспитания и так далее.

Упомяну только походы слушательских агитбригад февраля 1975 и 1976 годов по погранзаставам Прибалтийского пограничного округа от Риги до Бреста, проводившиеся, кстати сказать, под эгидой ЦК ВЛКСМ.

И, по-моему, большинство моих однокашников по Высшей школе как раз и продемонстрировали своей жизнью и работой эти социально важные и значимые качества.

Несколько отвлекаясь от темы, позволю себе высказать мнение о том, что гражданское общество формируется и может только формироваться усилиями и сознательной целенаправленной деятельностью социально активных граждан .

А правовое государство несовместимо с равнодушием, формализмом в работе сотрудников правоприменительных органов, терпимостью к несправедливости и нарушениям законов и норм общественной жизни, гражданской и профессиональной этики.

Комсомольская работа имела далеко не только «формально-бюрократический характер» - уж слишком много было в ней подлинного задора, стремления к самовыражению, а такая потребность, наверное, и приходит к человеку где-то на рубежи 20–23 лет, - глубокого осознания своей правоты, важности и нужности порученного тебе дела.

Я думаю, ныне слушателям и студентам гражданских вузов недостает подобной общественной самодеятельной организации, учащей как самостоятельно принимать решения, так и организовывать их выполнение, нести ответственность за их реализацию.

И еще из тех лет учебы я вынес убеждение в том, что научаются студенты у тех преподавателей, что любят свою профессию, свой предмет, досконального знают его и не останавливаются в собственном профессиональном росте, являются не равнодушными в своем отношении к жизни людьми.

Мы любили молодого преподавателя, тогда капитана, К.Х. Ипполитова (впоследствии генерал-майора, начальника Аналитического управления МБ России), В.М. Клеандрову, М.П. Третьякова, В.Н. Струнникова.

Лично на меня большое впечатление своей эрудицией, знанием предмета, внутренней собранностью, целеустремленностью произвел Г.А. Попов, с которым посчастливилось в дальнейшем совместно работать. Именно Геннадий Алексеевич пробудил у меня интерес к познанию, изучению и осмыслению подлинной истории страны и ее органов безопасности .

Большую, лишь впоследствии осознанную и оцененную в полной мере помощь в профессиональном становлении моих одногруппников оказал нам преподаватель «спецдисциплины N 1» А.И. Курчатов. Сказать по правде, мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы, - таким образом, он стремился выработать и закрепить у нас необходимые в работе знания, навыки и умения.

Когда же мы собрались через несколько лет после окончания «Вышки», оказалось, что в памяти многих сохранилась признательность и благодарность именно ему, «дававшему именно то, что надо, что особенно важно», хотя его дидактические приемы обучения и не воспринимались таковыми вначале.

И с еще тех слушательских времен врезался в память известный афоризм о том, что научаются лишь у тех, кто любит свое дело.

Как мне кажется, в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы: большинство, в том числе и имевших семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво.

Быть может, это и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного нашего курса вышло немало генералов, руководителей подразделений органов госбезопасности. Это, в частности, уже генерал-полковник А.Г. Безверхний, генерал-лейтенант С.Н. Минаков, генерал-майор И.В. Ермаков и другие мои дорогие однокашники.

Многие из них прошли сначала Афганистан, а потом еще десятки «горячих точек» уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить «однокашника» Валеру Курилова, исключительно одаренного человека, писавшего стихи как на русском, так и на английском, игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего. Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал штурмом дворец Тадж-Бек в Кабуле.

Правдиво он рассказал об этом в своей книге «Операция «Шторм-333» (М.,1999), немало страниц которой посвящены преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней, моим однокурсникам и коллегам, которые, не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг.

Из этой книги я узнал, что наш преподаватель физкультуры Александр Иванович Долматов был заместителем командира спецотряда КГБ «Зенит», возглавлявшегося бывшим преподавателем Высшей школы Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Бояриновым. (Полковник Г.И. Бояринов, начальник КУОС КГБ погиб при штурме дворца Тадж-Бек 27 декабря 1979 г. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно в апреле 1980 г.).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан, но и для других слушателей чекистских вузов. Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления слушателям в качестве дополнительного учебного пособия. И в ней действительно есть чему поучиться.

Жажда знаний и собственного творчества находила свое выражение и в увлечении НИРС - научно-исследовательской работой слушателей.

Представляется необходимым упомянуть, что еще в 1855 г. в Николаевской военной академии Генерального штаба были введены так называемые «годовые сочинения» по изучаемым дисциплинам с целью выяснения пригодности слушателей к самостоятельной работе, представлявшие собой своеобразные квалификационные выпускные работы «за полный курс обучения». Данный подход был востребован в 50-е годы уже XX века в военно-учебных и специальных учебных заведениях СССР.

Комитет ВЛКСМ Высшей школы также уделял развитию НИРС определенное внимание. В 1973 г. при его участии было образовано общешкольное Слушательское научное общество (СНО), которое в те годы работало достаточно активно.

В целом ВКШ в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста:

Иностранные языки (в том числе изучение их на дополнительных, факультативных курсах желающими);

Отличнейшая библиотека со множеством периодических изданий, в том числе на изучавшихся иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена.

Ну и, конечно, сама та неповторимая аура «культурной столицы», с ее многообразием музеев, библиотек - особой популярностью у нас пользовалась «Иностранка» - Библиотека иностранной литературы с ее неповторимыми уникальными фондами, а также тематическими вечерами и фильмами на иностранных языках, театров, которая давала редкую возможность непосредственного, живого прикосновения ко всему многообразию и богатству отечественного и зарубежного культурного наследия.

В тоже время, мне кажется, были и определенные недостатки в организации учебного процесса.

В их числе я бы назвал, прежде всего, отсутствие спецкурса «Введение в специальность» - он был введен в ВКШ в середине 80-х годов как своеобразная «дань моде», и требованиям минвуза, но, к сожалению, в процессе реформирования всей системы высшего образования страны, в 90-е годы вновь «выпал» из расписания учебных занятий.

Мне кажется, для слушателей и студентов иных вузов также крайне важен и актуален курс «Гигиена умственного труда», хотя его можно было бы несколько расширить, поставив и вопросы о сохранении и укреплении здоровья обучаемых в период обучения в вузе в целом.

Не было у нас и курса «Основы научных исследований», хотя, в целом, он является, на мой взгляд, лучшим средством формирования творческой, нестандартно мыслящей личности.

Как вспоминал начальник Высшей школы имени Ф.Э. Дзержинского в 1987–1991 гг. Л.А. Постников, со стороны Комитета госбезопасности при Ю.В. Андропове проявлялась забота об укреплении научно-педагогических коллективов школы, о приближении обучения к практике, о развитии чекистской науки.

Андропову удалось добиться в Политбюро ЦК КПСС и Совете министров СССР решения о строительстве нового комплекса Высшей школы, строительство которого началось в 1970 г.

Нельзя не вспомнить и об «андроповском наборе» Высшей школы имени Ф.Э. Дзержинского, с напутствием к первокурсникам которого 1 сентябре 1981 г. обратился председатель КГБ СССР.

В частности, Юрий Владимирович отмечал:

На пороге нового учебного года я хотел бы высказать некоторые соображения о том, чего мы ждем от школы сегодня.

У вашей школы большой опыт и хорошие традиции…

Но добрая репутация - не только для похвалы. Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником.

При этом важно учитывать, что школа готовит не обычные кадры. Она отличается от других учебных заведений, где получают знания специалисты гражданских профессий. Там будущие инженеры, врачи, учителя готовятся для работы с нашими советскими людьми, с которыми их будут связывать отношения товарищества, взаимопомощи, глубокой заинтересованности в общем деле. Позитивный характер их деятельности гармонично сочетается с высокими гражданскими обязанностями, которые находят свое проявление прежде всего в глубоком знании своего дела, в умении применять эти знания на практике.

Вы же готовите кадры для работы в специфической области, а именно для борьбы с врагом, врагом хитрым, коварным и действующим в большинстве случаев тайно. Это требует от будущих чекистов не только специальных знаний, но и особых политических и личных качеств.

Известно, что в оперативно-чекистской деятельности все шире используются самые передовые технические достижения, современная криминалистика. Но при всем этом решающее значение принадлежит кадрам, их морально-политическим качествам. Именно от них зависит, насколько эффективно будут использоваться все оперативно-технические средства, насколько успешным будет результат всей нашей работы.

Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно. Мало просто прочитать учебник, прослушать лекцию, усвоить по ним опыт чекистов старшего поколения.

Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером.

Именно под этим углом надо вести всю работу по совершенствованию подготовки молодых чекистов, всего учебно-воспитательного процесса. Для этого требуется теснее соединять работу школы с практикой. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра.

Чекист - профессия особая. Партия, советский народ с первых шагов революции предъявляют к чекистам особые, повышенные требования. Хорошо известны слова Ф.Э. Дзержинского о том, что чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками. Эти требования полностью сохраняют свою значимость и сегодня. Но они обогащаются всем ходом развития советского общества, всей нашей советской действительности. Они обогащаются и опытом работы органов госбезопасности в современных условиях.

От чекиста требуется высокая идейная убежденность, непоколебимая преданность делу партии, готовность отдать ему все свои силы, а если потребуется, то и саму жизнь. Он должен обладать глубоким знанием марксистско-ленинского учения, высоким чувством партийной ответственности, понимать свой долг перед советским народом, перед нашей социалистической Родиной. Везде и всегда чекист должен активно отстаивать политику партии, бороться за ее осуществление….

От чекиста требуется высокая нравственность и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития и вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическому образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со своей совестью. Позволить себе немного отойти в одном, слегка отступить в другом от нашей морали - значит повесить на себя тяжкий груз, который чем дальше, тем больше будет давить на человека, гнуть его вниз, мешать и в жизни, и в работе. Это важно подчеркнуть и потому, что противник в борьбе против социализма пытается самым активным образом использовать любые лазейки, любые проявления аморальности, частнособственнической психологии, стяжательства, нечестности и других пережитков старого общества.

От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер… Разумеется, такой характер не рождается сам по себе. Его нужно выспитывать, вырабатывать. Нам нужно выковывать в чекистах те свойства, которые, говоря словами В.И. Ленина, «закаляют революционеров на долгие и долгие годы» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т. 38, с. 76)

Коллегия Комитета госбезопасности указывает на то, что в нынешней обстановке необходимо еще выше поднять в органах, войсках и учебных заведениях боеготовность и мобилизованность всего личного состава. От каждого чекиста требуется особенно высокая степень сознательности, дисциплинированности, четкости в выполнении приказов и указаний. Это в полной мере относится и к вам, преподавателям и слушателям школы имени Ф.Э. Дзержинского.

Как вы знаете, за заслуги в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров школа награждена орденом Октябрьской Революции.

Позвольте, товарищи, поздравит вас с этой высокой наградой Родины!

Желаем вам успеха в решении больших и ответственных задач, которые встают перед школой в новом учебном году!»

24 августа 1992 г. Высшая школа КГБ была преобразована в Академию Министерства безопасности Российской Федерации. Так начался новый этап истории этого уникального вуза страны.

Из книги Явка до востребования автора Окулов Василий Николаевич

Из книги Традиции чекистов от Ленина до Путина. Культ государственной безопасности автора Федор Джули

Из книги Спецназ ГРУ в Кандагаре. Военная хроника автора Шипунов Александр

1. Заповеди Дзержинского «Врагам, которых одно только имя Дзержинского повергало в трепет, он представлялся наполовину демоном, наполовину чародеем большевизма… Дзержинский вездесущ, Дзержинский всегда беспощаден, Дзержинский сметает все препятствия на своем пути.

Из книги Руденко. Генеральный прокурор СССР автора

Краткая биография Дзержинского Первое официальное жизнеописание Дзержинского появилось сразу же после его смерти в июле 1926 года. Всего через два дня после его ухода из жизни государственное издательство «Госиздат» впустило небольшую 32-страничную брошюру о

Из книги С них начиналась разведка автора Антонов Владимир Сергеевич

Андропов как облегченная версия Дзержинского Андропов часто упоминается вместе с Дзержинским. В 2001 году, например, заместитель директора ФСБ Шульц назвал Дзержинского и Андропова двумя самыми главными чекистскими лидерами. Дзержинский - слишком неоднозначная

Из книги КГБ СССР. 1954–1991 гг. Тайны гибели Великой державы автора Хлобустов Олег Максимович

ШКОЛА БОЯ И ШКОЛА ЖИЗНИ 1071-й Отдельный учебный полк специального назначения Разведки Ленинградского военного округа Создание в 1950 году первых подразделений специального назначения наших Вооруженных сил логически продолжило славную историю одного из наиболее

Из книги Нюрнбергский набат [Репортаж из прошлого, обращение к будущему] автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги Под грифом правды. Исповедь военного контрразведчика. Люди. Факты. Спецоперации. автора Гуськов Анатолий Михайлович

«НАПРАВИТЬ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЗЕРЖИНСКОГО» В 1919 году решением Оргбюро ЦК РКП(б) Соломон Могилевский направляется в распоряжение Ф.Э. Дзержинского. В октябре того же года он назначается заведующим следственной частью ВЧК и одновременно - заместителем начальника Особого

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Приложение 3. Высшая школа КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского при Ю.В. Андропове … 7 июля 1971 г., впервые пройдя КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей Краснознаменной школы КГБ при СМ СССР имени

Из книги Очерки истории российской внешней разведки. Том 3 автора Примаков Евгений Максимович

От лица СССР - от имени человечества * * *Исход Второй мировой войны решился на Восточном фронте. Именно СССР был главным противником Германии, бросившей на него основные силы. И Красная армия, и мирное население понесли огромные потери, которые оказались больше общих

Из книги КГБ, каким я знал его изнутри. Некоторые штрихи автора Смирнов Борис Иванович

Высшая школа МВД СССР И вновь потекли дни мирного труда. Но опять ненадолго. В конце мая меня пригласил к себе заместитель министра внутренних дел Обручников Б.П. и после непринужденной беседы сказал: «У Вас за плечами высшее гражданское образование, Высшая школа МВД СССР,

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

Высшая кавалерийская школа в Ленинграде «Учебная нагрузка была очень велика, – вспоминал Жуков. – Приходилось после лекций много заниматься самостоятельно. Теперь, на склоне лет, порой удивляешься тогдашней выносливости и фанатическому упорству… Часто у нас

Из книги автора

№ 7 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКГБ СССР В ЦК ВКП(б), СНК СССР, НКО СССР и НКВД СССР от 6 марта 1941 г. Сообщение из БерлинаПо информации, полученной от чиновника Комитета по четырехлетнему плану, несколько работников комитета получили срочное задание составить расчеты запасов сырья и

Из книги автора

№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР № 1312/М 26 апреля 1941 г.Совершенно секретноНаправляем

Из книги автора

Глава 2 Высшая школа Комитета госбезопасности СССР В этой главе расскажу о том, как мне в первой половине шестидесятых годов минувшего столетия посчастливилось поступить учиться в Высшую школу КГБ, то есть в высшее учебное заведение Комитета госудаственной

Из книги автора

Василий Васильев. ПОМОЩНИКИ ДЗЕРЖИНСКОГО В Петроградскую ЧК меня направили летом 1918 года, сразу после выздоровления.Делалось это по тем временам просто. Поправился товарищ, подзалечил фронтовые раны на лазаретной койке и вызывают его в партийный комитет: так, мол, и так,

Ненормированный рабочий день, умение выжимать из сотрудников все соки, навыки интерпретации и усвоения огромных массивов информации, способность добиваться успеха во враждебном окружении. Добавьте к этому специфические познания в финансах, экономике и теории менеджмента - и перед вами амбициозный выпускник бизнес-школы, метящий в CEO серьезной фирмы.

Специфические познания можно и не добавлять - и тогда перед вами амбициозный выпускник разведшколы КГБ, который ничего не понимает в финансовых моделях, зато хорошо подготовлен физически, умеет отрываться от слежки и метко стрелять.

Способны ли бывшие чекисты эффективно управлять бизнесом? Вопрос не праздный в стране, где выходцы из спецслужб контролируют не только все ветви власти, но и командные высоты в экономике. Достоверно оценить вес этой прослойки (вернее, надстройки) можно будет только лет через пятьдесят, когда откроются архивы спецслужб. Но ничто не мешает уже сейчас оценить квалификацию тех, кого в 1970-1980-е готовили для тайной войны с внешним врагом и кто по иронии судьбы стал сливками «национальной буржуазии» - так охарактеризовал класс, который должен контролировать основные активы в стране, основатель сети «Седьмой континент» Владимир Груздев, миллиардер и бывший разведчик.

Кто ходил в разведку

Комитет государственной безопасности был ведомством-монстром: здесь и тайная полиция, и антитеррор (с примесью террора), и пограничная служба, и охрана первых лиц государства, и разведка, и контрразведка. Но в современной элите бывшие главные управления КГБ представлены неравномерно. «Есть большая разница между кадрами, которые отбирались для разведки и для других управлений КГБ. Не было ничего общего между Первым управлением (разведка) и, например, Девятым (правительственная охрана) или Пятым (борьба с инакомыслием), - говорит бывший офицер Первого главного управления (ПГУ), депутат Госдумы Александр Лебедев, контролирующий Национальную резервную корпорацию с активами в несколько миллиардов долларов. - Между управлениями существовали китайские стены. Кадры для них отбирались совершенно по-разному». «Сотрудники службы были лучше подготовлены… лучше обеспечены материально, им не приходилось заниматься грязной работой, то есть бороться с внутренними подрывными элементами», - нахваливал подчиненных последний шеф советской разведки Леонид Шебаршин в мемуарах.

Рассуждения Шебаршина и Лебедева можно воспринимать как стремление «приподнять» собственное ведомство. Но даже беглый взгляд на нынешнюю верхушку подтверждает их слова. Бывший сотрудник резидентуры в ГДР Владимир Путин управляет страной. Первый вице-премьер Сергей Иванов отвечает за оборонку, а заодно и за все машиностроение. Лебедев и Груздев ворочают миллиардами. Все это разведчики на пенсии. Их незасвеченные коллеги, возможно, занимают и другие ответственные посты.

Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин в 1985-1991 гг. работал в представительстве СССР при ООН в Нью-Йорке. ЦРУ всегда считало эту контору главным шпионским гнездом на территории Америки, но в официальной биографии Якунина никаких подтверждений этим подозрениям нет, а сам он на прямые вопросы о профессиональном прошлом только отшучивается. Гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, который вот-вот пересядет в кресло главы госкорпорации «Российские технологии», работал в ГДР одновременно с Путиным. По официальной версии - представителем некоего Экспериментально-производственного объединения «Луч». В опубликованных три года назад мемуарах советского разведчика, прикрывшегося псевдонимом Владимир Усольцев, описана дружба двух сотрудников дрезденской разведгруппы - Сергея (в котором опознают Чемезова) и Володи (Путин). Сергей и Володя, рассказывает Усольцев (под этим псевдонимом, возможно, скрывается бывший разведчик Владимир Гортанов), даже делили одну служебную «Ладу» на двоих.

Президент ВТБ, второго по величине универсального банка России, Андрей Костин работал в посольстве в Лондоне одновременно с Лебедевым, а в 1992 г. они стали соучредителями Русской инвестиционно-финансовой компании. В официальной биографии Костина ничего про разведку не говорится, что не помешало Times осторожно причислить его к когорте «бывших шпионов», наводнивших Лондон в последние годы. Президент госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» с активами $30 млрд Владимир Дмитриев на закате 1980-х служил в советском посольстве в Швеции на должности первого советника посла - эту должность шведские спецслужбы взяли на карандаш еще в начале 1960-х, когда один из предшественников Дмитриева попался на шпионаже.Председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, при котором нефтяная компания стала крупнейшей в России, в 1980-е гг. работал в охваченных гражданской войной Мозамбике и Анголе, где очень пригодились его познания в португальском языке. Все эти уважаемые люди могут начать публично гордиться боевым прошлым только с особого позволения начальника Службы внешней разведки (СВР), которым недавно стал бывший премьер-министр Михаил Фрадков. Он, кстати, прекрасно владеет двумя приемами, которым, по воспоминаниям Иванова, учили в разведшколе: «не выделяться из толпы», а также «профессионально и много говорить ни о чем».

Школа невидимок

Основной кузницей кадров для советских спецслужб была Высшая школа КГБ (сейчас Академия ФСБ), но специалистов ПГУ, преобразованного после распада СССР в Службу внешней разведки, ковала особая разведшкола - Краснознаменный институт имени Андропова (сейчас Академия внешней разведки). Курсант Путин носил в ней псевдоним Платов.

Как и лучшие бизнес-школы, школа разведчиков была весьма придирчива в подборе учащихся. При приеме проверялась их способность к языкам, они проходили серьезные тесты на общую эрудицию. Как и в бизнес-школу, в Краснознаменный институт поступали за вторым образованием. Первый диплом был необходим абитуриентам потому, что обеспечивал разведчика убедительной легендой. Лебедев, например, окончил экономический факультет МГИМО, Юрий Кобаладзе, работавший под прикрытием в Великобритании, - факультет международной журналистики того же вуза, а Шебаршин там же учил восточные языки. За границей Лебедев и Шебаршин служили в советских посольствах, а Кобаладзе работал корреспондентом Гостелерадио. А вот выпускнику юрфака Ленинградского университета майору КГБ Путину его первый диплом пригодился по возвращении из Германии при трудоустройстве в первой alma mater.

Следующим барьером было психологическое тестирование. Эффективному шпиону необходимы не только интеллект и эрудиция, но и специфический склад личности, ведь ему предстоит убедительно лгать, скрывать свои чувства и мысли. От собеседования с психологом не избавлял послужной список кандидата, уже успевшего поработать в органах. «Сотрудники наружного наблюдения часто приобретают неестественную манеру поведения, оказавшись в пустынном месте. Они импровизируют, и не всегда удачно, - объяснял Шебаршин недостатки смежников. - Их выдает внутреннее напряжение». Николай Рабчонок, до октября 2007 г. возглавлявший белорусский Институт национальной безопасности (бывшие Высшие курсы КГБ), в интервью еженедельнику «Экспресс Новости» пояснял: «Чтобы устоять, надо иметь большой запас прочности, в том числе и заложенный генетически». «Экстраверт и интраверт. В чистом виде для работы в разведке непригоден ни тот ни другой тип, - пишет Усольцев. - Володя [Путин] представлял собой удачную смесь: он был одновременно и тем и другим».

Пройдя отбор, счастливчики оказывались за колючей проволокой, которой был огорожен заветный вуз. Чему их здесь учили три года шесть дней в неделю? Учебный день начинался в восемь утра с часовой физподготовки: бег по пересеченной местности, гимнастика, плавание, борьба, лыжи. Занятия в классах проходили с 9 до 18 с перерывом на часовой обед, пишет в своей книге «КГБ сегодня» американец Джон Баррон, узнавший эти детали от перебежчика Станислава Левченко.

Бывший преподаватель Высшей школы КГБ Олег Хлобустов так описывает подготовку контрразведчиков: «Школа давала отличное образование, четыре в одном - специальное, юридическое, языковое, среднее военное. Основу и сердцевину обучения составляли юридические и специальные дисциплины. Главное, чему нас учили, - это неукоснительное следование нормам права, строгое соблюдение законности». Разведчикам, которых тоже учили социалистической законности, приходилось сложнее: им предстояло имитировать строгое соблюдение законов противника, грубым образом их попирая. Подготовка дала плоды: Путин как-то покритиковал запутанное хозяйственное законодательство 1990-х, но подчеркнул, что тот, кто хотел, вполне мог его соблюдать.

В школе будущим разведчикам предстояло овладеть навыками работы над собой и работы с людьми. «У нас прививается определенное профессиональное качество - не хочу употреблять плохое слово “прикидываться” - выглядеть так, как ожидает от нас собеседник. Это постепенно входит в кровь… Это помогает решению задач», - рассказывал Шебаршин. В первые годы правления Путина люди, бывавшие на аудиенциях в Кремле, всегда покидали президента с ощущением, что тот принял их точку зрения. Часто оно было совершенно ложным.

Плох тот разведчик, который не умеет составить психологический портрет человека, найти его слабые стороны, подчинить и заставить работать на себя. Левченко рассказывал Баррону, что в 1970-х завербовал несколько агентов в Японии, руководствуясь знаниями о мотивации, преподанными в школе. Там считалось, что толкнуть объект на сотрудничество с КГБ может один из четырех факторов: деньги, идеология, компромат и тщеславие. Второй фактор, разумеется, предпочтительнее - он позволял экономить дефицитную инвалюту.

Одно дело завербовать и совсем другое - добиться службы не за страх, а за совесть. Здесь потребуeтся совокупность качеств, которые в современной теории менеджмента обозначаются как «эмоциональный интеллект»: способность «вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу» (из аннотации к одному из руководств для менеджеров, стремящихся стать эмоциональными лидерами). Аннотация практически буквально перекликается с характеристикой «Володи», которую приводит Усольцев: «Он внушал ощущение уверенности окружающим - всем становилось ясно, что он своего добьется». Хорошо умеет мотивировать подчиненных и Сергей Иванов. «Ему никогда не лень поблагодарить за помощь, попросить о ней. Он не считает, что все ему обязаны просто в силу того, что он приемник-передатчик и все вокруг должны на цыпочках ходить, - рассказывает бывший высокопоставленный чиновник. - Если ты хочешь, чтобы люди с тобой работали и работали с отдачей, нужно быть более щедрым на эмоции». По его наблюдениям, у Иванова это получается лучше, чем у другого первого вице-премьера, Дмитрия Медведева.

В школе разведчиков готовили к тому, что в вожделенной зарубежной командировке, которая длилась, как правило, пять лет, им предстоит пахать за двоих: выполнять и официальную работу, и тайную. Плохое выполнение «основных» обязанностей журналистами, дипломатами, сотрудниками торгпредств могло их выдать. «За долгие годы за рубежом мне не приходилось видеть в посольствах человека, который бы ломался под непосильным грузом работы, - вспоминает Шебаршин. - Разведчик должен уметь работать и нести двойную нагрузку». Справедливости ради отметим, что не только разведчиков приучали к ненормированному рабочему дню. Основатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский учился в Высшей школе КГБ на криптографа. «Я премного благодарен данному учебному заведению за то, что меня там научили не просто работать, а вкалывать», - говорит выпускник технического факультета «Вышки».

В житейском море

К концу 1980-х советских разведчиков постигло глубокое разочарование. «Была наша работа явной профанацией», - пишет Усольцев. Путин испытывал те же чувства: «То, что мы делали, оказалось никому не нужным». Распад Союза открыл перед этими волевыми и способными людьми совершенно новые перспективы.

Увы, никаких навыков ведения бизнеса разведшкола не давала: КПСС зорко следила за идеологической чистотой своего карающего меча. Даже если шпион работал под видом коммерсанта, свои бизнес-решения ему приходилось согласовывать с начальством. Однажды, рассказывает Баррон, советский шпион в США Руди Герман предложил Центру купить акции IBM и на доход от них оплачивать образование сына. Ответ поступил следующий: «Ваше предложение о капиталовложениях в уолл-стритовскую фирму представляется неприемлемым и противоречит принципам марксизма-ленинизма. Прекратите думать о деньгах и сладкой жизни. Перестаньте рассуждать и действовать как капиталист». Центр неоднократно отчитывал Руди за то, что он слишком много внимания уделяет развитию своего кинобизнеса.

Освободившись от двойной опеки - идеологической и служебной, многие чекисты среднего звена воспользовались шансом. «В начале 1990-х именно, скажем так, военные чаще других были готовы принять на себя риск начать бизнес, несмотря на криминальные и другие угрозы, - аккуратно подбирает слова Антон Стороженко, партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group. - Личные качества давали им уверенность в том, что они могут этому противостоять».

Большие деньги долго не шли чекистам в руки. Бывшие фарцовщики и комсомольцы оказались куда предприимчивее. Выходцам из внутренних управлений КГБ пришлось наниматься на работу к олигархам. Гонитель советских диссидентов Филипп Бобков возглавил спецслужбу Владимира Гусинского. Генерал-майор Алексей Кондауров, боровшийся в КГБ с террором, стал начальником аналитической службы ЮКОСа. Примеры можно множить, но суть их проста: бывшие тузы КГБ соглашались на роль высокооплачиваемой обслуги.

Чекистской молодежи пробиваться было еще труднее. Олигархам они были неинтересны. Предпринимательской жилки лишены. Лебедева, по его словам, выручали не столько познания, вынесенные из разведшколы, сколько закалившийся на службе характер.«Вас послали на три буквы сто раз, а вы снова пошли, вас тысячу раз послали, а вы все равно понимаете, что один раз из тысячи, но у вас получится», - описывает свое понимание бизнеса Лебедев. Счастливый тысячный шанс выпал банкиру в середине 1990-х, когда Национальный резервный банк стал ключевым агентом «Газпрома» по работе с украинскими долгами. Успехам Груздева способствовало партнерство с Владимиром Карнауховым, прежде отвечавшим в мэрии за потребительский рынок. Касперский со своим антивирусным стартапом - едва ли не единственный из бывших, кто построил компанию по рыночным правилам.

Родовая травма

Легендарный СЕО GE Джек Уэлч сказал, что диплом МBA - все равно что знак качества на лбу. Вот только эффект длится не больше года: выпускнику бизнес-школы надо как можно быстрее наняться на работу, иначе модная упаковка теряет товарный вид.

В современной России знак качества от СВР практически несмываем. Разведчик Кобаладзе сначала стал управляющим директором инвестбанка «Ренессанс Капитал», а в феврале 2007 г. занял ту же должность в X5 Retail. Обязанности у него те же, что и в пресс-службе СВР: доносить до публики и чиновников информацию в выгодном для работодателя свете. Шебаршин заседает в совете директоров «Мотовилихинских заводов». Ну а если нити биографии тянутся к Дрездену, размер приза вырастает в разы.

Экономика России становится все менее конкурентной, и чекист во главе компании может оказаться весьма ценным активом: ему проще, чем гражданским, добиваться роста тарифов (если речь идет о монополиях), субсидий из бюджета, согласия госорганов на слияния и поглощения. Примеры Лебедева, Груздева, питерских и дрезденских соратников Путина показывают, что бывшие разведчики способны выстраивать эффективные схемы по консолидации активов под своим контролем. Отсутствие специальных знаний - не помеха, нужных специалистов можно просто нанять на рынке. «У меня другая роль - стратегия, предвидение угроз и развития индустрии, - объясняет Касперский. - Угадывать, куда катится этот мир, в бизнес-школах не учат. А мое образование как раз мне помогает». И все же бывшим шпионам практически невозможно превратиться в настоящих бизнесменов. Кобаладзе знавал коллег, которые, привыкнув во всех подозревать врагов, страдали манией преследования. Навык держаться друг за друга, или пресловутый чекистский корпоративизм, - это вполне рациональный способ поддержания внешних коммуникаций, но закрытость этой социальной сети затрудняет усвоение новых идей. Вместо максимизации прибыли, которая движет предпринимателями, бывшие чекисты руководствуются философией минимизации ущерба. Конкурентные рынки не внушают им ни малейшего доверия, отсюда такая страсть к работе в монополиях и созданию изолированных от конкуренции госкорпораций. Даже те, кто добился успехов вне государственного сектора, при возможности стремятся покинуть мир наживы и чистогана. Груздев снова баллотируется в депутаты и пару недель назад объявил о продаже своей доли в «Седьмом континенте». Лебедев, чьи бизнес-проекты идут ни шатко ни валко, тоже сосредоточился на политике. Книга легендарного CEO Intel Энди Гроува о кризисе в компании и его преодолении называется «Выживают только параноики». Горстка бывших разведчиков не только выжила, но и одержала безоговорочную победу в битве за стратегические активы. Для закрепления успеха им потребуются сотни и тысячи менеджеров с дипломами MBA, которым, если они хотят преуспеть на родине, стоит подучиться азам шпионского ремесла.

Тайные американцы. Из Лэнгли выдачи нет

Несмотря на свободу средств массовой информации, в Америке кадровые разведчики такие же невидимки, как и в России. В прошлом году газета Chicago Tribune сообщила, что на основании открытых источников ей удалось идентифицировать 2653 сотрудника Центрального разведывательного управления. Список не был опубликован. Газета обнародовала лишь личные данные одного дипломата, за исключением фамилии, добавив, что ЦРУ просило редакцию этого не делать. Газета обнаружила и 26 работников секретной разведшколы в Виргинии, так называемой «Фермы». Среди агентов - дипломаты, журналисты, бизнесмены.

Публичным является лишь руководство ЦРУ, рядовые сотрудники остаются засекреченными. Им не пришлось, как советским коллегам, пережить крах собственной страны. Тем не менее в адрес цеэрушников периодически раздаются обвинения в манипуляции общественным мнением, обслуживании интересов крупного бизнеса, коррупции.

В 1953 г. выпускник Принстона Аллен Даллес, когда-то работавший в юридической фирме Sullivan & Cromwell, которая обслуживала крупнейшие американские корпорации, стал первым гражданским директором ЦРУ. Автор эссе «Происхождение высшего класса», бывший американский разведчик в Берлине Стив Кангас считал, что именно Даллес взял за правило брать на работу в ЦРУ выпускников лучших университетов США.

Защита государства во все времена была почетной деятельностью. Люди, непосредственно осуществляющие её, пользовались в обществе большим почетом и авторитетом. Помимо того, постоянные войны, которые велись на протяжении всей человеческой истории, существенно обогащали представителей военного сословия. В некоторых странах военные считались высшей кастой с наибольшим количеством прав. Отличным примером являются японские самураи. Однако на территории нашего отечества также во все времена славили воинов и их достижения. Следует отметить, что большое значение имеет система подготовки подобных людей. Ведь потребность в наличии профессиональных военных никогда не отпадет. Сама система подготовки солдат требует особого подхода, так как их мастерство состоит не только из физической силы, но еще и определенных психологических качеств. В данном случае стоит отметить специфику обучения элиты всех вооружённых и силовых формирований, то есть разведки и государственной безопасности. Последняя структура выполняет в современном мире крайне важные функциональные задачи. Поэтому подготовка её представителей должна осуществляться на высшем уровне. В Российской Федерации на сегодняшний день существует Федеральная служба безопасности. Это ведомство занимается обеспечением безопасности нашей державы. Специалистов для его рядов готовят в особом Академии ФСБ.

Что такое

Как уже указывалось ранее, в любом государстве большую роль играют силовые подразделения. Федеральная служба безопасности Российской Федерации относится к подобным формированиям. Численность ведомства на сегодняшний день засекречена. Главной задачей является обеспечение Российской Федерации.

Нужно отметить тот факт, что ФСБ, согласно существующему законодательству, является органом, который уполномочен реализовывать оперативно-розыскную деятельность. ведомства пополняется за счет набора на военную и гражданскую службу. Согласно нормативным актам, регулирующих работу ФСБ, её деятельность ведется по следующим направлениям, а именно:

Контрразведка;

Борьба с терроризмом;

Деятельность разведывательного характера;

Пограничная деятельность;

Информационная безопасность;

Борьба с преступностью особо опасной формы.

Главным ведомства является безопасности Российской Федерации.

Общие сведения про высшее учебное заведение

Академия Российской Федерации представляет собой военное заведение, которое осуществляет подготовку офицерского состава для органов ФСБ. Помимо того, в данном заведении также обучаются кадры для иных разведывательных ведомств, а также специальных служб дружественных государств. То есть мы говорим о комплексном военном учреждении, имеющем достаточно широкую подготовительную базу.

Академия была создана в 1992 году специальным указом Президента. Основой для образования данного заведения стала Высшая школа КГБ имени Феликса Эдмундовича Дзержинского.

История создания академии

Свою историю академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, начинает от курсов Всероссийской чрезвычайной комиссии, образованной в 1921 году. На курсах подготавливали оперативный состав для ВЧК. Стоит отметить, что значительный вклад в подготовку, вложили преподаватели, которые имели достаточно большой оперативный опыт, полученный при осуществлении специальных операций «Трест» и «Синдикат». В 1934 году в структуре силовых ведомств государства происходят кардинальные изменения.

Создается Народный комиссариат внутренних дел. Это приводит к созданию Центральной школы Главного управления государственной безопасности в структуре Советского НКВД. В период Второй мировой войны учебное заведение выпускает несколько тысяч работников, которые сумели организовать достаточно эффективную борьбу с фашистами. Очередная реформация школы происходит в 1952 году. На её базе образовывается Высшая школа МГБ СССР. В 1962 году данному учебному заведению присваивается имя Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Структура академии

Академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, производит подготовку кадров по многим специальностям, востребованным на сегодняшний день в силовых и военных ведомствах. Структура высшего заведения содержит в себе три основных сегмента, в составе которых производится обучение.

1) Институт подготовки оперативного состава осуществляет квалифицированную подготовку кадров по ряду основных направлений деятельности ФСБ. В рамках этого подразделения академии действует следственный факультет и контрразведывательный. В обоих случаях выпускники учреждения получают диплом по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». На первом подготавливают работников следственных подразделений ФСБ, а на втором - оперативных. При этом контрразведывательный факультет обучает сотрудников по двум специфическим направлениям: оперативная деятельность со знанием иностранных языков и знанием современных информационных технологий.

2) Вторым подразделением академии является институт криптографии, связи и информатики. Его выпускники на сегодняшний день по праву считаются лучшими специалистами в области информационной безопасности. В конце обучения сотрудникам дается такая квалификация, как «специалист по защите информации».

3) Факультет иностранных языков - это самое молодое подразделение университета. Оно было создано в 1990 году. На базе факультета подготавливаются профессиональные переводчики для органов ФСБ.

Особенности поступления - первые этапы

Существует множество особенностей процесса набора, которыми славится академия ФСБ. Факультеты и специальности разной направленности пополняются кадрами абсолютно на равных условиях. Первым этапом отбора является медкомиссия. Для поступления в академию необходимо иметь крепкое здоровье. Его будут проверять на протяжении всего срока обучения в учреждении.

Второй этап - это полиграф. Многие абитуриенты ошибочно считают подобную проверку чем-то легким. Однако на полиграфе проверяются честность, уважение человека к воинской службе, его податливость управлению и т. п. Поэтому к проверке необходимо подходить максимально серьезно.

Специальные экзамены и оценка физической подготовки

Если абитуриент не имеет каких-либо замечаний по своему психическому и физиологическому уровню, то его допускают до внутренних экзаменов. Физическая подготовка проверяется тремя зачетами: подтягиваниями, бегом на 100 и 3000 метров.

Дополнительными испытаниями являются экзамены по отдельным дисциплинам. Для поступления на тот или иной факультет проверяются знания по разным предметам. Например, следственное подразделение проводит дополнительный экзамен по обществознанию и русскому языку, а институт криптографии - физике и математике. Достаточно неплохо перед поступлением воспользоваться специальными подготовительными курсами, которые повышают уровень абитуриентов.

Процесс обучения

Академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, подготавливает Процесс обучения достаточно сложен и специфичен. Учащиеся активно изучают юриспруденцию, математику и иностранные языки. Большое внимание уделяется физической подготовке, так как она является одним из профилирующих предметов. Большинство предметов засекречено. Некоторые предметы преподаются таким образом, что из аудиторий нельзя выносить даже ручки, не говоря уже о записях.

Повседневная жизнь учащихся

Тот факт, что учеба в академии ФСБ может сильно сплотить людей, не является преувеличением. На протяжении всех годов службы студенты в данном учреждении практически постоянно контактируют друг с другом. Но это далеко не все особенности подготовки. К примеру, студентам нежелательно распространять ведомости о своем обучении в социальных сетях. Запретом также покрывается общение с друзьями об этом.

Следует отметить, что большую долю всех студентов составляют девушки. Они в равной степени с представителями сильного пола могут заявлять, что их как профессиональные кадры выковала знаменитая академия ФСБ. «Факультеты для девушек» - это распространенное заблуждение. Таких подразделений попросту нет. Девушки поступают вместе с юношами на те факультеты, которые предусмотрены структурой высшего учебного заведения.

Руководство академии

На протяжении многих лет академию возглавляли представители высшего офицерского состава. На сегодняшний день начальником является Остроухов Виктор Васильевич. Он носит звание генерал-полковника. В свое время Остроухов Виктор Васильевич окончил Высшую Краснознаменную школу КГБ. Помимо военной деятельности, он также ведет научную и является доктором юридических наук.

Итак, мы рассмотрели, что собой представляет академия ФСБ. Факультеты, экзамены и специфика обучения были представлены в статье. В заключение стоит отметить, что работа в органах государственной безопасности подходит далеко не для всех. Но если вы твердо решили стать сотрудниками данного ведомства, то любые сомнения нужно отбросить и упорно идти к своей цели.

Стать сотрудником НКВД в советское время было не так уж и просто. Для этого требовалось пройти длительную и специальную подготовку в особых школах. Автор сайт Николай Большаков повествует о том, как раньше проходил процесс обучения будущих чекистов.

Одним из самых известных учебных заведений, которое готовило молодых людей для Наркома внутренних дел, стала школа особого назначения НКВД или, как ее между собой называли агенты, школа № 101. Она была создана в 1938 году, обучение занимало год. Тут преподавали настоящие «тяжеловесы» НКВД: Воронцов, Аскерольд, ставший вскоре жертвой чисток и репрессий, посол в Британии от СССР Майский и многие другие ветераны разведки. Эти люди рассказывали ученикам про международные отношения, экономическую географию, давали общее образование в виде литературы и русского языка, а также уделяли внимание специальным дисциплинам, необходимых для любого сотрудника НКВД.

Позже, во время Отечественной войны, заведение было переименовано в Разведывательную школу 1-го управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР. Срок обучения увеличился еще на один год, а одним из главных кураторов стал офицер Вячеслав Гриднев, и потому не зря школу № 101 называли «деревней Гриднева». Еще это заведение окрестили «лесной школой», потому что она от посторонних глаз размещалась в лесах Подмосковья. К слову, так называемые «филиалы» школы были разбросаны по окраинам Москвы — есть здания в районе Пушкино и Барвихи.


Институт разведки КГБ СССР вырос из тайной школы НКВД № 101


Одно из главных зданий школы особого назначения НКВД

Затем школа особого назначения НКВД переросла в Краснознаменную академию внешней разведки. А эту академию в свое время закончили действующий президент Владимир Путин, председатель Думы Сергей Нарышкин и многие другие представители российской правительственной элиты. Вскоре школа № 101 стала институтом КГБ (то же самое, что и Краснознаменная академия внешней разведки) в 1968 году — настоящим высшим учебным заведением, где надо было проучиться три года. Теперь там готовили самых квалифицированных офицеров для органов государственной безопасности. Ученики изучали разведывательное искусство, информационную работу, страноведение, политические науки, основы дипломатии и иностранные языки. А зимой и летом для будущих «чекистов» устраивали практические игры против седьмого управления КГБ.

На первом курсе могло числиться до 300 человек. В марте 1984 года этот институт был назван в честь генсека Юрия Андропова. Основной комплекс располагался около Мытищ в Хлебниковском лесопарке. Конечно, у института КГБ СССР были и другие объекты на территории Московской области, но, разумеется, о них мало кто знал.


Краснознаменную академию внешней разведки закончил Путин

Вячеслав Гриднев, генерал-майор КГБ, был одним из самых влиятельных и уважаемых педагогов для разведчиков


Однако до института КГБ СССР существовала еще и центральная школа ОГПУ. 21 апреля 1921 года ВЧК распорядился, чтобы в России появились курсы подготовки для резервного и оперативного составов. Уже через несколько месяцев в центре Москвы на улице Покровка начались первые занятия. В 1922 году занятия были преобразованы в Высшие курсы, а в мае 1930-го на их базе появилась Центральная школа ОГПУ, которая верой и правдой подчинялась НКВД.

Обучение велось на десяти потоках и занимало не более полугода, насчитывалось около пятисот постоянных слушателей. Над школой начальствовали Никанор Давыдов и Леонид Баштаков — высокопоставленные работники и комиссары НКВД. Преподаватели, которые служили органам госбезопасности, начинали занятия только с лекций, ибо полноценные учебные пособия еще не успели выпустить. Однако к 1937 году были готовы такие любопытные учебники, как «Борьба с германской разведкой», «Учет, регистрация и контроль», «Наружное наблюдение», «Закордонная разведка», «Радиоразведка» и многие другие.

Курсанты помогали силам Красной армии в обороне Москвы, а также в организации партизанской войны в тылу немецких захватчиков во время Великой Отечественной войны. Их заслуги были высоко оценены: 30 августа 1945 года Президиум ВС СССР наградил школу Красным Знаменем. В целом, школа ОГПУ выпустила около пяти тысяч человек. Несколько десятилетий спустя она преобразуется в академию ФСБ России.


Центральная школа ОГПУ выпустила более 5 тыс. сотрудников


Ученики Центральной школы ОГПУ на занятиях


Особого внимания заслуживает и ВПШ — высшая пограничная школа ОГПУ. Там занятия начались 1 января 1924 года. Школа тоже располагалась на Покрове в доме № 27. Учебный план включал в себя пограничное дело, историю ВЧК и таможни, общие дисциплины в виде военной топографии, стрелкового дела, баллистики, физической и конной подготовок, а также политэкономию вместе с изучением иностранных языков. Помимо знаний слушатели получали и довольно таки сытный провиант.

В этой школе готовили будущих пограничных агентов, чей долг был охранять границы. Лекции читали чекисты со стажем, и их часто посещали не только курсанты, но и государственные и партийные деятели. Так, многим было интересно послушать товарища и профессора Опанского, читавшего курс «Погранддело и чекистская методика». У школы был жестко установленный распорядок дня: в восемь часов подъем, до четырех сплошные занятия, обед, лабораторная и самостоятельная работа и в полночь официальный отбой.