Путину Владимиру Владимировичу,

103132, г. Москва, ул. Ильинка дом 23

От Котова Александра Константиновича

город Петропавловск-Камчатский

электронная почта: [email protected]

о злоупотреблении

органами военного управления, органами военной прокуратуры, военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прежде чем написать данную петицию, я и еще сотни военнослужащих по всей стране прошли все судебные инстанции, в надежде защитить свои права и интересы, но с ужасом поняли, что права граждан в стране ничего не значат.

Пишу эту петицию в надежде на то, что вы все кто прочитает поймете всю серьезность проблемы.

1. Суть проблемы

Военнослужащие, поступающие на военную службы по контракту, всегда думали и надеялись, что при выслуге 10 и более лет, при том, что они в установленном законом порядке будут признаны нуждающимися в жилом помещении, их без их согласия не уволят с военной службы по достижении предельного возраста, по организационно-штатным мероприятиям и по состоянию здоровья до обеспечения их жилым помещением.

Данное мнение сформировалось у них на основании положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшего в различных редакциях.

Данное положение, представляющее собой дополнительную гарантию для военнослужащих, было закреплено также в абзаце втором пункта 1 статьи 22 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.

Таким образом, я и предполагать не мог, что буду уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям без предоставления жилого помещения. Я всегда рассчитывал, что сначала государство обеспечит меня жилым помещением и только потом уволит с военной службы. Однако, приказом командира войсковой части от 19 февраля 2015 года я майор Котов А.К. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения с военной службы я жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, не обеспечен также им до сих пор - спустя более двух лет с момента моего увольнения

2. Защита моих интересов и прав в различных органах и судебных инстанциях

После того, как я майор Котов А.К. был уволен с военной службы до обеспечения жилым помещением, я установленным порядком обратился за защитой своих интересов в гарнизонный военный суд.

Мною был пройден весь процессуальный порядок защиты моих прав в суде от 35 гарнизонного военного суда до подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также подана жалоба на имя Заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В.

Во всех случаях, в удовлетворении заявления и моих жалоб судами было отказано, действия органов военного управления по моему увольнению с военной службы до обеспечения меня жилым помещением были признаны законными.

Отказ в удовлетворении моих требований судами, и поддержка данной позиции органами военной прокуратуры, исходили из того основания, что я после увольнения с военной службы изъявил желание переменить место жительства. То есть, я перед увольнением с военной службы проходил военную службу в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края, однако изъявил желание получить жилое помещение в г. Москве.

Фактически позиция военных судов, органов военной прокуратуры и органов военного управления сводится к тому, что с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям и состоянию здоровья не могут быть уволены только те военнослужащие, которые после увольнения с военной службы место жительства изменять не планируют.

3. Причины, по которым органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные суды увольняют военнослужащих.

Данная практика по увольнению военнослужащих с военной службы до обеспечения жилым помещением направлена, исключительно, на экономию денежных средств за счет сокращения выплаты денежного довольствия военнослужащим, а также борьбу с теми, кто неоднократно злоупотреблял своим правом на жилое помещение с целью затягивания сроков увольнения с военной службы.

Фактов, когда военнослужащие отказывались от предоставляемых им жилых помещений под надуманными предлогами, достаточно. Расчет таких военнослужащих был направлен на то, что пока им не предоставят жилье, они на службу ходить не будут, но будут получать денежное довольствие.

Министерство обороны Российской Федерации во взаимодействии с другими органными исполнительной власти начало думать, как решить эту проблему. В результате, проанализировав, что большая часть военнослужащих, желает изменить место жительства, положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» начали толковаться таким образом, что они позволяют таких военнослужащих увольнять с военной службы.

При этом, «под раздачу» попали и те военнослужащие, которые никогда своим правом на жилое помещение не злоупотребляли, кому никогда жилое помещение не предоставлялось.

Так я ни разу от предложенного мне жилого помещения не отказался. 7 июля 2014 года на основании предварительного извещения мне было распределено жилое помещение по адресу г. Москва, улица Левобережная д. 4. Я дал согласие на его получение, после того, как жилой дом будет построен и введен в эксплуатацию, а жилые помещения будут оформлены в собственность Министерства обороны России установленным порядком. Однако меня уволили, а предлагаемая квартира мне до сих пор не построена, жилой дом в эксплуатацию не введен.

4. Правовые основания, по которым считаю незаконным увольнение военнослужащих, изъявивших желание изменить после увольнения с военной службы место жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.

Таким образом, я, майор Котов А.К. прослужив более 10 лет, добросовестно выполнив конституционно-значимые функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, избрал постоянным для себя местом жительства город Москву, на что имел право в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и федеральным законом.

В процессе разбирательства по административным делам с моим участием, представители административного ответчика, военные суды в своих решениях, неоднократно утверждали, что изменяя место жительства после увольнения с военной службы, я добровольно избрал такую форму обеспечения себя жилым помещением, как получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Указанное умозаключение органов военного управления (административных ответчиков) и военных судов не выдерживает никакой критики, так как, избирая постоянным местом жительства после увольнения с военной службы город Москву, я в первую очередь реализовывал право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Гарантированное Конституцией РФ право на жилище я реализовывал тогда, когда вставал на учет нуждающихся в жилом помещении, а также избирал форму обеспечения меня жильем - получение готового жилого помещения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что реализация гражданами, увольняющимися с военной службы, права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации - права на выбор места жительства (). Указанный вывод содержится в пункте 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П.

В Резолюции N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 года «Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав», был провозглашен принцип, согласно которому все права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны; развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав.

Законодатель, защищая право военнослужащих на свободу выбора места жительства, гарантируя в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, имеющим выслугу более 10 лет, запрет на увольнение с военной службы без их согласия, предоставил им право на прохождение военной службы в добровольном порядке до обеспечения их жилым помещением, тем вводил дополнительные меры для защиты их права на жилище.

Как следует из сохраняющих свою силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. № 12-П) , увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.

Осуществление гражданами, подлежащими увольнению с военной службы по указанным основаниям и нуждающимися в жилых помещениях, конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством избрания в качестве места своего постоянного жительства того населенного пункта , где расположена воинская часть , в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, либо любого другого населенного пункта не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем и служить надлежащей основой для введения различий в правах, предоставляемых в этой сфере .

Кроме того, постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года № 169-О, следует, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» направлены на реализацию положений статьи 40 Конституции Российской Федерации (права на жилище) и предусматривают дополнительные меры социальной защиты для определенной категории граждан.

Таким образом, с точки зрения констатации уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения у военнослужащих права на предоставление им жилых помещений всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая право проходить военную службу в добровольном порядке до реализации права на жилище (гарантия запрета на увольнение с военной службы до обеспечения военнослужащих определенных категорий жилым помещением).

На практике абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» применяется во взаимосвязи с абзацем первым пункта 14 статьи 15 того же Федерального закона. Данный вывод и правовая позиция изложены в пункте 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П.

Применение на практике абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона подтверждается судебными актами, вынесенными по административным делам с моим участием.

В своих решениях, суды указывают, что гарантия, закрепленная в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», запрещающая увольнять военнослужащих с военной службы до обеспечения их жилым помещением не может распространяться на тех военнослужащих, которые желают быть обеспеченными жилым помещением не по месту прохождения военной службы, то есть на тех, кто желает изменить после увольнения с военной службы место жительства .

Таким образом, исходя из толкования правоприменителей, в том числе военных судов, запрет на увольнение с военной службы военнослужащих определенных категорий до обеспечения их жилым помещением (право проходить военную службу до реализации жилищных прав) , установленный в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ограничивается положениями абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

По мнению должностных лиц органов военного управления, а также исходя из толкования, которое дано абзацу первому пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» судами общей юрисдикции, обеспечению определенных категорий военнослужащих, увольняющихся с военной службы жилым помещением в связи с их желанием переменить место жительства предшествует их увольнение с военной службы. По мнению правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции, в случае если военнослужащий желает получить жилое помещение не по месту прохождения военной службы, то его согласия на увольнение с военной службы до предоставления жилого помещения не требуется, такие военнослужащие сперва увольняются с военной службы и только потом обеспечиваются жилым помещением.

Обеспечение же жилым помещением такой же категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилое помещение по месту прохождения военной службы (месту дислокации воинской части, месту увольнения с военной службы) осуществляется в период прохождения ими военной службы, такие военнослужащие не могут быть уволены с военной службы без их согласия.

Подобное толкование судами общей юрисдикции нормы права расходится с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование не должно создавать гражданам, увольняемым с военной службы, препятствий для реализации права на свободу выбора места пребывания и жительства, которое закреплено статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации и признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международным пактом о гражданских и политических правах () и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод ( Протокола N 4). Такая правовая позиция изложена в пункте 1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П.

Таким образом, порядок обеспечения военнослужащих жилым помещением, установленный во взаимосвязанных положениях абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том толковании, которое дано им органами военного управления и органами судебной власти, ставит в неравное положение военнослужащих одной и той же категории, подлежащих увольнению с военной службы, так как ограничивает право указанных лиц на добровольное прохождение военной службы до реализации их жилищных прав в связи с избранным указанными лицами местом жительства, то есть не соответствует статье 19 (части 2) Конституции Российской Федерации.

Тем самым взаимосвязанные положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том толковании, которое дано им правоприменителями, допускают установление необоснованных различий в реализации права на жилище ( , Конституции Российской Федерации) гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в зависимости от факта реализации ими права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ( , Конституции Российской Федерации), т.е. приводят к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2 Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 2.2 мотивировочной части Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П.

Считаю, что смысл, приданный взаимосвязанным положениям с абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» судебным толкованием в делах с моим участием и остальных военнослужащих:

Не дает возможности проходить в добровольном порядке военную службу до обеспечения жилым помещением, что предусмотрено федеральным законом, то есть нарушает гарантированное частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации право проходить военную службу в соответствии с федеральным законом;

Ставит возможность проходить в добровольном порядке военную службу до обеспечения жилым помещением в зависимость от избранного постоянного места жительства, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право быть равным перед законом независимо от места жительства (часть 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации);

Умаляет право на свободу выбора места жительства, гарантированное мне частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и нормами международного права, так как, реализовав данное право, военнослужащие потеряли возможность проходить военную службу в добровольном порядке до обеспечения их жилым помещением.

Следовательно, истолкование (в том числе органами исполнительной и судебной власти) взаимосвязанных положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как предполагающего признание права на прохождение военной службы в добровольном порядке до реализации права на жилище только за теми гражданами, которые после увольнения с военной службы не изъявили желание изменить место постоянного жительства, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, изъявивших желание изменить место жительства, означает установление различий в условиях приобретения права на получение дополнительной меры социальной защиты военнослужащими, состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях, исключительно в зависимости от места жительства, т.е. порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина ( , Конституции Российской Федерации).

5. Глупости Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, обосновывая, что взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 23 и пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет увольнять военнослужащих определенных категорий до реализации жилищных прав, указывает в последнее время «В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства».

Точно такая же формулировка встречается во многих судебных актах военных судов. Таким образом, Суд при принятии решения, оправдывая действия органов военного управления по увольнению военнослужащих до предоставления им жилых помещений, руководствуется принципом «разрешено все, что не запрещено».

Однако в данном случае, Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие военные суды не учитывают следующее.

В публичном праве действует иной принцип: «разрешено все то, что предусмотрено в законе» . Данный вывод продиктован тем, что демократическое государство в публично-правовом регулировании руководствуется принципом «запрещено все, что прямо не разрешено», не позволяющим произвольно расширять компетенцию государственных органов.

Отсутствие в законе запрета на вышеназванное увольнение, и как следствие его оправдание судебными решениями, нельзя признать правомерным в сфере регулирования публичных правовых отношений.

Из конституционных основ правового демократического государства ( , Конституции Российской Федерации) вытекает связанность исполнительной власти правом и законом, ответственность и предсказуемость ее деятельности, возможной лишь при условии, что полномочия органов управления основаны на законе. Поэтому в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частно-правовых отношений, определение полномочий государственных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа «дозволено только то, что разрешено законом», являющегося необходимой гарантией против произвола и злоупотребления властью. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации всякое ограничение конституционных прав и свобод возможно только на основании федерального закона.

В Особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.С.Бондаря к Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П сказано о том, что к публично-правовым отношениям не может быть применен принцип «разрешено все, что не запрещено».

О том, что в сфере публичного права разрешено только то, на что имеется указание в законе, а иное противоречит закреплённому Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей, свидетельствует позиция, сформулированная в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 33-Г11-32.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» нет прямого разрешения на увольнение военнослужащих с военной службы до реализации их жилищных прав на том основании, что ими избрано место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Следовательно, ни Верховный Суд Российской Федерации, никто иной не вправе расширять компетенцию органов военного управления. Своим же решением от 10 декабря 2015 года 35 гарнизонный военный суд оправдывает произвол власти.

6. А как раньше говорил Верховный Суд Российской Федерации?

Судебные акты военных судов, а также Верховного Суда Российской Федерации по моим административным делам позволяют сделать выводы, что Верховный Суд Российской Федерации крайне непоследователен в своих решениях . В качестве примера приведу несколько судебных актов, в которых абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» толковался совершенно иным образом, и не позволял увольнять военнослужащих в связи с избранием ими постоянного места жительства, отличного от последнего места прохождения военной службы.

Определением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 2Н-54/09 (председательствующий по делу Хомчик В.В., ныне председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации) указано, что выводы и толкования судами положений пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о том, что в них не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства отличное от места прохождения военной службы, являются ошибочными.

В указанном Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (а это предшественник, аналог Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ) сказано, что установив запрет на увольнение военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем, законодатель в статье 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Указания об увольнении таких военнослужащих с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства в данной правовой норме не содержится.

В настоящее время Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда России игнорирует свои же правовые позиции (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 2Н-54/09 не отменено, является законным и обоснованным, а пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 2009 года изменений не претерпел).

Это что получается? В 2009 году судья Хомчик В.В. трактовал закон одним образом, а спустя 7 лет трактует его иным? Не смешно ли это? Или в очередной раз доказывает, что из-за экономической ситуации в стране с правами военнослужащих перестали считаться?

То же самое было изложено в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 21-В10-1.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также указала, что выводы и толкования судов первой и кассационной инстанции о том, что в положениях пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства, отличное от места прохождения военной службы, являются ошибочными.

Более того в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 21-В10-1 сказано, что анализ правовых норм позволяет прийти к выводу, что законодательный запрет на увольнение с военной службы распространяется как на военнослужащих, претендующих на получение жилья по последнему месту военной службы, так и на тех, которые пожелали получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изложен таким образом, что один и тот же высший суд – Верховный Суд Российской Федерации толкует его различным образом.

7. Депутаты Государственной Думы нас кажется, услышали.

После того, как мы проиграли все дела, многие из военных обращались к Вам, Государственную Думу и иные органы. Мы пытались донести всю абсурдность сложившейся ситуации и доказать, что военнослужащих увольняют незаконно. Служить имеют право до обеспечения жилым помещением также те, кто хочет получить его по избранному постоянному месту жительства, пусть и отличному от места военной службы.

Группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (В.Ф.Рашкиным, Д.А.Парфеновым, Н.Н.Езерским, М.В.Щаповым, В.А.Ганзя) внесен проект № 184676-7 Федерального закона «О внесении изменений в пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях защиты права военнослужащих на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства до увольнения с военной службы.

В соответствии с пунктом 66 Протокола № 52 заседания Совета Государственной Думы от 20 июня 2017 года принято решение включить указанный проект федерального закона в проект принятой примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2017 года.

Комитетом по обороне Государственной Думы Российской Федерации под председательством Шаманова В.А. указанный законопроект также предлагается рассмотреть в первом чтении в октябре 2017 год.

Прошу обратить внимание, что этот законопроект внесен именно для того, чтобы не увольнять также военнослужащих, которые хотят получить жилое помещение по избранному постоянному месту жительства, то есть не по месту увольнения с военной службы.

Фактически данный законопроект и не нужен был, если бы Федеральный закон «О статусе военнослужащих» толковался правильно. Но в целях исключения злоупотребления формулировками закона, предложено внести такие изменения.

Перенесен для обсуждения на апрель 2018 года.

Эпилог

Прошу прощения за столь длинную петицию, но было бы ошибкой не рассказать все это подробно. Даже если будет вышеуказанный закон, то я не буду восстановлен на военной службе, поскольку вряд ли в нем будет указано о возможности восстановлении на ней всех тех, кто был до этого уволен на том основании, что желал получить жилое помещение не по последнему месту военной службы.

Я верю в то, что увольнение военнослужащих, которые хотели получить жилое помещение не по месту военной службы, является незаконным и стало возможным из-за расширительного толкования Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Я, как и многие из военнослужащих обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» в том смысле, которое им дано судебным толкованием не соответствующим Конституции Российской Федерации. Однако всем было отказано в принятии жалоб к рассмотрению.

Верю в то, что Вы и Ваш аппарат прочитает эту петицию и попытается защитить интересы военнослужащих.

В связи с выше изложенным, веря в Ваш профессионализм, в Вашу офицерскую честь и порядочность

Поддержать принятие предложенного законопроекта - рассмотреть возможность внесения в принимаемый закон положения, согласно которому военнослужащие, которые были уволены с военной службы до обеспечения их жилым помещением и до настоящего времени не получили жилое помещение или жилищную субсидию по независящим от них причинам (ни жилое помещение ни жилищная субсидия им не предлагались) по их желанию восстанавливаются на военной службе. Проживающие в нашем городе уволенные военнослужащие, не требуют выплаты им недополученного денежного довольствия, а готовы быть восстановленными на военной службе без его получения. Указанная мера позволит восстановить социальную справедливость в отношении тех военнослужащих, которые были уволены с военной службы только из-за того, что положения действующего законодательства толковались расширительным образом. О принятых мерах прошу Вас сообщить на мой электронный адрес.

С уважением,

Военнослужащие – физические лица, которые заключили контракт или проходящие службу на срочной основе, обладающие особым статусом, указанным в ФЗ № 76, датированным 27 мая 1998 под названием “О статусе…” (далее – Закон).

Правительством гарантируется право военных на ведомственное жилье, а также на кв. м. уже после увольнения по службы.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • Законом;
  • Указом Президента РФ № 1237 от 16 сен. 1999 года “Вопросы…” (далее – Указ).

Определения

Увольнение – это процедура прекращения контракта с военнослужащим или завершение срока несения срочной службы, осуществляемая по распоряжению Президента (для высших офицеров) или в соответствии с Указом (для иных военнослужащих).

Основная информация

Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.

Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:

  • либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.

Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.

Если нет возможности выдачи жилья в городе, где находится часть, квартира выдается в ближайшем населенном пункте.

Если гражданин имеет 3-х или более детей, ведомственное жилье предоставляется в порядке вне очереди.

Какие существуют права

После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.

Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:

  • в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
  • их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.

При увольнении жилье выдается в следующих случаях:

  • при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
  • или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.

При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).

Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.

Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.

Пример :

Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.

Кто претендует на жилплощадь

Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.

А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:

  • либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
  • либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
  • либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.

Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.

  • звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
  • командир войсковой части;
  • военный, который удостоен почетного звания РФ;
  • военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
  • военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.

Уход в запас

Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.

Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?

Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:

  • стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
  • стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
  • военный не согласен с решением командования об увольнении.

Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.

Запрет увольнения военнослужащих без жилья

Апрель 2015 был ознаменован введением поправок в Закон, вследствие чего стало возможным увольнение без выдачи жилых помещений. Указанные поправки вызвали широкий социальный резонанс.

В прежней версии Закона законодателем были допущены некоторые коллизии. Так, уволить можно было только после выдачи жилплощади, но при этом военным давалось правомочие на отказ от выделяемых квадратных метров. Соответственно, нельзя было уволить лицо, если оно многократно отказывалось от бесплатной жилплощади, выделяемой из государственного жилищного фонда.

В итоге, военные, достигшие предельного возраста или имеющие заболевание, препятствующее несению службы, оставались служить, что давало им право на финансовое довольствие и льготы социального характера.

Злоупотребления такого рода носили массовый характер – только в период в 2011 по 2014 год финансовое содержание военных, сознательно уклонявшихся от увольнения, потребовало государственных затрат в размере 60 млрд. рублей.

В целях пресечения подобного рода злоупотреблений со стороны военнослужащих Президент РФ Путин ввел запрет увольнения военнослужащих без жилья. Запрет не распространяется на тех, кто неоднократно отказался от предоставляемой жилплощади – таких лиц могут уволить в любой момент.

Действия незаконны

Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.

Приведем 2 примера из имеющейся практики:

  1. Отказ от жилья 1 раз.

Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.

Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:

  • основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
  • общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
  • на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
  • согласия на увольнение лицо не давало.

Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.

Основания принятия такого решения:

  • отказ был 1 раз;
  • военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
  1. Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.

Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.

На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:

  • основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
  • общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
  • по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
  • от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).

Здравствуйте!

Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих"

1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии , за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.

Какие нормы содержались в предыдущей версии закона:

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» – сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

  • Несоответствие санитарным требованиям.
  • Несоответствие стандартам жилья.

Указ Президента также делает ряд исключений, которые были упущением в прошлой редакции ФЗ:

  • Если военному предлагалась квартира всего один раз, он не может быть уволен без жилья.
  • Офицер может оспорить решение комиссии, если жилище было выдано не по месту прохождения службы.
  • Если выслуга равна 20 годам и более, и сотрудник нуждается в повышении условий проживания, он может ходатайствовать об оформлении права собственности на квартиру или составлении договора социального найма.

Примеры из судебной практики

Чтобы разобраться в теме более детально, достаточно изучить пример, когда расторжение контракта без предоставления жилья было признано незаконным:

Капитан Савельев В.В. прослужил 12 лет в ВС РФ, нуждается в повышении уровня жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка. Контракт с ним расторгли на основании проводящихся ОШМ, его согласие не принималось. Ранее жилье ему предлагалось только один раз, но он давал письменный отказ в связи с несоответствием жилища общепринятым стандартам.

Суд удовлетворил иск Савельева В.В. и постановил:

  • Восстановить сотрудника в рядах ВС РФ и признал увольнение незаконным.
  • Выделить капитану квартиру, пригодную для проживания.

Основанием для такого решения послужила нужда Савельева В.В. в улучшении жилищных условий и то, что отказ от квартиры с него брался только один раз, другие варианты не предлагались.

Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя

Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:

Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.

В свете последних указов президента многих военных волнует вопрос, насколько правомерно увольнение военнослужащего без предоставления жилья. Путаница в этом вопросе возникла из-за неверной трактовки недавних поправок, внесенных в федеральный закон “О статусе военнослужащих”.

Прежняя версия закона

20 апреля 2015 года президент России В. В. Путин внес изменения в закон о статусе военнослужащих. Суть этих изменений в том, что теперь стало возможно увольнять военного, не обеспеченного жилплощадью, без его согласия, если он злоупотребляет своим правом отказаться от получения квартиры, предоставляемой ему государством.

Закон в прежней версии запрещал увольнять из армии лиц без предоставления жилья, причем военные могли неоднократно отказываться от предоставленной им жилплощади. В этих обстоятельствах огромное количество военных использовало эту брешь в законе в личных интересах, потому что уволить их было нельзя ни по какой причине.

Например, если военнослужащий достигал возраста, предельного для пребывания в рядах армии, или не мог продолжать службу по состоянию здоровья, он не мог быть уволен без предоставления жилья или субсидии на его покупку. В этих условиях целые группы военных отказывались от жилплощади или субсидий для того, чтобы продлить свое пребывание в армии. Запрет увольнения военнослужащих без жилья давал им различные социальные льготы, а также возможность получать денежное довольствие.

Военным было выгодно сохранять оклад, положенный для их должности, и оклад в связи с воинским званием, надбавку за выслугу лет, а также надбавки за службу в различных специфических районах страны, например за службу в условиях Крайнего Севера. В список льгот входили и разнообразные коэффициенты, назначенные для службы в тех или иных районах, и многие другие виды оплат и социальных льгот. Все это давало благодатную почву для многочисленных злоупотреблений.

По официальной статистике, в период с 2011 по 2014 год военным, находящимся в распоряжении командования до тех пор, пока их не обеспечат квартирами, была выплачена сумма в размере 60 млрд рублей. В условиях нынешней тяжелой финансовой ситуации в стране нецелесообразно было бы держать в рядах армии такое количество лишних людей, для которых служба является лишь источником получения большой финансовой выгоды.

Вернуться к оглавлению

Поправка к закону

После того как президент внес поправку к закону “О статусе военнослужащих”, возникло множество трактовок этих изменений, и вопрос, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, все чаще был предметом различных споров и разногласий.

Между тем Владимир Путин вполне четко дал разрешение на увольнение военнослужащих, нуждающихся в жилье, которые злоупотребляют своим правом на получение квартир, предоставляемых им государством. Этот документ дает разрешение увольнять военнослужащего, не обеспеченного жилой площадью, который может быть уволен из рядов Вооруженных Сил, но в настоящий момент занимает внештатную должность, то есть находится в распоряжении командования.

Причины для увольнения в данном случае могут быть следующие:

  • достижение возраста, который является максимальным для пребывания в рядах армии;
  • состояние здоровья;
  • проводимые организационно-штатные мероприятия.

Эти военнослужащие могут быть уволены даже без их согласия, несмотря на то, что у них нет квартиры, если имеет место факт неоднократных официальных отказов без объективных причин от предоставленной им жилплощади в выбранном месте жительства, если оно соответствует всем стандартам жилья и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Если военнослужащий неоднократно без объективных причин официально отказался от предоставленной ему субсидии на получение жилплощади, его тоже могут уволить из рядов армии. В то же время президент отмечает, что уволенные лица все равно в этом случае остаются в списке очередников на получение жилой площади.

Вернуться к оглавлению

Разъяснения президента

Ввиду того что поправки в закон вызвали многочисленные споры о том, могут уволить военного без квартиры или нет, президент России Владимир Путин издал 2 января 2016 года указ с уточнениями, регламентирующими увольнение военнослужащих. Этот указ касается военных, которые отслужили 10 лет и более и нуждаются в предоставлении им жилья. Таких военных нельзя уволить из армии, если им не позволяет служить далее состояние здоровья или они достигли пенсионного возраста, установленного для данной категории лиц, а также по сокращению штатов, если им не предоставлена квартира или не уплачена субсидия на ее покупку.

Если служащий в армии хочет получить жилплощадь не там, где он проходит службу, его обязаны обеспечить жильем в соответствии с законодательством России.

Данный указ однозначно устанавливает правила увольнения военнослужащего, не обеспеченного жильем, и исключает неверные трактовки закона.

Эти поправки к закону и последующий указ президента, с одной стороны, гарантируют социальную защищенность военнослужащих определенной категории, которые подлежат увольнению, а с другой, не дают возможности для злоупотреблений.

Согласно законодательству, все лица, которые проходят службу в районах, где у них нет своей жилплощади, должны быть в трехмесячный срок обеспечены квартирой в качестве служебного жилья. Поэтому, если человек отслужил менее 3 месяцев, увольнение военнослужащего без предоставления жилья вполне возможно. Если военный отслужил 20 лет и более и нуждается в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма. К этой же категории относятся и лица, подлежащие увольнению по вышеуказанным причинам, если срок службы в армии у них составляет 10 лет и более.