Классный час «Этикет. Правила этикета.

Цели: познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Ход классного часа.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами начинаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения человека среди других людей»

Учитель : А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. И сегодня Вежа будет гостем на нашем занятии (на доску вывешивается картинка с изображением Вежи).

Перед нами карта – лабиринт. Прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что в него легко войти, а выйти можно, только, овладев правилами. Каждая остановка имеет свою потайную дверцу, которая выпустит того, кто усвоил все правила, выполнил задания. Ну что же, откроем первую дверцу.

    Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

А какие вы знаете формы приветствия? Не всегда мы используем эти «волшебные» слова, поэтому иногда происходит следующее:

«Случай из школьной жизни»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

Определите, с каким настроением вы приходите в школу (карточки на каждого)

Мы с вами открыли первую дверцу и запомнили, что есть слова приветствия и прощания, которые мы используем всегда.

Вот стул, на нем сидят,

вот стол, за ним сидят,

вот школа, дом, где мы живем,

вот магазин, куда идем,

дорога, транспорт, пеший путь,

лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов.

На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

Откроем вторую дверцу, прочитаем, что написано: "Уважая человека - уважаешь себя". Это главная мысль нашего занятия. Хотите продолжить путешествие?

  1. Вежа приглашает вас к столу, кто знает как правильно накрыть на стол? (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка). Игра «Как правильно накрыть на стол.

http://klipariki.net/karaoke/?idkaraoke=30 – просмотр мульткараоке про Винни-Пуха

Какую ошибку допустил В-П?

Как надо себя вести за столом?

Откроем третью дверцу?

    Вот школа, дом, где мы живем.

Сегодня Вежа заглянул к нам в школу. Как вы думаете, что он увидел? .

А теперь постараемся взглянуть на себя со стороны и исправить все ошибки. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Ты вошел в гардероб, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. На утреннике тебя попросили выступить, а тебе не хочется. Как ты поступишь?

9. – Вы стоите перед входом в школу, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать?

10. –Вы идете по коридору школы вместе со своим другом, рядом толкаются мальчики, один из них падает, ваша реакция?

Посмотрите, лабиринт мы прошли, а как вы думаете, все ли об этикете мы вспомнили? О каких правилах еще не говорили?

Итог классного часа:

Что нового вы узнали на классном часе?

«Этикет и мы»

Классный час

Классный час на тему: "Этикет и мы"

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Форма: беседа о правилах хорошего тона.

1. Вступление

Этикет – это установленный порядок поведения, предсказанный человеку на протяжении его обитания на земле. Матерью этикета является этика, т.е нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы.

Этикет исходит из глубокой древности. Обычай, ряд, что в переводе с французского бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге, при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах. Фиксироваться письменно этикет начал в римских рукописях. Родиной светского этикета считают Италию. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический.

2. Общая часть

Рассмотрим некоторые общие правила хорошего тона.

Книга «Золотая книга этикета», В.Ф. Андреев:

1. Хороший тон в семье и доме.

2. Правила поведения в семье.

3. Семейные ссоры.

4. Дети.

5. Этикет общения.

6. Подарки.

7. Этикет поведения в общественных местах.

8. Этикет внешнего вида.

9. Взаимоотношения в коллективе.

10. Имидж современного делового человека.

- Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

- Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

- Закончите фразу: "При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала …" (… новых знакомых, если они моложе родителей).

Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

- На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

- Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)

- Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места)

- Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)

- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).

- При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)

- Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

- В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? (В будни - 8.00-22.00, в выходные и праздничные - 09.00-23.00)

- Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как, должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)

- Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся)

Поведение за столом:

- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)

- Что такое "шведский стол"? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)

- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

Рассмотрим 2 задачи на вежливость.

1. В одном автобусе едут учительница и ее ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.

Все ли правильно сделала Саша и его мама?

2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?

Ответ: обычно уступает тот, кто вежливее.

Давайте сформулируем основные правила речевого этикета:

1. Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.

2. На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми (студентами).

3. Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Бестактно прерывать собеседника

4. У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»

5. Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

6. В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное незаметно отходят в сторону.

7. Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.

8. Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться.

9. Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»

Итак , общие правила общения:

1. Не воспитывайте собеседника.

2. Стремитесь понравиться собеседнику.

3. Демонстрируйте хорошее настроение.

4. Показывайте собеседнику, что он вам нравится.

5. Укрупняйте собеседника.

6. Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.

7. Говорите меньше собеседника.

8. Не вспоминайте плохое.

9. Не давайте советов, если вас не просят.

10. Не спорьте по мелочам.

3. Заключительная часть

Подходя к концу нашего классного часа, мне хотелось бы прочесть слова писательницы В.Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».

Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека:

Когда моя жизнь, дорогая,

Придет к своему рубежу,

Три слова тебе, дорогая,

Я в час мой последний скажу.

То слово… Хватило бы силы

Мне вымолвить тихо его…

«За все, дорогая, спасибо», -

Сказал бы я прежде всего.

Смогу ли я слово второе,

Успею ли произнести?

Глаза я устало прикрою:

«За все, дорогая, прости».

И третье я вымолвлю слово,

Своей покоряясь судьбе:

«О будь, дорогая, здорова,

Здоровья желаю тебе».

А если судьба милосердно

Сказать мне дозволит еще,

Я те же три слова усердно

Опять повторю горячо.

О, только хватило бы силы

Их явственно произнести:

«За все, дорогая, спасибо…

Здоровья тебе… И – прости…»

Будем помнить! Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».

Классный час

Этикет и мы!

Воспитатель Мамсурова И.К.

Классный час «Этикет. Правила этикета.

Цели: познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Ход классного часа.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами начинаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения человека среди других людей»

Учитель : А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. И сегодня Вежа будет гостем на нашем занятии (на доску вывешивается картинка с изображением Вежи).

Перед нами карта – лабиринт. Прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что в него легко войти, а выйти можно, только, овладев правилами. Каждая остановка имеет свою потайную дверцу, которая выпустит того, кто усвоил все правила, выполнил задания. Ну что же, откроем первую дверцу.

    Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

А какие вы знаете формы приветствия? Не всегда мы используем эти «волшебные» слова, поэтому иногда происходит следующее:

«Случай из школьной жизни»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

Определите, с каким настроением вы приходите в школу (карточки на каждого)

Мы с вами открыли первую дверцу и запомнили, что есть слова приветствия и прощания, которые мы используем всегда.

Вот стул, на нем сидят,

вот стол, за ним сидят,

вот школа, дом, где мы живем,

вот магазин, куда идем,

дорога, транспорт, пеший путь,

лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов.

На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

Откроем вторую дверцу, прочитаем, что написано: "Уважая человека - уважаешь себя". Это главная мысль нашего занятия. Хотите продолжить путешествие?

  1. Вежа приглашает вас к столу, кто знает как правильно накрыть на стол? (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка). Игра «Как правильно накрыть на стол.

http://klipariki.net/karaoke/?idkaraoke=30 – просмотр мульткараоке про Винни-Пуха

Какую ошибку допустил В-П?

Как надо себя вести за столом?

Откроем третью дверцу?

    Вот школа, дом, где мы живем.

Сегодня Вежа заглянул к нам в школу. Как вы думаете, что он увидел? .

А теперь постараемся взглянуть на себя со стороны и исправить все ошибки. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Ты вошел в гардероб, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. На утреннике тебя попросили выступить, а тебе не хочется. Как ты поступишь?

9. – Вы стоите перед входом в школу, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать?

10. –Вы идете по коридору школы вместе со своим другом, рядом толкаются мальчики, один из них падает, ваша реакция?

Посмотрите, лабиринт мы прошли, а как вы думаете, все ли об этикете мы вспомнили? О каких правилах еще не говорили?

Итог классного часа:

Что нового вы узнали на классном часе?

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Класс(ы):
5 класс

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно
оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной
жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учимся быть культурными»(для учащихся 5 класса)
«Поведение - это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но
главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к
окружающим.
Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения,
формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить,
почему им нужно вести себя культурно.
Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются
проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь
упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как физическое упражнение. Только там
наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется,
прежде всего, в том, как он относится к женщинам.
Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном итоге выиграет
от этих упражнений весь класс.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и
других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт
нравственных взаимоотношений в коллективе.
Предварительная подготовка.
1. Работа с детьми.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить
упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит
атмосферу в классе.
2. Реквизит.
Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до …(по количеству мальчиков в классе). По ходу
игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики
выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек
класса.
3. Оформление класса.
На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа.



Ход классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Классный руководитель.Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая
груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную ­ поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной ­ плоды хорошие.
Классный руководитель.Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Классный руководитель.Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно
сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель.Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он
станет?
Дети хором отвечают: культурным
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли
«неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими
блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный ­ значит
невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Классный руководитель.Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета
очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся
к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа,
никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по
рядам: каждая группа – половина ряда)
1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это
неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному
движению людей)
2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками,
жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать,
смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое
настроение, и ваш смех их может раздражать)
4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к
труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в
обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что
это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать
вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора
изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон
обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот
закон?
Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что­то непонятное. С ним перестали здороваться
знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее
во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя
математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему
никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5­Б. Он буквально
сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал
разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей.
– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними
поздороваются.
– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики
первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда
не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен
был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не
просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.
«Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия.
Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и
радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку
на 5 этаж. Из­за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать
учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не
рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в
коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте,Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за
спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный,
Димка пошел к 5­Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка
возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться
за руку с ней не надо.
– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет
значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.
И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех
наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную
лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило
этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст
задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и
медленно направится к двери
2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять
девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить
воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с
курткой, пиджаком или пальто
4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя
девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки),узнайте, что задано по математике.И, если
девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста,
что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику,
ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
7. Вы чихнули (Скажи «ап­чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего­то хорошего.
12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего­нибудь хорошего
13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
14. Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам
сесть)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки
Классный руководитель.Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она
называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

5. Подведение итогов.
Классный руководитель.Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными,
устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей