Пророк Якуб (мир ему), получивший прозвище Исраиль, из чистого пророческого дома, из дома Ибрахима (мир ему), чья жизнь связана с землями пророков в Палестине, Ираке и Египте. Здесь, в Палестине, в городе Эль-Халиль, Сара получила радостную весть, переданную через ангелов. Это была весть об Исхаке и последующим за ним Якубе.

Как сказано в Коране, Всевышний Аллах оповестил Ибрахима об Исхаке, а после него – о Якубе. Это была радостная весть о них обоих (мир им).

В Коране он описан как благой избранник и обладатель знаний, могучий и прозорливый. Его жизнь была чередой испытаний. Он противостоял им, терпеливо ожидая облегчения от Аллаха после осуществления божественной мудрости. Детство Якуб (мир ему) провёл в окрестностях города Халиль, затем переселился на родину предков, в Ирак, где женился на дочерях своего дяди. Позже он вернулся в Палестину, где у него родилось 12 сыновей. Всем им предстояло переселиться в Египет. Жизнеописание этого пророка, его сына, пророка Юсуфа (мир им обоим), тесно связаны.

В Священной Книге мы встречаем описание пророка Якуба (мир ему) и его возраста: в истории о Юсуфе говорится о преклонных годах его отца.

В Коране нет суры, от начала и до конца посвященной истории какого-либо пророка, кроме пророка Юсуфа (мир ему). Поэтому мы приведём истории отца и сына вместе. Семьи землепашцев традиционно бывают большими и, естественно, кто-то из детей занимает в сердце отца бòльшее место, чем другие, по причине, понятной лишь ему самому, или из-за того, что этот ребёнок отличается особыми качествами. Юсуф также был наиболее любим своим отцом. Он обладал множеством достоинств и, к тому же, был почтителен и красив внешне. При внимательном ознакомлении с жизнью многих великих людей мы обнаружим, что их величие проявлялось даже в детстве, позволяя оказывать влияние на окружающих.

Любовь Якуба к своему сыну, мир им обоим, – не просто слепое чувство. Она явилась результатом проявившихся в Юсуфе особенной почтительности, уважения и мудрости. Отец видел в нём задатки исключительности.

Кораническое повествование начинается с видения. Ещё совсем маленький Юсуф как бы со стороны увидел 11 планет, Солнце и Луну, совершающими ему суджду.

Отец попросил его не рассказывать об этом видении братьям, боясь, что те из зависти могут причинить ему вред. Ведь предпочтение, оказываемое Юсуфу, могло показаться им из ряда вон выходящим.

Видение ещё больше увеличило привязанность отца к сыну. Он видел в нём предпосылки пророчества. Видели их и братья, и со временем это заставило их задуматься. Без конца совещаясь друг с другом, они замыслили недоброе.

В конце концов, зависть породила в них мысли об убийстве Юсуфа. Рассчитывая, что это поможет им всецело завладеть любовью отца, они намеревались после этого стать праведными.

Все они были единодушны в том, чтобы бросить его в колодец. Убедив отца, ожидавшего от них плохого, отпустить с ними брата, они вывели его в место неподалёку от их города и там исполнили свой приговор. Затем, предварительно испачкав рубашку Юсуфа кровью, с плачем принесли её отцу.

Пророк Якуб (мир ему) нашёл, что рубашка не разорвана, как это должно было случиться при нападении на мальчика волка.

Юсуф (мир ему) в полном одиночестве остался в этом колодце, претерпевая мрак ночи и страшась криков диких зверей.

Колодец находился на караванном пути между Палестиной и Сирией. Появился караван. Слуга, которого отправили за водой, нашёл его и воскликнул: «Какая радость! Это мальчик!»

Представьте себе человека, родом из самой высокочтимой в мире семьи, который вдруг оказывается рабом по вине своих братьев, продавших его за несколько дирхемов. Что он должен чувствовать?

Египет в это время находился под властью гиксосов, чьё влияние распространялось от столицы Авариса – это вблизи нынешнего Порт Саида – на всю долину Нила. Затем по северному береговому пути они направились на юг, от долины Нила к Палестине.

Этим путем в Египет вошли гиксосы, отсюда приходили торговцы из Азии, отсюда же во времена фараонов на рынки Египта привозили рабов. Этой дорогой из бесплодной Азии в плодородную долину Нила перегоняли свои стада пастухи.

Юсуфу было суждено быть проданным второму после царя человеку в Египте и вырасти в его доме. Это помогло ему постичь культуру египетского народа и его обычаи.

Жена правителя была бесплодной; она обрадовалась мальчику и взяла его к себе.

Район на западной стороне Нила, сегодня известный как Азизия, получил своё название по имени этого правителя, чей дворец был там расположен.

Юсуф вырос в этом районе, в доме человека, занятого делами правления. Он взрослел на глазах его жены, превращаясь в привлекательного юношу. В её сердце появилось склонность к нему, которая однажды прорвалась наружу, но встретила его сопротивление.

Он сразу произнёс: «Упаси Аллах!» Несмотря на то, что её козни раскрылись и выявилась его чистота, она продолжала плести свои сети.

Название Азизия произошло от имени Азизу Миср. Некоторые историки утверждают, что здесь располагался дворец правителя Египта. Мы сейчас движемся туда, где находились бани Зулейхи, чья история общеизвестна.

Она приказала ему: «Выйди к ним». Заглядевшись на его красоту, женщины порезали руки ножами которыми чистили фрукты.

Недалеко от дворца было место, где хозяйка дворца отдыхала со своими подругами. Его называли банями Зулейхи, там и произошла эта история.

Это место названо именем Зулейхи, жены правителя, которая оклеветала Юсуфа. Здесь находились бани – бани её дворца и одновременно место отдыха.

Весть о красивом юноше распространилась среди женщин, приведя их в смятение. Несмотря на его категорический отказ, она предложила ему выбор: либо она, либо тюрьма. Он выбрал второе.

Это был трудный период, в течение которого Юсуф пребывал в униженном положении раба. Но затем он стал тем, кто правит и улучшает умму, народ. Тюрьма располагалась недалеко от дворца правителя, и Юсуф поменял благополучную жизнь во дворце на её тяготы, начав новый этап в своей жизни. На глубине 35 метров, он томился в заключении.

В темнице раскрылась невиновность Юсуфа и ложь его обвинителей. С ним рядом оказались двое узников: один из них был пекарем или поваром во дворце царя, а другой – виночерпием. Они были обвинены в попытке отравить царскую еду или питье.

Один из тех, кто был с пророком в темнице, увидел себя во сне выжимающим виноград, а другому приснилось, будто на его голове корзина с едой, которую клюют птицы. Юсуф, мир ему, растолковал их сны, сказав: «Ты выйдешь из темницы и станешь виночерпием, как и раньше, а тебя распнут и оставят, пока птицы не заклюют твою голову».

Так и случилось: один был казнён, а другой спасся и попал во дворец, где со временем рассказал о случившемся. Таким образом, посредством видения царя осуществилось освобождение Юсуфа (мир ему), которое очень затянулось.

Видение заключалось в том, что семь тощих коров съели семерых жирных, а семь сухих колосков – семь зелёных. Это сильно подействовало на царя, приведя его в волнение.

Видение сильно взволновало его и вселило тревогу. На свою просьбу объяснить его смысл, он услышал от толкователей: «Это лишь путаница, бессвязные сны». Таким образом, желая успокоить государя, они пытались убедить его в том, что это не видение, а лишь бессвязный сон.

Юсуф же растолковал сон царя следующим образом: семь лет вы будете усердно сеять; то, что пожнёте, оставьте в колосьях. Это был своеобразный урок экономики. Затем наступят семь тяжёлых лет. Они съедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережёте. Вслед за этим наступит год, когда пойдут обильные дожди и созреют новые плоды.

Когда царю рассказали об этом, тот велел привести Юсуфа (мир ему). Прежде, чем выйти из темницы, пророк заставил расспросить женщин о причине своего заточения. Невиновность Юсуфа была доказана. Зулейха призналась: «Истина прояснилась; я соблазняла его, но он является одним из праведников».

Выйдя из темницы, Юсуф стал вельможей. Он использовал свои возможности для исполнения завета, призывая людей к истинной вере.

Юсуф (мир ему) осуществлял свой призыв постепенно. Он подготовил всё необходимое для встречи засухи: построил огромные амбары для хранения зерна в колосьях, расположив их в одной из самых плодородных областей Египта – историческом районе с древними пирамидами.

Мы дошли до Хавары в Эль-Файюме. Это район полупустыни, где находится очень древняя пирамида. Здесь же были и маленькие пирамиды, а за ними – местность, где, по мнению историков, в правление Юсуфа располагались амбары. Те самые амбары, где он хранил пшеницу, достаточную для семи засушливых лет.

Из-за распространившегося голода в Египет за провизией приехали братья Юсуфа. История близилась к своему завершению. Узнав Юсуфа, они выразили сожаление о случившемся. Он потребовал привезти в Египет отца, пророка Якуба (мир ему).

Якуб (мир ему) ослеп из-за слёз, пролитых по сыну. Юсуф дал им рубашку и велел накинуть её на лицо отца, чтобы вернуть тому зрение, и привести к нему всех родных. Они все прибыли и в знак почтения сделали суджду. Таким образом, видение Юсуфа сбылось, и вся семья воссоединилась в Египте. Якуб (мир ему) здесь же и умер, завещав похоронить себя рядом с отцом. Юсуф (мир ему) исполнил завещание и доставил тело Якуба (мир ему) в Палестину, где и похоронил его в пещере Эль-Халиля. Его могила находится рядом с могилой жены Рахиль, матери Юсуфа (мир ему). Там же имеется и могила Юсуфа (мир ему). Истории смерти Якуба и Юсуфа (мир им) соответствуют написанному в Коране. Когда смерть пришла к Якубу (мир ему), его завещанием сыновьям было хранить пророческую миссию, слово тавхида и покорности. Это являлось миссией всех посланников, отправленных Аллахом для спасения человечества от унижения и заблуждения и направлении его к вере и правильному пути.

У Йакуба было двенадцать сыновей, младшими из них были Йусуф и Бинйамин.

Йакуб любил Йусуфа больше, чем его братьев. Он демонстрировал эту любовь, а остальные братья ревновали. Как-то ночью Йусуф заснул в своей постели и увидел удивительный сон.

Проснувшись, он пошел к отцу и сказал ему:

«О отец мой, видел я во сне одиннадцать звезд, и Солнце, и Луну, и видел я, что они поклонялись мне».

Подумав над смыслом сна Йусуфа, Йакуб решил, что Аллаh сделает Йусуфа великим в этом и ином мирах. Йакуб знал, что братья Йусуфа ревнуют его, и испугался каких-либо их действий в порыве ревности и по наущению Шайтана, которые могут повредить Йусуфу. Поэтому он сказал ему:

«О сын мой возлюбленный, не рассказывай о сне своём братьям твоим, дабы не замышляли они против тебя; ибо Шайтан есть явный враг человеку».

Йакуб помолчал немного, затем сказал Йусуфу:

Аллаh показал тебе это великое видение. Если ты умолчишь о нем, то ниспошлет Аллаh тебе свою милость и научит толкованию снов. Он осуществит милость Свою тебе, а тем самым род Йакуба получит много добра.

Аллаh сделает тебя великим и даст тебе дар пророчества, как Он это осуществил для двух праотцов твоих - Ибрахима и Исхака.

Йакуб продолжал говорить Йусуфу, который внимательно слушал его и размышлял об этом поразительном сне.

Йакуб обнимался и играл с Йусуфом и братом его Бинйамином, а остальные братья видели, как он, занятый двумя, не обращает на остальных внимания. В их души вкрался гнев, поскольку вся любовь отца была отдана Йусуфу и Бинйамину.

Наш отец любит Йусуфа и его брата больше нас.

Нас много, и мы больше достойны отцовской благосклонности, чем Йусуф и его брат.

Третий сказал:

Наш отец серьезно заблуждается.

Убейте Йусуфа или выгоните его туда, откуда он никогда не вернется. Вся отцовская любовь останется нам. Затем мы покаемся за наши действия и станем праведниками.

Убьем его и избавимся от этого. Братья уже почти договорились убить Йусуфа, как вдруг один из них сказал:

Не убивайте Йусуфа, но, если вы считаете нужным сделать что-нибудь, бросьте его на дно глубокого колодца: кто-либо из проезжающих подберет его.

Один воскликнул:

Это хорошая мысль.

Братья договорились бросить Йусуфа на дно колодца, чтобы покончить с ним и вернуть себе любовь отца.

Дети пошли к отцу, который в это время обнимался и играл с Йусуфом. Один из них сказал отцу:

Отец, почему ты не отпускаешь Йусуфа пойти поиграть с нами?

Йакуб сказал:

Я не могу ни на час оставить его.

Другой попросил:

Пошли его завтра с нами поиграть и позабавиться.

Отец сказал им:

Горестно мне, что вы уведете его.

Пусть поиграет и порадуется, а то он постоянно сидит дома.

Боюсь, вы заиграетесь и оставите его без присмотра, а волк может загрызть его.

Кто-то спросил:

Как его может загрызть волк, если нас много?!

Братья окружили отца, наперебой уговаривая его:

Не бойся за Йусуфа. Пусть поиграет и повеселится с нами. Почему ты не доверяешь нам Йусуфа, ведь мы любим его?! И он сам хочет пойти с нами. Они упрашивали отца до тех пор, пока он не согласился отпустить Йусуфа с ними. Радостные, братья вышли от отца. Йусуф вышел вместе с братьями. Не успели они скрыться с глаз отца, как все начали бранить Йусуфа и издеваться над ним. Наконец, они подошли к колодцу, сорвали с Йусуфа рубашку, бросили его в колодец и удалились.

Очутившись в колодце, Йусуф испугался, но страх продолжался недолго, так как Аллаh отвел его. Он сказал ему также, что, несомненно, имеется выход из этого сложного положения, что Йусуф спасется и будет жить всеми уважаемым.

Братья остановились, чтобы обдумать то, что они скажут отцу. Договорились, что они скажут, что его съел волк. Чтобы убедить отца в том, что они говорят правду, братья взяли рубашку Йусуфа и испачкали ее кровью козы, которую зарезали.

Дети подождали заката солнца и наступления ночи. Затем, плачущие, они пришли к отцу. Когда Йакуб увидел их без Йусуфа, он сжался от отчаяния и горестно спросил:

Где Йусуф?

Они сказали:

О отец наш, стали мы бегать в перегонки друг с другом и оставили Йусуфа с вещами нашими, и волк сожрал его.

Йакуб гневно бросил:

Мы знали, что ты никогда не поверишь нам. Но вот его рубашка.

И они отдали отцу рубашку, запятнанную кровью. Но отец не обнаружил на ней следов зубов. Братья забыли изорвать рубашку. Отец понял, что они что-то сотворили со своим братом. И никакой волк на него не нападал. Йакуб сильно опечалился из-за Йусуфа. Однако он сохранил твердость в своей печали и сказал детям:

Вы что-то сделали с вашим братом. Поживем - увидим.

Караван из аш-Шама направлялся в Египет. Его путь лежал через колодец, куда был брошен Йусуф. Один из караванщиков пошел к колодцу, чтобы набрать воды. Когда он опустил ведро, Йусуф уцепился за него. Увидев его, караванщик радостно воскликнул: Это добрый знак! Это - мальчик! Он взял его и вернулся к своему каравану.

Купцы отправились дальше в путь, пока не прибыли в Египет. Караванщик с Йусуфом пришел на невольничий рынок, чтобы продать его и получить деньги. В это время на рынке был египетский вельможа, которому Йусуф очень понравился, и он за небольшую сумму купил его.

Вельможа с Йусуфом вернулся домой. Когда его жена увидела юношу, она обрадовалась, потому что была бездетна. Вельможа сказал ей:

Будь добра к нему. Быть может, будет нам от него польза, когда он вырастет. Если это добрый и умный мальчик, мы усыновим его.

Окруженный заботой и вниманием, Йусуф остался в доме вельможи.

Прошли годы, Йусуф вырос и возмужал, став очень красивым.

Жена вельможи обратила внимание на красоту и силу Йусуфа и влюбилась в него. В один из дней она надела на себя лучшие одежды, украсила себя и вышла к Йусуфу.

Закрыв за собой двери, она приблизилась к нему, желая показать ему свою любовь, и сказала:

Я - твоя и принадлежу тебе.

Йусуф увидел ее красоту, но вспомнил своего Владыку, который спас его из колодца.

Отвернувшись, он сказал:

Я ищу прибежища у Аллаhа. Твой муж - мой господин. Он уважает меня и хорошо ко мне относится. Я не хочу причинять ему зла. Я не восстану против Владыки моего, который спас меня.

Йусуф пошел к двери, чтобы открыть ее и выйти. Она бросилась за ним, пытаясь удержать его. Схватив его за рубашку, она порвала ее сзади. Йусуф открыл дверь и увидел перед собой вельможу. Когда жена заметила своего мужа, стоящего на пороге, она захотела обвинить Йусуфа в том, что он пытался посягнуть на нее. Она сказала мужу:

Йусуф пытался причинить зло твоей жене. Он заслуживает темницы или суровой кары.

Защищая себя, Йусуф сказал:

Это она сама старалась соблазнить меня.

Вельможа разгневался, но тут пришел родственник жены. Когда вельможа рассказал ему все, он сказал:

Если его рубашка порвана спереди, то она говорит правду, а если сзади, то он говорит правду, а она лжет...

Вельможа увидел, что рубашка Йусуфа разорвана сзади и, гневно глядя на жену, сказал ей:

Истинно, это твоя женская хитрость. Истинно, велика хитрость твоя.

Обернувшись к Йусуфу, он сказал ему:

Никому не рассказывай того, что произошло здесь. А жене вельможа приказал просить прощения за свой грех и покаяться.

Жены и дочери знатных людей собрались и, обсуждая жену вельможи, осудили ее за любовь к Йусуфу. Они сказали:

Жена Азиза предлагает себя Йусуфу. Истинно, она плохая женщина.

Жена Азиза узнала об этом женском осуждении за ее любовь к юноше и разгневалась. Она решила оправдаться перед ними и пригласила их всех к себе в дом. Всех гостей она угостила яблоками и каждой подала нож. Затем она обрядила Йусуфа в лучшие одежды и приказала ему выйти к ним. Когда женщины увидели перед собой красивого юношу, они не поверили своим глазам решив, что это самый прекрасный мужчина в мире. Позабыв себя, они ошеломленно взирали на него и вместо того, чтобы очищать яблоки, порезали ножами себе руки. При этом они даже не почувствовали боли и сказали:

Да прославится Аллаh! Это не человек, а преславный ангел.

Жена Азиза сказала им:

Это тот, из-за которого вы меня осуждали. Я потребовала его для себя, но он воздержался. А теперь, если он не исполнит того, что я прикажу ему, то он будет брошен в темницу.

Женщины спросили его: - Почему же ты не слушаешься своей госпожи?

Он ответил:

О Владыка мой, предпочту я темницу тому, что они предлагают мне.

Йусуф отказался повиноваться приказам своей госпожи, потому что он боялся Аллаhа.

Йусуф не послушался жены Азиза, так как не хотел предавать своего господина, который воспитал его. Тогда жена Азиза затеяла против Йусуфа интригу перед своим мужем. Она сказала ему: «Женщины на каждом углу злословят обо мне и Йусуфе и говорят мерзости. Будет лучше бросить его в темницу, чтобы все знали, что именно Йусуф хотел посягнуть на мою честь и поэтому попал в тюрьму».

Йусуф и еще двое юношей были брошены в темницу, где они познакомились и стали друзьями.

В одну из ночей оба юноши увидели непонятные сны.

Утром оба они попросили Йусуфа растолковать им их видения.

Один из них сказал:

Я видел во сне, что выжимаю виноград и делаю из него вино, а затем угощаю короля.

Другой сказал:

Я видел во сне, что нес на голове хлеб, который клевали птицы. Истолкуй нам эти сны, ибо мы видим, что ты праведен.

Йусуф сказал им:

Какие бы сны вы ни видели, я растолкую вам то, что произойдет, прежде, чем это случится. Все будет, как я скажу. Этому меня научил Аллаh, потому что я верую в него, Единственного. И я следую вере отцов моих Ибрахима, Исхака и Йакуба. Истинно, не можем мы приобщать ничего, как равное к Аллаhу.

О мои два сотоварища по тюрьме, что лучше - разные боги, которые не способны ни на что, или Аллаh, Единый, Великий, Всемогущий? Те боги, которым поклоняетесь вы, ложны. Аллаh повелел нам поклоняться Ему, так как Он сотворил нас и дал нам пропитание. Но большинство людей не ведают.

О мои два сотоварища по тюрьме, что касается одного из вас, он будет наливать вино господину своему; что же касается другого, будет он распят, и птицы будут клевать голову его.

Йусуф знал, что виночерпий короля спасется из тюрьмы. Он сказал ему:

Упомяни о моем деле своему господину. Я сижу в тюрьме без всякой вины с моей стороны.

Королевский виночерпий вышел из тюрьмы, а другой был распят, как это предсказывал Йусуф. Но виночерпий забыл напомнить королю о деле Йусуфа, и он еще несколько лет провел в тюрьме.

Как-то ночью король увидел во сне, что он сидит на берегу реки, из которой вышли семь тучных коров, а затем семь тощих. Затем семь тощих коров сожрали семерых тучных. Король в ужасе проснулся. Успокоившись, он заснул опять и увидел во сне семь зеленых колосьев, которых проглотили семь сухих колосьев. В страхе король проснулся во второй раз.

Утром король собрал своих приближенных и рассказал им то, что видел во сне. Никто из его свиты не смог растолковать ему смысла этих снов. Тогда виночерпий вспомнил, что Йусуф прекрасно объясняет сновидения. Он сказал королю:

Пошли меня к Йусуфу в тюрьму, и я растолкую вам эти сны.

Король послал его к Йусуфу. Придя в тюрьму, он сказал:

«Йусуф! О ты, праведник, разъясни нам значение семи тучных коров, которых пожрали семь тощих коров, и семи зеленых колосьев зерна и семи других высохших, дабы я мог возвратиться к народу и поведать им».

Йусуф сказал ему:

Впереди семь урожайных лет, а затем придут семь неурожайных. Вы должны будете семь лет трудиться много и непрестанно. Оставляйте все сжатое в колосьях, кроме той пшеницы, которую употребите в пищу. Когда придут неурожайные годы, вы будете есть то, что сберегли в хорошие годы.

Потом придет после этого урожайный год, когда люди будут давить виноград, сахарный тростник, кунжут. Они будут благоденствовать и радоваться.

Виночерпий вернулся к королю и передал ему все, что рассказал Йусуф. Король изумился и отослал его обратно, чтобы он привел Йусуфа. Король хотел сделать его своим приближенным. Однако Йусуф согласился пойти к королю только в том случае, если он подтвердит ему, что был заключен в тюрьму по наговору. Йусуф сказал виночерпию:

Вернись к королю и скажи ему, чтобы он собрал женщин, которые порезали руки, и спросил их о том, что же на самом деле случилось. Пусть король знает, что я невиновен в том, что мне приписывают.

Король приказал собрать женщин и спросил их о Йусуфе. Они сказали ему:

Это благородный человек. Он не сделал ничего дурного.

Жена Азиза увидела, что истина прояснилась и сказала:

Я потребовала его для себя, но он отказался. Йусуф невиновен и брошен в тюрьму несправедливо.

Когда король узнал это, он понял, что Йусуф умный и надежный человек. Ему захотелось воспользоваться его знаниями и иметь при себе верного человека. Король сказал: «Приведите его ко мне».

Когда привели Йусуфа и король поговорил с ним, то убедился, что он действительно умный, преданный и надежный человек. Король сказал ему:

Отныне ты уважаемый и почитаемый человек.

Йусуф сказал королю:

Страну ждут добрые, а затем тяжелые времена. Поэтому поставь меня над сокровищами страны, так как я надежно храню то, что в моем распоряжении, трачу средства разумно, а остальное сберегаю на трудные годы.

Йусуф стал министром у короля, имея все в своем распоряжении.

Прошли годы благоденствия, и наступили тяжелые времена. Йусуф начал распределять среди людей зерно, сбереженное от прошлых богатых урожаев. Страна пережила неурожайные годы, и люди из соседних стран приезжали в Египет за необходимыми им товарами.

В один из дней к Йусуфу пришли его братья. Он их узнал, а они его нет. Они и не могли себе представить, что Йусуф станет министром.

Йусуф спросил:

Сколько вас?

Они ответили ему:

Нас двенадцать. Одного нет, а самый младший остался с отцом.

Йусуф принял их как почетных гостей и щедро угостил их.

Затем он сказал:

Идите и приведите с вами ко мне вашего брата, и тогда я дам вам то, что вы попросили. Если же вы его не приведете, то ничего не получите.

Братья сказали:

Мы постараемся привести его с нами. Они пошли готовиться к отъезду, а Йусуф приказал своим слугам вернуть братьям все их товары, которые они привезли, чтобы обменять их на зерно.

Братья вернулись к отцу и, встретившись с ним, сказали:

Если ты не отправишь с нами нашего брата, то они ничего нам не дадут.

Отец сказал им:

Я не могу его никому доверить. Боюсь, что вы сделаете с ним то же самое, что сделали с Йусуфом.

Братья сказали ему:

О отец наш, мы говорим правду. Вот наши товары, которые мы брали с собой на обмен. Но министр вернул их нам и не принял.

Отец сказал:

Я отпущу его с вами только в том случае, если вы поклянетесь беречь его.

Братья поклялись беречь своего брата и начали готовиться к путешествию в Египет, чтобы привести оттуда зерно.

Отец сказал им:

Не входите в город через одни ворота, а через разные.

Он сказал им это, чтобы уберечь их от зла, которое может застигнуть их всех вместе сразу.

Братья благополучно прибыли к Йусуфу. Йусуф с Бинйамином отошли в сторону, и Йусуф сказал ему:

Я твой брат Йусуф, но не говори этого своим братьям.

Бинйамин очень обрадовался встрече с братом. Йусуф захотел взять Бинйамина у них и сказал слугам:

Подложите чашу, из которой пьет король в вещи Бинйамина.

Слуги исполнили это.

Братья Йусуфа собрали свою поклажу и загрузили ее на верблюдов. Затем караван отправился в путь.

Тут один из охранников крикнул:

Вы виновны в краже!

Все обернулись к нему и спросили:

А что у вас пропало?

Вы похитили чашу, из которой пьет король!

Обыщите нас. Мы приехали сюда не воровать.

Охранник спросил:

А какое наказание будет тому, у кого эта вещь будет найдена?

Братья ответили:

Наказание будет таким, что он останется вашим пленником.

Пришел Йусуф и осмотрел багаж всех, кроме вещей своего брата. Их он осмотрел в последнюю очередь и обнаружил королевскую чашу. В качестве наказания за это он взял своего брата как пленника.

Остальные братья сказали:

Если он украл, то прежде этого брат его тоже провинился в краже.

Йусуф понял, что они имели в виду, но не мог ответить из боязни, что его хитрость будет раскрыта. Он просто подумал про себя: «Вы оказываетесь в худшем положении; и Аллаh лучше знает о том, на что вы ссылаетесь». Братья вспомнили, что они клялись отцу беречь одного из них и обратились к Йусуфу:

О великий господин! У него есть престарелый отец, посему возьми одного из нас вместо него, ибо видим мы, что ты один из творящих добро.

Он ответил:

Сохрани Аллаh нас взять кого-либо, кроме того, у кого мы нашли принадлежащее нам, ибо иначе были бы мы несправедливы.

Когда попытка взять брата оказалась безуспешной, братья отошли посоветоваться, и старший из них сказал:

Мы поклялись беречь его! Я не могу вернуться к отцу без Бинйамина.

Что же делать?

Я останусь здесь, пока не выручу брата, или же пока отец не разрешит мне вернуться.

А нам что делать?

Возвращайтесь к отцу и скажите: «О отец наш, сын твой украл».

Они вернулись к отцу, и когда он спросил о Бинйамине, они рассказали ему случившееся.

Однако отец не поверил им:

Мой сын не крадет!

Тогда спроси людей, которые были с нами. Они все хорошо знают.

На это отец сказал:

Вы сделали с ним то же, что и с Йусуфом. Быть может, Аллаh приведет их всех ко мне. Опечалившись за судьбу Бинйамина, Йакуб вновь загрустил о Йусуфе. Он так разрыдался, что ослеп. Дети увидели, сколь велико горе отца и сказали ему:

Ты будешь вспоминать Йусуфа и оплакивать его, пока не одряхлеешь или умрешь. Тебе лучше не рыдать.

Йакуб сказал им:

Я не жалуюсь вам, ни кому-либо еще из людей. Я жалуюсь Аллаhу. Я знаю, что Аллаh смилостивится надо мной и избавит меня от горя. О мой любимый сын! Идите и ищите Йусуфа и брата его. И не огорчайте в милости Аллаhа, ибо никто не отчаивается в милости Аллаhа, кроме неверующих.

Братья Йусуфа вернулись в Египет, прося господина быть великодушным и простить их брата. Войдя к нему, они сказали:

О великий господин, мы оказались в очень сложном положении, и у нас только плохой товар. Дай нам что-нибудь и прояви великодушие, освободив брата нашего.

Йусуф сказал им:

Знаете ли вы, что вы сделали с Йусуфом и с братом его?

Братья пристально посмотрели на него, а затем сказали:

Ты ли Йусуф?

Да, я Йусуф, а это брат мой. Истинно, был Аллаh милостив к нам.

Братья сказали:

Истинно, предпочел Аллаh тебя над нами. Прости нас за то,что мы с тобой сделали, брат наш.

Не бойтесь, - ответил Йусуф, - я не собираюсь наказывать вас за то, что было. Да простит вас Аллаh! Он Самый Милосердный изо всех, оказывающих милость.

Затем Йусуф спросил их об отце. Они сказали:

От непрерывного оплакивания тебя он ослеп. Тогда Йусуф снял с себя рубашку и отдал тому брату, который сказал остальным, чтобы они не убивали Йусуфа, а бросили его в колодец. Он сказал ему: «Ступай с моей рубашкой и положи ее перед отцом; он узнает. И приведите ко мне все семейство ваше, чтобы они жили здесь в Египте в большом достатке». Йакуб стоял, ожидая возвращения сыновей. Когда они приблизились, он с силой вдохнул воздух и сказал окружающим:

Истинно, я чувствую запах Йусуфа.

Люди переглянулись и сказали:

Ты впадаешь в прежнее заблуждение. Йусуф умер, и его сожрал волк много лет назад.

Приблизившись, сыновья Йакуба положили перед ним рубашку Йусуфа, и у Йакуба наступило просветление. Он сказал детям:

А что я говорил вам? Я знал, что Аллаh соберет всех вместе с Йусуфом.

Они сказали:

О отец наш, моли Аллаhа простить нас.

Йакуб ответил:

Я буду молить Владыку моего о прощении за вас. Истинно, Он Всепрощающ, Милосерден. Йакуб собрал свое семейство и отправился в Египет. Еще до прибытия туда Йусуф встретил всех в пути. Он с почтением приветствовал отца, и они все вместе вступили в Египет. Тогда Йусуф сказал:

Войдите в Египет с миром, если то угодно Аллаhу. Йусуф взошел на трон, а отец, мать и братья с почтением склонились перед ним. Йусуф сказал отцу: «О отец мой, ныне исполнился прежний сон мой. Владыка мой осуществил его. Он сделал меня правителем и вывел из темницы. Он вывел вас из пустыни после того, как Шайтан посеял вражду между мною и моими братьями. Если моему Владыке угодно что-либо, то Он знает пути осуществить это».

сайт

Пророк Якуб (мир ему), получивший прозвище Исраиль, из чистого пророческого дома, из дома Ибрахима (мир ему), чья жизнь связана с землями пророков в Палестине, Ираке и Египте. Здесь, в Палестине, в городе Эль-Халиль, Сара получила радостную весть, переданную через ангелов. Это была весть об Исхаке и последующим за ним Якубе.

Как сказано в Коране, Всевышний Аллах оповестил Ибрахима об Исхаке, а после него – о Якубе. Это была радостная весть о них обоих (мир им).

В Коране он описан как благой избранник и обладатель знаний, могучий и прозорливый. Его жизнь была чередой испытаний. Он противостоял им, терпеливо ожидая облегчения от Аллаха после осуществления божественной мудрости. Детство Якуб (мир ему) провёл в окрестностях города Халиль, затем переселился на родину предков, в Ирак, где женился на дочерях своего дяди. Позже он вернулся в Палестину, где у него родилось 12 сыновей. Всем им предстояло переселиться в Египет. Жизнеописание этого пророка, его сына, пророка Юсуфа (мир им обоим), тесно связаны.

В Священной Книге мы встречаем описание пророка Якуба (мир ему) и его возраста: в истории о Юсуфе говорится о преклонных годах его отца.

В Коране нет суры, от начала и до конца посвященной истории какого-либо пророка, кроме пророка Юсуфа (мир ему). Поэтому мы приведём истории отца и сына вместе. Семьи землепашцев традиционно бывают большими и, естественно, кто-то из детей занимает в сердце отца бòльшее место, чем другие, по причине, понятной лишь ему самому, или из-за того, что этот ребёнок отличается особыми качествами. Юсуф также был наиболее любим своим отцом. Он обладал множеством достоинств и, к тому же, был почтителен и красив внешне. При внимательном ознакомлении с жизнью многих великих людей мы обнаружим, что их величие проявлялось даже в детстве, позволяя оказывать влияние на окружающих.

Любовь Якуба к своему сыну, мир им обоим, – не просто слепое чувство. Она явилась результатом проявившихся в Юсуфе особенной почтительности, уважения и мудрости. Отец видел в нём задатки исключительности.

Кораническое повествование начинается с видения. Ещё совсем маленький Юсуф как бы со стороны увидел 11 планет, Солнце и Луну, совершающими ему суджду.

Отец попросил его не рассказывать об этом видении братьям, боясь, что те из зависти могут причинить ему вред. Ведь предпочтение, оказываемое Юсуфу, могло показаться им из ряда вон выходящим.

Видение ещё больше увеличило привязанность отца к сыну. Он видел в нём предпосылки пророчества. Видели их и братья, и со временем это заставило их задуматься. Без конца совещаясь друг с другом, они замыслили недоброе.

В конце концов, зависть породила в них мысли об убийстве Юсуфа. Рассчитывая, что это поможет им всецело завладеть любовью отца, они намеревались после этого стать праведными.

Все они были единодушны в том, чтобы бросить его в колодец. Убедив отца, ожидавшего от них плохого, отпустить с ними брата, они вывели его в место неподалёку от их города и там исполнили свой приговор. Затем, предварительно испачкав рубашку Юсуфа кровью, с плачем принесли её отцу.

Пророк Якуб (мир ему) нашёл, что рубашка не разорвана, как это должно было случиться при нападении на мальчика волка.

Юсуф (мир ему) в полном одиночестве остался в этом колодце, претерпевая мрак ночи и страшась криков диких зверей.

Колодец находился на караванном пути между Палестиной и Сирией. Появился караван. Слуга, которого отправили за водой, нашёл его и воскликнул: «Какая радость! Это мальчик!»

Представьте себе человека, родом из самой высокочтимой в мире семьи, который вдруг оказывается рабом по вине своих братьев, продавших его за несколько дирхемов. Что он должен чувствовать?

Египет в это время находился под властью гиксосов, чьё влияние распространялось от столицы Авариса – это вблизи нынешнего Порт Саида – на всю долину Нила. Затем по северному береговому пути они направились на юг, от долины Нила к Палестине.

Этим путем в Египет вошли гиксосы, отсюда приходили торговцы из Азии, отсюда же во времена фараонов на рынки Египта привозили рабов. Этой дорогой из бесплодной Азии в плодородную долину Нила перегоняли свои стада пастухи.

Юсуфу было суждено быть проданным второму после царя человеку в Египте и вырасти в его доме. Это помогло ему постичь культуру египетского народа и его обычаи.

Жена правителя была бесплодной; она обрадовалась мальчику и взяла его к себе.

Район на западной стороне Нила, сегодня известный как Азизия, получил своё название по имени этого правителя, чей дворец был там расположен.

Юсуф вырос в этом районе, в доме человека, занятого делами правления. Он взрослел на глазах его жены, превращаясь в привлекательного юношу. В её сердце появилось склонность к нему, которая однажды прорвалась наружу, но встретила его сопротивление.

Он сразу произнёс: «Упаси Аллах!» Несмотря на то, что её козни раскрылись и выявилась его чистота, она продолжала плести свои сети.

Название Азизия произошло от имени Азизу Миср. Некоторые историки утверждают, что здесь располагался дворец правителя Египта. Мы сейчас движемся туда, где находились бани Зулейхи, чья история общеизвестна.

Она приказала ему: «Выйди к ним». Заглядевшись на его красоту, женщины порезали руки ножами которыми чистили фрукты.

Недалеко от дворца было место, где хозяйка дворца отдыхала со своими подругами. Его называли банями Зулейхи, там и произошла эта история.

Это место названо именем Зулейхи, жены правителя, которая оклеветала Юсуфа. Здесь находились бани – бани её дворца и одновременно место отдыха.

Весть о красивом юноше распространилась среди женщин, приведя их в смятение. Несмотря на его категорический отказ, она предложила ему выбор: либо она, либо тюрьма. Он выбрал второе.

Это был трудный период, в течение которого Юсуф пребывал в униженном положении раба. Но затем он стал тем, кто правит и улучшает умму, народ. Тюрьма располагалась недалеко от дворца правителя, и Юсуф поменял благополучную жизнь во дворце на её тяготы, начав новый этап в своей жизни. На глубине 35 метров, он томился в заключении.

В темнице раскрылась невиновность Юсуфа и ложь его обвинителей. С ним рядом оказались двое узников: один из них был пекарем или поваром во дворце царя, а другой – виночерпием. Они были обвинены в попытке отравить царскую еду или питье.

Один из тех, кто был с пророком в темнице, увидел себя во сне выжимающим виноград, а другому приснилось, будто на его голове корзина с едой, которую клюют птицы. Юсуф, мир ему, растолковал их сны, сказав: «Ты выйдешь из темницы и станешь виночерпием, как и раньше, а тебя распнут и оставят, пока птицы не заклюют твою голову».

Так и случилось: один был казнён, а другой спасся и попал во дворец, где со временем рассказал о случившемся. Таким образом, посредством видения царя осуществилось освобождение Юсуфа (мир ему), которое очень затянулось.

Видение заключалось в том, что семь тощих коров съели семерых жирных, а семь сухих колосков – семь зелёных. Это сильно подействовало на царя, приведя его в волнение.

Видение сильно взволновало его и вселило тревогу. На свою просьбу объяснить его смысл, он услышал от толкователей: «Это лишь путаница, бессвязные сны». Таким образом, желая успокоить государя, они пытались убедить его в том, что это не видение, а лишь бессвязный сон.

Юсуф же растолковал сон царя следующим образом: семь лет вы будете усердно сеять; то, что пожнёте, оставьте в колосьях. Это был своеобразный урок экономики. Затем наступят семь тяжёлых лет. Они съедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережёте. Вслед за этим наступит год, когда пойдут обильные дожди и созреют новые плоды.

Когда царю рассказали об этом, тот велел привести Юсуфа (мир ему). Прежде, чем выйти из темницы, пророк заставил расспросить женщин о причине своего заточения. Невиновность Юсуфа была доказана. Зулейха призналась: «Истина прояснилась; я соблазняла его, но он является одним из праведников».

Выйдя из темницы, Юсуф стал вельможей. Он использовал свои возможности для исполнения завета, призывая людей к истинной вере.

Юсуф (мир ему) осуществлял свой призыв постепенно. Он подготовил всё необходимое для встречи засухи: построил огромные амбары для хранения зерна в колосьях, расположив их в одной из самых плодородных областей Египта – историческом районе с древними пирамидами.

Мы дошли до Хавары в Эль-Файюме. Это район полупустыни, где находится очень древняя пирамида. Здесь же были и маленькие пирамиды, а за ними – местность, где, по мнению историков, в правление Юсуфа располагались амбары. Те самые амбары, где он хранил пшеницу, достаточную для семи засушливых лет.

Из-за распространившегося голода в Египет за провизией приехали братья Юсуфа. История близилась к своему завершению. Узнав Юсуфа, они выразили сожаление о случившемся. Он потребовал привезти в Египет отца, пророка Якуба (мир ему).

Якуб (мир ему) ослеп из-за слёз, пролитых по сыну. Юсуф дал им рубашку и велел накинуть её на лицо отца, чтобы вернуть тому зрение, и привести к нему всех родных. Они все прибыли и в знак почтения сделали суджду. Таким образом, видение Юсуфа сбылось, и вся семья воссоединилась в Египте. Якуб (мир ему) здесь же и умер, завещав похоронить себя рядом с отцом. Юсуф (мир ему) исполнил завещание и доставил тело Якуба (мир ему) в Палестину, где и похоронил его в пещере Эль-Халиля. Его могила находится рядом с могилой жены Рахиль, матери Юсуфа (мир ему). Там же имеется и могила Юсуфа (мир ему). Истории смерти Якуба и Юсуфа (мир им) соответствуют написанному в Коране. Когда смерть пришла к Якубу (мир ему), его завещанием сыновьям было хранить пророческую миссию, слово тавхида и покорности. Это являлось миссией всех посланников, отправленных Аллахом для спасения человечества от унижения и заблуждения и направлении его к вере и правильному пути.

Кто такой пророк Якуб в исламе? Якуб, или Исраил, - это один из избранников Аллаха, предназначенный им для передачи людям его откровения и Писания. Он был сыном Исхака и внуком поэтому его еще называют - пророк Ибрахим Исхак Якуб. В их роду было около тысячи пророков.

В Коране он характеризуется как обладатель знаний, благой избранник, сильный и прозорливый. Жизнь его была насыщена испытаниями, которым он с честью противостоял. История пророка Якуба будет рассмотрена в этой статье.

Спор в утробе

Когда отец Якуба, Исхак, вырос, он получил от Всевышнего пророчество и был послан в племя Шам, где взял в жены Рабикат. Она родила ему двух сыновей-близнецов - Айса и Якуба. По одним сведениям, Якуб родился в Сирии, по другим - в Палестине.

Рабикат услышала, что в ее утробе сыновья общаются друг с другом. При этом Айс угрожал, что вспорет живот матери, если Якуб появится на свет первым, а затем убьет и его самого. Якуб предложил брату выходить на свет раньше, чем он. Так оно и случилось. Таким образом, споры о первенстве между братьями начались еще до их рождения, и Якубу удалось разрешить первый из них, уступив Айсу.

Любовь разделилась

Любовь родителей разделилась между двумя близнецами. У матери сердце больше лежало к Якубу, у отца - к Айсу. Исхак старел, и его зрение ухудшалось, поэтому он был неспособен различать своих детей. Когда силы стали покидать его, он призвал к себе Айса, чтобы попросить у Всевышнего баракат (благословение) для него. Исхак велел привести ему барана для жертвоприношения.

Этот разговор услышала Рабикат и захотела, чтобы баракат от дуа (молитвы) передался не Айсу, а Якубу. Мать велела Якубу подойти с зарезанным бараном раньше, чем Айс. Тот так и сделал. Отца взяли сомнения, и он спросил Якуба: «Ты кто?». Рабикат подтвердила, что это Айс, и призвала мужа помолиться за него.

Материнская хитрость

Чтобы отец принял одного сына за другого, мать, проявив хитрость, одела Якуба в одежду из шкур, так как у Айса тело было волосатым. Проведя рукой по телу Якуба и почувствовав волосы, отец промолчал. Но при этом он подумал, что тело как будто принадлежит Айсу, тогда как его запах - Якубу, и решил, что в этом деле следует довериться Аллаху.

Взяв сына за руку, он вознес искреннюю мольбу Аллаху о том, чтобы тот по своей милости сделал пророками, посланниками и царями его потомков. Когда перед отцом снова появился Айс, Исхак сообщил ему, что передал дуа пророку Якубу. Айс пришел в ярость, пообещав, что убьет брата. Отец стал успокаивать своего любимца, сообщив, что для него также приготовлено дуа, и подозвал его поближе. Он попросил у Всевышнего для Айса множество детей, из которых бы происходили правители, что и случилось впоследствии.

Якуб-Исраил

После этого Айс вновь обозлился на Якуба, и Рабикат, испугавшись, что тот убьет ее любимца, дала последнему совет переехать в Наджран. Вместе со своим дядей после Якуб отправился туда и остановился у родственников матери.

Направляясь в Наджран, Якуб находился в пути только ночью, а днем вынужден был скрываться. Считается, что он был первым ночным путешественником. Такое ночное хождение называется «исра», поэтому второе имя Якуба - Исраил. От этого имени произошло и название евреев, его потомков, указанное в Коране, - дети Исраила (израильтяне).

Рождение детей

Целых 40 лет Якуб был на службе у родственников. Здесь же он женился. Жен у пророка Якуба было две - Лайла и Рахиль. Обе они были дочерьми его дяди. А также он имел две наложницы - Балху и Зульфу.

Все они родили ему детей - одну дочку и сыновей. Сколько сыновей было у пророка Якуба? Всего их было двенадцать, из них произошли двенадцать колен Израилевых и множество пророков. После того, как Всевышний избрал Якуба своим пророком, тот, взяв с собой семью, уехал в Кенан, или Ханаан, и поселился там. Он призывал местных жителей поверить в Аллаха, встать на путь истинной веры.

Примирение с братом

Перед отъездом Якуб отправил сыновей навестить Айсу, поприветствовать его, узнать, как его дела. Встретив сыновей брата, выслушав их историю, Айс очень обрадовался, забыв свою обиду. За детьми последовал и сам Якуб, и отношения братьев в своей ясности стали похожи на солнечный день.

Так в любви, которую всевышний вселил в их сердца, они прожили долгие годы. После этого Айс поселился в Шаме, а Ханаан оставил Якубу. Айс женился на своей двоюродной сестре, родившей ему множество детей.

Пророк Якуб и Юсуф

Из всех детей Якуба самым любимым был Юсуф. Когда Юсуфу было 7 лет, он увидел сон, который рассказал отцу. Во сне солнце, луна и одиннадцать звезд пришли к нему на поклон. Якуб, обладая даром толкования снов, данным ему Аллахом, предсказал сыну, что тот станет пророком и получит множество благ. При этом он предупредил мальчика, чтобы тот не рассказывал об этом братьям, так как они могут нанести ему вред из чувства зависти.

Любовь Якуба к Юсуфу не являлась просто слепым чувством. Она была результатом проявления таких качеств мальчика, как почтительность, уважение, мудрость. Видение Юсуфа сделало привязанность отца к сыну еще больше. В нем Якуб увидел задатки исключительности и пророческого дара. Замечали это и братья, что со временем заставило их задуматься. Они постоянно совещались между собой, и в конце концов задумали недоброе.

Братья против Юсуфа

Другие сыновья пророка Якуба, завидуя Юсуфу, решили его убить. Они надеялись, что это поможет им в полной мере завладеть отцовской любовью и после этого стать праведниками. В результате Юсуф был брошен братьями в колодец. Перед этим братья убедили отца, который ожидал от них чего-то плохого, отпустить с ними Юсуфа.

Они вывели его за город и там привели в исполнение свой приговор. Затем они испачкали рубашку брата кровью животных и, плача, предъявили ее отцу, сказав, что Юсуфа задрал волк. Однако Якуб увидел, что рубашка не была разорвана, а, значит, волк здесь ни при чем, и его любимый сын жив. В продолжение многих лет он ждал возвращения Юсуфа, беспрестанно проливая слезы. От этого у него сначала испортилось зрение, а затем наступила слепота.

Продажа в рабство

После того, как братья бросили Юсуфа в колодец, он сидел в нем в полном одиночестве во мраке ночи, пугаясь криков диких животных. Этот колодец располагался на караванном пути, соединяющем Палестину и Сирию. Когда на пути появился караван, один из слуг отправился за водой, он нашел несчастного Юсуфа.

Направляясь в Египет, хозяева каравана решили взять мальчика с собой, а прибыв на место, продали его как дешевый товар. Так ребенок, который был родом из весьма высокочтимой семьи, по вине своих родных братьев стал рабом. Понятно, что на душе у него были страх и горечь. Дальше его ждала удивительная судьба.

Юсуф был продан одному из знатнейших людей в Египте - второму после царя - и вырос в его доме. Таким образом мальчик смог близко познакомиться с культурой и обычаями народа Египта. Жена вельможи не могла иметь детей, и взяла к себе Юсуфа. Когда юноша повзрослел, он стал очень красивым.

Заточение

Его прекрасная внешность стала привлекать к себе внимание знатных женщин и в первую очередь жены его хозяина, и она стала соблазнять Юсуфа. Хотя Юсуф и жил в доме управляющего делами фараона, он все же находился в рабском положении, и жена вельможи стала шантажировать его, грозя ложными обвинениями и тюремным заключением.

Когда же тот отказался делить с ней ложе, она оклеветала парня, и его бросили в темницу. Тюрьма располагалась неподалеку от дома правителя, и, переселившись в нее, он после роскошных дворцовых интерьеров оказался в яме на большой глубине. Жизнь его коренным образом изменилась, и в ней начался новый этап. Находясь в заточении, Юсуф принялся проповедовать веру в Единого Бога, а также толковать сны.

Сон фараона

Однажды фараону приснился сон, в котором семь худых коров поедали семерых тучных, а также присутствовали семь колосьев зеленых и семь высохших. Правитель был очень взволнован увиденным во сне. Толкователи, желая успокоить правителя, пытались убедить его в том, что его видение - лишь путаница, бессвязный сон и ничего больше. Поэтому не нужно придавать ему значение и просто забыть.

Юсуф услышал рассказ о сне фараона и объяснил его следующим образом, сказав правителю: «В течение семи лет вы будете постоянно сеять. А то, что вы пожнете, вам нужно оставлять в колосьях, за небольшим исключением - маленького количества, которое пойдет в пищу. После этого придут семь трудных лет, которые поглотят то, что будет приготовлено для них, кроме того небольшого количества, что будет сохранено. Вслед за этим наступит год, во время которого пройдут обильные дожди, и людьми будут выжаты все плоды».

Прослышав об этом толковании, фараон призвал Юсуфа к себе. Но до того как выйти из заточения, пророк Юсуф призвал правителя расспросить женщин о том, по какой причине он был брошен в темницу. Тогда жена вельможи призналась, что она соблазняла юношу, предлагая ему выбрать, либо близкие отношения с ней, либо тюрьму. Будучи праведником, Юсуф выбрал второе. Тем самым была подтверждена невиновность пророка.

Встреча с братьями

Выйдя из заключения, Юсуф стал знатным человеком и использовал все свои возможности для того, чтобы проповедовать истинную веру. Фараон поверил предсказанию Юсуфу, и сделал так, как тот советовал. При этом фараон поручил ему управлять всеми складами Египта, и он приступил к осуществлению данных им же советов. Жизнь в Египте наладилась, народ был спасен от голодной смерти.

В отличие от Палестины, где жили отец и братья Юсуфа, и где начался голод. Тогда Якуб решил отправить сыновей в Египет для закупки зерна. Все братья Юсуфа, кроме младшего Биньямина, прибыли в Египет, будучи гонимыми свирепой нуждой. Юсуф узнал их, однако не подал вида. Он обеспечил их продовольствием и велел, чтобы они привели к нему Биньямина, чтобы отдать ему его долю при личной встрече.

Смерть Якуба

Когда Юсуф открылся братьям, и они узнали его, они пожалели о случившемся и раскаялись. После этого к их отцу был послан гонец, чтобы привезти его и Биньямина в Египет к Юсуфу. При этом, узнав, что отец ослеп от слез, которые он проливал по сыну, Юсуф передал ему рубашку, чтобы тот накинул ее себе на лицо и вернул зрение.

Когда все родственники собрались вокруг Юсуфа, они в знак большого почтения глубоко поклонились ему. Ранее Юсуфу было видение о том, что вся семья воссоединится в земле египетской. Вскоре пророк Якуб умер, завещав сыновьям похоронить его рядом с его отцом Исхаком. Его завещание выполнил любимый сын.

Он привез тело Якуба в Палестину, где пророк был погребен в пещере Эль-Халиля. Рядом находится и могила его жены Рахили, родившей ему Юсуфа. Впоследствии здесь был погребен и Устное предание о пророке Якубе, его жизни и смерти, жизни и смерти Юсуфа соответствует рассказу, изложенному в Коране.

Миссия Якуба

Перед смертью Якуб, собрав всех своих сыновей, спросил их: «Чему будете вы поклоняться после моего ухода?». И те отвечали ему: «Будем поклоняться Богу, которому поклонялся ты и твои отцы - Ибрахим, Исмаил, Исхак - Богу Единому». Якуб завещал сыновьям сохранить пророческую миссию, быть покорными и постигать науку Тавхида.

Тавхид представляет собой поклонение только Аллаху, с убеждением умом и сердцем в его единственности, сущности, присущих ему действиях и атрибутах, в том, что все происходит согласно его воле. Науку «Тавхид» также называют «Калям», она изучает все, связанное со всевышним, указывая на то, что в верующем человеке должна быть правильная убежденность, в противном случае все его деяния будут тщетными.

Именно постижение Тавхида и следование ему являлось миссией посланников, которых Аллах направлял для того, чтобы спасти людей от заблуждений и унижений, направить их к вере и пути истинному. Такой была миссия и пророка Якуба, и его сына Юсуфа. От двенадцати сыновей произошли двенадцать колен Израилевых и множество пророков, таких, как: Муса, Сулейман, Иса, Давуд. Исламского пророка Якуба отождествляют с библейским пророком Иаковом.

Якуб (мир ему) (Иаков) - сын Исхака (мир ему) и внук Ибрахима (мир ему). Он прожил 147 лет.

Якуб (мир ему) стойко вынес беды и испытания, выпавшие на его долю. На многие годы он был разлучен с самым любимым сыном Юсуфом (мир ему), но после долгой разлуки они встретились и стали жить в Египте в достатке и спокойствии. Якуб (мир ему) является родоначальником сынов Израилевых. Когда он пришел к сыну Юсуфу (мир ему) в Египет, вместе с ним были 72 сына и внука. Племя его росло до появления пророка Мусы (мир ему). (Когда Муса (мир ему) уходил от преследования фараона, с ним было 600577 человек из бану Исраиль).

Спустя 24 года после того, как Якуб (мир ему) вновь обрел сына, к нему пришел ангел Джибриль (мир ему) и сказал, что пришло время покинуть этот мир. Якуб (мир ему) не смог рассказать это Юсуфу (мир ему), дабы не огорчать его. Он сказал ему: «О сынок мой, я хочу навестить своих предков в Байт аль-Мукаддасе (Иерусалиме)». После этого Якуб (мир ему) отправился в Иерусалим и умер там.

Юсуф (мир ему) (Иосиф) родился, когда Якуб (мир ему) был в Шаме. Джибриль (мир ему) явился к Якубу (мир ему) и сказал, что Аллах подарил ему такого сына, которому дана необычайная красота. Он очень обрадовался этой вести. После возвращения он зарезал 1000 баранов и раздал мясо нуждающимся в знак благодарности Всевышнему.

Однажды Юсуф (мир ему) увидел сон, что одиннадцать звезд, луна и солнце делали ему поклон (саджда). О нем он рассказал отцу. Об этом узнали его братья и сказали: «Без сомнения, Юсуф станет нашим хозяином. Солнце - это отец, луна - мать, а звезды - это мы». Они начали думать, как избавиться от Юсуфа (мир ему). Через некоторое время они попросили отца пустить Юсуфа (мир ему) с ними на охоту и бросили его в колодец. Тогда ему было 14 лет. Из жалости к нему ангелы на небесах заплакали. Тогда Джибриль (мир ему) уложил его на камень в колодце, который Аллах приподнял выше воды. По возвращении домой братья зарезали барана, его кровью испачкали рубашку Юсуфа (мир ему) и сказали отцу, что его убил волк. После этого Якуб (мир ему) уединился, много плакал и, в конце концов, потерял зрение.

На четвертый день вблизи этого колодца остановился караван, следовавший в Египет. Когда они брали воду из колодца, за веревку зацепился Юсуф (мир ему). В этот день старший брат Юсуфа (мир ему) пришел с едой для него. Он сказал караванщикам, что Юсуф - их беглый раб. Тогда караванщики попросили продать его. Он продал Юсуфа (мир ему) за 17 дирхемов.

Караванщики не переставали дивиться его красоте. Прибыв в Египет, они одели его в красивые одежды и привели его на рынок для продажи. В тот момент их заметил вельможа правителя Египта Раяна ибн Валида Азиз Китфир и купил его. Юсуф жил в его семье в почете и уважении семь лет.

Жена Азиза Зулейха с каждым днем все сильнее и сильнее влюблялась в Юсуфа (мир ему). Однажды она потребовала от него интимной близости. Юсуф (мир ему) отказался и повернулся к ней спиной, чтобы уйти, но она схватила его сзади и порвала на нем одежду. В этот момент зашел ее муж, но, опередив Юсуфа (мир ему), она заявила, что он домогался ее. Боясь, что муж убьет его, она добилась для него тюремного заключения. Придворные правителя решили устроить суд. Тогда по воле Аллаха грудной семидневный ребенок, который находился там, промолвил, что если рубашка порвана сзади, то он не виноват.

Все убедились в том, что Юсуф (мир ему) невиновен, и суд оправдал его. Но несмотря на это Юсуф (мир ему) все равно был брошен в темницу. Придворные женщины стали распускать слухи, что жена вельможи влюбилась в раба. Зулейха собрала их, каждой из них дала по лимону и ножу, чтобы очищать плоды. Затем она попросила Юсуфа (мир ему) выйти к ним. Когда женщины увидели перед собой красивого юношу, они не поверили своим глазам и сказали, что это самый прекрасный мужчина в мире, это не человек, а ангел. Позабыв обо всем, они вместо того, чтобы очищать плоды от кожуры, порезали себе руки. При этом они даже не почувствовали боли. После этого случая они перестали обсуждать Зулейху.

Вместе с Юсуфом (мир ему) в темницу были заточены повар и виночерпий правителя Египта. Как-то раз виночерпий увидел сон, о котором рассказал Юсуфу (мир ему). Тогда повар, издеваясь над Юсуфом (мир ему), сказал, что он тоже видел сон. Юсуф (мир ему), растолковав сны, предсказал первому, что его выпустят из тюрьмы, а второму - что он будет распят.

Повар испугался и признался, что не видел никакого сна, однако оправдываться уже было поздно. Все случилось так, как предрек пророк Юсуф (мир ему). В свою очередь, он просил виночерпия ходатайствовать за него перед правителем, когда его выпустят из тюрьмы. Однако тот забыл об этом.

Спустя семь лет правитель Раян увидел удивительный сон, который никто не мог растолковать. Тогда виночерпий вспомнил о Юсуфе (мир ему) и с разрешения царя пошел к нему, рассказал о том, что царь увидел сон, но сам не мог вспомнить о его сне. Юсуф (мир ему) поведал ему о сне правителя и дал ему толкование. Виночерпий сообщил об этом царю, и тот выпустил Юсуфа (мир ему). Юсуф (мир ему) сказал, что о сне царя ему сообщил ангел Джибриль (мир ему). Толкование сна было следующим: предстоящие семь лет будут урожайными, их сменят семь лет неурожая и засухи. Царь спросил совета у Юсуфа (мир ему), и он сказал: «Вы должны будете семь лет много и непрестанно трудиться. Храните всю жатву в колосьях, кроме той пшеницы, которую употребляете в пищу. Когда придут неурожайные годы, вы будете есть то, что сберегли в прежние годы. В годы засухи зерно будет хлебом для людей, а колосья - кормом для скота».

Царь сделал Юсуфа (мир ему) визирем и поручил ему заняться этим делом. Он прекрасно справился с задачей, и по прошествии семи лет люди стали приходить к ним за хлебом. Пришли и сыновья Якуба (мир ему) - братья Юсуфа (мир ему). Тогда Юсуф (мир ему) раскрыл тайну своему родному брату Биньямину. Когда братья Юсуфа (мир ему) собрались в обратный путь, то по велению Юсуфа (мир ему) в мешке Биньямина незаметно для них была оставлена мерка из драгоценного металла. Когда слуги визиря обнаружили ее, им пришлось оставить брата на целый год у царя. Таково было наказание. Братья жаловались, что у них есть престарелый отец, который очень любит Биньямина, и просили вместо него оставить другого брата. Но визирь не согласился, сказав, что нельзя удерживать невинного человека. Братья вернулись домой и рассказали обо всем отцу. Отец (Якуб (мир ему)) написал письмо, в котором сообщал о себе и своих благородных предках - Ибрахиме (мир ему), Исхаке (мир ему), о мучениях, которые они перенесли, оплакивая Юсуфа (мир ему). Прочитав это письмо, Юсуф (мир ему) горько заплакал и показал его своим детям - письмо их дедушки.

Юсуф (мир ему) сказал братьям, что отпустит Биньямина, и спросил, хотят ли они еще чего-либо. Они попросили пшеницу. Потом он спросил их, что они сделали с Юсуфом (мир ему), и тогда братья догадались, что визирь - это и есть их брат Юсуф (мир ему). Им стало очень стыдно, они стали просить прощения. Потом Юсуф (мир ему) спросил их об отце. Он отдал им свою рубашку, сказав: «Бросьте эту рубашку на его лицо, и к нему возвратится зрение».

После этого случая Якуб (мир ему) и вся его семья переселились в Египет, где жили в благоденствии в течение 24 лет. Юсуф (мир ему) после долгих испытаний стал правителем Египта. Он славился своей прекрасной внешностью и высокой нравственностью. В его жизни очень много поучительных уроков и примеров для всех верующих, поэтому Аллах и посвятил ему целую суру в Коране.

После смерти Якуба (мир ему) Юсуф (мир ему) прожил еще 23 года и умер в возрасте 120 лет. Его похоронили на берегу реки Нил.

Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. "Шарх-уль-мухтасар".