Международный выставочный форум недвижимости, инвестиций и проектов развития территорий Российской Федерации (RUSREALEXPO) прошел на севере Москвы на территории IT Технопарка "ФИЗТЕХПАРК" при непосредственном участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Несмотря на то, что это далеко не первое мероприятие такого рода, круглый стол, призванный объединить интересы гостиничного бизнеса, инвесторов и региональных властей, прошел впервые.

Москва и проблема емкости номерного фонда

Регионом-лидером по развитости туристической инфраструктуры по-прежнему является Москва. Как рассказал в своем выступлении первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Сергей Шпилько, столица практически по всем показателям опережает другие субъекты Федерации, за исключением количества ночевок. К сожалению, актуальной статистической картины на сегодняшний день нет, данные Росстата учитывают только показатели 2014 года.

Столица лидирует по числу размещенных лиц в коллективных средствах размещения (КСР)– свыше 5,6 млн человек, в том числе – по числу иностранных гостей – более 1,8 млн человек. На первом месте Москва и по доходам от услуг КСР (без учета НДС) – 55, 7 млрд рублей. На втором месте Краснодарский край – более 52 млрд рублей, хотя номерной фонд Кубани по данным официальной статистики в 2 с лишним раза превышает столичный – 114,8 тыс. против 46 тыс. При этом столица активно осваивает санаторно-курортный сегменты, насчитывающий уже 2,5 тыс. номеров. На долю Москву пришлось 32% налогов в консолидированный бюджет РФ от гостиничного хозяйства.

Проблемы в статистике до недавнего времени не позволяли получить достоверную картину гостиничного хозяйства столицы, лишь процесс классификации гостиниц позволил получить более или менее объективные данные. Как сообщил Сергей Шпилько, в столице уже классифицировано 671 средство размещения, в том числе 156 хостелов, но процесс продолжается и по итогам года категории получат 800-850 объектов. По данным Booking.сom, столица предлагает более 2,2 тыс вариантов размещения, но большая их часть квартиры в краткосрочной аренды, в том числе сервисные апартаменты.

Проблема емкости номерного фонда в столице является одной из самых острых проблем гостиничного хозяйства. Потоки делового туризма в Москву заметно сократились, но растет познавательный туризм из Китая, Индии, Вьетнама, Ирана и других стран. Особую важность в этой связи приобретает развитие малых средств размещения, которые способны гибко подстраиваться к колебаниям сезонного спроса.

К концу года в Москве должно открыться порядка 2200 номеров – в основном в качественных сетевых отелях. Однако с учетом нарастающих туристических потоков, гостиницы столицы очень быстро могут выйти на показатели загрузки 70-75%, что в итоге приведет к росту цен и снизит привлекательность Москвы как туристического центра.

Туристические кластеры и инвестиции

Президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России (АВВТ) Владимир Шаров со своей стороны рассказал об основной проблеме развития внутреннего туризма – отсутствии системного подхода к развитию туристического продукта в регионах, из-за чего внутренний туризм до сих пор проигрывает зарубежному. В настоящее время АВВТ разрабатывает свой проект развития региональной туристической инфраструктуры – "Открытое Отечество", куда входят, в том числе, и 12 внебюджетных программ.

Одним из примеров этого является программа строительства и развития сети центров лингва-туризма (лингва-отелей), ориентированная на зарубежных путешественников, изучающих русский язык. К 2025 году предполагается построить 56 лингва-отелей формата 3-4 звезды.

Пилотные проекты уже реализуются во Владимирской и Рязанской областях, а также на территории Дмитровского района Подмосковья. Разработаны новые технологии строительства, позволяющие с нуля возводить отели на 48, 96 и 124 номера. Помимо лингвистической составляющей отели такого типа работают и с традиционными турпотоками, включая бизнес-туризм.

Как отметила руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер , большинство инвесторов, выбирая с каким классом коммерческой недвижимости работать, могут выбрать офисы, жилье, ритейл-парки. При этом выбор в пользу гостиниц достаточно нелегкий, что связано с затратами на строительство, так и со сроками окупаемости объекта.

Если офисное здание класса "А" в центре Москвы окупается за 9-10 лет, то гостиницы с аналогичной локацией – в лучшем случае за 15-17 лет. Расходы на возведение офисов с отделкой рассчитываются исходя из $2 тыс. за кв. м., то для гостиницы международного формата "4 звезда" данный показатель составляет $5-6 тыс.

Инвестор оценивает отельный проект по другому принципу. Его выбирают те, кому нужны "длинные деньги" и бизнес с низкой волатильностью. На Западе, а теперь и в России, в гостиничный бизнес нередко вкладываются пенсионные фонды. Как правило, цель таких вложений диверсификация портфолио, медленный, но уверенный операционный доход.

Что касается вложений в туристические кластеры, то, как отметила Татьяна Веллер, инвесторы в целом туда не идут. Высокие запросы только Краснодарскому краю, тогда как, например, в Алтай вкладывается в основном местный бизнес. Для окупаемости инвестиций необходимо понимание того, зачем люди поедут в этот регион – наличие драйвера спроса. Именно по этой причине сейчас так популярно строительство гостиниц в составе МФК – здесь аудитория создается автоматически.

Позицию застройщиков по отношению к инвестиционной привлекательности туристической инфраструктуры выразил управляющий партнер Urbane Group Евгений Безель . По его мнению, именно господдержка является уникальной особенность нашей стране в контексте развития туристической инфраструктуры. Несмотря на то, что сочинский олимпийский проект мог быть реализован менее затратно, и более эффективно, в целом госсподдержка дала мощный толчок развитию региона.

Сочи – сложившийся кластер, который нашел свою аудиторию, хотя потенциал развития у него огромный. Другой перспективный туристический кластер – Приморье, где развивается туристическо-игорный компонент при участии зарубежного бизнеса.

Слово отельерам

В ходе круглого стола о своих наработках рассказали и отельеры. Так директор по развитию InterContinentalHotels Group в России, СНГ, Прибалтике и Скандинавии Алексей Коробкин , презентовал концепцию "Открытое лобби", внедряемую в отели бренда Holiday Inn.

Гости современных отелей предпочитают открытые пространства – это уже стало трендом причем не только в туристической сфере, пример реализации этих предпочтений на бытовом уровне –квартиры-студии.

Бизнес стало более гибким соответственно деловые туристы в отелях могут питаться круглосуточно. Более того трендом стало и пребывание вне гостиничных номеров – это так называемый "формат Starbucks", предполагающий работу на ноутбуке прямо за кофейным столиком.

Единое лобби в отелях Holiday Inn объединяет ресепшн, ресторан, бар, кафе, зону настольных игр, лаунж-зону и т.д. Замеры по результатам внедрения открытого лобби в некоторых отелях бренда (в Великобритании, Германии и Турции) показали, что гости начинают проводить в лобби больше времени, оставляя там больше денег. Так, например, выручка F&B подразделения выросла на 11,8-16,2%, операционная прибыль подразделения – от 13,5% до 38,3%. Окупаемость инвестиций, вложенных в полную реконструкцию отельного лобби, составляет порядка 3,5 лет.

К 2020 году, по словам Алексея Коробкина, концепция открытого лобби будет внедрена в отелях бренда Holiday Inn.

Другие участники дискуссий развили тему нового формата отельного лобби. Так директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ Алексей Шаталов , заметил, что подобная концепция внедрена и в отелях Hampton by Hilton. Аналогичным образом на круглосуточное обслуживание гостей нацелена стандарт Smart, который берут на вооружения отели Azimut – об этом рассказал аналитик отдела развития Azimut Hotels Антон Обух .

По словам директора по развитию Marriott International в России и СНГ Ивана Кисеева , дифференциация брендов стала трендом для всех крупных гостиничных операторов. Вводя вместо устаревших услуг новые, гостиничный бизнес если не становится более доходным, то по крайней мере не теряет в доходности. Новые форматы отелей, например, в эконом-сегменте также являются трендом. С одной стороны, для них снижены инвестиционные издержки, а с другой стороны, спрос на этот формат более предсказуем.

Как подчеркнул Иван Кисеев, далеко не всегда международным оператором интересны туристические кластеры подобные Белокурихе, где отели играют второстепенную роль по сравнению с санаторно-курортной инфраструктурой.

Со своей стороны, директор по развитию бизнеса Carlson Rezidor Hotel Group Мария Знова привела примеры успешной работы своей компании в курортном сегменте. Это не только отели Сочи, где у Carlson Rezidor 6 объектов, но комплекс из отеля и апартаментов в Завидово.

Осваивает курортный сегмент и Hilton. По словам Алексея Шаталова Hilton Garden Inn Moscow New Riga – показывает неплохие результаты и вышел на заданные показатели через 6-8 месяцев после открытия.

О примере работы международного бренда с региональными отелями рассказала менеджер Best Western по продажам в России Кристина Малхазова . Несмотря на то, что Best Western не владеет отелями, выход в регионы всегда происходит после тщательной бизнес-разведки. Концепции Best Western занимает промежуточное положение между маркетинговой сетью и классическим гостиничным брендом.

Новые возможности

Кризис предоставляет новые возможности для отельеров. Генеральный директор ЗАО ТГК "Измайлово", вице-президент РГА Алексей Воробьев , в своем выступлении рассказал о возможностях развития MICE-потенциала современного отеля на примерах гостиничного комплекса "Гамма-Дельта"

Крупнейший в Европе мегакомплекс ежегодно выбирают для отдыха и работы порядка 450 тыс. человек. К услугам бизнес-туристов 19 конференц-залов. Проведение мероприятий обеспечивает 15% загрузки отелей, еще 10% обеспечивает корпоративный туризм. ТГК "Измайлово" не останавливается на достигнутом, в разработке находится масштабный проект конгреснно-выставочного центра "Измайлова", который будет расположен непосредственно рядом с гостиницей "Гамма-Дельта".

Возможности развития туризма на базе государственно-частного партнерства представили директор Центра государственно-частного партнерства государственного автономного учреждения Агентство регионального развития Калужской области Анна Лукина и руководитель проекта литературного отеля "Гончаров" Анатолий Секерин .

Суть проекта в привлечении частных инвесторов для реконструкции и развитии в качестве средств размещения исторических усадеб, подчас находящихся в полуразрушенном состоянии. Так парк-отель "Гончаров" является спутником литературного музея, на базе усадьбы Гончаровых – родителей жены Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на специфическую аудиторию и выраженную сезонность, гостевой поток в отель растет, инвесторы позитивно оценивают перспективы окупаемости.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание отельерами – внедрение доступной среды для инвалидов. Как рассказал издатель и продюсер Иво Петерсон (компания Guide-Map Book Media) внедрение в современный отель мультимедийных технологий для нужд слепых и слабовидящих гостей не только позволяет привлечь в отель эту категорию гостей, но и улучшить обслуживание остальных туристов.

Медиа-подсказки позволяют предоставлять аудио-информацию на разных языках по различным направлениям – от ориентации в отеле, до схемы движения метро и списка местных достопримечательностей. Более того, Свод правил СП 59.13330.2012 достаточно жестко обязывает отельеров создавать в гостиницах доступную среду для инвалидов. Соблюдение этих требований контролируют надзорные органы.

Алексей Мусакин, модератор круглого стола, вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts:

У нас есть туристические кластеры, которые привлекают определенную группу инвесторов при определенных условиях, но есть огромное количество инвесторов, которые про эти кластеры либо ничего не знает, либо не понимает, как все это будет развиваться, поэтому они идут туда, где и так все понятно. Им не важно, есть ли какой-то кластер, им важны клиентская группа, какой-то турпоток, и поэтому они выходят на него с тем проектом, который этой группе соответствует.

Могу привести более яркие примеры. С одной стороны, в Крыму есть точки, куда собираются привести игорный бизнес и даже есть инвесторы, которые начинают в это вкладываться. А с другой стороны, я знаю одного крупного инвестора, который купил землю в Крыму и собирается там строить пятизвездочный отель, но совершенно не в курсе, что там же будет построено еще пять таких же отелей.

Именно поэтому нужно больше мероприятий такого рода – инвестиционных, а не тех, кто собираются только девелоперы. Инвесторам нужно больше информации о том, что будет и гарантии того, как будет развиваться окружающая инфраструктура. Опять же не должно быть так, чтобы у каждого из руководителей региона было свое видение развития туризма, необходимо некое межведомственное взаимодействие.

Форумы такого рода только начинаются, и было бы хорошо, чтобы бы они стали площадкой, где органы государственной власти и девелоперы встречались бы с потенциальными инвесторами.

Отельеры сегодня сказали совершенно правильно, что они готовы прийти туда, где уже есть то, что можно развивать, но не туда, где нет ничего.

Чтобы всегда оставаться в курсе новостей и событий гостиничной индустрии, а также следить за обновлениями на – подпишитесь на еженедельную рассылку. Это бесплатно.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекре-ационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
" институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
инновационный уровень внедрения и результативность дос
тижений научно-технического (даже шире общественного про
гресса) в регионе.

Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.

С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Распространенных видом активного инвестирования является вкладывание капиталов в динамично развивающиеся отрасли экономики. Одним из перспективных направлений такого вложения считаются инвестиции в туризм.

По оценкам экспертов, в настоящее время туризм обеспечивает до 12% внутреннего валового продукта, 11% потребительских затрат и 30% услуг в мировой экономике. При этом динамика развития этой отрасли продолжает увеличиваться и сохранять инвестиционную привлекательность. В том числе и в России.

Тенденции развития туризма

Особенностью развития туризма и связанной с ним деятельности в настоящее время является интенсивное освоение новых сегментов рынка. Конкуренцию «классическим» услугам и маршрутам составляют вновь открываемые для туристов направления и виды активности.

Однако создание конкурентоспособного и привлекательного для потребителей туристического бизнеса возможно при условии создания инфраструктур, которые гарантируют предоставление услуг заявленного уровня и подкреплены соответствующими законодательными и организационными нормами. К основным элементам туристической инфраструктуры относятся:

  • отели и рестораны;
  • курортно-оздоровительные комплексы;
  • транспорт и связь;
  • индустрия развлечений, спорта и т.п.;
  • финансовые и организационные услуги;
  • другие виды деятельности (изготовление и продажа сувениров, аренда транспорта и недвижимости, прокат и т.п.).

Создание новой зоны для туризма представляет собой большую программу, часто на государственном уровне, но создание отдельных ее элементов доступно и небольшой компании и даже частному предпринимателю.

Инвестиции в туризм в России могут осуществляться как в виде участия в паевых инвестиционных фондах, так и в виде индивидуальных капиталовложений в определенный частный бизнес, связанный с туризмом. Первое направление гарантирует стабильный, но невысокий доход, во втором случае рисков значительно больше, но и вероятность открыть «золотое дно» и существенно умножить свои капиталовложения является очень высокой.

Риски инвестирования в туризм

Специфика рисков в секторе туристической деятельности заключается в том, что невозможность предоставления заявленных услуг, а соответственно, и получения доходов от них часто бывает связана с непредвиденными обстоятельствами и невозможностью управления ними, особенно в России. К таким обстоятельствам относятся:

  • стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, аномальные погодные явления и т.д.), последствия которых отрицательно влияют на активность туристов даже после ликвидации их последствий;
  • эпидемии и объявленные карантины;
  • социальные потрясения (массовые забастовки, военные действия, политические перевороты), а также проявления терроризма.

Другую группу рисков снижения доходности туристической деятельности является повышенный уровень угроз для людей, находящихся далеко от своего жилища (заболевания и пищевые отравления, несчастные случаи, потеря имущества, конфликты с местным законодательством ввиду недостаточной информированности о нем и т.д.). Выплата компенсаций по таким случаям может повлиять на результаты деятельности туристической компании как прямо, так и косвенно, однако риски этой группы можно минимизировать путем соответствующей системы страхования и составления договоров с диверсификацией ответственности.

Стратегии инвестирования туризма

По оценкам мировых экспертов, рынок туристических услуг в России и постсоветских государствах обладает огромным потенциалом, однако нуждается в целенаправленной программе развития. Основными направлениями такой программы является:

  • создание правовой и нормативной базы, способствующей притоку инвестиций и развитию предпринимательства;
  • рост конкурентоспособности туристических и курортно-оздоровительных услуг;
  • инновационные решения в сфере инфраструктуры, облуживание;
  • природоохранные мероприятия.

Эффективные инвестиции в туризм, независимо от их величины и объекта вложения – это не только повышение доходов инвесторов и предпринимателей. Рост этой отрасли способствует наполнению бюджета всех уровней, увеличивает занятость и доходы населения, является одним из наиболее эффективных решений для возрождения депрессивных регионов.

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма» будет продлена до 2025 года.

Заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко поручил ведомствам сформировать рабочую группу и разработать проект программы, которая стартует в 2019 году.

Представители Минкавказа России, Минвостокразвития, а так же Минкомсвязи и Минприроды должны представить в Ростуризм свои предложения. Время пошло - отчет о ходе работы над программой Виталий Мутко будет принимать ежеквартально.

Действующая ФЦП стартовала семь лет назад и сейчас вышла на финишную прямую. Она завершится в 2018 году. С учетом накопленного опыта Ростуризм должен обеспечить подготовку концепции новой целевой программы. Ее основные задачи прежние: создание туристических кластеров, приоритетных проектов в сфере туризма РФ, продвижение туристического продукта на внутреннем и международном туристских рынках, повышение качества туристских услуг. Однако, концепция программы может измениться.

Об этом журналу «Отдых в России» и деловому порталу «Инвестиции в туризм» рассказал Николай Королев, заместитель руководителя Ростуризма. Николай Королев входит в рабочую группу по разработке новой целевой программы. В середине марта Федеральное агентство по туризму намерено представить документ на обсуждение.

«На каждый выделенный бюджетный рубль привлечено на строительство туркластеров примерно 2,6 рубля частных инвестиций».

Николай Вадимович, новая концепция ФЦП по туризму уже готовится к старту. Специалисты не раз подчеркивали, что программа по развитию туризма - самая сложная из всех федеральных целевых программ, которые реализуются в России. Как чувствуют себя регионы и инвесторы на финише действующей программы?

С каждым годом компетенции растут, появляются проектные команды в администрациях. Накоплен опыт взаимодействия с инвесторами.

Задача ФЦП по развитию туризма - создание благоприятных условий для привлечений частных инвестиций в отрасль. Она основана на принципах государственного и частного партнёрства. Это предполагает не только федеральное финансирование и вложение средств из бюджета регионов, но и, самое главное, внебюджетное финансирование. На 1 рубль средств федерального бюджета привлекается порядка 2,3 рубля инвестиций со стороны. Кстати, когда запускалась программа, этот коэффициент был еще ниже.

- Удалось ли сделать программу эффективным инструментом в работе с инвесторами?

Вот, предварительные цифры. За 2011- 2016 годы более 87 миллиардов рублей поступило по программе регионам-участникам. Много это или мало?

Если разложить эти 87 миллиардов «по полочкам», получится такая картина: из федерального бюджета выделено более 17,8 млрд. рублей, из бюджетов субъектов - более 5,2 млрд. Сумма поступивших в отрасль инвестиций из внебюджетных источников - более 64 млрд. рублей. То есть, на каждый выделенный бюджетный рубль привлечено на строительство туркластеров примерно 2,6 рубля частных инвестиций. Это больше, чем изначально планировалось по программе!

«Без стратегии качественный инвестор в регион не пойдёт».

- Сколько регионов уже смогли воспользоваться плюсами ФЦП?

В программе участвуют 34 субъекта, на территориях которых осуществляется 44 инвестиционных проекта - крупные туристско-рекреационные и автотуристские кластеры. Введены в эксплуатацию «Золотое кольцо» в Ярославской области, «Тункинская долина» и «Кяхта» в Бурятии. В Вологодской области построен «Насон-город». Уже принимают туристов «Елец», «Кладезь земли Костромской», «Этническая Чувашия», «Ярославское взморье», «Белокуриха», «Шерегеш», «Самоцветное кольцо Урала», «Плёс», «Верхневолжский», что в Тверской области, «Кезеной-Ам» в Чеченской Республике…

Термин «введён в эксплуатацию», с точки зрения развития любой туристской дестинации, наверно, не совсем точен. Скорее, завершено строительство объектов кластера, которые были запланированы в рамках Федеральной целевой программы. Дальше надо говорить о развитии, и это уже следующий важный этап для регионов.

Заметно повысилась конкурентоспособность территорий - участников ФЦП. По программе федеральные средства были направлены на строительство 171 объекта туристской инфраструктуры. За счёт внебюджетных источников в регионах строятся 500 объектов, 200 из которых введены в эксплуатацию. Создано более 20 тысяч рабочих мест.

Размер федеральных средств, изначально выделенных государством программу в 2011 году, впоследствии резко уменьшили. Это для инвесторов было неприятным сигналом. Ведь, согласитесь, участие в программе для инвесторов хорошее подспорье и стимул.

Соглашусь, что сегодняшний уровень финансирования мероприятий программы является критически низким по отношению к изначально установленным лимитам и реальной потребностью отрасли. Вы правильно заметили, когда программа запускалась, планировалось только из федерального бюджета на ее поддержку выделить около 96 млрд. рублей. А в настоящее время выделено в пять раз меньше...

Однако, 17.8 миллиардов - сумма немалая, но, на наш взгляд, она должна быть более значимой. Уровень софинансирования со стороны федерального бюджета на поддержку инфраструктурных проектов в сфере туризма, пока недостаточен.

С какими сложностями столкнулись за время реализации ФЦП? Нужно было менять отношение, менталитет региональных чиновников, прежде всего, губернаторов?

Конечно, возникало много проблем, связанных с неумением регионов работать с инвесторами. Пожалуй, это была ключевая проблема.

Регионы привыкли просить - дайте нам инвесторов. А инвестора нужно привлекать готовыми инвестплощадками, а не заклинаниями… Нужна стратегия, комплексная программа развития. Инвестор, выходя на площадку, заранее просчитывает все риски. Без стратегии качественный инвестор в регион не пойдёт.

Как формируется туристский кластер и обязательства субъектов? Нагрузка стартапа должна быть не на инвесторе, а на регионе?

Субъект готовит всю необходимую документацию, так называемый, сводный план. Проводит маркетинг региона, определяет территории, наиболее перспективные для развития туризма, их границы - это и есть туркластер. Кропотливо прорабатываются все моменты, вплоть до количества объектов показа, пунктов общепита, развлечений, размещения, турпотока. Решается, что нужно сделать, чтобы, например, увеличить турпоток в два раза? Просчитывается создание определенной инженерной инфраструктуры на данной территории, например, подведение линии электропередачи или газопровода, обустройство набережной, пляжных территорий, строительство дорог, подъездных путей. Приглашаются инвесторы. Государство готово в соответствии с программой содействовать в постройке инженерной инфраструктуры. Инвесторам предлагаются коммерческие проекты. На такой большой серьезный этап подготовки от идеи до начала реализации уходит 2-3 года.

От слаженных профессиональных действий команды в регионе, наверно, во многом зависит успех ФЦП? Если бы таких команд было больше - больше субъектов участвовало бы в программе.

Да, я совершенно с вами согласен. Сейчас ситуация меняется. Руководители становятся более прогрессивными. Всё, естественно, зависит от воли политической, зависит от губернатора, зависит от команды. Если команда активная, как правило, регион - участник ФЦП.

Часто привожу в пример Алтайский край. Здесь губернатор давно определился с туризмом, как с приоритетной отраслью, и все ветви власти работают в одном ключе. В Псковской области, которая с 2011 года в проекте ФЦП, руководство правильно оценило важность развития туризма для региона и выстроило технологию управления отраслью. Подготовлены специалисты, у которых большой опыт. А ведь в Псковской области особый случай - кластер развивается на территории культурного наследия, где действуют определенные ограничения. Такие же сложности преодолевают в Бурятии, в Краснодарском крае - здесь экологические экспертизы значительно осложнили ход выполнения программы.

Иной пример - Ставрополье, территория знаменитых Кавминвод. Представители исполнительной власти недооценили важность ФЦП. Из 380 миллионов рублей, которые планировалось выделить региону, субъект смог выбрать только 187 миллионов…

«Если команда активная, как правило, регион - участник ФЦП».

Использование механизмов государственно-частного партнерства - одно из приоритетных направлений, один из критериев эффективности руководителей на местах.

Регионы уже получили бесценный опыт, почувствовали свою ответственность за реализацию ФЦП. Мы постоянно ведем работу по конкурсному отбору наиболее перспективных инвестиционных проектов.

Безусловно, при подготовке новой программы будет учитываться положительный опыт по строительству существующих кластеров и перспективы их развития в рамках действующей ФЦП.

- Сколько уже заявок находится в вашем «портфеле»?

На сегодня выбрано 66 проектов новых кластеров из 30 регионов. Для их реализации потребуется не менее 30 млрд. рублей из федерального бюджета.

- Что нового будет включать программа ФЦП, концепцию которой вы сейчас готовите?

Новые возможности программы будут обращены на перспективные виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, активный, оздоровительный, экологический, круизный, сельский и деловой... К активному туризму можно отнести - горнолыжный, пешеходный, водный, горный, велотуризм, парусный, конный. В соответствии с этими видами туризма определятся специализации кластеров.

Такие кластеры логично развивать в перспективных регионах, учитывая сложившиеся туристские дестинации. Например, Краснодарский край и Крым будут специализироваться на пляжном отдыхе. Северный Кавказ — на оздоровительном туризме. В Алтайском крае, Кемеровской области и Хакасии поддержку получат спортивно-оздоровительные объекты. В Амурской области и Хабаровском крае, на Волге — круизные.

Нам важно понимать и возможности финансирования, так называемые, потолки. Работа с инвесторами, будет предусматривать соглашения не на один, как сейчас, а на три года.

И, конечно, в программе нужно предусмотреть реализацию задач по повышению качества туристских услуг и по продвижению национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

Беседовал Олег ЗЛОБИН

Экспертное мнение. Портал «Инвестиции в туризм» проводит опрос и публикует комментарии участников ФЦП по туризму.

Сергей БАЧИН, инвестор

В нашем портфеле два крупных туристских кластера. Все они входят в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Одна из главных положительных ролей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» - предоставление инвестору возможности значительно сократить сроки окупаемости своих проектов путем кратного увеличения турпотока в течение 2-3 лет вместо 5-6. То есть частно-государственное партнерство в туризме является залогом повышения конкурентоспособности российского туристского рынка. Инвестор создает новые высококачественные курорты, а государство обеспечивает необходимую им инфраструктуру.

Из досье редакции:

«Завидово» - крупнейший инвестиционный проект в туристской отрасли . В составе туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский». С 2014 года включен в перечень мероприятий Федеральной целевой программы.

Объем вложенных в проект внебюджетных средств превысил 10 млрд рублей.

В 2015 году в рамках ФЦП построена дорога к гостиничному комплексу «RadissonRezort, Zavidovo» (2 км; 99,7 млн рублей). В 2016 году - 1-й этап дороги к п. Шоша (0,6 км; 88,3 млн рублей).

На 2017 год запланирована реализация 2-го этапа дороги к п. Шоша, в его рамках будет построен 100-метровый мост через Дойбицу, который соединит новый участок трассы с правым берегом реки, где располагается комплекс Radisson. Предполагаемая сумма средств федерального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ - 217 млн руб.

«Ярославское взморье» - это масштабный проект по созданию курортной зоны в европейской части России. Проект предусматривает комплексное развитие территории Рыбинского района площадью 8600 га.

С 2013 года «Ярославское взморье» является участником Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Общий объем вложенных инвестиций в проект - более 3,4 млрд рублей.

За счет бюджетных средств уже построен и введен в эксплуатацию объект обеспечивающей инфраструктуры «Берегоукрепление и дноуглубление в районе д. Петраково в целях создания общедоступного пляжа с возможностью причаливания туристических судов для «зеленой стоянки» (общая стоимость - 207 млн рублей). Благодаря строительству данного объекта за сезон 2016 года уже принято 65 судов и 15 000 туристов.

В 2016 году также введен в эксплуатацию объект «Газопровод для подключения 6 отелей и других туристических объектов с. Глебово - д. Ларионово (с отводом на д. Ясенево)». Стоимость объекта - 170млн руб. Протяженность - 24,26 км.

Кроме того, ведется строительство трассы хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с локальными очистными сооружениями. Ввод в эксплуатацию - в конце 2017 года. Протяженность: 8203 м. Плановая стоимость объекта - 139,9 млн руб.

В 2017 году будут завершены строительство автомобильной дороги д. Ясенево - пляж и зеленой стоянки в районе д. Петраково и реконструкция подъездной дороги к курорту на участке автомобильной дороги г. Рыбинск - с. Глебово.

Вадим ВОЛКОВ, начальник Управления культуры и туризма Липецкой области

Благодаря федеральной программе туризм проявил себя не только как перспективная, но и уже функционирующая отрасль экономики. Лучшее тому доказательство в - принимающие туристов кластеры, среди которых «Елец» и вышедший на финишную прямую автокластер «Задонщина».

Главное, благодаря ФЦП заложен фундамент - объекты обеспечивающей инфраструктуры. Это позволит развиваться территориям региона еще не один год.

Модернизация программы необходима - нужно учесть накопленный опыт федерального и регионального уровня и отобрать наиболее перспективные проекты.

Из досье редакции:

Липецкая область уже сегодня готова войти в обновленную программу с туристическими кластерами «Ораниенбург», «Добрый», «Шуховский», «Липецкие курорты», в полной мере отвечающими направлениям экологического, познавательного, активного и оздоровительного туризма.

Аркадий АМЕЛИН, Вице-президент Общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия", Руководитель рабочей группы по инвестированию в туристские объекты.

Продление ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма» до 2025 года - хорошая новость. В последнее время приходилось слышать немало критики по поводу недостаточной эффективности её реализации. Возможно, были допущены отдельные недочеты, однако уверен, что никто не будет ставить под сомнение необходимость и важность программы для развития российской туриндустрии, учитывая, что ФЦП создает благоприятные условия для привлечений частных инвестиций в отрасль.

Известно, что помимо высокой прибыли, инвестора беспокоит вопрос безопасности вложений. В этом смысле проект, получивший поддержку государства и финансирование из федерального бюджета, обладает в глазах любого бизнесмена очень высокой степенью надежности. В нашу организацию часто обращаются частные инвесторы с просьбой подобрать именно такие проекты.

О том, что Россия идет верной дорогой, свидетельствует и международный опыт моей профессиональной деятельности в части развития туризма, привлечения инвестиций и девелопмента курортов. Много приходится работать со странами АСЕАН. Пройденный нашей страной отрезок пути вызывает самый живой интерес у наших зарубежных партнеров.

Безусловно, наработанный Россией опыт взаимодействия с инвесторами на принципах государственного и частного партнёрства будет крайне полезен и востребован.

Ключевые слова: инвестиции, туризм, туристический бизнес.

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится от 6 до 11% (по разным источникам) мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. В зависимости от туристского региона, каждые 20-30 туристов, посещающих страну, способствуют созданию одного прямого и двух косвенных рабочих мест.

Если говорить о Северо-Западе РФ, то Санкт-Петербург, пожалуй, - самый привлекательный и перспективный туристский центр этого региона и страны в целом. Уникальные архитектурные ансамбли, каналы и реки, многочисленные памятники культуры обрекают Санкт-Петербург на неизменный интерес к нему со стороны туристов не только из всех уголков России, но и со всего мира. Здесь на туристском рынке работает более двух тысяч фирм, организующих прием гостей города. Только в 2004 году гостиницы емкостью около 35000 мест приняли и разместили более 1 млн. приезжих, из которых около 500 тысяч составили иностранные гости. Среднегодовая загрузка гостиниц в 2004 году составила 64,7% (в 2000 году 41,3%).

Анализ статистических данных, представленных Северо-Западным пограничным округом, показал, что в 2004 году Санкт-Петербург посетили около 3,5 млн. граждан, которых в соответствии с федеральным законом о туризме можно отнести к категории туристов. В 2004 году сохранялась положительная тенденция увеличения потоков морских круизных туристов. Так, в этот период 287 зарубежных круизных судов посетили Санкт-Петербург, имея на борту 172 тысячи туристов, что превысило аналогичный показатель 2003 года на 10%. Кроме того, надо учитывать, что в Санкт-Петербурге находится 74 санаторно-оздоровительных учреждения на 14 тысяч мест.

Ежегодный стабильный рост въездного туризма составляет 8-10%, что, по мнению администрации города, «неплохо, но недостаточно». Вместе с тем, в условиях сохраняющейся положительной динамики экономического развития в 2005 году отмечено снижение объема въездных туристских потоков на 11%. Такая тенденция не может не настораживать, так как именно затраты наших зарубежных гостей все еще составляют наибольшую долю в туристских расходах, дающих последующий импульс развитию всей туристской инфраструктуры.

По данным опросов зарубежных гостей, это, прежде всего, объясняется растущей дороговизной предоставляемых услуг. Для невысоких темпов роста въездного туризма есть и другие причины, в частности, неразвитость федеральной и местной нормативно-законодательной базы, в том числе отсутствие гибкой системы стимулирования туристских предприятий и налоговых льгот, недостаток гостиниц среднего класса, слабая инфраструктура, выраженная сезонность туризма, связанная с климатическими особенностями. Все это обусловливается недостатком инвестиций для расширения существующего бизнеса и обновления ветшающих основных фондов.

Для привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма региона с учетом специфики данной отрасли необходимо привести в действие организационно-экономические механизмы , стимулирующие инвестиционную деятельность в объекты индустрии туризма. Активное привлечение инвестиций в практику хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие инфраструктуры туристской индустрии субъектов федерации Северо-Запада России.

Условиями создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли выступают повышение научной обоснованности управленческих решений в области инвестирования, обеспечение взаимодействия таких основных элементов системы управления, как принципы, методы, функции управления, инструментарий, ориентирующие реализацию инвестиционных проектов на достижение необходимых результатов и уровня эффективности.

Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования такого механизма управления процессом инвестирования средств в турбизнес хозяйствующих субъектов национальной экономики, который обеспечивал бы достижение поставленных целей инвестиционного проектирования как в стратегическом аспекте, так и в ближайшем будущем.

Кроме этого, результативность функционирования системы управления инвестированием в сфере туризма может быть значительно повышена за счет государственных инвестиционных инструментов поддержки туристских программ, льготного кредитования хозяйствующих лиц, обеспечения высокого уровня инвестиционной привлекательности объектов национальной экономики для иностранных и отечественных инвесторов, содействия накоплению средств мелких вкладчиков финансово-кредитными учреждениями, институциональными инвесторами. Успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственной поддержки этой отрасли.

Опыт крупнейших российских туроператоров показал, что правильная стратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют определить целевые рынки, выбрать постоянных надежных партнеров, существенно увеличить объем продаж. В целом, для привлечения инвестиций в сферу туризма требуются дополнительные механизмы, стимулирующие эту деятельность. К наиболее действенным из них могут быть отнесены:

1. Создание специальных зон (территорий) приоритетного развития туризма и рекреации с режимом наибольшего экономического благоприятствования для бизнеса и инвестиций. В настоящее время одна из таких зон уже создана на территории Большого Санкт-Петербурга. Она получила название «Царскосельская» и включила в себя территории городов Пушкина и Павловска.
2. Формирование на территории города (региона) специализированных девелоперских компаний (агентств по развитию), которые занимались бы реализацией инвестиционных проектов (строительством объектов) в сфере туристской инфраструктуры: организацией инвестиционного процесса; привлечением финансовых средств; получением земельных участков под застройку, а также необходимых разрешений и согласований; организацией проектирования и строительства с последующей передачей снабженных всей необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков или готовых объектов инвесторам и предпринимателям.

Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в индустрии туризма представлен на рис. 1.

Рис. 1. Механизм дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности

Процесс управления инвестициями представляет собой сознательное и целенаправленное регулирование всех видов финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и другие виды деятельности, для получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Активизация инвестиционной деятельности зависит от наличия трех основных факторов:

А) инвестиционных возможностей;
б) инвестиционных намерений;
в) соответствующих организационных структур.

Последние, в свою очередь, должны быть способны к развитию управленческих связей между организациями, консолидации интересов и возможностей, способствующих эффективной реализации инвестиционных проектов. Прежде всего, развитый туризм (благодаря большому потоку приезжих) обеспечивает региону денежный доход, поступающий извне, и дополнительный товарооборот.

Эффективное освоение туристского потенциала возможно при наличии двух существенных предпосылок:

1) наличия особого «магнита» для посетителей. Это могут быть какая-то особенная достопримечательность, монастырь, музей, единственное в своем роде архитектурное сооружение или исключительная природа и возможности для занятий спортом;
2) наличия в непосредственной близости достаточно высокого потенциала клиентов, который в принципе может привести к возникновению больших потоков посетителей.

Тем не менее, во многих регионах, владеющих необходимым потенциалом, он до сих пор используется недостаточно эффективно. Зачастую даже при наличии значительного числа посетителей из-за неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплексного туристского предложения туризм не приносит региону сколько-нибудь ощутимого дохода. Туристы часто вынуждены привозить с собой продовольствие и все необходимое для отдыха, в результате они оставляют в местах своего пребывания только мусор, но не деньги.

Комплексное освоение имеющегося туристского потенциала осложняется тем, что для всестороннего решения вопроса свои усилия должны объединить все многочисленные участники туристского бизнеса и заинтересованные стороны, с тем чтобы создать и претворить в жизнь общую концепцию, которая в конечном итоге призвана принести выгоду всем.

Обобщенные рецепты успешного развития туризма во многих регионах, имеющих необходимый туристский потенциал, можно сформулировать следующим образом:

1. Прагматическое начало с небольших инвестиционных проектов, быстро реализуемых и не требующих привлечения большого капитала.
2. Привлечение всех участников, прежде всего малого предпринимательства, к разработке совместной концепции инвестиционного развития и координация процесса со стороны местной администрации.
3. Ориентированность туристского предложения на жителей крупных близлежащих городов, прежде всего на туристов, приезжающих на один день или для проведения короткого отпуска.
4. Кооперация при проведении рекламы и сотрудничество с туристскими фирмами.

Приступая к планомерным мероприятиям, направленным на комплексное развитие туризма, следует иметь в виду: туризм способствует развитию предприятий, созданию новых рабочих мест, росту налогового потенциала территории, создает новые экономические импульсы в регионах и муниципальных образованиях. Кроме того, туризм улучшает имидж региона как экономически развитой территории. Проведенная в этом направлении работа быстро окупится.

Во многих районах и городах, а также субъектах Федерации в случае концентрации сил на развитии туризма успех органам местного самоуправления обеспечен, а это означает и успешное развитие местной экономики. Туризм представляет собой лишь один сегмент экономического развития, но при наличии определенных предпосылок и условий он может стать основным и наиболее выгодным направлением экономики страны или региона.

Исследуя индикативную роль туризма как показателя координации действий органов государственной власти и бизнеса, можно полагать, что туризм, турбизнес, его инфраструктура и степень их развития в регионе могут служить хорошим показателем потенциала для коренного улучшения взаимоотношения между органами местного самоуправления и малым и средним предпринимательством. Для решения общей задачи улучшения туристской инфраструктуры туризм требует, в первую очередь, привлечения всех заинтересованных организаций и частных предпринимателей. Кроме того, необходимы значительные координационные усилия со стороны органов местного самоуправления, равно как и четкая согласованность действий между муниципальным и областным уровнями власти.

В связи с этим именно туризм дает эффективный импульс развитию экономики территориальных образований и активной поддержке малого и среднего предпринимательства в целом.

Разработка (формулирование) стратегии инвестиционного развития туризма с самого начала должна быть сконцентрирована на трёх главных направлениях:

Разграничение функций и определение ролей участвующих сторон в процессе согласованной работы по развитию туристской инфраструктуры в регионе или муниципалитете;
- формулирование проектов, подлежащих реализации, прежде всего мероприятий, гарантирующих быструю окупаемость;
- создание профессионального маркетинга.

Во многих регионах имеется целый ряд притягательных для туристов центров, которые уже сейчас действуют в качестве «магнитов» для посетителей. Однако при этом налицо значительный дефицит в сопутствующих сферах, вследствие чего использование туристского потенциала еще очень слабо и не приносит ощутимого экономического результата.

Российские регионы благодаря своим достопримечательностям и памятникам истории могут быть конкурентоспособными на среднесрочный и долгосрочный период и в международном туризме. Создание соответствующих предпосылок, расширение инфраструктуры и формирование комплексного пакета туристских услуг являются необходимым условием для формирования туризма как одной из бюджетообразующих отраслей отечественной экономики. Все это возможно только при всесторонне обоснованном целевом инвестировании сферы туризма конкретных регионов.