Потребитель уверен, что приобретая металлическую входную дверь, он будет надежно защищен. Но он, как правило, забывает о подборе качественных замков. А ведь именно от них на 85% зависит защита от проникновения вора на территорию квартиры хозяина.

По своей устойчивости запирающие механизмы, как и сами двери, согласно ГОСТу 5089-97, делятся на несколько классов. В ходе испытаний динамическими и статистическими нагрузками, взлом с помощью отмычки, а также термических и электрических инструментов определяется класс устойчивости замка.

От испытаний замков и самой конструкции определяют классы взломостойкости дверей , но также следует различать виды замков, чтобы понять что к чему относится. Все типы замков различаются: по типу установки, по назначению и типу механизмов. Надеемся, что это поможет вам сделать правильный выбор.

По типу установки на дверь замки делятся на:

Навесные замки - этот тип наиболее подходит для закрытия наружных дверей: гаражных ворот, подсобных помещений, сараев. Такие замки легко вскрываются и их не используют для входных домашних дверей.


Накладные замки - имеют известный всем с давних времен вид. Их используют в деревянных полотнах двери из-за легкости их монтажа и возможности сохранения прочности конструкции. Снаружи запираются ключом, а изнутри - с помощью вертушки. Может быть предусмотрена страховочная цепочка.


Врезные замки - дверное полотно, в котором расположены врезные замки, выступает не только в качестве крепления запорного механизма такого типа, но и служит дополнительной защитой для них. Врезные замки идеально подходят для стальных входных дверей, не нарушают внешний вид и практически не видны.

По своему назначению делятся замки на группы:

Запирающие - язычок-фиксатор на таком типе замка отсутствует, который играет роль дополнительного механизма запирания.


Запирающие-фиксирующие - конструкция замка включает в себя не только запирающее устройство, но и фиксирующее. Защелка фиксирует дверь и убирается при нажатии ручки. Ее второе название - «фалевая защелка».

Различие по типу механизмов:

Сувальдные замки - на сегодняшний день являются самым лучшим решением для металлических входных дверей в жилых домах. Работа сувальдного замка заключается во взаимодействии бородок ключа с пластинами сувальд в замке. Сколько нарезок на ключе, столько сувальд содержит замок. Если будет малейшее несовпадение, замок не откроется. Не рекомендуется применение замков с менее чем 6-ю сувальдами, в противном случае защита будет слабой. Такой тип замка может включать в себя защиту от забивания ригелей или функцию «перекодировка замков », с помощью которой при потере ключа можно самостоятельно перекодировать замок.

Цилиндровые замки - работают по принципу выставления комбинации небольших цилиндриков на определенной высоте. Несовпадение хоть одной из высот растворяет все надежды на открывание замка. Секретность цилиндрового замка напрямую зависит от количества цилиндрических элементов и их расположения. Возможно комбинирование цилиндровых замков с сувальдными, а также по желанию заказчика может быть осуществлена дополнительная защита двери броненакладками и бронелистами. Какую бы дверь вы не выбрали, выбор замка должен быть осознанным.

Реечные замки - применяются для гаражных ворот, ангаров, сараев, технических ворот. В силу низких защитных характеристик реечные замки не допускается устанавливать в квартирных стальных входных дверях.

Электронные замки - это название раньше могло ассоциироваться с автомобилем, но сегодня их все чаще стали применять для защиты дома. Открываются набором определенной комбинации, либо с использованием брелока.

Кодовые замки - это замки, как правило, старого типа. Чаще применяются для подъездных дверей. Использование такого вида замка для домашних дверей возможно только с новейшими версиями.

Функции

Главными функциями феодального замка с предместьями были:

  • военная (центр военных операций, средство военного контроля над округом),
  • административно-политическая (административный центр округа, место, где концентрировалась политическая жизнь страны),
  • культурно-хозяйственная (ремесленно-торговый центр округа, место высшей элитарной и народной культуры).

Определяющие характеристики

Существует широкое представление о том, что замки существовали только в Европе, где они возникли, и на Ближнем Востоке , куда их перенесли крестоносцы . Вопреки этой точке зрения в Японии XVI и XVII века появляются аналогичные структуры, где они развиваются без прямого контакта и влияния из Европы и обладают совершенно другой историей развития, строятся отлично от европейских замков и разработаны, чтобы противостоять атакам совершенно иного характера.

Составные элементы

Холм

Насыпной холм из земли, часто смешанной с гравием , торфом , известняком или хворостом. Высота насыпи в большинстве случаев не превышала 5 метров, хотя иногда доходила до 10 и более метров. Поверхность часто покрывали глиной , либо деревянным настилом. Холм был круглый или приближенный к квадрату в основании, диаметр холма был по меньшей мере в два раза больше высоты.

На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом . Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу.

Внутренний двор

Большой внутренний двор площадью (за редким исключением) не более 2 гектаров, окружающий или примыкающий к холму, а также разнообразные жилые и хозяйственные постройки - жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню и др. - внутри него. Снаружи двор был защищен деревянным палисадом , затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом . Пространство внутри самого двора могло быть разграничено на несколько частей, либо около холма строили несколько примыкающих друг к другу дворов.

Донжон

Собственно замки появились в Средние века и были жилищами дворян-феодалов . В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. Обычно замки строились на возвышенностях , островах , скальных уступах и других труднодоступных местах.

С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную - оборонительную - задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора (французский замок Пьерфон , конец XIV века).

Возобладала регулярная планировка с четко выраженной симметрией, главное здание приобрело дворцовый характер (Мадридский замок в Париже , XV-XVI века) или Несвижский замок в Белоруссии (XVI век) В XVI веке замковая архитектура в Западной Европе окончательно вытеснилась дворцовой. Оборонительную задачу дольше всего сохраняли замки Грузии , которые активно строились вплоть до XVIII века .

Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену . Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок .

Замки на Руси

Главной частью средневекового замка являлась центральная башня - донжон , выполнявшая функции цитадели . Помимо своих оборонительных функций, донжон являлся непосредственным жилищем феодала. Также в главной башне часто находились жилые комнаты других обитателей замка, колодец, хозяйственные помещения (склады продовольствия и др.). Часто в донжоне располагался крупный парадный зал для приёмов. Элементы донжона можно найти в замковой архитектуре Западной и Центральной Европы, Кавказа , Средней Азии и т. п.

Вассершлос в Шверине

Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом, через который перебрасывался подъёмный мост. Если позволял рельеф местности, то ров заполнялся водой и замок превращался в замок на воде .

Центрами обороны стен замка были выступающие за плоскость стен башни, позволяющие организовать фланговый обстрел идущих на приступ. В русской фортификации участки стен между башнями назывались пряслами . В связи с этим замки представляли собой в плане многоугольник, стены которого следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании , ФРГ , Франции , Украины и Белоруссии (например - Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).

Со временем структура замков усложнялась; в территорию замков включались уже казармы , суд , церковь , тюрьма и другие сооружения (замок Куси во Франции, XIII век ; замок Вартбург в Германии, XI век; замок Харлек в Великобритании, XIII век).

Замок Розенберг в Кронахе. Ров и вентиляционные башенки слуховой галереи

С началом массового применения пороха начинается закат эпохи строительства замков. Так, осаждающие начали проводить в случае, если это позволял грунт, сапёрные работы - незаметно копать сапы , позволявшие подвести под стены большие заряды взрывчатого вещества (штурм Казанского кремля в XVI веке). В качестве мер борьбы осаждённые заблаговременно на заметном удалении от стен рыли подземную галерею, из которой вели прослушивание с целью обнаружения подкопов и своевременного их уничтожения.

Однако развитие артиллерии и увеличение её разрушительного действия в конце концов заставили отказаться от использования замков, как основы оборонительных стратегии и тактики. Наступило время крепостей - сложных инженерных сооружений с развитой системой бастионов, равелинов и т. п.; развилось искусство построения крепостей - фортификация . Признанным авторитетом фортификации этой эпохи был главный инженер Людовика XIV, маршал Франции Себастьен де Вобан (1633-1707).

Такие крепости, иногда развившиеся со временем из замков, использовались и во Вторую мировую войну для сковывания сил противника и задержки его наступления (см.: Брестская крепость).

Строительство

Строительство замка начиналось с выбора места и строительных материалов. Замок из дерева стоил дешевле, и построить его было проще, чем замок из камня. Стоимость строительства большинства замков не дошла до наших дней; большинство сохранившихся документов по теме относится к королевским дворцам . Замок из дерева с мотт и бейли мог быть построен неквалифицированной рабочей силой - зависимыми от феодала крестьянами, которые уже обладали навыками, необходимыми для строительства деревянного замка (умели рубить лес, копать и работать с деревом). Вынужденным работать на феодала рабочим, скорее всего, ничего не платили, так что строительство замка из дерева обходилось дешево. По оценкам специалистов, для постройки холма средней величины - 5 метров высотой и 15 метров в ширину - требовалось 50 рабочих и 40 дней . Известный архитектор en:James of Saint George , ответственный за строительство замка Бомарис , так описывал расходы, связанные со строительством замка:

Если Вы думаете, куда может тратиться так много денег за неделю, сообщаем, что нам требовалось и будет требоваться в будущем 400 каменщиков, а также 2000 менее опытных женщин, 100 телег, 60 повозок и 30 лодок для поставки камня; 200 рабочих на каменоломне; 30 кузнецов и плотников чтобы положить поперечные балки и полы, а также для выполнения другой необходимой работы. Это всё не учитывая гарнизон... и покупку материалов. Которых требуется большое количество... Выплаты рабочим всё еще задерживаются, и мы испытываем большие трудности удерживая рабочих, потому что им попросту негде жить.

Было проведено исследование, изучавшее издержки, связанные со строительством замка Ланжэ , построенного в 992 году во Франции. Каменная башня 16 метров в высоту, 17.5 метров в ширину и 10 метров в длину со стенами в среднем 1.5 метра. Стены содержат 1200 квадратных метра камня и имеют поверхность 1600 квадратных метров. Было оценено, что для строительства башни потребовалось 83 000 человеко-дней, большинство из которых требовали неквалифицированной рабочей силы .

Каменные замки было дорого не только строить, но и поддерживать в хорошем состоянии поскольку они содержали большое количество древесины, которая часто была невыдержанной и нуждалась в постоянном уходе.

Средневековые машины и изобретения оказались незаменимы во время строительства; античные методы строительства деревянного каркаса были улучшены . Поиск камня для строительства являлись одной из основных проблем; часто решением становилась каменоломня поблизости от замка.

Из-за нехватки камня, использовались альтернативные материалы, например, кирпич, который также использовали из эстетических соображений, так как он был в моде. Поэтому, даже несмотря на достаточное количество камня, некоторые строители выбирали кирпич как основной материал для постройки замка.

Материал для строительства зависел от местности: в Дании мало каменоломен, потому большинство её замков из дерева или кирпича, в Испании большинство замков из камня, в то время как в Восточной Европе замки обычно были построены с использованием дерева .

Замки сегодня

В наше время замки выполняют декоративную функцию. Некоторые из них превращают в рестораны, другие становятся музеями. Некоторые реставрируют и сдают на продажу или в аренду.

С детства многие мечтают побывать в настоящем сказочном замке. Мы представляем список самых красивых и знаменитых замков и дворцов мира. Им можно воспользоваться для планирования путешествий, а можно просто полюбоваться строениями и удивиться фантазии зодчих и мастерству строителей.

Принципы рейтинга

Почти в каждой стране мира есть свои замки, построенные в разное время, с разными целями, в разных стилях. Но в список «10 самых красивых замков мира» могут попасть только самые достойные. Как же их выбрать? Критериями стали: органичность соединения строения и ландшафта, оригинальность архитектурного решения, грандиозность замысла. Под такие параметры, конечно, попадают многие сооружения мира, но остановимся на наиболее известных из них.

Нойшванштайн

Перечень «Самые красивые замки мира», безусловно, заслуживает открыть сказочный замок в Баварии - Нойшванштайн. По заказу баварского короля Людовика Второго в 1896 году архитектор Христиан Янк начал возводить уникальное сооружение - замок Нойшванштайн поблизости от Лебединого озера, высоко в горах. Сооружение эффектно вписано в ландшафт, замок смотрится органически вырастающим из скал и леса, его белые остроконечные башни эффектно смотрятся в облаках и тумане, которые здесь - не редкость. Идею постройки замка королю навеяла опера Вагнера «Лоэнгрин». Внешний облик сооружения вобрал все романтические тенденции конца 19 века. Покои замка поражают гармоничностью и роскошью, росписи стен, решения комнат в разных цветах и уют делали замок любимым прибежищем короля. Возле него, к сожалению, Людовик и закончил свой земной путь.

Шамбор

Многие самые красивые замки мира сосредоточены в долине во Франции, один из известнейших среди них - Шамбор. Он был построен как охотничий домик короля Франциска первого, здесь он отдыхал после трудного дня. Сооружение возведено на берегу речки Коссон, в которой оно так эффектно отражается. С точки зрения стиля, замок - образец перехода от средневекового зодчества к эпохе Ренессанса, есть версия, что в разработке проекта принимал участие Леонардо да Винчи. Рядом с парком разбит прекрасный регулярный парк, в котором произрастают редкие растения. Интерьеры замка соответствовали его назначению - увеселениям и забавам. Знаменитая двойная лестница Шамбора является шедевром архитектурной мысли, ее проект был создан великим Леонардо. Чтобы обойти 440 комнат резиденции, понадобится не один день, но на осмотр главных покоев хватит нескольких часов.

Мон Сен-Мишель

Одна из древнейших крепостей Европы - Мон Сен-Мишель по праву входит в список «Самые красивые дворцы и замки мира». Свою историю монастырь-крепость ведет еще с 708 года, когда монаху было приказано построить обитель на острове у побережья Атлантического океана. Расположение на вершине неприступной скалы делало крепость неуязвимой, а сегодня такое оригинальное размещение привлекает сюда бесконечную череду туристов. Замок построен в его брутальные стены и башни производят неизгладимое впечатление своей мощью. Внутри замка можно увидеть коллекцию старинной древних книг и драгоценностей.

Конви (Конуэй)

Перечисляя самые красивые замки мира, названия которых волнуют душу путешественников, стоит вспомнить замок-крепость в Уэльсе Конви времен Эдуарда Первого. Замок построен с учетом уникального ландшафта, он возвышается на скалистом выступе, омываемом водами реки Конуэй. Рельефная крепость с зубчатыми стенами и массивными башнями была частью фортификационных сооружений под названием «железное кольцо». Замку не раз пришлось доказывать свою надежность. И сегодня он производит сильное впечатление, его толстые каменные стены и брутальная архитектура навевают мысли о власти и мощи. Строил крепость один из самых известных военных архитекторов того времени Джеймс. На сегодняшний день Конви - один из наиболее сохранившихся замков Уэльса. Его восемь круглых башен не раз становились декорациями для кинофильмов и фотосессий.

Де-ла-Пена

Описывая красивейшие замки со всего мира, нельзя обойти вниманием самое романтическое сооружение в португальской Синтре - дворец Пена. В середине 19 века на месте полуразрушенного монастыря был построен летний замок для короля Фердинанда Второго. Архитектор Вильгельм Людвиг фон Эшвеге создал уникальное сооружение, которое вобрало лучшие тенденции романтизма того времени. Здание соединяет черты мануэлино и Замок Пена производит неизгладимое впечатление своей яркостью, соединением элементов средневековья и изысканного мануэлинского стиля. Его разнообразные башенки, стена с зубцами и роскошный парк делают его настоящим замком для принцессы. Вокруг дворца разбит великолепный парк-лес, в котором благоухают эвкалипты, розы и множество других растений.

Херст

Несмотря на короткую историю, США тоже внес свою лепту в создание замков, и перечень «Самые красивые замки мира» не может обойтись без упоминания Херст-касл. Этот исторический памятник начал строиться на Калифорнийском побережье с конца 19 века, но основные постройки были возведены в начале 20 века. Часть сооружений выдержаны в мексиканском колониальном стиле, а основной корпус - в испанском стиле, для него архитектор закупал в Испании резные потолки целыми комнатами. На огромной прилегающей территории разбит великолепный сад со множеством скульптур и фонтанов. В парке создан роскошный оформленный колоннами и портиком в древнегреческом стиле, большим количеством статуй по периметру. При жизни хозяина здесь был зоопарк, но позже он был расформирован из-за высокой стоимости содержания.

Даннотар

Все самые красивые замки мира имеют свою историю, уникальна она и у шотландской крепости Данноттар. Она стоит на высоком утесе над морем еще с 7 века, и в свое время была самой страны. Сегодня состояние замка не позволяет в нем жить, но зато здесь можно гулять. Мощные средневековые сооружения из камня, сохранившиеся потайные ходы позволяют ощутить ту мощь, которую замок имел во времена своего расцвета. Ему пришлось перенести немало нападений, и он с честью их выдержал, но испытание временем ему пережить не удалось. Прогулки по замку поражают грандиозностью постройки и величием строителей прошлого.

Мацумото

Япония славится своими неповторимыми постройками, выполненными в традиционном стиле. И названия красивых замков тоже поэтические с глубоким смыслом. За черный цвет и широкие «крылья» крыши замок в Мацумото называют «Вороном». Построен он был в 16 веке по приказу главы клана Такэда. Сегодня замок считается красивейшим в Японии, его архитектурный стиль называется «Хираджиро», что связано с его вписыванием в равнинный ландшафт. Красивые многоярусные башни-пагоды эффектно отражаются в воде окружающего замок рва. Весной в саду замка цветет сакура, и сюда съезжаются туристы со всего мира, чтобы увидеть картину потрясающей гармонии. Осенью здесь проводится уникальный праздник Луны и японцы приходят в парк, чтобы посмотреть, как восходит Луна над башнями, отражается в водах рва и чашке саке, которая является непременным атрибутом ритуала.

Химедзи - замок белой цапли

Еще один красивейший замок в Японии стоит в городе Химедзи, у него тоже есть поэтическое название - Замок белой цапли. Это сооружение поражает гармоничностью, отточенностью линий и невероятной элегантностью. Построен замок был в конце 14 века и долгие века служил образцом для последующих построек. Замок органично вписан в холмистый ландшафт и окружен садом в виде спиралевидного лабиринта. Это было сделано на случай нападения врагов, чтобы они не смогли сразу достичь здания. Химедзи - единственный замок в Японии, который ни разу не пострадал от землетрясений, но пожары наносили ему некоторый урон. На территории замка неоднократно проводились съемки различных фильмов, ежегодно здесь проводят различные фестивали и праздники. Химедзи - любимое место для путешествий у японцев.

Альгамбра

В наш перечень обязательно нужно включить и испанскую крепость Альгамбра рядом с Гранадой. Этот потрясающий своим размахом дворцовый комплекс начали возводить в 13 веке при династии Насридов, когда Гранада стала столицей Устройство дворца потрясает не только роскошью, но и продуманностью. Композицию дворца создают свет и вода. В каждом дворе есть место для того, чтобы укрыться от парящего солнца и насладиться журчанием воды. Самыми знаменитыми объектами в Альгамбре являются Львиный дворик с фонтаном в центре, Миртовый дворик с симметричной композицией из подстриженных растений, Зал сталактитов, в котором потолок украшен удивительной деревянной резьбой, Золотая комната. Ко дворцу прилегает огромный сад с различными постройками, в котором растут тысячи роз и фруктовых деревьев.

Полный перечень

Перечисляя самые красивые замки мира от Франции до Японии, невозможно ограничиться количеством в 10 наименований. Ведь по всему миру немало сооружений, достойных восхищений. В список красот хотелось бы еще внести такие шедевры архитектуры, как Пражский град, Гогенцоллерн, Екатерининский дворец, Версаль, Дворец Потала в Непале, Замок Святого Ангела, Шенонсо, Пелеш, Шверин, Ельц, Алькасар, Кинта да Регалейра.

От того, какой тип дверных замков вы предпочтете (ригельного, сувальдного или иного типа), будет зависеть безопасность дома/квартиры от взлома, а также долговечность, простота и удобство в использовании.

Типы дверных замков различаются по:

  1. механизму запирания;
  2. способу установки;
  3. классу надежности.

Применяемый механизм запирания

В зависимости от того, какой механизм запирания используется, в металлических дверях возможна установка:

  • ригельного;
  • кодового;
  • электронного;
  • сувальдного;
  • цилиндрового замков.

В ригельных замках открывание происходит при линейном перемещении нарезного ключа, который открывает и закрывает засов (ригель). Весомый недостаток таких замков – использование длинных и массивных ключей.

Кодовые замки применяют в сейфах, подъездах. Плюсы – отсутствие ключей, секретность; минусы – со временем кнопки стираются и без труда можно подобрать комбинацию цифр, что снижает надежность от взлома.

Электронные замки также используют в металлических дверях. Открывание такого замка происходит путем набора комбинации символов на панели или с использованием магнитных ключей. Плюсы – высокая секретность, скрытая установка; минусы – необходимость в источнике постоянного питания, чувствительность электроники на высокую влажность, перепад напряжения.

Для металлических дверей больше подходит применение сувальдного замка, в основе механизма которого лежит набор пластин (сувальд), которые под напором бороздок ключа, выстраиваясь в определенном положении, отпирают замок. От количества задействованных в таком замке сувальд и от высоты их шага зависит количество и глубина прорезей на ключе, и, следовательно, сложность подбора взломщиком отмычки. Производители сувальдного замка оснащают его и дополнительными функциями – возможностью перекодировки, сервисными функциями, наличием защёлки, возможностью запирания в трех плоскостях. А благодаря применению ложных пазов, наличию блокировки подъема сувальдных пластин, «свободных» сувальд повышается уровень надежности сувальдного механизма. Наличие насквозь проходящей дверь замочной скважины, сравнительно большого ключа и невозможность отдельной замены секретного механизма – основные недостатки сувальдного замка.

Цилиндровый замок наиболее распространен и применяется для металлических дверей чаще, благодаря возможности ремонта и замены механизма. Нет необходимости менять замок целиком, как в замке сувальдного вида, а достаточно заменить цилиндровый механизм, называемый еще «личинкой». В основе работы личинки лежит принцип подбора определенной комбинации различных элементов (пинов, шайб, дисков, вращающихся блоков – в зависимости от ) по высоте.

Вариант установки замка

По данному признаку различают:

  1. навесные.

Использование навесных замков для домашней или квартирной двери – не лучший вариант защиты от взлома. Несмотря на то, что среди навесных замков имеются экземпляры с различными типами запирающих механизмов с разным классом надежности, они могут быть просто вырваны монтировкой. Поэтому навесные замки чаще применяют для запирания сараев, подвалов, в которых не хранятся ценные вещи.

  1. накладные.

В отличие от навесных, накладные замки лучше препятствуют взлому, потому как располагаются на дверном полотне внутри квартиры. Однако, производители металлических дверей практически не применяют такой тип замков, потому как это обязывает их усиливать внутреннюю часть двери, что приведет к удорожанию изделия. Да и многим заказчикам не нравится то, как смотрится замок накладного типа на металлических дверях, поэтому такие замки чаще можно встретить на неметаллических дверях, более подходящих по характеристикам к данному типу замков.

  1. врезные.

Их применяют как для различных видов межкомнатных, так и для металлических входных дверей. Главная особенность врезного замка – это крепление его внутри дверного полотна, что делает его более эстетичным изнутри и, в отличие от навесных замков, более надежным от взлома.

Класс надежности от взлома

Принято различать 4 класса надежности, определяющие, сколько времени нужно взломщику на то, чтобы проникнуть в дом без ключей.

Замки 1 и 2 класса с низкой степенью защиты больше подойдут для межкомнатных дверей. Замки 3 класса уже более защищены, здесь понадобится до получаса для проникновения в помещение без ключей. Для взлома металлических дверей, оснащенных замком 4 класса надежности (особенно сувальдного и цилиндрового типа), даже опытному взломщику понадобится более 30 минут, а, следовательно, такие замки являются наиболее надежными.

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер