Редчайшие экспонаты, многие из которых выставляются всего во второй раз. Особое место занимают витражи 12-го века.

Восемь веков эти предметы не покидали пределы Франции, разбросанные после революции по музеям и частным коллекциям. Виражи истории выбивали драгоценные камни из изящных оправ, стирали краски, рисовали трещины. В веке 21-м от изящества и хрупкости перехватывает дыхание. Французское Средневековье в готических деталях и образах привезли в Москву.

«Если мы хотим привести и увидеть скульптуру деревянную 13 века, нам нужно поместить ее в специальную климатическую витрину. Даже малейшие колебания температуры и влажности могут нанести непоправимый урон сохранности этой вещи», - рассказывает директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Московского Кремля Екатерина Караваева.

Людовик Святой. Один из самых любимых правителей. Чтобы мы увидели все это, французы открыли его драгоценную шкатулку. Так Людовик называл часовню Сент-Шапель в Париже. Под ее своды он свозил христианские реликвии - трофеи удачных крестовых походов. При этом и сами своды - произведение искусства.

Можно повесить на стену картину из Лувра, но за атмосферой Лувра придется ехать в Париж. А организаторы этой выставки атмосферу привезли. Освещение филигранно подобрано чуть ли не под каждый оттенок. И вуаля - когда над Парижем рассеиваются тучи, витражи в церкви Сент-Шапель выглядят именно так.

В средние века они - как картинки в книгах. По витражам неграмотный люд изучал историю веры. Сюжеты из Ветхого Завета. Апокалипсиса. Новозаветная сцена крещения Христа. Больше 1000 витражей в Париже делают часовню парящей в цвете и свете.

В Москву привезли всего 12 витражей. Представители французской стороны признаются: после самолета распаковывали эту многоцветную прозрачность в холодном поту.

«Какую-то особую нежность я испытываю к витражам. Этим витражам восемь веков. Это действительно подвигом явилось - привезти их сюда, в Россию. В XIX веке говорили, что их невозможно реставрировать, что они в результате все-таки рассыпятся. Но теперь мы умеем с ними обращаться. Мы знаем, как их реставрировать», - сказал президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль.

А каково ажурным створкам, например, диптиха с изображением Страстей Христовых подниматься в воздух, ведь они из слоновой кости. На такие эксперименты французы не решились. Поэтому это кружево истории привезли из Эрмитажа - российский вклад в выставку.

«Это удивительное впечатление, потому что те экспонаты, которые привезены в Москву, это потрясение для российского зрителя, для российского почитателя искусства», - отметила вице-премьер Ольга Голодец.

«Отдельное спасибо и низкий поклон нашим французским партнерам, которые решились на такой беспрецедентный, исторический, можно сказать, шаг. Merci beaucoup!» - сказал специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Красота хранилась в красоте. Сосуды, ларцы, шкатулки для реликвий - это тоже экспонаты. В хрустале с позолоченным серебром держали терновый венец. Людовик верил, что самый настоящий, с головы Христа. А в этой книге сто миниатюр, написанных с рассказов свидетелей о добрых делах короля. Средневековая канонизация - процедура непростая. Святым без свидетелей никак не стать.

«Мы обращаем к тем, кто размышляет над культурой, историей, происхождением, наших корней», - говорит куратор выставки Ольга Дмитриева.

Душа и сердце Франции временно в Москве, в Патриаршем дворце Кремля. И даже если вы не собираетесь в Париж, сюда обязательно нужно прийти за неповторимым ощущением времени, в котором не жил, и по которому не может быть ностальгии. И от этого, кажется, еще интереснее.

Где и когда люди не мечтали о том, чтобы на троне был праведник? Французы уверены, что в их истории был такой правитель - Людовик IX, благочестивый и набожный, автор беспрецедентной серии законов, которые в XIII веке предписывали должностным лицам не богохульствовать, не красть, не пить и не развратничать. Его и при жизни стали величать святым, а после смерти и вовсе канонизировали. Для популяризации жизни и деятельности такого монарха не должно быть жаль ни сил, ни средств, ни времени. И Центр национальных памятников Франции их не пожалел.

А Музеям Московского Кремля в принципе очень к лицу демонстрация ценностей, связанных с жизнью и деяниями верховных правителей. И вот совместными усилиями Центра национальных памятников и Музеев Московского Кремля организована и устроена в Патриаршем дворце Кремля выставка под названием "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель". Все подробности - у Юлии Казюковой.

Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель - тесно связаны. Мудрый и справедливый правитель девятый король Франции покровительствовал искусству, способствовал формированию национального самосознания.

"О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан", - комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий.

"Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог", - рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.

Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.

"В XVII - XVIII веках считалось, что готическое искусство - это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции", - говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.

В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами - частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья. В центре выставки - хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.

Рядом с реликварием наполеоновского времени - документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.

Музеи Московского Кремля радуют красотой готики. Тут открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

Сент-Шапель – Sainte Chapelle, Святая часовня – постройка середины XIII века, задуманная королем Людовиком IX, позже канонизированным (отчего он единственный среди французских королей носит наименование «Святой») для того, чтобы хранить в ней реликвии Святой земли. Небольшая – по готическим меркам – часовня на парижском острове Сите представляла собой в то время что-то вроде частной королевской молельни, хотя и прочие подданные изредка в нее допускались. Службы прекратились во время Французской революции, значительная часть сокровищ капеллы была изъята, драгоценные металлы в значительной части переплавлены. Здание отдали Национальным архивам для хранения документов.

Однако в середине XIX столетия государством была предпринята масштабная реставрация Сент-Шапель. Официально – это музей, хотя изредка здесь проводятся церковные службы (на регулярной основе – два раза в год, плюс время от времени по особым поводам).

Что до короля – ну, посмотрим для начала на его скульптурное изображение. (Конечно, средневековая скульптура отнюдь не придерживалась принципа реалистичности изображения, но тем не менее.)

Конечно, мы не можем считать это изображение (хранящееся в Национальном музее средневековья в Париже) полностью достоверным. Оно исполнено уже после канонизации Людовика, то есть через несколько десятилетий после его смерти. Впрочем, сложившейся иконографии скульптура (это дерево, сохранившее следы полихромной покраски) вполне соответствует. Есть и предположения, что статуя была предназначена именно для Сент-Шапель.

Вот еще один портрет – в книге «История святого Людовика», напечатанной в XVII столетии: мы видим здесь тот же образ.

А вот еще одно из ранних изображений короля – на доске-эпитафии Ги де Мейжоса. Здесь точная датировка – 1307 год. И это пример знаменитых лиможских выемчатых эмалей (техника, имевшая распространение в XII-XIV веках). Ныне в Лувре.

Впрочем, главное на выставке – это фрагменты витражей Сент-Шапель. По словам организаторов, они демонстрируются за пределами Франции впервые. Это фрагменты, которые были демонтированы во время реставрации 1848-1853 годов и хранятся в Центре национальных памятников.

Для разговора же о собственно реликвиях Сент-Шапель стоит вспомнить о некоторых обстоятельствах биографии Людовика IX. Его принято считать не только «благочестивым королем», но и весьма разумным правителем. Однако: на престол ему довелось вступить в возрасте 12 лет. Так что бразды правления – в качестве регентши – приняла на самом деле его мать, умная и жесткая Бланка Кастильская. Да и в дальнейшем – когда сыну приходило, скажем, в голову, отправиться в очередной крестовый поход – именно она занималась делами государства. Так что чьи на самом деле заслуги в государственном строительстве – это еще вопрос.

А вот собиранием христианских реликвий Людовик занимался целенаправленно. Не жалея на это и очень немалых денег – как, например, для выкупа «тернового венца» Христа. Всего королю удалось собрать два десятка подобных предметов – частицы Креста Господня, камень от Гроба Господня, копье сотника Лонгина и так далее. В результате чего Людовик и превратился в «наихристианнейшего короля», изрядно повысив и свое, как бы мы сейчас сказали, «международное значение» (кстати, шипы от упомянутого тернового венца он рассылал и другим монархам в знак добрых отношений).

А на выставке представлен реликварий для тернового венца, исполненный в XIX веке (ныне в сокровищнице Нотр-Дам).

Посмотрим теперь на несколько произведений, которые относятся как раз ко времени короля Людовика. Это было, прежде всего, время расцвета готической скульптуры. И вот деревянная статуя Богоматери с младенцем из церкви в Пикардии (ныне – Лувр).

Крышка переплета Евангелия происходит непосредственно из Сент-Шапель (сейчас – в отделе рукописей Национальной библиотеки Франции).

Рядом в витрине, кстати – крайне любопытная инталия на аметисте. Это гораздо более раннее время, приблизительно III век нашей эры, и это еще существовавшая тогда Римская империя. Вероятнее всего, считают исследователи, мы имеем дело с изображением императора Каракаллы. Однако в византийскую эпоху изображение переосмыслили как изображение святого Петра – для чего оказалось достаточно выгравировать сбоку «О ПЕТРОС» (по-гречески). Инталия использовалась для украшения переплета литургических текстов, так что тоже находится ныне в Национальной библиотеке Франции.

Распространенная в то время форма ковчегов для реликвий – два парных реликвария XIII века в форме готических часовен. Происходят из сокровищницы аббатства Сен-Сольв, хранятся в Музее Роже Родьера в Монтрёе, департамент Па-де-Кале.

И снова к лиможской эмали. В этой технике выполнено навершие посоха с изображением святого Михаила, поражающего дракона. Музей искусства, истории и археологии в Эврё, Нормандия.

И реликварий-квадрифолий из Лувра с изображением святого Франциска.

Всего в экспозиции – 78 предметов, представляющих искусство готики. Участие в подготовке приняли как многие французские музеи, так и Национальные архивы Франции (из них, в частности – булла о канонизации Людовика IX).

Оказалось, однако, что в XIX столетии произведения французской готики интересовали и российских коллекционеров. Многое из этих частных собраний оказалось впоследствии в Эрмитаже – который тоже предоставил вещи из своих фондов для экспонирования. Вот, к примеру, реликварий в виде призмы из горного хрусталя, поддерживаемый двумя ангелами. Такой тип прозрачных реликвариев именовался «остенсории» и позволял созерцать реликвию через прозрачный корпус.

Ну, и распространенные в то время резные диптихи-складни из слоновой кости.

Выставка в Одностолпной палате Патриаршего дворца в Кремле продлится до июня.

Что же касается Людовика IX, то о нем в эфире «Эха» рассказывала Наталия Ивановна Басовская – что можно прочесть .

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.