Музыка Свиридова - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.

Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир, мыслить как бы вместе с людьми, выражая их. Его песни - музыка внутренних состояний. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза.

Музыку Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой - ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.

Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он писал партитуру.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал кое-что сочинять. Это и было рождение музыканта.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя в области авиации и энергетики. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Общаясь с семьей Уфимцевых, Свиридов полюбил литературу.

В 1932 году Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Здесь он написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и исполняются как учебный материал. Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и заняться своим здоровьем. А летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепианным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию Свиридов в 1941 году.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, где он пишет военные песни, а также музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Вокальная музыка занимает центральное место в творчестве Свиридова, неразрывно связанная с миром поэзии. Работая со стихами самых разных поэтов, композитор по-новому раскрывает их облик.

Его привлек Сергей Есенин - поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору.

Г.В. Свиридов говорит о поэме «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к народу делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки.

Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России меняются революционным вихрем, сметающим старое…

Послушайте отрывок из кантаты «Памяти Есенина» (1956г.), которая называется «Поет зима, аукает». Музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Большое место в музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», « Эти бедные селенья» на стихи Ф.И.Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно - непостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Кантату «Курские песни» (1964г). Г.Свиридов писал на основе изучения материалов творческой экспедиции по Курскому краю. Слушая записи песен, он сказал, что в песнях настолько все идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Композитор очень бережно отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте.

Г.В.Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А.Блока), революционные события.

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Одним из первых композиторов Свиридов обратился к поэзии Велимира Хлебникова и Б.Л. Пастернака. Его маленькая кантата «Снег идет» (1965г.) отличается тонкостью средств выразительности, аккорды более изысканы, то и тут прорывается та же космическая всеобщность. Мелодия первой части построена всего на двух нотах, создавая ощущение оцепенелого падания снежных хлопьев. Завораживающая отрешенность неспешной мелодии поддерживается торжественными аккордами, создавая символ вечности природы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель» (1974г.).

Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести ее простоте и безысходности, простодушию героев, их цельному гармоническому восприятию жизнью. Это музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которая в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканы в своем роде.

Оркестровый колорит стилизует музыкальную эпоху Пушкина. Краски оркестра легкие, свежие акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовных инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной.

Музыка воссоздает образ снежной дороги (звучит музыка).

Сейчас мы предлагаем вам прослушать еще один фрагмент из сюиты «март». Обратите внимание на то, как выразительно и точно иллюстрирует музыка литературный текст А. Пушкина. Она врывается тембровым и динамическим контрастом, изображающая вступление гусарского полка в городок (на фоне музыки звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель»).

Ещё один отрывок - «Романс», стилизованный в манере любовной лирики начала XIX века. Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. Часто мелодия «Романса» звучит в Москве в подземных переходах.

Произведения Свиридова широко известные в нашей стране и за рубежом. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патриотическая оратория» по В.Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресенье», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Растнина «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 - присвоили звание народного артиста СССР, в 1976-м - Героя Социалистического труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка, и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!» (1974) была снята с эфира как пример «тоталитарного прошлого»). Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизнь. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Красоту музыки мы услышим. Сейчас заключается в ее неукротимой энергии, в стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Возможно, вы ощутите в себе прилив сил, желание сделать что-то настоящее, хорошее, желание двигаться вперед к своим заветным мечтам.

В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, передать то, чем живут сегодня все добрые люди на земном шаре: стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее, строить новые города, завоевывать космос, а главное - стремление сделать всех людей на земле свободными, счастливыми и радостными. В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и, правда, и красота, и сила этой музыки.

Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова.

Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Детство

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Творчество композитора

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Личная жизнь

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.

Георгий Васильевич Свиридов с самого начала творческого пути уделял внимание вокальной и хоровой музыке. Романсы на стихи Пушкина Лермон­това Блока, циклы песен на слова Беранже, Бернса Исаакяна Прокофьева вошли в золотой фонд советской вокальной литературы. Свиридов самобытен как вокальный и хоровой композитор. Вокально-хоровое творчество Свиридо­ва уникально по широте охвата разнообразных поэтических стилей. Компози­тор обращался к поэзии Шекспира и Бернса Пушкина и Лермонтова Некрасо­ва и Исаакяна Маяковского и Пастернака, Прокофьева, Орлова, Твардовского и др. Но любимыми всегда оставались для Свиридова два истинно русских поэта, у которых он находил вечные и созвучные сегодняшнему дню темы - это А. Блок и С. Есенин.

Свиридов обладал богатейшим мелодическим даром. Мелодия - рас­певная, русская, задушевная - «святая-святых» свиридовского творчест­ва. Характерны определения стиля Свиридова: «Творчество Свиридова -песнь в прямом (интерес к вокальным жанрам, внимание к слову) и пе­реносном (неустанное воспевание Родины) смысле слова», и «песенность» в широком смысле слова, как принцип, определяющий специфику тематизма... становится одним из главных качеств, выявляющих национальное в его творчестве».

Мастерство хорового письма Свиридова с особой силой проявилось в его «Пяти хорах без сопровождения на слова русских поэтов», которые были созданы в 1959 году между двумя хоровыми полотнами: «Поэмой памяти С. Есенина» и «Патетической ораторией». В этом сочинении раскрываются важные стилистические черты композитора. Они во мно­гом являются показательными в развитии одного из направлений совре­менного хорового письма. Лучшим исследованием творчества Е. Свиридова по праву считается монография А. Сохора, материалы которой используются нами при разборе хоровых произведений.

«Пять хоров без сопровождения» (1959) написаны на стихи разных поэтов, объединены главной темой творчества Свиридова -темой Родины, собирательного образа русской земли, ее природы и лю­дей, прекрасных в своей искренности и душевной чистоте. Не случайно музыка Свиридова воспринимается как «квинтессенция» всего русского: природы, пейзажа, человеческой души, песенности, поэзии, религии. Глубокое проникновение в душу народа, постижение природы русского мелоса - в крестьянских и городских песнях, в знаменных распевах -вызывает аналогии с музыкой Рахманинова. Композитор умеет сочетать в своем творчестве общественно-значимые темы и лирику, образы род­ной природы и героические страницы истории революции и гражданской войны. Но, основная - патриотическая - тема, тема любви к Родине по­лучает у него лирико-философское воплощение. Хор «Об утраченной юности» (на прозаический отрывок из второго тома «Мертвых душ» Н. В. Гоголя) - воспоминания о минувшем детстве и юности, выполняет функцию вступления к сборнику. Второй и пятый хоры сборника, написаны на стихи С. Есенина - любимого поэта композитора. Третий и четвертый, повествующий о встрече сына с отцом, и о («рождении поэтической песни, написаны на стихи поэтов советского периода - А. Прокофьева и С. Орлова.



В хоре «Об утраченной юности» повествование ведется от лица со­листа (автора). Подчеркивая значимость смысловых деталей, сольная партия противопоставлена хору, поющему без слов. Мелодика хора обу­словлена интонацией и ритмикой текста. В музыке - элегическая грусть, свойственная бытовым романсам (1 часть), и горечь утраты (2-й раздел). Отсюда и гомофонная фактура (сольная и аккомпанирующая партии). Двухчастная строфичность формы выделена и тональным планом, и переменностью функций в кадансах. Мелодические фразы кадансов это­го хора переходят в основной материал следующего второго хора «Вече­ром синим», являясь его отправной точкой и связывающей оба хора тематическим единством, на что указывает А. Н. Сохор. Интонационно-тематическая связь этих хоров появляется в сходстве тематики и сюже­тов их композиционной основы. Однако это сходство используется ком­позитором в качестве предпосылки к контрасту их противопоставления.

Во втором хоре «Вечером синим» повествование ведется от лица ав­тора, но изложено у хора. На первый план выведена живописность музы­кальной картины, которая по характеристике А. Н. Сохора: «все упои­тельно красиво и окрашено мечтательностью»". «Какой внутренней красотой, строгостью и сдержанностью в выражении чувств наполнена эта правдивая музыка! Лишь временами мажорную элегичность общего колорита заглушают пронзительные нотки глубокой скорби и разочаро­вания. Неизгладимое впечатление оставляет переход от короткого „рек­виема" (мужской квартет с альтами) к „бесконечному" мажорному ка­дансу, словно оживляющему в усталом сердце былые грезы юности. В этом хоре Свиридов, кажется, не уступил Есенину: поэт звуков сравнялся с поэтом слова», - пишет О. Коловский.

«Повстречался сын с отцом» - героическая песня о драматическом эпизо­де гражданской войны, полна эмоционального накала. Она близка теме из «Поэмы памяти Есенина» («Красной Армии штыки да в пояс светятся, тут отец и сын могут встретиться»). Фрагмент частушки С. Есенина (из «Песни о вели­ком походе») разворачивается в хоре (на текст А. Прокофьева) в сцену. Лири­ческий замысел хора воспроизводит дух эпического сказа, предания. Действие не раскрывает драматических событий, оно предполагается в подтексте. Хор написан в свободной форме, состоящий из пяти эпизодов. Энергичный запев мужского хора с мелодическими взлетами в пунктирном ритме, напоминает молодецкие песни донских казаков. В варьированной переменности изменяется не только интонационно-ритмическая и фактурная основа музыки, трансфор­мируется в жанр запева. Вариантность запева служит средством драматической выразительности. Первая часть подразделяется на две половины благодаря хоровой инструментовке, в которой сменяются мужская и женская группы хора. Е1торой эпизод, исполняемый женским хором («У тропиночки бросо­вой»), звучит мягко как лирическая девичья песня. Далее хоровые группы объ­единяются, представляя одночастную строфическую форму. Драматическим контрастом и кульминацией являются 3-й и 4-й эпизоды («Ветер шел походкой шаткой» и «Распустила хвост павлиний...»). Смешанный хор звучит компакт­но, мощно, повышается тесситура, ускоряется темп, отклонения в параллель­ный минор и все обрывается. После длительной паузы начинается последний раздел с величавой, светлой мелодии - гимн будущему, утверждающему побе­ду жизни над смертью. В этом хоре все построено на контрастных сопоставле­ниях: сначала поет мужской хор, затем - женский. В первом тутти гармониче­ская фактура - трехголосна (есть и унисонный эпизод). В последнем эпизоде происходит «красочно-тембровая модуляция от ярких тонов жанровой картины к полутоновым переливам умиротворенного чувства». Хоровая фактура усиливает гармоническую насыщенность комплексами (частично дублирую­щими мелодию хора поющего без слов).

«Как песня родилась» - задушевная лирика. За кажущимся внешним мелодическим и ритмическим однообразием (куплетно-вариационная форма) - богатство чувств, красота русской души, поэтичность. «Здесь особенно мастерски проявилась черта стиля Свиридова - подголосочность во всех ее проявлениях: все начинается со скромного, одноголос­ного запева, затем один из голосов „застревает" в виде педали, другой начинает вторить. Возникает основная трехголосная структура произве­дения, которая в дальнейшем усложняется по вертикали и по горизонта­ли; из вторы вырастает массивная аккордика, из педали - изящные кон­трапунктические линии. Все это в целом образует необычайно мелодич­ную, естественно звучащую хоровую фактуру, совсем как в народной песне. Этот хор можно поставить в ряд с такими образцами подголосочного русского стиля как хор поселян Бородина, оперные хоры Мусорг­ского, некоторые хоры из «Десяти поэм для хора» Шостаковича. Здесь Свиридов не только исходит из общего стиля народной песни, но пре­творяет в своем творчестве также отдельные интонационные и структур­ные закономерности народно-песенного искусства, обогащая их средст­вами профессиональной композиторской техники».

«Табун» - песня о России. В широком богатырском запеве мужских го­лосов - панорама родных просторов. Любовь к России, восхищение ее при­родой, необыкновенно поэтическая картина заката солнца, табуном коней в «ночном», звуки пастушьего рожка - наполняют особым трепетным звучание хора. Изобразительные моменты звукописи сменяются философскими раз­думьями. Хоровая фактура богата приемами хорового изложения, (от унисо­на к тутти, хоровой педали басов-октавистов, пения закрытым ртом), красоч­на (модуляциями, фактурной переменностью) и эмоциональна. Смысловое заключение - горделивая мелодия гимнического склада на слова: «Любя, твой день и ночи темноту. Тебе, о, Родина, сложил я песню ту!». Партитура этого хора богата контрастами: частая смена ритмов, фактур, вокально-хоровых красок: после двух эпизодов с прозрачной фактурой, например, очень эффектно звучит тяжеловесное семиголосие на фоне хоровой педали - как «горизонта», которое в свою очередь сменяется звонкими и певучими аккордами заключительного раздела.

В композиционном аспекте поэтическое единство «Пяти хоров» ана­логично строению одного из «есенинских» циклов композитора «У меня отец - крестьянин». Благодаря обрамлению «от автора» все хоры приоб­ретают лирический оттенок.

В этих хорах а "капелла отразились все основные стилевые черты Сви­ридова; песенность (в мелодии хоров и в голосоведении), ладовая диатоника и подголосочность с ее фактурно-гармонической переменностью функций; плагальность (преобладание терцовых соотношений с типичными для рус­ской музыки колебаниями мажоро-минора), особенности формообразования (роль куплетно-вариационной и строфических форм), разнообразие хоровых составов, тембральное богатство. Хоровая оркестровка - от мелодии к гармонии, использование divisi во всех партиях, особенно в мужских голосах, которые Свиридов ценит за силу, густоту, фундаментальность (три басовых партии и одна теноровая). Свиридов использует все виды хорового письма, уделяя особое внимание контрастным сопоставлениям регистров, фактур и исполнительских составов. («Табун», «Повстречался сын с отцом»). Красоч­ность хоровых картин Свиридова достигается разнообразием темброво-регистровых комбинаций, огромным значением фактурных и гармонических

Черты хорового письма:

1. Главенствующее положение занимает сфера вокальных жанров, мир композитора – человеческий голос;

2. Тяготение к народной музыке, ее интонациям, ладам, ее внутреннему духу и содержанию;

3. Основа хоров – мелодический пласт, покоящийся на сопровождении (инструмента или других голосов);

4. Характерная диатоничность мелодий, яркость;

5. Тональная гармония, неподвижна на долгом протяжении, неуловимый штрих – наложение аккорда;

6. Тональная сдержанность. В большинстве хоров – одна, несменяемая тональность (даже в смежных частях циклов);

7. Ритмика – отличается простотой, однако бывает и изысканно прихотливой (как в хоре «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака»);

8. Типы хоровой фактуры:

1) Выразительность свиридовских аккомпанементов. В хоровых произведениях всегда происходит расслоение музыкальной ткани на два пласта – главный и вспомогательный (сопровождение). Так под мелодию подкладываются выдержанные звуки, в «другом» тембре (или другая группа смешенного хора, соло, или разные приемы звукоизвлечения – закрытым ртом, на гласный звук и т.д.).

2) аккордовый, хоральный тип («Вечером синим», «Ты запой мне ту песню»). Полифонической фактуры в классическом виде не найти, так как смешение, переплетение линий мешает, по мнению композитора, выражению поэтической мысли. А Свиридов ценил предельную четкость слова.

9. Важнейший принцип – сцепление слова и музыки. Никогда не подчиняет слово музыке, не иллюстрирует текст, он прочитывает главную мысль, главное настроение стиха, и его музыка усиливает слово – она форма выражения стиха и мысли («Об утраченной юности»);

10. Использует поэзию Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Маяковского, Прокофьева.

...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека - вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Г. Свиридов

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, - жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы - заливными лугами, полями и перелесками. И тут же - трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин » - 1957; кантаты «Курские песни », «Деревянная Русь » - 1964, «Лапотный мужик» - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет («1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).

Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес...», «К няне» и др.) - произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра («Страна отцов» на ст. А. Исаакяна - 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина » (1956) и «Патетическая» (на ст. В. Маяковского - 1959).

«...Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна», - писал А. Блок в преддверии революции, - «но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом...» И, призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», поэт замечает, что «гул этот, все равно, всегда о великом». Именно с таким «блоковским» ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст взял у другого поэта: композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии Маяковского. Кстати, это было первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов. Об этом говорит, например, вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине неисчерпаемые мелодические, даже гимнические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском. А «гул революции» - в великолепном, грозном марше 1 части («Разворачивайтесь в марше!»), в «космическом» размахе финала («Светить и никаких гвоздей!»)...

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 - началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории - музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идет »), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. - от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это - репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк - это символ поэта, его судьбы!» - говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни » (1963), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962), «Пять песен о России» (1967), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1980).

Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»). Есенин - самый близкий и, по всем параметрам, - главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я - последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные «соавторы» Свиридова, обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», - это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь » (1977).

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.

Свиридов Георгий Васильевич краткая биография расскажет о жизни и творческом пути российского композитора, пианиста. Сообщение о Георгии Свиридова можно дополнить интересными фактами.

Краткая биография Свиридова Георгия Васильевича

Свиридов Георгий Васильевич появился на свет в городе Фатеж 3 декабря 1915 года в семье почтового работника и активного сторонника большевиков. Мать будущего композитора была учителем. Когда ему было 4 года, отца убили во время стычки большевиков с оппозицией. Вместе с матерью он переезжает в Курск, где обучается в начальной школе. С ранних лет проявил любовь к литературе и даже стал сочинять стихи. В 8-летнем возрасте Георгий знал много зарубежных и отечественных авторов.

Его любовь к музыке зародилась после игры в школьном спектакле. Ему пришлось исполнить небольшой отрывок на балалайке. Обучившись игре на этом инструменте, Свиридов стал сочинять мелодии и пытался на слух подобрать известные мотивы.

Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию и обучался азам искусства музыки у Рязанова и Шостаковича. Через год по рекомендации педагогов его зачислили в Союз композиторов.

Ближе ко Второй мировой войне пошел в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи. Из-за плохого здоровья и непригодности переезжает в Новосибирск, где Свиридов сочинял песни и мелодии для солдат, желая подбодрить их. Адаптировавшись в новом городе, он стал писать произведения для Новосибирских театров.

Первоначально творчество Георгия Свиридова было посвящено Пушкину, а точнее его стихотворениям. Автор создал несколько романсов и симфоний для великого поэта. Самое известное произведение — «Метель». Стиль композитора на протяжении всей жизни менялся. От Пушкина он перешел к романтическим и классическим композициям, и позже к русским композициям. Творчество Свиридова Георгия Васильевича включает в себя 7 романсов для стихотворений Лермонтова, 7 маленьких пьес для фортепиано, соната для скрипки, фортепианный квинтет и тому подобное.

Свиридов в 1944 году возвращается в Ленинград, а с 1956 года поселяется в Москве. Продолжает писать симфонии, оратории, концерты, кантаты, романсы и песни. В 1957 году его принимают в члены правления Союза композиторов СССР. В период 1962 -1974 годов занимает пост секретаря, в 1968-1973 годах — первого секретаря правления Союза композиторов РСФСР. Был Депутатом Верховного Совета РСФСР подряд 7-го, 8-го и 9-го созывов. Во Франции в июне 1974 года композитора представили как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

  • Был женат трижды. О первых двух браках Свиридов в интервью не упоминал никогда. Его первой женой была Валентина Токарева – пианистка и сокурсница по техникуму. Второй женой стала Аглая Корниенко — артистка, младше его на 12 лет. Ради Аглаи Свиридов бросил первую жену с 4-летним сыном Сергеем. Во втором браке родился сын Юрий. По трагическим обстоятельствам сыновья композитора умерли раньше своего отца. Третьей женой стала Свиридова Эльза Густавовна, моложе его на 10 лет.
  • В комнате общежития вместе со студентом Свиридовым жило еще 20 человек.
  • Он часто любил заниматься сочинительством, за что получил прозвище «гениальный композитор».
  • Обожал рыбалку , но копать червяков не любил — брезговал. Он часами мыл руки после этого.
  • Его квартира прослушивалась, так как Свиридов был беспартийным, а значит «неблагонадежным».
  • Всю жизнь вел записи. С этой целью использовал блокноты, тетради, магнитофонную пленку, поля журналов и книг, справочники, клочки бумаги, телефонные книги, нотные записи.